Что такое агрессия определение. Агрессия: что это в психологии

Агрессия и агрессивность всегда были частью нашего мира, люди постоянно сталкивались и продолжают сталкиваться с этими явлениями в своей повседневной жизни. Агрессия – это определенный вид действий, направленный на причинение морального или физического ущерба другим людям, это нападение на них с целью причинения вреда. А агрессивность – это не просто черта характера человека, при которой он на все реагирует агрессивно, но это еще и естественное проявление его звериной сущности.

Агрессивное поведение, присуще в первую очередь менее интеллектуально развитым людям, и в тоже время, людям достаточно активным, чьи бесконечные желания подкреплены большими возможностями. Будучи слабым и чувствуя свою слабость, человек не станет нападать на других людей, поскольку страх не позволит ему этого сделать. А вот чувствуя свою силу и видя те возможности, которые она дает, человек действует более смело, более напористо, более агрессивно. Следовательно, слабые люди менее агрессивны, нежели сильные, но тем не менее, агрессия слабых людей может выражаться в скрытой форме, которая порой, не менее, а то и более опасна, открытой формы агрессии.

Какими бы мы с вами не были, сильными или слабыми, мы все равно очень агрессивные существа по своей природе и наша агрессия связана в первую очередь с необходимостью отстаивать свои интересы в этом жестоком мире, в мире ограниченных ресурсов и безграничного эгоизма. Поэтому, воспринимать свою звериную сущность следует положительно, поскольку природа наделила нас ею не случайно, она просто необходима нам для выживания. Мы создали мир, в котором даже самые слабые человеческие особи могут выживать, тогда как, в природе выживает только сильнейший, только тот, кто может побороться не только за свою жизнь, но и за место под солнцем. Наш мир, мир людей – это нереальный мир, искусственный мир, в котором агрессия и агрессивность воспринимаются негативно, в то время как в дикой природе, это явление является естественным и необходимым. Агрессивное поведение не нуждается в этической оценке и интерпретации с нашей стороны, оно просто существует, и всегда существовало в нашей жизни, как естественная и, как уже было сказано выше – необходимая, врожденная форма поведения. И как мы с вами постоянно в этом убеждаемся, даже в нашем, казалось бы, цивилизованном мире, часто действуют звериные законы, при которых человеку важно уметь, что называется, пробуждать в себе зверя.

То, что агрессия имеет эмоциональную окраску, объясняется в первую очередь тем, что для целенаправленного нападения, для атаки, для мощного и молниеносного удара, направленного на уничтожение своего врага или своей жертвы, человеку необходима большая энергия. А энергию он черпает из своих эмоций, которые хоть и отключают его мышление, зато на уровне инстинктов позволяют действовать весьма эффективно. Но при этом максимальная эффективность действий агрессора, в большей степени связана с рациональностью его поведения, нежели с силой его эмоций. Помните слова Мухаммеда Али — порхать как бабочка и жалить как пчела? Злость, гнев, агрессия, и вообще дурь, нуждаются в контроле со стороны разума, тогда агрессивное поведение человека будет более эффективным. На самом деле, причинение одним человеком другому человеку вреда, или какого-либо ущерба, без особой на то необходимости, является неестественным проявлением агрессии. Люди, помимо своей враждебности, имеют также склонность и к сотрудничеству, аналогично другим животным, которые при необходимости сбиваются в стаи или в стада. А при таком поведении, когда человеку важно наладить сотрудничество с другими людьми, ему полезнее не столько быть агрессивным, сколько уметь находить общий язык со всеми людьми, ну или во всяком случае с большинством из них, для чего ему нужно развивать свое мышление. Думаете, мы такие любезные друг с другом, только благодаря этическому воспитанию? Ничего подобного, в большинстве случаев, мы вынуждены быть вежливыми с другими людьми, и вынуждены считаться с их мнением и их интересами. А вот когда у нас есть возможность этого не делать, когда все зависит только от нашего решения – быть или не быть человеком, уважающим других людей, мы часто принимаем решение не в пользу этих самых других людей. Человек с большими возможностями, часто без всякого зазрения совести, причиняет вред другим людям ради своих интересов и своего безграничного эгоизма. Поэтому, нам всем необходимо быть в меру агрессивными, чтобы наша агрессия была сдерживающим фактором для непомерных амбиций других людей. Быть агрессивным, когда это на самом деле требуется — очень полезно, так как в каждом, без исключения обществе, человеку необходимо уметь защищать свои интересы и уметь правильно себя поставить, чтобы занять наиболее выгодное положение в сравнении с другими людьми, желательно положение лидера.

