А митяев почему армия всем родная. Урок мужества "Почему армия всем родная"(Разработка

Цели:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, правильное восприятие понятия назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества. Воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими.
  • Развивать творческие способности детей их самостоятельность и инициативность.
  • Приобщение к традициям страны, школы.
  • Способствовать поднятию престижа армии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступление

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по Океану. Начнем путешествие с острова «Дружный».

Ведущий: Быть защитником всегда считалось в России великой честью. Так было и так будет всегда. Защитники нашей Родины – это Российская армия, военно-воздушный флот, морской флот и их подразделения.
Воин бережет родной страны покой на посту. И наш народ гордится боевым прошлым нашей армии. Спокойно пусть дети растут на просторах российской земли. Воин охраняет мирный труд своего народа.

Защитник Отечества – мир на Земле.
Вода в роднике, свежий хлеб на столе
Надежда, уверенность в завтрашнем дне,
Стабильность и счастье в огромной стране.

II. Представление команды «Ночной дозор»

– Охрана государственной границы – это важнейшая и ответственная задача.
Мы рады всем, кто приезжает в нашу страну с добрыми намерениями. Но есть и другие люди, они пытаются тайком перейти нашу границу. Таких задерживают пограничники. Чего только не выдумывают нарушители, в кого только не переодеваются, лишь бы перехитрить пограничников. Но пограничники все равно их ловят, и в этом им помогают специально натренированные собаки. На пограничной заставе всегда готовы к бою, если враг решится напасть, то первый удар примут на себя пограничники. Днем и ночью в любую погоду бдительно несут пограничники свою нелегкую службу.

– С полуострова «Дружный» мы отправимся на остров «Музыкальный»

– Какие военные песни вы знаете?

ТРИ ТАНКИСТА

Расскажи-ка песенка, подруга.
Как дерутся с черною ордой
Три танкиста, три веселых друга
Экипаж маши боевой.

Под огнем горят, сметая местью,
Шел их танк на целый батальон
И за подвиг доблести и чести
Экипаж отважный награжден.

И ни раз врагу придется туго.
Там, где водят танк геройский свой.
Три танкиста, три веселых друга.
Экипаж машины боевой.

б) фрагмент фильма

в) Основу любой наземной армии составляют танковые части. Многие современные танки умеют плавать и даже, как подводная лодка, прятаться под водой. Внутри танка находятся не один человек, а целый экипаж: командир, стрелок, механик и радист. Самый знаменитый танк времен Великой Отечественной войны – это танк Т-34. Фашисты были ошеломлены появлением на поле боя этого танка. Своей пушкой он пробивал броню любых немецких танков, в то время как его броня легко выдерживала удары вражеских снарядов. Великий вклад наших воинов-танкистов в Победу в той страшной войне.

2. С острова «Музыкальный» отправляемся на остров «Смелых».

а) представление команды «Морские волки».
б) рассказ об Ушакове.

3. Социальный опрос.

В классе 13 мальчиков

Чтение рассказа по ролям

А.Митяева

«Почему армия всем родная»

Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами.
Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная армия!»
… А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка…
– подумала Лена.
Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила:
– Коля! Скажи, пожалуйста, тебе армия родная?
– Мне? Конечно, родная, – ответил Коля. – Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и армия родная.
Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек.
Вышла из подъезда соседка тетя Маша – с ковром под мышкой, с веником в руке.
Лена ее спросила:
– Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в армии?
– Нет, – ответила тетя Маша. – Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях.
– Значит, вам армия не родная?
– Как же это не родная! Удивилась тетя Маша. – Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним на встречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти».
– Армия всем родная, – закончила тетя Маша. – И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст.
Повеселела девочка. Побежала с улицы домой.
Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тетя Маша.
– Все же Коле армия родней! – пожаловалась Лена.
– Ну это как сказать, – ответил папа, – принеси-ка мне коробку с документами.
Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» – было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчетливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: «Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса».
– Вот это да! – удивилась Лена. – Мой папа танкист! А что значит «запаса»?
– это значит, – сказал папа дочке, – что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в армии.
– А другие папы?
– Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса…

III. Итог занятия

– Сегодня среди гостей есть военный. Кто это? (приглашаю выйти). Ильдус ученик кадетского корпуса. Я знаю, что вы хотели задать ему вопросы.

1. – Трудно ли учиться в кадетском классе?
– Чем отличается кадетский класс от обычного?

Учитель. Дай совет, каким нужно быть, чтобы попасть в кадетский класс. А сможешь ли ты продемонстрировать то, чему вас научили?

«Ты не бойся мама»

У меня матроска, шашка у меня.
Мне купила мама быстрого коня
Ты скачи, коняшка, шашка наголо,
Ты не бойся, мама, никого.

За моей кроваткой загудел мотор
Покатил по полу бронетранспортер
Падают снаряды, завязался бой.

На столе ракета, не пройти врагу
Наши самолеты небо берегут.
Не погаснет солнце, не погибнет сад
Ты не бойся, мама, я – солдат.

Вырасту как папа, пролетят года
И отменят войны люди навсегда
Пусть не знает горя добрый шар земной
Ты не бойся, мама, я с тобой.

3. Рефлексия.

– В каких войсках хотели бы служить?

  • Погран. войска.
  • Танковые войска.
  • Военно-морские (каждый ребенок может хлопнуть один раз).

– Следующий классный час мы посвятим роли (того рода войск, который наберет больше голосов) в победе ВОВ, который празднуем 9 мая.

Вера Терскова
Конспект интегрированного занятия «Наши защитники»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ :

Ознакомление с окружающим и развитие речи.

Тема : «Наши защитники »

Старший дошкольный возраст.

Задачи : Обобщить представления детей по теме «Наши защитники » .

Воспитывать любовь и уважение детей к российской армии. Воспитывать патриотические чувства.

Материалы для занятия : Матросские бескозырки и воротники, штурвал, флажки, толстые веревки для завязывания морских узлов, странички из семейных альбомов с рассказами на тему «Как папа служил в армии» . Текст рассказа А. Митяева «Почему армия всем родная?» .

Ход занятия.

Что такое «Россия» ? Россия- это… Продолжите. (Это наша Родина, наше Отечество….)

За что мы любим нашу Родину? (за то, что здесь мы родились и выросли; за то, что она вскормила нас своим хлебом; за красоту ее природы; за то, что здесь наш дом, здесь живут наши родные , друзья….)

И. Векшегонова, Родина.

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер – пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крылами ель.

Вот здесь, где все дышит сказкою

Родились мы и живем.

Поэтому край наш ласковый,

Родиной мы зовем.

Вспомните, какие пословицы и поговорки сложил русский народ о Родине.

Дети рассказывают пословицы и поговорки о Родине.

Ребята, посмотрите на карту и покажите границу России.

Для чего нужна граница?

Кто сейчас охраняет границу?

Кто охранял ее в давние – давние времена?

Чем отличаются современные пограничники от богатырей? (Ответы детей.)

Современное вооружение очень сложной, поэтому солдату нужно много знать, чтобы управлять военной техникой. Где мужчина может научиться военному делу? (В армии.)

Что сегодня лежит на столике удивления? (бескозырке и матросский воротник) .

Кто носит такую форму?

Как вы думаете, почему форма военных моряков оказалась сегодня на нашем столике удивления? (Скоро День Защитников Отечества .)

23 февраля мы чествуем тех, кто служит в Российской Армии, военнослужащих пограничных войск – пограничников, военнослужащих ракетных войск – ракетчиков, военнослужащих десантных войск – десантников, военнослужащих военно-морского флота – моряков.

Кто знает, в каких войсках служили ваши папы, дедушки?

Когда мальчики вырастут и станут мужчинами они тоже, как папы и дедушки пойдут служить в армию. Будет еще не скоро. А сегодня я предлагаю Вам интересную игру . Хотите стать моряком прямо сейчас? Тогда наденем морскую форму. Вы будете матросами, а я, капитаном. (Звучит аудиозапись «Яблочко» , воспитатель и дети надевают бескозырки и матросские воротнички, воспитатель выставляет стойку со штурвалом, украшает корабль флажками.)

