Выступление на конференции: что важно знать. Начало публичного выступления

Откажитесь от банальных, а также затянутых введений, которые входят в число 4 ошибок, сводящих ораторское искусство на нет . Забудьте о фразах типа “Как мне приятно присутствовать здесь”.

Начните свою речь с чего-то неожиданного – будто бы погружение в холодную воду. Элемент оригинальности и непредсказуемости заставит их слушать вашу речь с самого начала. После сильного 30-60 секундного введения вы можете формально представиться и представить вашей аудитории краткий обзор своей речи. Важно, чтобы они знали, почему ваша речь важна для них.

Пример: Как начать речь об ораторском искусстве

Скажем, вы хотите составить речь о важности ораторского искусства. Вот пять советов, которые вы могли бы использовать:

1. Начните свою речь с цитаты

Процитируйте знаменитого и/или влиятельного человека, о котором аудитория знает и мнение которого уважает. Соблюдайте правила цитирования в публичном выступлении .

“Если бы у меня забрали все, чем я обладаю, и разрешили оставить лишь что-то одно, я выбрал бы силу слова. Так как благодаря этому, я возвратил бы всю остальную часть моего имущества”. Так размышлял о важности ораторского искусства бывший сенатор и госсекретарь Даниэль Вебстер. Греческий оратор Перикл также осознавал важность мастерства слова: «Человек, который может думать и не знает, как выразить то, что он думает, ничем не лучше того, кто не умеет думать вовсе».

2. Начните свою речь с доказательств

Существующая статистика или другие данные, свидетельствующие о важности ораторского искусства. Правильно включайте в речь цифры .

Мичиганский университет провел опрос среди 1 290 выпускников школы бизнеса, которые недавно получили повышение. Их спросили, какая определенная предметная область сыграла наибольшую роль в продвижении карьеры. Более 70 процентов назвали самым ценным умением в бизнесе эффективное общение, которое оказалось даже важнее финансовых знаний и деловой хватки!

Такое начало будет удачным, если вы проводите совещание . Так его участники сразу окунутся в деловую атмосферу.

3. Начните свою речь с истории

Расскажите историю о том, как ораторское искусство изменило чью-то жизнь.

Изабель жила одна в течение первых шести лет ее жизни. Она была очень одинокой в своем тихом мире. Она жила только со своей матерью-отшельницей, которая также не могла говорить. Мать девочки была глухонемой. Изабель была столь изолирована от других людей, что у нее не было никакого шанса изучить и практиковать речь.

Когда власти наконец вытащили девочку из ее безмолвного мира, казалось, что она никогда ничему не научится. Но, будучи окружена людьми, которые могли говорить, Изабель потихоньку покидала свой плен тишины. Через неделю она произносила звуки. Через два месяца она говорила полными предложениями. Через 16 месяцев она выучила 2 000 слов, а через 56 месяцев ее IQ утроился, частично из-за того, что она могла слышать речь людей вокруг нее.

4. Начните свою речь с утверждения

Сделайте смелое заявление относительно важности ораторского искусства.

Ораторское искусство – это sine qua non [ лат.: неотъемлемый элемент] лидерства. Без него вы не сможете руководить. Умея пользоваться этим даром, вы можете “возглавить страны, поднять армии, вдохновить победы и вдохнуть новую храбрость в сердца мужчин”, так Эдлай Стивенсон восхвалял сэра Уинстона Черчилля.

5. Начните свою речь с примера

Процитируйте человека, карьера которого действительно взлетела благодаря ораторскому искусству.

Кстати, очень многие люди приходят на курсы публичного выступления в Москве , когда они собираются получить или уже получили повышение на работе. Так что профессиональный рост и публичные выступление очень тесно связаны между собой.

После окончания колледжа, получив степени в области химии и микробиологии, Вилма Сабра полагала, что проведет больше времени с микроскопом, чем перед микрофоном. Но это было прежде, чем во время полевых работ в Луизиане она узнала, сколько семей подвергалось высоким уровням химикатов и других токсинов. Ее работодатель не хотел предавать огласке информацию о загрязнении. Таким образом, Вилма решила организовать свою собственную компанию, которая проводила бы экологические тесты и сообщала о результатах власти и СМИ.

Вилме вскоре пришлось очень много выступать публично. Благодаря ее работе за последние 20 лет были очищены десятки токсичных мест по всей стране и спасены тысячи жизней. Вилма говорит, что обязана своим успехом ораторскому мастерству. По ее словам, публичное выступление – лучший способ собрать и объединить людей для общего дела.

18 февраля 2015 в 16:48

Выступление на конференции: что важно знать

  • Блог компании Лаборатория тестирования

Каждый год мы получаем множество вопросов от компаний, касающихся самых разных аспектов участия в конференциях. Как правильно подобрать докладчика, какие самые важные этапы подготовки к участию в конференции и как прочитать свой доклад, чтобы он запомнился и достиг своей цели? Мы решили написать пост, который будет своеобразным FAQ для тех, кто хочет принять участие в SMP Conf , SQA Days , Analyst Days и других наших конференциях.


Как это ни банально, для начала нужно определиться с тем, что вы хотите рассказать. И на какой конференции, что тоже немаловажно. Потому что несмотря на то, что все мероприятия в сфере software-инжиниринга перекликаются, тестировщикам могут быть не очень интересны отдельные аспекты управления проектами, а менеджерам проектов будут не всегда интересны трудности жизни проектировщика интерфейсов. Хотя, безусловно, исключения могут и должны быть - благодаря таким выступлениям специалисты, работающие над проектом, смогут лучше понимать друг друга, но выбор темы из смежных областей накладывает дополнительную ответственность на выступающего.

После определения тематики доклада необходимо выбрать докладчика. На первый взгляд, здесь всё максимально просто: нужно посылать того, кто лучше всего разбирается в заявленной теме. Но здесь возникает очень серьезная проблема: не всегда хороший тестировщик, разработчик или бизнес-аналитик является столь же блестящим оратором. Менеджерам проектов в этом плане повезло несколько больше, но и они не всегда справляются с выступлениями «на отлично».

Выходов из этой ситуации может быть несколько. Очевидно, два самых простых - это «подтягивание» скиллов выстпающего именно в выступлениях до приемлемного уровня или аналогичные процесс для того, кто умеет хорошо выступать, но уже в технических вопросах. Есть еще нетривиальные варианты «Соломонова решения» проблемы вроде «отправить того, кто и не разбирается в проблеме, и не умеет говорить», или «выступим в следующем году». Но эти решения ни к чему хорошему не приведут - либо тема устареет, либо выступление окажется таким невнятным, что все, включая выступающего, предпочтут о нем поскорее забыть.

По ряду причин ИТ-компании обычно принимают решение посылать все-таки того, кто глубже всех погружен в проблему. Отчасти это связано с тем, что выступать в них все умеют примерно одинаково, а вот отвечать на вопросы аудитории проще тому, кто «переболел» проблемой и сам нашел её решение. Отчасти же компании стараются поощрить своих инициативных сотрудников поездкой на конференции, а выступление - это не только хороший способ рассказать всем о компании, но и возможность сэкономить на входном билете (менеджеру на заметку).

Как бы то ни было, чаще всего все же именно технарям приходится тщательно шлифовать навыки выступления перед залом, чтобы выглядеть на конференции максимально убедительно. С чего начинать «жертве», выбранной начальством?

«Как яхту назовешь, так она и поплывет»

После того, как вы определились с проблемным полем своего выступления, нужно набросать план доклада и определиться с названием. Легче всего придумать название после того, как план доклада будет готов. Название должно быть простым и лаконичным, отражать суть излагаемого материала. Говоря простым языком, из названия должно быть совершенно ясно, о чём вы сейчас будете говорить. Если сходу ничего не придумывается, напишите на листке бумаги несколько вариантов, которые пришли в голову, вычеркните самый худший, вместо него напишите еще один, и повторяйте до тех пор, пока не получите искомое или пока не кончится бумага.

Чтобы лучше понимать: «Поиски истины в переговорах с закачиком» - хорошее название доклада. «Некоторые аспекты ведения переговоров с заказчиком при обсуждении сроков и требований» - гораздо хуже, оно более длинное и не содержит в себе никакой интриги. «Переговоры с заказчиком» - совсем плохое, потому что непонятно, о чем именно пойдет речь, и кто должен слушать этот доклад.

Как написать план?

При составлении доклада выделяйте основные тезисы, смело выбрасывайте детали и рассуждения о вечном – ведь любая конференция имеет чёткий регламент, и за короткое время (обычно это 20-40 минут) вам нужно познакомиться с аудиторией, заинтересовать её, чётко изложить весь материал и ответить на возникшие вопросы. Поэтому надо выбрать самое главное, а второстепенное оставить для разговорах на кофе-паузах и афтерпати.

Когда план будет готов, подойдите к зеркалу или к веб-камере и проговорите перед ними своё выступление, чтобы быть точно уверенным, что вы укладываетесь в регламент. Если вместо 20 минут получилось 60, все в порядке - проект доклада требует еще одной итерации. Перечитайте внимательно предыдущий абзац и повторите своё выступление.

Лучше всего заисывать собственное выступление - можно даже банально с помощью смартфона. Просмотрев один раз себя в записи, не надо ужасаться и кидать телефон на пол, или, тем более, кричать в присутствии начальника, что вы ни на какую конференцию не поедете. Помните, что это альфа-версия доклада; буквально за несколько часов её активной «отладки» вы получите доклад, совершенно не похожий на то, что вы увидели с самого начала.

Кстати, рассказывать потом лучше без бумажки и не пытаясь заучить текст. У вас и так будет шпаргалка - ваши слайды в презентации. Кстати, давайте поговорим и о них.

Визуальные образы

Может быть, вы слышали, что более 70% человечества - визуалы? Не зря все доклады в конференцзалах всегда сопровождаются разными упражениями с PowerPoint"ом или чем-то другим в том же духе. Визуальный ряд во время выступления - это тоже очень и очень важно.

Обычно оформление визуального ряда производится в виде презентации, состоящей из наглядных картинок, графиков, кодов и других слайдов. Текст на слайдах должен быть коротким, оформлен большим шрифтом, хорошо видимым из зала. Помните – текстовые слайды создаются не для докладчика, а для облегчения понимания выступления аудиторией. Не нужно втискивать весь доклад в слайды.

При оформлении слайдов на первой и последней страницах разместите логотип компании. В конце концов, проблему вы смогли решить только благодаря тому, что она появилась у вашей компании.
Если где-то нужны скриншоты, схемы, графики - обязательно вставляйте их, причем увеличивая настолько, насколько это требуется. Изображение должно быть прежде всего информативным, а потом уже красивым. Хотя сегодня средства создания презентаций позволяют не искать компромисс между этими вещами.

Если хотите выделиться, попробуйте вместо PowerPoint"а Prezi . Эта система создания презентаций, ко всему прочему, автоматически складывает их в «облако», и вы не забудете выложить перезентацию на SlideShare.

Как привлечь к себе внимание

Но все-таки даже самая лучшая презентация не всегда способна вам дать то, что так нужно любому докладчику на любой конференции: обратную связь. Как заставить зал реагировать на себя, задавать вопросы, высказывать мнение? Все очень просто: нужно задавать вопросы самому.

Вопросы могут быть достаточно серьезными, а могут быть и веселым. Не бойтесь выглядеть глупо – на самом деле этого довольно сложно добиться. Наоборот, чем серьезнее тема, тем более нужными становятся вопросы, позволяющие на две минуты отвлечься от неё. К примеру, спросите, что продал Стив Возняк, чтобы основать компанию Apple (Википедия говорит, что это был калькулятор) - и реакция зала вам обеспечена.

Обязательно приводить примеры из жизни, можно рассказывать интересные короткие истории – всё это разнообразит ваше выступление и привлечёт внимание слушателей. Не обязательно кейсы должны быть из вашего собственного опытка: хороший кейс с Хабра, Quora или любого другого сайта тоже улучшит ваше выступление, только не забудьте упомянуть его автора.
Важный совет для того, кто не очень часто выступает на публике: не старайтесь говорить все время в одном темпе и с одной интонацией, как диктор в выпуске новостей. Пользуйтесь возможностями своего голоса: на наиболее важных местах понижайте его, если решите пошутить – повышайте. Если в зале стоит гул разговоров – не старайтесь перекричать его, уверенное и интересное изложение материала заставит прислушиваться к докладчику, и разговоры прекратятся. Важное значение имеет и работа с микрофоном – нельзя держать его вплотную к губам или слишком далеко ото рта.

Хочется отдельно высказаться по поводу призов за вопросы из зала. Если уж вы беретесь давать их, то постарайтесь выбрать действительно хороший вопрос, и запастись действительно хорошим призом, иначе вы будете выглядеть несколько двусмысленно. Футболки с логотипом вашей компании могут не подойти по размеру тому, кто задал вопрос, да и виски с кофе любят тоже не все. Поэтому разыгрывайте то, что всем понравится - например, iPad:)

Самое важное

Как то ни странно, но просто приходите пораньше. 95% всех накладок можно разрешить в течение пяти минут, но пять минут перед началом конференции и пять минут во время вашего выступления - это как пять минут у банкомата и в очереди к нему. Поэтому не ленитесь лишний раз проверить, как работает ваша презентация - организаторы, конечно, тоже это все сделают, но вы знаете своё творение лучше и сможете заметить больше «косяков».

Кстати, накануне лучше лечь пораньше - наши конференции обычно начинаются рано утром, на свежую голову всегда выступать легче и приятнее. Как, впрочем, и слушать выступления.

Что ж, надеемся, что эти советы были не слишком скучными и кому-то пригодились. Ждем вам на наших конференциях с новыми докладами во всеоружии!

"Искусство ведения войны- это наука,

в которой удается лишь то,

что было рассчитано и продумано"

Наполеон

Это изречение столь же актуально для ораторов, как для полководцев.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ОБУСЛОВЛЕНА ХОРОШЕЙ ПОДГОТОВКОЙ

Хорошо подготовленная речь - на девять десятых речь произнесенная.

Не пытайтесь подготовиться к выступлению за полчаса. Речь должна вызреть. Записывайте на бумажках все мысли и примеры, которые приходят к вам в голову и постоянно изыскивайте новые.

Собирайте значительно больше материала, чем будете использовать.

Иметь запас знаний - значит располагать большим объемом информации, чем вы можете задействовать.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

В начале изучения какого-либо вопроса будет торможение. Не стоит отступать. Однажды произойдет рывок.

В начале выступления возможно волнение. Необходимо проявить выдержку. Волнение должно пройти по мере выступления.

Все, кто преуспел на ораторском поприще, как правило не отличались выдающими способностями. Но они обладали упорством и твердостью, проявляли настойчивость и добивались цели.

Думайте об успехе. Тогда вы будете делать то, что необходимо для его достижения.

Если вы пали духом, посмотрите на портрет известной личности, и подумайте, как бы он повел себя на вашем месте.

Если вы плывете по жизни, как айсберг, и не можете выплыть из каких-то непредвиденных обстоятельств, а тут еще сессия, диплом и вам на все не хватает времени, то самый момент осуществить заказ диплома . На сайте http://diplom177.ru/ это выполнят в срок и качественно. Вам же предстоит все продумать, понять, уточнить и подготовить доклад к защите. Удивите комиссию своими углубленными знаниями! Ведь теперь это ваши знания, они помогут вам в дальнейшей работе.

СЕКРЕТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Правило первое : выделяйте важные слова и подчиняйте им неважные.

Правило второе: Говорите с модуляциями (тональность голоса должна то понижаться, то повышаться, голос должен быть естественным).

Правило третье: Меняйте темп речи.

Правило четвертое : Делайте паузу до и после важных мыслей.

ПОВЕДЕНИЕ НА ТРИБУНЕ

Не выступайте, если вы устали. Отдохните, восстановите силы и свой энергетический запас.

Перед выступлением не ешьте плотно.

Если вам приходится часто выступать - берегите свой энергетический потенциал. Оратор должен обладать магнетической силой.

Одевайтесь аккуратно и красиво.

Улыбайтесь. Выходя к публике, вы должны дать понять, что вы рады встрече.

Не стойте на возвышении. Оставайтесь на одном уровне со слушателями.

Проветривайте помещение перед выступлением.

В помещении должно быть светло. Встаньте так, чтобы свет падал вам на лицо и публика смогла вас хорошо видеть.

Не прячьтесь за мебелью, снимите, уберите все, что отвлекает внимание: таблички, плакаты и т.д.

Лучше не приглашать гостей на сцену. Они будут отвлекать от вас внимание.

КАК НАЧАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Как только вы появитесь перед публикой, ее внимание естественно и неизбежно будет привлечено к вам. В первые 5 секунд его не трудно вызвать, труднее удержать в течение последующих пяти минут. И если вы его потеряете, то завоевать снова будет трудно вдвойне. Поэтому сделайте интересной уже самую первую фразу. Не вторую. Не третью. Первую! П-Е-Р-В-У-Ю. Первую!

Но как это сделать?" - спросите вы. Задача не из легких. Пытаясь собрать материал для ее решения, придется пройти окольными скользкими тропами, ибо тут многое зависит от вас, от вашей аудитории, от темы, собранного материала, обстоятельств и т.д.

Начало выступления нужно тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть коротким.

Вот несколько вариантов начала:

Возбудите любопытсво

Можно начать с рассказа

Начните с конкретного примера

Используйте наглядный материал

Задайте вопрос и начните отвечать

Притягательность потрясающих фактов

Начало не должно быть официальным. Можно связать его с какими-то фактами, событиями и т.д.

КАК ЗАКОНЧИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Сказанное под занавес будет помниться больше всего.

Недопустимо говорить "Пожалуй, это все, что я хотел сказать. Здесь можно поставить точку". Лучше просто кончить и точка.

Продумайте заключение заранее. Прорепетируйте его и знайте дословно, как вы закончите выступление. Концовка должна быть плавной. Не обрывайте речь на полуслове.

Вот семь вариантов заключений на выбор:

Обобщить и вкратце изложить основные рассмотренные вопросы

Призвать к действию

Сказать какой-то комплимент в адрес кого-то

Рассмешить публику

Привести поэтическую или какую-либо цитату

Использовать цитату из Библии

Кульминация как финал

Придумайте сильное начало и финал, а затем сведите к минимуму промежуток между ними.

УДАЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ!

Вступление является необходимым элементом любого публичного выступления. Вступление различается в зависимости от подготовленности аудитории: в хорошо подготовленной аудитории оно может быть минимальным, состоять только из завязки, без зачина; в менее подготовленной аудитории вступительная часть должна быть более развернутой и включать зачин.

Зачин нужен для того, чтобы завладеть вниманием ауди-

тории, захватить ее внимание. Ф. Снелл писал: «Первое предложение можно сравнить со стуком торгового агента в вашу дверь».

П. Сопер, уделявший очень большое внимание проблеме захвата внимания аудитории, отмечал: «Повлиять на безразличную аудиторию гораздо труднее, чем на заранее настроенную против ваших воззрений... Привести предмет в движение труднее, чем поддерживать само движение. Слушатель также бывает в состоянии инерции покоя и движение. Поэтому введение – наиболее важная часть информационной речи».

Рассказывают такой случай. Один фермер продавал мула. Покупатель подал несколько команд, но мул не выполнил их.

– Твой мул глух, – сказал покупатель.

Фермер не сказал ни слова, взял дубинку и ударил мула промеж глаз. Затем он что-то прошептал ему на ухо. Мул рявкнул и помчался со всей скоростью.

Покупатель был изумлен.

    Зачем ты долбанул его дубинкой? Фермер ответил:

    Сперва надо привлечь его внимание... Внимание действительно надо сначала привлечь. Внимание – это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте... Внимание бывает непроизвольное – такое внимание возникает непреднамеренно (например, к сирене пожарной машины, молнии за окном, движущемуся предмету в лекционной аудитории и др.), произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте и послепроизвольное – поддерживаемое интересом (например, начал читать книгу и увлекся). В аудитории необходимо вызвать, в первую очередь, произвольное внимание. Исследования показывают, что для этого нужно создать у слушателей установку на внимание.

