Общая характеристика екатерининского правления.


Императрица Екатерина Вторая Великая царствовала с 1762 по 1796 год, т.е. тридцать четыре года. По происхождению она была немецкая принцесса. Ей было всего пятнадцать лет, когда она прибыла из Германии в Петербург. Здесь прежде всего ей нужно было изучить русский язык. От природы она была одарена большими способностями. Поэтому она очень скоро научилась прекрасно говорить и писать по-русски. Под руководством учителей и сама, она много читала о России и горячо полюбила свою новую родину. Скоро она приняла православную веру и была обвенчана с наследником Русского Престола Петром Феодоровичем. Будучи Великой Княгиней, Екатерина Алексеевна снискала уже себе всеобщую любовь. Она вела жизнь очень скромную и чуждалась всякой роскоши. Любила уединяться и в уединении отдаваться самому приятному для неё занятию- чтению книг. В обращении со всеми она проявляла постоянное внимание, была необыкновенно ласкова и проста.

В декабре 1761 года cкончалась Императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Император Пётр III Феодорович. Царствование его, однако, было не продолжительно. Через пол года он отрёкся от престола в пользу своей супруги; после этого скоро скончался. Тогда на престол вступила Императрица Екатерина II. Это было летом 1762 года. Двадцать второго сентября того же года Императрица Екатерина торжественно короновалась в Москве, в Успенском Соборе.

С этого времени начались неусыпные труды её на пользу России. Ещё проживая в Москве, после коронации, Императрица Екатерина ознаменовала начало своего царствования великим и добрым делом: она основала так называемый Воспитательный Дом. В доме этом находили приют и получали воспитание дети, оставленные почему-либо родителями. До этого времени несчастные подкидыши или погибали от холода и голода, или вырастали в страшном невежестве и нищете. Немногие только попадали к добрым людям, которые и доводили их, как говориться, до ума. Всё же прочие, если даже оставались живыми, то терпели и голод, и холод, нигде и ничему доброму не учились. Теперь этих несчастных брали в Воспитательный Дом. Там их не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из этого дома они уже выходили людьми, способными прожить безбедно, принося пользу себе и другим. Вскоре такой же дом был открыт и в Петербурге. Русская пословица говорит: « тот отец-мать, кто вспоил, вскормил да добру научил». Это мудрое слово оправдалось на Императрице Екатерине: для тысяч несчастных детей она являлась настоящей матерью. Не было и нет человека, который бы не благодарил бы Государыню от всего сердца за доброе дело. И до настоящего времени у нас следуют её великому примеру и не дают погибнуть несчастным детям.

Екатерина II выбрала в своей политике несколько основных направлений, и одним из важнейшим были мероприятия в духе « просвещённого абсолютизма». Идеи «просвещённого абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей: Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Екатерина II на основе этих идей в течении двух лет разрабатывала « Наказ» Уложенной комиссии, в котором изложила своё видение политики « просвещённого абсолютизма». В этом документе Императрица изложила много мыслей по поводу перемен в России.

Из « Наказа» было видно, что просвещение Императрица Екатерина считала важнейшей заботой. Если, думала она, распространять всюду просвещение, то и преступлений не будет. Хорошо воспитанный и просвещённый человек не пойдёт на дурное дело. Вот почему она так много заботилась об открытии училищ. Её главным помощником в этом деле был Иван Иванович Бецкий.

С ним она совещалась почти ежедневно. В Петербурге Императрица открыла прекрасное училище, которое особенно любила. Она часто посещала это училище, следила за обучением, заботилась о содержании воспитанниц. Девушки из этого училища очень любили, когда Екатерина II приезжала к ним. Они спешили к ней на встречу, обнимали её. Взаимно они получали чисто материнские ласки. Чтобы и все подданные могли дать детям образование, Императрица Екатерина велела открывать училища повсюду: в больших городах- главные народные – будущие гимназии, в уездных- малые народные. В то время это было нововведением. В городах в то время ещё не было училищ, исключением были столицы.

Как истинно образованная женщина, любившая просвещение и желавшая его распространения, Императрица Екатерина покровительствовала всем писателям и учёным. Она принимала их у себя, вела с ними продолжительные беседы и чтения, осыпала их царскими милостями за труды. Знаменитый русский учёный Ломоносов жил при Императрице Екатерине всего три года, но удостоился от неё больших милостей. Однажды Государыня даже посетила Ломоносова в его квартире. Там она с ним долго беседовала и расспрашивала его обо всём. Потом она пригласила его к себе в гости: « Приезжайте ко мне откушать хлеба-соли, - щи у меня будут такие горячия, какими потчует вас ваша хозяйка!» В то время она вела активную переписку со знаменитым в то время иностранными писателями и учёными и всех поражала своим умом и познаниями. Но больше всего заботилась она о том, чтобы оказывать покровительство русским учёным и писателям. В то время, это были такие известные имена, как поэт Державин, писатель Фонвизин. Первый из них в громких стихах прославлял царствование Екатерины Великой, а второй известен комедиями, в которых изображал пороки общества. И сама Государыня так же любила писать. В своих сочинениях она больше всего говорит о воспитании детей. Она считает, что это важнейшее дело, потому что именно через хорошее воспитание выходят хорошие граждане. Как уже говорилось выше, в «Наказе» Императрица посвятила целую главу воспитанию.

Глава 14. « О Воспитании»:

« Правила воспитания суть первыя основания, приуготовляющия нас быть гражданами.

Каждая особенная семья должна быть управляема по примеру большой семьи, включающей в себе все частныя.

Не возможно дать общаго воспитания многочисленному народу и вскормить всех детей в нарочно для того учреждённых домах: и для того полезно будет установить несколько общих правил, могущих служить вместо совета всем родителям.

1. Всякий обязан учить детей своих страха Божия, как начала всякого целомудрия, и вселяти в них все те должности, которых Бог от нас требует в десятословии и прочих своих преданиях.

Так же вперяти в них любовь к отечеству и повадить их иметь почтение к установленным гражданским законам и почитать правительства своего отечества, как пекущияся по воле Божией о благе их на земли.

2. всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как-то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры.

3. Он запретить должен детям и тем, кои около них ходят, чтоб не лгали, ниже в шутку: ибо ложь изо всех вреднейших есть порок.

« Должно вселять в юношество страх Божий, утверждать сердце их в похвальных склонностях и приличествующему состоянию их правилам; возбуждати в них охоту к трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякого зла их и разговорах поведению, учтивости, благопристойности и отвращению от всяких продерзостей; обучать их домостроительству во все онаго подробностях и сколько в онам есть полезнаго; отвращать их от мотовства, особливо же вкореняти в них собственную склонность к опрятности и чистоте, как на самих себе, так и на принадлежащих к ним: одним словом, всем тем добродетелям и качествам, кои принадлежат к доброму воспитанию, которыми во свое время могут они быть прямыми гражданами, полезными общества членами и служить оному украшением». О воспитании Императрица Екатерина говорит и в « Гражданском учении»:

1)Всякое дитя родиться неучёным.

2) Долг родителей есть дать детям учение.

3) Человек имеет природу, одарованную благом.

4)Сделав ближнему пользу, сам себе сделаешь пользу….».

Царственных внуков своих великих князей Александра и Константина Павловичей Императрица Екатерина воспитывала так же в правилах добродетели. Поручив воспитание князю Салтыкову, она написала подробные правила, как воспитывать и чему учить великих князей. Позднее, в 1765 году Екатериной Великой был основан Московский Университет.

Императрица Екатерина внесла огромный вклад не только в историю развития России, но и непосредственно в развитие образования. Не даром после её смерти, ей был поставлен великолепный памятник в Петербурге и многих других городах: в Царском Селе, на Дону, в Одессе и других.



Образование при Екатерине Второй

В 1763 году Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 - 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. И.И.Бецкой родился в Стокгольме, где его отец Иван Юрьевич был в плену у шведов. Родившись в результате гражданского брака, И.И.Бецкой считался в России "незаконнорожденным" сыном Трубецкого, который наградил его усеченной фамилией Бецкой. Первые свои годы он провел в Швеции, затем был привезен в Россию, где воспитывался в семье отца. В 1721 году получил службу в коллегии иностранных дел. В 1728 году получил чин поручика. В 1747 году в чине генерал-майора ушел в отставку и отправился в путешествие по Европе, где знакомится с идеями Гельвеция, Руссо, Дидро. В 1762 году Бецкой возвращен в Россию и назначен доверенным лицом Екатерины II. Ему было поручено создание системы воспитательных учреждений. В 1762 году И.И.Бецкой возглавил академию художеств, при которой уже существовало Воспитательное училище. Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.

В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей. По примеру Московского Воспитательного дома, организован Воспитательный дом в Петербурге. То был 1772 год. Предлагалось организовать такие же дома во всех крупных городах, которые содержались на пожертвования. И.И.Бецкой воспринял идеи французских просветителей и пытался их осуществить в России. Его деятельность, прежде всего, была связана с составлением законопроектов касающихся обучения и воспитания русского юношества. Он приходит к необходимости закрытых учебных заведений для детей от 6 до 20 лет, для создания "особой породы людей" свободных от пороков современного общества. Истинное воспитание в том, что необходимо внушить уважение к себе. По докладам и уставам Бецкого были открыты:

Воспитательный дом в Москве (1764г.)
Воспитательный дом в Петербурге (1772г.)
Училище при Академии художеств для мальчиков (1764 год) и при Академии наук (1765 год)
Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге (1764 год)
Коммерческое училище (1772 год).
Все это были строго сословные закрытые учебные заведения.

Воспитание в них рассматривалось с четырех сторон:

физической (в здоровом теле здоровых дух);
физическо - моральной (Праздность - мать всех пороков, а трудолюбие - отец всех добродетелей);
моральной (удаление ученика от того, что может иметь тень порока);
учения (развитие умственных сил как средства для добывания куска хлеба).


В Воспитательный дом в Петербурге принимались "безродные младенцы и дети". Казной на содержание дома была отпущена ничтожная сумма, которая не покрывала расходов. Тогда было объявлено о необходимости благотворительности, и деньги были собраны. Воспитание детей в этом доме И.И.Бецкой представлял себе так:

до 2 лет дети находятся на попечении кормилиц и нянек,
с 3 до 7 лет мальчики и девочки живут вместе и приучаются к легкой работе,
с 7 до 11 лет вместе ходят на один час каждый день в школу, учатся читать, постигают основы веры.

В эти же годы мальчики учатся вязать колпаки, сети и т.д., а девочки упражняются в прядении, вязании, плетении кружев и т.д.,
с 11 до 14 лет мальчики и девочки учатся письму, цифири, изучают арифметику, географию, рисование, занимаются бытовым трудом и ремеслами; девочки шьют, стряпают, гладят; мальчики привыкают к огородной, дворовой работе.
в 14-15 лет образование заканчивается, и воспитанники начинают заниматься тем ремеслом, которое они сами выбирали.


Учеников делили на три группы сообразно их природным дарованиям:

    Люди способные к наукам и искусствам
    2. Люди способные лишь к ремеслам и рукоделию
    3. Люди способные лишь к самой простой работе.

Главный принцип обучения: вести детей играя и с приятностью. Ведущее место отводилось нравственному воспитанию - удаление ребенка от всякого порока. При хорошем воспитании наказания излишни, так как от них дети делаются притворными, мстительными, угрюмыми, но в случае необходимости наказанием может служить: лишение прогулки, стояние на одном месте. Никогда нельзя бить ребенка. Цель воспитания: создание "особой породы людей свободных от пороков общества".

При Воспитательном доме для неимущих рожениц имелся госпиталь на 20 коек. Этот госпиталь обслуживали всего 6 человек. Родившихся в этом госпитале передавали в Воспитательный дом, позже этот порядок отменили - отдавали лишь тех младенцев, от которых отказывались матери. Поступление ребенка в Воспитательный дом не сопровождалось оформлением документов. Ежегодно сюда поступало около трех тысяч детей. Наиболее отличившиеся воспитанники продолжали обучение в столичных гимназиях, но в 1837 году этот порядок был отменен.

Ниже приводится отрывок плана И.И. Бецкого: "Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества" (1764 год).

"Ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть последнего же с успехом можно только избрав средства, к тому прямые и основательные. И остается произвести способом воспитания "новую породу людей", которые бы были свободны от пороков современного общества. Сие намерение следует исполнить учреждениям воспитательного училища для обоего пола детей, сюда принимать не старее 6 лет и довести обучение неусыпными трудами до 18-20 лет. Сородичи хотя и могут их видеть в назначенные дни, но не иначе как в самом училище. При училищах первое полагать возбуждению трудолюбия, и чтоб срамились праздности, обучать домостроительству, углублять их в склонности к чистоте и опрятности. Но прежде следует рассмотреть его склонности и охоту и выбор оставить ему самому. Искоренять следует все то, что скукою, задумчивостью, прискорбием называться может. Но пред организацией училищ следует принять правило: или делать и делать целое и совершенное или так оставить и не начинать".
Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.

В 1782 году Екатерина назначила "Комиссию по учреждению народных училищ". В том же году Комиссия предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786г.) .

В разработке этих документов принимал участие сербохорватский мыслитель и педагог, директор народного училища в Петербурге Федор Иванович Янкович де Мариево. Устав провозглашал воспитание как "единое средство" общественного блага. Утверждалось, что воспитание следует начинать с малолетства. Устав решил положительно преподавание на "родном", то есть русском языке. Согласно уставу в городах открылись:

малые народные училища
главные народные училища.
Это были бесплатные, смешанные школы для девочек и мальчиков вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения.

Малые училища: готовили грамотных людей, умеющих хорошо читать и считать, знающих основы правописания и правила поведения. Рассчитаны эти училища были на два года обучения. Обучали чтению, письму, нумерации, чистописанию, рисованию, граждановедению и др. Содержались на средства городских самоуправлений.

Главные училища: давали более широкую подготовку на многопредметной основе. Срок обучения в них составлял пять лет. Помимо программы малого училища в курс обучения входили: история, естествознание, архитектура. Для желающих: латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский языки. Тут можно было получить и педагогическое образование. Из училищ были устранены представители церкви. Устав утвердил классно-урочную систему. Учитель обязан был работать одновременно с целым классом. После изложения нового материала рекомендовалось проводить опрос. Для ответа ученику следовало поднять левую руку. Появляется расписание уроков и классный журнал посещаемости учащихся. Установлены сроки начала и окончания занятий.

Видным деятелем русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 - 1814гг.).

Образование Ф.И. Янкович де Мариево получил в Венском университете, где прослушал камерные науки, юриспруденцию. В 1773 году был определен первым учителем и директором народных училищ. Хорошо знал русский язык. Именно поэтому для организации народного просвещения в России он был приглашен Екатериной II. Он перевел на русский язык разные уставы и инструкции учителям, переделал и издал учебники: "Российский букварь", "Руководство к арифметике" .

Он проработал в России в области народного просвещения более 20 лет. Главные теоретические основы были изложены в "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783 г.)

Руководство было составлено по австрийскому образцу и содержало такие рекомендации: нужно учить всех совокупно, то есть вместе всех разом одному и тому же. Для этого учеников нужно разделять на классы и учить не каждого порознь, а весь класс. Когда ученик читает или отвечает, то весь класс следит за ним. Книги должны быть у всех одинаковыми.

Совокупное наставление и чтение реформировало школьное обучение. Прежде каждый ученик учился сам по себе, ему задавали особые задания, у каждого были разные книги. Теперь учитель разучивал урок с классом, читал сам и читали ученики, писал на доске, писали и учащиеся, при ответах класс внимательно следил за ответом. Были разработаны методы преподавания по арифметике, которую следовало бы изучать только после освоения чтения. Рекомендовалось учителю самому на доске решить пример задачи, затем у доски решает задачу лучший ученик, затем задачу решают все ученики. Учитель должен обладать рядом добродетелей: быть миролюбивым, быть порядочным, иметь постоянную бодрость духа и тела, быть терпеливым и внимательным, быть справедливым. Телесные наказания запрещены, допускаются наказания в виде лишения приятных вещей. Но данная система применялась ограниченно. Причиной тому стала нехватка педагогических кадров - на всю Россию была открыта лишь одна учительская семинария в Петербурге и ту вскоре закрыли. Подготовку педагогических кадров возложили на главные училища. Учительская семинария подготовила всего 420 учителей, которые работали в различных учебных заведениях. Нередко они были плохо подготовлены и вследствие этого, приглашали иностранцев. Иностранцы работали гувернерами, учителями. Знатные люди посылали своих сыновей за границу - все это усиливало иностранное влияние на российскую систему образования.

Журналист, публицист, издатель. Настоящим своим делом он считал издательство: на типографию и книжную лавку положил он лучшие годы и силы своего ума и сердца. Именно как книгоиздатель Новиков сослужил русскому просвещению большую службу. Организованная им в 1784 году типографская компания издавала школьные и другие учебные книги. Среди издаваемых книг, важная роль отдавалась педагогической тематике. Это были его собственные сочинения, произведения иностранных авторов. После освобождения Н.И.Новикова из Шлиссельбургской крепости, куда он был заточен Екатериной II за "вольнодумство" ему не удалось наладить издательскую деятельность в прежних масштабах. Новиков финансировал две частные школы и поездки людей за границу.

Свои педагогические взгляды он изложил в трактате "О воспитании и наставлении детей" (1783 г.) В воспитании им определены главные направления: физическое, нравственное, умственное. Такое воспитание содействует формированию человека и гражданина.

"Воспитание имеет три главных части: воспитание физическое, касающее до одного тела, нравственное имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей и разумное воспитание для просвещения или образования разума. Таким образом, воспитывать детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами". Новиков был сторонником общедоступного образования.

Именно в XVIII столетии трансформируются традиции семейного воспитания, меняются традиции религиозного воспитания и др. Причиной тому является изменение социума. Характерно влияние французского опыта (закрытые учебные заведения при монастырях), применен при создании Смольного института, выражено влияние идей. Ж-Ж. Руссо ("Эмиль, или о Воспитании"), Дж.Локка ("Мысли о воспитании"), Д.Дидро и др., влияние германского опыта.

Нельзя не отметить, что период 1730 - 1765 гг. - это период борьбы М.В.Ломоносова за общенародное образование. Русский ученый, философ, поэт. Сын крестьянина Архангельской губернии. Учился в Славяно-греко-латинской академии (1731-1735гг.). В 1736 году в числе 12 лучших учеников был направлен на обучение в Петербург, а затем за границу для продолжения образования. Адъюнкт физики в Петербургской Академии наук, профессор химии. Инициатор создания Московского университета.

Как ученый, Ломоносов отличался широтой интересов, обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, геологию, механику, историю, философию, пытаясь использовать науку для развития производительных сил, поднятия благосостояния страны. Защита интересов Отечества, борьба за развитие науки и просвещения характеризуют Ломоносова как просветителя.

Выдающейся заслугой Ломоносова - первого академика из русских, было создание российского университета. В ходе Петровских преобразований в первой четверти XVIII в. были сделаны значительные шаги вперед в развитии науки, создана светская школа. Ведущим центром новой школы и научных знаний стала открытая в 1723 году Петербургская Академия наук.

Для подготовки в России кадров ученых при Академии были учреждены университет и гимназия. Однако ни гимназия, ни академический университет с поставленной задачей не справлялись. В этих условиях М.В.Ломоносов и его единомышленники потратили много сил и энергии, чтобы удовлетворительно организовать работу учебных заведений при академии. Эта деятельность привела Ломоносова к идее о необходимости создания университета в Москве. И в 1755 году университет был создан. Указ об основании Московского университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной в Татьянин день 12(25) января 1755 года и опубликован 24 января (14 февраля). Церемония торжественного открытия состоялась 26 апреля (7 мая) 1755 года, тогда же начала работать гимназия при университете (до 1812 года). Университет начал свою работу в центре Москвы на Красной площади в здании бывшей Главной аптеки, к концу XVIII в. университет переехал в новое, специально построенное здание за рекой Неглинной, неподалеку от Кремля. Первоначально в стенах университета имелось три факультета: юридический, медицинский, философский.

За 7 лет до открытия Московского университета, в Петербурге М.В.Ломоносов впервые в России прочитал лекцию студентам на родном языке. С момента основания университета лекции читались на русском языке. Московский университет с первых дней работы отличался демократическим составом студентов и профессоров. Решая проблему подготовки учащихся для обучения в университете Ломоносов подчеркивал, что "университет без гимназии как пашня без семян." Московский университет сыграл огромную роль в популяризации научных знаний. В апреле 1756 года при университете открывается типография и книжная давка. Тогда же стала выходить неправительственная газета "Московские ведомости (3) 14 июля 1756 года". Но лишь к концу XVIII в. Московский университет прочно встал на ноги и смог объединить лучшие умы России.

М.В.Ломоносов заложил демократические основы и традиции в развитии русской науки, школы и просвещения. Он вел непримиримую борьбу с засильем бездарных иностранцев в русской науке: "Я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться". Ломоносов был против некомпетентного вмешательства церковных служителей в развитие научного знания. Он был инициатором демократизации состава учащихся гимназии и Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию. Им разработаны "Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое обучение, обучение наглядное. Ломоносов выдвинул принцип научности - ведущий принцип в обучении. Перу М.В.Ломоносова принадлежит целый ряд сочинений, посвященных вопросам преподавания языка и литературы, высшей школе, семейному воспитанию, вопросам организации учебного процесса. Им были созданы многие учебные пособия и учебники по русскому языку и литературе, физике, химии для гимназии и университета. "Российская грамматика"

"Повелитель многих языков, язык российский не только по обширностью мест, где он господствует, но собственным своим пространством и довольством велик перед всеми в Европе". "Если бы он был римский император V искусен российскому языку, то конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков".

"На юридическом факультете: профессор всей юриспруденции вообще, профессор юриспруденции российской, профессор политики; на медицинском факультете: доктор и профессор химии, доктор и профессор натуральной истории, доктор и профессор анатомии; на философском шесть: профессор философии, профессор физики, профессор фактории, профессор поэзии, профессор истории, профессор древностей и критики ".
Так завершалось XVIII столетие.

Это была эпоха государственной педагогики, школа отделяется от церкви. Цель воспитания: воспитать светски образованного, обладающего широким взглядом на мир, сохраняющего национальные традиции человека. В эту эпоху складывается государственная система образования:

приходские школы (1 год)
уездные школы (2 года)
гимназии (4 года)
Университеты.


В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:

первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования. Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.:Уч.пособие. –М.: 2000. – С. 144.

Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не имело ни средств, ни сил, ни времени, ни условий для получения образования, для деятельности в области науки, литературы, искусства. Поэтому вполне понятно, что здесь речь пойдет о достижениях, главным образом, в области дворянской культуры.

Вместе с тем нужды и последствия социально-экономического развития страны ставили перед наукой, просвещением, общественно-политической мыслью и т.п. задачи, выходившие за пределы потребностей дворянства. Это приобщило в XVIII столетии к активной деятельности в некоторых областях культуры выходцев из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Со времен Петра I просвещение в России обретало все более четкий светский характер, все более определенную практическую направленность. Вместе с тем традиционная форма «обучения грамоте» все еще была наиболее массовой и повсеместной. Речь идет об обучении чтению часослова и псалтыри дьячками и другими служителями культа.

2.1 Образовательная реформа Екатерины II

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России". Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - Сухопутный и Морской кадетские корпуса. Развитие образования в России во второй половине XVIII века шло под влиянием просвещенного абсолютизма Екатерины II, определившего не только рост сети образовательных учреждений, но и приоритет сословного принципа в их комплектовании. Екатерина II внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. Например, в России XVIII века были хорошо известны труды Яна Амоса Коменского, Фенелона, "Мысли о воспитании" Локка. Отсюда, новая формулировка задач школы: не только учить, но и воспитывать. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил "из уважения к правам и свободе личности" и устранял "из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения" (П.Н. Милюков). С другой стороны, воспитательная концепция Екатерины требовала максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя. Впрочем, уже в 80-х гг. центр внимания был снова перенесен с воспитания на обучение. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные. В них преподавались общеобразовательные предметы: чтение, письмо, знание цифр, катехизис, священная история, начатки русской грамматики (малая школа). В средней - добавлялись объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история, краткая география России. В главной - подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями по деловому письму, основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры. Была внедрена классно-урочная система Коменского, делались попытки использовать наглядность, в старших классах даже рекомендовалось вызывать у учащихся самостоятельную работу мысли. Но в основном дидактика сводилась к заучиванию наизусть текстов из учебника. Отношения учителя с учениками строились в соответствии с взглядами Екатерины: например, были строго запрещены любые наказания. В 1764 году в Москве, на Солянке был открыт казенный «Воспитательный дом для подкидышей и беспризорных детей» - первое московское специализированное учреждение для детей - сирот. Основную часть своих средств это заведение должно было получать за счет благотворительных сборов. Сама императрица пожертвовала на закладку здания 100 тысяч рублей и выделяла из своих средств 50 тысяч ежегодных поступлений, призвав своих подданных последовать ее примеру. Воспитание происходило по методу известного педагога И.И. Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых.

Введение

Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII века

Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II

Глава 3. Смольный институт

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Екатерина II - неординарная фигура в истории России и прежде всего в истории политико-правовой мысли, государственного управления и просвещения. Ей принадлежит важная роль в появлении в нашей стране идеологии «просвещенного абсолютизма».

Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно, и обучение ей были на Руси раньше княжения Владимира Святославовича и появления школ «учения книжного». Правда, некоторые факты подтверждают мнение этого ученого. Так, по мнению археолога С.А. Высоцкого, обнаружившего на стене Софийского собора в Киеве, можно обнаружить славянскую азбуку из 27 букв, происхождение которой датируется IX веком.

Для структуры русского общества в екатерининскую эпоху были характерны жесткие социальные барьеры между классами, сословиями и группами. Образовательная политика Екатерины, как и Петра I, базировалась на российской интерпретации общественного развития, согласно которому воля самодержца диктует законы бытия. Сфера образования и педагогическая мысль Российской империи с XVIII века ориентировались в основном на опыт стран Европы (Англии, Франции, Австрии, Германии), их философию, педагогику и культуру.

Сфера образования была приватизирована государством, властью, объявлена сферой государственных интересов, поэтому какие-либо общественные инициативы в ней допустимы только с ведома, разрешения и под контролем власти. Образование было возведено в ранг творца, не ограниченного законами социальной и культурной жизни; образование рассматривалось как мощное средство формирования заданного типа личности, преобразующего общество. Государственная педагогика ориентировалась на интересы социума, в ней не было места человеку и его личностным качествам.

Сословность, разделявшая российское общество на «благородных» и «подлых», существенно влияла на само понимание культуры и образования в России. Дворянство - привилегированное сословие, в которое в XVIII веке наряду со старинной русской боярской знатью – «столбовыми дворянами», - стали вливаться наиболее удачливые представители других слоев населения, получив свое звание в награду за заслуги, а порой просто купив дворянский титул.

Цель курсовой работы – рассмотреть изучить основные черты культуры и образования екатерининской эпохи. В процессе написания работы ставлю перед собой следующие задачи:

1. Охарактеризовать развитие культуры второй половины XVIII века.

2. Выявить основные черты образования эпохи Екатерины II.

3. Рассмотреть одно из нововведений того времени – Смольный Институт.


Глава 1. Развитие русской культуры во второй половине XVIII веке

XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура.

Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. Просвещение – философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли (А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), либеральной (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной (А. Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова – крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства («Путешествие из Петербурга в Москву»).

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийся среди крепостных в 1767 – 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляется множество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков.

Другим направлением было художественно-реалистическое, самый крупный след в котором оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако в них выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённые крепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.

Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения заканчиваются трагедией – соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.

Русская живопись второй половины XVIII века характеризуется совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками, стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Расцвет портретной живописи был обусловлен многочисленными заказами двора, вельмож и дворян, стремившихся запечатлеть себя для потомков. Ремесло художников не считалось престижным, поэтому их ряды пополнялись преимущественно представителями непривилегированных сословий: солдатскими и купеческими детьми, выходцами из духовенства и даже крепостных крестьян.

Среди портретистов выделялись три великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский. Рокотовым выполнены парадные портреты Екатерины, её сына Павла, вельмож. Художник предстаёт тонким психологом, умевшим передать душевные переживания человека, - для него главным было отражение душевного состояния.

Кисти Левицкого принадлежит портрет знаменитого Д. Дидро. Художник сумел создать образ мыслителя: высокий лоб, проницательный взгляд выразительных глаз. Он же выполнил серию портретов смолянок – воспитанниц Смольного института благородных девиц. Левицкого отличает умение передать внешнее сходство модели в сочетании с её психологическим образом.

Вершина портретного мастерства достигнута в работах Боровиковского. Начинал он церковным иконописцем. На него обратила внимание Екатерина: он в 1783 году украшал в Кременчуге дворец, предназначавшийся для коронованной путешественницы. Знамениты его женские портреты Н. А. Нарышкиной, М. А. Орловой и др.

Со второй половины XVIII века в России начинает формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж. Датой его основания является 1764 г. – год покупки Екатериной II в Берлине коллекции картин художников голландской и фламандской школ. Уже в 1774 г. каталог насчитывал более двух тысяч произведений.

Значительных успехов достигла ещё одна отрасль изобразительного искусства – появляются мастера резца, первые отечественные скульпторы. Среди них выделяются двое: Ф. И. Шубин, представлявший реалистическое направление в скульптуре, и М. И. Козловский, родоначальник русского классицизма.

Шубин был выдающимся мастером скульптурного портрета, создателем галереи деятелей второй половины XVIII века. Здесь портреты императрицы и её фаворитов: Орлова, Зубова, Потёмкина; представителей просвещённой знати: Голицыных, Шереметьевых, Шуваловых; полководцев Чернышова и Румянцева; богатых купцов и промышленников Барышникова и Демидова. Проницательный глаз художника умел обнаружить и передать в мраморе характерные черты модели.

Если портреты Шубина обнаруживают сходство с моделью, то Козловский не стремился достичь такого сходства, главную свою задачу он видел в раскрытии образа средствами, которыми пользовались ваятели древнего Рима. В памятнике А. В. Суворову скульптор передал символические черты образа. В соответствии с канонами классицизма он героизирован и идеализирован.

Из иностранных ваятелей крупнейшим был француз Этьен Фальконе. В «Медном всаднике» образ гениального царя-преобразователя, указывающего путь обновлённой России, передан столь глубоко и выразительно, что скульптура и в наши дни является одним из символов города.

Основная черта зодчества второй половины XVIII века – стремление изменить облик городов, стихийную их застройку заменить планомерным созданием городских ассамблей. Учреждённая в 1762 году «Комиссия строительства столичных городов» распространила свою деятельность не только на Петербург и Москву, но и провинцию, утвердив планы 213 городов. Примером новой планировки может служить Тверь.

В архитектуру на смену русскому барокко, отличавшемуся блеском и роскошью, приходит классицизм, использовавший античное наследие. Его отличает простота, чёткое сочетание архитектурных членений, подчинённость второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. Архитектуру России второй половины XVIII века прославили выдающиеся мастера В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов.

Наиболее знаменитое творение Баженова – сооружённый в 1784 – 1786 гг. в Москве Пашков дом, являющийся в настоящее время украшением столицы. Построенное на холме сказочное здание отличается лёгкостью, изяществом и великолепно вписывается в находящийся рядом кремлёвский ансамбль.

Казаков создавал сооружения самого разнообразного назначения. К серии построек для общественных нужд относится величественное здание Сената в Кремле, здание Голицынской больницы, здание Благородного собрания с его знаменитым колонным залом, предназначавшимся для балов и собраний московского дворянства. Сооружал Казаков и усадебные комплексы: дом Губина, дом Демидовых.

Старов работал преимущественно в Петербурге. Им построен собор в Александро-Невской лавре, являвшийся мавзолеем над гробницей Александра Невского. Главным сооружением Старова был Таврический дворец – архитектурный памятник величию России и её победам в русско-турецкой войне.

Успехи в культуре в XVIII веке явились составной частью достижений Российской империи. Она превратилась в крупнейшее государство мира, что способствовало формированию русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIIIвека создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе.

Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов». Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада. Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать. За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии» .

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий». Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.


Глава 3. Смольный институт

смольный институт образование екатерина

На левом берегу излучины Невы, в конце Суворовского проспекта и Шпалерной улицы, стоит устремленный ввысь легкий и изящный Смольный собор, венчающий ансамбль относящихся к нему зданий. В Петербурге существовало предание о том, что императрица Елизавета Петровна (1709-1762) хотела тихо закончить жизнь в монастыре и повелела архитектору Франческо Бартоломео Растрелли построить на месте загородного Смольного дворца женский Воскресенский монастырь. В 1748 году состоялась его закладка. Шли годы, началась Семилетняя война, и денег на завершение постройки по плану архитектора не хватало. По своему прямому назначению монастырь так никогда и не использовался. После смерти Елизаветы Петровны распоряжаться судьбой Смольного монастыря уже стала Екатерина II. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II в 1764 году решила открыть в Смольном монастыре "Воспитательное общество благородных девиц", чтобы, как говорилось в указе, "... дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Позже оно стало называться "Смольный институт благородных девиц".

Екатерина дала распоряжение российским дипломатам в европейских странах информировать ее обо всех лучших воспитательных женских учреждениях. Однако русскую императрицу полностью не устроил ни один образец. Благодаря помощи и идеям И.И. Бецкого появился проект совершенно нового учебного заведения, подобного которому еще не было нигде.

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки. Закрытость учебного заведения была главным условием и главной идеей Бецкого, который вел речь о воспитании "новой породы" людей. В его представлении все выглядело действительно идеально: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы, за двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков.

Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом - 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.

Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть "кофейницами".

Девочек "среднего возраста" называли по цвету их форменного платья "голубыми", а девочек "старшего возраста" - "белыми", хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.

Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.

30 апреля 1776 года был первый выпуск пятидесяти одной смолянки. Они держали экзамены перед советом воспитательного общества не только по всем предметам, положенным в уставе, но еще по геометрии и мифологии, не входившим в программу. По-видимому, все знания оказались у воспитанниц, ибо совет нашел, что «множественное число достойно награждения», но в виду недостаточного числа наград он присудил «как с общим согласием иные же и посредством жребия . . Достойными наград оказались: шифров и больших золотых медалей - девицы Алымова, Молчанова, Рубановская, Левшина, Борщева, Еропкина, фон Вельстейн и Нелидова. Они же удостоились назначения их фрейлинами к государыне. Следующие четыре получили тоже золотые медали; двенадцать - медали серебряные; двенадцать - похвалу и только пятнадцать не получили ничего. Кроме того, из процентов с капитала в сто тысяч, подаренного императрицею на вечные времена Смольному для выдачи пособий отличнейшим и беднейшим, шесть тысяч были распределены между ними. Выходившие из училища мещанские девицы были награждены подарками и деньгами.

Петровне строились для Воскресенского (Смольного) монастыря архитектором Растрелли, для этого над жилыми корпусами монастыря надстроили третий этаж. Однако для воспитательного учреждения эти помещения все равно оставались неудобными. В начале 19 века было принято решение построить для Смольного института новое специальное здание. Его проект разработал архитектор Д. Кваренги. Прекрасный мастер классической архитектуры, Кваренги, тем не менее, преклонялся перед великолепным созданием Растрелли - Смольным монастырем, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и значительное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.

Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Само же здание же Смольного вошло в историю России как один из символов революционных потрясений начала 20 века.


Заключение

Давая оценку екатерининской эпохе нельзя не отметить, что культура XVIII века, несмотря на ряд противоречий, характеризуется небывалым интересом к личности человека. Екатерина Вторая умела окружать себя умными и деловыми людьми. Именно в ее эпоху выдвинулся ряд крупнейших, государственных, политических, военных деятелей, и творцов культуры, поддерживаемых и вдохновляемых монархиней.

Видный екатерининский вельможа И.И. Бецкой, обращаясь к Екатерине Великой, говорил: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». По его мнению, Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно».

Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговало русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С. Пушкина. Екатерина для него, с одной стороны - «Тартюф в юбке и короне», с другой – мудрая матушка - государыня «Капитанской дочки». Но тем не менее, как конструировал Карамзин: Русский народ никогда не чувствовал себя так счастливо, как в годы царствования Екатерины».

Но именно в екатерининскую эпоху видный деятель эпохи российского Просвещения, вольнодумец и демократ Николай Иванович Новиков (1744-1818), впервые в России употребляет термин «педагогика» и предпринимает попытку обоснования цели воспитания. Раздел «О всеобщей и последней цели воспитания и о частях его», вошедший в ставшую популярной в те годы работу «О воспитании и наставлении детей» полностью посвящен этой проблеме.

В российской философской и педагогической мысли екатерининской эпохи нашли отражение идеи просветителей Европы, которые, синтезируясь в сознании русских мыслителей с идеями традиционными для России, формировали весьма самобытные представления об идеале человека, которые и легли в основу целей воспитания и образования во второй и в последней третях XVIII века.

В развитии образования в России в XVIII веке отразились те изменения, которые произошли в этот период во взглядах на духовные и жизненные ценности высших слоев русского общества. Новые ценности, связанные с идеей общественного служения, подготовки детей к тому, чтобы занять достойное их высокому происхождению место в обществе, отразились в уставных документах и проектах формировавшихся учебных заведений. Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на сословный характер и сословную дискриминацию образовательных учреждений. В XVIII веке возникла традиция четкого деления учебных заведений на «благородные», «духовные», «разночинские» и т.д. Принадлежность к «высшему обществу» стала самостоятельной жизненной ценностью, что явно отразилось на типологии школ.


Список использованной литературы

1. Викторов В. В. Культурология. Изд. «Экзамен». М., 2004.

2. Демков М.И. История русской педагогии. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век). - М., 1909..

3. Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005.

4. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997.

5. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997.

6. Каус Г. М. Захаров И. В. Екатерина Великая: Биография. М., 2002.

7. Ключевский В. О. Соч. в 9 томах. М., 1989. Том 5.

8. Костёр. № 4. 1996.

9. Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г.

10. Новый мир. - 1949. - № 3.

11. Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004.

12. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000.

13. Планы и уставы генерального поручика Бецкого Шляхетного сухопутного кадетского корпуса. - СПб., 1766.

14. Полное собрание законов Российской империи. Т.5, № 2736. - СПб., 1830.

15. Советская археология. - 1970. - № 4.

16. Шишов А.В. Век Екатерины II – т. III - М.: Русская литература, 1998.


Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. - М.: Знание, 1997, С. 4.

Греков Б. Д. Удар по антипатриотическим тенденциям в исторической науке // Новый мир. - 1949. - № 3. - С. 51 -52.

Высоцкий С. А. Древнерусская азбука из Софии Киевской // Советская археология. - 1970. - № 4. - С. 128 – 139.

Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 188

Павленко Н. И., Андреев И. Л., Фёдоров В. А. История России с древнейших времён до 1861 года. «Высшая школа». М., 2004. С. 374

Жукова Л. В. История России с древнейших времён до настоящего времени. Изд. «Экзамен». М., 2005. С. 186

Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2000. С. 245

Умецкая М. Прекрасные смолянки//Костёр. № 4. 1996.

Лихачева. «Материалы для истории женского образования в России». 1899 г. С. 233

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997. С. 145

Шишов А.В. Век Екатерины II – т. III - М.: Русская литература, 1998, С.171.

Каменский А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. – М.: Знание, 1997, С. 4.

Новиков Н. И. О воспитании и наставлении детей // Прибавление к Московским ведомостям, 1783, №№ 2, 6, 9.

В. О. Ключевский считал, что «царствование Екатерины II – это целая эпоха нашей истории, а исторические эпохи обыкновенно не замыкаются в пределах людского века, не кончаются с жизнью своих творцов».9 Императрица переписывалась с французскими просветителями и хотела участвовать в научной и литературной жизни Запада.10 Поэтому идеи Екатерины были последним словом западноевропейской мысли.

Внимательно изучив опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени (труды Яна Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка и другие), Екатерина сформулировала новые задачи для школы: не только учить, но и воспитывать.11 За основу был взят гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения. Он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения.

Происходило главным образом некритическое заимствование, безоговорочное перенесение социального и культурного, вплоть до бытового, опыта европейских стран в учебные заведения и образовательную систему России. Масштабы заимствования в 60-х годах XVIII века охарактеризовал Каптерев: «Каждый русский педагог тащил от немца все, что ему нравилось. Заимствовались не только частные приемы и методы преподавания, заимствовались не только общие руководящие идеи и целые педагогические миросозерцания, заимствовались даже люди, выполнители начал немецкой педагогии»12.

Классическое образование, отвечавшее развивающимся целям воспитания, стало для России новым явлением. Нередко его основной смысл сводится только к тому, что в его содержание обязательно вводились «мертвые языки» - латинский и греческий, и математика в качестве фундаментальной основы развития сознания человека, что в принципе справедливо. Но для отечественного образования, представляется более важным нечто иное: можно сказать, что внедрение и развитие классического образования в России было важным этапом в процессе изменения представлений об идеале человека и цели воспитания, так как новые для второй трети XVIII века учебные заведения ориентировались уже не на установки петровской эпохи, предполагавшие максимально быструю подготовку специалистов, а на подготовку к жизни более или менее свободного человека, который должен был иметь право выбора сферы приложения своих сил. Такой подход для отечественной образовательной практики, получивший свое развитие в период царствования Екатерины II, являлся принципиально новым и отражал ранее не встречавшееся в России видение человека и его воспитания в целом.

Широкую известность и распространение приобрел документ, созданный М. В. Ломоносовым – «Проект регламента московских гимназий».13 Основной идеей «Проекта...» стало разделение гимназии на два отделения: для детей дворян и для детей разночинцев. Основной целью этого достаточно открытого учебного заведения было лишь обучение школьников началам наук. Все внимание концентрировалось только на передаче знаний и подготовке гимназиста к продолжению образования.

Идея создания системы сословных училищ, принадлежавшая Г. Н. Теплову, заключалась в разделении всех общеобразовательных учреждений на «училища для ученых людей», военные училища, гражданские училища, купеческие училища, «нижние училища» и «училища для иноверцев». В предложенной системе ясно отразилась тенденция к развитию неоднородности воспитательного идеала человека, характерная для России после петровских реформ. Для всех сословий были определены цели воспитания в соответствии с их социальным предназначением и положением.

В части школьного образования за основу были взяты прусская и австрийская системы образования. Предполагалось учредить три типа общеобразовательных школ - малые, средние и главные.

На самом деле в низших училищах - школах, организованных светской властью и церковью при приходах, на практике предусматривалось реализовывать прежний патриархально-православный подход: «Книга, по которой земледельческие дети во приходских школах обучаться обязаны, должна содержать в себе такое только учение, которое делало бы поселян сведущими в христианском законе, добродетельными и трудолюбивыми, следовательно должны в ней содержаться следующие части: 1) российская азбука с складами церковной и гражданской печати, притом исчисление буквами и цифрами; 2) короткие утренние и вечерние молитвы и молитвы перед обедом; катехизис с ясным, но кратким истолкованием десятословия и догматов веры; 4) христианские добродетели, состоящие в должности подданных государю, в беспрекословном повиновении государственным указаниям, в почитании и послушании господ своих и других установленных властей и в должности к самому себе и ближнему».14

Тем не менее, эта екатерининская реформа сыграла значительную роль в развитии российского образования. За 1782 - 1800 гг. разные виды школ окончили около 180 тыс. детей, в том числе 7% девочек.

К началу XIX в. в России было около 300 школ и пансионов с 20 тысячами учащихся и 720 учителями.

Новые государственные учебные заведения, прежде всего кадетские корпуса и институты благородных девиц отличались хорошей организацией и определенностью подходов к педагогической реализации цели. Следует отметить изоляцию воспитанников и процесса воспитания в закрытых учебных заведениях от семьи и общества. Родители кадетов Шляхетного сухопутного корпуса, отдавая своих пяти-шестилетних сыновей для обучения, подписывали специальное «объявление», в котором заявляли, что передают своего ребенка для воспитания и обучения на пятнадцатилетний срок и не станут требовать их возвращения или кратковременного отпуска.15

Новым для России в этот период было изменение отношения к образованию женщин. Дворянское сословие выработало к этому времени не только мужской, но и женский идеал благородного человека. Институты и пансионы для благородных девиц получили к концу XVIII века значительное распространение и пользовались популярностью.

Все содержание образования в женских пансионах и институтах было ориентировано на воспитание этих качеств. Начала наук, включая иностранные языки, начатки математики и естествознания, архитектуры, ознакомление с геральдикой, рукоделие, закон божий и правила «светского обхождения и учтивости» были призваны обеспечить девушкам необходимый для общения в своем социальном кругу необходимый интеллектуальный уровень. Целью женского дворянского образования не была подготовка к какой-либо службе, а воспитание идеальной жены дворянина.

В действительности реформы привели к крупному положительному результату: была создана сеть малых и главных училищ как основа для построения среднего и высшего образования; разработана специальная программа по подготовке учителей, - все это в совокупности создавало благодатную почву для новой и более успешной реформы начала следующего столетия.

В целом весь XVIII век для России прошел под знаком насильственного навязывания верховной властью обществу учения и создания учебных заведений, первоначальными попытками привлечения в них детей всех сословий, за исключением крепостного крестьянства, но постепенно образовательная политика государства в конце концов сконцентрировалась на двух состояниях - дворянстве и разночинцах и практически не касалась других податных сословий.

Даже входившие в номенклатуру учебных заведений Министерства народного просвещения церковно-приходские школы, предназначенные для низших сословий, не финансировались из казны и их существование целиком зависело от воли и желания помещиков и сельских общин.