Будет ли польза от инициативы министра образования и науки. Что ждет российскую аспирантуру

2018г. были опубликованы 2 интервью главы РАН Сергеева о скором реформировании аспирантуры и введении обязательной защиты для аспирантов. Тогда мы не стали комментировать слова главы РАН до выяснения всех деталей. Теперь же, благодаря нашим источникам, мы получили возможность узнать подробности и проанализировать их.

1. Сроки начала и проведение реформы

В 2017г. мы уже писали о проекте ФЗ "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ" , в котором предусмотрена обязательная защиту по окончании аспирантуры. Данный проект ФЗ должны были принять в 2018г., но перенесли на 2019. Именно принятие данного ФЗ положит начало реформированию аспирантуры. О нем и говорит в частности глава РАН в своих интервью. Наши источники подтверждают, что обязательной защита для аспирантов станет уже максимум до ноября-декабря 2019г. Если же принять проект ФЗ успеют до конца марта, то уже в сентябре 2019г. После этого, в течение 1-2 лет стоит ожидать обновления ГОСТ касающихся аспирантур.

2. Последствия введения обязательной защиты для аспирантов.

Уже сейчас понятно, что введение обязательной защиты принесет только части аспирантов относительно гарантированный выход на защиту Стоит обратить внимание на то, что в своем интервью глава РАН говорит именно о проценте защитившихся аспирантов, а не о росте числа защит. По его словам основная задача реформы - рост процента защитившихся не менее чем в 1,25 раза, а представивших к защите не менее чем в два раза до конца 2024г. Что вполне объяснимо тем, что рост числа самих защит невозможен прежде всего в виду ожидаемого сокращения количества аспирантов на фоне сокращения числа аспирантур (наличие аспирантуры в ВУЗе будет обусловлено наличием диссертационного совета по аналогии с докторантурами). Также не стоит забывать о политике Минобрнауки по сокращению числа дисс. советов до 1200-1300 в конце 2019г. (в рамках оптимизации сети дисс. советов и перехода еще определенного количества ВУЗов на собственные степени) , и ужесточении ответственности оставшихся (Новое положение о совете по защите диссертаций). Поэтому, если сейчас из 90 тысяч аспирантов защищается только 12%, то после проведения реформы количество аспирантов сократится в разы, но процент защитившихся действительно будет выше. В этой связи стоит ожидать также ухудшения положения соискателей. Прежде всего потому, что процент защит у аспирантов можно будет увеличить фактически только за счет сокращения процента защит у соискателей (который и сейчас крайне невысок). Возможность советов допускать к защите лиц "со стороны" тоже заметно сократится. Важно понимать, что диссертационные советы сейчас поставлены в такие условия, при которых они не могут значительно увеличить число защит и при этом не оказаться заподозрены в постановке защит "на поток". Подозрения в том, что совет стал "фабрикой диссертаций", как показывает практика, ведет к его довольно быстрому закрытию. Есть исключения, но они касаются в основном диссертационных советов южных регионов России, на деятельность которых пока смотрят довольно лояльно. Что не гарантирует защитившихся там от скандалов и репутационных издержек. Рассуждая о последствиях введения обязательной защиты для аспирантов и соискателей нельзя не упомянуть, о том, что это существенно повлияет на повышение расходов. Очевидно, что ВУЗы поднимут официальную стоимость обучения / прикрепления в виду того, что количество аспирантур и советов заметно сократится. Что касаемо бесплатных мест в аспирантурах, то следует ожидать их сокращения. Если конечно они вообще будут доступны для рядового аспиранта (почему - см в п. 4) С ростом официальных, вырастут затраты и неофициальные. В условиях существенно ограниченной возможности защититься, а также повышения рисков для диссертационных советов, соискатель вынужден будет либо оплачивать помощь в работе над диссертацией и защите, либо отрабатывать саму возможность защититься. Подобную практику мы наблюдаем уже давно, но в новых условиях она скорее всего приобретет еще большую массовость. Все рассматриваемые последствия несомненно будут способствовать росту интереса к собственным степеням ВУЗов. Что в свою очередь увеличит стоимость получения вузовских степеней. Особенно из числа первой пятерки-десятки, которые уже сейчас способны в какой-то степени конкурировать с обычными степенями. В тоже время нужно понимать, что статус собственных степеней все равно будет несколько ниже. Сложность получения обычных степеней существенным образом повышают их статус. Для преодоления подобной ситуации требуется полный отказ от государственных степеней. Однако в ближайшие лет 5-6 этого точно не произойдет. Политика Минобрнауки последних 6 лет явно нацелена на сокращения числа остепененных государством граждан, но никак не на полный отказ от степеней.