Приемы захвата внимания

Практикой выработан целый ряд эффективных приемов захвата внимания аудитории во вступительной части публичного выступления. Практически все из этих приемов легко может применить даже начинающий оратор.

– Апелляция к событию, времени, месту.

«Начните с того места, где вы находитесь», – советует П. Сопер. Скажите: Мы собрались сегодня в аудитории, в

которой... Вот висит портрет Ленина... Сегодня годовщина... Два месяца назад я выступал в этой же аудитории, и тогда... Я думаю, все вчера смотрели новости по телевизору и знают... Сегодня утром в последних известиях сообщили и т. д. и т. п.

Этот прием несложен и весьма эффективен для привлечения внимания.

– Обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно. Затроньте вопросы, которые снимают или могут снять личностное напряжение у слушателей, помочь им решить какую-либо из их повседневных проблем. Вот что писал на эту тему Д. Карнеги: «Нас не интересует беседа на тему «Как составляются завещания в Перу», но мы заинтересовались бы беседой «Как составлять наши собственные завещания» (с. 65).

П. Сопер дал любопытную классификацию интересов людей, затронув которые, мы обеспечим себе внимание аудитории.

Он выделил «основные интересы» людей:

вопросы жизни и смерти;

здоровье;

профессия;

социальный престиж;

опасность;

безотлагательные мероприятия.

Кроме них, он включил в число вызывающих общий интерес такие проблемы, как: патриотизм, долг, честь, чувство справедливости, желание исправить зло, сострадание к бессловесным страдальцам.

«Групповые интересы», по П. Соперу – это подкуп в местном самоуправлении, налоги, воздух, проблема преступности по месту жительства.

«Злободневные интересы» – эпидемии, избирательная кампания, новый закон, положение в мире.

«Конкретные интересы» – автомобиль, дом, пища, вещи обихода, то есть то, с чем мы ежедневно соприкасаемся.

Нетрудно заметить, что интересы, выделяемые П. Сопером, в основном американские, но важно понять принципы выделения таких интересов.

– Возбуждение любопытства.

Затроньте необычный факт, который показывает слуша-

телям, что они еще не все знают. Например: «Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира?» – «Как? В каких?»

Пообещайте рассказать «о чужих землях и народах, таинственных происшествиях, чудесах прошлого и настоящего» (П. Сопер).

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: а как же оратор разрешит этот парадокс? Ср.: «Эйнштейн сказал, что образование – это то, что остается, когда все выученное забыто». Правильно ли это?» Или: «Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим?» Или еще один вариант: «Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так?».

Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой: механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но ей захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

Л. П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» (М., 1970, с. 17) приводит пример постановки дилеммы в начале публичного выступления А. В. Луначарским, который выступал на тему «Пушкин и Некрасов». А. В. Луначарский начал свое выступление так:

«Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!» И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России.

Так кто выше?»

– Обращение к борьбе, конфликту.

Дейлу Карнеги принадлежит в связи с этим замечательное высказывание, которое должен помнить любой оратор: «Мир любит слушать о борьбе. Когда герои в кино начинают обниматься, все ищут пальто и шляпы».

П. Сопер предлагает оратору отыскать в теме то, что

задевает приключенческую жилку; «ищите конфликт: столкновение в борьба вызывают невольный интерес». Вспомните: люди охотно наблюдают за бытовыми конфликтами на улице, остановятся поглазеть на драку, пожар, аварию и т. д. Объявив в самом начале выступления о том конфликте или драматической ситуации, о которой вы намерены рассказывать, вы завоюете внимание аудитории. Стоит оратору сказать: «Зимой 1930 года, в бурную ночь, когда грузовое судно приближалось к побережью... – и аудитория сразу встрепенется» (П. Сопер, с. 137). Или еще вариант начала: «Ссоры между мужем и женой – обычное дело в семьях. Почему это происходит?» Или: «На днях я был свидетелем бурного конфликта в очереди. Из-за чего все началось?..»

– Демонстрация какого-либо предмета.

Можно начать так: «Вот у меня в руках книга. Прекрасный переплет, великолепная бумага, хорошо издана. Она очень привлекает тех, кто берет ее в руки... Вместе с тем, в ней нет ни слова правды...»

Или: «Вот я принес показать вам маленький значок. Он чудом сохранился у меня, даже не знаю как. А значок этот – «Ворошиловский стрелок». Кто знает, за что его давали у нас в стране?»

– Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из Вашей жизни, о прочитанном вами.

Можно рассказать о своих переживаниях, ощущениях: «Я очень волнуюсь сегодня, выступая перед вами, потому что...». Другие возможные варианты «рассказа о себе»: «Вот как-то мне пришлось быть свидетелем интересного спора... Недавно я прочитал, что... Однажды со мной произошел такой случай... Как-то я ехал в поезде из Москвы и со мною в купе оказался очень интересный попутчик... и т. д.

– Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля. Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

– Цитирование знаменитости. Например: «Бернард Шоу как-то сказал...»; «Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...»; «Эйнштейну принадлежит очень любопытная фраза...» и т. д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко

заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

– Исторический эпизод.

Начать можно так: «В XVIII веке при французском дворе был обычай...»; «Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...»; «Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем, мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних пародов. «Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято...» и т.д.

Например: «Вчера в «Известиях» была небольшая заметка о...», «Сегодня утром в программе «Время деловых

людей» я услышал любопытное сообщение...»; «Вчера поздно вечером «Маяк» передал, что...» и т. д. Этот прием весьма надежен как средство захвата внимания, потому что среди слушателей обязательно будут люди, которые слушали или смотрели, читали то, о чем вы собираетесь рассказать, и это сразу ставит их в положение «заодно с оратором»; такие люди обычно говорят сидящим рядом: «Да, я видел (читал, слушал) тоже...» и мобилизуют этим остальных слушателей внимательно слушать. Еще неплохо привести некоторые подробности: «Часов в одиннадцать по «Маяку»...», «Утром, я как раз уже собирался уходить, стоял в коридоре и услышал...» и т. д. Дополнительные подробности – когда, где, в каких условиях вы получили информацию, которой делитесь со слушателями, оказывает дополнительное притягивающее» действие.

– Постановка проблемного вопроса и ответ на него. Данный прием захвата внимания рекомендован Д. Карнеги; его ограниченность в том, что разная аудитория по-разному реагирует на такое начало – малоподготовленная, разнородная аудитория реагирует на такое начало более пассивно, нежели подготовленная.

– Риторический вопрос.

Если риторический вопрос задается эмоционально, после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована – другими, бо-

лее конкретными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, «красиво».

– Изложение цели и задачи выступления.

Данный прием действенен только в очень компетентной аудитории, когда слушатели изначально хорошо разбираются в проблеме и внимание их уже фактически обеспечено самим интересом к теме.

Есть и некоторые чисто «технические» способы захвата взимания:

    произнесение намеренно громкой фразы;

    совершение необычного действия (например, слушатели долго не успокаиваются, и оратор начинает долго что-то искать в своем портфеле: все утихнут, с любопытством наблюдая – что же такое важное он там ищет?

Можно указать и на некоторые неправильные приемы в начальной части выступления:

Не говорите, что вы не оратор.

Не начинайте выступление с извинений.

Не начинайте выступление с шутки.

Последняя рекомендация особенно важна для нашей аудитории. Американская аудитория, например, допускает такое начало и положительно реагирует на шутку в самом начале, но русская аудитория подобное начало не считает приемлемым, не привыкла к нему и оценит такое начало скорее как неудачное, как свидетельство несерьезности оратора или расшифрует шутку как стремление оратора изо всех сил понравиться аудитории. Если же какой-либо коммуникативный прием расшифрован, его действие равно нулю и он даже ухудшает коммуникативную позицию оратора.

Однажды оратор, который должен был выступить перед аудиторией преподавателей вузов на темы экологии (а лекцию об экологии аудиторию вынудили слушать), чтобы завоевать внимание и расположение аудитории, начал свою лекцию так: «Все мы любим выпить (?!)... Но чтобы выпить, надо ведь иметь, чем закусить (?!). А чтобы иметь чем закусить, надо чтобы это выросло... А чтобы выросло, нужна хорошая экологическая обстановка... Вот мы и поговорим сегодня о значении экологии в жизни человеческого общества!» Такое начало вызвало недоумение и смешки в аудитории, и оратор был воспринят как несерьезный. «Фигляр»,

сказала о нем одна из слушательниц. Слушать его аудитория не захотела. Так что с юмором в начальной стадии выступления надо быть очень осторожным. Не полагайте, что вы должны быть обязательно остроумны с момента своего появления перед людьми. Юмор лучше приберечь на потом, на следующие стадии вашего выступления.


Оратор – это архитектор, созидающий стройные, высокие, низкие, длинные, короткие постройки из идей в умах своих слушателей. В любом строительстве все начинается с фундамента. Это основа любого здания. Похожа ситуация и в ораторской речи. Начало выступления можно сравнить с фундаментом. Ведь с него начинается любая речь. А уверенное и безошибочное начало – половина успеха. Выходя на сцену, вы приковываете к себе внимание аудитории на несколько секунд. Но вот как его удержать в следующие пять минут? И здесь возникает вопрос о том, как сделать из начала своего выступления «крепкий фундамент». Для этого необходимо обладать знаниями в этом аспекте . Именно этому и будет посвящена статья

Приводите конкретный пример

Многие начинающие ораторы считают, что сначала нужно изложить общие положения. В то время, когда примеры легче для восприятия и понятнее аудитории. Так почему бы не начинать с них? Начните свое выступление с примера, захватите внимание и интерес аудитории, а после этого беритесь рассказывать общие замечания по вашему примеру. И такое начало будет неплохим.

Используйте какую-либо вещь или предмет для привлечения внимания аудитории

Его можно держать в обеих руках, в одной руке, на ладони, над головой, на уровне пояса. Это все не очень существенно. Однако немаловажно, чтобы ваш предмет был связан с темой вашего выступления. Посмотрите на . Он чуть ли не постоянно на своих презентациях держит в руках какой-нибудь гаджет.

Начинайте с шокирующих фактов

Например, «В России самый высокий показатель преступности в мире». Не факт. Но то, что подобное начало произведет эффект, ясно.

Начните с мощной цитаты

Высказывания известной личности неизменно имеют притягательную силу. Поэтому нужное изречение – один из самых успешных способов начала ораторской речи. Как вы оцениваете нижеприведенное начало выступления о личностном успехе: «Никакие поражения не фатальны, никакие успехи не окончательны, значение имеет лишь мужество продолжать!» ()

Такое начало имеет два положительных момента. Первое, цитата вызывает интерес. Второе, цитата приводит вас с аудиторией прямо к сути дела.

Задавайте вопросы

Это не только возможность наладить контакт с аудиторией посредством интерактива. Вопрос поможет подобрать ключик от умов слушателей, т. к. заставляет их думать с оратором, сотрудничать с ним.

Возбуждайте любопытство

Это немаловажно для захвата внимания аудитории. Для этого вы можете использовать от одной фразы до нескольких абзацев. Я знаю историю одного охотника, который обвязывался простыней и начинал ползать взад-вперед, возбуждая таким образом любопытство у животных и привлекая их, свою добычу.

Как не стоит начинать выступление

Не стоит начинать со смешных историй. В публичном выступлении нет ничего более сложного, чем рассмешить свою аудиторию. Юмор – вещь очень тонкая. Имейте в виду, что истории не всегда бывают смешными сами по себе. Во многом тут играет роль харизма оратора. Подавляющая доля рассказчиков потерпит провал с шутками знаменитых ораторов таких, как, например, Марк Твен. Сам автор однажды попал впросак на чемпионате ораторов, рассказывая смешную историю. Однако читатель может оказаться человеком с великолепным чувством юмора. В таком случае – флаг Вам в руки.

Не начинайте с извинений: «Я плохой оратор… Я плохо подготовился… Мне нечего сказать» Даже если вы плохо подготовлены, часть слушателей поймет это без вашей помощи. А другая не поймет.

Несмотря на все советы в этой статье, многое будет неизбежно зависеть от вас самих, от аудитории, предмета выступления, подготовленного материала. Тем не менее автор надеется, что советы, приведенные в этой статье, окажутся полезными.