Компетентностный подход в работе педагога психолога. Психологическая компетентность педагога

Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие Чернявская Анна Павловна

4.2. Профессиональная компетентность педагога-психолога

Компетентность (или компетенция) в буквальном переводе с латинского означает «относящийся, соответствующий». Обычно под этим термином подразумевают круг полномочий какого-либо лица или учреждения (БСЭ, т. 22, с. 292). Принцип профессиональной компетентности – один из главных этических принципов работы педагога-психолога (подробному разбору профессиональной психологической этики будет посвящен раздел 4.3 данной главы). Подразумевается, что специалист осознает степень своей компетентности и ограниченность средств изучения ученика и влияния на него. Он не вмешивается в те области, знания в которых у него недостаточны, предоставляя это более квалифицированным специалистам. Например, ни одному учителю не придет в голову делать операцию, если у ребенка приступ аппендицита, но некоторые педагоги почему-то считают себя вправе ставить диагноз способностям ученика, уровню его умственного развития, не проводя никаких измерений. Тем самым они поступают непрофессионально, нарушают границы своей компетенции. Результатом подобных непрофессиональных суждений может быть сомнение ученика в профессиональных качествах учителя (в лучшем случае) или его неверие в собственные силы, снижение самооценки (в более серьезных случаях).

В чем же может проявляться профессиональная компетентность педагога-психолога?

1. Педагог-психолог имеет право использовать только тесты, соответствующие уровню его квалификации. Если методика требует более высокого уровня квалификации, то необходимо заменить тест на более простой в обработке либо пройти специальное обучение. В инструкциях к некоторым методикам (преимущественно западным) указываются требования к пользователю: А – методика не имеет ограничений для применения, В – методику могут использовать только специалисты с высшим психологическим образованием, С – методика может быть применена специалистами-психологами при условии дополнительного обучения.

Для проведения, обработки и интерпретации результатов некоторых методик (например, проективных) недостаточно даже высшего психологического образования. Чтобы правильно применять большинство личностных тестов и тестов интеллекта, недостаточно одного-двух пробных испытаний во время учебы в вузе. Необходима длительная (как минимум в течение нескольких недель или месяцев) тренировка в их интерпретации и тщательное соблюдение условий проведения.

В процессе обучения под руководством человека, квалифицированно применяющего методику в течение нескольких лет, можно научиться избегать субъективизма в оценке, соотносить полученные результаты с теоретическими концепциями, которых придерживался разработчик, и интерпретировать результаты максимально объективно. Кроме того, обучение даст возможность извлекать из результатов методики как можно больше информации.

2. Точно такое же требование предъявляется и к работе при консультировании. Педагог-психолог не имеет права использовать консультативные подходы и техники, если недостаточно квалифицированно ими владеет. В консультации существует несколько теоретических подходов. Достижение результатов зависит от того, насколько профессионально психолог применяет в своей работе теорию и разработанные на ее основе техники.

При обучении в вузе студенты получают знания, достаточные для самостоятельного проведения всех видов деятельности педагога-психолога: диагностики, обучения, индивидуального и группового консультирования, в том числе осваивают методы, основывающиеся на различных теориях, но полученные знания носят преимущественно теоретический характер. Необходимо время для того, чтобы адаптировать имеющиеся знания к практике работы в конкретной школе, с конкретными группами учеников. Начинающий психолог на подобную адаптацию обычно затрачивает два-три года. Только после этого можно говорить о первичном профессиональном опыте. Данный процесс можно ускорить, например, постоянно работая с наставником, наблюдая за работой более опытных коллег или регулярно занимаясь рефлексией.

Говорят, что консультативная работа педагога-психолога никогда не базируется на одном теоретическом подходе. Действительно, в консультировании большинство психологов – эклектики. Но и при эклектичном подходе профессионально компетентный специалист будет значительно отличаться от некомпетентного. Первый отберет для работы над конкретным случаем наиболее эффективные методы, т. е. дающие максимально надежный результат при минимуме затрат. Второй выберет для работы то, что лучше знает или что вспомнилось в первую очередь.

3. Компетентность проявится и в том случае, если педагог-психолог откажется проводить исследование или консультирование в той области психологии, которая им недостаточно изучена. Психология очень обширна, знать в ней одинаково хорошо все отрасли невозможно. Так же, как и в образовании, редкий учитель одинаково хорошо может обучать физике и литературе. То же самое и в психологии. Человек, специализирующийся, например, в области профориентации, может плохо разбираться в медицинской или судебной психологии, профессионал в области социальной психологии может плохо знать патопсихологию и т. д. Педагог-психолог, способный признать, что он не специалист в той или иной области, обладает подлинным педагогическим тактом и ни в коем случае не должен стесняться своего незнания.

Выше были описаны основные области работы педагога-психолога. Напомним, что среди них есть и коррекционная, и развивающая, и социально-педагогическая, и управленческая, и ряд других. Подчас они требуют от человека совершенно различных качеств личности. Например, доказано, что длительную индивидуальную коррекционную или развивающую работу лучше выполняют интроверты (люди, характеризующиеся обращенностью на себя), а для культурно-просветительской или социально-педагогической работы чаще требуется противоположное качество – экстраверсия (обращенность вовне). Компетентный специалист владеет всеми видами деятельности, одними – на высоком уровне, другими – на более низком. Профессионализм педагога-психолога заключается еще и в том, что он знает свои сильные стороны, но отказывается выполнять виды работ, в которых не чувствует себя полностью компетентным (или выполняет их лишь после соответствующей подготовки).

4. Принцип компетентности предполагает, что педагог-психолог будет применять психодиагностические методики или консультативные приемы только после предварительной проверки. Далеко не все методики «измеряют» именно то, что указано в инструкциях к ним, т. е. не исключено, что результат будет ложным. Например, многие из так называемых тестов интеллекта на самом деле измеряют уровень знаний ребенка по школьным предметам, поэтому, используя такую методику, можно лишь сказать, на каком уровне ребенок освоил школьную программу, а не каков его уровень интеллекта.

Не все методики и тесты психометрически проверены. Для того чтобы доказать, что методика измеряет именно данное качество (например, коэффициент интеллекта, долговременную память, темперамент и т. д.), проводят специальную, длительную и сложную проверку. Она называется психометрической (слово образовано от двух латинских корней: «псюхе» – душа и «метрос» – измерять). Психометрическая проверка показывает, насколько результаты методики устойчивы для действия посторонних факторов (например, насколько результат теста на диагностику внимания зависит от усталости человека в момент тестирования), насколько точны проводимые измерения, для каких групп людей предназначена методика, насколько ее результаты устойчивы при повторном проведении, будет ли зависеть результат, полученный при повторном проведении, от случайных факторов или он покажет прогресс человека в развитии данного качества, и ряд других показателей. Поскольку данные измерения сложны и требуют большого количества испытуемых и длительного времени, не все педагоги их проводят. Если в руководстве к методике, которую педагог-психолог собирается использовать, не указаны результаты психометрической проверки, или такое руководство отсутствует, целесообразно заменить методику на другую, более надежную, или самому провести проверку.

То же относится и к консультационным приемам и методам, которые помогают решить проблему, стоящую перед психологом, в одном случае, и привести его к провалу – в другом. Для того чтобы избежать ошибок и неудач, связанных с неправильным использованием методов и методик работы, необходимо проводить их предварительную проверку (на себе, друзьях, знакомых детях и т. д.).

5. Еще один результат соблюдения данного принципа – отсутствие у педагога-психолога боязни совершить ошибку и быстрое исправление совершенных ошибок. Ошибки совершают все люди, даже профессионально компетентные. Но хороший специалист отличается от плохого тем, что он, во-первых, быстрее замечает свои ошибки, так как чаще использует рефлексию в своей работе, и, во-вторых, не будет упорствовать в своей ошибке и найдет способы ее исправить, даже если это грозит на какой-то момент снижением его авторитета.

6. Кроме общей компетентности, в работе педагога-психолога важна и социально-психологическая компетентность, или компетентность в общении. Она проявляется в том, что специалист-психолог быстро ориентируется в различных ситуациях общения, выбирает нужный тон и стиль разговора и с маленьким ребенком, и с учителем, и с родителями, и с администрацией, находит нужные слова и для того, чтобы поддержать, приободрить, и для того, чтобы отругать или объяснить что-то. Его ориентированность основана на знаниях, интуиции и опыте. Способность одинаково успешно взаимодействовать с окружающими приобретается педагогом-психологом благодаря тому, что он знает свои особенности, уверен в себе и умеет быстро понимать партнеров по общению – их манеру разговора, особенности темперамента и характера, стиль общения, что помогает ему находить убедительные для них доводы. В основе компетентности в общении лежит социальная чувствительность, общий уровень культуры человека, знание им идейных и нравственных правил и закономерностей общественной жизни.

Знание мирового культурного наследия (литературы, живописи, музыки) помогает формированию устойчивых нравственных норм поведения и отношения к миру и людям, т. е. истинной компетентности в общении. Кроме того, эти знания помогают быстрее понимать индивидуальные особенности учеников, а значит, находить с ними общий язык, соблюдая нормы поведения. Педагог-психолог должен быть осведомлен о современных идейных течениях и нравственном кодексе того общества, в котором он живет, и о мировых идеологиях. В этом случае он сможет не только сам обоснованно решить для себя, каких идеологических и нравственных принципов придерживаться, но и проконсультировать учеников при решении ими мировоззренческих вопросов и тем самым завоевать прочный авторитет и уважение с их стороны. К общественной жизни относятся не только структура общегосударственной и местной (областной, городской) власти, хотя знание педагогом их основ также важно, но и особенности взаимоотношений в различных социальных слоях и группах (в производственных коллективах, семье, между родственниками, друзьями, в сфере обслуживания, досуга и т. д.). Специалист, разбирающийся в структуре официальных и хитросплетениях неформальных отношений, также может оказать значительную помощь.

И общая, и коммуникативная компетентность может возрастать по мере накопления опыта и может снижаться, если человек остановился в своем развитии и использует лишь ранее накопленные знания и представления.

Из книги Психология современной женщины: и умная, и красивая, и счастливая... автора Либина Алена

ГЛАВА 31 – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Сильная натура доказывает, что Фортуна над ней не властна. Никколо Макиавелли Освоив успешные способы совладания со сложными ситуациями, мы зримо начинаем ощущать, что наши усилия не пропадают даром, а окупаются с лихвой. Усилия

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

2.3. Требования к личности педагога Огромная общественная значимость педагогического труда изначально определила высокие требования к личности учителя. Не случайно еще с древнейших времен общество вручало свое будущее – детей – самым опытным, мудрым,

Из книги Брейнбилдинг [или Как накачивают свой мозг профессионалы] автора Комаров Евгений Иванович

Глава 3 Сущность и особенности профессиональной деятельности педагога-психолога

Из книги Психология познания: методология и методика преподавания автора Соколков Евгений Алексеевич

3.1. Виды профессиональной деятельности педагога-психолога Согласно «Общей характеристике специальности 031000 Педагогика и психология» (см. Приложение 2) основными видами деятельности педагога-психолога являются коррекционно-развивающая, преподавательская,

Из книги Как преодолеть НЕТ: переговоры в трудных ситуациях автора Юри Уилльям

3.4. Основные методы работы педагога-психолога В своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие «метод» означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью,

Из книги Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога автора Ноженкина Ольга Сергеевна

Глава 4 Требования к личности педагога-психолога

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

4.1. Особенности личности педагога-психолога Под словом «личность» люди понимают целостного, зрелого человека, достигшего высокого уровня развития, в котором неразрывно сплетены биологические (т. е. данные человеку от рождения) и социальные (приобретенные им при жизни, в

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

6.3. Этапы профессионального становления и развития педагога-психолога Педагогу-психологу необходимо знать свои индивидуальные особенности и то, как они проявляются на определенной стадии профессионального развития. Эти знания нужны для того, чтобы оценить, на какие

Из книги автора

Глава 13 Ум, интеллект, компетентность Соотношение понятий «ум» и «интеллект» Изучение различных источников, в которых рассматриваются данные понятия, позволило установить определенные соотношения между ними.1. Интеллект – это ум, а ум – это и есть важнейшее проявление

Из книги автора

ГЛАВА 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ И ПРАКТИЧЕСКОГО

Из книги автора

Признайте их полномочия и компетентность Предположим, вы пытаетесь убедить несговорчивого начальника, чтобы он изменил мнение по одному из рабочих вопросов. Он может подумать, что вы бросаете вызов его авторитету и компетентности. Не намекаете ли вы, что он в чем-то

Из книги автора

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в

Из книги автора

6.2. Профессиональная компетентность сотрудников ОВД В настоящее время в оценке работы правоохранительных органов на передний план выдвигается проблема профессиональной компетентности и надежности сотрудников.Эта проблема обусловлена целым рядом факторов, которые

Из книги автора

Универсальная компетентность Невозможно предугадать, куда вас приведет жизненный опыт Еще один пример того, как новый путь открывается человеку только после досконального овладения предыдущей ролью, представляет собой история Альфреда Кинси, автора нашумевшей книги

Из книги автора

Компетентность и опыт Мудрость требует определенной компетентности и интеллекта; нам нужны инструменты, с которыми мы могли бы работать, знания и мастерство. Однако источник мудрости в том, как мы используем свои знания и компетентность. Без знаний и компетентности

Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков.

Компетенции – это требования внешней и внутренней среды организации, сформулированные с учетом потребностей (ожиданий) общества и работодателей в специалистах с определенным набором характеристик. А компетентность представляет собой комплекс уже сформированных компетенций, проявляющихся в способности специалиста решать задачи и готовности к выполнению своей роли в той или иной области деятельности.

Компетентность: осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.

Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.

Следовательно, понятия «компетентность» и «компетенция» находятся в отношениях, при которых компетентность обеспечивается определенным набором компетенций.

Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции.

Специалист-профессионал - это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. Таким образом, профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Уяснив сущность профессиональной компетентности практического психолога и его профессионализма, можно перейти к вопросу о том, как же достичь ее желаемого уровня?

К решению данной проблемы авторы предлагают подход, для реализации которого следовало бы воспользоваться акмеограммой практического психолога. Разработанная акмеограмма представляет собой модель практического психолога как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение, им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала.??????


В акмеограмме практического психолога представлены объективные и субъективные характеристики его труда. Объективные характеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации объективно необходимо выполнить вполне определенные функции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристикам труда психолога. Субъективная сторона данного труда представлена в акмеограмме через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты. Рассмотрим субъективные характеристики более подробно.

Профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда. Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.

Профессиональные умения представляют собой действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка.

Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовывать возможности и психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностиых элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.

Психологические качества практического психолога представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых самобытно проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии и самооценки, целеполагания и мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий. Наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность.

Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе предписанной ему деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.

Акмеологические инварианты практического психолога представляют собой постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Следует отметить, что использование акмеограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности практического психолога позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности с использованием показателей акмеограммы позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности.

Вполне очевиден факт, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности и труда в целом. Именно она выступает определяющим фактором в достижении желаемых результатов.

К педагогу - психологу, как специалисту предъявляется ряд требований, которым он должен соответствовать. Педагог-психолог должен быть готовым к:

1. Осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;

2. Способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;

3. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

4. Способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;

5. Осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей;

6. Разрабатывать коррекционные и развивающие программы с учетом особенностей личности;

7. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию;

8. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.

Кроме этого, педагог-психолог должен знать:

1. Конституцию РФ.

2. Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.

4. Конвенцию о правах ребенка.

5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальеой защиты.

6. Общую, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую, возрастную, социальную, психологию, патопсихологию, основы психотерапии, профориентации, профессиведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования, МАСПО и т.д.

Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.

Профессиональная этика – совокупность норм и правил (принципов), регулирующих поведение и общение людей в определенной области профессиональной деятельности.

