Безударная гласная в личном окончании глагола правило. Конспект урока «Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов

1. Организационный момент

Добрый день! Поприветствуем гостей. Улыбнёмся друг другу! Садитесь.

2.Введение в тему урока, постановка учебной задачи.

Послушайте загадку.

Она нас щедро, как могла,

Водой горячей обдала

И до костей, совсем задаром,

За полчаса, прогрела паром.

Хоть сто потов согнала с нас,

Но угодила в самый раз. (Баня)

Как вы думаете, за что люди, как и автор загадки, любят баню? (Она дарит здоровье человеку). Как обычно люди приветствуют человека, вышедшего из бани? (С легким паром!). Почему говорят такие слова? (В старые времена, когда врачей еще не было, а лечением людей занимались только знахари, все болезни лечились с помощью бани. После того, как больной человек выходил из парилки, ему всегда желали «с легким паром». Это пожелание было сродни пожеланию с днем рождения, поскольку после избавления от болезней, человек действительно словно рождался на свет заново.)

Позже разговор о бане продолжим, а сейчас прочитайте слова, записанные на доске вслух.

В бане, с паром, жаркой, легким, парит, дарит.

К каким частям речи относятся эти слова?

Существительные, прилагательные, глаголы.

Разделите эти слова на группы по видам орфограмм.

(безударные окончания существительного, прилагательного, глагола)

Как вы думаете, какое умение является самым главным для правильного выбора буквы в безударном окончании существительного, прилагательного?

Я подготовила ответы на эти вопросы, а вы найдите ответ на каждый вид орфограмм. (слайд 1)

  • Ставить вопрос от имени существительного и проверять по окончанию вопроса.

И слово с ударным окончанием при проверке безударного окончания существительного, и вопрос при проверке окончания прилагательного - это проверочные слова. Окончание какой части речи нельзя проверить при помощи проверочного слова? (Глагола).

Сегодня на уроке мы будем учиться проверять слова с безударными личными окончаниями глагола, но не при помощи проверочного слова, а каким- то другим способом.

Прочитайте название темы нашего урока в учебнике: Правописание безударных личных окончаний глагола.(с.231) «Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов». (слайд 3)

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Как правильно обозначать буквами безударные гласные в окончании глаголов. Делать правильный выбор гласной буквы в личном окончании глаголов).

(слайд 4)

Что нужно для этого знать и уметь?

Посмотрите в лист самооценки и перечислите все действия, которыми нужно будет овладеть на уроке, а потом оценить свои результаты. (Перечисляют)

(слайд 5)

Вы изучали эту орфограмму в начальной школе. Давайте проверим, умеете ли вы определять спряжение по неопределенной форме.

3. Упражнения в определении спряжения глагола в неопр. форме.

Определите спряжение данных глаголов. Объясните свои действия.

Кричать - перед суффиксом неопределенной формы -ТЬ суффикс -А-, значит глагол 1 спряжения. Пилить - перед суффиксом -ТЬ суффикс -И-, значит глагол 2 спряжения.

Брить - перед суффиксом неопределенной формы - ТЬ суффикс -И, значит глагол 2 спр., слышать - перед суффиксом неопределенной формы -ТЬ суффикс -А, значит глагол 1 спряжения. (слайд 7)

Почему эти глаголы относятся к исключениям? Почему глаголы-исключения нужно запоминать?

Несовпадение, брить, стелить на -ить глаголы 2 спряжения, а они относятся к 1спряжению.

Кто помнит рифмовку, которая помогает запомнить исключения?

Ко второму же спряженью

Отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на -ить,

Исключая брить, стелить.

А ещё: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, дышать, держать, терпеть

И зависеть и вертеть . (слайд 8)

4. Упражнения в нахождении орфограммы.

- Чтобы правильно писать орфограмму, её сначала нужно обнаружить. (увидеть или услышать). Давайте потренируемся в обнаружении орфограммы.

Я буду называть глаголы, а вы на слух попробуйте определить, есть ли в них нужная нам орфограмма - гласная буква в безударном личном окончании глаголов.

- Все ли глаголы нам будут нужны? (только глаголы настоящего или будущего времени)

Кричит (гл. с ударным окончанием), стонет, трещала (гл. прошедшего времени), встречает, парит, говорил (гл. в прошедшем времени), поёт (глагол с ударным окончанием) , тянет.

- На слайде 10 пословицы.

Пар любил - баню топил. (Любит париться, греться) Баня гладит, чистит, ладит . (Тепло гладит тело, разглаживает кожу, ладит - лад- согласие, человек после бани в согласии с собой) Пар костей не ломит . (Говорится, когда очень жарко или кто-либо слишком тепло одет, но не испытывает от этого неудобства или неприятных ощущений) В бане парок нежит, греет. (Парок ласково и нежно согревает)

Найдите глаголы с орфограммой.

Сделаем вывод о том, как найти орфограмму. Это должен быть глагол с безударным личным окончанием настоящего или будущего времени.

Орфограмма найдена. Как же действовать дальше?

Чтобы правильно написать безударное окончание, нужно выполнить ряд определенных действий.

Как называется последовательность действий, предназначенная для решения определенной задачи? (Такую последовательность называют алгоритмом.)

5. Работа над алгоритмом.

Посмотрим мультфильм «Безударные личные окончания глагола»

(при просмотре комментировать и обсуждать каждое действие)

1.Услышать безударный гласный в окончании глагола.

Чтобы понять ударный или безударный гласный, слово сначала нужно произнести, если ударный, то не нужно никакого алгоритма.

2.Определить время и число глагола. (Нам нужен глагол в наст. или буд. врем.)

(Работаем Что делают? Пил___т (на листах) Остановить мультик.

Закрепляем наши действия по алгоритму. (слайд 11)

(Один ученик проговаривает вслух глагол парят, затем работают в парах: I в. - чистят, II в. - дарят.

Алгоритм. (у каждого)

6. Физминутка. (лайд 12)

7. Первичное закрепление. (Упражнения распечатаны каждому.)

Работа с текстом. (слайд13)

Прочитай те текст. Найдите в текстеответы на вопросы:

Как начинают свое утро птицы, кошки и мухи?

От чего кожа защищает организм человека?

Почему нужно умываться каждый день?

Какой абзац можно выбрать для диктанта, чтобы потренироваться писать слова с нашей орфограммой? Какие ещё орфограммы встретились?

Прочитайте абзац, можно проговорить, закройте глаза и попробуйте увидеть, то что прочитали. А теперь запишем этот кусочек текста.

Секреты гигиены

Утро любого животного начинается с умывания. Птицы аккуратно чистят пёрышки, кошки тщательно вылизывают своё тело языком, даже мухи очищают лапки и крылышки. Наше утро тоже начинается с умывания . Почему мы это делаем? (Диктант и проверка друг у друга)

Наше тело покрыто кожей. Кожа защищает организм человека от жары, холода, микробов. Через кожу выделяются вредные вещества, избыточная влага. Кожа помогает организму дышать.

Через грязную и поврежденную кожу в наш организм попадают микробы. Поэтому надо умываться каждый день: утром, после прогулки, перед едой и сном. Полезно принимать душ, а раз в неделю посещать баню.

По Е.Н. Дерим-Оглу, Н.А. Фроловой

(Разговор о бане)

Баня - специально построенное помещение, в котором люди моются и парятся. Париться в бане - старинный русский обычай. Во все времена люди верили, что мытьё в бане помогает избавиться от болезней, очищает тело и душу человека. Традиция поздравлять «с лёгким паром» человека, вышедшего из бани, сохранилась до наших дней.

Какие ещё существуют бани?

Сауна — аналог русской бани . Под сауной обычно понимают парилку с сухим паром, но на самом деле в сауне просто нет бака с водой, только горячие камни.

В переводе c финского языка - сауна это баня. В Финляндии поистине культ сауны. В этой стране имеется музей бань. Самым старым экспонатом финской бани является баня, построенная в 1764 году.

По легенде финнов, сауна зародилась тогда, когда капли дождя просочились через крышу и упали на раскалённые камни домашнего очага. И люди решили сделать то же самое, что сделал дождь, чтоб ещё раз ощутить приятный ароматный жар от камней.

В Японии большой популярностью пользуются водяные бани . Ванна такой бани устроена в деревянной бочке, которая заполняется горячей водой с температурой около 45°. Принимающий ванну по грудь погружается в нее, надев на голову шапочку, смоченную в холодной воде.

Другим видом японской бани является опилочная сухая баня . В кедровые опилки добавляют лекарственные травы, затем смесь опилок с травами нагревается до 60°. Опилки впитывают пот, одновременно выделяя ароматические и целебные вещества.

Есть турецкие бани . Пол в них подогревается горячим воздухом, затем его поливают горячей водой, в результате образовывался пар. В условиях жаркого климата стран Востока регулярное посещение турецких бань предохраняло людей от различных болезней

8. Домашнее задание (каждому даётся текст)

Прочитайте текст. Поставьте глаголы в нужную форму. Спишите. Выделите окончания глаголов. Укажите в скобках спряжение. (слайд 18)

Дикие звери тоже (любить) в баню ходить. Особенно кабаны. Но баня у них особенная - свиная. Просто лунка в земле. В ней вода. Вместо мыльной пены - жижа. Вас в такую баню силой не загнать, а кабанов только силой и (выгнать) (2л, ед.ч.).

(Ходить) кабаны в баню не за тем, за чем ходить мы. Мы в бане грязь (смывать), а кабаны нарочно грязь (намазывать) . И чем больше (намазать) , тем веселее (хрюкать) . И после своей свиной бани они в сто раз грязнее, чем до нее. И очень рады. Теперь через толстый слой грязи ни мухи, ни комары, ни слепни их не (укусить) . Щетина у них летом редкая, вот они кожу грязью и (мазать). Как мы кремом от комаров.
По Н. Сладкову

Найдите и прочитайте предложения, в которых свиная баня сравнивается с баней людей. Какие отличия описывает автор? Что объясняется в этом тексте? Какое объяснение дает автор?

9.Итог урока.

С какой орфограммой мы сегодня работали?

Правописание безударной гласной в личных окончаниях глаголов.

Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании?

10.Рефлексия.

Листок самоконтроля

В листке самоконтроля под каждым пунктом ставим себе оценку. Это может быть «5», «4», «3»

У кого все пятерки? Совсем не страшно, если не всё на пять, тема трудная, мы на следующем уроке будем работать с безударными личными окончаниями глаголов. Вам сейчас важно понять, что пока трудно сделать, чтобы поработать над этим.

): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения определить, к какому спряжению относится глагол.


В формах настоящего-будущего времени глаголов I и II спряжения во всех окончаниях, кроме 1-го лица ед. ч., различаются гласные буквы. В формах 2-го и 3-го лица ед. ч., 1-го и 2-го лица мн. ч. глаголов I спряжения пишется буква ё (без ударения - е ), в тех же формах глаголов II спряжения пишется буква и ; в форме 3-го лица мн. ч. глаголов I спряжения - буквы у (ю) , глаголов II спряжения - а (я) . Ср., напр.: несёт, клюёт, читает и кричит, горит, просит; несём, клюём, читаем и кричим, горим, просим; несут, клюют, читают и кричат, горят, просят.

Отнесение глагола к I или II спряжению и написание в окончании правильной гласной буквы вызывает затруднения в таких, напр., случаях, как пилишь и колешь, гонит и сохнет, сядет и ходит, пашет и дышит, положим к ляжем, полощем и тащим, плачете к лечите, сеет и строит. В подобных парах форм окончания не под ударением произносятся одинаково (как в приведенных парах) либо возможно их смешение (в некоторых формах 3-го лица мн. ч.: ср. колют и пилят, пашут и дышат, полощут и тащат, сеют и строят ).

Тип спряжения глаголов с безударными окончаниями определяется по форме инфинитива (неопределенной форме глагола). Если в этих глаголах перед суффиксом инфинитива -тъ - гласная и , то глагол относится ко II спряжению, напр.: пилить, носить, положить, лечить. Глаголы с инфинитивом не на -итъ относятся к I спряжению, напр.: колоть, пахать, плакать, дремать, гулять, жалеть, сеять, тронуть, сохнуть, лечь, лезть, сесть. Поэтому, например, следует писать: носит, положим, лечат, но пашет, плачет, гуляет, жалеем, тронем, лезем, дремлют.

Исключения: 1) одиннадцать глаголов не на -ить (с гласными е и а перед -ть ), относящиеся ко II спряжению: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать и слышать; 2) три глагола на -ить, относящиеся к I спряжению: брить, зиждиться и зыбиться. Следует писать: вертишь, зависит, слышат, но бреешь, зиждется, зыблются и т. п.

Выбор буквы перед суффиксом инфинитива -ть на месте безударного гласного (как, например, в глаголах гладить, множить, строить, зыбиться, видеть, зависеть, обидеть, слышать, сеять ) определяется особым правилом, см. § 76 .


Все сказанное распространяется и на глаголы с приставками и с конечным элементом (постфиксом) -ся (-сь) , которые имеют окончания того же типа спряжения, что и соответствующие глаголы без приставки и без -ся (-сь) , напр.: выпьет (ср. пьёт), выберем (берём), выспимся (спим), покрасят (красят), разрежешь (режешь), исстрадается (страдает), колются (колют).

Примечание 1. При спряжении глагола стелить (и всех производных от него глаголов) используются те же формы, что у глагола I спряжения стлать: стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Примечание 2. Глагол хотеть (и все производные от него глаголы) имеет в ед. ч. безударные окончания I спряжения (хочешь, хочет ), хотя во мн. ч. под ударением - окончания II спряжения (хотим, хотите, хотят ).

Примечание 3. Глаголы I спряжения сыпать, трепать и щипать (и все производные от них глаголы), наряду с формами типа сыплешь, сыплет, сыплют, треплешь, треплет, треплют, щиплешь, щиплет, щиплют, имеют разговорные вариантные формы типа сыпешь, сыпет, трепешь, трепет, щипешь, щипет, причем входящие в этот ряд формы 3-го лица мн. ч. передаются на письме с окончанием II спряжения: сыпят, трепят, щипят.

Примечание 4. В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ- (-ющ- ) и -ащ- (-ящ- ) пишется та же гласная буква, что и в окончаниях 3-го лица мн. ч. соответствующих глаголов (см. § 58). О написании гласных в других причастных формах см. § 59 и .


§ . Конечный гласный (всегда безударный) в окончании 2-го лица мн. ч. передается на письме буквой е (в глаголах обоих типов спряжения), напр.: пишете, рисуете, ходите, смотрите. Буквой е оканчиваются также формы мн. ч. повелительного наклонения, напр.: идите, пишите, рисуйте, смотрите, идёмте.

Примечание. Следует различать написание форм 2-го лица мн. ч. и форм мн. ч. повелительного наклонения (глаголов I спряжения) в таких случаях, как, напр., выпишете, крикнете (2-е лицо мн. ч.) и выпишите, крикните (мн. ч. повел, накл.).


Гласные в инфинитиве (неопределенной форме) перед -ть

Вводные замечания. Гласный перед суффиксом инфинитива (неопределенной формы) -ть может быть безударным. Для определения того, какую букву следует писать на месте этого безударного гласного, используется понятие усекаемости глагольной основы. Усекаемыми являются основы глаголов, в которых гласный, находящийся в инфинитиве перед -ть, отсутствует в формах настоящего-будущего времени, напр.: курить - курю, курят; видеть - вижу, видишь, видят; стоять - стою, стоит; махнуть - махнёт, махнём. Неусекаемыми являются основы глаголов, в которых этот гласный в формах настоящего-будущего времени сохраняется, напр.: читать - читаю, читают; гулять - гуляешь, гуляет; белеть - белеет, белеют; гнить - гниёт, гниют.

§ . Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом -ть инфинитива определяется следующим правилом.

1. После мягких парных согласных (т. е. не после шипя- щих) в глаголах с усекаемой основой перед -ть пишется буква и , а в глаголах с неусекаемой основой - е , напр.: верить (ср. верю, верят), править (правлю, правят), гладить (глажу, гладят), встретить (встречу, встретят) , но обезлюдеть (обезлюдеет), посолиднеть (посолиднеет).

Исключения: глаголы с усекаемой основой видеть, зависеть, ненавидеть и обидеть (ср. видят, зависят, ненавидят, обидят ), в которых не пишется буква и , а пишется е , и глагол с неусекаемой основой кашлять (ср. кашляю ), в котором не пишется буква е , а пишется я .

2. После шипящих согласных в глаголах с усекаемой основой перед -ть пишется буква и , а в глаголах с неусекаемой основой - буквы а или е , напр.: наскучить (ср. наскучу, наскучат), умножить (умножу, умножат), утешить (утешу, утешат), таращить (таращу, таращат) , но: вешать (ср. вешает, вешают), скушать (скушает, скушают), сплетничать (сплетничают), обезматочеть (обезматочеет), оравнодушеть (оравнодушеет), ополоуметь (ополоумеют) . Исключение: глагол слышать с усекаемой основой (ср. слышу ), в котором не пишется буква и , а пишется а .


Примечание 1 к пп. 1 и 2. О разграничении глаголов I спряжения на -еть (с неусекаемой основой) типа обессилеть, обездушеть и глаголов II спряжения на -ить (с усекаемой основой) типа обессилить, обездушить см. § 63 . В разговорной речи у некоторых глаголов на -еть с неусекаемой основой (выздороветь, выздоровею, выздоровеет; опостылеть, опостылеет; опротиветь, опротивеют ) имеются вариантные формы, образованные по «усекаемому» типу, которые передаются на письме с окончаниями II спряжения: выздоровлю, выздоровит, выздоровят, опостылю, опостылит, опротивят и т. п.

Примечание 2 к пп. 1 и 2. В глаголах мерить и мучить (и в производных от них глаголах), имеющих, кроме личных форм типа мерю, меришь, мерят, мучу, мучишь, мучат, допустимые вариантные формы типа меряю, меряешь, меряют, мучаю, мучаешь, мучают, в инфинитиве перед -ть и в формах, сохраняющих основу инфинитива, пишется только буква и : мерил, отмерив, замучила и т. п. (такие написания, как мерять, мерял, мучать, мучал, отмеряв, замучавшись, не соответствуют современной орфографической норме).

3. После гласных (встречающихся только в глаголах с усекаемой основой) перед -ть пишутся буквы и или я . Буква и пишется после гласного о, напр.: стоить, строить, успокоить; буква я - после гласных а, е, у, напр.: лаять (ср. лает), таять, каяться, веять, надеяться, лелеять, сеять, затеять, чуять. Исключения: глаголы драить и клеить, где после гласных а и е не пишется буква я , а пишется и .

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .