Географическое положение и полезные ископаемые южной америки. Физико-географическая характеристика Внутренних равнин Южной Америки

Западно- Казахстанская область

Теректинский район

Аксуатская ОСОШ

Учитель географии

Иржанова Г.К.

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

    класс.

Цель урока: изучить рельеф материка, их особенности;определить закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки;

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Ход урока:

1. Организационный момент: приветствие, проверка посещаемости.

2. Проверка домашнего задания.

1. Работа с таблицами.

Определите, к какому материку относится каждое высказывание, поставьте в нужной клетке знак «+».

Название материка

Номера вопросов

Южная Америка

1) Большая часть материка лежит в южном полушарии.

2) На западе омывается водами Атлантического океана.

3) Относительно нулевого меридиана материк расположен в западном полушарии.

4) Самый жаркий материк Земли, т.к. его большая часть расположена между тропиками.

5) Площадь материка около 30 тысяч км. кв.

6) Крайняя северная точка – м. Гальинас.

7) Омывается Тихим океаном на западе.

8) На севере граничит с Евразией.

9) Название материка произошло от названия берберского племени, которое когда-то проживало на севере материка.

10) На юге материка самый широкий из всех проливов Земли.

2. Проверка номенклатуры.

Учащиеся по очереди выходят к доске и показывают его на физической карте Южной Америки.

Перечень объектов номенклатуры:

1.Панамский перешеек.

2.Мыс Гальинас.

3.Перуанское течение.

4.Амазонская низменность.

5.Архипелаг Огненная Земля.

6.Мыс Париньяс.

7.Река Амазонка.

8.Мыс Горн.

9.Карибское море.

10.Магелланов пролив.

11.Острова Галапагосс

12.Мыс Каабу-Бранку

13.Панамский канал.

14.Горы Анды.

15.Бразильское течение.

3. Изучение нового материала.

Задание 1.

Откройте карту атласа «Строение земной коры», стр.4-5.

Вопросы: Что такое рельеф? Назовите крупные формы рельефа.

Задание2 .

1. Определите: какая литосферная плита лежит в основании материка? (Южно-Американская);

2. В какой части материка расположена горная система? (на западе);

3. Как возникли горы Анды? (в результате столкновения литосферных плит);

4. Какой возраст у этих гор? (горы молодые – область новой складчатости);

5. Почему восточная часть материка – равнинная? Что лежит в ее основании? (платформа)

Задание 3.

Составьте описание рельефа Южной Америки.

    Опорная схема:

Рельеф Южной Америки

Горный запад Равнинный восток

2. Описание рельефа.

Восток материка равнинный. Здесь нет действующих вулканов, землетрясения бывают редко. Крупные равнины Южной Америки – Амазонская, Ла-Платская и Оринокская занимают большие площади. Они лежат в прогибах платформы. Т.к. Равнины низменные, на них образовались крупные речные системы.

Большие площади на материке занимают плоскогорья – Гвианское и Бразильское. Часто они состоят из нескольких плато – участков с ровной поверхностью, но ограниченных от соседних территорий отчетливыми крутыми склонами.

Запад Южной Америки – гористый. Анды – самые длинные горы Земли. Высшая точка – г. Аконкагуа, 6960 м. Анды – молодые горы. Они начали подниматься после раскола Гондваны, растут до сих пор. Вдоль глубоких разломов образовались многочисленные вулканы – действующие и потухшие. Вулканы Анд являются частью Тихоокеанского огненного кольца. Часто происходят землетрясения, они сопровождаются камнепадами, обвалами, снежными лавинами.

Самое сильное землетрясение 20 века произошло именно в Южной Америке, в стране Чили. Это случилось 29 мая 1960 г. на Тихоокеанском побережье. В результате этой ужасной сейсмической катастрофы были полностью разрушены города Консепсьон, который существовал более 400 лет, превратились в развалины города Вальдивия, Пуэрто-Монт и другие. Погибло около 10 000 человек, более 2 млн. пострадали и остались без крова. Одной из отличительных особенностей этого катастрофического землетрясения было стремительное погружение основной части побережья под уровень океана.

«…Казалось непостижимым, - писал ученый Г.Тагиев, - что огромная полоса земли шириной 20-30 км и протяженностью 500 км могла внезапно опуститься и что площадь в 1,5 млн. га упала почти на 2 метра за какие-то 10 секунд…». Мощные подземные толчки вызвали рождение колоссального цунами.

3. Полезные ископаемые Южной Америки.

По одной из версий, в переводе с языка инков «Анды» означают медь, медные горы. Месторождения меди встречаются на всем протяжении Анд.

В какой части материка сосредоточены магматические полезные ископаемые, а в какой – осадочные?

Определите по карте на карту, какими полезными ископаемыми еще богаты Анды? (молибденовые руды, оловянные, серебряные алюминиевые и т.д.)

Какие полезные ископаемые есть на равнинном востоке материка? (нефть, газ, уголь – в прогибах земной коры, железные, марганцевые, никелевые руды – на плоскогорьях).

4. Закрепление изученного материала.

1. Подпишите на контурной карте следующие объекты: Бразильское плоскогорье, Гвианское плоскогорье, Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Оринокская низменность, горы Анды, г. Аконкагуа.

2. По плану составьте описание одной из форм рельефа Южной Америки.

1)В какой части материка расположена форма рельефа?

2) В каком направлении тянется?

3) Каковы приблизительные размеры?

4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?

5.Домашнее задание: параграф 41.

6.Итог урока: выставление оценок за работу на уроке.

Изучают рельеф Южной Америки в 7 классе, поэтому многие, скорее всего, слышали об Андах, Патагонии, Амазонской низменности и т. д. Возможно, наша статья будет интересна не только учащимся школы, но и тем, кто хочет освежить свои знания о далеком континенте. В ней мы расскажем о главных формах рельефа Южной Америки.

География материка

На карте континент находится ниже Северной Америки, соединяясь с ней узким Панамским перешейком. Большая его часть находится в Южном и Западном полушариях. Его берега омывают воды Атлантического и Тихого океанов.

Площадь Южной Америки четвертая в мире и занимает 17 840 000 км 2 . На ее территории проживает 390 млн человек, находится 12 самостоятельных и 3 зависимых государства. Крупнейшие из них: Бразилия, Аргентина, Боливия, Колумбия и Перу. Все они, кроме Французской Гвианы, относятся к странам Латинской Америки. Огромную, правда не всегда положительную, роль в их развитии сыграли колонисты из Испании, Франции и Португалии.

Формы рельефа на материке Южной Америке очень разнообразны и представляют как высокие горы, так средневысотные плоскогорья и низменности. С севера на юг континент протянулся на 7350 километров, охватив шесть климатических поясов - от северного субэкваториального до южного умеренного. На большей части условия жаркие и очень влажные, а температура не опускается ниже +5 °С.

Своеобразный климат и рельеф Южной Америки сделали ее рекордсменом в некоторых областях. Так, на континенте находится самый высокий вулкан, крупнейшая в мире река и высочайший водопад. А благодаря большому количеству осадков, материк является самым влажным на планете.

Рельеф Южной Америки

Когда-то Южная Америка была частью континента Гондваны вместе с Антарктидой, Австралией и Африкой. После их отделения друг от друга она ненадолго превратилась в огромный остров, до тех пор, пока не возник Панамский перешеек.

Формы рельефа, расположенные на материке Южная Америка, разделяют ее на две большие области: равнинно-плоскогорную на востоке и горную на западе. Средняя высота всей территории континента составляет примерно 600 метров.

В основе восточной части Южной Америки лежит древняя платформа, поэтому местные ландшафты преимущественно равнинные. Они представлены Амазонской, Оринокской и Ла-Платской низменностями, Патагонским плато, Бразильским и Гвианским плоскогорьями. На крайнем юго-востоке расположена впадина Салинас-Чикас - самая низкая точка на континенте с высотой -42 метра.

На западе тянутся горы Анды. Это молодые геологические образования, сформировавшиеся в ходе относительно недавней (примерно 50 млн лет назад) вулканической активности. Впрочем, процесс их образования не закончен, поэтому извержения вулканов и землетрясения можно наблюдать и сейчас.

Возвышенности

В рельефе Южной Америки присутствует несколько возвышенных областей, именуемых нагорьями и плоскогорьями. Одна из таких областей (Центрально-Андское нагорье) расположилась прямо посреди Анд. Здесь вулканические плато перемежевываются плоскими равнинными участками, а средние высоты достигают 4000 метров.

Формы рельефа на востоке гораздо ниже. Там расположилось обширное Бразильское нагорье, охватывающее около 5 млн км 2 . Его наивысшей точкой является гора Бандейра (2890 м), хотя на большей части территории оно поднимается на высоту от 200 до 900 метров. Нагорье представляет собой плоские участки с отдельными выступами горных хребтов и плато с очень крутыми, практически вертикальными склонами. Похожим является небольшое Гвианское плоскогорье на севере, которое по происхождению является частью Бразильского.

Низменности

Низменные равнины охватывают значительную часть материка, и занимают территорию между горами и плоскогорьями Южной Америки. Они расположены в местах прогибов платформы-фундамента, что создает отличные условия для образования болот и рек с глубокими долинами (Амазонки, Ла-Плата, Ориноко, Парана).

Амазонская низменность является самой большой на континенте и на всей планете. Она растянулась на севере континента от подножия Анд до побережья Атлантического океана. На юго-востоке ее обрамляет Бразильское плоскогорье.

Площадь Амазонской низменности - 5 млн км 2 . Здесь протекает крупнейшая на Земле река, Амазонка, вместе с многочисленными притоками. На западе рельеф низменности плоский и ровный, на востоке он изрезан кристаллическими породами, выходящими на поверхность. Реки в восточной части Амазонии не такие мутные, как в западной, усеяны многочисленными порогами.

Огромные участки низменности заболочены и покрыты непроходимыми джунглями влажных экваториальных лесов. Это один из наименее изученных регионов мира, населенный анакондами, кайманами, пумами, тапирами, броненосцами, капибарами, оленями-мазами и другими уникальными обитателями.

Андские Кордильеры

По происхождению Анды представляют собой часть североамериканских Кордильер. Они проходят вдоль всего западного побережья континента, по территории семи государств, и являются самой длинной горной системой в мире (9 000 км). Это главный водораздел материка, в котором берет начало река Амазонка, а также притоки Ориноко, Парагвая, Параны и т. д.

Анды - вторая по высоте горная система. Ее наивысшей точкой является гора Аконкагуа в Аргентине (6960,8 м). По рельефу и другим природным особенностям различают Северные, Центральные и Южные Анды. В целом горы состоят из многочисленных меридиональных хребтов, расположенных параллельно друг к другу, между которыми находятся впадины, плоскогорья или плато. На некоторых массивах лежат постоянные снега и ледники.

Острова и побережья

На севере очертания материка преимущественно простые, береговая линия изрезана не сильно. Она не образует глубоко вдающихся в сушу заливов и сильно вытянутых в море полуостровов. Берега в основном плавные и только в районе Венесуэлы наблюдается скопление небольших островков.

К югу ситуация меняется. Материк постепенно сужается, а его берега испещрены бухтами, заливами и лагунами. Вдоль побережья Чили и Аргентины к Южной Америке примыкает множество островов. Только в составе архипелага Огненная Земля их насчитывается больше 40 тысяч.

Далеко не все из них обитаемые, например, Фолклендские острова. Зато на многих есть фьорды, покрытые ледниками горы, ущелья и огромное разнообразие животных. Именно поэтому большинство южных прибрежных территорий включено в национальные парки и даже охраняется ЮНЕСКО.

Полезные ископаемые

Геологическое строение и разнообразие рельефа Южной Америки отразились и на ее природных ресурсах. Континент особенно богат полезными ископаемыми, в его недрах можно обнаружить как минимум половину таблицы Менделеева.

Горные хребты Анд содержат железные, серебряные, медные, оловянные, полиметаллические руды, а также сурьму, свинец золото, селитру, йод, платину и драгоценные камни. Колумбия считается лидером по добыче изумрудов, Чили занимает первые мировые позиции по добыче меди и молибдена, Боливия славится запасами олова.

Прогибы, обрамляющие Анды, содержат месторождения нефти, каменного угля и природного газа. Нефтью также богато океаническое дно вблизи материка и обширные равнины на востоке. В одной только Амазонской низменности доказанные запасы нефти составляют около 9000 млн тонн.

Мощным источником полезных ископаемых выступает Бразильское нагорье, полностью расположенное на территории Бразилии. На территории страны находятся крупные месторождения алмазов, циркония, тантала, слюды, вольфрама, является мировым лидером по добыче ниобия.

На территории Аргентины - второй по размерам страны континента, располагаются месторождения мрамора, гранита, серы, бурого угля, бериллия, урана, вольфрама, меди, природного газа и нефти.

Заключение

Рельеф Южной Америки совмещает в себе древние геологические образования и совсем молодые и активные формы. Благодаря этому ландшафты континента представлены горами и вулканами, плато и плоскогорьями, низменностями и впадинами. Здесь есть ледники, фьорды, глубокие долины рек, высокие водопады, каньоны и ущелье. Такое многообразие рельефа отразилось и на природе континента, сделав многие его объекты настоящим достоянием планеты.

Полезные ископаемые и особенности континента мы рассмотрим в данной статье.

Особенности рельефа

Особенностью рельефа Южной Америки является четкое разделение материка на две части: на востоке и в центре - огромные равнинные участки, а на севере и западе - самая протяженная горная система планеты, Анды (Южноамериканские Кордильеры). В основе материка лежит Южноамериканская платформа. Здесь чередуются подъемы и прогибы, которые на поверхности проявляются в виде низменностей, плоскогорий и равнин.

Северо-западная часть континента

Рельеф и Южной Америки достаточно разнообразны. Например, горная система Анды располагается вдоль всего Тихоокеанского побережья материка. Она занимает около 9 000 км. По своей высоте горы уступают только Гималаям. Более 20 вершин имеют высоту более 6 000 м. Анды - довольно молодые горы, они образовались во время схождения океанической и материковой литосферных плит. Ушедшая вниз океаническая плита уступила место материковой. Горы до сих пор «растут». Доказательством этому служит сейсмически активная зона: на западной территории материка достаточно частым явлением являются землетрясения и извержения вулканов. Население южноамериканских стран до сих пор помнит ужасающие разрушения от извержений вулканов. Здесь также находятся и самые крупные потухшие вулканы планеты: Льюльяйльяко, Котопахи, Чимборасо, Сан-Педро. Высота их превышает отметку в 5 000 м.

Центральная и восточная часть Южной Америки

Располагается в центральной части континента. На северо-западе его обрамляет Бразильское плоскогорье, а на востоке - Патагонское. Рельеф Гвианского и Бразильского плоскогорья представлен в виде пустых цокольных и волнистых форм, с преимущественными вершинами в 1600-1750 м. В краевых границах данной формы рельефа проявляются конусоподобные вершины или песочные кряжи.

Восточная окраина Бразильского плоскогорья разбита на одинокие массивы. Здесь ярко выражены особые формы вершин. На данном плоскогорье выделяются моноклинные, аккумулятивные и пластовые равнины. Встречаются лавовые плато. Самый известный пример такого рельефа - гора Пан-ди-Асукар, которая находится в Рио-де-Жанейро.

Патагонское плоскогорье представлено плато вулканического происхождения. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки характеризуются моренными и водно-ледниковыми отложениями. Также в районе схождения плато и предгорий можно встретить порезанные глубокие каньоны рек. Эти водные потоки берут свое начало в горах.

Амазонская низменность - одна из самых крупных низких равнин планеты. Большая часть низменности заболочена, более чем на 5 000 кв. км.

Геология

В геологическом строении континент состоит из двух структурных элементов - Южноамериканской платформы и горной системы, что существенно влияет на рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. Существуют три выступа фундамента: Гвианский, Западнобразильский, Восточнобразильский щиты. Они сформированы метаморфизованными и интенсивно деформированными породами архея и нижнего протерозоя, а также протерозойскими гранитами. Амазонская низменность сложена в конце докембрия. Наиболее молодой участок фундамента материка - Патагонская плита. Выделяется как отдельная структурная единица, которая состоит из двух повышений: северного и южного.

Месторождения полезных ископаемых Южной Америки

Материк Южная Америка - континент, который чрезвычайно богат разного рода полезными ископаемыми. Их расположение зависит от характера рельефа. Наибольшие залежи железных руд планеты сосредоточены именно в здешней местности. Бассейн р. Ориноко (территория Венесуэлы), штат Минас-Жерайс (государство Бразилия) - самые крупные месторождения, где добывают рудные полезные ископаемые Южной Америки.

Прогибы горной системы Анд вмещают в себя залежи нефти и газа. Наибольшие месторождения сосредоточены в Венесуэле. На фоне других выделяются и залежи бурого и каменного угля. Благодаря молодой коре выветривания были образованы месторождения марганца и бокситов. Основная часть сосредоточена в странах Гайана, Суринам. На западном побережье материка разрабатываются практически неисчерпаемые запасы селитры (ее используют для производства азотного удобрения). В Боливии сосредоточены крупные запасы олова.

Но большая часть полезных ископаемых залегает в предгорных и горных районах Анд. В этом регионе добывают вольфрам, свинец, цинк, алюминиевые руды. Государства Южной Америки называют «странами драгоценных камней», ведь именно здесь находятся месторождения благородных металлов - серебра, золота и платины и, конечно же, драгоценных камней: изумрудов, алмазов и других, которые используют в ювелирном производстве.

Итак, можно подвести итоги. Ознакомившись с информацией, изложенной в статье, каждый ученик сможет составить подробный доклад на тему «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».

МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые материка Южная Америка.

Цели урока: Продолжить формирование у учащихся представлений о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Южной Америки – их составе, происхождении, строении; познакомить учащихся с объектами рельефа Южной Америки; продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, сопоставляя различные географические карты.

Оборудование: карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки, настенная контурная карта.

Ход урока.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке. Не пользуясь картами, определить и обосновать правильность утверждения. В графе ответы поставьте знак (+) – если утверждение верно, (-) - если неверно. Ответьте на вопрос.

утверждения

ответы

1. этот материк пересекает экватор в северной его части

2. площадь материка составляет 18 млн. кв. км.

3. материк омывается водами Индийского океана.

4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом.

5. самый холодный материк на земле.

6. крайняя южная точка материка – мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.)

7. отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом.

8. этот материк похож на гроздь винограда.

9. на юге материка расположен остров Тасмания.

10. на севере материк омывается водами Карибского моря.

11. этот материк омывается водами двух океанов.

12. относится к одной части света.

13. полностью лежит в западном полушарии.

14. находится как в западном так и в восточном полушарии.

Обоснование неправильных ответов______________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рефлексия

А для чего необходимо знать географическое положение материка?

I - постановка познавательной задачи урока.

На каждом столе у учащихся лежат заготовки, которые потребуются при изучении этой темы.

1. Термины и понятия. Выбрать те, которые вам уже известны и вписать их в первую колонку.

Платформа, молодые горы, щит, фундамент, низменность, плоскогорье, плато, Амазонская, Бразильское, Оринокская, Ла – Платская, Анды, грабен, Аконкагуа, Котопахи.

Предлагаю учащимся заполнить трехзначный дневник.

2. Рефлексия. Проверяем, что написано в колонке «хочу узнать». Ищем эти понятия на карте Южной Америки. Постановка познавательной задачи урока.

Изучить особенности рельефа Южной Америки.

3. Составить кластер по теме «Рельеф Южной Америки». Расставить стрелочки, которые показывают взаимосвязь рельефа и его разнообразия.

Особенности рельефа Ю.А.

Черты сходства и различия рельефа Африки и Ю.Америки

Закономерности размещения полезных ископаемых

Различия в рельефе

Запад

Восток материка

История его формирования

4. Работа в группах по характеристике одной из форм рельефа по плану, который учащиеся составляют самостоятельно. Сообщения делает каждая группа. Характеризуются такие формы рельефа как: Анды, Амазонская низменность,

Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, и.т.д.

5. Проверка знаний, полученных при изучении темы рельеф Южной Америки.

  1. Для чего нужно изучать рельеф территории?
  2. Какими картами необходимо пользоваться?
  3. Почему горы находятся в западной части материка?
  4. Найдите самую высокую гору?
  5. Какие вулканы есть в Андах?
  6. В чем проявляется зависимость рельефа от строения земной коры?

6. Работа в группах по определению полезных ископаемых.

Одна группа дает оценку полезным ископаемым, находящихся в горах Анды, другая на Бразильском плоскогорье, а третья на низменностях.

Выявляются зависимость видов полезных ископаемых от строения земной коры.

Выявление причинно – следственных связей (заполнение систематизирующей таблицы)

Используя карты атласа, заполните систематизирующую таблицу и на основании сравнения рельефа, строения и полезных ископаемых в горах Анды, Бразильском плоскогорье и на Амазонской низменности, выявите причинно – следственные связи

Части материка

Части материка

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Осадочные

магматические

Анды

Бразильское плоскогорье

Амазонская низменность.

Проверка знаний. Цифровой диктант «Формы поверхности Южной Америки».

  1. Оринокская низменность
  2. Амазонская низменность
  3. Бразильское плоскорогье
  4. Гвианское нагорье
  5. Горы Анды

Как называются:

А) наибольшая равнина земного шара?

Б) район Южной Америки, где бывают катастрофические землетрясения?

В) равнина богатая нефтью?

Г) нагорье богатое золотом и алмазами?

Д) нагорье, которое постепенно понижается на северо – запад?

Е) нагорье, для которого характерны наибольшие высоты в центральной части?

Ж) горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?

Проверяют правильность написания сами учащиеся.

Задание на дом: составить маршрут геолога по материку Южная Америка. Оценить условия добычи полезных ископаемых.