Но самое главное, что нам с вами следует понимать, это то, что агрессия умных людей, по форме отличается от агрессии людей глупых, или лучше сказать – людей диких и слаборазвитых. Тем не менее, содержание агрессивных действий, остается неизменным, при любых личностных отличиях между людьми. Я бы даже сказал, что в некоторых, не во всех, случаях, агрессивные действия умных и очень умных людей, могут быть намного более опасными, нежели аналогичные действия со стороны глупцов. Замаскированная, как правило, под благие намерения, агрессия некоторых, шибко грамотных людей, не встречает сопротивление именно из-за своей неочевидности. И, к сожалению, для большинства людей, прописная истина, заключающаяся в том, что благими намерениями вымощена дорога в ад, остается пустыми словами, много раз услышанными и повторенными, но ни разу не понятыми. Нам всем что-то нужно от этого мира и от других людей, и многие из нас готовы пойти на многое ради того, чтобы побольше взять чужого и поменьше отдать своего. И часто люди берут свое именно за счет агрессивного поведения, за счет насилия, противостоять которому можно только с помощью ответного насилия.

Вот когда мы наблюдаем агрессивность у детей, мы должны понимать, что дело не в ненормальности ребенка, дело в его естественном стремлении к лидерству, в его желании сформировать свое окружение по своему усмотрению. Вы можете найти много информации по детской агрессии, и в большинстве случаев она будет говорить вам о том, что агрессивный ребенок – это не нормально, ну или не совсем нормально. Но на самом деле это не так, вернее, не совсем так. Дело в том, что у детей, в ряду их не достаточной развитости, агрессия выражается в весьма примитивной форме, она не может быть скрытой, как у некоторых хитрых взрослых людей, когда мы не видим явных признаков агрессии против нас или против кого-то другого, но при этом страдаем от нее. Ну вот, скажем, существует в нашем обществе такое понятие, как легитимное насилие, то есть законное, справедливое насилие, которое большинство людей принимают, как вынужденную необходимость, без которой нельзя обойтись. Самый яркий пример такого насилия – это смертная казнь, которая, якобы, является справедливым наказанием для особо опасных преступников. Но, в большинстве случаев, легитимное насилие, вовсе не легитимное и совсем даже несправедливое. Оно просто окультуренно и облагорожено благими намерениями агрессора, который пользуется имеющимися у него возможностями и причиняет вред другому человеку. Надо понимать, что даже самые опасные преступники, не появились из неоткуда. Они не рождались теми, кем в последствии стали, они стали теми, кем родители, общество и в целом окружающая их среда их сделали.

Но мы, совершая насилие над преступниками, считаем его вполне оправданным и не замечаем того, что преступлений в нашей жизни меньше не становится, хотя безусловно, суровость законов несколько усмиряет некоторые горячие головы. Тем не менее, бороться со следствием, а не с причиной насилия, с точки зрения результативности, абсолютно бессмысленно, а то, что мы это делаем, говорит о нашей агрессивности, которая выражается в несколько нездоровой форме. Мы не решаем проблему с преступностью в нашем обществе, когда наказываем преступников, мы просто ее более или менее контролируем. Но, решить эту проблему, во-первых, можно, а во-вторых, полезнее для каждого из нас. Почему же никто ее должным образом не решает? А потому, что всякая проблема нуждается в том, кто способен ее решить, а значит, общество всегда будет зависеть от чьей-то власти над собой, которая решает не решаемые проблемы. Так что думаю, мне нет нужды вам разъяснять, насколько такая зависимость общества от железной руки, может быть выгодной для некоторых, далеко не самых глупых людей. В общем, нет у нас сейчас никакого легитимного насилия, есть просто насилие, с которым мы миримся, или с которым мы вынуждены мириться. Из этого следует, что даже в самом цивилизованном и культурном обществе, одни люди, у которых есть необходимые для этого возможности, систематически совершают насильственные действия в отношении других, более слабых людей. И ничего другого, более эффективного, мы против агрессии пока еще не придумали, кроме адекватной ответной агрессии, которая способна нас защитить. Ну, будь оно иначе, мы бы только и делали, что подставляли вторую щеку под удар, вместо того, чтобы создавать оружие, формировать армию, иметь полицию, вооружаться и так далее.

Вот и получается, что с раннего детства, человек не просто склонен, но его даже тянет к совершению насилия над другими людьми. Получается потому, что во-первых, наши амбиции изначально запредельно высокие, а во-вторых, внутри себя, мы инстинктивно понимаем, что либо мы, либо нас. А агрессия просто движет нами в эту сторону, в сторону господства над другими людьми, она указывает нам на цели, не предлагая средств по их достижению, ибо это уже задача нашего мозга. И лишь страх перед наказанием служит профилактикой агрессии, и то только в тех случаях, когда речь идет о способных почувствовать этот страх людях. Дурака ни какой страх не остановит, поэтому суровость законов для него роли не играет, а исключением вероятности появления дурака вообще, как мы с вами выяснили выше, никто в нашем обществе не занимается и не планирует заниматься. Так что именно нужда, заставляет человека вести себя более или менее доброжелательно по отношению к остальным людям, и искать способы сотрудничества с ними. Нравится нам это или нет, но насилие в нашем обществе является нормой, а не исключением, и не смотря на наше негативное к нему отношение, оно совершается регулярно. Каждый из нас, хотя бы раз в жизни, становился жертвой насилия в той или иной его форме. Даже тот же обман, который сегодня встречается на каждом шагу, это тоже насилие, это насилие умственно развитого человека, над менее развитым. Мы же, совершенно закономерно, считаем с вами преступлением, когда взрослый человек обманывает ребенка, и скажем, склоняет его к половому акту? Это же агрессия, не так ли? Ну так а почему же мы не относимся подобным образом к таким же ситуациям со взрослыми людьми, которые не смотря на свои годы, иногда могут быть намного глупее детей? Мы считаем это приемлемым для нашей жизни – пользоваться глупостью других людей, или нам внушили, что это нормально?

Обман, как проявление более изощренной и окультуренной агрессии, обычно приходит на смену более примитивной, физической агрессии, которую мы воспринимаем в большей степени эмоционально, и поэтому все, достаточно примитивные поступки других людей мы способны более или менее правильно трактовать. Но именно этого умения, умения культурно проявлять свою агрессивность, и не хватает детям, которые вынуждены вести себя более открыто, более примитивно и более предсказуемо, добиваясь, таким образом, по сути, тех же целей, что и взрослые люди, то есть, добиваясь признания, лидерского положения в своем окружении и успеха, в конце концов. Почему мы крайне негативно относимся к убийце, убившего всего нескольких человек, но при этом совершенно нормально воспринимаем табачный или алкогольный бизнес, и тех, кто за ним стоит, не смотря на то, что эти бизнесмены убивают людей миллионами? Мы что, такие умные, что не в состоянии оценить и понять масштабы таких зол? Или мы настолько трусливы, что вынуждены мириться с одним насилием и выступать против другого? У каждого человека свой ответ на этот вопрос, в зависимости от его уровня развития и его честности, прежде всего с самим собой.

Психология, друзья мои, для того нам с вами и нужна, чтобы объяснять нам закономерности нашего поведения, а не для его трактовки. Иначе, мы бы не называли ее наукой. Если в вашей жизни присутствует насилие, и вы являетесь его жертвой, тогда вы можете обратиться за помощью к священнику или к неадекватному психологу, который поможет вам это насилие принять, смириться с ним, простить агрессора и в некоторых случаях позволить ему продолжать творить насилие над вами и дальше. Вам это нужно? До каких пор вы собираетесь подставлять вторую щеку и позволять другим людям совершать насилие над вами? Может быть стоит обращаться за помощью к адекватным людям, к адекватным психологам, которые помогут вам себя защитить? Ваши инстинкты подскажут вам ответы на эти вопросы — доверьтесь им. Старайтесь обращаться за помощью к тем, кто действительно способен вам помочь, независимо от ваших личных убеждений и отношения к тому или иному человеку. С насилием необходимо уметь бороться, агрессивное поведение должно всегда, запомните, всегда встречать отпор, иначе с ним невозможно будет справиться. Но чтобы этот самый отпор дать, необходимо уметь это делать, и чтобы там не пропагандировали миролюбивые люди, на каждый удар можно и нужно отвечать, точно таким же ударом, а лучше ударом посильнее. Агрессивный человек, если и отступится от своих чрезмерных амбиций, то только в том случае, если встретит отпор в виде не меньшей, а то и большей агрессивности со стороны других людей, на чьи интересы он решил посягнуть. В таких случаях говорят — нашла коса на камень. Или – против лома нет никакого приема, кроме другого такого же лома.

Не думайте, что наше, не самое красивое поведение, а то и абсолютно антисоциальное поведение, это результат нашей примитивности. Агрессия и агрессивность часто являются вполне осознанным решением и тщательно продуманной политикой, направленной на достижение человеком своих целей за счет других людей. У каждого человека стремящегося реализовать свои желания, всегда есть возможность проявить агрессию в отношении кого-то более слабого, и я вас уверяю, многие этой возможностью пользуются. Некоторые люди сами создают себе такие возможности, при которых они могут пользоваться чьей-то слабостью для достижения своих целей. Для этого, они делают других людей глупыми, посредством определенного психологического и идеологического воздействия на них. В. И. Ленин говорил: “Пока народ глуп и необразован, важнейшим искусством для нас является кино и цирк.” Но, я так подумал, и пришел к выводу, что это цирк и кино нужны для того, чтобы народ был глупым. Если вы будете очень умными людьми, вы сможете противостоять любой агрессии, а значит, вас не просто будет подчинить своей воле. А вот если вы будете неграмотными, глупыми, неорганизованными, не сплоченными, да еще и запуганными людьми, тогда с вами можно будет делать что угодно. Мало того, ваша непродуманная и в некоторых случаях совершенно неуместная доброжелательность и открытость, сделает вас легкой добычей для более агрессивного и коварного человека, который непременно воспользуется всеми вашими слабостями в своих интересах. И вы, ничего не противопоставите чужой агрессии, неважно в какой форме она будет выражаться, если сами будете белыми и пушистыми.

Я не говорю, что ваш ответ на любую агрессию в ваш адрес, должен быть обязательно зеркальным, да он и не может быть таковым всегда, поскольку нас у всех разные возможности. Но он обязательно должен быть – ваш ответ. Не силой, так хитростью, не хитростью, так умом, не умом, так жалостью и подхалимством, но мы должны уметь давать отпор нашим врагам. Иначе нас просто уничтожат. В каждом человеке, повторю – в каждом, есть свои сильные стороны. Если вы в принципе не агрессивный человек и не можете быть таковым, тогда ищите другие возможности себя защитить и отстоять свои интересы. Я считаю агрессией любую активность человека, направленную на противостояние другим людям или подавление им других людей, и неважно каким образом. Если кто-то пытается меня обмануть, для меня это агрессивный человек, если кто-то доказывает мне свою субъективную правоту, с целью протолкнуть через меня свои интересы, для меня это тоже акт агрессии. Так что не обязательно психоз и физическое насилие, дикость и жестокость, являются проявлением агрессивного поведения, всякое неравноправное взаимоотношение между людьми, при котором один человек использует в своих целях другого человека — это агрессия.

Почему так? Да потому, что в этом мире, условностей может быть сколько угодно, тогда как по законам природы, обойти которые мы не можем, всякое использование своих возможностей одним существом против другого существа, можно считать агрессией. Тут надо понимать, что совершенно неважно, какие именно методы используются для достижения людьми своих целей, связанных с получением выгоды за счет другого человека или других людей. Все те причины агрессии, с которыми мы имеем дело, с точки зрения нашей природы, вполне оправданы. Равно как и наше нежелание подчиняться чужой воле и всячески ей противостоять — это тоже естественная реакция человека на агрессию в свой адрес. Не естественно служить по своей воле другим людям, и не понимать, что это неестественно для тебя. Вот это действительно нездоровое восприятие человеком реальности. Поэтому, так важно понимать, когда именно и каким образом кто-то действует против нас, чтобы не удивляться тем незапланированным нами результатам, которые каждый из нас получает в своей жизни. Ну что, для вас разве будет иметь значение, как вас заставят на кого-то работать – под дулом автомата или путем создания таких условий, при которых вы вынуждены будете сделать так, как кому-то нужно, чтобы вы сделали? Только, разве что, для вашего эмоционального состояния это будет иметь какое-то значение, но не для ситуации в целом. Если в результате определенного воздействия на вас со стороны других людей, вы вынуждены кому-то служить, тогда совершенно неважно, каким образом вас заставили это сделать, против вас в любом случае, была совершена агрессия. Просто, не очень умные люди, не реагируют на бесструктурное управление ими, то есть на управление, осуществляемое посредством манипуляций, как на что-то негативное. А значит, такие люди и не считают агрессией те явления, из-за которых они вынуждены подчиняться чужим указаниям и служить чужим интересам, вопреки своему собственному желанию, истинному желанию, и своим собственным интересам. А если ты не видишь своего врага, тогда ты и сражаться с ним не можешь, ведь ты не понимаешь, какой именно угрозе тебе нужно противостоять, а значит, и не можешь найти необходимые средства для адекватного противодействия этой угрозе или угрозам. Поэтому, очень важно распознавать агрессию в любых ее проявлениях, желательно на ранних стадиях, и уже затем учиться адекватно на нее реагировать.

Так что зверя внутри себя, в клетке не держите, пусть он имеет возможность проявить свои качества в особо сложных для вас ситуациях, когда вам реально угрожает опасность. Единственное, в чем действительно нуждается агрессивный человек, это в контроле своего агрессивного состояния. Мы должны уметь управлять собой и своими эмоциями, что можно сделать только посредством нашего ума, который необходимо развивать и заставлять работать. Примитивный человек на все реагирует достаточно эмоционально, чем больше эмоций в поведении человека присутствует, тем меньше в этом поведении разумности. Но как только мы приучаем себя постоянно думать, прежде чем действовать, приучаем свой мозг анализировать ситуацию и поступающую к нам информацию, рассуждать над ней, просчитывать различные варианты развития событий при тех или иных наших действиях, вот тогда наши эмоции отходят на второй план, и мы можем контролировать свое поведение. В том числе, за счет активности нашего мышления, мы сможем контролировать и свою агрессию, не борясь с нею, а грамотно управляя ее энергией.

Обратите внимание, сколько в нашей жизни возникает конфликтных ситуаций. Люди постоянно о чем-то спорят, враждуют между собой, совершают насилие друг над другом. В меру своих возможностей, каждый человек, повторюсь, каждый, не думайте, что вы другие, стремится над кем-то доминировать, кем-то управлять. А при таком стремлении, конфликты неизбежны. Мы даже в рамках своей семьи не умеем жить в мире и согласии. А ведь на самом деле нет никакой разницы между семейными ссорами и большими войнами, при которых гибнет много людей, ибо и в том и в другом случае, человеческий эгоизм, человеческое стремление к доминированию и отстаиванию своих интересов, встречается с точно таким же стремлением со стороны других людей или с их противодействием этому стремлению. И возникает конфликт. Масштабы только у разных конфликтов могут быть разные, при семейных ссорах страдает меньше людей, чем во время большой войны. Но если обратить внимание на общую статистику насилия в семье, то окажется, что все семейные ссоры и то насилие, которое за ними следует – это очень большая война.

А на войне, как на войне, на ней не до сантиментов и нежностей, на ней нужно быть и жестким и агрессивным и временами очень жестоким. Для защиты своей жизни, а также жизни дорогих нам людей, нам обязательно необходимо уметь быть агрессивными. В повседневной жизни мы можем и должны быть цивилизованными и культурными людьми, чтобы поддерживать ту, более или менее приемлемую для нас и нашей жизни атмосферу в обществе. Но когда мы вынуждены вступать в противостояние с другими людьми, когда вынуждены отстаивать свои интересы и защищать свои ценности, а также уже упомянутую мною жизнь, тогда нам необходимо пускать в ход все, что дала нам природа, включая агрессию и прочие наши звериные качества. Многие в этой жизни будут пытаться попробовать вас на твердость, чтобы нащупать ваши слабые места и использовать их для подчинения вас своей воле. И если вы не сможете или не захотите, на эти враждебные для вас попытки прогнуть вас, должным образом отреагировать, тогда это может дорого вам обойтись. Многие люди, только с виду разумны, на деле же, действительно разумные люди встречаются очень редко, тогда как с людьми примитивными и весьма агрессивными по своей натуре, мы вынуждены встречаться гораздо чаще. И нам надо уметь с ними взаимодействовать, как бы мы к ним не относились. Каждый из нас имеет определенный набор качеств, которые может использовать, как для хороших, так и для плохих дел. И вы можете преследовать какие угодно цели в своей жизни, не обращая внимания на средства их достижения, но при этом ваше поведение всегда будет отражаться в адекватном отношении к вам со стороны других людей.

Вы бы многое сделали по-своему в этой жизни, будь на то ваша воля, вы бы определенно многим и многими воспользовались в своих целях, если бы только могли. И вы бы точно не стали считаться с некоторыми, неправильными с вашей точки зрения людьми, добиваясь от них нужных вам действий, если бы они только позволили вам на себя наплевать. Вы не хороший и не плохой человек, вы просто человек, с присущими этому существу качествами. Вы всегда будете хотеть большего, чем то, что уже имеете, и ваша агрессия, в той или иной форме, всегда будет вырываться наружу. И только страх перед ответным насилием, остановит вас перед совершением некоторых, не самых хороших поступков, которые будут казаться вам необходимыми или во всяком случае желательными для вас, в тот или иной период в вашей жизни. Посмотрите сами, как сильно наша жизнь зависит от того страха перед наказанием, без которого мы не способны поддерживать нормальные человеческие взаимоотношения между собой. Без легитимной формы насилия, а точнее, без его иллюзии, вообще невозможно создать хоть сколько-нибудь нормальное общество, которое не погрязнет в междоусобице. Не следует нам считать себя слишком разумными существами, ибо разумные существа не нуждаются в палке, чтобы делать так, как надо делать, а не так, как им хочется делать. И пока мы больше будем думать о том, что мы очень развитые существа, но не являться таковыми в действительности, агрессия и агрессивность будут спутниками нашей жизни.

Для каждого из нас важно держать любые свои эмоции под контролем, в том числе и агрессию. Животные не менее агрессивны, чем мы, но как вы сами можете видеть, не они нас, а мы их покорили и держим под контролем. Поэтому, нам важно не столько на своих природные инстинкты уповать, сколько на свое умственное развитие, которое всегда двигало нас вперед и помогало нам добиваться выдающихся результатов. Агрессию нам следует трансформировать в стимулирующую нашу активность энергию. Вам что-то не нравится, вы кого-то ненавидите, вы хотите уничтожить своих врагов, вы очень злы на других людей? Что же, это случается в нашей жизни и вас можно понять. Но не нужно из-за этого будить в себе зверя и с дикими криками бросаться на людей, решая все свои проблемы при помощи грубой силы, это слишком опасная и слишком непродуманная в большинстве случаев затея. Лучше включайте свои мозги и ищите решение своих проблем с помощью них. А ваша агрессивность придаст вам энергии, с помощью которой вы заставите себя работать над решением всех своих проблем.

Дикость, друзья, уместна только в дикой среде, и если вы не хотите постоянно беспокоиться за свою спину, в которую могут воткнуть нож, тогда и сами цинично не пользуйтесь слабостью других людей в своих интересах. Помните, что каждый человек вносит свой вклад в атмосферу того общества, в котором он живет.

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов ( , внимание, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению , вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на , то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, ) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите . У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники .
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте .
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

Агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”) и означает - “нападение, нападать”. Современный ритм жизни, психические и физические нагрузки, бессонницы и регулярные стрессовые ситуации приводят к тому, что население становится все более и более агрессивным.

Кто-то, выплескивая негативную энергию, успокаивается и идет дальше, а кто-то не может справиться самостоятельно с грузом проблем и агрессивное поведение уже становится психическим заболеванием, а не просто проявлением скверного характера или реакцией на ту или иную ситуацию. Психотерапевты считают агрессией такое деструктивное поведение человека, которое наносит людям психологический дискомфорт и физический ущерб. Кроме того, агрессивное поведение без причины может свидетельствовать о серьезных гормональных нарушениях в организме, а также том, что человек страдает от болезни Альцгеймера. В любом случае, агрессивное поведения требует тщательного обследования, откладывать которое не рекомендуется ни в коем случае. Ведь не секрет, что агрессия увеличивается с каждым годом. От нее страдают не только в неблагополучных странах, но и вполне счастливых с точки зрения экономики и уровня жизни.

Код по МКБ-10

F91 Расстройства поведения

Причины агрессивного поведения

Психотерапевты и психиатры выявляют несколько причин агрессивного поведения, среди которых можно отметить злоупотребление антидепрессантами и снотворными препаратами; психические травмы, перенесенные в детстве; проблемы в личной жизни и на работе (увольнение); усталость, накопившаяся от напряженной работы без отдыха.

Мотивы агрессивного поведения

Различают ряд мотивов агрессивного поведения. Рассмотрим их детальнее.

  • Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
  • Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
  • Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
  • Мотивы авторитарные (жажда власти) – человек, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
  • Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
  • Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии человек пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.

Также есть мотивы защитные, мотивы достижения и приобретения, мотивы следования.

Теории агрессивного поведения

Среди наиболее популярных теорий агрессивного поведения - теории Зигмунда Фрейда, Э. Фромма, К. Лоренца.

Ученые разделяют теории агрессии на четыре категории, которые определяют агрессию как врожденное побуждение, задаток (так называемая теория влечения); потребность, спровоцированная внешними факторами (фрустрационная теория); эмоциональные и познавательные процессы; агрессия как модель социального поведения.

Причины агрессивного поведения младших школьников

Учителя и психологи отмечают, что в последние годы, учащиеся младших классов проявляют все больше агрессии как по отношению к сверстникам, так и учителям. Первой причиной специалисты называют нестабильную ситуацию в семьях, где сами родители относят агрессивно к своему ребенку и друг другу. В результате агрессия становится нормой жизни для такого ребенка. Кроме того, непоследовательность воспитания родителей (сегодня это можно, а завтра категорически нельзя) приводит к тому, что дети чувствуют себя растерянными и озлобленными

К агрессии также приводят конфликты с одноклассниками, отсталость в учебе, излишняя требовательность, нередко и предвзятость педагога.

Характеристика агрессивного поведения

Психологи отмечают, что агрессивное поведения начинает формироваться в очень раннем возрасте, когда на пути желаний ребенка возникают препятствия. Выделяют три фактора, которые провоцируют возникновения агрессивного поведения - психологический, биологический и социальный.

Биологический фактор –наследственность, злоупотребление наркотиками, алкоголем и психотропными препаратами, черепно-мозговая травма, инфекционное заболевание.

Социальный фактор - влияние семьи, друзей, коллег по работе, асоциальный круг общения.

Психологический фактор – эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, мнительность, зависимость.

Особенности агрессивного поведения

Агрессивное поведение – это такой вид поведения, при котором намеренно наносится вред, как физический, так и моральный, другому человеку. Агрессивное поведение различается по гендерному признаку.Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом). Среди особенностей агрессивного поведения можно отметить склонность к физическому воздействию, вплоть до жестоких драк; порча имущества; шантаж; унижения и оскорбления.

Психология агрессивного поведения

Напомним, что агрессия – слово латинского происхождения (“aggredi”), означающее “нападение, нападать”. Психологи отмечают, что между агрессивностью и агрессией существует различие: агрессивность – это черта характера человека, а агрессия – состояние. Кстати, Зигмунд Фрейд считал, что агрессивность – это врожденная форма поведения, которую невозможно вылечить, только ослабить.

Агрессивное поведение у детей

Психологи отмечают, что агрессивное поведение у маленьких детей (до 3 лет) естественный процесс, который не должен пугать их родителей. Причинами агрессивного подведения у ребенка может быть перевозбуждение, усталость, голод или жажда, плохое самочувствие. При правильном подходе родителей ребенок и при отсутствии биологического фактора агрессивного поведения, ребенок впоследствии перерастает агрессивное поведение.

Агрессивное поведение у ребенка 2 лет

Двухлетние дети активно познают мир, они очень любознательны и открыты. Именно в этом возрасте любые запреты и неполучение желаемого вызывает у ребенка бурную агрессивную реакцию. В этом возрасте дети не могут оценить последствия своих действий. Толкнул товарища по песочнице, тот упал и больно ударился. Ругать ребенка, проявившего агрессию, психологи и педагоги не советую. Лучше спокойно объяснить ситуацию и переключить внимание своего малыша на что-то другое. Истерика часто свидетельствует не о скверном характере, а об усталости, голоде или жажде.

Агрессивное поведение у ребенка 3 лет

Три года – это период первого возрастного криза у детей. Психологи считают, что в этом возрасте детская злость, гнев, истерика и агрессия не должны вызывать у родителей желание наказать и перевоспитать, а только помочь, понять и разъяснить. Поводом для тревоги может стать жестокое отношение ребенка к животным. Для коррекции поведения лучше обратится к детскому психологу.

Агрессивное поведение у ребенка 7 лет

Семь лет – период еще одного кризиса в становлении личности ребенка. В 6-7 лет дети идут в школу, попадают в совершенно незнакомый мир рамок и ограничений, тем самым кризис становится глубже. «Семилетки» ссорятся со сверстниками, грубят родителям и нередко игнорируют авторитет педагога. Парадокс, но психологи уверены, что подавлять агрессию у детей не стоит. Зло порождает зло. Когда родитель наказывает ребенка за проявление агрессии, то тем самым только усугубляет ситуацию.Агрессию в ребенке семи лет провоцирует нервная обстановка в семье, частные ссоры между родителями; применения физического наказания к ребенку; секции борьбы, просмотр боевиков и триллеров; неправильная мотивация разрешения конфликтных ситуаций –«а ты его ударь в ответ».

Агрессивное поведение дошкольников

Причиной проявления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть факторы наследственно-характерологические, биологические факторы, а также заболевания головного мозга, соматические.

Психологи единодушны – если в семье царит любовь и доверие, дружеская остановка, то ребенок никогда не станет проявлять агрессию. Семья, окружающие дети и средства массовой информации – эти три фактора (если ребенок физически здоров) влияют на уровень агрессии у дошкольника.

Агрессивное поведение младших школьников

Учителя отмечают, что с каждым годом число агрессивных детей неуклонно растет. Тем не менее, именно младшая школа оказывает максимальное влияние и воздействие на ребенка. То есть, квалифицированный педагог, безусловно, при участии родителей, может справиться с агрессией, проявляемой учениками 1-4 классов. В возрасте 6-10 дет происходит становление личности ребенка, определение его места в коллективе, нередко, дети пытаются доказать свою значимость посредством агрессии.

Агрессивное поведение школьников

Как известно, школа накладывает на учеников серьёзные ограничения в поведении. И если учащиеся младших классов воспринимают это как норму, то старшеклассники порой протестуют. Нередко сложности возникают, когда материальное положение ученика намного выше его педагога и ребенок знает об этом. Дети из состоятельных семей чувствуют себя особенными и требуют такого отношения, как от сверстников, так и от педагогов. Причин, которые провоцируют агрессию в школьников, достаточно много. Важно, чтобы родители и педагоги не закрывали на проблему глаза, а пытались ее решить, привлекая психологов и психотерапевтов.

Агрессивное поведение подростков

Агрессия в подростковой среде растет с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие - это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию.

Агрессивное поведение у педагогов

К огромному сожалению, профессионализм педагогов с каждым годом снижается. Речь идет не только о владении предметом, но и умении общаться, влиять и воздействовать на учеников, стать для них авторитетом намного сложнее, чем обучить сложным математическим расчетам. Престиж профессии учителя снижается. Нередко агрессивное поведение детей провоцирует такой же ответ со стороны педагогов. Ну а повышение голоса на учеников уже норма, а не исключение. Педагогика – сложная наука и постичь ее удается далеко не каждому учителю. Агрессивное поведение педагогов не должно оставаться незамеченным и покрываться коллективом, таким людям не место в системе образования. Чему может научить педагог, который регулярно повышает голос и оскорбляет своих учеников?

Агрессивное поведение мужчины

Чаще всего мужчины используют открытые формы агрессии. Причинами агрессии среди мужчин психотерапевты называют такие факторы, как наследственность, социально-культурный фактор, биологический. Чаще всего мужчины проявляют агрессию к членам своей семьи, женам и детям. Такая агрессия может быть, как физической, так и моральной, в том числе и экономической.Корректировать агрессивное поведение мужчин довольно сложно, так как практически в 100% случаев они считают свое поведение нормальным и не желают общаться с психологами.

Агрессивное поведение после инсульта

Агрессия после перенесенного инсульта – типичное последствие этой болезни.Пациент, перенесший инсульт, становится раздражительным, вспыльчивым, страдает от беспричинных перепадов настроения. Родственники должны запастись терпением и всячески помогать перенесшему инсульт. Так как больной нуждается в полном покое и только положительных эмоциях, от этого зависит успешность реабилитации.

Агрессия после инсульта связана с тем, что у больного изменяется психофизическое состояние.

Формы агрессивного поведения

Вербальная и физическая агрессия – это формы агрессивного поведения.

Вербальная форма – унижение и оскорбление человека при помощи слов. Этот вид агрессии бывает прямой и косвенной.

Физическая агрессия может быть также прямой (физическое унижение), косвенной (нанесения материального ущерба) и символической (угрозы и запугивания). Есть еще реальная форма агрессии, которая проявляется в нанесении физических травм.

Что такое агрессия?

Понятие агрессии в психологии определяется как форма поведения, нацеленная на причинение другому психологического или физического ущерба. Иногда понятие агрессии используется и в более широком значении. Например, когда речь идет о стремлении к независимости или энергичном отстаивании собственного мнения.

Также существует определение агрессии, которое описывает ее как переступание социальных норм. Большинство людей, включая психологов, агрессивным человеком считают того, кто совершает действия, нарушающие общепринятые правила поведения.

Агрессия и агрессивное поведение часто является грубой попыткой принуждения другого человека, с целью навязать свои правила. Агрессор может причинить жертве ущерб, однако, целью является не это, а желание изменить поведение оппонента. Нападающие стремятся упрочить свою власть и настоять на своем, чтобы повысить чувство собственной значимости.

Любое агрессивное поведение можно разделить на три формы агрессии:

1. Физическая и вербальная;

2. Пассивная и активная;

3. Прямая и косвенная.

Помимо этого существует формы агрессии – сознательная и бессознательная.

Бессознательная агрессия означает, что агрессивное поведение не является обдуманным и преднамеренным. Непроизвольное нападение случается чаще всего в состоянии сильного возбуждения и ярости.

Сознательная агрессия означает, что агрессивный человек помимо других целей также хочет причинить вред своему оппоненту. Агрессор может получать удовлетворение от утверждения своей власти, контроля жертвы, и отстаивая своих ценностей, но больше всего он хочет причинить ущерб.

Источники: