Где родился и вырос полонский. Краткая биография полонского
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Я.П. Полонский. Стихотворения | Русская литература 6 класс #30 | Инфоурок
✪ Я.П. Полонский - Песня цыганки // Страницы русской поэзии XVIII-XX веков
Субтитры
Биография
Из дворян. Родился в семье бедного чиновника в 1819 году. Окончил Рязанскую гимназию (1838). Учился на юридическом факультете Московского университета (1838-1844), слушал лекции профессоров П. Г. Редкина , Д. Л. Крюкова и Т. Н. Грановского , которые оказали существенное влияние на формирование мировоззрения Полонского. В университете проучился пять лет вместо положенных четырёх, поскольку на 3-м курсе не сдал экзамен по римскому праву профессору Н. И. Крылову . В студенческие годы Полонский сблизился с А. А. Григорьевым и А. А. Фетом , познакомился также с П. Я. Чаадаевым , А. С. Хомяковым , Т. Н. Грановским . В студенческие годы Полонский зарабатывал на жизнь частными уроками.
Адреса Полонского:
Умер Полонский в Петербурге в 1898 году, похоронен в Ольговом монастыре под Рязанью; в 1958 году перезахоронен на территории Рязанского кремля (фото могилы).
Творчество
Литературное наследие Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы, романы и рассказы. По характеристике Юлия Айхенвальда ,
Писатель редких вдохновений, Полонский был замечательно искусный версификатор, и порою для него как бы не существовали технические усилия и трудности размеров и рифмы. Непринуждённо и легко, будто разговорная речь, льётся у него простой, ненарядный и часто недорогой стих.
Полонский писал также прозу. Первый сборник прозы «Рассказы» вышел отдельным изданием в 1859 году. В романах «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869) следовал И. С. Тургеневу . В основу романа «Дешёвый город» (1879) легли впечатления одесской жизни. Автор опытов в жанре мемуаров («Мой дядя и кое что из его рассказов»).
Многие стихи Полонского положены на музыку А. С. Даргомыжским , П. И. Чайковским , С. В. Рахманиновым , С. И. Танеевым , А. Г. Рубинштейном , М. М. Ивановым и стали популярными романсами и песнями . « » («Мой костёр в тумане светит »), написанная в 1853 году , стала народной песней.. В 1895 по поводу вышедшего за границей сочинения Толстого «Царство Божие внутри вас» Полонский напечатал в «Русском обозрении» (№ 4-6) полемическую статью «Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л. Н. Толстого». После появления статьи Толстого «Что такое искусство?» Полонский также написал резкую статью. Это вызвало со стороны Л. Н. Толстого письмо с предложением о примирении: Толстому стало известно доброжелательное отношение Полонского к гонимым духоборам .
Семья
Первая жена с июля 1858 года - Елена Васильевна Устюжская (1840-1860), дочь старосты русской церкви в Париже, Василия Кузьмича Устюжского (Ухтюжского), и француженки. Брак был заключён по любви, хотя невеста почти не знала русского языка, а Полонский - французского. Умерла в Петербурге от последствий тифа, соединившегося с выкидышем. Их шестимесячный сын Андрей умер в январе 1860 года.
Вторая жена с 1866 года - Жозефина Антоновна Рюльман (1844-1920), скульптор-любитель, сестра известного врача Антона Антоновича Рюльмана . По словам современницы, «Полонский женился на ней потому, что влюбился в её красоту, она же вышла за него потому, что ей некуда было голову преклонить». В браке имели двух сыновей, Александра (1868-1934) и Бориса (1875-1923), и дочь Наталью (1870-1929), в замужестве за Н. А. Елачичем.
Литература
- Я. П. Полонский. Его жизнь и сочинения. Сб. историко-литературных статей / Сост. В. Покровский. - М, 1906.
- Соболев Л. И. Полонский Яков Петрович // Русские писатели. XIX век. : Биобиблиогр. слов. В 2 ч. / Редкол.ː Б. Ф. Егоров и др.; Под ред. П. А. Николаева. - 2-е изд. дораб.. - М. : Просвещение, 1996. - Т. 2. М-Я . - С. 165-168 .
- Толстов В. А. Я. П. Полонский и память о нём в культурной среде рязанской интеллигенции конца XIX - начала ХХ вв. // Провинциальное культурное гнездо (1778-1920-е годы): Сб. статей и материалов / Отв. ред. А. А. Севастьянова. - Рязань, 2005. - С.118-134.
- Чекурин Л. В., Федосеева Т. В., Толстов В. А. и др. Яков Петрович Полонский: личность и творчество в истории русской культуры. Коллективная монография. - Рязань: ПервопечатникЪ, 2014. - 208 с.
ПОЛОНСКИЙ Яков Петрович родился в дворянской семье - поэт.
Окончил Рязанскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Четыре года прослужил в канцелярии кавказского наместника в Тифлисе.
В 1851 переезжает в Петербург. Некоторое время живет случайными заработками (литературные гонорары, гувернерство).
В 1858-59 - редактор журнала «Русское слово», позже младший цензор комитета иностранной цензуры и, наконец, один из членов совета Главного управления по делам печати.
В последние годы жизни организовал у себя на квартире «пятницы», на которые собирались петербургские литераторы, артисты, ученые.
Несмотря на жанровое разнообразие творчества Полонского Якова Петровича (стихотворения, поэмы, романы), в историю русской литературы он вошел как лирический поэт.
В 1844 вышел первый сборник его стихотворений «Гаммы» еще несет на себе печать подражания романтической поэзии Пушкина и Лермонтова .
В 1849 вышел второй сборник - «Сазандар» (грузинское - певец), он отличался большой оригинальностью, написанный по живым впечатлениям пребывания на Кавказе. Поэту удалось в этой книге передать особенности местного колорита кавказской жизни в ее ежедневных, будничных проявлениях:
«Прогулка по Тифлису» ,
«Выборы Уста-Бати» ,
«Татарка» .
С переездом в Петербург Яков Петрович становится постоянным сотрудником журналов «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». В обстановке обострившейся борьбы между сторонниками «чистого» и «гражданского» искусства он не примкнул открыто ни к одному из враждующих лагерей. Не разделяя революционных взглядов руководителей «Современника», он вместе с тем не замыкается в рамки «чистого искусства», выражая в своих стихах живой интерес к общественным вопросам. Об этом говорит, прежде всего признание Полонского важности гражданской поэзии (стихотворение «И. С. Аксакову », «Писатель, если только он...» ).
В 50-60-е гг., под влиянием обострившегося интереса к крестьянскому вопросу, поэт пишет стихотворения о бесправии народа, о его подвижническом труде. Особенно ярко эта тематика отразилась в таких его произведениях, как «Беглый» , написанном в форме народного сказа, «В степи» , «Миазм» .
Одним из наиболее сильных в поэтическом отношении произведений этого цикла является баллада «Казимир Великий» , созданная автором под влиянием голодной эпидемии конца 60-х гг. Самодовольству, черствости, корыстолюбию аристократов в балладе с огромной силой противопоставлены страдания народа, гибнущего от голода. Голос поэта поднимается в ней до высокой, скорбной гражданской патетики. Там, где Яков Петрович пишет о женщине, он опять-таки шире и демократичнее поэтов «чистого искусства».
Его глубоко волнует судьба крестьянки, девочкой взятой в барский дом и лишенной радостей семейной жизни («Старая няня» ).
В городе его сочувствие приковано к женщинам, обреченным нуждой на тяжелый, а подчас и унизительный труд («Натурщица» ).
Одним из первых откликнулся поэт на стремление русской девушки к свету, к знаниям, к осмысленному, вдохновенному труду («В глуши» ).
В отличие от поэтов революционного лагеря Полонский не поднимается в своем творчестве до темы революционного протеста против общественной несправедливости. В своих публицистических статьях он откровенно сочувствует тем, кого он называет «прогрессистами» и «реформаторами». В поэзии эти тенденции нашли отражение в воспевании братской любви, которая должна связать воедино все человечество: «Юбилей Шиллера» , «Из Бурдильена», «Сумасшедший».
Проповедь любви и братства никогда не приводила поэта к успокоению и примирению со злом. Любовь, воспеваемая им, будит людей, заставляет помогать каждому, кто нуждается в защите и сострадании. Так рождается в лирике Якова Петровича особый вид героики - героика самопожертвования, воплощенная поэтом в образе Прометея («Прометей» ), в подвиге молодой аристократки, променявшей спокойную жизнь в петербургском свете на самоотверженный труд сестры милосердия («Под Красным Крестом» ). Сюда же относится одно из лучших стихотворений этого цикла - «Что мне она?» , посвященное известной революционерке - народнице Вере Засулич.
С поэтизацией любви как чувства, объединяющего людей, тесно связана и узко-любовная лирика Полонского. В любимой женщине поэт видит, прежде всего, друга, сестру, человека. Не красота определяет в его поэзии силу чувства, а потребность в защите, опоре и вместе с тем желание оказать эту помощь любимому человеку:
«Когда заботами иль злобой дня волнуем» ,
«Поцелуй» ,
«Финский берег» ,
«Н. А. Грибоедова» .
В интимной лирике Якову Петровичу удалось создать свой, неповторимый и по-своему очень поэтичный авторский образ. У этого лирического «я» есть и свое социальное и нравственное лицо. В социальном плане это бедняк, разночинец, вечно гонимый нуждой и жизненными неудачами:
«На Женевском озере» ,
«В телеге жизни» ,
«На железной дороге» .
Вместе с тем это человек, глубоко отзывчивый к чужому горю, стремящийся лаской, вниманием смягчить чужую боль, романтически верящий в животворящую силу бескорыстной любви. Эта черта поэзии поэта своеобразно отразилась и на форме многих его стихотворений. Он не замыкается в узкий круг интимных переживаний, а вводит нас в мир чувств своих поэтических героев, общественное положение которых часто указано в названии стихотворений:
«Натурщица» ,
«Старая няня» ,
«Слепой тапер» ,
«Труженица» ,
«Беглый» .
При этом стихотворение превращается в лирическую исповедь героя, а сам автор как бы сливается с героем в едином, общем чувстве:
«Болгарка» ,
«Натурщица» ,
«Беглый» ,
«В глуши» .
Излюбленная строфа Полонского - катрен с перекрестной рифмой или же с рифмующимися четными стихами. Лиричность содержания, предельная простота формы, разговорная естественность интонаций обусловили переход стихотворений в песни и романсы, музыку к которым писали видные композиторы XIX в. Среди этих стихотворений особенно известны:
«Подойди ко мне, старушка» ,
«За окном в тени мелькает» ,
«Ночь» ,
«Степь» ,
«Песня цыганки» .
Поэмы Якова Петровича по своим художественным достоинствам менее значительны, чем его лирика. Из них наиболее интересны:
«Кузнечик-музыкант» (1859),
«Свежее преданье» (1861-63).
В первой, носящей аллегорический характер, поэт рисует свои взаимоотношения с чопорным петербургским светом. Особое обаяние придают поэме тонко нарисованные картины природы и ее мягкий юмор.
Неоконченная поэма «Свежее преданье» также связана с биографией автора. В ее основу положены воспоминания поэта о студенческих годах в Москве, о московских барских домах, хорошо знакомых поэту. Прототипом главного героя поэмы, Камкова, был приятель автора - поэт И. П. Клюшников .
Примерно на том же художественном уровне, что и поэмы, стоят, и романы. В некоторых из них слишком ощущается все та же биографическая основа. Так, в романе «Дешевый город» (1879) нашли отражение события, связанные с пребыванием автора в Одессе. Более значителен роман «Признания Сергея Чалыгина» (1876). В нем идет речь о восстании декабристов, однако само это событие представлено в книге чрезвычайно скудно и не нашло со стороны автора должной исторической оценки.
Отсутствие четкости, ясности в политических взглядах поэта определило отношение к нему со стороны революционно-демократической критики.
Белинский , не отказывая поэту в талантливости («обладает в некоторой степени чистым элементом поэзии»), ставил ему в вину отсутствие «направления и идей» («Русская литература в 1844 году»).
Добролюбов, отмечая способность Якова Петровича «грустить о господстве зла», в то же время указывал на неспособность поэта проникнуться духом «негодованья и мщенья» по отношению к этому злу («Стихотворения Я. П. Полонского. 1859. Кузнечик-музыкант. 1859. Рассказы Я. П. Полонского. 1859»).
Наиболее резкий критический отзыв о литературной деятельности Полонского Я. П. принадлежит Салтыкову-Щедрину: «писатель второстепенный и несамостоятельный» («Сочинения Я. П. Полонского. Два тома, Спб., 1869»). Статья Салтыкова-Щедрина вызвала резкое возражение со стороны Тургенева, который в «Письме к редактору С.-Петербургских ведомостей», не преувеличивая силу поэтического таланта поэта, оставил за ним право на оригинальность и самобытность («льет хотя из маленького, но из своего стакана».
Умер – , Петербург, похоронен в Рязани.
Родился 18 декабря 1819 года в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. В 1838 году поступил на юридический факультет Московского университета. В начале 1840-х годов его первые поэтические опыты появляются в “Отечественных записках” и “Москвитянине”. Он участвует в студенческом альманахе “Подземные ключи” (1842), а в 1844 году выходит его первый авторский сборник “Гаммы”, встреченный ободряющей рецензией П.Н. Кудрявцева в “Отечественных записках”.
Весной 1844 года Полонский окончил университет. Ему предстояло определить дальнейший жизненный путь. Трудные материальные обстоятельства вынуждали думать о службе. Приятели советовали ему ехать в Одессу, обещали помочь устроиться, и Полонский решил отправиться на юг. Осенью того же года он уже в Одессе. Однако на службу ему поступить не удалось, и он начал давать частные уроки.
В Одессе Полонский познакомился со многими отзывчивыми и любопытными людьми. Первым его пристанищем стала квартира доцента Ришельевского лицея А.А. Бакунина, родного брата теоретика русского анархизма Михаила Бакунина.
Молодого поэта также радушно принял брат Пушкина – Лев Сергеевич , “повел к себе обедать и заставил пить шампанское”. От Левушки Пушкина Полонский узнавал подробности трагических обстоятельств жизненного пути его брата, которые в те годы не были еще широко известны. “Лев Пушкин не раз пророчил мне славу на поэтическом поприще – даже подарил мне портфель своего покойного брата”, – записал Полонский в своем дневнике в августе 1866 года.
Добрые отношения сложились у Полонского в Одессе с местным австрийским консулом Л.Л. Гутмансталем и его женой, дочерью детской писательницы А.П. Зонтаг, приходившейся племянницей В.А. Жуковскому.
С жадным любопытством всматривался писатель в пеструю сутолоку Одессы. В его стихотворении этого периода “Прогулка верхом” возникают живые зарисовки многоголосого южного города, где “все окна настежь”.
В Одессе Полонский проживал с осени 1844 по июнь 1846 г., издал здесь свой второй поэтический сборник “Стихотворения 1845 года”. Впоследствии часто приезжал в Одессу. Впечатления одесской жизни поэта легли в основу автобиографического романа “Дешевый город”. В жизни Полонского Одесса стала связующим звеном между прошлым и настоящим, между “золотым веком” русской поэзии и переходной эпохой сороковых годов. Хроника-роман в трех частях “Дешевый город” впервые опубликован в журнале “Вестник Европы” за 1879 год.
Портрет Якова Полонского
работы Ивана Крамского, 1875 г.
В 1845 году одесский генерал-губернатор М.С. Воронцов получил новое назначение – он стал наместником Кавказа, и многие чиновники, пожелавшие служить в Тифлисе, отправились вслед за Воронцовым, в их числе и Полонский. В Тифлисе он поступил на службу в канцелярию наместника и в редакцию журнала “Закавказский вестник”.
В июне 1851 года Полонский покинул Кавказ. Побывал на родине в России, погостил в Москве, переехал в Петербург, где жил на случайные журнальные заработки. В 1855 году он стал воспитателем и преподавателем в семье петербургского гражданского губернатора Н.М. Смирнова, мужа А.О. Россет. Весной 1857 года поэт уезжает с семейством Смирновых за границу в Баден-Баден. В августе этого же года Полонский расстается с семейством Смирновых и уезжает в Женеву учиться живописи, оттуда едет в Италию, затем в Париж.
В Париже поэт влюбляется в полурусскую, полуфранцуженку – дочь псаломщика православной церкви в Париже Елену Васильевну Устюжскую. Обвенчавшись в августе 1858 года, Полонские возвращаются в Петербург. За несколько часов до рождения первенца, сына Андрея, Полонский упал с дрожек и повредил ногу, что сделало его калекой до конца жизни. Страдания преследуют Полонского: в 1860 году умирает сын, а летом того же года не стало и преданной, любящей жены. Полонский посвящает памяти жены стихи: “Безумие горя”, “Когда б любовь твоя мне спутницей была...”.
Когда б любовь твоя мне спутницей была,
О, может быть, в огне твоих объятий
Я проклинать не стал бы даже зла,
Я б не слыхал ничьих проклятий! –
Но я один – один, – мне суждено внимать
Оков бряцанью – крику поколений –
Один – я не могу ни сам благословлять,
Ни услыхать благословений! –
То клики торжества… то похоронный звон, –
Всё от сомнения влечёт меня к сомненью…
Иль, братьям чуждый брат, я буду осуждён
Меж них пройти неслышной тенью!
Иль, братьям чуждый брат, без песен, без надежд
С великой скорбию моих воспоминаний,
Я буду страждущим орудием невежд
Подпоркою гнилых преданий!
В 1859-1660 гг. Полонский редактировал журнал “Русское слово”. В 1860 году поступил на службу в комитет иностранной цензуры. Жил в Петербурге, выезжая иногда за границу. Стихотворения и прозу публиковал в “Современнике” и “Отечественных записках”.
Через шесть лет после смерти жены Полонский познакомился с Жозефиной Рюльман, редкой красоты женщиной, талантливым скульптором. Она становится его женой. Полонский сделал все возможное, чтобы развить ее природный талант.
С 1860 и до 1896 года Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования.
Я.П. Полонский в своем кабинете,
в квартире на углу Бассейной и Знаменской улиц в Петербурге.
Умер Яков Петрович Полонский в Петербурге 30 октября 1898 года. Похоронен на родине в Рязани.
Галина Закипная, сотрудник
Одесского литературного музея
Фото: www.liveinternet.ru, www.rznodb.ru и www.svpressa.ru
Яков Полонский родился 6 (18) декабря 1819 года в г. Рязани в семье чиновника-интенданта. Мать поэта, Наталья Яковлевна, была образованной женщиной – много читала, записывала в тетради стихи, песни, романсы.
Сначала Полонский получил домашнее образование, а затем его отдали в рязанскую гимназию. В это время Полонский зачитывался произведениями Пушкина и В. Бенедиктова и сам начал писать стихи. Гимназическое начальство поручило Полонскому написать поздравительные стихи по случаю приезда в Рязань наследника престола Александра с поэтом Жуковским. Маститому поэту понравились стихи юного гимназиста, и он подарил ему золотые часы. Это было в 1837 году , а в следующем году Полонский закончил гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет.
В университете Полонского, как и многих других студентов, восхищали лекции профессора Т.Н. Грановского. Юноша познакомился с Н.М. Орловым, сыном известного генерала, героя Отечественной войны М.Ф. Орлова. В доме Орловых собирались И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Ф.Н. Глинка и др. На этих вечерах Полонский читал свои стихи.
В 1844 г. Полонский окончил университет и вскоре выпустил первый сборник своих стихов – «Гаммы» , встреченный благожелательно в журнале «Отечественные записки».
Осенью 1844 г. Полонский переехал в Одессу – служить в таможенном ведомстве. Там он живет у брата известного впоследствии анархиста Бакунина, бывает в доме наместника Воронцова. Жалованья не хватало, и Полонский давал частные уроки. Весной 1846 г . поэт переехал на Кавказ, куда был переведен наместником М.С. Воронцов. Полонский служит в его канцелярии. Вскоре он становится также редактором газеты «Закавказский вестник».
В газете он печатает произведения разных жанров – от публицистических и научных статей до очерков и рассказов.
Кавказские впечатления определили содержание многих его поэтических произведений. В 1849 году Полонский издал сборник «Сазандар» (певец (груз.)). Служба на Кавказе продолжалась 4 года.
В 1857 году Полонский выехал за границу учителем-гувернером в семье губернатора Н.М. Смирнова. Однако поэт вскоре отказался от роли учителя, так как вздорный характер и религиозная фанатичность А.О. Смирновой-Россет претили Полонскому. Он пытается заняться живописью в Женеве (1858 ), однако вскоре встречается с известным литературным меценатом графом Кушелевым-Безбородко, предложившим ему пост редактора в организуемом им журнале «Русское слово». Полонский принял это предложение. До 1860 года поэт редактировал «Русское слово», позднее стал секретарем в Комитете иностранной цензуры, а три года спустя – младшим цензором в том же комитете. В этой должности он находился до 1896 года , после чего был назначен членом Совета главного управления по делам печати.
Полонский был в хороших отношениях с Некрасовым, И. Тургеневым, П. Чайковским, для которого писал либретто («Кузнец Вакула», позднее – «Черевички»), с А.П. Чеховым – ему он посвятил стихотворение «У двери».
В 1887 году было торжественно отмечено 50-летие творческой деятельности Полонского.
Скончался Я. Полонский 18 (30) октября 1898 года в Петербурге, похоронен в Льговском монастыре. В 1958 году прах поэта перевезен в Рязань (территория Рязанского кремля).
Полонский писал стихотворения, поэмы, газетные сатирические фельетоны, печатал рассказы, повести и романы, выступал как драматург и публицист. Но из обширного творческого наследия его ценность представляют лишь стихотворные произведения, лирика.
Ключевые слова: Яков Полонский, подробная биография Якова Полонского, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, поэты 19 века