Как проверить написание окончаний глаголов. Написание буквы -о-, -ё- после шипящих в корне слова. Пропуск, замена, перестановка букв

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «В» классе

Тема: Правописание глаголов. Буквы о и ё после шипящих в глаголах.

Цели:

1. Научить правописанию буквы «ё» после шипящих в глаголах.

2. Продолжить работу с глаголами, закрепить полученные знания:

По правописанию - ться, - тся в глаголах;

Правописанию мягкого знака после шипящих в глаголах;

Правописанию частицы не с глаголами;

Правописанию безударных окончаний глаголов;

По выполнению фонетического разбора глагола.

3. Учить образовывать от словарных слов глаголы.

4. Учить детей грамотно писать.

5. Развивать умение синтезировать слова в предложение.

6. Развивать внимание и сообразительность.

7. Развивать интерес и любовь к русскому языку.

8. Совершенствовать умение работать в парах, в команде и самостоятельно, выслушивать ответы одноклассников.

9. Воспитывать внимание и добросовестное отношение к работе.

10. Обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

Материал к уроку:

    Учебник «Русский язык» 4 класс (1-ая часть). Авторы: С.В.Иванов и др. 2. Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» №1.

    3. Конверты на каждую парту со словами: «кто», «земле», «кланяться», «любит», «- без награды», «не останется».

Методы : наглядный, дифференцированный, словесный, самостоятельная работа.

Формы работы : фронтальная, работа в парах, дифференцированная.

Средства обучения: учебник «Русский язык»4кл, часть 1 (автор Иванов С.В.и др.), тетрадь№1 «Пишем грамотно» (автор Кузнецова М.И.)

ХОД УРОКА:

    Актуализация знаний. (Слайд 1)

Учитель:

«Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня у нас необычный урок, потому что в гостях у нас завуч школы и учителя нашей школы. Давайте поприветствуем гостей. Желаю всем удачи. У нас с вами все получится. Будьте внимательны и активны на уроке.

Слайд 2,

Слайд 3 (читает ученик)

2. Работа в тетрадях . Откройте тетради и запишите число и классная работа.

    28 ноября. Классная работа. (Слайд 4)

    Минутка чистописания. Пропишите по строке сочетания

ться, -тся. (Слайд 5)

    В каких частях речи могут встречаться такие сочетания? (В глаголах). - Что такое глагол?

Что вы знаете о глаголе?

( Слайд 6) Прочитайте пословицу и посмотрите внимательно, какие орфограммы в глаголе вы увидели? Объясните их написание. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

    (Слайд 7 ) Словарная работа. (Охотник, обида, ссора) От данных имен существительных образуйте глаголы, в которых будут использоваться сочетания из чистописания -ться, - тся.

    На какой вопрос отвечают глаголы неопределённой формы (что делать?)

    на какой вопрос отвечают глаголы, употреблённые в форме 3-го лица ед. ч.? (что делает?)

Образуйте от данных словарных слов глаголы неопределённой формы и глаголы в форме 3-го лица единственного числа. (На доске выставлены карточки со словарными словами). (СЛАЙД 7).

Запишите первое слово «обида». Задайте вопросы. Образуйте глагольные формы. (Что делать? обижаться; что делает? обижается).

Подчеркните сочетания и выделите орфограмму.- С остальными словами поработайте самостоятельно, обменяйтесь тетрадями.

Самопроверка( Слайд 8)

(Охотник – (что делать?)охотиться, что делает? охотится;

ссора – (что делать?) ссориться, что делает? ссорится).

Обида – (что делать?) обижаться, (что делать?) обижаться

Вывод .

Какой вывод можно сделать? (Если глагол употреблён в начальной форме и отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?- на конце пишется – ться, если глагол употреблён в форме 3-его лица, ед.ч и мн.ч. и отвечает на вопросы Что делает?, Что делают? Что сделают? Что сделает? – на конце пишется - тся).

Охотник – охотиться (что делать?) охотится (что делает?)

обида – обижаться (что делать?) обижается (что делает?),

ссора – сориться (что делать?) ссорится (что делает?)

Самостоятельная работа Внимание на экран.

Выполните задание самостоятельно:

1 ряд - «Правописание НЕ с глаголами»; (ненавидеть, не кричать, не готовился)

2 ряд - «Ь после шипящих на конце слов»;(лечь, узнаешь, беречь)

3 ряд - «Правописание - ться, - тся». (кусаться, волноваться, кусается)

Самопроверка. (на экране)

Какое из данных слов является лишним?

По какому принципу выделили лишнее, докажите.(мы не знаем эту орфограмму в данном слове).

СЛАЙД

Тема урока : Буква Ё после шипящих в глаголах.

Чтение по учебнику. Стр. 129 Работа с рубрикой «Давай подумаем»

Я предлагаю вам понаблюдать за словами. Течём, течёт, течёшь, течёте. Бережём, бережёт, бережёшь, бережёте.

Слова, какой части речи записаны?

Произнесите слова с ударением.

Какой звук вы слышите под ударением? (о)

Какой буквой обозначается ударный звук? (Ё)

В какой части слова находится буква?

После какой буквы? Какой сделаем вывод? Сформулируйте правило. - А теперь давайте проверим. Откроем учебник и прочитаем правило «Золотого ключика».

ПРАВИЛО. Стр. 130. Слайд ПРАВИЛО

ПОД УДАРЕНИЕМ В ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ ПИШЕТСЯ БУКВА «Ё». БУКВА «О» В ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ НЕ ПИШЕТСЯ.

Закрепление.

Работа по учебнику. Упражнение 2. (Стр. 130). Выделите орфограмму в глаголах.

Работа в рабочих тетрадях. «ПИШЕМ ГРАМОТНО № 1».

РЕФЛЕКСИЯ. смайлики… Если вам понравился урок возьмите в руки желтый смайлик.

.если нет или было неинтересно на уроке - то синий смайлик

Итог урока.

Домашнее задание.с. 130 упр. 3

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений, а также окончания изъявительного и повелительного наклонений.

Примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Изъявительное наклонение

Повелительное наклонение

І спряжение

ІІ спряжение

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Ед. число

Мн. число

Управляю ;
Выберу

Управляем ;
Выберем

Спорю ;
Понравлю сь

Спорим ;
Понравим ся

Давайте управлять;
Давайте понравимся

Управляешь ;
Выберешь

Управляете ;
Выберете

Споришь ;
Понравишь ся

Спорите ;
Понравите сь

Управляй;
Понравься

Управляйте;
Понравьтесь

Управляет
Выберет

Управляют ;
Выберут

Спорит ;
Понравит ся

Спорят ;
Понравят ся

Пусть управляет;
Пускай понравится

Пусть управляют;
Пускай понравятся

Безударные личные окончания глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смеются ) . Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола.

Ко 2 спряжению относятся глаголы:

  • С инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить );
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть ;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать .

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Если вы не уверены в спряжении и правописании безударных личных окончаний глагола, рекомендуем обращаться к словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Некоторые глаголы имеют личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить (и производные от них).

Также существует два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать (и производные от них).

71. Правописание глаголов.

Правописание окончаний глаголов.

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

  • глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться, которые относятся к I спряжению),
  • 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть),
  • 4 глагола на -ать (тать, дышать, держать, слышать).
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:

2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.

1 лицо читаю, беру
2 лицо читаешь, берешь
З лицо читает, берет

1 лицо читаем, берем
2 лицо читаете, берете
3 лицо читают, берут

хочу
хочешь хочет

хотим
хотите
хотят

бегу
бежишь бежит

бежим
бежите
бегут

ем
ешь
ест

едим едите едят

создам
создашь
создаст

создадим создадим создадут

дай
дашь
даст

дадим дадите дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например, сравните спряжение глаголов обессилеть (кого-ниБудь) и обессилеть (самому).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -«те, а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (ср.: Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) а глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

  • в инфинитиве (писать, желать, хотеться, мыться),
  • в окончаниях 2 лица единственно числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
  • в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
  • в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

  • в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

1. Если в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова-, -ева- (заведую - заведовать, заведовал, воюю - воевать, воевал);

если же в 1 лице настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на -ываю, -иваю, то в инфинитиве и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ыва-, -ива- (накладываю - накладывать, накладывал).

2. Глаголы на -пять, -ваю имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в инфинитиве без этого суффикса (продлить - продлевать).

Не с глаголами пишется раздельно.

а) не з нал, не у чил, не п илил

б) напиши еще 3 слова на это правило

25. Пропуск, замена, перестановка букв.

Перепиши слово 3 раза.

26 . Перепи сать предложение, выполнить задание.

а) . ? !

б) Разбор по членам предложения.

Дети поехали в лагерь.

в) Разбор по частям речи.

сущ. гл. п. сущ.

Дети поехали в лагерь.

г) Предложение с однородными членами.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев , разметал их по дороге.

27 . Правописание окончаний.

1) имен существительных

на опушк е - опушка, сущ., I скл., П. п.

    имен прилагательных

к лесу (как ому ?) дальн ему - ед.ч., м.р., Д.п.

    личных окончаний глаголов.

пиш ет - писать, I спр. (е-ут-ют)

став ит - ставить, II спр., (и-ат-ят)

вид ит - исключение, II спр., (и-ат- ят)

28. Родовые безударные окончания глаголов.

Если глагол прошедшего времени ед. ч. м. р., то пиши окончание, если ж.р., то пиши окончание –а,

если ср. р., то пиши окончание – о. Если гл. прош. вр. мн. ч., то пиши окончание –и.

29. Ь на конце глаголов.

На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется Ь.

а) пишешь , рисуешь , поешь , думаешь

30 . Неопределенная форма глагола.

а) Что делат ь ? учит ь ся, умыват ь ся, брызгат ь ся.

б) написать еще 3 слова на это правило.

31. Написание букв о – ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

а) стрижём , печём

б) написать еще 3 слова на это правило.

32. Написание суффиксов ик -, - ек-.

1)Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: стол ик - стол ик а

а) столик , ключик

б) написать еще 3 слова на это правило.

2)Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замоч ек - замоч к а

а) замочек , сыночек

б) написать еще 3 слова на это правило.

33. Написание соединительных гласных в сложных словах.

Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы - о -, - е - .

а) паро ход, мыше ловка

б) написать еще 3 слова на это правило.

34. Написание буквы -о-, -ё- после шипящих в корне слова.

1) После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.

а) пчё лы - пче ла

2) Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о :

а) шо рты, шо рох

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

35. Обозначение звука [ы] после звука [ц].

1) в корнях слов после ц звук [ы ] обозначается буквой и.

а) ци рк, ци фра.

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2)Слова- исключения: ц ы ган, ц ы плёнок, ц ы ц, на ц ы почках.

Перепиши слово 3 раза.

3)В окончаниях после ц пишется буква ы.

а) огурцы, певицы

4)в словах на – ция пишется буква и.

а) милиция , акация

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой