Активный резерв вс рф. В россии создают масштабный мобилизационный резерв армии

Для граждан, которые в нее войдут, введут ежемесячные выплаты

Президент подписал указ о создании мобилизационного резерва Вооруженных сил России на время проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки резервистов. Правительству поручено обеспечить проведения мероприятий, «связанных с поступлением в резерв граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе». Их финансирование, отмечается в указе, будет осуществляется за счет бюджета Минобороны.

Ранее первый замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Евгений Бурдинский уже сообщал, что в 2015 году в Вооруженных силах пройдет эксперимент по возобновлению военной службы в резерве.

Почему именно по возобновлению? Дело в том, что аналогичный указ был принят в 2013 году — тогда был создан мобилизационный людской резерв «на период апробации новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов».

Однако в из-за отсутствия финансирования, формирование профессионального мобилизационного резерва начато так и не было. По расчетам думского Комитета по обороне, затраты на проведение эксперимента должны были составить в 2014 году 279,4 млн. руб., в 2015-м — 288,3 млн, в 2016-м — 324,9 млн.

Судя по всему, теперь деньги нашлись. Хотя и небольшие, так как, по словам Бурдинского, в первый набор попадут 5 тысяч военнослужащих, набранных из запаса.

В советские времена, когда армия в стране формировалась исключительно по призыву, мобилизационным резервом считалось практически все мужское население страны старше 18 лет. Отслужив в армии, мужчины отправлялись в запас, формируя тем самым мобилизационный резерв (женщины ряда профессий, например медики - врачи и медсестры, тоже считались военнообязанными). Благодаря этому СССР в угрожаемый период мог довольно быстро сформировать многомиллионную армию.

Периодически резервистов призвали на непродолжительные сборы, где выдавали военное обмундирование (как правило, старое, потому в армии за потрепанный внешний вид их прозвали партизанами). В течение нескольких недель, чаще всего в полевых лагерях, они вспоминали все, чему их когда-то учили в войсках. Однако в последние годы существования СССР такие сборы из-за отсутствия средств (а иногда их воровства) проводились все реже. Сборы резервистов все более стали походить на мужской отдых от семьи, сопровождавшийся обильными возлияниями.

Теперь, когда военная техника стала намного сложней, ее обслуживание требует большего профессионализма и подготовки, ставка делается на конрактников-профессионалов. Соответственно их подготовка в качестве резервистов требует иных подходов.

Планируется, что она будет выглядеть так: перед увольнением в запас солдат может подписать контракт, по которому он обязуется периодически проходить военные сборы, отличающиеся значительно более серьезной подготовкой от обычных сборов для военнослужащих запаса. Решение он должен принять исключительно по доброй воле. Первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок в три года, в дальнейшем контракт может быть возобновлен на срок в три года, пять лет или на меньший срок — до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Причем, для материального стимулирования резервистов планируются ежемесячные выплаты, которые, по некоторым данным, должны составить 5 - 8 тысяч рублей.

По словам Евгения Бурдинского, новую службу резервистов можно будет сравнить с израильским аналогом, но она будет выполнять несколько иные функции. Что-то похожее существует в США и Великобритании, где также подписывают контракт, обязывающий уволившихся в запас военнослужащих проходить регулярную переподготовку, за что им выплачивается небольшое денежное содержание.

17 июля президент Путин подписал Указ N 370 «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации»

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют — за не очень высокий уровень дисциплины — “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они, при желании, подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” — для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” над традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен, понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках — но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы с рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. Хотя бы – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо, если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроены, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, готовые в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва” гласит на этот счет следующее:

3. Размер месячного оклада гражданина, пребывающего в резерве, определяется Правительством Российской Федерации и не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и размера оклада по воинскому званию.

Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, помимо выплат, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», состоят из:

оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию…”

А ведь, согласно базисному закону о службе в запасе, упомянутому абзацем выше, мобилизованному “запаснику” должна выплачиваться еще и средняя зарплата по месту работы.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные рас ходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так, чтобы много, конечно – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь, и служба то идет не все время – а, пользуясь студенческой аналогией, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько скромнее – 5-8 тысяч рублей. При оценкам общих расходов на “эксперимент” — в 2015-ом - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-ом - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года, потом последовал и соответствующий Закон, а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – не способные понять источники финансирования российского военного бюджета. По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что, заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что, пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

Фото: сайт

17 июля президент Путин подписал Указ № 370 "О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил Российской Федерации"

Документ достаточно короткий, состоящий всего из четырех пунктов, один из которых, как указывается в тексте, “для служебного пользования”. То есть, другими словами, секретный, не для всеобщего обозрения.

Тем самым Россия сделала еще один шаг к созданию полностью профессиональной армии. В настоящее время уже около 50% ее численности и так составляют бойцы, проходящие службу по контракту – 300 тысяч рядовых и сержантов и 200 тысяч офицеров. Но это касается армии “кадровой”, развернутой, готовой приступить к боевым действиям в любой момент.

Однако, кроме наличных Вооруженных Сил, любая страна имеет и мобилизационный резерв – используемый, кроме периода плановых сборов и переподготовки личного состава, для мобилизации при угрозе начала войны, с целью увеличения численности вооруженных защитников.

Служба в запасе существует и в России – реально основанная с момента армейских реформ императора Александра II, во второй половине XIX века. Во времена СССР порядок ее организации был изменен незначительно, что и позволило достаточно быстро создать мощную армию в годы Великой Отечественной войны для победы над гитлеровской Германией. Да и в составе первых дивизий, вошедших в Афганистан в 1979 году, тоже было немало “запасников”, или, как их еще называют - за не очень высокий уровень дисциплины - “партизан”.

Тем не менее резервная армия, например, в США по численности приблизительно равна наличному размеру Вооруженных Сил. И состоит не из “зеленых” новичков, никогда ранее до мобилизации не знакомых с армейской службой, а из отслуживших ветеранов, по каким-то причинам не захотевших продолжать контрактную службу.

Они при желании подписывают уже другой контракт и становятся резервистами. Посещают регулярные военные сборы, могут быть использованы и губернаторами штатов в составе “Национальной Гвардии” - для борьбы с беспорядками или ликвидации стихийных бедствий; и президентом – для использования в ходе полноценных армейских операций. Так, добрая половина военнослужащих США в Ираке и Афганистане – это резервисты.

Преимущество “резервных бойцов” перед традиционными “партизанами” сначала советских, а затем и российских времен понятно. Начиная с мотивации. В церковной среде есть такая замечательная поговорка: “Невольник – не богомольник”. Социологические службы показывают неизменно высокий процент россиян, готовых защищать свою Родину с оружием в руках - но “гражданский” на то и “гражданский”, что меньше всего думает о военных делах за делами житейскими. Кто-то и рад был бы сходить на тренировочные сборы – но мешает “запарка” на работе, необходимость “вкалывать”, чтобы побыстрее заплатить кредит, всякие там семейные обстоятельства и т.д.

Кроме того, чтобы создать по-настоящему боеспособное подразделение, необходимо, чтобы его бойцы были хорошо знакомы друг с другом (хотя бы в рамках отделений и экипажей), имели совместный опыт работы в боевой обстановке. По крайней мере – в рамках учений. Обычные “приписники”, появляющиеся в войсках хорошо если раз в несколько лет, для такой роли годятся мало.

Совсем другое дело – кадровый резерв.

67. Гражданин, пребывающий в резерве, подлежит призыву на военные сборы в соответствии с Федеральным законом.

Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в резерве, не может превышать 24 месяцев.

То есть, для рядовых-сержантов (срок нахождения в запасе – до 42 лет) – это получается минимум месяц-два в течение каждого года. А это – уже совсем другое дело в плане эффективности подготовки и реальной боеготовности.

Понятно, что для того, чтобы люди, даже очень патриотично настроенные, шли на такие жертвы, отказываясь от привычного уюта “гражданки”, были готовы в течение 3 дней безо всяких “отмазок” явиться в свои военные части, им надо это как-то материально компенсировать.

Работника, призванного на военные сборы, необходимо освободить от работы и выплатить ему за время проведения сборов компенсацию из расчета среднего месячного заработка. Но данные расходы должны быть возмещены работодателю за счет средств федерального бюджета.

Сколько же будут получать российские резервисты реально? Точный ответ на этот вопрос, наверное, будет затруднительным – исходя из разнобоя в оценках экспертов и специалистов профильных ведомств. Так, по подсчетам 4-летней давности, месячная зарплата офицера-резервиста без надбавок должна была составить около 14 тысяч рублей в месяц, рядового – 8-10 тысяч. Не так чтобы много, конечно, – но с учетом “прожиточного минимума” в 10 тысяч рублей с голоду не умрешь, даже будучи полностью без “гражданской” работы. Ну а имея ее – и подавно. Так ведь и служба-то идет не все время – а, по студенческой аналогии, “очно-заочно”.

Сейчас цифры называются несколько более скромные – 5-8 тысяч рублей . При оценках общих расходов на “эксперимент”: в 2015-м - 288,3 миллиона рублей, а в 2016-м - 324,9 миллиона. Да и само количество настоящих “резервистов” пока что предполагается на уровне всего в несколько тысяч человек.

Вообще, если пользоваться лишь официальной информацией, то процесс перевода российских “запасников” на профессиональные рельсы должен вызывать не “битье в литавры”, а куда менее бравурные оценки. Ну, в самом деле, сколько уже можно “толочь воду в ступе” – говоря о создании полноценных “резервных армий”, а в итоге имея лишь “экспериментальное” желание сформировать 5 тысяч “элитных резервистов”, коих не хватит для образования даже полноценной дивизии?!

И сколько уже можно писать Указы и принимать законы? Самый первый Указ об этом самом “эксперименте” был издан еще в мае 2012 года , потом последовал и соответствующий Закон , а теперь, получается, свежий Указ лишь “переписал” более старый документ трехлетней давности? И это в ситуации, когда “лучшие друзья” России с Запада, во главе с США, все явственнее “бряцают оружием” вблизи наших границ? Не пора ли уже заканчивать с “экспериментаторством” – переходя к воплощению нужного начинания в реально необходимых масштабах?

Но, как знать, может, такая критика будет и не совсем обоснованной? Отдельные наблюдатели уже обращают внимания, что никаких конкретных цифр – ни по ассигнованиям на создание мобилизационного резерва, ни о его конкретной численности, в доступных для всеобщего обозрения документах не приводится. А “предварительные оценки” даже думских политиков – ну так они ж политики, а не правительственные финансисты и генералы Минобороны.

Зарубежные аналитики уже начали бить тревогу – неспособные понять . По их оценкам, минимум 25% оборонного “пирога” в РФ берутся неизвестно откуда. То есть, о точном их происхождении и потенциальном размере ресурсов можно только гадать.

Так что заранее посыпать голову пеплом, сравнивая американские цифры на содержание резервистов-контрактников (10% от бюджета Пентагона) и жалкие несколько сот миллионов рублей в России, по оценкам думских специалистов, наверное, не стоит. В конце концов, человеческий ресурс – еще более важный фактор успешного ведения потенциальной войны, чем военная техника. А кто ж удивляется, если данные по точному количеству многих видов вооружений находятся под большим секретом?

Так что пусть в НАТО продолжают думать, что российская армия сможет выставить в гипотетический “час Ч” всего 5 тысяч хорошо подготовленных резервистов. Для них может получиться очень неприятный сюрприз – когда так обнаружат целые прежде “секретные” дивизии и армии, готовые по приказу командования дать отпор любому агрессору.

Военное ведомство серьезно озаботилось мобилизационными возможностями страны. Как заявил заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, в минобороны разработан законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе.

Детально обнародовать свои предложения генералы не торопятся. Зато известно, что речь идет о создании в России абсолютно новой структуры - мобилизационного резерва. Условно говоря, это будет второй фронт, который армейское командование призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в Вооруженных силах могут появиться части, где на временной основе будут служить бывшие солдаты-срочники.


Принудительно загонять их в казарму военные не собираются, отрывать от дома и работы на длительный срок - тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско. Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй.

Чтобы заинтересовать человека службой в резерве, минобороны станет ежемесячно платить резервисту некую сумму. Сколько именно - генералы пока не уточняют. Главное, что кошелек запасника хотят пополнять вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Размер армейского вознаграждения и срок контракта, по-видимому, будет зависеть от воинской специальности и квалификации резервиста. Людям с дефицитными в войсках профессиями, скажем, операторам зенитных ракетных комплексов ПВО, наверняка положат больше. Ремонтникам или водителям, скорее всего, поменьше. Зато последним не придется надолго покидать семью для армейской переподготовки. Освоить "баранку" нового военного грузовика или бронетранспортера все же проще, чем вникнуть в хитросплетения электронного мозга системы ПВО. Возможно, что с некоторыми категориями бывших солдат заключать контракт вообще не потребуется. К чему платить деньги рядовому стрелку, если его огневые и тактические навыки легко восстановить на краткосрочных военных сборах.

Учитывая, что "технологичные" должности в войсках скоро займут солдаты-профи, вербовкой их гражданских дублеров на службу в резерве займутся военкоматы. В нашем запасном войске успешных бизнесменов и богатых людей - единицы. Поэтому генералы надеются, что материальная заинтересованность и традиционно благожелательное отношение к армии вчерашних солдат заставит откликнуться на инициативу минобороны немалое количество опытных военспецов. Вызывать их на переподготовку планируют всего раз в год. Так что потеря работы резервистам не грозит. Тем более что по действующему законодательству увольнять таких сотрудников запрещается. Этот запрет в новом документе наверняка сохранится. Как и обязанность работодателей выплачивать временно убывшим в армию подчиненным среднемесячную получку.

Принципиально новым моментом в жизни резервистов может стать их временная служба на некоторых объектах минобороны. В обычных гарнизонах их не ждут. После перевода всех воинских частей в категорию постоянной готовности дивизии и бригады на сто процентов укомплектовали призывниками и контрактниками.

Однако кое-где вместо сокращенных полков оставили базы хранения вооружения и военной техники. Этот арсенал задействуют при развертывании Вооруженных сил в угрожающий период. Однако, чтобы бронемашины после долгой "спячки" ездили и стреляли, ракеты взлетали в воздух, а самолеты поднимались в небо, все это хозяйство надо поддерживать в боеготовом состоянии. Такую задачу как раз и хотят возложить на резервистов.

Как заметил Василий Смирнов, в штате каждой базы хранения есть 6 военных должностей и несколько гражданских. Смысла назначать туда военных профессионалов в Генштабе не видят - они нужны в линейных частях. Комплектовать базы новобранцами - себе дороже: солдаты-неумехи только испортят технику. А вот держать на ротационной основе опытных специалистов резерва - самое то.

Другой мобилизационной новацией может стать привлечение бывших солдат к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.

Свежий взгляд на организацию армейской службы и подготовку мобилизационного резерва руководство минобороны первоначально хотело изложить в двух новых законах - о военной службе и о воинской обязанности. Однако желание генералов развести призывные и служебные вопросы не нашло поддержки. В итоге Госдума будет рассматривать единый законопроект.

Формирование резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США превышает численность вооруженных сил. К примеру, в Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая с военными контракт.

Между тем

Не исключено, что к мобилизационным инициативам Генштаба у депутатов возникнут вопросы. Тем более что среди законодателей есть сторонники других вариантов формирования военного резерва. В том числе - по типу белорусского. В этой стране уже 6 лет практикуется следующая схема подготовки "второго фронта". Туда набирают не бывших военнослужащих, а призывную молодежь. Человеку достаточно написать заявление в военкомат с подробным объяснением причин невозможности проходить обычную службу солдатом. Затем получить у медиков справку о хорошем здоровье. Если аргументы заявителя в комиссариате сочтут вескими, его зачислят в мобилизационный резерв. Служба там проходит фактически без отрыва от основной работы. Призывника в течение года, двух или трех лет (срок зависит от его образования и уровня военной подготовки) вызывают на учебу по военно-учетной специальности в одну из армейских частей. Затем наступает этап длительного пребывания в резерве с эпизодической переподготовкой на военных сборах.

Схема выглядит привлекательной. Однако есть серьезный аргумент против ее внедрения в российскую практику. Службу в резерве соседи ввели из-за избытка призывников, которых можно поставить в действующий строй. У нас в стране, как известно, новобранцев всегда не хватает.

Для увеличения картинки кликнуть по ней!

В составе запаса Вооруженных сил России выделяется мобилизационный людской резерв . Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

В настоящее время мобилизационный резерв российской армии составляет 700 тысяч человек и состоит в основном из отслуживших солдат-срочников, сообщил начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.

По его словам, Минобороны сохраняет планы по поддержанию мобилизационного резерва. Численность контрактников в последующие годы будет увеличиться для поддержания боеспособности армии при любых условиях.

Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе. Как объяснил корреспонденту один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва , который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Принудительно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско . Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

Чтобы заинтересовать человека «внеурочной» службой, ему станут ежемесячно выплачивать определенную сумму . По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. Как говорят депутаты, после значительного увеличения армейского жалования в 2012 году, финансовые показатели, скорее всего, пересмотрят.

В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз в три года. Сборы длятся не более двух месяцев. Увеличивать их продолжительность нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта надеются, что финансовые преференции вызовут у россиян интерес к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

Согласно документу, на заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:
- бывшие солдаты-сержанты и прапорщики-мичманы в возрасте до 42 лет;
- младшие офицеры до капитана включительно не старше 47 лет;
- майоры, подполковники и соответствующие им морские офицеры – до 52 лет;
- полковники и капитаны 1 ранга – до 57 лет .

Установлен свой ценз и для выпускников военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Сформировать в России кадровый мобрезерв депутаты предлагают в несколько этапов, а начать – с создания второго фронта для Вооруженных сил. По мнению законотворцев, к 1 января 2012 года для армии и ВМФ реально набрать 4300 резервистов, а на завершающем этапе в 2014 году иметь 8600 профессиональных запасников. Затем, говорят в Госдуме, дойдет очередь до набора кадрового резерва в ФСБ и СВР.

Ну, а тех солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобилизационном резерве , включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружье во вторую очередь.