Что такое психология человека определение. Что такое психология

ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

- (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

психология - (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия

- (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

- (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

психология - и. ж. psychologie f. 1. Наука о психике, психической деятельности человека. Общая психология. БАС 1. Экспериментальная психология. Психология животных. Уш. 1939. || Учебный предмет, излагающий содержание этой науки. БАС 1. || Книга, излагающая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (греч., от psyche душа, и logos учение, наука). Наука о душевной деятельности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПСИХОЛОГИЯ греч., от psyche, душа, и lego, говорю. Наука о душе. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, жен. (греч. psyche душа и logos учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных).… … Толковый словарь Ушакова

психология я - ПСИХОЛОГИЯ Я (эго психология) одно из направлений психоаналитической психологии, возникшее в середине 20 в., нашедшее свое отражение в работах А. Фрейд, X. Хартманна и ориентированное на изучение защитных механизмов Я, а также их связей и … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Книги

  • Психология , Жарова М.Н.. Учебник создан в соответствии с федеральным государственным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения для всех специальностей медицинского и фармацевтического…
  • Психология , Абрахам П. Сперлинг. Не замыкаясь в рамках строгого энциклопедического определения, гласящего, что психология - многоотраслевая наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных,…

Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

- Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция


Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм


Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность


С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт


В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность


В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм


«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия


Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем - психическом - мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.

Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.

В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:

1) она - наука о самом сложном, что пока известно человечеству;

2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;

3) ее практические следствия уникальны - они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто - это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями - задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.

В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии - этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.

Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать - иногда срочно - практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.

Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология - наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы - главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.

Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается "научно" обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом - одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.

Другая особенность психологии - в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно - делать выводы о собственно психике. Выбор такого "вторичного объекта" зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, - от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.

Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты - факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому - внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические - как наблюдаемые лишь опосредованно, через "побочные эффекты" (-> процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.

С позиций теории деятельности, предмет психологии - законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность - вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии - психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения - выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной - системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой - как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем - результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности - результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.

Основными проблемами психологии научной являются:

1) проблема психофизиологическая - об отношении психики к ее телесному субстрату;

2) проблема психосоциальная - о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;

3) проблема психопраксическая - о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов - образов, операций, мотивов, личностных свойств;

4) проблема психогностическая - об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр. Разработка этих проблем ведется на основе:

1) принципа детерминизма - раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;

2) принципа системности - трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;

3) принципа развития - признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.

В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.

Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, - функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, - но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с "кибернетизацией" человека и живых существ вообще.

Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего - способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.

Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью "человеческого фактора" в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур - с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.

Психология

Чаще всего термин определяется как «наука о закономерностях развития и функционирования психики». Другие определения, предлагаемые некоторыми учеными, отражают их интерпретацию и в зависимости от профессиональной склонности подчеркивают ведущую роль разума или поведения. Отдельные психологи даже полагают, что изучение человеческой психики вообще не может считаться научной дисциплиной в строгом смысле слова.

ПСИХОЛОГИЯ

психо + греч. logos - наука, учение). Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

П. АССОЦИАНИСТСКАЯ. Направление П., рассматривающее способность к формированию ассоциаций из первичных психических единиц как основу психической деятельности.

П. ВОЗРАСТНАЯ изучает особенности психической деятельности, обусловленные возрастом.

П. ГЛУБИННАЯ. Направление зарубежной психологии и психиатрии, предметом изучения которого является бессознательное как источник мотивов поведения человека и причин возникновения психических расстройств. Включает в себя психоанализ, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм и др.

П. ДЕТСКАЯ. Раздел П. возрастной.

П. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДЛЕРА. См. Адлера индивидуальная психология.

П. КРИМИНАЛЬНАЯ. Раздел правовой (юридической) П., изучающий психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении. В последние годы приобретает все большее значение наряду с судебно-психиатрической судебно-психологическая экспертиза.

П. МЕДИЦИНСКАЯ изучает психологическими методами особенности психики больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношения между ними и больными. Включает в себя патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию, психофизиологию, социально-психологическую диагностику применительно к медицинской практике, медицинскую профессиональную ориентацию, психологические аспекты психопрофилактики, психогигиены и психотерапии.

П. "ОБЪЕКТИВНАЯ". Направление П., изучающее главным образом реакции организма на влияние внешних, ситуационных факторов, абстрагируясь при этом от субъективных переживаний больного.

П. СОЦИАЛЬНАЯ. П., изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их вхождения в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп.

П. СТАРЕНИЯ. Геронтопсихология. Изучает особенности психики при старении. Раздел возрастной П.

П. СУДЕБНАЯ. Раздел юридической психологии, изучающий механизмы и закономерности деятельности людей по расследованию, судебному рассмотрению и предупреждению преступлений.

П. ТРУДА исследует психическую деятельность, личностные особенности человека в процессе трудовой деятельности. Имеет важное значение для организации реабилитации психически больных.

ПСИХОЛОГИЯ

Психологии просто невозможно дать определение; действительно, ее не легко охарактеризовать. Даже если кто-то сделает это сегодня, завтра это будет рассматриваться как неадекватное усилие. Психология – это то, что ученые и философы, придерживающиеся различных убеждений, создали, чтобы пробовать понять сознание и поведение различных организмов от наиболее примитивных до более сложных. Следовательно, действительности это вообще не предмет, это о предмете или о многих предметах. Здесь имеется немного границ, и за исключением канонов науки и этических норм свободного общества не должно быть никаких ограничений ни со стороны ее представителей, ни со стороны ее критиков. Это – попытка понять то, что до сих пор в основном ускользало от понимания. Любая попытка ограничить это или заключить в какие-то рамки подразумевает, что что-то известно относительно границ нашего знания, а это не верно. Как отдельная дисциплина, она возникла только столетие назад или около того на медицинских и философских факультетах. Из медицины она взяла ориентацию на то, что объяснение того, что делается, думается и чувствуется, в конечном счете, должно находиться в биологии и физиологии, из философии она взяла класс глубоких проблем, касающихся сознания воли и знания. С тех пор она определяется по-разному: как "наука о психике", "наука о психической жизни", "наука о поведении" и т.д. Все такие определения, конечно скорее отражают предубеждения тех, кто их дает чем фактический характер этой области. В ходе написания этого словаря возникла довольно странная метафора, которая, кажется, в некоторой степени отражает существенное качество нашей дисциплины. Она как амеба, относительно неструктурированная, но хорошо идентифицируемая как отдельное существо с особым способом действия, в котором она проецирует себя на некоторые новые методики, некоторые новые проблемные области, некоторые теоретические модели или даже некоторые другие отдельные научные области, инкорпорируя их и медленно и неуклюже преобразуясь в другую форму. Не очень лестно, может быть точно. О лексикографических проблемах см. психолог.

ПСИХОЛОГИЯ

см. психо- + -логия] - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Среди отраслей П. выделяются нейропсихология, патопсихология, возрастная П., педагогическая П., специальная психология и др. (см. Психология специальная)

ПСИХОЛОГИЯ (ИЗМЕРЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ)

процедуры определения количественной выраженности психологических феноменов. В них применяются разнообразные шкалы, содержащие некое множество позиций, поставленных в некое соответствие с психологическими элементами. Согласно классификации шкал, предложенной в 1946 г. американским психологом и психофизиком С. С. Стивенсом, выделяются следующие шкалы: шкала отношений, шкала интервальная, шкала порядковая и шкала номинальная.

ПСИХОЛОГИЯ

psychology) - наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Психология оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека. Существующие психологические школы различаются по тому, какой философской концепции они придерживаются и какие методы используют в своей работе. К ним относятся такие школы самоанализа, как школа Фрейда, Юнга и Адлера, а также гештальтпсихология, поведенческие и познавательные школы; современную психологию особенно привлекают школы последнего направления (см. Психология познавательная). Многие практикующие психологи не принадлежат ни к одной из этих школ; некоторые занимают эклектические позиции. Различные существующие в психологии направления, с другой стороны, являются функциональными или профессиональными подразделами психологии, в основе которых лежат практические соображения. К ним относятся: аномальная, аналитическая, прикладная, клиническая, сравнительная, эволюционная, образовательная, экспериментальная, гериартрическая, промышленная, детская, физиологическая и социальная психология. - Психологический (psychological).

Психология

Словообразование. Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Специфика. Изучает закономерности функционирования и развития психики. Основана на представленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Со 2-й половины ХIХ в. произошло отделение психологии от философии, что стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками которого стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта. Основная философская проблема психологии - должна ли психология рассматриваться как объективная, объясняющая, гипотетико-конструктивная естественная наука или как диалоговая, понимающая, интерпретирующая, реконструирующая гуманитарная наука.

ПСИХОЛОГИЯ

от греч. рsусhe – душа + logos – учение, наука) – наука o закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых cyществ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения, то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики утвердило приоритет объективных методов, которые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике. Будучи порождением и функцией социальных процессов, сознание индивидуального субъекта имеет системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания, независимо от самоотчета о них cyбъeкта, обусловлена тем, что они развиваются в объективной системе его отношений с др. людьми, окружающим миром. В этой же системе, всматриваясь в дpyгих, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения. См. Я-концепция Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем, в результате контактов с др. науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления перспективных направлений ее дальнейшего развития. П. конфликтов является одним из направлений исследований в П. и одновременно отраслью конфликтологии. П. конфликтов выступает системообразующей отраслью конфликтологии. Из 16 наук, исследующих конфликт, только П. изучает все типы конфликтов у человека (социальные, внутриличностные) и зооконфликты. Человек является центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней. Поэтому знание П. поведения человека в конфликтах является условием их объяснения.


Введение

.Предмет психологии как науки и ее основные категории

1Психология как наука

2Объект и предмет психологии

1Место психологии в современном научном знании

2Общая психология

3Отраслевая психология

.Тестовое задание

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Психология берёт свое начало в глубине тысячелетий. Термин "психология" - (от греч. psyche - душа, и logos -наука) означает "учение о душе". Она возникла еще в древности, на рубеж.е VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Изучение психологии не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того что бы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология очень тесно связана со многими другими науками: точными, естественными, медицинскими, философскими и т.д. Она представляет собой весьма разветвленную систему наук, которая включает как фундаментальные отрасли психологии, объединяемые термином "общая психология", которая собственно и изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека. Она также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия, так и специальные психологические науки.


1. Предмет психологии как науки и ее основные категории


.1 Психология как наука


Психология, как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. В научном употреблении термин "психология " появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения . Позднее, в XVII-XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название "психология" отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным , непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания . Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.


1.2 Объект и предмет психологии


Для начала стоит ввести определения "предмет" и "объект".

Объект -часть окружающей действительности, на которую направлена деятельность человека.

Предмет - часть объекта интересующего исследователя.

Объектом психологии является психика.

В психологии, как науке сложилось два подхода к пониманию психики.

·Идеалистический, в нем психика рассматривается, как первичная реальность , существующая независимо от материального мира.

·Материалистический, в нем говорится, что психика это свойство головного мозга обеспечивать способность отражать предметы и явления окружающего мира.

Предмет психологии многогранен, так как включает в себя множество процессов, явлений, закономерностей.

Под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления.

Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления.

С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие , внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками .

Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности , знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.



1. Психика - субъективный образ объективного мира, форм в процессе познания деятельности и общения.

В психике выделяют такие явления как (Рис 1):


Рис. 1 Виды психических явлений.


vПсихические процессы -это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее "атомы".

)Познавательные:

ØОщущение (психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, непосредственно воздействующих на наши органы чувств)

ØВосприятие (психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.)

ØМышление (способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают.)

ØПредставление (процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.)

ØВоображение (это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.)

)Интегративные:

ØРечь (это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.)

ØПамять (способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию.)

)Эмоциональные:

ØЭмоции (быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.)

4)Регулятивные

ØВоля (способность сохранять направленность своей деятельности несмотря на трудности, помехи, отвлечения.)

ØВнимание (сконцентрированная энергия сознания, направленная на тот или иной объект.)

vПсихические состояния

ØНастроение (достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.)

ØФрустрация (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.)

ØАффект (эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.)

ØСтресс (состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.)

vПсихические свойства

ØТемперамент (устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.)

ØХарактер (это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.)

ØНаправленность (установки, ставшие свойствами личности.)

ØСпособности (это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.)

2. Сознание - высший этап развития психики, результат всестороннего развития человека в процессе общения и труда.

. Бессознательная - форма отражающая действительность при которой человек не осознает ее источники, а отражаемая реальность сливается с переживаниями (сновидения).

. Поведение - внешнее проявление психической деятельности человека, его поступки и действия.

. Деятельность - система целей, задач, действий и операций направленных на реализацию потребностей и интересов человека.


2. Психология, ее основные отрасли и место в системе наук


.1 Место психологии в современном научном знании


Науки связанные с психологией:

ØФилософия является мировоззренческой и методологической основой психологии

ØЕстественные науки (биология, физика) помогают изучать физиологические процессы протекающие в нервной системе и мозге и раскрыть процессы, механизмы и функции психики.

ØМедицинские науки позволяют понять патологии психического развития и найти пути их решения (психотеропия).

ØИсторические науки, показывают, как развивалась психика на различных этапах эволюции общества.

ØСоциология, помогает решить задачи социальной психологии.

ØПедагогические науки, помогают в обучении, воспитании, формировании личности.

ØТочные науки (математические), дают количественные методы сбора и обработки данных.

ØТехнические науки, помогают в разработке технических средств исследования развития и коррекции психики.

ØКибернетика, помогает изучить процессы психической саморегуляции.


.2 Общая психология


Общая психология - это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.

Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками. Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.

Методы изучения общей психологии.

vНаблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения. Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное, выборочное, сплошное и специальное.

Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:

ØПостановка целей и задач;

ØОпределение ситуации, предмета и объекта;

ØОпределение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;

ØОпределение способа ведения данных;

ØОбработка полученных данных.

Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным. Оно может быть прямым или косвенным. Также существует самонаблюдение . Оно может быть, как непосредственным- в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников, мемуаров и т.п. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.

Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов - беседы и эксперимента.

vБеседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни, интервью, опросники и разные виды анкет.

Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. Двусторонняя беседа даёт наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы.

Но основным способом исследования является эксперимент.

vЭксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определённые условия, при которых будет выявлен психологический факт.

Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией.

vЕщё один метод - тесты . Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств. Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания, по результатам, выполнения которых определяется наличие у испытуемых определённых психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того, чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надёжными и выявлять точные характеристики.

Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии - это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления.


2.3 Отраслевая психология


Отраслевая психология - отдельные разделы психологии, возникшие в процессе решения конкретных практических и теоретических задач.

Отрасли психологии можно разделять по:

vПринципу развития

ØВозрастная

ØСравнительная

ØПедагогическая

ØСпециальная (патопсихологическая)

vОтношению к личности и обществу

ØСоциальная психология

ØПсихология личности

vВидам деятельности

ØПсихика труда

ØПсихика общения

ØПсихология спорта

ØМедицинская психология

ØВоенная психология

ØЮридическая психология и т.д.

Примеры некоторых отраслей психологии

Педагогическая психология изучает психику человека в процессе его обучения и воспитания, устанавливает и использует закономерности психики по мере овладения знаниями, умениями и навыками. Эта наука изучает психологические проблемы, управления учебно-воспитательным процессом. Кроме того, основными проблемами педагогической психологии является изучение факторов, влияющих на успеваемость учащихся, особенности взаимодействия и общения педагога и ученика. Педагогическая психология делится на психологию обучения, которая исследует закономерности усвоения знаний, умений и навыков, и психологию воспитания, которая изучает закономерности активного, целенаправленного формирования личности.психология наблюдение беседа тест

Возрастная психология тесно связана с педагогической, изучает особенности психики человека на разных этапах ее развития - с момента рождения и до самой смерти. Она делится на детскую психологию, психологию юности, психологию зрелого возраста, геронт психологии т.д. Центральными проблемами возрастной психологии является создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условий звеньями психического развития ребенка, а также организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Социальная психология - отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом объединения их в социальные группы. Оказывает психологические закономерности взаимоотношений личности и коллектива, определяет психологическую совместимость людей в группе; изучает такие явления, как лидерство, сплоченность, процесс принятия групповых решений, проблемы социального становления личности, ее же оценки, устойчивости, внушаемости; эффективность воздействия средств массовой информации на личность, особенности распространения слухов, моды, вредных привычек и обрядов.

Психология личности - отрасль психологии, изучающая психические свойства человека как целостного образования, как определенной системы психических качеств, имеет соответствующую структуру, внутренние взаимосвязи, характеризуется индивидуальностью и взаимосвязанная с окружающей природной и социальной средой.


3. Тестовое задание


Предметом психологии является:

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения и психических процессов в целях применения полученных знаний на практике;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.

Ответ: Д, т. к.

Психология, как наука очень многогранна и затрагивает очень многие аспекты изучения (душу, поведение, сознание, психику и т.д.). Определение предмет психологии говорит, что под предметом общей психологии предполагается закономерность развития и функционирования психики, а так же индивидуальные особенности ее проявления. Ссылаясь на цитаты П. В. Добросельского: "Психология - наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животного"; "Психология - это наука о закономерностях функционирования и развития психики, основанная на представленности самонаблюдений особых переживаний не относимых к внешнему миру", можно предположить, что выбранный мною ответ является верным.


Заключение


Наука психология многогранна, она тесно связана и переплетается со многими другими науками, охватывает разные сферы изучаемой деятельности.

Психология изучает и человеческую психику, и характер, и наследственность, и человеческую деятельность, отношения в обществе, отношение человека к самому себе, особенности познания и сознания, способы восприятия и понимания.

В связи со всем этим многообразием предметов психологии, и ее связей с другими науками появились бесплодные по своему существу вопросы о том, естественная она наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

Анализ исторического пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность, как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и, как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время, как гуманитарная наука. В ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.

психология наблюдение беседа тест


Список литературы


Учебные пособия:

Островский Э.В. Основы психологии. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012.

Психология. Курс лекций: Учебное пособие/ В.Г.Крысько- М.:Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013.-251с.

Интернет ресурсы:://4brain.ru/psy/obshhaja-psihologija.php

"Психологос" Энциклопедия практической психологии"

http://www.psychologos.ru/articles/view/voobrazhenie


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вся наша жизнь - это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека - это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире - это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть внутренне стойким, развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков - умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями - знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и становления его личности, формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» - это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Психология (от древнегреческого «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Объект психологии - это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека - это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний - тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку - теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии - это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии - это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса - не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность - это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» - это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное - это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день - изучение материала, 2 дня - проверка на практике, 1 день - выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека - это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.