Посмотрите, наш корабль украшен флажками. Почему? (В праздник все украшают, даже военные корабли, в городах бывает салют и военный парад.)

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах звонко.

Змейкой вьется по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья!

Это празднует февраль

Армии рожденье.

Внимание! Команде занять свои места ! (Дети заходят на корабль)

Убрать трап! Отдать швартовы! Поднять якорь! Полный вперед! Лево руля! Море бурное вопросов нас зовет вперед! Будьте внимательны!

Отвечайте четко.

Как называется страна в которой мы живем?

А как она называлась раньше?

Как вы думаете, почему нашу армию называют Российской?

А почему армию называют родной?

Чтение познавательного рассказа А. Митяева «Почему армия всем родная?»

Скажите, что удивило девочку, когда она прочла плакат?

У кого спрашивала Лена, почему Армия родная?

Что ей ответили?

Вижу землю. Ура! Мы благополучно проплыли по морю вопросов, потому что вы многое знаете.

Спустить якорь! Всем матросам спуститься на Берег отдыха.

Физкультминутка : танец «Яблочко»

Хорошо на берегу, но нам пора в путь. Вернуться на корабль! Занять свои места ! Поднять якорь! Полный вперед!

Команде приготовиться к судовым работам! Получить канаты! Завязать морские узлы!

Игра – соревнование «Чей узел крепче?»

Проверим, чей узел самый сложный, самый крепкий? Поменяться завязанными канатами! Развязать узлы!

Молодцы! В нашем экипаже все матросы отлично завязывают морские узлы.

Прямо по курсу корабля остров. Всем сойти на берег. Мы на острове воспоминаний. Расскажите, как ваши отцы и деды служили в армии.

Дети берут со столика странички семейных альбомов и помещают их на стенд.

Рассказывание на тему «Как мой папа (дедушка) служил в армии».

Предлагаю в честь всех защитников Отечества устроить маленький парад.

Дети маршируют на месте и поют песню «Хочется мальчишкам в Армии служить»

Я верю, что когда вы вырастите, и придет ваше время служить в армии, вы будете достойными защитниками нашей Родины , нашего Отечества, России.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ОО «Познание», ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Весеннее путешествие» Образовательная область «Познание». Интеграция ОО: «Коммуникация», «Социализация». Форма: непосредственно-образовательная деятельность.

Конспект НОД по развитию речи для воспитанников 5–7 лет с ЗПР «Наши Защитники» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знания о празднике «День Защитника.

ОУД: Ознакомление с окружающим Образовательная область: «Познание» Тема: «Петропавловск - мой город родной» Цели: углублять и закреплять знания детей о родном городе, об исторических фактах образования города. Развивать связную речь, кругозор детей.

Ознакомление с окружающим и развитие речи (для детей с ЗПР) «Транспорт» Цели: уточнить и закрепить знания детей о транспорте, его видах по способу передвижения и назначению, профессиях людей, которые работают.

Ознакомление с окружающим и развитие речи (для детей с ЗПР) «Весна» Цели: уточнить и систематизировать знания детей о последовательности весенних изменений в природе; учить детей устанавливать связи между.

Методические задачи: расширять кругозор детей, знакомить детей с зимними видами спорта и спортивным инвентарем; закрепить знания детей.

татьяна Туева
Конспект занятия по чтению рассказа А. Митяева «Почему Армия родная?»

Задачи. Уточнить и обобщить представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества, чувства гордости за их подвиг, желание быть на них похожими.

Оборудование: картинки с изображением воинов разных видов войск.

Ход занятия.

Что вы знаете о празднике День Защитника Отечества?

Зачем нам нужна армия?

Когда-то нашу армию называли Красной Армией, потом стала Советской Армией, а сейчас называется Российская армия. Российская армия - это вооруженные силы нашей Родины. На суше охраняют сухопутные войска, в воздухе - военно- воздушные силы, а на воде- военно-морской флот.

23 февраля считается мужским праздником. Но мы в этот день поздравляем не только тех кто служит в армии, дедушек, пап и наших будущих защитников- мальчиков.

Кто знает, в каких войсках служили ваши дедушки и папы?

Какие рода войск вы знаете?

Игра «Кто служит в Армии»

Кто служит в ракетных войсках? (В ракетных войсках служат ракетчики).

Кто служит в танковых войсках (В танковых войсках служат танкисты).

Кто служит в пехотных войсках (В пехотных войсках служат пехотинцы).

Кто несёт службу в море (В море несут службу моряки).

Кто охраняет нашу Родину в небе? (В небе нашу Родину охраняют лётчики).

Кто охраняет нашу Родину на границе? (На границе служат пограничники).

Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Солдат, у которого нет военной техники, называется пехотинец).

Кто служит на подводных лодках? (На подводных лодках служат подводники).

Кто служит в военной авиации? (В военной авиации служат военные лётчики).

Физминутка.

Раз, два, дружно в ногу, Три, четыре, тверже шаг.

На парад идут солдаты И чеканят дружно шаг.

Как вы думаете, можем ли мы назвать армию родной?

Чтение рассказа А. Митяева «Почему Армия родная» (Гербова В. В. «Занятия по развитию речи в старшей группе», с. 118)

Так почему же армия родная?

В армии служат наши родные. Наши мальчики, когда подрастут, станут взрослыми тоже пойдут служить в армию. Ваши отцы и родственники – военные запаса. В рассказе об этом сказано так: (И хоть я и работаю на заводе, все равно числюсь в армии, - объяснил Лене папа)

Как вы думаете, а вам Армия родная?

«Армия всем родная. И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она в обиду не даст»

«Поэтому и непобедима наша Армия, потому что каждому из нас она родная. И скоро в день рождения Российской Армии, мы с вами вместе со всеми гражданами нашей страны скажем: «Слава Армии родной! Слава! Слава!»

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное.

Беседа «Наша родная армия». Цель. Формировать представление детей о российской армии и воинах, о празднике День защитника Отечества; воспитывать уважение к защитникам.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в младшей группе «Наша армия родная» НОД по социально-коммуникативному развитию в младшей группе «Наша Армия родная» Расулова И. А. Цель: познакомить детей с праздником 23 февраля.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Наша армия родная» Цель: Продолжать формировать у детей чувство патриотизма. Задачи: Обучающие: расширять представление детей о защитниках Отечества, закреплять.

Конспект занятия по чтению рассказа В. Бианки «Музыкант» в подготовительной группе Тема: Чтение и пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» Образовательная область: речевое развитие Вид деятельности: организованная образовательная.

Образовательная деятельность

в средней группе

" Почему Армия всем родная?"

Беседа об армии.

Подготовила и проверила:

Ботова Т.А.

Образовательная область

"Социально-коммуникативное развитие"

Воспитывать уважительное отношение к старшим. Формировать представление об Армии. Воспитывать уважение к людям разных военных профессий. Интересоваться жизнью людей.

Образовательная область

"Познавательное развитие"

Ознакомление с социальным миром.

Дать детям доступное их пониманию представления о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с родами войск.

Образовательная область

"Речевое развитие"

Развитие речи.

Учить детей называть военные профессии. Учить отвечать на вопросы. Пополнять и активизировать словарь детей на основе ярких впечатлений. Учить четко и выразительно читать стихи.

Художественная литература.

Развивать литературную речь детей. Воспитывать желание и умение слушать чтение художественных произведений.

Образовательная область

"Художественно-эстетическое развитие"

Музыкальная деятельность.

Формировать навыки культуры слушания музыки (дослушивать произведение до конца). Учить двигаться в соответствии с характером музыки (Марш).

Виды детской деятельности: игровая, музыкально-художественная, социально-коммуникативная, познавательная, речевая, восприятие художественной литературы.

Цели: Формировать у детей представление об армии-защитнице нашей страны. Уточнить представление о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных воинов. Знакомить с военными профессиями.

Материалы: Книга А. Митяева "Почему Армия всем родная" ; картинки с изображением летчика, моряка, танкиста, десантников, саперов, пехотинцев, пограничников; аудиозапись муз. Покрасса "Три танкиста" , муз. Виноградова "Дороги".

1. Организационный момент.

Вопросы к детям.

Что необходимо для мирной жизни?

Что нужно, чтобы люди спокойно жили?

Чтобы дети могли спокойно ходить в детский сад, школу?

(ответы детей)

Должен быть мир. Наш покой и мир охраняет армия.

Когда была война, наша армия воевала с фашистати и победила.

2. Чтение рассказа А. Митяева "Почему Армия всем родная" (книга "Почему Армия всем родная" изд. "Малыш" Москва 1987г.)

3. Беседа по вопросам.

Кто в этом рассказе часто задавал вопрос?

У кого первого Лена спросила?

Как она спросила?

Почему Лена загрустила после ответа Коли?

Что она спросила у тети Маши?

Послушайте, что ей ответила тетя Маша (чтение отрывка из рассказа).

Что узнала Лена из рассказа её папы?

Папа ей ответил, что другие папы также могут в нужный час стать военными. Папа Лены "Сержант запаса". Танкист. Кто-то летчик, кто-то разведчик, моряк.

Поняла ли Лена почему Армия всем родная?

(ответы детей)

Показ иллюстраций в книге.

4. Слушанье песни "Три танкиста"

(сл. Б. Ласкина, муз. Покрасса)

5. Рассматривание иллюстраций.

Кто здесь изображен?

(ответы детей).

6. Называть профессии военных.

Какие профессии нужны в армии?

Кто защищает границу?

Где несут службу танкисты?

Кто служит в воздушно-десантных войсках?

Кто лечит раненых? Где их лечат?

Кто защищает морские границы?

Кто перевозит солдат по железной дороге?

7. Сейчас мы как солдаты маршем дойдем до поезда и поедем под музыку. (муз. Виноградова Г. "Дороги" ).

8. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего?



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 86 «Былинушка»


Растим патриота














Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому,

Что именно ты в ней родился.

^ Джордж Бернард Шоу




Выпуск № 1

Газета для родителей


Содержание


  • Патриотическое воспитание дошкольников.

  • Художественная литература – средство воспитания любви к Родине.

  • История праздника 23 февраля – Дня защитника Отечества.

  • Что нужно знать детям об армии.

  • Картина В. Васнецова «Богатыри».

  • Почитайте детям: А. Митяев «Почему армия всем родная?»


РОДИНА

З. Александрова

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

^ Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка - скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!








Главный редактор и оформитель:



Патриотическое воспитание

Дошкольников


«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

^ С. Михалков


Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то факты и события.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ. Загадки, пословицы, поговорки - эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.


Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимые деревья, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной.





Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,- это и есть его Родина и что быть Россиянином - большая гордость.

При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует.

^ Мать получила премию. Отец поздравляет ее и объясняет дочери, что маму наградили за отличную работу. Вот какая мама! И у дочки рождается гордость за свою маму.

Важным средством патриотического воспитания является при общение детей к традициям народа Можно в День Победы, в День Российской Армии или в другой важный для семьи день (проводы в армию старшего брата, день рождения, поступление в школу), пойти с ребенком к Вечному огню, к памятнику и возложить цветы в знак благодарности погибшим за нашу мирную жизнь.

Для воспитания патриотических чувств важны исторические знания. Детям нужно рассказывать или читать о героизме людей в годы Великой Отечественной войны. Примеры беспредельной преданности своему делу, Родине служат для ребят своеобразной школой патриотизма.

Итак, окружающая действительность, если ребенок воспринимает ее при целенаправленном руководстве взрослого, становится средством патриотического воспитания дошкольников. Конечно, невозможно осветить все стороны патриотического воспитания. Пути воспитания патриотизма могут быть разнообразными, главное - зародить в ребенке это великое чувство - быть гражданином своей страны. Быть настоящим – Россиянином.



Художественна литература – средство воспитания любви к Родине.


Не менее сильным средством воспитания любви к Родине, может стать художественная литература.

Своеобразная энциклопедия для детей - книга С. Баруздина «Страна, где мы живем».

Книга «Страна, где мы живем» читается детям в течение длительного времени не только потому, что она велика по объему, но, главное, потому, что дети должны все осознать, усвоить. Пусть они не запомнят всю информацию, содержащуюся в книге, но у них обязательно появится представление о том, что наша страна большая, богатая, сильная, дружная. После этой книги у детей непременно возникнет желание больше узнать и о природе страны, и о том, как работают люди, как добывают соль и нефть, как растят хлеб и виноград, как живут охотники и рыбаки.




Обо всем этом им расскажут другие книги: «Разноцветная земля» Н. Сладкова, «От края до края» Н. Михаленко, «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзера, «Прозрачный слоник» С. Гарина и многие другие.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Одна из любимых книг детей - книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней - пример героизма.




Важно правильно определять время чтения того или другого произведения. Например, придя с ребёнком к могиле Неизвестного солдата, к Вечному огню, можно прочесть стихи М. Исаковского:

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух,-

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог,

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.






Для воспитания патриотических чувств, гордости за свою страну необходимо читать детям также произведения классиков русской литературы - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, стихи С. А. Есенина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева. Нужно сказать детям, что произведения этих писателей известны во всем мире.

При воспитании патриотических чувств, так же как и при воспитании гуманных чувств, важно не количество прочитанных ребенку книг, а правильный, строгий отбор их и последующая беседа.



Дня защитника Отечества


Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое коммунистическое завтра, но и с внешними врагами - продолжалась 1 Мировая Война и боевые действия шли на территории России.

Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к


организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет «Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии» - (РККА), а 11 февраля декрет «Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота» - (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества.

18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.

21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием «Социалистическое Отечество в опасности!».


23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от «кайзеровских войск». Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.



С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона.



^ Что нужно знать детям

об Армии.


Наша страна считается независимой, следовательно, ее задача - защищать права и свободы тех, кто в ней живет. Для этого у России должна быть сильная армия, с которой никто не захочет связываться. Иначе ее могут завоевать другие страны. Все здоровые мужчины должны быть готовы в любой момент дать отпор врагу. Но одной готовности мало, иначе, зачем армии тратить столько сил и денег на подготовку солдат?

В армии сейчас используется очень много сложной техники и оружия. Морякам нужно знать и уметь одно, летчикам - другое, танкистам - третье. А еще у России есть Космические военные силы, которые нуждаются в очень умных и образованных людях. Так что даже самый отважный человек не сможет победить врага, если не пройдет специальную подготовку.


Защищать свою родину нужно учиться. Как раз в этим и занимаются во время срочной службы в армии. Поэтому каждый юноша, когда ему исполнится 18 лет, или после того, как он окончит институт, должен отслужить 1 год. Раньше в армию уходили на 2 года, но потом срок службы сделали меньше, чтобы солдаты не сильно скучали по дому. За год молодого человека научат всему, что нужно уметь настоящему

Бойцу, иначе непонятно, зачем он служил в армии.


Когда год службы заканчивается, солдат увольняется в запас. Это значит, что быть в армии ему больше не нужно, но если вдруг начнется война, то он будет готов защитить страну от врагов. А некоторые солдаты, которым здесь понравилось и которые поняли, зачем нужно служить в армии, остаются - и со временем могут стать офицерами. Государство заключает с ними контракт – и платит зарплату. Армия для таких людей становится настоящей работой.

Армия детям, конечно, не грозит, но, тем не менее, хорошо бы заранее узнать все подробности о будущей службе.


Русь всегда славилась могучими воинами-богатырями, которые испокон веков защищали границы своего государства. В разные времена подвиг русского солдата помогал победить татаро-монгольские полчища, немецких и шведских рыцарей, в общем, всех тех, кто хотел завоевать нашу страну. В бой богатырей вели легендарные полководцы, например, Александр Невский, под командованием которого была одержана победа на Чудском озере, или Дмитрий Донской, выигравший знаменитую битву на Куликовом поле.




Не смогла завоевать Россию и французская армия Наполеона, которую все считали непобедимой. Русским солдатам под командованием Кутузова было очень тяжело, французам удалось даже взять Москву, но потом их все-таки заставили отступить.

Настоящий богатырский характер русские солдаты проявили и во время самой страшной войны, Великой Отечественной. Молодые пареньки и убеленные сединами старики, добровольно ушедшие на фронт или в партизаны, не спрашивали, как стать солдатом, однако их храбрость и сила, самоотверженность и героизм помогли прийти к великой победе.



^ Картина В. Васнецова «Богатыри»




Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

^ И. Никитин.


На картине Васнецова,

В трудный путь

Разгон беря,

Вместе вдаль

Глядят сурово

Три былых богатыря.

(А. Безыменский)


Русское народное творчество (былины) вдохновляло не только писателей, но и художников, на создание произведений, воспевающих мощь и силу русского народа. В.М. Васнецов – один из известнейших русских живописцев, основой творчества которого являлись исторические и народные темы. Самая известная картина мастера – «Богатыри». Более 20 лет трудился художник над ней, создавая собирательный образ русских богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В.М. Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Ключевая фигура – сильный и смелый Илья Муромец, самый старший из богатырей. По правую руку Ильи на гнедом коне – Добрыня Никитич, сильный и грозный. По левую руку Ильи – лукавый и смекалистый Алеша Попович – самый младший из богатырей.

Картина В.М. Васнецова «Богатыри» воплощает величие и непреодолимую силу русских богатырей, всегда готовых защищать свою землю и свой народ от беды.


А. Митяев

«Почему Армия всем родная?»


Девочка Лена научилась читать. Особенно хорошо она читала слова, написанные крупными буквами. Однажды зимой на стене дома повесили плакат. С плаката на девочку смотрел молодой солдат в каске. Лена стала читать буквы на плакате и прочла: «Да здравствует родная Армия!» ...«А почему родная? Ведь она не мама, не папа, не бабушка...» - подумала Лена.




Шел из школы домой мальчик Коля. Он был сосед Лены, и Лена его спросила: - Коля! Скажи, пожалуйста, тебе Армия родна? - Мне? Конечно, родная, - ответил Коля. - Мой брат уже полгода служит в армии артиллеристом. Брат мне родной. Значит, и Армия родная. Ушел Коля домой. А Лена осталась на улице. Она слепила маленькую, ростом с куклу, снежную бабу. Но ей все равно было грустно. У Лены не было брата, который мог бы пойти в армию и стрелять там из пушек. Вышла из подъезда соседка тетя Маша - с ковром под мышкой, с веником в руке. Лена и ее спросила: - Тетя Маша! Скажите, пожалуйста, ваши родные служат в Армии? - Нет, - ответила тетя Маша. - Не служат. Все дома. Кто на заводе работает, кто в учреждениях. - Значит, вам Армия не родная? - Как же это не родная! - удивилась тетя Маша. - Я жила в деревне, и началась война. Деревню заняли фашисты. А потом был сильный бой и пришли наши. Мы бежали к ним навстречу, плакали от радости и только говорили: «Родные! Наконец-то пришли, спасли нас от смерти». - Армия всем родная, - закончила тетя Маша. - И меня, старую, и тебя, такую маленькую, она никому в обиду не даст. Повеселела девочка. Побежала с улицы домой. Когда пришел с работы папа, она рассказала ему, как гуляла, как сама прочла надпись на плакате и что сказали ей Коля и тетя Маша. - Все же Коле Армия роднее! - пожаловалась Лена. - Ну, это как сказать! - ответил папа, - принеси-ка мне коробку с документами. Папа достал из коробки красную книжечку. «Военный билет» - было написано на обложке. На первой странице Лена увидела папину фотографию. Рядом были отчетливые буквы. Лена стала читать их. И получилось: Сорокин Иван Васильевич. Танкист. Сержант запаса». - Вот это да! - удивилась Лена. - Мой папа танкист! А что значит «запаса»? - Это значит, - сказал папа дочке, - что я, хотя и работаю на заводе, все равно числюсь в Армии. - А другие папы? - Другие папы тоже. Кто, как я, танкист, кто летчик, кто разведчик, кто моряк запаса. На другой день Лена снова гуляла на улице. Было холодно. Дул ветер, падал снег. А она не уходила домой. Ждала, когда из школы придет Коля. Хотела сказать ему про своего папу-танкиста.
и