Генерал горяинов игорь олегович биография. Их ждут магистрали

Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений) – так пишется его официальное наименование – входит в состав Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва и готовит военнослужащих с высшим и средним военно-профессиональным образованием. В нынешнем году минуло 96 лет со дня его образования.
Почти целый век училище, а ныне институт верно служит Отечеству. Учебное заведение с достоинством прошло многие испытания, обрело развитую инфраструктуру и мощную учебно-материальную базу, собственные научно-педагогические школы и традиции. Как и большинство вузов Министерства обороны России, институт в этом году открывает двери для абитуриентов.
Сегодняшний выпуск «Азимута» мы посвящаем этому уникальному и одному из старейших военно-учебных заведений.

За 96-летнюю историю Военный институт подготовил десятки тысяч дипломированных специалистов. Выпускники этого вуза в настоящее время составляют основу офицерского корпуса Железнодорожных войск и службы военных сообщений Вооружённых Сил России. О нынешнем дне военного института и перспективах развития рассказывает его начальник полковник Игорь ГОРЯИНОВ.

Игорь Олегович, не погрешим против истины, если скажем, что вы командуете одним из самых уникальных военных вузов страны. Не каждый юноша, мечтающий связать жизнь с офицерской профессией, знает, что такой военный институт существует. А ведь наступило время принимать рапорта и заявления от будущих кандидатов на учёбу. Расскажите немного об истории вашего учебного заведения…
- История нашего учебного заведения, начавшаяся в 1918 году в городе Торжке Тверской губернии, получила продолжение в 1922-м на берегах Невы. Стать главной кузницей кадров Железнодорожных войск, обосноваться в Петербурге, видимо, было предопределено судьбой и исторической логикой.
Здесь, на Неве, начиналась история российских железных дорог. 30 октября 1837 года между Санкт-Петербургом и Царским Селом начала действовать первая в России железная дорога общего пользования. Проект, реализованный австрийским инженером и профессором Венского политехнического института Францем Герстнером, положил начало формированию железнодорожной сети страны.
В 1851 году для обслуживания вновь построенной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Москва здесь были сформированы первые военно-железнодорожные команды – прообраз будущих Железнодорожных войск.

В Петербурге зарождалась также система подготовки инженеров для железнодорожного транспорта, а впоследствии и командного состава Железнодорожных войск.
При обучении больше внимания уделялось специальным, техническим дисциплинам и производственной практике. Курсанты отделений тяги и эксплуатации проходили практику на станциях Петроградского, а впоследствии Ленинградского железнодорожного узла.
Смена провинциального Торжка на Петроград, привлечение к учебному процессу квалифицированных преподавателей благотворно сказались не только на организации учебного процесса в школе. Открылись новые возможности для культурного роста и эстетического воспитания курсантов, развития спорта.
В 1926 году за успешную деятельность школе было присвоено имя М.В. Фрунзе. А 23 февраля 1930 года, когда её наградили вторым Почётным Красным Знаменем, она стала именоваться Краснознамённой школой военных сообщений имени М.В. Фрунзе.
Известие о начале войны застало личный состав Ленинградского Краснознамённого училища военных сообщений в летнем лагере под Лугой. С того рокового дня, с 22 июня 1941 года, его жизнь строилась уже по суровым законам военного времени.
Потребность в офицерах для действующей армии постоянно возрастала. Уже в сентябре 1941 года во фронтовые части Железнодорожных войск и органы военных сообщений было направлено около 500 выпускников училища мартовского и сентябрьского наборов 1940 года.
Преподаватели училища стажировались в действующих частях. Помимо оказания помощи на месте они приобретали фронтовой опыт, который применяли для обучения будущих офицеров.
После разгрома врага у стен Москвы курсанты училища в составе действующих железнодорожных частей восстанавливали пути и мосты под Волоколамском, Можайском, Малоярославцем, Тулой, Калугой.
В марте 1943 года училищу исполнилось 25 лет. Его заслуги в деле подготовки офицерских кадров были отмечены высшей наградой государства – орденом Ленина.
За 18 дней зимы 1943 года, в условиях непрерывных артобстрелов и авиабомбёжек, была построена 33-километровая железная дорога Поляны - Шлиссельбург. Дорога соединила Большую землю с Ленинградом и стала спасением для десятков тысяч жителей блокадного города.
Невиданными темпами (81,5 метра в сутки) воины-железнодорожники возвели мост длиной 1.059 метров через Днепр у Киева. И подобные образцы мужества в истории войск не единичны…
Об истории нашего вуза можно рассказывать долго. В послевоенный период хорошей проверкой профессиональной подготовки молодых офицеров стало строительство Байкало-Амурской магистрали…
26 июля 1974 года произведён первый в истории училища выпуск офицеров с высшим образованием.
Училище неоднократно реорганизовывалось, становилось институтом, университетом, филиалом академии… Сейчас наш институт находится в Петергофе. Так что за 96 лет произошло очень и очень много событий…

Визитная карточка

Полковник Игорь Олегович Горяинов родился в 1963 году.
В 1989-м окончил Ленинградское высшее училище Железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе, в 2000-м - Военную академию тыла и транспорта имени генерала армии А.В. Хрулёва.
Проходил службу на различных командных и штабных должностях. Был начальником научно-исследовательской лаборатории Военно-транспортного университета Железнодорожных войск, командовал батальоном курсантов. Достойно проявил себя на постах помощника начальника университета по службе войск и безопасности военной службы - начальника строевого отдела, начальника факультета, заместителя начальника института. Временно исполнял обязанности начальника филиала Военной академии тыла и транспорта в Петродворце.
С 2010 года – начальник Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва.

Расскажите о структуре вуза. Какие в нём сегодня факультеты, по каким специальностям развёрнута подготовка…
- Сегодня главной задачей института является подготовка высококвалифицированных офицеров, сержантов и младших специалистов для Железнодорожных войск и Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ.
В настоящее время специалистов обучаем по четырём образовательным направлениям:
- по программам среднего профессионального образования;
- по программам высшего образования;
- по программам дополнительного профессионального образования;
- обеспечиваем переподготовку военнослужащих по гражданским специальностям.
На учебно-материальной базе института с 2009 года готовим младших специалистов для Железнодорожных войск по специальностям помощника машиниста тепловоза, машиниста тепловоза, диспетчера (поездного), дозировщика хоппер-дозатора, помощника начальника железнодорожной станции 5-го класса.
Срок подготовки - 5,5 месяца.
Учебно-материальная база института позволяет готовить младших специалистов более чем по 20 специальностям.
Подготовку специалистов по программам высшего и среднего профессионального образования осуществляем по 10 специальностям.
Высшее образование даём по таким специальностям, как:
- «Наземные транспортно-технологические средства»;
- «Системы обеспечения движения поездов»;
- «Эксплуатация железных дорог»;
- «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей».
Срок обучения – 5 лет.
Специалистов со средним профессиональным образованием готовим по специальностям:
- «Автоматика и телемеханика на транспорте (на железнодорожном транспорте)»;
- «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
- «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»;
- «Строительство и эксплуатация инженерных сооружений»;
- «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»;
- «Организация перевозок и управление на транспорте (на железнодорожном)».
Срок обучения – 2 года 10 месяцев.
Специалистов по программе дополнительного профессионального образования готовим по 27 специальностям.
В нашем институте имеются 11 кафедр, отдельная дисциплина (эксплуатации подвижного состава), отделение среднего профессионального образования, три факультета и специальное отделение для обучения иностранных военнослужащих.
Факультеты таковы:
- «Железнодорожные войска»;
- «Военные сообщения»;
- «Переподготовка и повышение квалификации».
- Многие по старинке считают, что Железнодорожные войска – это обособленная силовая структура. Так раньше и было. Но сейчас всё изменилось.
- Вы совершенно правы: с 30 ноября по 2 декабря 2004 года в соответствии с указаниями министра обороны РФ от 10 ноября 2004 года произведён приём Военно-транспортного университета Железнодорожных войск Российской Федерации в состав Вооружённых Сил Российской Федерации.
- Как известно, во многих военных вузах в предыдущие годы сокращался, а то и вообще прекращался набор курсантов. А как с этим обстояло у вас?
- В 2013 году было выпущено 16 курсантов со сроком обучения 2 года 10 месяцев и 146 – со сроком обучения 5 лет. Из них в Железнодорожные войска Министерства обороны Российской Федерации были распределены 109 выпускников, а в службу военных сообщений Министерства обороны – 42. Для армий стран СНГ мы подготовили 11 специалистов.
- А в этом году, Игорь Олегович, будете набирать курсантов?
- В этом году планируется набор по всем специальностям высшего и среднего профессионального образования.
- Как в институте организуются производственная практика и войсковая стажировка?
- Если говорить, например, о выпускниках прошлого года, то отмечу, что за период обучения все курсанты прошли учебную, производственную практику и войсковую стажировку общим объёмом 540 часов. Производственная практика и войсковая стажировка проводились в соединениях и частях Железнодорожных войск и военных комендатурах на путях сообщений. Курсанты добросовестно отнеслись к выполнению программы войсковой стажировки, закрепили теоретические знания, получили практические навыки и показали готовность к исполнению обязанностей по первичному должностному предназначению. Командиры частей Железнодорожных войск, военные коменданты на путях сообщений дали в целом положительные отзывы о качестве подготовки выпускников института. Средний балл результатов производственной практики и войсковой стажировки составил 4,25.
Полученные курсантами в аудиториях теоретические знания трансформируются в прикладные навыки на учебно-полевой базе в Лужском районе Ленинградской области.
Учебно-материальная база института насчитывает десятки учебных аудиторий, классов, кабинетов и лабораторий. В распоряжении курсантов и преподавателей разнообразное, в том числе и уникальное оборудование, современные технические средства обучения и вычислительная техника.
- С профессорско-преподавательским составом нет проблем?
- В настоящее время в институте служат и работают 151 преподаватель - 61 офицер и 90 из числа гражданского персонала. Укомплектованность вуза преподавательским составом составляет 96,2 процента, в том числе военнослужащими – 98,4 процента, гражданским персоналом – 94,7 процента.
В учебно-воспитательном процессе участвуют 17 докторов наук и профессоров, 74 кандидата наук и доцентов.
У нас две научные школы, семь научных направлений. Научной школой «Исследование современного состояния и развития теории железнодорожного и автомобильного транспорта» руководит доктор военных наук, профессор Владимир Гладких, а школой «Исследование процессов организации перевозок и управления на транспорте» - кандидат технических наук, профессор Александр Иванов.
Научными направлениями школ руководят: доктор военных наук, профессор Владимир Гладких; доктор технических наук, профессор Юрий Калугин; доктор технических наук, профессор Иван Веприняк; доктор военных наук, профессор Александр Матвеев; доктор технических наук, профессор Юрий Степанов; кандидат технических наук, профессор Александр Иванов; кандидат военных наук, доцент Николай Кацер.
План повышения квалификации преподавательского состава выполняем ежегодно.
- Тем юношам, которые мечтают поступить в этом году в институт, есть за что бороться…
- Мы в свою очередь надеемся, что к нам придёт хорошее пополнение.

– Игорь Олегович, с какими показателями в учебе, служебной деятельности подошел институт к своему 100-летию?

– Мы гордимся тем, что за вековую историю в стенах военно-учебного заведения подготовлены свыше 45 тысяч квалифицированных специалистов, которые успешно выполняли и выполняют поставленные перед ними задачи, проявляя при этом высочайший профессионализм, мужество, преданность воинскому долгу и присяге.

“ Мы получаем из воинских частей отзывы о каждом нашем выпускнике после первого года его службы ”

Героический и самоотверженный труд выпускников нашего института навечно вписан в историю славных военных побед Вооруженных Сил, а также в трудные годы восстановления народного хозяйства, борьбы с международным терроризмом. Ярчайший пример их самоотверженного труда на современном этапе – строительство участка Журавка – Миллерово и других важнейших объектов. Тысячи выпускников отмечены наградами Родины, трое стали Героями Советского Союза, 21 – Героями Социалистического Труда, а капитан Тимур Сиразитдинов – Героем России.

К юбилейному выпуску институт подошел с высокими результатами. 10 курсантов за высокие показатели в воинской службе и учебе претендуют на награждение медалью «За отличное окончание военного образовательного учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации», более 50 из 292 выпускников – на диплом с отличием. Средний балл успеваемости – не менее 4,5.

В институте более 63 процентов научно-педагогических работников имеют ученые степени и звания, в том числе 14 докторов наук и профессоров, 77 кандидатов наук и доцентов. В настоящее время в адъюнктуре академии для института проходят обучение два докторанта и 12 адъюнктов из числа военнослужащих, восемь офицеров работают над диссертациями как соискатели ученых степеней. Более десяти сотрудников института – академики таких авторитетных организаций, как Международная академия холода, Петровская академия наук, Академия транспорта, и других. Многие имеют почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники России», «Почетный доктор наук», «Почетный деятель высшей школы», «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Почетный работник высшего образования», «Почетный работник науки и техники».

Все научные разработки по развитию транспортной науки стали реальными благодаря активной творческой работе ученых института. Особо следует отметить докторов наук, профессоров Владимира Гладких, Александра Матвеева, Ивана Веприняка, Юрия Калугина, Юрия Степанова, доктора технических наук, доцента полковника Дениса Кочнева, кандидатов наук, профессоров полковников Юрия Прокофьева и Олега Пилявца, кандидатов наук, профессоров Александра Скрыльникова, Александра Иванова, Виктора Кочнева, кандидатов наук, доцентов полковников Дмитрия Кошеленко, Евгения Тимощука, Игоря Федорова, Константина Савинова, кандидата наук, доцента капитана 2-го ранга Алексея Мостового, кандидата наук, профессора подполковника Михаила Буянова, кандидата наук полковника Александра Заец, кандидатов наук, доцентов Евгения Демидова, Дмитрия Жирнова, Аркадия Петрова, Владимира Панченко, Леонида Борисенко, Николая Назарука, Анатолия Иванова, Наталию Чекмареву, Сергея Зверева и многих других.

– Ваше учебное заведение в своем роде уникально. Но ведь требуется соответствующая учебно-материальная база?

– Сегодня институт обладает современной учебно-материальной базой, укомплектован опытными научно-педагогическими кадрами, активно внедряющими инновационные технологии обучения. Они позволяют формировать у будущих выпускников требуемые навыки и умения. Учебное заведение размещено в историческом месте – в Петергофе. На территории площадью более 24 гектаров расположено свыше 80 объектов инфраструктуры. Обучение проходит в шести корпусах, площадь которых позволяет одновременно разместить более трех тысяч человек.

Для них имеются пять благоустроенных общежитий. Следует отметить, что помимо наших курсантов в институте учатся представители 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Для развития профессиональных навыков и физических качеств обучаемых имеется универсальный спортивный комплекс с игровым и тренажерным залами, 25-метровый бассейн, стрелковый тир, а также база обеспечения учебного процесса, расположенная в городе Луге Ленинградской области. Там шесть специализированных учебно-тренировочных комплексов и тактическое поле для практического обучения по каждой специальности.

Для массовых и торжественных мероприятий есть клуб более чем на 1300 посадочных мест. Накануне юбилея открываем новую библиотеку и клуб № 2, которые располагаются в зданиях лейб-гвардии драгунского полка.

Библиотека с фондом более 340 тысяч экземпляров оснащена инновационным оборудованием, читальным залом с коворкинг-зонами, тематическим залом-трансформером, кабинетом для работы с программой «1С-Библиотека», современными мобильными стеллажами. Здание клуба № 2 включает концертный зал на 200 мест, офицерскую столовую, а также молитвенную комнату для верующих военнослужащих и зал офицерского собрания как дань возрождению традиций драгунского полка. Благоустраивая к юбилею территорию, мы установили памятник – паровоз знаменитой серии «Э».

Активно внедряем в обучение современные технологии. Уже запущена единая сеть транслирования аудиовидеоинформации во многих точках института, создана 3D-лаборатория, разработано 152 электронных учебника.

– В какой мере в подготовке курсантов учитывается войсковой опыт выпускников?

– Должности преподавательского состава в институте замещают офицеры, прошедшие службу в войсках и, как правило, имеющие академическое образование. Активно делятся богатым опытом и преподаватели-ветераны, которые принимали участие в строительстве БАМа, ликвидации катастрофы на ЧАЭС. С курсантами института постоянно проводят занятия офицеры Главного управления начальника Железнодорожных войск, Департамента транспортного обеспечения, управления Железнодорожных войск военного округа. Начальник Главного управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Олег Косенков, находясь в институте, всегда встречается с выпускниками, доводит информацию о задачах, стоящих перед Железнодорожными войсками.

Мы получаем из воинских частей отзывы о каждом нашем выпускнике после первого года его службы. Анализируем их, обсуждаем на ученом совете института, при необходимости вносим изменения в учебные программы. Такая работа позволяет нам повысить уровень специальной и профессиональной подготовки для выполнения нашими выпускниками задач по предназначению.

Офицеры института, убывая на личную стажировку в воинские части, планируют работу таким образом, чтобы встретиться с выпускниками: выяснить, какие трудности те испытали в первые месяцы службы, лично пообщаться с командирами воинских частей по вопросам, связанным с качеством подготовки новых подчиненных, освоением ими обязанностей по специальности, способности к самостоятельному решению технических и организационных вопросов.

– Ветераны всегда были носителями бесценного опыта, без которого не обойтись в профессиональной подготовке. Насколько эффективно взаимодействие с ними?

– Несомненно, ветераны вуза – наш золотой фонд, вносящий весомый вклад в обучение и воспитание курсантов. Сегодня ветеранская организация объединяет более 400 человек. Они оказывают помощь командованию института в военно-патриотическом, культурном и духовно-нравственном воспитании молодежи, принимают участие в проведении тематических вечеров, встреч и других мероприятий. Большой вклад в работу ветеранской организации института вносят Александр Баранов, Эдуард Аношкин, Александр Давыдов, Александр Коляда, Николай Кацер, Николай Квашенко, Николай Назарук, являющийся председателем совета ветеранов и профсоюзной организации нашего института, а также Вячеслав Хорошев, Владимир Погорелов, Владимир Селеванов.

– За столетнюю историю в учебном заведении сложились богатейшие традиции, в том числе боевые…

– Даже само место дислокации института способствует воспитанию будущих командиров на славных примерах служения Отечеству наших предков. Сегодня мы находимся на территории, где с 1902 года размещался лейб-гвардии драгунский полк. А на месте основания института в городе Торжке Тверской области в честь 100-летия вуза, отдавая дань его роли в подготовке военных специалистов, 23 ноября 2017 года открыли мемориальную доску.

В современных условиях воспитание лучших качеств настоящего офицера занимает большое место во всей нашей работе. Проходя по Аллее Славы героев-выпускников, каждый курсант впитывает особую энергетику от причастности к истории и подвигам, совершенным предшественниками. Всматриваясь в бронзовые лица героев, будущий выпускник формирует у себя на подсознательном уровне соответствующий образ будущей профессиональной деятельности.

Мы прекрасно понимаем, что воспитание на традициях – процесс многогранный и тесно связан с обучением курсантов. На занятиях независимо от конкретной дисциплины приводятся примеры из жизни войск. В музее института, а это тоже учебная площадка, собраны личные вещи героев-выпускников, на стендах отображаются их воинские и трудовые заслуги. Так возникает чувство сопричастности к героическим страницам истории Военного института.

Профессиональные компетенции и патриотический настрой органически усваиваются через комплексный план формирования навыков и целей, рассчитанный на весь период обучения. Особо отмечу влияние на развитие лучших личностных качеств участие в парадах Победы. Надо видеть, с каким чувством ответственности курсанты, проходя в парадном строю, перед всем миром демонстрируют свою воинскую выправку и гордость за принадлежность к славным Вооруженным Силам России и Железнодорожным войскам.

В последнее время все большее влияние на формирование личности курсанта оказывает рейтинговая оценка. Процессу овладения боевой техникой, росту компетенций способствует также традиция участия в конкурсах на лучшего специалиста Железнодорожных войск.

Если результаты обучения можно проверить при итоговой аттестации, то личностные качества – только через поступки и деятельность. Напомню лишь один факт – выполнение нашими войсками государственной задачи по строительству обходной железнодорожной линии Журавка – Миллерово протяженностью свыше 136 километров. Железнодорожная линия была сдана в эксплуатацию досрочно, и в этом большая заслуга наших выпускников.

В основе новых путей – компетенция и опыт

Дорогие друзья! Искренне и сердечно поздравляю командование, профессорско-преподавательский состав, офицеров, курсантов и ветеранов со знаменательной датой. Это яркий и волнующий праздник в жизни каждого сотрудника института.

В годы Великой Отечественной военнослужащие показали образцы мужества, стойкости и героизма при организации перевозок, восстановлении разрушенных врагом железных дорог. Выпускники института проходили службу на ударных стройках страны. Наши воспитанники – активные участники строительства важных железнодорожных линий, в том числе восточного участка БАМа.

В настоящее время институт обладает большим научным потенциалом. Наши ученые находятся на передовых рубежах инновационного развития, вносят большой вклад в технический прогресс. Сегодняшним выпускникам института предстоит служить в новых условиях, которые предъявляют более жесткие требования к военно-профессиональной подготовке офицеров единой системы материально-технического обеспечения.

В этот юбилейный день нельзя не отметить ветеранов института, которые продолжают передавать свой богатый жизненный и профессиональный опыт слушателям и курсантам.

Выражаю уверенность, что коллектив института и в дальнейшем обеспечит успешное решение всех стоящих перед ним задач.

От всей души желаю всем вам счастья, крепкого здоровья, благополучия, неиссякаемой жизненной энергии в деле подготовки высококвалифицированных специалистов для Железнодорожных войск и службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации!

Генерал-майор Игорь Горяинов

Горяиновы - семнадцать дворянских родов различного происхождения. Первый происходит от Константина Ивановича Г., пожалованного поместьем в Пусторжевском уезде в 1636 г.; внесен в VI часть родословной книги Псковской губернии (Гербовник, V, 94). Второй род происходит от братьев Андрея и Кондратия Г., жалованных поместьями в 1645 г. Их потомки при Петре Великом за уклонение от службы записаны в однодворцы и восстановлены в дворянском достоинстве при Павле I. Род внесен в VI часть родословной книги Курской и Тамбовской губерний. Третий род, записанный в VI часть родословной книги Курской и Воронежской губерний, четвертый, внесенный в VI часть родословной книги Новгородской губернии, и пятый, внесенный в VI часть родословной книги Ярославской, Костромской и Владимирской губерний, также восходят к XVII веку. Остальные роды Г. - позднейшего происхождения.
"Брокгауз и Ефрон"
Дополнительная информация. Некоторые дворяне конца XIX века с этой фамилией. В конце строки - губерния и уезд к которой они приписаны.
Горяинов, Ал-ей Ал-еев., с. Балахтино. Новгородская губерния. Белозерский уезд.
Горяинов, Вас. Никл., г. С.-Петербург, Николаевская ул. Ярославская губерния. Романово-Борисоглебский уезд.
Горяинов, Вас. Никл., сс., г. Спб., Надеждинская, 14. Гг. дворяне разных губерний.
Горяинов, Мих. Серг., шт.-ротм Воронежская губерния. Павловский уезд. Внесены в родословную книгу.
Горяинов, Никл. Алдр., дсс., г. Ярославль. Костромская губерния. Чухломский уезд.
Горяинов, Никл. Мих., гс. , Курская губерния, Обоянский уезд.
Горяинов, Серг. Мих., гс. Воронежская губерния. Павловский уезд. Внесены в родословную книгу.
Горяинов, Эмман. Дм., прап. зап. кавал., (6 ч.), г. Спб., летом-ст. Уварово, Ряз.-Урал. ж. д., с. Подгорное. Тамбовская губерния. Борисоглебский уезд. Гг. дворяне, имеющие право голоса.

Во время работы в ЦКИБ СОО довелось мне услышать от Ю. П. Платонова – начальника теоретического отдела и одного из ветеранов организации – такую . Где-то в середине 1990-х годов И. Я. Стечкин, проводя испытания бесшумного револьвера ОЦ-38, столкнулся с необычным эффектом. После очередного выстрела вдруг обнаружилось, что курок револьвера отскочил назад и встал на боевой взвод! О случайности не могло быть и речи – эффект повторялся регулярно и мешал отладке . Вообще-то ОЦ-38, как и любой другой классический револьвер, не имеет разобщительного механизма, и при нажатом спусковом крючке поставить курок на боевой взвод нельзя. Но, по видимому, после выстрела от сотрясения спусковой крючок несколько повернулся в сторону исходного положения и его шептало перехватило курок. Ничего необычного в этом явлении нет – похожий эффект используется в УСМ с т.н. «срывом шептала». Необычным был факт сильного отскока курка – ведь никаких механизмов, взводящих его без участия стрелка, в ОЦ-38 нет. В то время, когда Игорь Яковлевич думал, как справиться с проблемой, к нему подошел Ю. П. Платонов и невольно оказался вовлеченным в её решение. Ход размышлений оружейников был примерно следующий. Сила, отбросившая курок назад, могла воздействовать только на его боёк. Но откуда она возникает?


Быть может, это капсюль патрона, сдвигаясь назад под действием давления пороховых газов, возникающего при выстреле, толкает боёк? Подобные схемы автоматики хорошо известны (т.н. система Рота). Но в них, как правило, использовались специальные патроны с увеличенным ходом капсюля в гнезде. А в обычных патронах сдвиг капсюля очень мал – в 7,62-мм винтовочных патронах 0,25–0,38 мм. В патроне СП-4, используемом в револьвере ОЦ-38, величина сдвига капсюля ещё меньше, т.к. он имеет усиленное крепление в гнезде, и его недостаточно для преодоления давления боевой пружины. Единственное объяснение эффекта состояло в том, что смещается вся гильза целиком. Ведь зазор, позволяющий гильзе «сдать» назад между её дном и рамкой револьвера имеется, – нужен для свободного поворота барабана. Дополнительные эксперименты подтвердили правильность этого предположения. Пришлось И. Я. Стечкину вводить в конструкцию ОЦ-38 механизм противоотскока курка. Описанный выше эффект не может не вызвать у конструктора-оружейника желания использовать его в качестве источника энергии для приведения в действие подвижных частей оружия, т.е. двигателя автоматики. Выглядит такой двигатель заманчиво, он позволяет радикально упростить конструкцию оружия, уменьшить габариты и снизить вес. Неужели никому раньше не приходило в голову столь очевидное и красивое решение? Дальнейшее изучение темы показало – приходило, и не раз...

В коллекции оружия технического кабинета ЦКИБ СОО довелось мне увидеть экспериментальные самозарядные винтовки конструкции Горяинова и конструкции Мамонтова (два варианта), у которых отсутствовали внешние признаки двигателя автоматики – ни газоотводных устройств, ни подвижного ствола они не имели. И вот, заинтригованный рассказом Ю. П. Платонова, я вновь отправился в техкабинет и стал «терзать» эти винтовки – что-то мне подсказывало, что без «эффекта ОЦ-38» здесь не обошлось. И точно – осмотр винтовок показал, что их автоматика работала за счёт сдвига гильзы в патроннике во время выстрела.

Обе винтовки являются «макетными» образцами, т.е. экспериментальными платформами, предназначенными для изучения возможностей нового принципа автоматики. Винтовка Горяинова датирована 1936 годом. Мне удалось выяснить некоторые сведения о конструкторе этой винтовки. Макар Федорович Горяинов в 1926 г. окончил Ленинградское пехотное училище, прошёл ряд должностей от командира взвода до командира дивизиона. После окончания Военно-технической академии им.Ф. Э. Дзержинского служил в Главном Управлении Военной промышленности, в 1936 г. воевал в Испании. В 1940 г. Горяинов служил в Московском оружейно-техническом училище НКВД и активно занимался научной деятельностью. С 1944 по 1946 гг. генерал-майор М. Ф. Горяинов руководил этим училищем, затем работал в управлении вузов МВД СССР.

Винтовка Мамонтова разработана в 1936 г. В ней использованы части серийных винтовок: ствол от винтовки обр.1891 г., магазин от АВС-36. УСМ ударникового типа с «задним» шепталом. В патроннике имеются канавки Ревелли, облегчающие экстракцию гильзы и снижающие вероятность её поперечного разрыва. Масса винтовки 3,7 кг. Конструктор винтовки Михаил Алексеевич Мамонтов (6.11.1906 – 18.07.1993) хорошо известен в оружейных кругах Тулы, в первую очередь как основоположник тульской научной оружейной школы. Выпускник Военно-механического института 1931 г., в 1931-1937 гг., он работал в Тульском ПКБ (ЦКБ-14) на должностях от инженера-конструктора до главного инженера – заместителя начальника ПКБ. В 1937 г. М. А. Мамонтов был назначен заведующим вновь образованной кафедрой «Проектирование автоматического оружия» Тульского политехнического института, в котором проработал почти 56 лет, став доктором технических наук, профессором, автором многочисленных трудов по теории и расчёту газодинамических устройств стрелкового оружия. На устройстве механизмов автоматики винтовок следует остановиться подробно. В их основе лежит общий принцип – ведущее звено (затворная рама) приводится в действие дном гильзы, смещающейся в патроннике во время выстрела в пределах зеркального зазора. Принципиально такая система не отличается от обычного бокового газоотводного двигателя, за исключением того, что роль поршня в ней играет сама гильза. В обеих винтовках сцепление затвора со ствольной коробкой осуществляется поперечно скользящим клином, но конструкция механизмов, приводящих в действие клин, разная. В винтовке Горяинова движение гильзы передаётся затворной раме через конструктивно объединённый с ней толкатель, проходящий через канал в корпусе затвора. По бокам рамы имеются скошенные пазы, в которые входят выступы клина. При запирании клин движется вниз. Рабочий ход затворной рамы под действием гильзы очень мал – всего 0,3 мм, далее она движется по инерции около 3 мм. За это время пуля успевает покинуть канал ствола, после чего рама присоединяется к клину и поднимает его, осуществляя отпирание. В винтовке Мамонтова запирающий клин приводится в действие двумя выступами на массивном ударнике, который фактически является затворной рамой. Движение гильзы передается ударнику через надетую на его передний конец втулку, передний торец которой является дном чашечки затвора. При достижении подвижными частями крайнего переднего положения корпус затвора останавливается, а ударник, продолжая движение вперёд, выдвигает запирающий клин влево в канал ствольной коробки, производя запирание. В конце своего хода ударник сдвигает втулку вперёд, прижимает её к гильзе и накалывает капсюль – происходит выстрел. При выстреле гильза смещается назад и толкает втулку, которая пройдя под действием гильзы 0,5 мм, отбрасывает назад ударник, а тот, пройдя по инерции 19 мм, выдвигает клин из паза коробки, отпирая канал ствола.

В обеих винтовках сдвиг гильзы приводит в действие только запирающий механизм, а основную часть энергии для осуществления цикла перезаряжания подвижные части получают за счёт действия остаточного давления в канале ствола на дно гильзы. Таким образом, гильзовый двигатель, в том виде, в котором он реализован в винтовках Горяинова и Мамонтова, не является в полном смысле двигателем автоматики. Его конструкция нацелена на осуществление отпирания канала ствола в тот момент, когда давление в нём упадет до величины, при которой его можно будет использовать для приведения в действие подвижных частей без опасности получить поперечный обрыв гильзы. Согласно существующей классификации,такое оружие относится к системам смешанного типа (для отпирания и перезаряжания используется разные принципы действия), хотя при некоторой доработке гильзовый принцип можно сделать полноценным двигателем автоматики. Документальных свидетельств результатов испытания винтовок обнаружить не удалось, но, судя по тому, что развития данная тема не получила, можно утверждать, что описываемый принцип автоматики не оправдал надежд конструкторов и они прекратили работу над ним.

Современный уровень знаний о динамике автоматического оружия позволяет достаточно точно определить причину. В первую очередь гильзовый двигатель обладал недостаточной мощностью, не позволяющей придать запирающему механизму энергию, достаточную для функционирования во всем диапазоне условий эксплуатации. Рабочий цикл двигателя происходит за очень короткий промежуток времени – дно гильзы выбирает зеркальный зазор за время около одной тысячной секунды,ещё до достижения максимального давления в канале ствола. Для сравнения: боковой газоотводный двигатель винтовки СВД работает в течение около 0,005 с, т.е. в 5 раз дольше. Как известно, величина импульса силы, приложенной к телу (в данном случае – к затворной раме со стороны гильзы) прямо пропорциональна времени, в течение которого эта сила действует. Таким образом, гильзовый двигатель потенциально значительно слабее классического бокового газоотводного. Повысить мощность двигателя путём продления времени его работы за счёт увеличения перемещения гильзы практически невозможно – за пределами критической величины зеркального зазора (для винтовочного патрона около
0,45 мм) происходит её поперечный обрыв. И полностью исключить его не удастся даже за счёт введения канавок Ревелли в патроннике, что доказал опыт эксплуатации винтовки СВТ. В принципе можно повысить запас энергии затворной рамы, увеличив её вес. Но тогда становится вероятной задержка срабатывания механизма отпирания, при которой остаточного давления в канале ствола будет не хватать для приведения в действие подвижных частей.

В этом случае можно использовать инерцию рамы, но это приведёт к росту габаритов и веса оружия и потере преимуществ, ради которых такой двигатель создавался... Кроме того, совершенно не поддаётся устранению крайне резкий характер работы двигателя и связанные с ним удары звеньев запирающего механизма, их перегрузка и поломки. И самое главное – гильзовый двигатель обладает практически неустранимым недостатком в виде нестабильной работы, зависящей от целого ряда параметров оружия и патронов. Например, ход затворной рамы под действием гильзы, и, следовательно, мощность двигателя, зависит от величины зеркального зазора, который, в свою очередь, зависит от допуска на размеры гильзы (у винтовочного патрона – на толщину фланца). Этот параметр колеблется в определённом допуске – у винтовочного патрона до 0,13 мм, т.е. на 8%. Параметры двигателя очень чувствительны к усилию экстракции, и, соответственно, к точности изготовления и состоянию поверхности патронника и гильз, температуре ствола, наличию смазки на трущихся поверхностях деталей и другим факторам, многие из которых изменяются от выстрела к выстрелу. И всё это без влияния затрудненных условий эксплуатации (пыль, густая смазка и т.д.)! В общем, в описанном виде гильзовый двигатель может обеспечить работу автоматики оружия только в «комнатных» условиях.

Мамонтов и Горяинов были не единственными оружейниками, которых привлекли достоинства гильзового двигателя автоматики. Похожий, по сути, двигатель, только работавший за счёт воздействия капсюля на ударник, в 1935 г. разработал Ф.В. Токарев («КАЛАШНИКОВ» №7/2011 г.). Но общий итог работ всех конструкторов оказался одинаковым – развитие темы прекратилось, а сами образцы были «похоронены» в музеях. Здесь напрашивается добавить «...а идея забыта навсегда». Как оказалось – не навсегда. Сложно сказать, был ли конструктор А. Ф. Барышев знаком с работами Мамонтова, Горяинова и Токарева (скорее всего – нет), но систему автоматики, разработанную им в начале 1960-х годов, реализованную в линейке образцов калибра от 5,45 до 30 мм и позиционировавшуюся как «не имеющую аналогов», он построил на том же принципе. Так бывает нередко – люди, работающие над одной проблемой, при сходных ограничениях приходят к похожим техническим решениям независимо друг от друга. В тоже время, следует признать, что Барышеву удалось создать в значительной степени оригинальную и совершенную систему, в которой гильзовый двигатель является полноценным двигателем автоматики.

Сегодня гость (хотя и заочный) «Городских известий» – наш земляк, летчик, генерал-полковник авиации в отставке Алексей Горяинов.

Алексей Семенович — уроженец деревни Кузьминки, что под знаменитой теперь Свободой. Четыре класса окончил в своем селе, а семилетку — в соседней 2-й Воробьевке.
Сейчас Алексей Семенович живет в столице, но связь с малой родиной держит крепкую. А в конце прошлого года подал друзьям громкую весточку о себе: издал книгу «Романтик неба». Ее прочитали на малой родине.
Книга вызвала читательский интерес, ее обсуждали, писали автору…
Генерал-полковнику авиации, бывшему заместителю главнокомандующего Военно-воздушными силами России, советнику посла РФ в Индии есть о чем рассказать.
Это и повесть о деревенском мальчишке, влюбленном в небо и достигшем больших высот в буквальном и переносном смысле, и рассказы о братьях по крылу, с которыми довелось служить.
Алексей Горяинов пришел в авиацию, полюбив небо и возненавидев захватчиков, которые бомбили мирные города и села.
Через Кузьминку проходила железная дорога, враг бомбил ее особенно упорно.
«Я падал, прятался. А бомбы взрывались рядом… И все на моих глазах… Детских… Простил ли я им эти бомбежки? Нет! Такое не прощается. Я видел воздушные бои. И отчаянную схватку в небе наших летчиков. Мне хотелось в эти мгновения подняться в небо и своими руками разорвать в клочья вражеские самолеты. Такое не забывается. Я тогда решил стать летчиком…». И не просто летчиком, а военным. Цель твердая. И он пошел к ней.
В сорок третьем немцы вновь ожесточенно бомбили Курск и окрестности, но при этом несли большие потери. Алеша видел бои и радовался, когда вражеские машины горели как факелы.
И вот здесь хочу отметить интересный зигзаг истории. В дни Курской битвы в составе Центрального фронта была 16-я воздушная армия. Она базировалась в трех километрах от Кузьминки — в деревне Уколово и Воробьевском лесу. Через много лет генерал Алексей Горяинов принял командование легендарной 16-й воздушной армией, причем на немецкой земле.
Учился Алексей отлично. Мои сестры Дина и Анна, увидев портрет генерала Горяинова на обложке его книги, сказали одинаково: « О-о, Лешенька Горяинов, это лучший ученик!»
В семилетку Алеша ходил за шесть километров — через две реки, лес. Его друзья мечтали поступить в железнодорожный техникум, и отец Алеши хотел, чтобы сын тоже стал железнодорожником.
Но парень шел к своей цели. Когда узнал, что в Курске открылась спецшкола ВВС, написал туда письмо, и его пригласили на экзамены. Их он сдал легко. И учился в спецшколе хорошо. Алексей был силен во всех предметах, его дальнейшая карьера — тому подтверждение.
«…Если заканчиваешь четверть на „хорошо“ или „отлично“, полагалось поощрение — бесплатный билет в театр. И еще писали благодарственные письма матери и отцу… Нас приучали к культуре — как правильно есть, как держать вилку, нож, салфетку, с какой стороны подходить к девушке, приглашая ее на танец. Нас учили бальным танцам, таким как падеграс, падеспань, полька, вальсы всякие, краковяк. Мы получили красивое образование».
Самым главным экзаменатором в спецшколе была медицинская комиссия. Даже отличникам иногда ставился барьер. Алеша серьезно относился к здоровью и очень активно занимался спортом — играл в волейбол, бегал кроссы, участвовал в эстафете по улицам города (а как соперничали школа ВВС и суворовское училище!).
И вот мечта осуществилась. Горяинов — курсант Павлодарского военного училища.
Здесь мне хочется предоставить слово заслуженному летчику СССР Дмитрию Петрову: «Он стал пилотом высшего класса, одним из лучших летчиков своего поколения. Путь в небо начал с самой земли — от курсанта до генерал-полковника авиации. И не терял на этих постах себя как человека и тогда, когда командовал авиаполком, и командующим двух воздушных армий. Свои звезды на погонах держал с честью. Он военный человек и он же — романтик».
Газетная статья позволяет лишь коротко перечислить места его службы — Павлодар, Западная Украина, Венгрия, Грузия, Германия, Индия. «Обучил» летать многие новые модели самолетов. Окончил две Академии — ВВС и Генерального штаба. Служил в одном полку с космонавтом Германом Титовым. Под началом Горяинова проходил службу наш земляк Александр Руцкой.
Алексей Семенович — человек честный и справедливый, он боролся за правду и берег чистоту авиации и армии. Не робел перед высоким начальством и отстаивал свое мнение.
Маршал Язов, бывший в то время министром обороны, был известен крутым нравом. Он мог на совещаниях с трибуны прогнать выступавшего. Однажды Горяинов, выступая с докладом, сказал: «Если даже будете выгонять, товарищ министр обороны, я не уйду с трибуны, пока не скажу то, что хочу сказать». И сказал. «Ну молодец! Давай дерзай, все правильно говоришь!», — отреагировал министр.
Последнее место службы генерал-полковника — Индия, советник российского посла по военно-техническому сотрудничеству.
Сейчас Алексей Семенович — на заслуженном отдыхе. У него появилась возможность рассказать о своей жизни и жизни страны. Он воспитывает внуков, им-то в основном и посвящается его книга — эти уроки жизни. Пусть узнают, как надо не бояться и как можно побеждать, в том числе и свои страхи и слабости.