Можно выделить следующие наиболее общие профессионально-этические принципы:

1. Принцип профессиональной компетентности – педагог-психолог должен решать только те вопросы, в которых он профессионально осведомлен, к которым теоретически и практически подготовлен;

2. Принцип благополучия потребителя – защит прав тех, кто прибегает к психологическим услугам;

3. Принцип конфиденциальности – информация, полученная педагогом-психологом в ходе работы, должна оставаться в тайне и не передаваться другим людям без согласия заинтересованного лица, за исключением, если данные сведения не представляют никакой угрозы другому человеку;

4. Принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации – предоставление только той информации, которая необходима и достаточна для решения определенных задач;

5. Принцип научной обоснованности и объективности заключается в применении только валидных и надежных методов, техник;

6. Принцип ответственности – педагог-психолог несет ответственность за организацию, ход и результаты психологического обследования, за любое решение, принимаемое относительно клиента;

7. Принцип обеспечения суверенных прав личности – добровольность участия в психологическом обследовании, право знать результаты обследования;

8. Принцип отношения и уважения к клиенту – принятие клиента таким, какой он есть;

9. Принцип не нанесения ущерба человеку (не навреди!) – деятельность педагога-психолога не должна наносить вреда личности клиента.

Педагог-психолог – специалист в числе педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющий профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса.

Профессиональная компетентность педагога-психолога – система личностных и профессиональных характеристик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные компетенции педагога-психолога образовательного учреждения

В.А. Шевелева

МБОУ «СОШ №48»,

г.Кемерово

Педагог-психолог – специалист в числе педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющий профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса.

Профессиональная компетентность педагога-психолога – система личностных и профессиональных характеристик – специальная готовность (результат подготовки в вузе, послевузовская доподготовка, профессиональной деятельности); квалификация в деятельности (результат освоения технологий психолого-педагогической деятельности на практике); организационно-деятельностная компетентность (результат развития деятельности в процессе непрерывного профессионального образования и практической деятельности) . Для успешной профессиональной деятельности требуются устойчивая и адекватная самооценка, позитивный взгляд на мир, эмоциональная устойчивость, самоуважение и уверенность в себе, устойчивая мотивация, ответственность, самостоятельность, умение анализировать и др. Основные критерии профессионализма психолога: наличие жизненной и профессиональной позиции; понимание приоритетных направлений развития (с учетом специфики учреждения); умение самостоятельно формулировать цели, задачи, выбирать формы работы; прогнозировать результат; вести документацию; профессионально грамотно составлять документы; работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий; организовать взаимодействие с участниками образовательного процесса и другими учреждениями; участие в психологических семинарах, научно-практических конференциях . Для квалифицированного выполнения профессиональных обязанностей педагогу-психологу необходимо владеть профессиональными компетенциями. Компетенции позволяют оказывать целенаправленное воздействие на деятельность учреждения и социально-личностное развитие учащихся, осуществлять рефлексивную оценку психологической практики в образовательном процессе, определять границы компетентности и проектировать путь профессионального роста .

Общепедагогические компетенции: знания о современном состоянии системы образования, об основных нормативных документах организации образовательного процесса; принципах организации образовательной среды, об алгоритмах педагогических технологий и методик, о различных подходах к образованию, об особенностях структуры, ведения и построения занятий, об основных задачах и направлениях воспитательно-профилактической работы.

Общепрофессиональные компетенции: знание и понимание специальных психологических понятий, обладание общей и специальной психологической культурой, использование специальных инструментов и техник; умение планировать, проектировать, моделировать, прогнозировать собственную деятельность с учетом задач системы образования, учреждения и актуальной ситуацией; коммуникативная компетентность, умение организовывать совместную деятельность разных субъектов образовательного процесса; умение содействовать разрешению проблемных ситуаций; обладание навыками консультативной деятельности; обладание умениями и навыками просветительской работы, эффективное использование и предъявление информации для различных аудиторий; умением анализировать результаты, обратную связь, условия достижения цели; владение современными информационными технологиями.

Специальные компетенции . Психодиагностические компетенции – психолого-педагогическая диагностика, оценка индивидуально-психологических свойств личности учащихся, особенностей развития. Специальные психокоррекционные и развивающие компетенции: коррекция особенностей личности, поведения участников образовательного процесса, содействие решению актуальных задач развития конкретного ребенка, группы детей. Специальные психопрофилактические компетенции: психологическое просвещение, предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности участников образовательного процесса и межличностных отношений, содействие сохранению и укреплению состояния душевного равновесия; распространение психологических знаний, повышение степени информированности о возможностях психологической помощи в целях повышения уровня психологической культуры и качества жизни. Специальные консультативные компетенции: психологическое и психолого-педагогическое консультирование, содействие разрешению психологических проблем участников образовательного процесса; организация индивидуального психологического консультирования по вопросам психического развития, обучения и воспитания; систематический контроль психического развития детей. Специальные методические компетенции: методическая деятельность, накопление и систематизация психолого-педагогической литературы, методических материалов, индивидуальные и групповые консультации по профессиональным вопросам. Специальные управленческие компетенции: психолого-педагогическое сопровождение управленческих процессов, психологическая поддержка управления учреждением образования.

Профессионально-важные качества – компетенции – позволяют педагогу-психологу эффективно решать задачи в динамических условиях профессиональной деятельности. Становление и развитие профессиональных компетенций происходит в процессах постоянного профессионального образования и практической деятельности.

Литература

  1. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2000. – № 11. – c. 14-20.
  2. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2009. − 240 с.
  3. Кошель, Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования / Н.Н. Кошель [Текст] // Адукацыя i выхаванне. − 2005. − № 9, с.8-15.
  4. Педагог-психолог в сфере образования: профессиональный стандарт [Электронный доступ] // . – 49 с.

Информация по теме:

  • В 2010 году Министерством образования РФ утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты 3-его поколения (ФГОС) по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Положения стандартов ФГОС-03: по направлению «бакалавр» и по направлению «магистр» .
  • Статья «Профессиональная компетентность педагога - психолога как основа успешного развития психологической службы в условиях модернизации образования» заведующей лабораторией психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования В.М. Чернышевой.
  • Положения Этического кодекса Российского психологического сообщества , в котором отражены ключевые моменты этики профессионала-специалиста в области психологии, востребованные при аттестации молодого специалиста-психолога.
  • Одним из важных европейских документов международного уровня, определяющим критерии профессионального качества для психологов, является диплом Euro Psy, предложенный европейскому профессиональному сообществу психологов в 2005 году, в котором прописаны стандарты подготовки психологов в Европе.
  • Международные требования к компетенции специалистов -International Competence Baseline (ICB). С ними можно ознакомиться на официальном сайте.

Работа психолога, относясь к сфере «человек–человек», является одной из творческих профессий, поэтому эффективность этой деятельности с трудом поддается унификации и оценке. Отсутствие стандартных критериев оценки деятельности педагога-­психолога обусловливает неадекватность ожиданий относительно его работы в образовательном учреждении и является проблемой, нередко приводящей к разочарованию в данной профессии.

С другой стороны, известно, что рабо­та педагога-психолога включает в себя ряд таких составляющих как: диагностическая, развивающая, терапевтическая, коррек­ционная, консультативная, а также то, что относится к аналитическим, контрольно­оценочным компонентам профессиональ­ной деятельности. Данные элементы пред­ставлены в работе психолога в различных сочетаниях и вариациях. Это зависит как от запроса конкретного образовательного учреждения с его специфическими задача­ми, так и от индивидуальных особенностей психолога, его личностных качеств. Резуль­тативность деятельности специалиста в ко­нечном итоге зависит от уровня его профес­сионализма. Последнее интерпретируется в разных контекстах. Когда говорят «эта рабо­та требует профессионализма», то имеют в виду нормативные требования профессии к личности человека. Профессионализм – это высокая подготовленность к выполнению за­дач данной деятельности, дающая возмож­ность достигать качественных результатов при меньших физических и умственных за­тратах на основе рационального использо­вания умений и навыков. Понятие «компе­тентность» – степень соответствия требо­ваниям профессии – определяется как со­четание психических качеств, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как облада­ние человеком способностью и умением вы­полнять определенные трудовые функции. Факторами компетентности и некомпетент­ности являются: уровень профессиональной подготовки, адаптация на рабочем месте, личностные состояния, в том числе эмоцио­нальная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др. .

Каждый работник компетентен в той сте­пени, в какой выполняемая им работа отве­чает требованиям, предъявляемым к конеч­ному результату данной профессиональной деятельности. Оценка или измерение конеч­ного результата - это единственный спо­соб определения компетентности. Неправо­мерно судить о компетентности по тому, что вкладывается в достижение результата, на­пример, по старанию человека. Ряд авторов, исследующих проблемы профессионализма, используют понятие «профессиограмма» – аналитическое описание человека в про­фессии, раскрывающее обобщенные нор­мативные и морфологические показатели профессиональной структуры. Построение профессиограммы легче осуществляется там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях творческих, «с плавающим результатом», к которым относится и психологическая, со­поставить критерии оценки и деятельности трудно .

В развитых странах Европы, стремящихся к формированию единого образовательного пространства, российскому термину «квали­фикационная характеристика» идентично понятие «Международные требования к ком­петентности (ICB – International Competence Baseline)». В них представлены требования к знаниям (Knowledge), опыту (Experience) и личным качествам (Personal Attitude), лежа­щие в основе сертификационных программ. Там принята трехфазная система обучения и выдачи профессиональных дипломов и при­ложений к ним (бакалавриат, магистратура и постдипломная практическая подготовка). Такая же структура высшего образования действует и в США.

Третья фаза (постдипломная практиче­ская подготовка) содействует повышению результативности профессиональной дея­тельности молодого специалиста и являет­ся, на наш взгляд, решающим критерием качества высшего образования. Каким же образом можно выяснить, насколько резуль­тативно работает педагог-психолог, какие критерии оценки применить?

Молодые специалисты педагоги-пси­хологи, приступающие к самостоятельной деятельности после окончания вуза, обла­дают в большей степени только теоретиче­ской подготовкой, поэтому им часто трудно избежать разочарования, когда они не могут из-за недостатка опыта осуществлять дея­тельность, которая вызывала бы признание окружающих. В этой ситуации для более быстрого профессионального становления важным моментом является сертификация, то есть официальное подтверждение не только знаний, но и практических навыков по конкретным видам деятельности. Получе­ние сертификата будет свидетельствовать о достаточно высокой специальной квалифи­кации специалиста и это будет своего рода пропуск в мир профессионалов.

За некоторое количество времени (2–3 года) психолог может накопить мате­риалы, по которым можно оценить уровень его профессиональной готовности к само­стоятельной и продуктивной деятельности, собственно уровень профессионализма. Считаем, что вполне возможно сделать сбор данных материалов систематичным и структурированным, с тем, чтобы оценива­ние их было более объективно. Новым мето­дом проведения аттестации по первичному уровню готовности специалиста педагога­психолога к самостоятельной деятельности является индивидуальная накопительная оценка профессиональных достижений. Структурирование сбора оцениваемого ма­териала дает возможность выделить более четкие критерии для оценивания професси­ональных компетентностей психолога, что в данном случае и является нашей целью.

Примером зарубежного опыта использо­вания аналогичного подхода к оцениванию профессионализма специалиста является оформление паспорта профессиональной карьеры – «портфолио» (Portfolio/Career Passport). Он выдается выпускникам вузов в США и представляет собой индивидуальный «портфель» официальных документов, отра­жающих знания, умения и навыки выпускни­ка, которые могут быть востребованы на рын­ке труда. Основное назначение портфолио – помочь выпускникам совершить переход от учебы к трудовой деятельности и предоста­вить работодателям сведения о квалифика­ции молодых специалистов. Особо следует отметить, что внимание в портфолио уделя­ется и оцениванию так называемых «навы­ков подготовки к занятости» (Employability Skills), которые являются общими для всех профессий и представляют собой общетру­довые и социально-психологические харак­теристики выпускника . Психологи, выпускники вуза должны про­ демонстрировать высокий уровень знаний и умений в следующих компетенциях.

  1. Диагностическая оценка по­требности психологической дея­тельности в учреждении . Владение методами групповой и индивидуальной диагностики и способность грамотно интерпретировать полученные диагно­стические материалы, определяющие потребность тех или иных психологи­ческих мероприятий в образователь­ном учреждении. Соответствие по­становки целей и задач деятельности специалиста запросам учреждения. Умение анализировать условия и фак­торы в решаемых проблемах, делать соответствующие выводы, определять план действий, оптимизировать свою деятельность, выделяя главное и вто­ростепенное. Теоретически научно обо­снованный подбор методик и программ.
  2. Межличностное общение, со­трудничество, совещательность, оп­ределение границ компетенции. Способность устанавливать эффек­тивные взаимоотношения с педаго­гическим коллективом, родителями, детьми. Востребованность психологи­ческих услуг среди участников обра­зовательного процесса. Умение опре­делять границы своей компетенции, адекватно оценивать возможности и взаимодействовать со специалистами смежных профессий (дефектологом, социальным педагогом, врачом и т. д.).
  3. Психологические и образова­тельные принципы, организация си­стемной структуры психологической деятельности в учреждении образо­вания. Уверенное владение знаниями о ключевых положениях развития детско­го организма в норме и патологии, соци­альных и психологических воздействиях на поведение детей, понимание теории обучения и структуры образовательной деятельности. Организация систем­ной психологической помощи на всех уровнях образовательного процесса. Грамотное использование прикладных методов и технологий в соответствии с поставленными целями и задачами.
  4. Превентивные и коррекцион­ные воздействия, способствующие повышению психологической и со­циальной компетенции детей . Обо­снованный подбор и уверенное приме­нение превентивных и коррекционных программ и технологий в соответствии с возрастом, проблемой, индивиду­альными особенностями учащихся. Обеспечение своевременной и каче­ственной консультативной помощью учащимся, испытывающим трудности в обучении, поведении, адаптации и пр.
  5. Рефлексия и оценка деятель­ности. Конструктивное отношение к собственной деятельности. Способ­ность оценивать эффективность про­водимых психологических мероприя­тий, владение методами статистики, самоанализом, самокоррекцией. На­личие профессионально-личностной позиции, желание личностно и про­фессионально расти, развиваться.
  6. Владение специальной терми­нологией, логика, речь, формулиро­вание рекомендаций . Развитая речь, высокий уровень логического мыш­ления, способность анализировать и обобщать информацию, делать соот­ветствующие выводы. Адекватное ис­пользование специальной терминоло­гии, формулирование психологических рекомендаций доступным и понятным языком с учетом особенностей клиента.
  7. Соблюдение правовых и эти­ческих принципов. Знание и приме­нение всех необходимых нормативно­правовых документов, регламентирую­щих деятельность психолога. Строгое соблюдение этических принципов в работе и конфиденциальность в ра­боте с информацией. Построение работы на уважении личности клиен­та независимо от возраста, статуса, социального положения, националь­ной принадлежности, вероисповеда­ния и других особенностей клиента.

Эти компетенции представляют собой конгломерат из стандартов, требований к уровню подготовки психологов образова­ния и осуществляемой ими практической деятельности. Хотя они и перечислены по отдельности, данные компетенции тесно переплетаются в ходе профессиональной подготовки психолога и в его практической деятельности.

Предполагается, что приступающие к деятельности специалисты педагоги-­психологи уже имеют необходимый объем знаний в области современных технологий, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и способ­ны использовать современные технологии для обеспечения своей деятельности и осу­ществления ее на должном уровне. В то же время, для высоких оценок по данным ком­петенциям педагогу-психологу нужно иметь определенную практику и лучше, если эта практика будет проходить под руководством опытного наставника-супервизора.

В Московском городском психолого-­педагогическом университете успешно апробирована система первичного повыше­ния квалификации молодого специалиста. Она включает три года обучения практиче­ским навыкам под руководством наставника и системный подход в сборе методического материала для портфолио молодого специ­алиста.

Портфолио включает как формальные документы (копии профессионального дипло­ма, трудовой книжки, удостоверений о курсах повышения квалификации, дипломы участия в конкурсах и пр.), так и коллекцию работ молодого специалиста, демонстрирующих его усилия, прогресс или достижения в опре­деленной области, а именно набор кейсов (описаний рабочих ситуаций и их профессио­нальных решений). В качестве иллюстраций к описываемым рабочим ситуациям могут при­лагаться видеоматериалы по проведению от­дельных рабочих мероприятий (диагностики, консультации, коррекционно-развивающего занятия). Видеоматериалы сопровождаются комментариями, которые показывают умение анализировать работу, отражают факты эф­фективности проводимой работы.

Для оценки представленного материала выделены критерии, созданы оценочные листы и правила оценивания. В этом плане мы решаем проблему создания комплекс­ной модели первичной аттестации в форме определенных задач, решение которых бу­дет позволять судить об уровне профессио­нальной компетентности специалиста. Для такого оценивания нами предлагается три уровня деятельности специалиста, опреде­ляющих его профессиональное развитие:

  1. проведение отдельного психологиче­ского мероприятия (сеанса консультирова­ния или коррекционно-развивающего заня­тия);
  2. описание и анализ рабочей психоло­гической ситуации, которая решается спе­циалистом в течение некоторого времени (ситуация выбирается на основе реального случая из практики специалиста);
  3. анализ организации системы психоло­гической деятельности в образовательном учреждении.

Рассмотрим подробнее эти три составля­ющие для оценивания (экспертизы) деятель­ности педагога-психолога.

Нами предлагается алгоритмический подход для оценивания результата решения специалистом задач, представленных в виде проблемных психологических ситуаций, со­держание которых – краткое описание слу­чая из практики педагога-психолога.

Для этого выделяются основные этапы деятельности педагога-психолога в процес­се решения ситуации:

  1. постановка гипотезы решения пробле­мы;
  2. изучение проблемы, уточнение гипо­тезы;
  3. выбор программы психологической по­мощи;
  4. выполнение программы психологиче­ской помощи;
  5. рефлексия работы специалиста в про­цессе оказания психологической помощи;
  6. формулирование рекомендаций по дальнейшей работе.

К каждому этапу выделены наиболее важные критерии компетентности, напри­мер, правильность постановки целей и за­дач, адекватность использования практиче­ских техник, умение интерпретировать по­лученные материалы, выделять показатели результативности, давать рекомендации доступным образом и т. д. В качестве об­щих компетентностей оцениваются уровень владения терминологией, полнота описания и его логика, умение обобщать и делать вы­воды, соблюдение границ компетентности и т. д.

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации включает в себя профес­сионально грамотный «перевод» первичного запроса в собственно содержание психоло­гической проблемы и построение гипотез.

Изучение проблемы, т. е. уточнение ее с помощью дополнительных процедур, вклю­чает в себя подбор инструментария, для оценки адекватности которого мы просим специалиста обосновать произведенный выбор, а также описать, как эти методики использовались (условия, особенности и т. д.). Также на этом этапе специалисту не­обходимо указать результаты диагностики. Здесь обращается внимание на такой пара­метр как осуществление сбора информации из разных источников. Описывая этот этап, специалисту нужно обобщить полученные данные и сделать соответствующие выво­ды, обосновывающие выбор коррекционно­развивающей программы. В качестве при­мера умения вести профессиональную документацию необходимо приложить пси­хологические заключения на 1–2 детей. Программа работы с проблемой может быть короткой или продолжительной в зависи­мости от самой решаемой проблемы и по­ставленных целей и задач. Она может быть построена как на основе готовых известных технологий, так и с использованием автор­ских приемов. Если технологии известные, то достаточно указать их. Если программа построена для индивидуального случая, не­обходимо описать применяемые техники и обосновать их необходимость. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1–2 типовых занятий, конкретизировать условия их проведения.

В процессе проведения коррекционно-­развивающих занятий педагогу-психологу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны промежуточные диаг­ностические процедуры, которые нужно описать и указать результат. На основе диа­гностики возможно корректирование самой программы. Тогда следует внести в описа­ние эти изменения и сопоставить их с на­чальными целями и задачами.

В критерии оценки входит и то, что ха­рактеризует завершающий этап работы спе­циалиста:

  • показатели результативности работы;
  • его умение рефлексировать собствен­ную деятельность, т. е. проводить анализ не только изменений, произошедших в про­цессе работы с проблемой, но и внутренний анализ профессиональной деятельности, показывающий способность видеть причины успеха и сложностей в работе;
  • характер рекомендаций по дальней­шему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родите­ли, сверстники) с ребенком, группой, клас­сом (в частности, – ясность в их изложении, доступность для применения клиентом и т. п.).

Психологическое мероприятие пред­ставляется в качестве иллюстрации к обще­му описанию деятельности специалиста в учреждении для определения его профес­сиональной готовности. Желательно, что­бы представляемое открытое мероприятие было частью работы с проблемой, описы­ваемой в «рабочей ситуации». Специалист сам определяет тематику и возраст участни­ков мероприятия. Анализ мероприятия и его оценка проводится методистом или настав­ником, непосредственно присутствующим на занятии или по видеосъемке.

В качестве открытого мероприятия мо­жет быть представлено:

  • коррекционно-развивающее занятие с детьми;
  • сеанс психологической консультации;
  • занятие с группой родителей, педаго­гов.

В плане-конспекте мероприятия должны быть отражены следующие пункты:

  1. тема мероприятия и дата его проведе­ния;
  2. контингент участников данного меро­приятия;
  3. цели и задачи мероприятия и их обо­снование;
  4. план мероприятия;
  5. методы и методики, использованные при подготовке и проведении мероприятия;
  6. описание результатов (планируемых или полученных).

В процессе рефлексии проведенного мероприятия необходимо оценить уровни компетентности молодого специалиста по различным аспектам: коммуникативным, организаторским, аналитическим и другим.

Коммуникативные умения включают в себя активное слушание, установление кон­такта, заинтересованность в получении об­ратной связи и адекватное реагирование на нее.

Организаторские : умение создавать мотивацию, интерес, благоприятный психо­логический климат; способность ориентиро­ваться во времени (планирование и соблю­дение протяженности основных этапов), гиб­кое поведение в нестандартной ситуации.

К аналитическим умениям относятся: способность критически осмыслить резуль­таты своей деятельности (видеть достоин­ства и недостатки, определять их причины и намечать возможные пути дальнейшей ра­боты) умение грамотно, свободно и доступно формулировать свои мысли, делать выводы и обобщения.

Использование предлагаемых критериев анализа деятельности при аттестации мо­лодых специалистов показывает, что наи­большие затруднения они испытывают в осуществлении аналитико-прогностической деятельности, интерпретации получаемых данных, рефлексии собственной деятельно­сти (умении выделять показатели результа­тивности, владении самоанализом и само­коррекцией).

Следующим по сложности аспек­том является проведение групповой коррекционно-развивающей работы, что, как правило, связано с недостаточным на­выком использования практических техник и неумением владеть детским коллекти­вом. Часто проявляются сложности в про­ведении консультаций со взрослыми: роди­телями и учителями, что также объясняется отсутствием должного опыта.

Описание профессиональных случаев, планы-конспекты показательных занятий и аналитические годовые отчеты показывают продвижение молодого специалиста по сту­пеням профессионального мастерства.

Все методические материалы складыва­ются в папку «Портфолио», которая по окон­чании стажировки выдается молодому спе­циалисту. Создание этого продукта требует от специалиста методичности и временных затрат, но это способствует осознанному отношению к своему профессиональному развитию. Молодой педагог-психолог зна­чительно быстрее почувствует себя уве­ренным, так как будет обладать фактами своей профессиональной компетентности. Эти материалы являются подтверждаю­щими представление специалиста о себе как о человеке нужном и способном. Они показывают, что некоторые поставленные жизненные планы успешно реализованы, а также есть то, к чему стоит стремиться в будущем. Следовательно, уже сам факт наличия такой методической папки являет­ся стимулом к саморазвитию специалиста, его профессиональных компетентностей в разных областях деятельности. Как прави­ло, имея достаточный методический багаж, в данном случае портфолио, специалист может подать запрос на повышение ква­лификационной категории, рассчитывая на более высокую оплату труда.

«Карта профессиональных компетенций педагога-психолога»

Наименование функции

Профессионального стандарта

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

1.Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

1.Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей

1.Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований

1.Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики (знание возрастных особенностей обучающихся всех уровней школьного образования)

2. Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников

2.Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся

2.Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ

3. Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

3.Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ

3.Профессиональная этика

2.Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

1. Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности

1.Владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой

1.История и теория проектирования образовательных систем

2. Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды – 3.3 (определение уровня психологического благополучия субъектов образовательного процесса)

2.Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации

2.Теории и методы педагогической психологии, история и теории организации образовательного процесса

3. Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся

3.Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

3.Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса

3.Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

1.Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения – 6 (сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся)

1.Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье

1.Современные теории и методы консультирования

2. Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам

2.Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (владеть технологией организции индивидуального образовательного маршрута)

2.Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития (возрастные нормы развития обучающихся)

3.Консультирование педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося – 6 (консультирование педагогов по организации индивидуального маршрута развития одаренного обучающегося)

3.Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности

3.Этические нормы организации и проведения консультативной работы

4.Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

1.Разработка и реализация планов проведения коррекционно- развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

1.Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций

1.Современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы

2.Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации

2.Разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы

2.Современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи

3.Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями - 4, в том числе одаренных обучающихся (участие в разработке адаптированной общеобразовательной программы образовательной организации)

3.Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся

3.Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (знание особенностей психического развития обучающихся с ОВЗ различной этимологии)

5.Психологическая диагностика детей и обучающихся

1.Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования

2.Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи

2.Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов

2.Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи

3.Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся

3.Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям

3.Методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики

6.Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

1.Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста

1.Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся

1.Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

2.Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности

2.Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

2.Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся

3.Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов)

3.Применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры

3.Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся

7.Психологическая профилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

1.Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся

1.Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации !. планов проведения коррекционн

1.Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций

2.Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер

2.Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе

2.Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи

3. Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

3.Вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды – (3.4)

3.Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды

8.Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1.Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

1.Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

1.Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

2.Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов)

2.Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

2.Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

3.Просветительская работа с родителями (законными представителями) лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

3.Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

3.Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов образовательного процесса, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

9.Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1.Выявление условий, затрудняющих становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей

1.Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации

1.Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов

2.Профилактическая работа с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

2.Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе

2.Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе

3.Разработка предложений по формированию сберегающих здоровье образовательных технологий, здорового образа жизни

3.Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность

3.Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов

10.Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1.Психологическое консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1.Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов

1.Современные технологии и методы консультирования

2.Консультирование преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам

2.Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся

2.Теория, методология психологического консультирования, классификация методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

3.Консультирование педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

3.Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

2.Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития

11.Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1.Разработка и реализация планов коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения

1.Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия

1.Современные теории, направления и практика психокоррекционной работы

2.Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации

Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях

2.Теория психологической коррекции

3.Формирование совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательной среды, удовлетворяющей их интересам и потребностям

3.Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации)

3.Методы и приемы индивидуальной психокоррекции

12.Психологическая диагностика особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1.Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы

1.Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося

1.Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования

2.Скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

2.Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов

2.Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические задачи

3.Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления

3.Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям

3.Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики