Крылов алексей николаевич кораблестроитель вопросы викторины. Выдающийся ученый и кораблестроитель А.Н

Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]

  • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
  • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
  • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
  • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
  • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
  • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
  • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
  • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
  • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
  • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
  • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
  • В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
  • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
  • В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает Евгений Базаров. Он с гордостью говорит о том, что он – нигилист. Понятие нигилизм означает такой вид убеждений, в основе которого – отрицание всего накопленного на протяжении долгих веков культурного и научного опыта, всех традиций и представлений о социальных нормах. История этого общественного движения в России связана с 60 -70 –ми гг. XIX века, когда в обществе наметился перелом в традиционных общественных взглядах и научных […]
  • Цели урока:

    • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;
    • выяснить взаимоотношения автора и героя;
    • узнать основные положения критических статей о романе;
    • развить понятие о романе.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование:

    • тексты романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”;
    • репродукции портретов Тургенева и Базарова, картины В. Перова “Старики-родители на могиле сына”;
    • “Реквием” Моцарта;
    • компьютер для демонстрации презентации.

    Ход урока

    1. Анализ 27-й главы.

    Сегодня у нас последний урок по роману Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” перед написанием сочинения.

    Презентация. 2-й слайд.

    Постановка целей урока.

    После анализа 2-х последних глав романа мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему Тургенев заканчивает роман смертью главного героя?

    3-й слайд.

    Обратимся к тексту 27-й главы.

    Как родители отнеслись к неожиданному приезду Базарова? (Обрадовались.)

    4-й слайд.

    На какое время и с какой целью вернулся Базаров домой? (На 6 недель. Работать хочет. Просит не мешать.)

    Как родители ласково называли сына? (“Енюша”, “Енюшенька”.)

    Как вскоре изменился Базаров? (Появились скука, беспокойство, усталость.)

    Как проходило общение Базарова с мужиками? (Базаров хотел услышать “воззрения на жизнь” мужиков. Они толком не отвечали, считали барина “шутом гороховым”.)

    Сделайте вывод: был ли Базаров близок народу? (Базаров считает себя близким с народом. Однако сам является барином для своих мужиков, и они не понимают и не хотят понимать его. Базаров свысока смотрит на народ, где-то даже презирает его, с такими чувствами не может быть взаимопонимания.)

    Чем стал заниматься Евгений? (Стал участвовать в практике отца, посмеиваясь над ним.)

    Что стало причиной смерти Базарова? (Случайный порез пальца.)

    Как отец отнесся к этому? (“Побледнел”, “схватил себя за голову”, “рухнулся под образами”, “ходил как помешанный”. Очень переживал последние дни жизни сына. После смерти Евгения “обуяло внезапное исступление”.)

    Как мать вела себя? (Не ложилась. Смотрела издали на “Енюшу”. Пыталась все узнать у мужа. Сидела возле двери, иногда отходила молиться. После смерти сына вся в слезах, повисла на муже.)

    Итак, на протяжении романа Василий Иванович и Арина Власьевна предстают любящими родителями, стремящимися, чтобы их сын нашел свое счастье в жизни, тяжело переживающими его смерть.

    В русской критике существуют разные точки зрения по поводу отношения Базарова к родителям. Вот мнения современных исследователей творчества Тургенева.

    5-й слайд.

    В.Ю. Троицкий: “Разве не появляется в отношении Базарова к родителям та душевная черствость, которая не может быть оправдана?”

    6-й слайд.

    Г. А. Бялый: “Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их”.

    К какому мнению вы склоняетесь больше? Докажите примерами из текста. (2-е мнение: мать прекрасно варит борщи; согласен причаститься, если отцу станет легче. “Ведь таких людей, как они,…днем с огнем не сыскать”.)

    Как развивалась болезнь Базарова? (Он сутки провел в “дремоте”. Понимает, что скоро умрет. Периодически становилось хуже. Ночью был жар.)

    Как Базаров относится к смерти? (“Я не ожидал, что так скоро умру.” “случайность неприятная”, “сила вся еще тут, а надо умирать”, “поди попробуй отрицать смерть”.)

    Кого хочет увидеть Евгений перед смертью? (Анну Сергеевну Одинцову.)

    Каким предстал Базаров перед Одинцовой? (“…воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами”. Испугалась.)

    7-й слайд.

    О чем говорит Базаров? (Не хочет умирать. Любил Анну Сергеевну. Видит ее красоту. Задача – “умереть прилично”.)

    С чем себя сравнивает Базаров? (Лампада – свеча – символ жизни.)

    Какой троп используется для создания этого образа? (Метафора.)

    Какие чувства у вас вызывает сцена смерти Базарова? (Жалко, что гибнет такой человек. Одна из самых проникновенных сцен романа.)

    Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: почему роман заканчивается смертью героя? Выскажите свои мнения. (Перед лицом смерти проявились лучшие черты характера Базарова: сила воли, мужество, жалость к родителям, способность восторгаться и любить. Смерть Базарова закономерна: фигура трагическая и “обреченная на гибель”. У Базарова-нигилиста нет положительной программы на будущее. Он одинок идеологически. Герой испытывает внутренний конфликт: теория не выдержала испытание жизнью. Тургенев не видел в реальной жизни занятия, которым мог бы заняться Базаров.)

    Записи в тетрадях.

    2. Анализ 28-й главы.

    Выясним, как сложились судьбы героев романа.

    Чьи свадьбы состоялись? (Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой.)

    Кто за столом вспомнил о Базарове? (Катя шепнула Аркадию, но тот не решился сказать вслух.)

    Как сложилась судьба Анны Сергеевны Одинцовой? (“вышла замуж, не по любви, но по убеждению”.)

    Где и как живет Павел Петрович Кирсанов? (В Дрездене, тяжело живется.)

    Чем занимается Кукшина? (В Гейдельберге изучает архитектуру.)

    Что делает Ситников? (В Петербурге продолжает “дело” Базарова.)

    В каком тоне рассказано о дальнейшей судьбе героев? (С иронией в большей или меньшей степени.)

    Возникает вопрос: почему Тургенев не закончил роман смертью Базарова, наиболее сильной в художественном отношении сценой? Для чего нужно было создавать своеобразный эпилог – 28-ю главу? Попробуем вместе разобраться.

    С чего начинается 28-я глава? (С описания зимнего пейзажа.)

    Какой пейзаж видим в конце главы? (Осенний, очень лирический.)

    Итак, на протяжении романа попеременно звучат 2 мотива: иронический и лирический. В последней главе лирические мотивы нарастают и достигают кульминации.

    Давайте прочувствуем это. Откройте последний абзац романа. Его часто называют реквиемом по главному герою. Реквием (латин. “покой”) – траурное музыкальное произведение. Постепенно этот термин вошел и в литературу. Ученица выразительно прочитает финал романа под музыку австрийского композитора Моцарта “Реквием”.

    8-й слайд.

    По какому произведению курса 9 класса знакомы с Моцартом? (Маленькая трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.)

    Какие ощущения вызвало у вас прослушанное? (Торжественно, грустно и величественно рисует Тургенев могилу Базарова. Автор размышляет о мятежном человеке, на могилу которого он привел читателей, о его неутешных родителях, “о вечном примирении”.)

    Что характерно для синтаксического строя этого фрагмента? (Повторы, восклицания, риторические вопросы передают глубину и искренность чувств автора.)

    9-й слайд.
    10-й слайд.

    Под впечатлением романа художник В. Г. Перов в 1874 году заканчивает картину “Старики родители на могиле сына”, которая в настоящее время находится в Москве в Третьяковской галерее. Посмотрите на ее репродукцию. Как художником изображены старики Базаровы? (Со спины, не видно их лиц, низко склонены их головы.)

    Можно предположить, что родители изображены в тот момент, когда произносят прощальные слова сыну, сейчас уйдут, чтоб обязательно прийти вновь.

    Записи в тетрадях.

    До сих пор не утихают споры об отношении Тургенева к Базарову, хотя сам автор не раз высказывался по этому поводу уже после выхода романа в свет. Ученик сейчас познакомит нас с этими высказываниями.

    В письме к Фету Тургенев сделал важное признание: “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”. А в статье “По поводу “Отцов и детей” Тургенев писал: “…в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача…В этом замечательном человеке воплотилось, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно…”. Также Тургенев писал о Базарове: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”. Вот еще фраза писателя о своем герое: “Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостливой сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я,– я виновен и не достиг своей цели”.

    Как Тургенев относился к нигилизму Базарова? (Не мог сочувствовать, особенно в отношении к природе, искусству, красоте.)

    Но в описаниях Базарова нет иронии, сарказма, карикатуры.

    Как описано чувство Базарова к Одинцовой? (С симпатией и ощущением внутреннего драматизма, уважением к силе чувства.)

    Как дано описание болезни и смерти Базарова? (В подлинно трагических тонах, с огромной художественной силой.)

    4. Споры вокруг романа.

    Споры вокруг романа продолжаются до сих пор. Мы сейчас послушаем основные положения статей литературных критиков – современников Тургенева.

    11-й слайд.

    Ученица расскажет об основных положениях статьи Писарева “Базаров”.

    Базаров – человек сильный по уму и характеру, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, но признавать их искренность – решительно необходимо. У Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое.

    Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга…; Евгений Васильевич один, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Базаров остался бездомным несогретым скитальцем. Базаров с народом держит себя просто. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость.

    В конце романа Базаров умирает; его смерть – случайность. Это событие необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева.

    Какую оценку дает Писарев Базарову? (Высокую.)

    12-й слайд.

    Ученица расскажет об основных положениях статьи критика Антоновича “Асмодей нашего времени”. Слово асмодей значит “злой демон”.

    Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем современное движение русского общества, высказать в художественной форме свой взгляд на современное молодое поколение и разъяснить свои отношения к нему.

    С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука. Но разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание.

    Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливает на него всевозможные нелепости и всячески издевается над ним.

    У автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной жизни, после того, как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем.

    Если смотреть на роман с точки зрения его тенденций, то он и с этой стороны так же неудовлетворителен, как и в художественном отношении.

    Как Антонович оценивает роман? (Негативно.)

    13-й слайд.

    Ученица расскажет о статье Страхова.

    Как много величия кладет на Базарова глубина его жизни, его законченность, его непреклонная последовательная своеобразность. Тургенев дал плоть и кровь тому, что явно уже существовало в виде мысли и убеждения. Глубокий аскетизм проникает собою всю личность Базарова; эта черта не случайная, а существенно необходимая.

    Искусство – это идеализм, созерцание. Базаров – реалист, не созерцатель, а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы. Базаров представляет собой живое воплощение одной из сторон русского духа. Базаров вовсе не такой человек, как можно бы думать по его внешним поступкам и по складу его мыслей. В жизни и в отношениях к людям Базаров не последователен в себе, но в этом обнаруживается его жизненность.

    Глядя на картину романа, можно заметить, что, хотя Базаров головою выше других всех лиц, однако есть что-то, что в целом стоит выше Базарова.

    В конце романа Базаров умирает. На минуту в душе его отца закипает буря, но она быстро затихает, и снова все становится светло. Могила Базарова озарена светом и миром, над нею поют птицы и на нее льются слезы.

    Сам Тургенев отмечал, что “разбор Писарева необыкновенно умен…и…что он почти вполне понял все то, что я хотел сказать Базаровым”.

    5. Развитие понятия о романе.

    Дайте определение романа? (Большая форма эпического жанра литературы.)

    Приведите примеры изученных романов. (“Герой нашего времени” Лермонтова, “Обломов” Гончарова.)

    14-й слайд.

    Вспомним общие черты романа как жанра:

    • изображение человека в сложных формах жизненного процесса;
    • многолинейность сюжета, охватываюшего судьбы ряда действующих лиц;
    • большой объем по сравнению с другими формами эпоса.

    Докажите, что “Отцы и дети” – роман. (Базаров изображен в сложном жизненном процессе, дважды проходит по одному кругу. Несколько сюжетных линий: Базаров, семья Кирсановых, Одинцова. Все сюжетные нити тянутся к главному герою.)

    Каким романом считаются “Отцы и дети”? (Полемический роман: построен на антитезе, в центре изображения – споры героев, конфликты между персонажами, напряженные диалоги.)

    6. Подведение итогов урока.

    Итак, мы сегодня проанализировали финал романа, выяснили взаимоотношения автора и героя, узнали мнения о романе критиков, развили понятие о романе.

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание – подготовиться к сочинению по роману Тургенева “Отцы и дети”.

    Темы сочинений по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

    1. Кто победил в идейной схватке между Базаровым и Павлом Кирсановым? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
    2. В чем проявляется сложность диалога “отцов” и “детей”? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
    3. Почему у Базарова не нашлось других “последователей”, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”.)
    4. Автор и герой в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
    5. Базаров – “лицо трагическое” (По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”).
    6. Русское дворянство в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.
    7. Женские образы в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”.

    В романе «Отцы и дети» особенно выразительно проявились философские интересы Тургенева (напоминаем, он был именно философом по университетскому образованию).

    Философские взгляды Тургенева в произведении

    А.И. Батюто показал, что в ряде мест произведения вкраплены, например, реминисценции из трудов Б. Паскаля (так, они активно использованы в предсмертном монологе Базарова). С некоторыми мыслями Паскаля Тургенев солидаризуется, некоторые активно оспаривает. Любовь и смерть, жизнь и смерть, жизненное призвание человека — вот те глобальные проблемы, «вечные» темы искусства, которые поднимаются автором в его самом знаменитом романе. Прямо или подспудно присутствуя в тексте «Отцов и детей», они придают им особый интонационно-смысловой разворот и в значительной мере обусловливают высокую художественную значимость, саму литературно-читательскую «долговечность» этого тургеневского произведения. Давно утратив свою злободневность, так привлекавшую современников, «Отцы и дети» сохранили, однако, помимо названных глобальных «вневременных» проблем еще и яркую экстравагантность образа главного героя, фраппирующего здесь и эпатирующего окружающих именно так, как во все времена часто старается вести себя молодежь, желающая выглядеть оригинально и необычно.

    Молодой врач Базаров справедливо полагает, что причины телесных болезней как медик знает лишь «приблизительно», однако думает, будто точно знает причины общественных «болезней» и способы их лечения — хотя тут он отнюдь не специалист.

    Поведение Базарова

    Базаров и Аркадий Кирсанов поочередно посещают в романе четыре места: родной дом Аркадия, губернский город, поместье Одинцовой (трижды) и дом родителей Базарова (по его словам, сам он, сын военного лекаря, отнюдь не вырос в нем и вообще прожил там всего лишь «года два сряду», все время «ведя бродячую жизнь» с родителями — то есть и родного дома у этого глубоко несчастного человека нет). Базаров всюду держится обычно с грубоватой бравадой, граничащей с хамоватостью (лишь рядом с Анной Одинцовой он временами как бы «приоткрывается», делается более естественным). Явно стесняясь перед Аркадием бедности и незнатности своих «стариков», он в их доме лишь усиливает подобные черты (как бы поглубже напяливая на себя привычную «речевую маску»): например, зло трунит над собственным покойным дедом, суворовским офицером, и неоднократно без видимых причин «одергивает» отца, нападая на его старомодную романтическую фразеологию (так, отец шутливо предлагает идти «в объятия к Морфею», а сын тут же сварливо поправляет: «То есть пора спать» и т. п.).

    Базаров и родители

    Интересно, что именно у родителей Базаров начинает развивать перед Аркадием пессимистические философемы, сначала непривычные в его устах («часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет» и т. п.). Подобные рассуждения отчасти психологически мотивируются потрясенно-подавленным состоянием Евгения после неудачного финального объяснения с Анной (он понял, что она его не любит и не полюбит никогда), отчасти исподволь подготавливают скорый и внешне неожиданный трагический финал романа (сюда же относится яма с осиной на краю, на которую Евгений вдруг указывает Аркадию). Здесь же читатель знакомится и с нехитрыми наивно-материалистическими представлениями Базарова, что все в мире якобы зависит «от ощущений» и все ими обусловливается («принципов нет, а есть ощущения», «и честность — ощущение» и пр.).

    Дуэль Базарова

    После возвращения Базарова в имение Кирсановых Марьино автор проводит своего главного героя через весьма характерную ситуацию. В доме Николая Петровича, отца Аркадия, живет крестьянка Фенечка — мать его ребенка. Базаров однажды позволил себе поцеловать эту молодую женщину. Поступок грубый, неуместный, и старший брат Николая Петровича Павел вызвал оскорбителя семейной чести на дворянскую дуэль (Павел Петрович втайне сам почти влюблен в Фенечку, которая напоминает ему его юношескую любовь княгиню Р., невольно скрашивая своим присутствием где-то неподалеку его полусуществование). В сцене дуэли немало иронических, если не пародийных, параллелей с дуэлью Онегина и Ленского из «Евгения Онегина» (подобно Онегину, Базаров предлагает в свидетели простого камердинера, подобно ему, неопытен в стрельбе, но нечаянно побеждает противника и т. п.). Впрочем, финал тургеневской дуэли имеет почти фарсовый характер: презирая это «феодальное» дело, везде изображая из себя чуждого аристократам простолюдина, Базаров, тем не менее, неожиданно точно поражает Павла Петровича в ляжку (прицел в ляжку полагался, когда дворянин-дуэлянт намеревался лишь легко ранить противника); при этом пуля Павла Петровича «зыкнула» у его виска — явная сюжетная реминисценция пушкинского «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок». После этого события Евгений возвращается к своим родителям (по дороге побывав в имении Анны Одинцовой), а дома заражается тифом, случайно порезав палец во время медицинского вскрытия трупа больного мужика, и в расцвете сил умирает.

    Смерть Базарова

    На протяжении сюжета различные герои неоднократно высказывали уверенность в том, что Базарову уготовано великое будущее, да и сам он не раз выражает свое намерение многое в жизни свершить. Однако Евгений уходит из жизни — уходит мужественно, но не успев свершить ничего. Гибелью героя Тургенев подтверждает и иллюстрирует свои собственные излюбленные мысли, о которых А.И. Батюто в уже упоминавшейся работе справедливо писал:

    «Итак, базаровские размышления о жизни и смерти, о вечности и человеческом ничтожестве близки авторским раздумьям, а через автора — мыслям Паскаля» (а также, о чем не раз говорилось в науке, мыслям старшего тургеневского современника А. Шопенгауэра).

    Не следует однако думать, что смысл тургеневских раздумий замыкается на безысходном пессимизме в духе того же Шопенгауэра. Да, Базаров бесплодно гибнет (до гибели успев почти разувериться в самой возможности тех «великих» свершений, к которым себя готовил), зато Аркадий Кирсанов, подобно своему отцу Николаю Петровичу, становится прекрасным семьянином (и притом хорошим хозяином). Его венчают в сельской церкви с Катей (младшей сестрой Одинцовой) в тот же день, когда Николая Петровича венчают с Фенечкой. Не случайно ребенка своего Аркадий назовет в честь отца Колей: именно отец и сын Кирсановы, их жены, а затем их дети проживут жизнь так, как жили отцы, как должно простому человеку; проживут, свершив лишь то, что смертному человеку надлежит.

    Базаровский тип

    Однако философским аспект романа, несомненно, исключительно важный для автора, был явно недооценен современной критикой и вообще мало замечен читателем тургеневского времени, нашедшим жгуче интересные для себя проблемы в иных сторонах многогранного сюжета «Отцов и детей». Книга Тургенева стала настольной у русской молодежи. Вскоре после выхода романа как по волшебству явился в реальной жизни страны и базаровский тип — тип разночинца-нигилиста, пытающегося презирать искусство, отрицать его общественное значение («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», — говаривал Базаров), увлеченного естественными науками, воспринимающего через их призму и законы развития общества (так называемый «социал-дарвинизм»). В стране Ломоносова, Лобачевского и Менделеева эти реальные молодые люди, как правило, по-базаровски «не имели лестного понятия» об отечественных ученых, по-базаровски же считая «немцев» своими «учителями».

    Ученый и кораблестроитель разработал теорию качки и теорию непотопляемости. И на практике сделал очень многое [видео]

    Изменить размер текста: A A

    Как основателя флота российского обычно вспоминают Петра Первого - что, безусловно, справедливо. Но современного торгового и военного флота в России не было бы без Алексея Николаевича Крылова .

    Гениальный теоретик и практик морского дела, кораблестроитель, генерал флота, академик, создатель современной теории корабля, теории качки и теории непотопляемости, физик и математик, механик и педагог, Алексей Крылов родился в селе Висяга Симбирской губернии (сейчас это Республика Чувашия ) в 1863 году.

    Его дед участвовал в суворовских походах, был ранен в Бородинском сражении во время войны с Наполеоном. Отец-офицер участвовал в Крымской войне - между прочим, в артиллерийской бригаде он занял место Льва Толстого , переведенного на другое место службы.

    И таких переплетений с судьбами великих россиян в биографии Алексея Николаевича Крылова множество. Во время учебы в Морском корпусе (1878 - 1884) он дружил с сыном Дмитрия Менделеева Володей. В каникулы молодые люди вместе приезжали в гости к создателю периодической системы элементов, Алексей учился ставить научные опыты.

    По идеям Менделеева в Петербурге был построен Морской Опытовый бассейн, которым восемь лет руководил Алексей Крылов. Здесь испытывали новые модели судов и подводных лодок, в том числе первой отечественной подводной лодки «Дельфин» и ледокола «Ермак», проверяли остойчивость и плавучесть военных кораблей и влияние качки на меткость стрельбы. На основе Опытного бассейна создан Центральный научно-исследовательский институт имени академика Крылова - сейчас это Крыловский государственный научный центр.

    Алексей Николаевич был другом и единомышленником флотоводца и полярного исследователя Сергея Осиповича Макарова . Дочь Крылова Анна вышла замуж за Петра Леонидовича Капицу , лауреата Нобелевской премии по физике и основателя Института физических проблем.

    Уже в советское время Крылов работал за границей вместе с легендарными дипломатами - Александрой Коллонтай и Леонидом Красиным . Французский и немецкий язык он отлично выучил еще подростком: Алексей с родителями несколько лет жил в Марселе и Риге. Даже в Морском корпусе он изучал математику в основном по книгам на французском языке.

    В Морском корпусе Крылов освоил теорию магнитных компасов, и сразу после выпуска был принят на работу в компасную часть Главного гидрографического управления. Первое его исследование было посвящено девиации магнитных компасов (девиация - это ошибка компаса под влиянием железа на судне или самолете). Темой этой он занимался всю жизнь, и именно за теорию девиации и влияния качки на показания компаса 1941 году Крылову присудили Сталинскую премию.

    Затем Алексей Николаевич окончил кораблестроительное отделение Морской академии и начал сам преподавать - чем и занимался потом практически до конца жизни, почти полувека.

    Мировую известность русскому ученому принесла теория качки. Вам приходило в голову, что у волн и качающихся на них кораблей может быть какая-то теория с расчетами и формулами? Поэтичный шум прибоя, белые барашки морской пены, да хоть морская болезнь - это понятно. Но как стихию океана измерить, посчитать и применить для постройки судов, не боящихся качки? Крылов смог.

    В 1895 Алексею Николаевичу поручили изучить вопрос о запасе глубины под килем корабля при боковой качке для прохода в порт Лиепаи. Крылов не только сделал расчеты, но и создал первую теорию килевой качки (до него задача считалась неразрешимой), а также теорию демпфирования (успокоения) бортовой и килевой качки. Предложенные им принципы применяются до сих пор.

    В 1898 году Алексей Крылов сформулировал «Общую теорию качки корабля на волнении». Она стала называться «теорией Крылова». Пассажиры круизных лайнеров сейчас почти не ощущают волн в Средиземном море или океане - ходят себе в рестораны, загорают на палубе. Без теории Крылова идиллический отпуск в круизе быстро превратился бы в пытку.

    За эти исследования Русскому капитану флота присудили золотую медаль Английского общества корабельных инженеров и сделали его членом общества - хотя раньше там ни одного иностранца не было. И это - в Британии , владычице морей, гордящейся морскими традициями!


    В 1908 году Крылов назначен главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, занимающегося проектированием судов и наблюдением за их постройкой. То есть, по сути, развитием русского флота и безопасностью мореплавания. Он руководил строительством современных линкоров типа "Севастополь " и эсминцев типа "Новик".

    Много позже, в 1926 году, Алексею Крылову предлагали избираться на пост вице-президента Академии наук. На что он ответил: «Не имеет смысла отрывать меня от вверенной мне постройки судов, в проекты которых я внес много своего».

    С 1910 года Крылов - консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911 году - уже генерал для особых поручений при морском министре. В этой должности занимается и руководством Путиловскими заводами, и морской метеорологией, и подъемом затонувших кораблей.

    Теория непотопляемости - еще один важнейший вклад Крылова в морскую науку. Алексей Николаевич составил таблицы непотопляемости для военных кораблей. Они помогали уменьшить крен корабля, получившего пробоину. Идея по тем временам парадоксальная: надо не откачивать воду, как привыкли моряки, а наоборот, заполнять водой другие отсеки - тогда корпус выровняется.

    Теория подъема затонувших судов - принципиально новый раздел теории корабля, созданный Алексеем Крыловым. Он его разработал на основе работ по подъему линейного корабля «Императрица Мария», погибшего в Севастопольской бухте в 1916 году.

    В советское время Крылов был постоянным консультантом ЭПРОН (Экспедиции подводных работ особого назначения), созданной в 1923 году. Во время Великой Отечественной войны на базе ЭПРОН организовали аварийно-спасательную службу советского Военно-морского флота.

    В 1912 году Крылов избран в Совет и в Правление Русского общества пароходства и торговли. В том же году подготовил доклад для морского министра, благодаря которому Государственная Дума выделила 500 миллионов рублей для «воссоздания флота». А именно - на постройку боевых кораблей, оснащение портов, заводов и морских баз.

    Еще в 1891 году Алексей Крылов женился на юной курсистке Елизавете Драницыной . У них родились пятеро детей, но двое умерли в младенчестве. Брак же по сути распался в 1914 году.

    «Началась эта страшная война 1914 года, - вспоминает дочь Алексея Николаевича, Анна. - Изменилась жизнь и нашей семьи. Мама окончила курсы медсестер и все время работала в разных госпиталях, в лазаретах. ...Примерно в это же время у папы возник очень серьезный роман с Анной Богдановной Ферингер. Для мамы это был тяжелейший удар - узнать о папиной измене. ...Мама поручила нас своей сестре Ольге Дмитриевне, а сама уехала на фронт сестрой милосердия».

    С 1915 года Крылов трудится в совете Комиссии по изучению производительных сил России. Она была создана Академией наук, возглавлял комиссию Владимир Вернадский . Шла Первая мировая война, и стране нужны были новые источники металлов и других полезных ископаемых. Комиссия продолжала работать и в советское время.

    В 1916 году Алексей Николаевич становится действительным членом Академии наук, директором Главной геофизической обсерватории, в 1919 году - начальником Морской академии. Сейчас Крылова наверняка назвали бы эффективным топ-менеджером и пригласили преподавать в престижную бизнес-школу: у него было множество руководящих должностей, и везде он успевал сделать массу нового и полезного!

    "Помню, я задал однажды вопрос деду:

    Почему тебя как генерала в революцию не расстреляли?

    И его ответ:

    Генерал генералу - рознь.

    Действительно, загадкой остается тот факт, что никого из нашей семьи и семьи Крыловых не подвергли репрессиям ни до войны, ни после. А ведь два сына Алексея Николаевича - Алексей и Николай - были офицерами и участвовали в гражданской войне на стороне белого движения и погибли в частях Деникина в 1918 году... Этого было вполне достаточно для самых суровых мер", - пишет Андрей Капица, внук Алексея Николаевича.

    "Теперь я понимаю, что Алексей Николаевич смотрел на наше правительство как на землетрясение, наводнение, грозу. ...Конечно, это было в высшей степени странно: шел 1918 год, папа был полный царский генерал и, несмотря на это, совершенно спокойно стал начальником академии. ...Алексей Николаевич считал, что на нем лежит ответственность за судьбу русского флота и нужно делать свое дело, - объясняет события первых послереволюционных лет дочь Крылова Анна. - Помню, он при мне как-то рассказывал:

    "Выхожу на свою первую лекцию и спрашиваю:

    Кто знает математику в размере гимназического курса? В ответ молчание...

    Кто знает математику в размере реального училища? В ответ молчание...

    Кто учил арифметику в церковно-приходском училище? Поднимается четыре руки.

    Ясно, говорю, сегодня лекция не состоится, приходите завтра в это же время".

    И он прочел курс теории корабля абсолютно неграмотным людям, да так, что они все поняли. Без единого математического знака или формулы".

    С 1921 по 1927 год Крылов живет и работает в Европе . Уезжает туда вместе с группой ученых: восстанавливать научные связей, закупать оборудование и литературу. Потом становится консультантом советского полпредства, представителем Нефтесиндиката, начальником Морского отдела Российской железнодорожной миссии в Берлине , членом правления Русско-Норвежского пароходного общества.

    Он постоянно в разъездах, ведет переговоры в Великобритании и Норвегии , Германии и Франции , заключает контракты на покупку судов, лично наблюдает за строительством танкеров и лесовозов, за ремонтом и погрузкой в портах... Советская Россия купила за границей 900 паровозов, и их решено было доставить морем. А для этого надо найти суда и обеспечить безопасное плавание с необычным грузом. Крылов справился.

    В Париже он наладил отношения с первой женой Елизаветой Дмитриевной (она вместе с дочкой эмигрировала еще в 1919 году). Помогал ей деньгами, хотя жил и путешествовал по Европе с Анной Ферингер. "После пережитой трагедии - гибели сыновей - родители помирились вполне. Мама поняла, что семейной жизни у них не может быть, но дружба и любовь остались. Существовала я - и для того, и для другого. Они оба сосредоточили свою любовь на мне и как бы в этом снова слились духовно", - объясняет смысл этой противоречивой ситуации Анна Крылова-Капица.


    В 1927 году Крылов вернулся в Россию. Больше власти его за границу не выпустили. В 1930-е годы Крылов руководит Физико-математическим институтом Академии наук и Всесоюзным Научно-техническим обществом судостроения, создает вузовский курс "Вибрации судов". Находит третью жену, Надежду Константиновну Вовк-Россохо, с ней они жили до смерти «Вовочки» во время Великой Отечественной войны.

    В 1939 году в СССР пышно отмечали 75-летие академика Крылова. "Я почти 60 лет служу любимому морскому делу и всегда считал само это служение Флоту, Родине и народу наивысшей честью для себя. Вот почему я не пойму, чем же я заслужил сегодня такие почести?", - отвечал Алексей Николаевич на поздравления.

    Во время войны Крылова эвакуировали в Казань . Успев вернуться в Ленинград после Победы, в 1945 году он умер. О похоронах рассказывает внук Андрей Капица: "Моряки хоронили его со всеми воинскими почестями, положенными адмиралу флота, и его провожал, как мне казалось, весь Ленинград".

    x HTML-код

    Великие ученые: Алексей Крылов. Русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР

  • 2 Память
  • 3 Популяризаторская деятельность
  • 4 Адреса в Санкт-Петербурге - Ленинграде
  • 5 Наследие А. Н. Крылова
  • 6 Переводы А. Н. Крылова
  • Примечания
    Литература

    Введение

    Алексе́й Никола́евич Крыло́в (3 (15) августа 1863, село Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии - 26 октября 1945, Ленинград) - русский и советский кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР (с 1916; член-корреспондент с 1914), генерал для особых поручений при морском министре Российской империи (1911), лауреат Сталинской премии (1941), Герой Социалистического Труда (1943).


    1. Биография

    Алексей Николаевич Крылов родился 3 (15) августа 1863 в селе Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне село Крылово Порецкого района Чувашии) в семье Николая Александровича Крылова (1830--1911) и Софьи Викторовны Ляпуновой. Отец Николай Александрович Крылов - в прошлом артиллерийский офицер, участник боевых действий англо-франко-русской войны 1855–1856 гг., получил образование за казённый счёт, как сын ветерана, Александра Алексеевича Крылова, раненого под Бородино и при взятии Парижа (и награждённого золотым оружием за храбрость и орденами за боевые заслуги).

    По традиции Алексея Николаевича ждала судьба военного, но, несомненно, большее влияние на него оказало окружение многочисленных родственников, Филатовых (по бабушке со стороны отца) и Ляпуновых (по линии матери), из которых в дальнейшем выросли знаменитые русские (и французские - В.Н.Анри) врачи, учёные, композиторы.

    В 1878 году Крылов поступил в Морское училище , которое окончил с отличием в 1884 году. После окончания училища А. Н. работал в компасной мастерской Гидрографического управления под руководством И. П. Колонга, где провёл своё первое научное исследование по девиации магнитных компасов. Теория магнитных и гирокомпасов прошла через всю его жизнь. Много позже, в 1938-1940 годах А. Н. опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса:

    • «Основания теории девиации компаса»
    • «Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении»
    • «О теории гирокомпаса»

    В 1941 году эти исследования были отмечены Сталинской премией. А. Н. Крылов предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса.

    В 1887 году А. Н. Крылов перешёл на Франко-русский завод, а затем продолжил учёбу на кораблестроительном отделении Николаевской морской академии. После окончания курса (в 1890 году) остался в Академии, где вёл практические занятия по математике, а впоследствии курс теории корабля. По воспоминаниям самого А. Н. Крылова, с 1887 года его «главной специальностью стало кораблестроение, или, лучше сказать, приложение математики к разного рода вопросам морского дела». С этого началась преподавательская деятельность А. Н., продолжавшаяся почти до самой его смерти.

    В 1890-е годы мировую известность приобрёл труд Крылова «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию Уильяма Фруда. Работа А. Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области. В 1896 г. избран членом Английского общества корабельных инженеров. В 1898 году А. Н. был награждён золотой медалью Британского общества корабельных инженеров, причём это был первый случай в истории, когда медали удостаивался иностранец. Продолжая эти работы, А. Н. Крылов создал теорию демпфирования (умирения) бортовой и килевой качки. Он первый предложил гироскопическое демпфирование (успокоение) бортовой качки, что сегодня является наиболее распространённым способом умирения бортовой качки.

    А. Н. Крылов с дочерью Анной, ставшей впоследствии женой П. Л. Капицы. 1904 год

    С 1900 года А. Н. Крылов деятельно сотрудничает со Степаном Осиповичем Макаровым, адмиралом и учёным-кораблестроителем, работая над вопросом плавучести корабля. Итоги этой работы вскоре стали классическими и до сих пор широко используются в мире. Много лет спустя Крылов напишет о ранних идеях Макарова по борьбе с креном или дифферентом повреждённого корабля затоплением неповреждённых отсеков: «Это казалось морским чиновникам большой чушью. Потребовалось 35 лет… на то, чтобы их убедить, что идеи 22-летнего Макарова имеют большое практическое значение».

    В 1900-1908 гг. заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908-1910 гг. главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель). С 1910 г. ординарный профессор Николаевской морской академии, консультант Адмиралтейского и Балтийского заводов. В 1911-1913 гг. экстраординарный профессор Института инженеров путей сообщения. В 1915-1916 гг. председатель правительственного правления Путиловских заводов. Участвовал в проектировании и постройке первых русских линкоров-дредноутов типа «Севастополь».

    В 1912 году подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 миллионов рублей на воссоздание флота. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств.

    А. Н. Крылов был талантливым консультантом по делам флота. Сам он отмечал, что его советы сэкономили правительству больше стоимости самого современного дредноута. При этом А. Н. славился острым языком, и его меткие ответы правительству и Думе становились легендами.

    В 1916 Крылов возглавлял Главную физическую обсерваторию и Главное военно-метеорологическое управление. В 1917 был назначен директором физической лаборатории Академии наук. В 1918 г. - консультант комиссии особых артиллерийских опытов. В 1919-1920 гг. - начальник Морской академии.

    В 1917 году А. Н. Крылов был руководителем Русского общества пароходства и торговли . После Великой Октябрьской социалистической революции он передал все суда Советскому правительству и продолжал работать на развитие Отечественного флота. В 1921 году А. Н. был направлен в Лондон, как представитель Советского правительства для восстановления зарубежных научных связей страны. В 1927 году он вернулся в Советский Союз.

    В 1928-1931 гг. директор Физико-математического института АН СССР.

    А. Н. Крылов знаменит своими работами по гидродинамике, в том числе и по теории движения корабля на мелководье (он был первым, кто смог объяснить и рассчитать значительное увеличение гидродинамического сопротивления при небольших глубинах) и теорией единичных волн.

    А. Н. Крылов - автор около 300 книг и статей. Они покрывают большой диапазон человеческого знания, включая судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости .

    А. Н. Крылов в 1930-е годы

    В 1931 году Крылов опубликовал работу на тему, известную теперь, как подпространство Крылова или методы подпространства Крылова. Работа касалась проблем собственных значений, а именно, вычисления коэффициентов характеристического полинома заданной матрицы. Крылов коснулся эффективности вычислений и, как настоящий учёный-вычислитель, подсчитал вычислительные затраты как количество «отдельных операций перемножения» - явление не типичное для математической публикации 1931 года. Крылов начал с тщательного сравнения существующих методов, что включает оценку худшего сценария вычислительных затрат в методе Якоби. После этого, он представил свой собственный метод, который был лучшим из известных к тому времени методов и широко используется до сих пор.

    В августе 1941 году А. Н. Крылов, вопреки его протестам, был отправлен в эвакуацию в г. Казань. Вернулся в Ленинград он лишь в августе 1945 года. В эвакуации он написал свои знаменитые «Мои воспоминания».

    А. Н. Крылов перевёл на русский язык «Математические начала натуральной философии» Ньютона (1915).

    А. Н. Крылов умер 26 октября 1945. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И. П. Павлова и Д. И. Менделеева.


    1.1. Семья

    А. Н. Крылов был женат на Елизавете Дмитриевне Драницыной . Их дочь Анна вышла замуж за П. Л. Капицу, с которым у А. Н. Крылова были самые тёплые отношения. А. Н. Крылов - дед С. П. Капицы и А. П. Капицы.

    2. Память

    Почтовая марка СССР, 1955 год

    Почтовая марка СССР, 1963 год

    • В 1955 и 1963 годах в честь Крылова были выпущены марки «Почты СССР».
    • В 1963 году в честь Крылова была отчеканена настольная медаль.

    3. Популяризаторская деятельность

    А. Н. Крылов был выдающимся математиком и механиком, инженером и изобретателем, замечательным педагогом и популяризатором научных знаний. Крылов читал лекции по теории кораблестроения будущим инженерам. Крылов излагал сложные вещи простыми словами. Перевод трёх законов Ньютона принадлежит именно Крылову. Также Крылов писал научно-популярные книги. Хотя книги были предназначены для специалистов, изложены они были в научно-популярном стиле. Крылов серьёзно и ответственно относился к своим выступлениям. Благодаря Алексею Николаевичу Крылову широкие массы инженеров и техников повышали свою специальную подготовку, приобщались к высокой культуре и становились новаторами в своей области деятельности .


    4. Адреса в Санкт-Петербурге - Ленинграде

    • 1901-1913 - доходный дом - Зверинская улица, 6, кв. 8;
    • 1937 - 26 октября 1945 года - Университетская набережная, 5.

    5. Наследие А. Н. Крылова

    А. Н. Крылов - основоположник теории корабля, автор множества работ по теории магнитных и гироскопических компасов, по артиллерии, механике, математике и астрономии. Кавалер ордена Святого Станислава 1-й степени, трижды кавалер ордена Ленина, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии (1941). С 1914 года он - член-корреспондент, а с 1916 - действительный член Академии Наук.

    В честь А. Н. Крылова названы:

    • Кратер на Луне
    • Премия имени академика А. Н. Крылова Российской академии наук. Присуждается «за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики».
    • Премия имени А. Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга. Присуждается за выдающиеся научные результаты в области технических наук.
    • Головной, ведущий научно-исследовательский институт судостроительной отрасли Советского Союза - ЦНИИ им. акад. Крылова.
    • Улица Академика Крылова в Приморском районе Санкт-Петербурга.
    • Улица Академика Крылова в Севастополе.
    • Улица Академика Крылова в центре Чебоксар.
    • Улица Крылова в Николаеве

    В Алатыре установлен памятник Крылову: бюст и два якоря, соединённые цепью. В Алатыре также названа в его честь школа-гимназия №6 .


    6. Переводы А. Н. Крылова

    • Исаак Ньютон, «Математические начала натуральной философии». Перевод с латинского и примечания А. Н. Крылова. М., Наука, 1989 г., 688 с. ISBN 5-02-000747-1

    Примечания

    1. Володар Лишевский Учёные - популяризаторы науки - n-t.ru/ri/ls/up06.htm. - Знание. - 1987.
    2. Сайт гимназии им. академика Крылова - gymnasium.fatal.ru/, Алатырь

    Литература

    • Крылов А. Н. Мои воспоминания - militera.lib.ru/memo/russian/krylov_an/index.html. - М .: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
    • Крылов А. Н. Мои воспоминания - www.base13.glasnet.ru/text/krylov/t.htm. - М .: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
    • Из писем А. Н. Крылова дочери (с предисловием Е. Л. Капицы) - vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/05_04/KRYLOV.HTM // Природа, 5, 2004
    скачать
    Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 13:52:43
    Похожие рефераты: Алексей Крылов , Крылов Алексей Васильевич , Крылов Юрий Николаевич , Крылов Александр Николаевич , Крылов Сергей Николаевич , Алексей Николаевич Бах ,