Важно отметить: Введение обязательной защиты будет касаться только аспирантов, которые поступят в аспирантуру после вступления в силу нового ФЗ. Что касаемо аспирантов, поступивших в аспирантуры до вступления в силу нового ФЗ и соискателей, то в случае если они не успеют защититься до 2020-2021г., они также начнут ощущать на себе эффект от реформы аспирантуры т.к. к этому времени поменяют ГОСТ и уже не только новый ФЗ будет влиять на деятельность аспирантур и диссертационных советов.

3. Увеличения сроков обучения в аспирантуре до 5-6 лет и сокращение образовательной нагрузки на аспирантов

Согласно нашим источникам, действительно стоит ожидать увеличение сроков обучения в аспирантурах. Это произойдет как только вступят в силу новый ГОСТ, о котором говорит глава РАН. Т.е. в 2020-2021гг. В первую очередь это будет касаться технических и естественно-научных специальностей. По данным специальностям срок скорее всего увеличат до 6 лет. Также сейчас рассматривается возможность установления минимального пятилетнего срока обучения для остальных специальностей. Точный перечень специальностей станет известен в 2020г. При этом планируется сократить образовательную нагрузку на аспирантов для "увеличения времени на занятие наукой". Однако фактически это просто приведет к "размазыванию" программы аспирантуры на дополнительные 1-2 года. Положительный эффект от данных нововведений оценят разве что только аспиранты, не желающие идти в армию. Для остальных же категорий потенциальных аспирантов это сделает аспирантуру куда менее привлекательной и они будут искать иные пути для получения ученой степени. Прежде всего это соискательство. Что станет в свою очередь дополнительным фактором увеличения официальной стоимости соикательства в ВУЗах, а также неофициальных затрат на защиту.

4. Введение грантов на обучение в аспирантуре и зарплаты для аспирантов как фактический отказ от бесплатных мест аспирантуре

По нашим данным, введение грантов на обучение в аспирантуре вопрос практически решенный. В 2020-2021гг. они будут введены. Цель их введения - предоставление возможности бесплатного обучение в аспирантурах только лицам, разрабатывающим важные для государства и организаций научные темы. При чем способным довести обучение до логического конца. Т.е. до защиты диссертации. В данном обзоре мы не будет писать о возможных злоупотреблениях при предоставлении грантов, отметим только, что само по себе это может стать непреодолимым барьером на пути к бесплатному обучению для большинства. Фактически предлагается (и об это как раз говорит Сергеев), что потенциальный аспирант должен будет найти себе научного руководителя, определиться с темой и аспирантурой (еще и там договориться). Затем подать вместе с руководителем заявку на грант, получить его и только после этого он сможет получить возможность бесплатного обучения. Если аспирант в итоге не защитится, то он не выполнит условия предоставления гранта. В этом случае встанет с большой вероятностью вопрос о возврате средств. Иными словами получить возможность учиться в аспирантуре бесплатно станет либо практически невозможно для рядового человека, либо рискованно.

Также скорее негативный результат может принести введение зарплат для аспирантов. Глава РАН недаром говорит о том, возможно имеет смысл предоставлять возможность открывать аспирантуры (с бесплатными местами) только ВУЗам, которые смогут обеспечить зарплату для аспирантов как минимум в первые годы обучения. Сколько таких ВУЗов найдется? Скорее всего крайне мало. Эта мера сейчас обсуждается и многие признают ее весьма спорной. Скорее всего в ближайшие годы ее не введут. Однако, даже если все ограничится грантами, бесплатных мест в аспирантурах фактически не будет. Обучение в аспирантурах станет практически полностью платным.

5. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить следующее: К сожалению реформа аспирантуры, которая начнется в этом году, принесет в основном только дополнительне сложности аспирантам и соискателям.. По мере реформирования уже к 2020-2021г. аспирантуры станут для поступающих фактически полностью платными. А стоимость и сроки обучения в них возрастут. Неофициальные затраты аспирантов и соискателей также будут расти. Еще раз хотим подчеркнуть, что основная цель реформы не увеличение количества защит, а увеличение ее процента. Количество же аспирантов и соискателей будет только сокращаться. Поэтому, если перед вами стоит цель получить степень кандидата наук, вам стоит уже сейчас договариваться с конкретным диссертационным советом и форсировать по возможности выход на защиту. Если у вас есть необходимые связи, то ими стоит воспользоваться. После разработки новых ГОСТов и по мере приближения срока защит аспирантов из рефомированных аспирантур, выйти на защиту станет все более проблематично. Как для аспирантов, закончивших аспиратуру по старым правилам, так и для соискателей. Если же вы твердо решили поступить в аспирантуру, то поступать имеет смысл только после вступления нового ФЗ в силу. При этом вы должны быть готовы к тому, чтобы потратить на это минимум 5 лет и весь этот срок нести существенные расходы. Если у вас есть научный руководитель, способный помочь вам получить грант на бесплатное обучение, то в этом случае вы должны быть точно уверены, что имеете необходимые силы и время чтобы довести все до логического конца.

В скором времени аспирантура может покинуть систему образования и вновь вернуться в привычную для себя область науки, а защита диссертации по завершении аспирантскго срока вновь станет обязательной. Об этом на прошедшем на этой неделе совместном заседании Совета Российского союза ректоров (РСР) и президиума Российской академии наук (РАН) заявила глава Минобрнауки Ольга Васильева.

О том, что дело с отечественной аспирантурой обстоит более чем неблагополучно, знают сегодня практически все. Защищает диссертацию в положенный срок лишь каждый четвертый, а то и пятый аспирант, в то время как около половины не защищаются вовсе.

Впрочем, это по новому закону и не обязательно: аспирантура стала ступенью образования, а аспирант — не научным исследователем, как прежде, а учащимся. А дело последнего, как писал еще Ленин, «учиться, учиться и учиться». И вот в аспирантуру хлынули учебные курсы, контрольные работы, экзамены, лекции, семинары... Где уж тут писать диссертации — у нынешних аспирантов на это попросту нет времени. А тут еще нищенские стипендии, вынуждающие подавляющее большинство учащихся аспирантуры устраиваться на работу. Иначе — никак, ведь у многих аспирантов уже есть семьи...

Тупик, в котором оказалась система подготовки отечественных кадров высшей квалификации, требует ее незамедлительной реформы, не сомневается и.о. Президента РАН Валерий Козлов: «Надо принимать серьезное решение!».- под одобрительный гул ректоров и академиков заявил он.

В Минобрнауки, как оказалось, к реформе аспирантуры готовы. «Уже в текущем году мы предлагаем, во-первых, отменить аккредитацию для программ аспирантуры (именно необходимость аккредитации стала причиной резкого, в разы, сокращения набора в аспирантуру академических институтов, не знакомых, в отличие от вузов, с этой практикой — РОСВУЗ). Во-вторых, вернуть приоритет проведению научных исследований в аспирантуре. В-третьих, вернуть обязательность защиты диссертаций,- заявила министр образования и науки Ольга Васильева.- Кроме того, мы предлагаем продлить срок научных исследований до 5 лет. А после 2018 года попытаться провести общую реформу, для подготовки которой уже сейчас создать рабочую группу».

Ректоры вузов и члены президиума РАН, услышав заявление министра, вздохнули с облегчением: «Аспирантура должна вернуться в свое прежнее состояние»,- выразил общее мнение Козлов.

Однако обрадовались предстоящим переменам и сами аспиранты. Причем, возвращение обязательной защиты их совершенно не пугает, заверил РОСВУЗ сопредседатель общественного объединения «ААА» или Автономной ассоциации аспирантов Денис Фомин:

«Тех из нас, кто шел в аспирантуру заниматься научной работой, а не прятаться от армии, подавляющее большинство! Но как раз науки-то сейчас в аспирантуре практически нет: сплошные занятия и экзамены. Да мы все это прошли еще в магистратуре! А сейчас хочется не теории, а практической научной работы, хочется учиться практическому мастерству исследователя. К сожалению, ничего этого нет, и многие из нас, даже те, кто попали в лучшие вузы, страшно разочарованы. Ну зачем было ломать то хорошее, что мы имели? Прежнюю систему надо вернуть. А если срок, отведенный на исследования, и в самом деле увеличится до 5 лет, будет совсем хорошо. Аспирантам-гуманитариям проще: они, если поднажать, и в 3-4 го да с подготовкой диссертаций могут уложиться. А у технарей всегда тормозит экспериментальная база. Процесс этот очень долгий: именно из-за экспериментов многие из нас и не успевают защититься в срок»,- разъяснил он РОСВУЗу.

В частности, продлится обучение и увеличится время на научную работу. Аспирантом в России быть непросто: приходится тратить время на подработки, а не на науку. Есть те, кто даже уезжает учиться за рубеж. Поможет ли реформа?

Глава Российской академии наук Александр Сергеев анонсировал реформу аспирантуры. Он предлагает продлить обучение там до 5-6 лет, при этом уменьшить количество лекций и увеличить число часов на научную работу. Обязательной станет и защита кандидатской диссертации, сейчас это по желанию. Плюс в первые годы аспирантуры можно было бы ввести специальные меры финансовой поддержки для аспирантов, считает глава РАН.

«Гуманитарии» сейчас учатся в аспирантуре три года, «естественники» — четыре. Многие иногородние идут в аспирантуру ради общежития. Некоторые молодые люди пытаются увильнуть от армии — защитивших кандидатскую не призывают. Есть и те, кто грезит о карьере преподавателя или ученого — без аспирантуры не защитишь кандидатскую диссертацию. Но жить на стипендию аспиранта невозможно — в среднем по стране она не выше 10 тысяч рублей.

Ирина Абанкина директор Института развития образования ГУ ВШЭ «Очень многие университеты, если берут студентов, не ограничиваются только стипендией, но и зачислением по внутреннему совместительству на полставки в научные сотрудники, и действительно выплачивают вознаграждение уже за работу в научных исследованиях, в научных проектах».

Предыдущая реформа прошла два года назад. Аспирантуру превратили в продолжение системы бакалавриат — магистратура. Количество предметов увеличилось, из-за этого времени на написание кандидатской стало гораздо меньше, а она может стать обязательной, жалуется аспирант журфака МГУ Максим. При этом приходится подрабатывать. У него работа в музее на ставке в 20 тысяч, плюс он водит частные экскурсии по Москве, но это только в теплый сезон. Многие его знакомые зарабатывают на жизнь репетиторством. О поддержке научных проектов говорить не приходится, рассказывает Максим:

Максим аспирант факультета журналистики МГУ «Есть система грантов, но получить грант крайне сложно, и это огромная ответственность с точки зрения отчетов. На гранты подают все-таки уже состоявшиеся ученые, а аспирантам это и не так просто, только если научный руководитель этим будет заниматься. Стало больше разных дополнительных предметов помимо основных, по которым сдаются экзамены кандидатского минимума. Ты ощущаешь себя немножко жителем мира Кафки, который идет куда-то к замку долго, но его по дороге все время что-нибудь отвлекает. Если это сократят, будет замечательно».

Сокращение числа лекций может навредить как студентам, так и преподавателям, уверен Илья Утехин, профессор факультета антропологии Европейского университета, который сейчас существует как исследовательский центр в Санкт-Петербурге:

Илья Утехин профессор факультета антропологии Европейского университета «Если мы позволим инициативы, когда научное сообщество само организует что-то новое и позволяет аспирантуре быть реально обучающей, тогда действительно мы преодолеем то отставание в области науки и в области высшего и самого высшего образования, которое явно проявляется сейчас при сравнении России и развитых стран».

Business FM поговорила с теми, уехал учиться в аспирантуру за рубеж. Выпускница физфака МГУ Диана Гришина в 2013 году мечтала связать свою жизнь с российской наукой. Но с перспективой получать примерно шесть тысяч рублей в месяц в аспирантуре Диана понимала, что наукой придется жертвовать. Она начала искать в интернете предложения за рубежом. Ее труды в области создания трехмерных фотонных кристаллов из кремния заинтересовали нидерландских ученых. Во многих европейских странах аспирант может спокойно жить без подработок, продолжает Диана Гришина:

Диана Гришина аспирант, выпускница физфака МГУ «Тебя нанимают на должность «молодой ученый», у тебя контракт на четыре года с фиксированной зарплатой, нет никаких лекций, ты только сам иногда учишь студентов, но в конце ожидается, что ты напишешь диссертацию. Когда набирают аспирантов, то у группы уже есть финансирование, которое она выиграла как грант, то есть такого не может быть, что деньги закончились, тебе больше нечего делать. Нет никаких войн, которые я очень много видела у нас на факультете. Иногда мне казалось, что в России очень много ученых, которые в основном заняты не наукой, а поиском денег на науку. Надо подавать заявки сильно заранее, даже на какие-то мелочи. Помню, как на физфаке я хранила образцы в коробочках из-под йогурта, потому что мы не могли купить коробочек для образцов».

Что касается увеличения срока обучения, тут есть как минусы, так и плюсы. Из недостатков — статус «вечный студент». Из преимуществ — все наверняка будут успевать завершить кандидатскую. Сейчас некоторые студенты не укладываются в три-четыре года.

​За крупными и грозными событиями политики и экономики, несколько в тени пребывает грядущая реформа российской аспирантуры. Не столь уж многих занимает эта, относительно небольшая часть образовательной сферы - да, может быть, не так уж сильно она и меняется. Но некоторые нюансы тут есть.

Аспирантура, вообще-то, всегда пребывала как бы «между образованием и наукой». Между ними, она и останется - вопрос лишь в том, «на какую ногу» упор будет сильнее. «Точкой отсчета» в данном случае станет последняя редакция федерального закона об образовании, вступившая в силу в 2013 году и назначившая аспирантуру третьим этапом высшего образования.

Это повлекло за собой ряд мер - прежде всего, по обеспечению надлежащего объема учебных часов и занятий. И, помнится, руководство многих научных институтов, где были аспиранты и где их рассматривали прежде всего как молодых ученых, оказалось и озадачено, и обеспокоено, как теперь быть.

И вот, похоже, предстоит «наклон в другую сторону» с переносом центра тяжести все-таки «на научную ногу». С таким заявлением выступил президент Российской академии наук Александр Сергеев. Заявление было очень кратким - зато президент РАН не просто «выдвинул инициативу», но обещал решение вопроса в ближайшее время, благо все уже согласовано с новым министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым .

Изменений, собственно, четыре: во-первых, все аспиранты будут обязаны написать научную работу (с чем сейчас дело обстоит далеко не благополучно). Во-вторых, объем учебных часов для них будет сокращен - пока не сказано, насколько. «Уменьшить объем педагогики, не накручивать огромное количество часов лекций», - поставил задачу академик Сергеев.

В-третьих, срок аспирантуры может быть продлен до пяти-шести лет - не всем подряд, а тем, кому это реально нужно для завершения научной работы. И, наконец, в-четвертых, аспирантам, вроде как, помогут материально. Президент РАН сформулировал это так: «К примеру, можно будет давать аспирантов только туда, где руководители и институты докажут, что они смогут с самого начала обеспечить нормальную зарплату».

Последнее, возможно, вызвало оживление у образованной публики. За постсоветские годы россияне уже привыкли к тому, что не только аспирантская стипендия не может рассматриваться вообще как деньги, но и на зарплату научную жить нельзя. Сейчас это стало не совсем так - но, тоже, смотря где. История выживания ученых сложна и драматична.

В советские времена на аспирантскую стипендию (а она называлась именно стипендией), помнится, можно было прожить - одинокому целеустремленному молодому ученому, не претендовавшему ни на какие излишества. Иные из нас, выросшие в интеллигентских семьях, помнят назидательные родительские рассказы о том, как у них в НИИ был один аспирант - замечательный головастый парень из бедной семьи, из глубинки. И брюки-то у него были рваные - и, чтобы их не показывать лишний раз, он безвылазно сидел в лаборатории да в библиотеке - а в итоге так блестяще защитился, ему вместо кандидата сразу доктора присвоили.

Иногда случалось и так. Другое дело, что далеко не все аспиранты были столь фанатично преданы науке - возраст же аспирантский, «в самом соку», способствовал как раз ускоренному созданию семей, и те 70 брежневских рублей уже проблемы не решали. А после 1991 года всем этим назиданиям пришел конец - ни в каких, даже самых рваных брюках, молодому ученому стало не выжить.

Однако, если серьезно, можно было бы ожидать, что ректоры и вузовская профессура отнесутся к переменам в аспирантуре отрицательно или, как минимум, настороженно - все-таки, это означает как бы некоторое сокращение их «сферы влияния», выигрыш «конкурирующей организации». Пока вузовское сообщество не спешит высказываться, но некоторые голоса уже свидетельствуют, что ситуация сложнее.

В поддержку «научного сдвига аспирантуры» в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказались профессор Высшей школы экономики, академик Российской академии образования Виктор Болотов, за чьими плечами работа заместителем министра образования РФ и руководителя Рособрнадзора, и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Андрей Марголин.

«Когда принимался закон об образовании - когда, собственно, аспирантура и стала третьим уровнем - еще тогда было очень много споров. Зачем это делать? - рассказал Болотов. - В российской традиции уровень образования всегда дает право на некоторую профессиональную деятельность. Вопрос: на какую профессиональную деятельность дает право завершение аспирантуры?».

Сторонники последней версии закона пытались на это ответить: мол, дает оно право на преподавание в высшей школе. «А что, в высшей школе нельзя преподавать, не завершив аспирантуру? - спросил Виктор Болотов. - Половина нынешних преподавателей ее не завершала, и прекрасно преподает, особенно практики. Решение тогда приняли, а ответ на этот вопрос так и не был даден. Что дало аспирантам то, что аспирантуру превратили в третий уровень высшего образования, так до сих пор и непонятно».

Поэтому, как считает Болотов, «ничему не навредит отмена этого решения». «Правда, это надо делать через закон, - подчеркнул собеседник агентства. - Надо менять закон об образовании».

Виктор Болотов одобрил сокращение учебных занятий, «школярства» - «потому что в аспирантуре надо научную литературу читать, статьи писать, учиться исследовать». Дифференцировать сроки аспирантуры - тоже правильно, ибо, как напомнил опытный педагог, «в разных отраслях знаний требуется разное количество времени на написание завершенного научного текста и, даже если по статьям защищаться - на создание результата». Особенно в экспериментальных науках - физике, химии, где эксперименты длятся по нескольку лет, и надо их еще и оформить.

Идея, что не все институты могут получить право на аспирантуру, а только те, которые смогут доплачивать аспирантам - естественно, не просто так, а за то, что они участвуют в реализации проектов и преподавании дисциплин, связанных с их научной деятельностью, тоже представляется собеседнику правильным.

«Исследования ВШЭ показали, что больше половины аспирантов подрабатывают. Это было и в советское время. И если подработка не связана с их научной деятельностью, то это мешает научной работе, защите и т. д., - рассказал Виктор Болотов. - Когда прежний министр Дмитрий Ливанов был ректором МИСиС, он жестко поставил условие, что если профессор не может найти работу аспиранту, связанную с его деятельностью, и платить приличные для жизни деньги, то он такому профессору аспирантов не давал».

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин также подчеркнул что «в эпицентре, конечно, должны быть научные исследования, а не сами эти учебные занятия в больших количествах».

«Я, честно говоря, поддерживаю эту точку зрения, потому что я не думаю, что аспирантура как третья форма высшего образования была правильным решением, - отметил Марголин. - Аспирантура - это про исследования, а не про учебный процесс. Поэтому все-таки гораздо лучше, чтобы аспиранты имели много времени для подготовки диссертации».

Из собственно-учебных занятий, по мнению проректора, аспирантам, скорее, нужны некоторые дополнительные курсы. «Например, по написанию статей в рейтинговых журналах - это особая технология, - отметил Андрей Марголин. - По работе с разнообразными базами данных. Может быть, по методологии научных исследований как таковых».

На естественный в таком случае вопрос - а зачем же тогда, не столь уж давно, принимали такую редакцию закона? - ответы прозвучали тоже для нашей страны естественные «Есть принцип неуправляемости прошлого, - заметил Марголин. - Значит, в момент корректировки закона так сложился консенсус - сторонники аспирантуры как третьего этапа высшего образования оказались в большинстве». Виктор

Болотов в данной связи процитировал известную фразу депутата Госдумы Олега Смолина: «Большинство проголосовало, не приходя в сознание».

Леонид Смирнов

  • Внимание чиновников к исследованиям ученых оборачивается лишь усилением бюрократического пресса

    ​Президент РФ Владимир Путин рассказал о планах по заманиванию обратно в Россию наиболее успешных ученых-россиян. Избранный в сентябре 2017 года новый президент Российской академии наук Александр Сергеев энергично взялся за дело (в минувшем январе оба президента встретились и остались довольны друг другом).

  • Правительство призывает менять школьную программу в соответствии с научно-техническим прогрессом

    Правительство обязало Минобрнауки совместно с академиками проверять научное обоснование всех предлагаемых изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Ранее в Минобрнауки неоднократно называли действующие стандарты "пустыми" и осенью 2017 году попытались перейти на новую версию ФГОС с "детализацией требований" к результатам обучения.

  • Историк Игорь Федюкин о правилах защиты диссертации как метафоре государственного управления

    Процедура защиты диссертаций, т. е. допуска в профессию, едва ли не самое больное место российской науки. С одной стороны, качество защищаемых работ и самой процедуры защиты нередко оказывается позорно низким, на грани (или за гранью) профанации; коррупция и плагиат давно уже носят массовый характер.

  • Его пример – другим «Наука»: почему важнейший национальный проект может сработать вхолостую

    ​1 октября, правительство должно представить окончательный вариант национального проекта «Наука», одного из 12 нацпроектов, определенных в майском «суперуказе» президента РФ Владимира Путина. Реализация нацпроекта начинается с 1 января 2019 года.

  • Вузы России неоднозначно оценили планы по реформированию аспирантуры

    ​Аспиранты и преподаватели вузов считают своевременной дискуссию о реформировании аспирантуры, однако их мнения по поводу предложений Минобрнауки РФ разделились. С одной стороны, увеличение сроков обучения позволит больше времени уделить глубине и качеству научных исследований.

  • Почему стоит ожидать того, что качество аспирантских диссертаций вскоре упадет, как у аспирантов меняется философское осмысление мира, чем аспирантура похожа на смертную казнь и на кубинские ретроавтомобили, сайт рассказали ученые и преподаватели, узнавшие о том, что защита диссертаций по окончании аспирантуры станет обязательной.

    На днях министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что теперь любая аспирантура будет обязательно оканчиваться защитой диссертации. Соответствующее положение, по словам министра, и в ближайшее время документ будет опубликован для обсуждения на портале правовой информации.

    «Я убеждена, что аспирантура заканчивается диссертацией, если не можешь защититься, значит, тебе не быть ученым», - заявила министр на встрече с молодыми исследователями в Дальневосточном федеральном университете.

    После того как в 2013 году был принят новый закон об образовании, аспирантура стала рассматриваться как третья ступень образования, а не как начало научной работы. В том, что предшественники Васильевой с реформой поторопились, а аспирантуре необходимо вернуть научный статус, уверены как ученые, так и министерские чиновники. Этот вопрос они подробно обсуждали на совместном заседании совета Российского союза ректоров и Президиума РАН в МГУ в конце июня. Тогда исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов аккуратно назвал реформу аспирантуры поспешной и предложил вернуться именно к научной аспирантуре. Министр Васильева эту идею поддержала и пообещала в том числе сделать .

    Когда защита диссертации станет обязательной для аспирантов, пока неизвестно, рассказал сайт заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. «Мы хотим это обязательно обсудить на Совете по науке при Министерстве, с Российской академией наук, с Ассоциацией ректоров и с Союзом ректоров. Это вопрос сложный, и тут не стоит цель как можно быстрее это дело реформировать. Мы спокойно все обсудим и эволюционным путем придем к исследовательской аспирантуре. Когда это состоится, зависит в первую очередь не от министерства, а от университетского и от научного, академического сообщества», - подчеркнул Трубников.

    Так ли обязательна защита?

    Введение обязательной защиты вряд ли повысит качество диссертаций, считает , руководитель аспирантской программы Сколтеха по направлению «Науки о жизни» Константин Северинов.

    Эта инициатива вредная и глупая. Она приведет к ухудшению уровня диссертаций, так как и руководители аспирантов, и сами аспиранты будут вынуждены гнать халтуру, чтобы выполнить требования обязательной защиты по окончании аспирантуры.

    Константин Северинов

    Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

    «Руководство министерства должно быть обеспокоено разработкой мер по улучшению качества образования и науки в нашей стране, а не начетничеством и желанием достичь бессмысленных показателей, которые позволят рапортовать об успехах "на бумаге", ухудшив ситуацию на деле», - считает Северинов.

    Аспирантура должна быть нацелена на защиту диссертаций, но при этом необходимо сделать сроки защиты более гибкими, отмечает проектор МГУ Алексей Хохлов. «Нельзя от организации требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, поскольку это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций. Поэтому неправилен такой подход, когда нужно обязательно защитить диссертацию в срок, иначе организация будет наказана», - заявил Хохлов.

    Профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Сергей Попов сравнил введение обязательных защит с ретроавтомобилями в Гаване. «Во многом система науки в России вообще и аспирантура в частности напоминают мне эти машины. А попытки министра что-то реформировать - ремонт таких машин. Можно обсуждать, в какой цвет их красить, можно переставлять руль с правой стороны на левую, можно менять обивку то на одном сиденье, то на другом (в зависимости от текущей концепции). Но все это не имеет отношения к нормальному автопрому или возможности граждан купить современный автомобиль», - прокомментировал Попов.

    От инициативы министерства не будет ни вреда, ни пользы, отметил философ и социолог Григорий Юдин (НИУ ВШЭ). «Это бесполезная и безвредная инициатива, как и большинство инициатив Васильевой. Заставлять защищаться никого все равно невозможно, даже если пригрозить смертной казнью», - подчеркнул эксперт.

    Что нужно изменить в подготовке аспирантов

    Обязательная защита - не единственное нововведение в аспирантуре. Изменения могут коснуться и программ подготовки аспирантов. Как их менять, Министерство образования и науки планирует обсудить с учеными и преподавателями вузов. «Все лучшее, конечно, останется. Все, что работает, все, что дает эффективную подготовку квалифицированных кадров, конечно, все эти практики останутся обязательно», - пообещал Григорий Трубников.

    Сейчас много вопросов вызывают вступительные и кандидатские экзамены, обязательные курсы и педагогическая практика. В перечень обязательных вступительных испытаний во многих университетах входит «Философия». Аспиранты первого года обучения слушают курс по «Истории и философии науки» и сдают по нему кандидатский минимум. Однако качество философской подготовки аспирантов оставляют желать лучшего. «Этот экзамен всегда был насмешкой над философией, осмысленно подготовиться к нему было невозможно, и единственное, чему он надежно обучал, так это отвращению к философии. По счастью, некоторые университеты, такие как ВШЭ, начали отменять его как обязательный экзамен, и пока никто не жалуется, что уровень философского осмысления мира у аспирантов снизился», - заявил Григорий Юдин.

    Ввести в программу обязательных курсов можно и более актуальные для аспирантов предметы, считает профессор Университета Северной Каролины и МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор химических наук Александр Кабанов. «Философия в зависимости от специальности, может, и нужна, но далеко не всем. Для химиков, биотехнологов, фармацевтов (области, которые я представляю хорошо) вместо философии я бы ввел какие-то другие курсы, современные и более полезные для специальности, которых не хватает выпускникам вузов. Это могут быть статистические методы, которым, по моим старым представлениям, учат не очень хорошо, или информатика, или курс, сфокусированный на взаимоотношении различных дисциплин, с целью подготовки специалистов к междисциплинарным, "конвергентным" исследованиям в будущем», - рассказывает Кабанов.

    Кабанов добавил, что вместо философии внимание в подготовке аспирантов следует уделять иностранному языку. «Успехи в философии, конечно, не отражают способность поступающих к творческой научной работе. Куда важнее способность хорошо говорить и связно выражать свои мысли, в том числе по-английски», - отметил он. Такого же мнения придерживается и Константин Северинов.

    Уровень владения английским подавляющего большинства выпускников российских аспирантур, мягко говоря, не высок, а те, кто знает язык, выучили его не благодаря официальным занятиям в аспирантуре.

    Константин Северинов

    Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

    Помимо философии и качества преподавания английского языка, вызывает вопросы и то, что аспиранты обязаны преподавать. «Педагогическая практика не обязательна, но возможна, - считает Александр Кабанов. - За деньги и добровольно. Чтобы желающим аспирантам платили за ограниченное количество преподавательских часов».

    По мнению Константина Северинова, педпрактика, наоборот, должна стать важным элементом подготовки кандидатов наук. «Другой вопрос, что правильно организовать педагогическую практику сложно, ведь речь должна идти не о мытье пробирок или переключении слайдов для профессора. Человек со степенью кандидата в принципе должен быть способен профессионально провести лекцию на университетском уровне в области своей специализации. Было бы здорово, если бы подготовка и чтение нескольких лекций были частью аспирантуры. Так же, как и руководство дипломниками. Лучший способ что-то понять самому - это объяснить другому», - полагает ученый.

    Философию и педпрактику, по мнению Сергея Попова, едва ли можно считать проблемой российской аспирантуры. Он считает, что в аспирантуру (в основном по гуманитарным направлениям) часто идут люди, которые не планируют строить академическую карьеру и заниматься научными исследованиями. Более того, в России не работает «нормальная система организации науки» и нет запроса на аспирантов. «Это видно уже по отсутствию, скажем, сколько-нибудь заметного числа китайских-индийских постдоков в России. Это хороший индикатор», - поясняет Попов.

    Едва ли реформирование аспирантуры в научную сторону что-то изменит, считает эксперт. «В короткой перспективе это приведет к тому, что просто ничего не изменится. Будут ругать руководителей за то, что не обеспечили достаточное число защит, но руководители уже привыкли, что их ругают за невыполнение каких-нибудь невыполнимых требований вроде так называемых "майских указов президента". Или пойдет поток очень слабых защит», - сетует Попов.

    С ним согласен и Константин Северинов. «"Испеченные" по новым правилам "кандидаты" в будущем будут занимать различные руководящие посты в системе высшего образования и в науке, так что ущерб от предложенных мер, если они будут приняты, будет долговременный и переживет нынешнего министра», - согласился Константин Северинов.

    Реформа аспирантуры (как и системы присуждения ученых степеней), возможно, даст большую автономность вузам. «В целом последняя реформа системы аттестации научных кадров показывает, что мы постепенно приходим к тому, что каждый университет может иметь собственные представления о том, как он хочет обучать аспирантов, что с них спрашивать и какие экзамены принимать», - комментирует Григорий Юдин.

    По мнению Алексея Хохлова, необходимо отлеживать, насколько эффективна аспирантура в той или иной организации. «Если видно, что из года в год аспиранты, проучившись три или четыре года, уходят безо всякой защиты, не имеют никаких публикаций и идут работать в место, не связанное с наукой, это плохо. Если они публикуются регулярно на протяжении всего срока аспирантуры, защищаются, не обязательно в срок, но в течение одного, максимум двух лет после окончания аспирантуры, и после этого они используют свои знания, работают по специальности, это хорошо», - подводит итог Хохлов.