Кто был автором работы моя борьба. Значение майн кампф в энциклопедии третьего рейха


Ровно 90 лет назад, 18 июля 1925 г., состоялась первая публикация «Mein Kampf» Адольфа Гитлера. Предлагаем несколько интересных фактов о "нацистской библии".

1) Гитлер хотел назвать свою книгу "Четыре с половиной года борьбы c ложью, глупостью и трусостью", но Макс Аманн, практичный директор нацистского издательства, который должен был издавать ее, возражал против столь тяжеловесного и малопривлекательного заголовка и урезал его. Книга получила название "Моя борьба" ("Майн кампф").

2) За исключением Библии, ни одна книга не продавалась в таких количествах в период нацистского правления, когда немногие семьи чувствовали себя в безопасности, не выставив книгу на почетное место у себя в доме. Считалось почти обязательным - и, безусловно, разумным - дарить "Майн кампф" жениху и невесте к свадьбе, а школьнику по окончании школы любого профиля. К 1940 году, спустя год после начала второй мировой войны, в Германии было продано
6 миллионов экземпляров этой книги.

3) По одним данным Гитлер отказался от выплаты ему вознаграждений за продажи книги полностью. По другим данным он сделал на книге состояние.

4) В СССР перевод книги Григория Зиновьева был издан в 1933 году ограниченным тиражом для изучения партийными работниками.

5) О России Гитлер писал следующее: "Россия жила за счёт именно германского ядра в её высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи. Но как русские не могут своими собственными силами скинуть ярмо евреев, так и одни евреи не в силах надолго держать в своём подчинении это громадное государство. "

6) Гитлер писал, что политика завоевания новых земель Германией возможна только при союзе с Англией, Италией и Японией.

7) В некоторых странах продажа этой книги запрещена (например, в Германии и России), а в некоторых странах Mein Kampf может продаваться легально.

8) Кому достаются авторские отчисления от продажи Mein Kampf? Нет - вовсе не родственникам Гитлера. Авторские права на Mein Kampf принадлежат Баварии, а именно ее министерству финансов, которое запрещает продавать книгу в Германии и пытается сделать то же самое в других странах. Права на книгу у Баварии истекают 1 января 2016 г., через 70 лет после смерти автора. После этого книга станет "общественным достоянием".

9) Несколько лет назад британцы пришли в шок, обнаружив на полке "Лучшие подарки на Рождество" в одном из крупнейших сетевых книжных магазинов страны книгу Майн Кампф. Причем книга оказалась там вовсе не случайно. На владельцев сети подали в суд.

10) Вовсе не обязательно, что каждый немец, купивший "Майн кампф", прочел ее. Можно было услышать от многих убежденных нацистов, что им было трудно читать эту книгу, и не так уж мало немцев признавались, что не смогли осилить до конца высокопарный опус в 782 страницы. Можно, по всей вероятности, утверждать что если бы большее число немцев, не являвшихся членами нацистской партии, прочли эту книгу до 1933 года и если бы государственные деятели разных стран внимательно изучили ее, пока еще не было поздно, то и Германию, и весь мир удалось бы спасти от катастрофы.

В 1935 году в газете National-Zeitung, издававшейся в Базеле, была опубликована серия из десяти статей, в которых автор Тете Харенс Тетенс (Tete Harens Tetens) детально писал о планах Гитлера по завоеванию мира, вывод о которых он сделал на основании книги «Майн кампф» («Моя борьба»). Однако Тетенс находил удивительным, что население Германии не считало действия Гитлера воплощением его грандиозного плана, который он четко сформулировал в своей книге. Тетенс обнаружил «красную нить», проходившую через все внешнеполитические действия Гитлера. Но тем самым он попал в очень немногочисленное меньшинство — меньшинство людей, не только прочитавших «Майн кампф», но и воспринявших эту книгу всерьез и осознавших ее остроту.

По-прежнему нельзя сказать, что это нечто само собой разумеющееся — ожидать от гитлеровского 800-страничного «творения» с описаниями оргий ненависти и прочими «перлами», что это будет легкое, но познавательное чтиво. Но тот, кто согласен прочесть эту книгу, кто готов хотя бы на некоторое время разделить мысли Гитлера вместо того, чтобы сразу же отвергнуть их, получает возможность посмотреть на Гитлера совсем с другой стороны. Читатель увидит, что это говорит человек, твердо убежденный в том, что он выполняет историческую миссию. Он поймет, что представления Гитлера (пусть ошибочные) складываются в целое мировоззрение.

Никаких принципиальных уступок!

А еще он поймет, что все — на самом деле чрезвычайно систематизированные — действия Гитлера в конечном итоге служили лишь тому, чтобы воплотить его мировоззрение в жизнь. В «Майн кампф» есть великая связь: связь мировоззрения самого по себе, связь между внутренней и внешней политикой, связь между мировоззрением и программой. Тот, кто серьезно изучил и понял эту книгу, больше не будет разделять распространенное мнение, что Гитлер был беспринципным оппортунистом и лишь реагировал на конкретную ситуацию, не имея ясного плана действий. Гитлер четко сформулировал убеждение, что человек, стремящийся достичь какой-либо большой цели, должен быть гибок, когда речь идет о вопросах второстепенной важности.

В принципиальных же вопросах об уступках для него не могло быть и речи! Всегда надо было четко отличать друг от друга цели и средства для достижения этих целей. Гитлер всегда соглашался на уступки и подстраивался под обстоятельства, когда ему это казалось целесообразным — чтобы иметь возможность двигаться к своей главной цели. Открытое признание в стремлении к этой — главной — цели он не считал оппортунизмом, потому что в противном случае он, возможно, распугал бы мелких духов, которым его цель могла бы показаться слишком великой. Однако то, что Гитлер выразил в своей книге, забавно, причем в двойном смысле: автор написал о том, о чем хотел промолчать, а потенциальные читатели это не восприняли, хотя должны были бы это понять.

Контекст

Положите конец Второй мировой войне

Bloomberg 19.04.2015

Гитлер с примечаниями

Financial Times 07.12.2015

Нетаньяху: Гитлер не хотел уничтожать евреев

Haaretz 22.10.2015
Какой была настоящая цель Гитлера? Что это за великая идея, которую он всеми силами стремился реализовать? Чтобы понять, какова была главная движущая сила действий Гитлера, необходимо упомянуть поставленный им тогда диагноз современности. В середине 1920-х годов Гитлер видел себя в центре мира, переживавшего закат. Империя Габсбургов распалась и погрязла в национальной борьбе. Культуру, о которой он, немецкий австриец, говорил, что она имеет право играть решающую роль в мире, растирали в порошок между двумя «жерновами»: ее ущемляли в национальном плане — в первую очередь, славянские народы, а в социальном плане, она подвергалась серьезнейшей проверке на прочность новым капиталистическим строем.

Еврейский заговор

И вот здесь, как считал Гитлер, эти два вопроса пересекались: марксистская социал-демократия натравливает социально деклассированные слои общества на собственных сограждан, что еще более ослабляет нацию. Гитлер из этого сделал вывод, что целью политики национал-социализма должна стать систематизация социальной политики, чтобы вновь сплотить народные массы в единую нацию.

Выжить в борьбе

Однако почему для Гитлера (смотри название книги) неотъемлемой частью человеческой жизни является борьба? Борьба есть принцип природы, частью которой является человек, именно в борьбе природа завоевывает свое право на существование и развитие всей системы. Именно в борьбе возникает порядок — предпосылка для выживания. Но борьба также оказывает влияние на прогресс, потому что он делает сильнее тех, кто борется, и «отсортировывает» тех, кто не способен бороться.

Утопия вроде марксизма, провозглашающая конец всякой борьбы и наступление мирной и беззаботной жизни, по мнению Гитлера, означает упадок и закат человечества. По сути, Гитлер бичевал все, что он считал еврейским, — весь процесс модернизации: демократию и социализм как феномены «уравниловки» и обесценивания личности; капиталистическую экономию, которая все превращает в предмет грязных махинаций и никаким образом не привязана к национальности; гедонистическое смирение по отношению к миру, которое более не допускает высоких идеалов и способности к самопожертвованию. Гитлер выступал против всего этого, представляя мировоззрение, ставящее на место равенства неравенство, на место материализма идеализм, на место вечного мира вечную борьбу. Национал-социализм он рассматривал в качестве главного элемента противодействия марксизму, в искоренении которого он и видел свою историческую миссию.

Этому должны были служить внутренняя и внешняя политика. Внутреннеполитический план действий Гитлера предполагал постепенную гомогенизацию немецкого народа с целью его последующего единения в борьбе и решительности принять последний бой. К этому относились также идейное воспитание и обучение, политическое и общественное приобщение к соответствующей идеологии, а также расовая «чистка» общества.

Внешнеполитический план действий предусматривал новое (после Первой мировой войны) вооружение Германии, создание различных межгосударственных объединений и победу над «вечным врагом» Францией, а также завоевание «жизненного пространства» на востоке — в России. Если сопоставить систематичность этого плана действий с систематичностью его практической реализации, то легко убедиться в том, что они поразительно совпадают.

Беда начинается с мышления

Но к чему нужны были массовые убийства евреев? Почему Гитлер боролся с евреями не так, как с другими народами? Прямого ответа на этот вопрос в «Майн кампф» не содержится, но его можно домыслить. Гитлер считал, что мышление евреев было типичным для мышления ненавистных ему идеологий. Они, по его мнению, презирали идею борьбы, деморализовали борцов, потому что господствовали, но при этом не хотели бороться. В первую очередь, Гитлер стремился искоренить их мышление, считая его вредным для человечества. Однако как можно искоренить некое мышление по всему миру? Его вера в то, что этого можно достичь, убивая людей, которые, предположительно, являются носителями этого мышления, определенно, и была самым страшным вариантом борьбы с мыслями.

Гитлер сумел претворить свои мысли в жизнь. Таким образом, можно смело утверждать, что всякая беда начинается с мышления. Однако нельзя утверждать, что мышление можно уничтожить, уничтожая людей.

Барбара Ценпфенниг преподает политическую теорию и историю идей в Университете Пассау.

Гитлер хотел назвать свою книгу "Четыре с половиной года борьбы с
ложью, глупостью и трусостью", но Макс Аманн, практичный директор
нацистского издательства, который должен был издавать ее, возражал против
столь тяжеловесного и малопривлекательного заголовка и урезал его. Книга
получила название "Моя борьба" ("Майн кампф"). Содержание ее разочаровало
Аманна: он надеялся заполучить страстную исповедь Гитлера, где описывалось
бы, как он из безвестного венского "рабочего" превратился в известную всему
миру фигуру. Как уже отмечалось, в книге немного автобиографического
материала.
Нацистский издатель рассчитывал также на то, что Гитлер даст свою
трактовку "пивного путча", драматизм и двойственность которого, по его
убеждению, заинтересовали бы читателя. Однако Гитлер в этом вопросе проявил
чрезмерную осторожность и не стал ворошить прошлое в тот момент, когда
влияние партии упало. {"Нет смысла, - писал он в конце второго тома, -
бередить раны, которые, судя по всему, еще не до конца зажили... нет нужды
винить тех, кто в глубине души, вероятно, был не меньше предан своей стране
и кто просто не нашел или не смог понять общий курс". Столь злопамятным
человеком, каким был Гитлер, в данном случае проявлена неожиданная
терпимость по отношению к тем, кто подавил поднятый им путч и упрятал его за
решетку, либо, принимая во внимание то, что произошло позднее с Каром и
другими его противниками, данное утверждение свидетельствует о силе воли
Гитлера - способности сдерживаться на какое-то время по тактическим
соображениям. В любом случае Гитлер воздержался от каких-либо встречных
обвинений. - Прим. авт.}

Поэтому в "Майн кампф" практически не упоминается о неудачном путче.
Первый том "Майн кампф" был опубликован осенью 1925 года. Книга объемом
четыреста страниц стоила двенадцать марок (или три доллара) - почти вдвое
дороже большинства книг, выпускаемых в то время в Германии. Она не сразу
стала бестселлером. Аманн, правда, хвастался, что в первый год после выхода
книги в свет было подано 23 тысячи экземпляров и что в последующие годы
доходы возросли. Однако данное заявление было воспринято в антинацистских
кругах скептически.
На основании захваченной союзниками в 1945 году документации о выплате
гонораров нацистским издательством "Эйер ферлаг" можно привести фактические
данные о продаже "Майн кампф". В 1925 году было продано 9 тысяч 473
экземпляра, затем в течение трех лет количество проданных книг ежегодно
сокращалось. В 1926 году оно упало до 6 тысяч 913 экземпляров, в 1927 году -
до 5 тысяч 607, а в 1928 году составило лишь 3 тысячи 15 экземпляров,
учитывая оба тома. В 1929 году число проданных книг несколько возросло - до
7 тысяч 664 экземпляров. С увеличением фондов нацистской партии в 1930 году,
когда на прилавках появилось недорогое однотомное издание "Майн кампф" за
восемь марок, продажа книг возросла до 54 тысяч 86 экземпляров. На следующий
год количество проданных книг несколько сократилось (50 тысяч 807) и в 1932
году достигло 90 тысяч 351 экземпляра.

Гонорары Гитлера - основной источник его доходов - начиная с 1925 года
и во все последующие годы составляли значительную сумму, если учесть средние
ставки за эти семь лет. Однако их трудно сравнивать с гонорарами,
полученными в 1933 году, когда Гитлер стал рейхсканцлером. За первый год
пребывания Гитлера у власти продали миллион экземпляров "Майн кампф", и
доходы фюрера от гонораров, которые с 1 января 1933 года возросли с 10 до 15
процентов, превысили миллион марок (примерно 300 тысяч долларов). Гитлер
сделался самым состоятельным автором в Германии и впервые почувствовал себя
миллионером {Как у большинства писателей, у Гитлера возникали определенные
трудности с Уплатой налогов - по крайней мере, как мы увидим, до тех пор,
пока он не cтал диктатором. - Прим. авт.}.
За исключением Библии, ни одна книга не продавалась в таких количествах
в период нацистского правления, когда немногие семьи чувствовали себя в
безопасности, не выставив книгу на почетное место у себя в доме. Считалось
почти обязательным - и, безусловно, разумным - дарить "Майн кампф" жениху и
невесте к свадьбе, а школьнику по окончании школы любого профиля. К 1940
году, спустя год после начала второй мировой войны, в Германии было продано
6 миллионов экземпляров этой нацистской библии.
Вовсе не обязательно, что каждый немец, купивший "Майн кампф", прочел
ее. Я слышал от многих убежденных нацистов, что им было трудно читать эту
книгу, и не так уж мало немцев в частной беседе признавались, что не смогли
осилить до конца высокопарный опус в 782 страницы. Можно, по всей
вероятности, утверждать что если бы большее число немцев, не являвшихся
членами нацистской партии, прочли эту книгу до 1933 года и если бы
государственные деятели разных стран внимательно изучили ее, пока еще не
было поздно, то и Германию, и весь мир удалось бы спасти от катастрофы.

(это краткая справочная статья,
фрагменты самой книги были удалены 19.06.2009,
подробности см. здесь - Майн кампф )

"Майн кампф" ("Mein Kampf" - "Моя борьба"), книга Гитлера , в которой он обстоятельно изложил свою политическую программу. В гитлеровской Германии "Майн кампф" считали библией национал-социализма, она получила известность еще до выхода в свет, и многие немцы верили, что нацистский лидер способен воплотить в жизнь все, что наметил на страницах своей книги. Первую часть "Майн кампф" Гитлер написал в тюрьме Ландсберга, где отбывал срок за попытку государственного переворота . Многие его соратники, в том числе Геббельс , Готфрид Федер и Альфред Розенберг , уже опубликовали брошюры или книги, и Гитлеру страстно хотелось доказать, что, несмотря на недостаточное образование, он также способен внести свою лепту в политическую философию. Поскольку пребывание почти 40 нацистов в тюрьме было необременительным и комфортным, Гитлер многие часы проводил диктуя первую часть книги Эмилю Морису и Рудольфу Гессу . Вторая часть была написана им в 1925-1927, уже после воссоздания нацистской партии.

Первоначально Гитлер озаглавил свою книгу "Четыре с половиной года борьбы против лжи, глупости и трусости". Однако издатель Макс Аман, не удовлетворясь столь длинным названием, сократил его до "Моя борьба". Крикливый, сырой, напыщенный по стилю первый вариант книги был перенасыщен длиннотами, многословием, неудобоваримыми оборотами, постоянными повторами, что с головой выдавало в Гитлере полуобразованного человека. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер отметил в первоначальном издании тысячи грамматических ошибок. Хотя в последующих изданиях были сделаны многие стилистические исправления, общая картина осталась прежней. Тем не менее книга имела громадный успех и оказалась весьма прибыльной. К 1932 было продано 5,2 млн. экземпляров; она была переведена на 11 языков. Всем молодоженам Германии при регистрации брака навязывали покупку одного экземпляра "Майн кампф". Огромные тиражи сделали Гитлера миллионером.

Основной темой книги была расовая доктрина Гитлера (см. главу XI. Народ и раса . - Ред. ). Немцы, писал он, должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту. Их долг - увеличить численность нации, с тем чтобы исполнить свое предназначение - достичь мирового господства. Несмотря на поражение в Первой мировой войне , необходимо вновь набрать силы. Только таким образом германская нация сможет в будущем занять свое место предводителя человечества.

Выпустил тиражом 4 тысячи экземпляров программный манифест Адольфа Гитлера «Майн кампф» («Моя борьба»). Эту одиозную книгу в Германии не печатали с войны. До 1 января 2016 года авторские права на неё принадлежали правительству Баварии, которое запрещало переиздание откровений Гитлера. В прошлом январе срок действия авторского права истёк, и мюнхенский институт сразу выстрелил новым двухтомником «Гитлер. Моя борьба. Критическое издание».


Лукавый ход мюнхенского института

Случилось это не вдруг. В предшествующие три года сотрудники института готовили гитлеровскую книгу к возвращению в общество. Текст снабдили многочисленными комментариями и примечаниями. В них уточняли исторические факты, которые исказил Гитлер. Объясняли «человеконенавистническую суть» этого фашистского манифеста.

Институт назвал своё издание «критическим», как бы ниспровергающим программные откровения Гитлера. Мюнхенские историки появление переиздания «Майн кампф» объясняли потребностью в этом знании у своих профессиональных коллег. Однако цену на двухтомник установили весьма доступную в 59 евро, рассчитанную на массовое приобретение.

Новое явление гитлеровской книги вызвало в Германии споры. Объяснения института скептики посчитали лукавыми. Это всё равно, что для заядлых курильщиков выпустить книгу о пользе табака, с комментарием наркологов о вреде никотина для организма. Каждый увидит в тексте то, что сочтёт для себя нужным.

Уже в первые месяцы после реинкарнации гитлеровского манифеста стало очевидно: «Майн кампф. Критическое издание» - далеко не академическое учебное пособие, а вполне себе книга массового спроса. Двухтомник мюнхенского института, что называется, смели с прилавков книжных магазинов.

Гамбургский журнал Der Spiegel, чей рейтинг книжных новинок Германии считается самым репрезентативным и авторитетным, вывел двухтомник «Майн кампф» на место в списке бестселлеров «нон-фикшн». На книгу, пропавшую с прилавков, пошли заказы от покупателей. Институт современной истории сделал допечатку тиража - раз, другой, третий. В течение 2016 года «Майн кампф» с комментариями издавался пять раз. Хватило на 85 тысяч «историков».

Между прочим, до прихода Гитлера к власти примерно таким же тиражом печатали «Майн кампф» в ещё не познавшей фашизм Германии - по 50-90 тысяч экземпляров в год. Это потом гитлеровский манифест станет национальной программной книгой. Её будут бесплатно раздавать брачующимся и армейским новобранцам, печатать в миллионах экземпляров.

В теперешней Германии до этого ещё не дошло, но мюнхенский Институт современной истории уже готовит шестое издание книги. Заказы на двухтомник «Майн кампф» не иссякают. Ждать их исполнения приходится по несколько недель. Случай беспрецедентный в практике немецкого книгоиздания для книг такого жанра - биографии, мемуары, документально-историческая литература.

Столь же беспрецедентна и коммерческая несостоятельность этого, теперь уже массового издания. Не так давно к директору института Андреасу Виршингу обратились сразу два крупных немецких журнала - Der Spiegel и Stern. Их интересовало: окупились ли затраты института на выпуск критической версии «Майн кампф»? Виршинг разочаровал журналистов. По его словам, о коммерческом успехе и окупаемости проекта говорить не приходится. Для этого слишком низкая цена на двухтомник в две тысячи страниц. Она оправдывает, главным образом, затраты на полиграфию.

Такое вот отеческое радение о кошельках коллег-историков. На них, в общем-то, и списывают весь ажиотаж вокруг нового издания гитлеровской книги. Немецкие СМИ убеждены: нынешние неонацисты книгу Гитлера не читают. Она скучна, монотонна, неудобоварима, написана тяжелым языком и трудна для восприятия неспециалиста.

Полиция, правда, находит детище мюнхенского института при обысках у неонацистов. Но принято считать, что это не пособие для политической деятельности, а сувениры для подарков и обмена. В это верят. Как верили бюргеры полиции в невиновность мигрантов, устроивших прошлой зимой массовое изнасилование немецких женщин в новогоднем Кёльне.

Два фона, на которых поднимается неонацизм

В последнее время германские власти достаточно благостно подают неприятную для страны информацию. С одной стороны в этом видна попытка смягчить оценку своих провалов. С другой - успокоить общество, сделать вид, что ничего критического не происходит. Случай с переизданием гитлеровского манифеста как раз из такого ряда.

Послевоенная Германия старательно очищалась от скверны фашизма. Денацификацию страны власти объявили главным звеном национальной политики. Так понемногу убедили себя, что фашизм больше не может возродиться на немецкой земле, как не может теперь начаться с неё война.

В пользу этого говорило массовое отторжение людей от идей национал-социализма. У многих представителей нынешнего поколения немцев выработалось чувство вины за преступления гитлеровцев. Однако не у всех. В начале нынешнего века в Германии стали нарастать новые тенденции. В базе их - переоценка итогов второй мировой войны, попытка уровнять преступления фашистов с действиями воинов Красной Армии на территории Германии.

В СМИ замелькали многочисленные публикации о массовых изнасилованиях немок советскими солдатами. Как водится в теперешней западной прессе, доказательств своим обвинениям издания не представили, зато цифры называли умопомрачительные - миллионы пострадавших женщин. Мало кто серьёзно задумался над этой очевидной глупостью. Ведь при таком раскладе новое поколение немцев должно, по сути, стать кровными родственниками солдат-победителей, в том числе, россиян.

Тема массовых изнасилований увлекла немецкие СМИ. На ней, как на дрожжах, поднялась русофобия элиты, стали нарастать реваншистские настроения. Переиздание гитлеровского манифеста - тому пример. Как помним, мюнхенский институт занялся им за три года до истечения авторских прав у Баварии.

По времени это совпало с резким охлаждением российско-германских отношений. Его вызвала политика сдерживания России, с которой заявилась канцлер Германии Ангела Меркель. После саммита «Большой двадцатки» в австралийском Брисбене, где у Меркель так и не сложился многочасовой диалог с президентом России, в Берлине уже открыто заговорили, что видят теперь Москву в качестве своего «противника», а не «потенциального партнера».

Таким стал внешний фон. Внутри Германии активизировались неонацистские организации и объединения. Местные ультраправые группировки стали действовать намного агрессивнее. Связано это с захлестнувшим Германию потоком мигрантов, и не только.

В прошлом январе германская полиция задержала четверых участников ультраправого террористического объединения «Oldschool Society» (OSS). Они планировали теракт в дрезденской женской церкви «Frauenkirche». Как отметили представители прокуратуры Германии, цель планировавшейся акции - вызвать недовольство населения бездействием властей при защите безопасности немцев, привлечь внимание общества к деятельности неонацистов.

«О взрыве в церкви должна была заговорить вся Германия», - отмечали в своей переписке террористы из OSS. Следствие вскрыло не только это. Группировка планировала теракты в школах, детских садах. Прокуроры привели в пример ещё один фрагмент из переписки задержанных неонацистов. «Если взорвём Förderschule (школа для отстающих и больных детей),- откровенничает с подельником последыш Гитлера, - то я могу обойтись без этих дурачков». Такая мораль, по сути, прямое действие установок из фашистского манифеста - «Майн кампф».

На прошлой неделе в фокус СМИ опять попали активисты OSS. Стало известно, что в канун нового года в городе Цвайбрюккен (федеральная земля Рейнланд - Пфальц) по подозрению в причастности к подготовке терактов полиция задержала двух мужчин 18 и 24 лет. При обысках у них обнаружены разрывной заряд с изображением свастики, символика СС и более 150 килограммов взрывчатки.

Задержанные представились «вольными пиротехниками». Они уверили полицию, что занимались фейерверком на Новый год. Не исключено, что с этой версией они избегут уголовного наказания. Тому есть пример. Суд в Мюнхене над арестованной в прошлом году четвёркой из OSS буксует уже который месяц, и конца процесса пока не видно.

Неонацисты из «Oldschool Society» создают реальную угрозу безопасности гражданам Германии. С ними правоохранители хоть как-то борются. Иное дело - респектабельные наци из легальных организаций, вроде Национал-демократической партии Германии. Ведомство по охране конституции ФРГ определяет НДПГ, как правоэкстремистскую партию и подозревает в сотрудничестве с неонацистскими группировками.

Несколько раз НДПГ пытались запретить, но суды по разным причинам отказывали в удовлетворении исков. Четыре года назад, когда вскрылось участие представителей национал-демократов в убийствах и связях с неонацистской организацией «Национал-социалистическое подполье», бундесрат (палата представителей федеральных земель) принял решение подать в Конституционный суд запрос с требованием законодательного запрета НДПГ. Однако в бундестаге своих коллег из земельных правительств не поддержали.

Этот скандал только привлёк внимание к национал-демократам. После него НДПГ объединилась с Народным союзом и собрала под свои знамёна более 15 000 человек. На выборах в бундестаг 2013 года партия получила 560660 голосов избирателей, а спустя год провела своего представителя в Европарламент. Сейчас на волне кризиса с мигрантами поддержка НДПГ растёт. Часть немцев опять увлеклись теорией неполноценности отдельных рас, уже осуждённой миром. По ней и меряют всех мигрантов, претендующих на роль соотечественников. Насколько это обстоятельство поднимет избирательную базу национал-демократов, станет ясно осенью, на очередных выборах в парламент Германии.

А пока мюнхенский Институт современной истории шестой раз штампует свой «Майн кампф» с критическими замечаниями. Книгу, ставшую востребованной у немцев через семьдесят лет, после, казалось бы, окончательного поражения национал-социализма и его идеологии. Меж тем, победители фашизма снова объявлены в Берлине противником Германии…