Личное отношение к мишель де монтень. Взгляды Монтеня на процесс познания


. Биографии философов
. Знаменитые люди по имени Мишель

Мишель де Монтень (Montaigne) (28 февраля 1533, замок Монтень близ Бордо - 13 сентября 1592, там же), французский богослов и философ, политический и общественный деятель.


Жизненный путь. Образование.


Родился на юго-западе Франции в богатой купеческой семье Эйкемов, приобретшей дворянский титул в конце 15 века. С раннего детства в совершенстве владел латинским языком: по распоряжению отца наставником был учитель-немец, который говорил с ним только на латыни. Дальнейшее образование получил в коллеже Бордо, где изучал дисциплины гуманистического цикла. В молодые годы занимал приобретенную отцом должность советника Бордоского парламента, в 1580-е годах два раза подряд становился мэром Бордо. В условиях затянувшихся гражданских войн выступал за восстановление во Франции мира и национального согласия. Примыкал к партии "политиков", которые отвергали религиозный фанатизм и были сторонниками веротерпимости и сильной королевской власти, способной обуздать гражданскую анархию и обеспечить государственное единство страны. Монтень решительно поддержал в борьбе за корону Генриха Наваррского (на французском престоле - Генриха IV). Основой незаурядной учености Монтеня были сочинения древних авторов - латинских и греческих; вместе с тем, он хорошо знал писателей ренессансной поры, откликался на новые книги и идеи, поддерживал общение и дружбу с выдающимися современниками - мыслителями, государственными деятелями.


Творчество.


К труду своей жизни, "Опытам" ("Essais"), Монтень приступил в начале 1570-х годов, удалившись от службы и затворившись в родовом замке, где оборудовал для своих занятий библиотеку. В 1580 году в Бордо вышли из печати две первые книги "Опытов". В том же 1580 году Монтень предпринял путешествие по Германии, Швейцарии и Италии; сохранился опубликованный лишь в 18 веке "Путевой дневник" ("Journal du voyage de Montagne en Italie par la Suisse et l Allemagne en 1580 et 1581", 1775) с наблюдениями и заметками, многие из которых перекочевали в дальнейшем на страницы "Опытов". Их переработанное издание в трех книгах увидело свет в 1588 году в Париже. Монтень продолжал трудиться над "Опытами" до конца своих дней (его поправки и дополнения были учтены в публикации 1595 года).


Жанр "Опытов".


"Опыты" непосредственно продолжают традицию философско-этических и политических сочинений типа "Заметок", "Рассуждений", "Записок", "Памяток", повествующих без видимой последовательности и системы о самых разных вещах, среди которых легко находят себе место и комментарии к сообщениям и мыслям древних авторов, и автобиографические рассказы с назиданием потомкам, и реальные исторические документы. Более всего "Опыты" напоминают соответствующие произведения Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини, несомненна их связь с домашними хрониками и т. н. записными книжками горожан, особенно флорентийцев, 14-15 веков. Своими "Опытами" Монтень узаконил тип свободного философского рассуждения, не ограниченного в движении мысли никакой заранее заданной темой, никаким жестким планом.


Философия.


Исследуя природу человеческого знания, Монтень показывает его ограниченность, недостоверность всего, что сообщают чувства, неспособность разума на какое-либо окончательное утверждение, невозможность обоснования им веры. Скептицизм Монтеня, испытавший влияние античного пирронизма, непосредственно связан с некоторыми направлениями поздней схоластики и особенно - с религиозно-философскими идеями христианского гуманизма, разработанного в трудах Пико делла Мирандола , Эразма Роттердамского , Вивеса, Агриппы Неттесгеймского. Обоснованию скептицизма посвящена у Монтеня 12-я глава 2-й книги "Опытов" - своего рода трактат в трактате, - названная "Апология Раймунда Сабундского"; беря под защиту испанского схоласта, Монтень далеко не всегда согласен с выводами его "Естественного богословия", которое по просьбе отца он перевел в 1569 году на французский язык и позднее опубликовал. Так, взгляд Монтеня на человека лишен оптимизма, цель его - "заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума". По Монтеню, человек не занимает центрального положения в мироздании, подобно другим живым существам, он включен в общий порядок природы; рисует человека существом испорченным и слабым, одержимым болезненным высокомерием. Труд Монтеня оказал огромное влияние на философскую и художественную культуру Позднего Возрождения и последующих эпох. Перекличка с "Опытами" слышна в "Гамлете", а также в поздних пьесах Шекспира , у которого был экземпляр "Опытов" в английском переводе 1603 года. Многим обязан Монтеню его младший современник, английский философ Фрэнсис Бэкон.


О. Ф. Кудрявцев
Комментарии к статье:

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1565 году Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 году, возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 году). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты». В 1580-1581 годах писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 году. В «Опытах» (Книга третья, Глава X - «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 годах («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом»). Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.

У Мишеля де Монтеня есть такое изречение: Ничто не порождает в государстве такой неразберихи, как вводимые новшества; всякие перемены выгодны лишь бесправию и тирании.

Мишель де Монтень (полное имя - Мишель Экем де Монтень) - французский писатель, мыслитель эпохи Возрождения, философ, автор книги «Опыты». Появился на свет 28 февраля 1533 г. на юго-западе Франции, в г. Сен-Мишель-де-Монтень неподалеку от Бордо, в фамильном замке. Он был продолжателем рода зажиточных гасконских купцов, дворянский титул у которых появился лишь в конце XV в. Для воспитания Мишеля отец использовал собственного педагогическую либеральную методику; общение мальчика с учителем происходило только на латыни. В 6-летнем возрасте Мишеля отдали учиться в школу, а в 21 год у него была уже судейская должность после изучения права и философии в Тулузском университете.

В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые гг. его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения. Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг, идей, тенденций.

В 1565 г. Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 г. поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии – философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.

До этого у Мишеля уже был небольшая литературная практика, начавшаяся с выполненного по просьбе отца перевода латинского трактата. С 1572 г. он начинает писать эссе; первые из них представляют собой отклики о прочитанных книгах. Наибольший интерес Монтень проявлял к управлению государством, человеческому поведению, войнам, путешествиям. В 1580 г. в Бордо выходят первые две книги «Опытов», в которых общественным, литературным вопросам уделялось намного больше внимания, чем частным.

После этого события в литературной карьере Монтеня снова активизируется и его общественная деятельность: его второй раз избирают мэром Бордо. В этот период в их местность приезжал Генрих Наваррский. Наследник престола проявил благосклонность к Монтеню, но тот более не был озабочен реализацией политических амбиций, все помыслы были посвящены «Опытам», он старался проводить как можно больше времени в уединении. Написанные позднее дополнения к первым книгам и третья книга «Опытов» во многом носили автобиографический характер.

1588-ой подарил Монтеню встречу с молоденькой девушкой, Мари де Гурне, которая была страстной поклонницей его идей, скрасила его одиночество и стала для него кем-то вроде приемной дочери. После смерти кумира она опубликовала посмертное издание «Опытов», над которыми тот продолжал трудиться до последнего вздоха.

Мишель Монтень не мог похвастаться железным здоровьем; стариком он ощущал себя, еще не дожив до 60-летнего юбилея. Он старался противостоять многочисленным болячкам, ведя активный образ жизни, однако значительно улучшить состояние ему не удавалось. В 1590 г. Мишель Монтень ответил отказом на приглашение приехать от Генриха IV, а в 1592 г., 11 сентября, находясь в собственном замке, скончался.

Биография из Википедии

Мише́ль де Монте́нь (фр. Michel de Montaigne; полное имя - Мише́ль Эке́м де Монте́нь, фр. Michel Eyquem de Montaigne; 28 февраля 1533, замок Монтень в Сен-Мишель-де-Монтень - 13 сентября 1592, Бордо) - французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Монтень родился в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568 году. Мать - Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев. В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца - его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.

В 1565 Монтень женился, получив солидное приданое. После смерти отца в 1568 году он унаследовал родовое имение Монтень, где и поселился в 1571 году, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку. В 1572 году, в возрасте 38 лет Монтень начинает писать свои «Опыты» (первые две книги опубликованы в 1580 г.). Его близким другом был философ Этьен де ла Боэси, автор «Рассуждений о добровольном рабстве», некоторые части из которых Монтень включил в свои «Опыты».В 1580-1581 г. писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774 г.В «Опытах» (Книга третья, Глава X - «О том, что нужно владеть своей волей») Монтень сообщает о себе, что дважды был мэром Бордо. По-видимому, это было после путешествия 1580-1581 г. («Горожане Бордо избрали меня мэром их города, когда я был далеко от Франции и ещё дальше от мысли об этом» ).

Монтень и религиозные войны

Во время религиозных (гугенотских) войн занимал умеренную позицию, стремился к примирению враждующих сторон; 10 июля 1588 года был арестован сторонниками католической Лиги, провёл один день в Бастилии; отпущен благодаря вмешательству Екатерины Медичи. В 1590 году отклонил предложение Генриха IV (с которым ранее вёл переписку) стать его советником.

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы. 11 марта 1886 года останки Монтеня были перезахоронены в здании Бордоского университета.

«Опыты»

«Шекспир полон реминисценций из Монтеня, Паскаль и Декарт спорили с ним, Вольтер его защищал; о нём писали, на него ссылались полемически или одобрительно, Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой»

История публикации

Работа над книгой началась в 1570 году. Первое издание вышло в 1580 году в Бордо (в двух томах); второе - в 1582 (с коррективами автора). Опубликованный впервые в 1954-1960 годах русский перевод «Опытов» (он впоследствии неоднократно переиздавался) был выполнен на основе издания А. Арменго (1924-1927), воспроизводящего так называемый «бордоский экземпляр» «Опытов» (издание 1588 г. - четвёртое по счёту - с рукописными коррективами автора). Между тем во Франции наряду с этой издательской традицией существует и иная (вариант текста, подготовленный после кончины писателя в 1595 г. Мари де Гурнон). Именно последний был положен в основу подготовленного исследовательским коллективом во главе с Жаном Бальзамо и выпущенного в серии «Плеяда» в 2007 г. издания «Опытов».

Жанр

Книга Монтеня, написанная как бы «скуки ради», отличается крайней прихотливостью построения. Никакого чёткого плана не наблюдается, изложение подчиняется прихотливым извивам мысли, многочисленные цитаты чередуются и переплетаются с житейскими наблюдениями. Совсем короткие главы чередуются с пространными; самая большая глава «Опытов» - обладающая вполне самостоятельной ценностью «Апология испанского богослова Раймунда Сабундского». Поначалу книга напоминала компиляцию античной учёности наподобие «Аттических ночей» Авла Геллия, но затем обрела своё неповторимое лицо. Монтень - родоначальник жанра эссе, которому было суждено большое литературное будущее. Само слово «эссе» (с фр. essais - «опыты, попытки») в его современном значении обязано своим происхождением Монтеню.

Философия Монтеня

«Опыты» Монтеня - это ряд самопризнаний, вытекающих преимущественно из наблюдений над самим собой, вместе с размышлениями над природой человеческого духа вообще. По словам писателя, всякий человек отражает в себе человечество; он выбрал себя, как одного из представителей рода, и изучил самым тщательным образом все свои душевные движения. Его философскую позицию можно обозначить как скептицизм, но скептицизм совершенно особого характера.

Скептицизм Монтеня - нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания. Разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей того и другого направления. Признавая эгоизм главной причиной человеческих действий, Монтень не возмущается этим, находит это вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, потому что если человек будет принимать интересы других так же близко к сердцу, как свои собственные, то ему будут недоступны счастье и душевное спокойствие. Он критикует человеческую гордость, доказывая, что человек не может познать абсолютной истины, что все истины, признаваемые нами абсолютными, не более как относительные.

Основной чертой морали Монтеня было стремление к счастью. Тут на него оказали громадное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учение стоиков помогло ему выработать то нравственное равновесие, ту философскую ясность духа, которую стоики считали главным условием человеческого счастья. По мнению Монтеня, человек существует не для того, чтобы создавать себе нравственные идеалы и стараться к ним приблизиться, а для того, чтобы быть счастливым.

«Одного философа, который был застигнут в момент любовного акта, спросили, что он делает. „Порождаю человека“, - ответил он весьма хладнокровно, нисколько не покраснев, как если бы его застали за посадкой чеснока» («Апология Раймунда Сабундского »)

Считая, подобно Эпикуру, достижение счастья естественной целью человеческой жизни, он ценил нравственный долг и самую добродетель настолько, насколько они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя отвлечённой идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя». Сообразно этому взгляду, Монтень считает самыми важными обязанностями человека обязанности по отношению к самому себе; они исчерпываются словами Платона, приводимыми Монтенем: «Делай своё дело и познай самого себя».

Последний долг, по мнению Монтеня, самый важный, ибо, чтобы, делать успешно своё дело, нужно изучить свой характер, свои наклонности, размеры своих сил и способностей, силу воли, словом - изучить самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья, стараясь выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье - слабее. Рассмотрев несчастья неизбежные и объективные (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т. п.) и несчастья субъективные (оскорблённое самолюбие, жажда славы, почестей и т. п.), Монтень утверждает, что долг человека перед самим собой - бороться по возможности против тех и других.

К несчастьям неизбежным разумней относиться с покорностью, стараться поскорее свыкнуться с ними (заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и т. д). Что касается несчастий субъективных, то от нас самих в большой степени зависит ослабить их остроту, взглянув с философской точки зрения на славу, почести, богатство и пр. За обязанностями человека по отношению к самому себе следуют обязанности по отношению к другим людям и обществу.

Принцип, которым должны регулироваться эти отношения, есть принцип справедливости; каждому человеку нужно воздавать по заслугам, ибо так в конечном счёте проявляют справедливость и к самому себе. Справедливость по отношению к жене состоит в том, чтобы относиться к ней если не с любовью, то хотя бы с уважением; к детям - чтобы заботиться об их здоровье и воспитании; к друзьям - чтобы отвечать дружбой на их дружбу. Первый долг человека по отношению к государству - уважение к существующему порядку. Это не подразумевает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительней смены власти, ибо нельзя поручиться, что новый режим даст больше счастья или даже не окажется ещё хуже.

Политика и педагогика

Как в сфере нравственной Монтень не выставляет никаких идеалов, так точно не видит он их и в сфере политической. Желать изменения существующего порядка из-за заключающихся в нём - и зачастую неизбежных - пороков, значило бы, по мнению Монтеня, лечить болезнь смертью. Будучи врагом всяких новшеств, потому что они, потрясая общественный порядок, нарушают спокойное течение жизни и мешают человеку наслаждаться ею, Монтень - и по природе, и по убеждениям человек очень терпимый - сильно недолюбливал гугенотов, видя в них зачинщиков междоусобной войны и общественной неурядицы.

Если в своих политических убеждениях Монтень порой чересчур консервативен, то в своей педагогической теории он выступает смелым новатором. Во главе её он ставит принцип как можно более разностороннего развития. По мнению Монтеня, цель воспитания состоит в том, чтобы сделать из ребёнка не специалиста-священника, юриста или доктора, но прежде всего личность, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером; человека, который умел бы наслаждаться жизнью и стойко переносить выпадающие на его долю несчастья. Этот отдел «Опытов» Монтеня оказал влияние на значительную часть последующей педагогики. Отголоски его идей можно найти в педагогических трактатах Яна Амоса Коменского и Джона Локка, в «Эмиле» Руссо, а также в статье Николая Пирогова «Вопросы жизни».

Развивающее обучение

Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание по Монтеню должно способствовать развитию всех сторон личности ребёнка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием нравственных качеств.

Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами 17-18 вв. Так, идея приоритета нравственного воспитания перед образованием подробно развита Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в обучении явились своего рода основой теории естественного воспитания Руссо. Главной идеей в теории развивающего обучения по Монтеню является то, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений к детям. Для этого обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно только при индивидуализации обучения. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень пишет: «Я хотел бы, чтобы воспитатель с самого начала, сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности, предлагая ему изведать вкус разных вещей, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать дорогу ему самому. Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил; я хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.» Здесь Монтень следует Сократу, который, как известно, сначала заставлял говорить учеников, а затем уже говорил сам.«Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затвержённого урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе, которую он принёс, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это».

«Пусть его душе будет привита благородная любознательность; пусть он осведомляется обо всём без исключения; пусть осматривает всё примечательное, что только ему не встретится, будь то какое-нибудь здание, фонтан, человек, поле битвы, происходящей в древности, места, по которым проходили Цезарь или Карл Великий».«После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему нужно, чтобы сделаться лучше и разумнее, следует ознакомить его с основами логики, физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он ни выбрал, - раз его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней успехов. Преподавать ему должны то путём собеседования, то с помощью книг; иной раз наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз он изложит содержание и сущность книги в совершенно разжёванном виде». В этом заключаются основы педагогической теории Мишеля Монтеня.

Память

  • В 1943 году во Франции выпущена почтовая марка с портретом Мишеля Монтеня.
  • В 1980 году почта Монако выпустила почтовую марку в честь 400-летия выхода в свет работы Мишеля Монтеня «Опыты».
  • В 1996 году почта Монако выпустила почтовую марку с портретом Мишеля Монтеня.

Сочинения

  • Опыты. 1580 Т.1. / Т.2. / Т.3.
  • Опыты. / пер. А. С. Бобовича, вступит. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954-1958. В 2-х тт. (Серия «Литературные памятники»).
  • Опыты. - М.: «Правда», 1991.

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон - они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу - «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран - Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, - рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. "Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, - заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение - самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль - слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам".

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, - это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

Мишель де Монтень

Знаменитый мыслитель и исследователь философии – Мишель де Монтень - писатель из Франции и философ эпохального периода Возрождения, автор книжного издания «Опыты».

Биография

Рождение Мишеля де Монтеня произошло в семейно-фамильном замке во французском городе Сен-Мишель-де-Монтень, недалеко от Перигё и Бордо. Отец Монтеня являлся участником Итальянских войн Пьер Эйкем, который получил титул аристократа «де Монтень». И работал в своё время в качестве мэра города Бордо. Его отец умирает в $1568$ году. Имя матери - Антуанетта де Лопез , она росла в семье зажиточного арагонского еврея. Раннее детство Мишеля проходит в воспитание по либеральным, гуманистическим и педагогическим методикам отца. Основной учитель Мишеля де Монтеня - образованный немец, но совершенно не знал французский язык и разговаривал с Мишелем только на латыни. Мишель получает отличное образование дома, затем поступает и заканчивает колледж и становится юристом.

Во времена гугенотских войн Мишель де Монтень часто был послом-посредником среди враждующих сторон. Он одинаково удостаивался уважением королём-католиком Генрихом III и протестантом Генрихом Наваррским.

Философия Монтеня

Замечание 1

Сочинения под названием «Опыты» Мишеля де Монтеня представляют собой ряд самопризнаний, которые вытекают преимущественно из исследований и наблюдений над самим собой. В данном труде также имеются размышления над сущностью человеческого духа вообще. Согласно словам философа-писателя, каждый человек может отражать в себе человечество. Он выбирает себя, как одного из представителей рода, и изучает самым основательным образом всё своё душевное движение человеческого мышления. Его философская позиция обозначена как скептицизм, но скептицизм выступает в совершенно особом характере.

Скептицизм Монтеня

Скептицизм Мишеля де Монтеня представляет собой нечто среднее между скептицизмом жизненным, который является результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого стоят определённые убеждения в неправильном факте человеческого познания. Душевное равновесие, разносторонность и здравый смысл выводит его - из крайности того и другого направления. Признаётся эгоизм и эгоистические нотки, которые являются главной причиной действий человека. Мишеля де Монтеня не возмущает это, он находит это вполне правильным и даже необходимым фактом для счастья человеческого бытия и жизни. Потому что, если человек будет принимать интересы других людей так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет чувствовать душевное спокойствие и счастье. Монтень с критикой отзывается о человеческой гордости, он доказывает, что человек не сможет познать абсолютных истин.

Основная мораль Монтеня

Основная черта в морали Монтеня является глубинное стремление к счастью. Данные взгляды он перенял от некоторых философов, и на него же оказали огромное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учения стоиков помогают ему выработать те нравственные равновесия, те философские ясности духа, которые стоики считают главным условием человеческого счастливого бытия. По мнению Монтеня, человек живёт не для того, чтобы приносить в жизнь себе нравственный идеал и быть ближе к нему, а для того, чтобы быть счастливым человеком.

Отношение к несчастью

К неизбежным несчастьям разумно относиться с покорностью. Нужно стараться поскорей свыкнуться с ними. Нельзя заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и другое. Что касается субъективных несчастий, то от самих людей в большой степени ослабить их остроту. Чтобы это заметить, нужно взглянуть с философской точки зрения на славу, богатство, почести и прочее. В обязанности человека входят в первую очередь отношение к самому себе, за данными пунктами должны следовать обязанности по отношению к другим людям и к обществу в целом.

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель (1533-1592) - фр. , писатель, политический деятель эпохи Возрождения; от увлечения стоицизмом (пирронизмом) пришел к греч. скептицизму Лукреция и Эпикура. Выступал против теологического догматизма и схоластического авторитаризма, утверждая, что познавательная человека всегда осуществляется между знанием и незнанием. Говорил о необходимости личной убежденности, вытекающей из индивидуального опыта; подчеркивал роль чувств в приобретении знаний, считая их «нашими господами». Широко трактуя , одновременно отвергал рационального познания Бога и разумного подтверждения религиозных догматов; в понимании Бога вслед за антич. мыслителями утверждал, что боги создаются людьми по своему образу и подобию, вместе с тем стремился освободить божественное существо от большинства антропоморфных характеристик. Взглядам М. свойственна натуралистически-пантеистическая ; в соответствии с ней всемогущество Бога заменяется всемогуществом природы, которая в свою очередь подчиняется некоему единому вселенскому порядку.
Центральное в философии М. принадлежит вопросам этики и вытекающим из нее социальным выводам. Противник и критик традиционной аскетической морали, М. проповедует в согласии с природой и разумом; и удовольствие являются основным двигателем человеческих поступков. В социальном учении М. - сторонник естественного равенства людей, идеализирующий « » человечества. Практически-философские воззрения М. изложены в «Опытах», в которых запечатлены ход и наблюдения и самонаблюдения их автора; благодаря этой работе в философии и литературе стал утверждаться жанр «эссе» - опыта, поставленного человеком на самом себе, являющимся одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Философия М. оказала влияние на философию фр. Возрождения, на формирование опытной методологии Нового времени, на Б. Паскаля, Ж.Ж. Руссо, феноменологическо-экзистенциалистскую философию 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,-13.9.1592, там же) , франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд . М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв. , написанного пофранцузски («Опыты», v. 1-2, 1580 ; рус. пер. , кн. 1-3, 1954-60; 19792) , является вопрос: «что я знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать - значит сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.

Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность, доброжелательность - непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения.

Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1924-41. История философии, т. 2, М., 1941 , с. 38-41; История философии, т. 1, М., 1957 , с. 312-15; Богуславский В. М., «Опыты» М. М., «ВФ», 1956 , № 5; Рыкова H., M. M., в кн. : Писатели Франции, М., 1964 ; Peursen С. A. van, M. de Montaigne, Amst., 1954 ; Moreau P., Montaigne, P., 19584; Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МОНТЕНЬ

MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де ( . 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – . 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа – воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая . Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНТЕ́НЬ

(Montaigne), Мишель де (28 февр. 1533 – 13 сент. 1592) – . просветитель, философ-скептик. Выходец из купеческой семьи, мэр Бордо, депутат Генеральных штатов. Друг Генриха IV, политический деятель передовой буржуазии, боровшейся за страны, за прекращение гражд. войны и . В философии M. доминирует эпикурейская, материалистич. тенденция – "жизнерадостное , подготовившее XVIII века" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 4). М. считал, что возникновение, и исчезновение сознания определяются состоянием человеч. тела, над к-рым не властно; люди, как и их братья, животные, – дети "нашей матери-природы"; объективным непреложным законам природы подчинены все вещи, все живые существа, в т.ч. и люди. Волюнтаризм и – вздорные иллюзии. Материальный – это все, что есть; никакого потустороннего мира не существует. Учение о бессмертии и воздаянии – такой же , как рассказы о сверхъестественном, о чудесах и прорицаниях. Все это противоречит здравому смыслу и законам природы. М. смело выступал против охоты за ведьмами, против зверских расправ с жертвами ср.-век. предрассудков. Решительно отвергая христ. этику с ее призывом к умерщвлению плоти и самоуничижению, критикуя этич. взгляды стоиков (влияние к-рых он испытал на себе), М. провозглашает и индивидуализм. По М., взгляд, будто и образ мыслей его соотечественников единственно и естественный, рушится при ознакомлении с античностью и с народом только что открытого Нового Света. М. провозглашал идею естеств. равенства людей и идеализировал "естественное " человечества, где счастливая жизнь и исключительно высокие моральные качества людей обусловлены отсутствием сословного и имуществ. неравенства, гос-ва и религии. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации. Общепризнанные политич., этич., эстетич. положения лишены, по М., разумных оснований, навязаны силой авторитетов, воспитания и обычаев. М. требовал отказа от мнений, принятых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума. Несмотря на лойяльные декларации М. о том, будто его учение унижает разум и укрепляет веру, на деле проникнуто рационализмом и подрывает религию. Вера, по М., вовсе не нисходит на людей свыше: "... есть не что , как их собственное измышление..." ("Опыты", кн. 2, М.–Л., 1960, с. 292), созданное, "... чтобы налагать узду на и держать его в подчинении" (см. тамже, с. 353). Лежащий в основе всех религий взгляд, приписывающий богу разум, волю и вмешательство в судьбы людей, явно антропоморфный вымысел. М. доказывал, что все религии противоречат здравому смыслу (там же, с. 198). Поэтому "хорошими христианами" являются "простые умы, мало любознательные и мало развитые" (там же, кн. 1, с. 390), те же, кто способен здраво судить о религии, лишь притворяются верующими (см. тамже, кн. 2, с. 132). М. показывал, что религии, в особенности , с момента своего возникновения порождают нетерпимость, бесчеловечные расправы с инакомыслящими, преследование науки, уничтожение культурных ценностей. Бесчинства представителей раннего христианства "... причинили науке гораздо больше вреда, чем все пожары, произведенные варварами" (там же, с. 401). М. показывал огромный вред, наносимый религией обществу. "Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает" (там же, с. 134). Борьба против фидеизма и фанатизма средневековья – гл. задача скептицизма. Но, излагая доводы скептиков, М. заходил дальше, чем требовала эта задача; он часто был не в силах справиться со скептич. аргументацией и допускал агностич. утверждения. На деле, однако, его направлен не против науки, а против теологии и схоластики. М. обличал пустоту догматич. учености теологов, призывал свергнуть гнет авторитетов и поставить на место схоластич. умозрения, опирающееся на факты и разумное, естественное их . Ощущения, по М., это "... основа, ... всего здания нашей науки" (там же, с. 302). М. – один из первых в 16 в. выдвинул о важной роли опыта в познании, а также мысль об историч. характере возникающих на пути науки и преодолеваемых преград: "то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем... Поэтому ни трудность исследования, ни мое бессилие не должны приводить меня в отчаяние, ибо это только мое бессилие" (там же, с. 269).

М. выдвинул прогрессивные педагогич. идеи: школа должна не "начинять " учащегося, а развивать его разум; ни одно филос. учение не должно ему преподноситься как – ознакомившись с различными воззрениями "пусть сделает самостоятельно" (кн. первая, там же, кн. 1, с. 195–96). Изучаться должны не только книги, но прежде всего сама жизнь, и люди. При этом интеллекта должно сочетаться с физич. воспитанием.

М. оказал большое влияние на атеизма и материализма во Франции и за ее пределами. Наследниками и продолжателями его идей являлись Гассенди, Декарт, Бейль, "либертены", Р. Бэкон, а позднее Вольтер, Руссо и франц. материалисты 18 в. Для многочисл. трудов совр. бурж. историков философии характерно искажение взглядов М. В работах Г. Янсена "Монтень-фидеист" (H. J. J. Janssen, Montaigne fidéiste, 1930), M. Ситолё "Подлинный Монтень – теолог и солдат" (M. Citoleux, Le vrai Montaigne, théologien et soldat, 1937), К. Склафера "Религиозная душа Монтеня" (С. Sclafert, L"ame religieuse de Montaigne, 1951), а также в работах Ж. Коппена (1925), М. Дреано (1936, 1952), Г. Трюк (1945), Г. Фридриха (1949), Ж. Шевалье (1956) и др. M. изображается активным защитником религии, в особенности католицизма, реакционером в политике. Т. Сюран (1903), Р. Думик (1905), Р. Рихтер (1903–08), Э. Фор (1926), Э. Ауэрбах (1946), А. Крессон (1952), И. Гиршбергер (1955) и мн. др. приписывают М. , агностицизм, политич. .

В. Богуславский. Москва.

Соч.: "Опыты" ("Essais") – осн. соч. М. Издано впервые в Бордо в 1580. При жизни автора вышло еще три издания (Бордо, 1582, Париж, 1587 и 1588, последнее – в 3 книгах, значительно дополненное). Людовик XIV запретил печатание "Опытов" (1670), а Ватикан включил их в 1676 в "Индекс запрещенных книг". В один из экз. тиража 1588 М. внес большое поправок. В первом посмертном издании (Лион, 1593) они не учтены, но начиная с париж. изд. 1595 в какой-то мере принимались во . Текст 1595 многократно переиздавался без особых изменений. Лишь в начале 20 в. выяснилось, что париж. изданием 1595 правка М. учтена неудовлетворительно. В 1912 с пометками автора издан фотомеханич. способом, после чего в печати появляются новые, окончательные версии, в их числе изд. на франц. яз. – 1924–27. Переводы на англ. яз.: первый – 1603, 1685, новый – ; на нем.: первый – 1753–54, 1793–99, новый – 1915; на исп.: 1899, , 1941, 1948, 1947–51; на каталонском: 1930–35; на итал.: в отрывках 1590, полный 1633, новый – 1953; на голл.: 1674; на дат. – 1955; на венг. – 1803; на швед. – 1923; на фин.: 1955; на польском: 1909, . На рус. яз. частично переведено С. Волчковым – "Михайла Монтаниевы ...", СПБ, 1762. Затем вышел неполный перевод В. П. Глебовой ("Пантеон литературы", 1891, март, июнь, 1892, июнь, сент.). Взгляды на воспитание детей, "Женское ", 1891, No 6–7, 9. Мысли о воспитании детей. Избр. места из "Опытов", пер. с франц. Б. Смирнова, в кн.: Раблэ Ф. и Монтэнь М., Мысли о воспитании и обучении, М., 1896. Новое рус. издание: вступ. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина, изд. подготовили А. С. Бобович, Ф. А. Коган-Бернштейн, А. А. Смирнов, Н. Я. Рыкова, кн. 1–3, М., 1954–60.

Л. Азарх. Москва.

Oeuvres complètes, вступит. ст., комментарии и примечания Арменго, v. 7–6, Р., 1924–27; Journal du voyage en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, P., ; Gesammelte Schriften, Bd 1–8, 2 Ausg., 1915.

Лит.: Миллер О., M. и его взгляд на народную словесность, "Отечеств. записки", 1864, т. 155, No 7; Л-кий И., Очерк развития скептич. во Франции в XVI и XVII вв., "Знание", 1873, No 1, 3, 8, 12; Mережковский Д., Монтань, "Рус. мысль", 1893, кн. 2; Пиков В., У истоков эмпиризма, "Под знаменем марксизма", 1933, No 5; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Коган-Бернштейн Φ. Α., Μ. Монтень и его "Опыты" в кн.: Монтень М., Опыты, кн. 1, М.–Л., 1954; Баскин М. П., M. M. как философ, там же; Богуславский В. М., "Опыты" М. М.,"Вопр. философии", 1956, No 5; Коган-Бернштейн Φ. Α., Филос. воззрения М. М., в кн.: Монтень М., "Опыты", кн. 3, М.–Л., 1960; Кессель Л. M., M. и его "Опыты", "Вестн. истории мировой культуры, 1961, No 1; Воnnefon P., Montaigne, l"homme et l"oeuvre, P., 1893; Gide Α., Essai sur Montaigne, P., 1929; Ρlattard J., Montaigne et son temps, P., ; Villey P., Les sources et l"évolution des Essais de Montaigne, 2 éd., v. 1–2, Ρ., 1933; Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., ; Brunschvicq L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montaigne, N. Y.–P., ; Weiler M., Pour connaitre la pensée de Montaigne, , 1948; Friedrich H., Montaigne, Bern, ; Сallоt Ε., Von Montaigne zu Sartre, Meisenheim, 1953; Schon P. M., Vorformen des Essays in Antike und Humanismus, Wiesbaden, 1954; Моreau P., Montaigne. L"homme et l"oeuvre 4 éd., P., ; Fraure D. M., Montaignes discovery of , N. Y., 1955; Tannenbaum S. Α., Μ. Ε. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. Богуславский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкемде (28 февраля 1533, замок Монтень в Перигоре, Франция - 13 сентября 1592, там же) - французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей “дворянство мантии” в конце 15 в. Окончил Коллеж в Бордо (1546). В 1558-71 - советник бордоского парламента (судебного учреждения), в 1581-85 - мэр Бордо. В 1588 - депутат Генеральных штатов, на короткое был заключен в Бастилию, освобожден благодаря Екатерине Медичи; друг Генриха IV. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную , единство нации и государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).

Главным делом своей жизни Монтень считал написание “Опытов” (“Les Essais”, кн.1-2,1580; рус. пер. 1954-60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания (1582,1587,1588; последние два - в трех книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень - через описание самого себя - воссоздал в “Опытах” обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения - мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца.

Провозгласив, что “философствовать - значит сомневаться” (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах, кн. 2. M., 1980, с. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на “всеведение”. Однако этот критический не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо “неподкупного разума” имеет “инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам” и благодаря которому легко составить “сто мнений об одном и том же предмете” (кн. 2, с. 498). Вслед за Монтенем Паскаль будет учить о “разуме-флюгере”, который вращается во все стороны под влиянием чувств, воображения, памяти, интереса и вообще всякой выгоды. Схоластическому разуму Монтень противопоставляет “естественный ум” и человека, схоластической науке, “богом которой является Аристотель”, и “колючим хитросплетениям диалектики” - “новое знание” и “новую науку”, опирающиеся на жизненный , фактическое изучение объектов, свободное исследование. Он признает, что “знание и являются уделом только Бога” (кн. 2, с. 389), человек же постепенно продвигается в познании, и то, “что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем” (с. 493); т. о., Монтень занимает гибкую позицию между “чистым неведением” (агностицизмом) и “самомнением всезнания”.

Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что “божественное и небесное учение” находится в “столь порочных руках” (кн. 2, с. 383). В 1676 Церковь внесла “Опыты” в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем Монтень считал “чудовищным и противоестественным учением”, обличал “безумие человеческого самомнения”, гордыню “атеистического ума”. Монтень намерен обуздать эти “высокомерные притязания” средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, “великого зодчего” вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в “Естественной теологии” (в духе Фомы Аквинского) “все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума” (кн.2, с. 381).

Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а “живой античной мудрости”) “умного наставника”, высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. “Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело” (кн. 1, с. 150). Культ “естественного человека”, счастья и радостей жизни - основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма (“пугала, устрашающего человеческий”) и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе “мягкий эпикуреизм”, “этика наслаждения”, в которой он видел избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека , там должны быть для него и радость, и здравый . Не “ходульный аскетизм”, а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей “матери-природы” - такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и “естественной добродетели”. Этой “великой простоте”, малодоступной людям высшего света, вращающимся в “зачумленном мире” сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у “дикарей” Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, “полному лжи и слабости”, Монтень противопоставляет “естественного человека”, считая даже, что “уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть совершенства и почти божественное” (кн. 3, с. 311). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как “царя природы” и считает его “сыном природы”, как бы “забывая” о его сотворении Богом “по своему образу и подобию”. Отсюда его “естественные размышления” о жизни и смерти (“ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии”), душе и теле и т. д.

“Опыты” оказали влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон , Гассенди, Паскаль , Локкидр.), скептицизма (Декарт , Паскаль), вольнодумства (Паскаль , Бейль, Вольтер , Юм, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк , Руссо). После Монтеня в Европе был подорван “строгого трактатного философствования” и стал популярным свободный размышлений в форме “опытов”, или “эссе”, получивший наименование “эссеистского стиля философствования”. Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Шопенгауэр, Ницше и многие другие.

Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1-6. R, 1924-27; Essais, v. 1-3. P., 1992; в рус. пер. : Опыты в трех книгах. M.-Л„ 1954-60; 2-е изд., М., 1979-80.

Лит.: Богуславский В. М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964; Он же. Скептицизм в философии. М., 1990; Рыкова Н. Я. Писатели Франции. М., 1964; Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La Fontaine). P., 1965; Clauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972; Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975; Montaigne (1580-1980). Actes du Colloque international (USA- France-1980). P., 1983; Screech Μ.Α. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the “Essais”. L., 1983; Konsiantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989; TortelJ. Montaigne. P., 1990; Montaigne et la révolution philosophique de XVI11 siècle. Brux., 1992.