Педагогические условия конструктивного взаимодействия и сотрудничество участников образовательного процесс в дошкольной образовательной организации. Большая энциклопедия нефти и газа

Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.

Что это такое?

Конструктивное общение - это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное - слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение - это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

  • Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
  • Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку "ты должен...", вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
  • Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
  • Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. "Ты боишься", "ты ревнуешь" и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
  • Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
  • Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
  • Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
  • Приказной тон. "Сделай", "принеси", "скажи" и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.

Что еще препятствует конструктивному общению?

Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

  • Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
  • Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
  • Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания - уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер - это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение - спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Основные условия конструктивного общения

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

  • Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
  • Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
  • Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, - это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

  • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
  • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
  • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

  • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
  • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
  • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как "неловкое молчание" и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
  • Эмпатическое слушание - это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.

Как обучить ребенка конструктивному общению

Общение с ребенком - это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

  • Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
  • Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
  • Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

  • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
  • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
  • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
  • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
  • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
  • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.

Заключение

Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.

Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Ребенок сначала развивается как эмоционирующая личность, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний начинают ярко проявляться поведенческие аспекты. Неумение взрослых понять и направить в нужное русло эмоции детей ведет к грубейшим ошибкам в воспитании школьников и, более того, отрицательно влияет на формирование "Я-концепции" подрастающего человека.

С целью определить влияние конструктивных взаимодействий на формирование коммуникативной компетентности мы обозначим взаимосвязь категорий "общение и взаимодействие". Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, "восприятие и понимание другого человека" и как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленной на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия как наставничество, внушение, влияние, убеждение (со стороны учителя) и подражание, содействие, бездействие или противодействие — со стороны школьника.

В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.

Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.

И учебная деятельность, которая выступает как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, и общение опираются на взаимодействия.

Выделим следующие виды педагогического взаимодействия (Коротаева Е.В.):
деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.

Таким образом общение и взаимодействие составляют сложное диалектическое единство. Мы предполагаем, что использование конструктивных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе регулирует познавательную активность младших школьников и позволяет формировать у ребенка способность эмоционально предвосхищать ситуацию взаимодействия, тем самым подготавливая его к самостоятельной деятельности в условиях неуспеха. Одной из основных задач конструктивных взаимодействий является обучение и самообучение адекватным способам общения и поведения, а также закрепление и последующее развитие механизмов личностно-смысловой регуляции. Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.

В третьих и четвертых классах одной из школ г.Екатеринбурга мы внедряем программу развития коммуникативной компетентности учащихся с опорой на конструктивные взаимодействия в системе педагог-группа, педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа. На занятиях учащиеся получают знания о том как общаться, упражняются в применении адекватных способов поведения, овладевают навыками конструктивных взаимодействий как в ситуации успеха, так и неудачи. В результате каждый школьник научается личной саморегуляции, которая, как основной фактор деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь ценностного отношения и к другим людям, и к процессу деятельности.

В дальнейшем мы планируем исследовать возможность внедрения конструктивных взаимодействий в практику целенаправленного развития ценностных отношений к сверстникам у первоклассников параллельно с развитием коммуникативной компетентности.

Литература:

  • Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.
  • Бодалев А.А.Личность и общение-М.: Международная педагогическая академия, 1995-328с.
  • Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с.
  • Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Тривола, 1995.-360с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.
1

В поиске способов эффективного построения конструктивного взаимодействия представлен анализ содержания понятия «партнёрство» вкатегориальном поле «взаимодействие». Общность семантического ряда исследуемых научно-педагогических понятий иширокий контекст определения «педагогическое взаимодействие» создает возможности его переноса на категории партнёрство исотрудничество. Встатье рассматриваются партнёрство исотрудничество как виды конструктивного взаимодействия, выявляются их общие иотличительные черты. Врезультате анализа делается вывод: широкое распространение сотрудничества вреальной образовательной практике сдерживается сложностью достижения духовного иэмоционального единения, которое требуется всотрудничестве. Партнерство вотличие от сотрудничества имеет более широкий спектр применения во всех сферах, втом числе ивобразовании. Партнёрство возможно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей идействий, осознания ситуации взаимодействия идействий партнёра, т.е. включения рефлексивного управления вданный процесс. Вработе обосновывается необходимость включения внаучный оборот понятия «рефлексивное партнёрство», определяются перспективы дальнейшего направления исследования данного феномена.

взаимодействие

педагогическое взаимодействие

партнёрство

сотрудничество

рефлексия

рефлексивное управление

1.Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная июридическая психология: Краткий энциклопедический словарь. – М.: Юрид. лит., 1997. – 448 с.

2.Коротаева Е.В. Сотрудничество субъектов впроцессе обучения: мифы иреалии // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Всероссийской конференции сэлементами научной школы для молодых учителей / под ред. Э.Ф. Зеера; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 310 с.

4.Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общей ред. В.Б.Шапаря. – 2-е. изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 808 с.

5.Новиков В.Г. Самоуправление исоуправление как факторы развития социальной активности студентов вобразовательном учреждении // Регионология. – №4. – 2008. URL: http://regionsar.ru/node/239 (дата обращения: 19.01.2014).

6.Педагогика / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин идр.; под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.

7.Полонский В.М. Словарь по образованию ипедагогике. – М.: Изд-во «Высшая школа», 2004. – 512 с.

8.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 440с.

9.Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 368 с.

10.Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – 2 изд., перераб. идоп. – Минск: Харвест, 2007. – 976 с.

11.Социальная философия: Словарь / Сост. иред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – М.: Академический проект, 2003. – 560 с.

12.Токарева Л.А. Соуправление как условие модернизации системы современного образования России (На материале деятельности ИПКиПРО Саратовского региона): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Саратов, 2001. – 172 c.

13.Щедровицкий Г.П. Рефлексия вдеятельности // Вопросы методологии: Архив номеров (1991–1995). – С. 157–188. URL: http://www.circle.ru/archive/vm/nom (дата обращения: 27.01.2012).

Гуманизация образования - одна из ведущих тенденций образования и насущная проблема. Педагогическое взаимодействие, сотрудничество, партнёрство - явления, активно обсуждаемые как теоретиками, так и практиками. Несмотря на безусловный исследовательский интерес к данным феноменам, приходится констатировать, что до настоящего времени предметом научных дискуссий остаются структура и содержание данных понятий, технология их применения в образовательной практике.

«Взаимодействие» в философской и социологической литературе - одна из базовых категорий, поскольку термин взаимодействие задает порядок рассмотрения других понятий. В философии взаимодействие - это понятие для «обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого со-бытия, человеческой деятельности и познания» . В современных словарях по психологии подчеркивается процессуальность и результативность взаимодействия: «взаимодействие - процесс воздействия субъектов друг на друга, порождающая их взаимообусловленность, фактор социальной интеракции, социального структурирования и эффективной групповой деятельности» .

В педагогике активно используется термин взаимодействие педагогическое, которое начинает употребляться с конца 60-х годов ХХ века. В определении, данном Ю.К. Бабанским, подчёркнут субъект-субъектный характер отношений участников образовательного процесса: «Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения в школе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие» .
В дальнейшем понятие «педагогическое взаимодействие» уточнялось и дополнялось.

Широкий контекст определения «педагогическое взаимодействие» создает возможности его переноса на категории «партнёрство» и «сотрудничество», что подтверждает общность семантического ряда исследуемых научно-педагогических понятий.

Слово сотрудничество исконно русское, обозначает в первом значении участие в каком-либо общем деле, во втором - совместные действия, деятельность. Слово партнёрство заимствовано в середине XIX века, в дословном переводе «партнёр» - тот, с кем разделяю, сонаследую дело. В современных словарях значение слова «партнёр» (словарь Ожегова) - «участник какой-нибудь совместной деятельности» и «участник (игры, танца, выступления) по отношению к другому участнику». Во второй половине XX века слово «партнёр» приобретает экономическое значение - деловой партнёр, торговый партнёр, участник совместной деятельности. В словаре по социальной педагогике понятия «партнёрство» и «сотрудничество» выступают в качестве синонимов и трактуются как «отношения между социальным педагогом и воспитанником, когда последний может на равных участвовать в выборе мероприятий, имеющих воспитательное значение, в их подготовке и проведении» .

Различные определения понятия «сотрудничество» мы обнаружили в работах Д.А. Белухина, М.Ю. Зайцевой, И.Б. Котовой, Е.В. Коротаевой, Н.Б. Крыловой, Н.И. Репиной, В. Д. Семенова Т.В. Хуторянской, Е.Н. Шиянова. Существенные признаки сотрудничества названы Е.В. Коротаевой: соприсутствие участников деятельности во времени и пространстве; наличие единой цели и общей для участников деятельности мотивации; наличие органов со-организации и руководства; разделение процесса деятельности между участниками и согласованность индивидуальных операций; получение единого конечного результата (продукта) совместной деятельности; развитие в процессе деятельности межличностных отношений . Таким образом, важнейшей характеристикой сотрудничества выделяется субъект-субъектное взаимодействие, направленное на достижение общих целей.

Что касается отношения понятий «сотрудничество» и «партнёрство», то в реферируемых нами работах нередко эти понятия используются синонимично, в других случаях партнёрство называют условием, важнейшей характеристикой или структурным компонентом сотрудничества.

Исследователь сотрудничества Е.В. Коротаева полагает, что в реальной образовательной практике широкое внедрение сотрудничества осложняется рядом причин: «продолжающийся процесс формирования моральных и нравственных качеств у детей и подростков, доминирование у них эмоциональной сферы, импульсивность, инфантильность (вследствие процессов физиологического развития, полового созревания, переживания подросткового кризиса и пр.), некорректность оценок, допускаемая учителями, сложившиеся отношения между конкретными педагогом и учащимся... приводит к тому, что межличностные отношения между педагогами и воспитанниками оказываются самыми разнообразными: и конструктивными, и реструктивными, и рестриктивными, и, к сожалению, деструктивными» . Поэтому в современной образовательной практике сотрудничест-
во ‒ скорее желаемый тип построения отношений между субъектами образовательного процесса, нежели реальный.

Партнерство в отличие от сотрудничества имеет более широкий спектр применения во всех сферах, в том числе и в образовании. Партнёрство представляет собой тип конструктивного взаимодействия, направленный на достижение общей цели при равенстве в правах и обязанностях сторон. В таком определении не совсем ясен механизм достижения согласованности между партнёрами, особенно в сложных, неопределенных и неоднозначных ситуациях взаимодействия. В научной дискуссии по-прежнему остаётся открытым вопрос о способах гармонизации отношений партнёров. Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой партнёрство как система отношений субъектов взаимодействия функционирует эффективно при включении в структуру партнёрства рефлексии.

Остановимся на рассмотрении понятия рефлексии. В дословном переводе рефлексия означает «обращение назад» (позднелат. reflexio). В психологии феномен рефлексии стал предметом специального изучения благодаря А. Буземану. В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Разработка проблемы рефлексии в Московском методологическом кружке связана с именами Г.П. Щедровицкого и В.А. Лефевра и велась ими в контексте проблемы сознания и деятельности. Согласно Г.П. Щедровицкому, рефлексия - «особая кооперативная связь двух актов деятельности, особая структура кооперации, объединяющая кооператов или кооперантов» . Для В.А. Лефевра
рефлексия - это «способность встать в позицию исследователя по отношению к другому «персонажу», его действиям и мыслям» .

В современных отечественных психологических и педагогических словарях рефлексия имеет несколько трактовок. В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова дают следующее определение рефлексии: рефлексия (англ. reflection) - это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с и к др., своих задач, назначения и т.д.» . В.Б. Шапарь указывает не только на связь рефлексии с мышлением, но дает характеристику этого размышления - «полное сомнений и противоречий», «анализ собственного психического состояния». Кроме этого, приводится и второе значение понятия рефлексии 2) механизм взаимопонимания - «осмысление субъектом, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнёра по общению» . С.Ю. Головиным также указываются два значения понятия «рефлексия»:

1) процесс самопознания. Автор связывает рефлексию с психическим познавательным процессом - «предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души». Помимо этого автор называет условие возникновения рефлексии - «достаточную зрелость субъекта», т.е. подчёркивается возникновение рефлексии в онтогенезе;

2) механизм взаимопонимания. В данном значении указано на связь рефлексии с самоотчетом, самоанализом собственных психических состояний .

В педагогических словарях рефлексия определяется как «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов на основе жизненного опыта» (Л.В. Мардахаев), «как способность человека осмыслить свой собственный опыт с целью прийти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения . Включает построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок» (В.М. Полонский) . Таким образом, в педагогических словарях акцент сделан на рефлексии как характеристике личности.

В.А. Лефевр предложил концепцию рефлексивного управления, ставшую впоследствии плодотворным направлением отечественной теоретической мысли. Под рефлексивным управлением у Лефевра понимается «процесс передачи оснований для принятия решения одним из персонажей другому» . Ученый рассмотрел действие рефлексивного управления в конфликтующих структурах и в ситуациях сотрудничества. С точки зрения научных дисциплин, занимающихся проблемами управления, управление - это воздействие на людей и объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. С нашей точки зрения, употребление в понятии рефлексивное управление понятия управление несколько сужает значение термина рефлексивное управление. Данное ограничение можно снять употреблением понятия соуправление, которое встречается в ряде научных работ (В.Г. Новиков, Л.А. Токарева) ; . Нам представляется корректным употребление термина соуправление в тех случаях, когда речь идет о рефлексивных системах.

Механизм рефлексии в процессе партнёрского взаимодействия, по нашему мнению, состоит из 6 этапов:

1. Рефлексивный выход. Рефлексивное определение возможности поиска ресурсов решения проблемной ситуации в построении конструктивного взаимодействия.

2. Построение образа ситуации взаимодействия.

3. Объективация рефлексивного представления. Построение партнёрами дополнительных условий в разрешаемой ситуации и новых рефлексивных позиций, расширяющих смысловые горизонты ситуации. Объективизация высказываний партнёров как адекватное её выражение в словесном, графическом, символическом виде.

4. Схематизация рефлектируемого содержания.

5. Преодоление различий в репрезентации ситуации, имеющихся у разных партнёров, таких как неполное представление о ситуации, фиксация внимания на очевидных, внешних аспектах ситуации без учёта скрытых, неспособность объяснить собственные действия при построении своего представления о ситуации и т.д.

6. Создание саморефлексивной системы партнёрства. Согласование образов проблемной ситуации с партнёром по взаимодействию через соуправление процессом выработки и принятия норм, правил и ценностей конструктивного взаимодействия.

Итак, сформулируем основные выводы, к которым мы пришли в ходе проведённого исследования:

1. Партнёрство и сотрудничество являются типами конструктивного взаимодействия.

2. Широкое распространение сотрудничества в реальной образовательной практике сдерживается сложностью достижения духовного и эмоционального единения, которое требуется в сотрудничестве. Не всегда к нему готовы как обучающиеся, так и педагоги.

3. В контексте современной образовательной практики более адекватным типом конструктивного взаимодействия, с нашей точки зрения, является партнёрство, поскольку сотрудничество предполагает полное понимание, единение, согласованность, духовное и эмоциональное единство, единство цели и конечного результата совместной деятельности, тогда как в партнёрстве важен механизм согласования разных позиций, наличие договоренностей (правил взаимодействия), соблюдение этических норм.

4. Партнёрство эффективно при условии осознания участниками партнёрских отношений собственных мыслей, действий, а также осознания ситуации взаимодействия и действий партнёра, т.е. включения рефлексивного управления в данный процесс.

5. Поэтому мы считаем необходимым введение понятия рефлексивное партнёрство. Рефлексивное партнёрство - это тип конструктивного взаимодействия, основанный на рефлексивном управлении своим поведением участниками (саморегуляцией), на соуправлении ситуацией взаимодействия и выработкой норм, правил, ценностей взаимодействия, характеризующийся согласованностью действий и распределением ответственности за результативность совместной деятельности, направленной на достижение целей участников взаимодействия.

Дальнейшее направление исследования данного феномена представляется нам в необходимости изучения его содержания, структуры и функций.

Рецензенты:

Стенина Т.Л., д.п.н., доцент, проректор по работе с молодежью, Ульяновский государственный технический университет,
г. Ульяновск;

Лебедева Л.Д., д.п.н., профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета,
г. Ульяновск.

Работа поступила в редакцию 31.01.2014.

Библиографическая ссылка

Шигабетдинова Г.М. ПАРТНЁРСТВО КАК КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОБЛЕМЫ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-1. – С. 193-196;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33611 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    - (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного партнёрства … Википедия

    Государственно частное партнёрство (ГЧП) совокупность форм средне и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Содержание 1 История 2 Понятие государственно частного… … Википедия

    ВЕЛИКОБРИТАНИЯ - (Great Britain) Общие сведения Официальное название Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). Расположена у северо западного побережья континентальной Европы. Площадь… … Энциклопедия стран мира

    ОППОЗИЦИОНАРНОСТЬ - это целенаправленная активность субъектов политики, которая направлена на выражение и достижение целей и задач, обусловленных определенным неприятием ими официальной направленности, порядка и уклада социально политической и экономической… … Политическая психология. Словарь-справочник

    - (1927 1994) Белорус. сов. прозаик и ученый литературовед, более известный произв. др. жанров (воен. прозы, публицистики). Род. в с. Конюхи (Копыльского р на Минской обл.ныне Беларусь), во время войны был в подполье, рядовым в партизанском отряде …

    Бывший заместитель председателя Моссовета; родился в 1947 г. в г. Риге; окончил Латвийский государственный университет в 1970 г., Военно политическую академию им. Ленина в 1979 г., кандидат философских наук, доцент; с 1970 г. по 1980 г.… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993 1995), второго (1995 1999) и третьего (с декабря 1999 г.) созывов, заместитель председателя Государственной Думы третьего созыва, член депутатской группы "Регионы… … Большая биографическая энциклопедия

    Народный депутат СССР (1989 1991), участвовал в деятельности Межрегиональной депутатской группы, группы "Союз", депутатской группы коммунистов, группы "Конструктивное взаимодействие"; родился в 1938 г.; в 1991 г. был… … Большая биографическая энциклопедия

    Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва (1993 1995), являлся членом депутатской группы "Новая региональная политика", членом Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике; родился 24… … Большая биографическая энциклопедия

    - (04.10.1924 15.05.2001) спец. в обл. политол., социол. и права; д р юрид. наук. Род. в Баку. Участник Великой Отеч. войны. Окончил юрид. ф т Азерб. гос. ун та (1949), асп. Ин та права АН СССР (1952). Работал зав. редакцией в Политиздате (1952… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Московский городской суд в системе органов государственной власти РФ. История и современность , Егорова Ольга Александровна, Пчелинцева Людмила Михайловна, Серков Петр Павлович. В данном научном издании публикуются доклады участников четвертой межрегиональной научно-практической конференции, организованной и проведенной Московским городским судом и…
  • Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. ФГОС , Матушкина Светлана Евариевна. В пособии представлены разнообразные формы, методы, приемы работы с семьей и сценарии родительских собраний, актуализирующие проблемы родительской компетентности, направленные на…

Разработка группового занятия по психологии, профориентации, предпрофильной подготовки для обучающихся 9-10-х классов

Разработала: педагог-психолог МБОУ «Ново-Ямская СОШ» Старицкого района Тверской области

Степанова Татьяна Владимировна

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное- не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам,

и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности человека. Правильно сделанный старшим подростком выбор –это начало пути к успеху, к самореализации,к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Поэтому с 2005 года в рамках предпрофильной подготовки для 9-х классов проводятся профориентационные занятия (один раз в неделю в течение года).

Занятия эти состоят из трёх блоков, каждый из которых имеет свои задачи и, при необходимости, могут проводиться отдельно.

В задачи первого блока занятий входит подготовка детей к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути, знакомство с ошибками выбора. В задачи второго блока входит изучение своих личностных особенностей, склонностей, интересов и соотнесение их с требованиями к конкретным профессиям. В основном, во втором блоке идёт психодиагностическая работа.И в задачи третьего блока занятий входит знакомство с рынком труда, с учебными заведениями,с правилами поступления в вузы и сузы, устраивания на работу,с правилами составления резюме, с профессиями, недавно появившимися на рынке труда и т.д.

Эти занятия призваны помочь школьникам в нелёгкий переходный период, так как многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Также ребята на этих занятиях учатся видеть свои сильные и слабые стороны, конструктивно общаться с людьми и развивают навыки рефлексии.

Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики, тренинги. Занятия должны проводиться не реже одного раза в неделю, в специально оборудованном помещении, где есть возможность участников рассадить в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников « обратной связи».

Тема занятия: «Конструктивное взаимодействие. Жизненные приоритеты».

Цели и задачи : формирование навыков конструктивного взаимодействия, осмысление своих жизненных ценностей и приоритетов, помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии, развитие рефлексии.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Разминка.

Цели:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- настрой на работу;

-сплочение коллектива;

-получение информации о простейших профессиональных намерениях .

2.1. « Счёт до 10». Дети сидят в кругу,их задача досчитать до 10, не договариваясь между собой. Как только сказали любое число одновременно, счёт начинается сначала. Даётся несколько попыток. В конце занятия можно повторить это упражнение, чтобы посмотреть на уровень сплочённости в конце занятия.

2.2. « Пересадка по интересам».

Ведущий говорит фразу «Пересядьте те, кто…»:

Готов продуктивно работать на занятии;

У кого карие глаза;

У кого хорошее настроение;

Кто хочет работать в Старицком районе;

В Москве;

Кто хочет получать много денег;

Кто хочет работать в школе;

Кто хочет получить высшее образование;

Кто интересуется машинами;

Кто не хочет идти работать;

Кто выбирает профессию, как у родителей;

Кто ещё не выбрал профессию;

Кто хочет быть начальником;

Кто хочет стать известным и крутым и т.д.

Вывод :

-О чем позволило задуматься данное упражнение? Что нового для себя открыли?

3. Основная часть.

3.1. Вступительное слово. Постановка целей .

Цитата дня (на доске):

« Нельзя вести домашнее хозяйство, не подходя к плите. Нельзя поймать рыбу на удочку, не забросив крючок. Нельзя достичь своей цели, не прилагая усилий».

Журналистка Кэти Селигман

(Мнения детей о высказывании).

У каждого человека и у взрослого и у ребёнка –есть удивительная возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька-это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу «лестницей желаний». Нарисуйте её в своих тетрадях. Покажите. Поднимите вверх.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно. Можем ошибаться можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того,как вы будете вести себя по отношению к другим людям. Которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд или идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удаётся достичь желаемых результатов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учёта своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план-это представление о желаемом образе жизни.

Сегодня поговорим о жизненных приоритетах, мотивах.

3 .2. Работа с притчей.

В одной стране, неважно какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой, только спустя годы узнали. Что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью…С какой как вы думаете?...Она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Как вы думаете, многого ли достигла в жизни эта старушка?

-каков был её путь по лестнице жизни?

-каковы были её жизненные ценности?

-давайте пофантазируем, представителем какой профессии была она?

(Вывод : неважно какая профессия у человека, главное идти с людьми по жизненной лестнице, не толкаясь, не спихивая вниз, а идти рядом, помогая, когда это необходимо, нести свет, добро).

3.3. Упражнение «Мнения о жизни».

В этом упражнении речь пойдёт о различных представлениях, о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.

Я подготовила для вас листок «Мнения о жизни» (см. приложение), на работу с которым у вас есть 15 минут. Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие- ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных можно отнести только три высказывания.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы могли вместе обсудить упражнение.

Какие три высказывания вы определили, как верные? Обоснуйте.

Итог:

-понравилось ли упражнение?

-какое влияние на формирование ваших взглядов оказала ваша семья?

-задумываетесь ли иногда о своем будущем?

-с кем говорите об этом?

-есть ли у вас пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?

3.4.Упражнение «Состязание мотивов».

Выбирая род деятельности, профессию, каждый руководствуется личными мотивами. Посмотрите на список мотивов (приложение) и выберите наиболее значимый для каждого из вас мотив выбор профессии, т.е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. А теперь попробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответствуют вашему мотиву. Теперь в парах обсудите свои решения и помогите увеличить список профессий или родов деятельности, которые хорошо подходят к мотивам.

Итог: высказывают мнения по упражнению.

4 . Подведение итогов занятия .

- Часто можно слышать «Я ещё не выбрал профессию», «не определился», «я ещё не нашёл себя». Психолог Томас Сас заметил: «Найти себя невозможно -себя можно только создать».

-Занятие хочется закончить притчей:

«Нанял барин двух приказчиков-Василия и Петра. Через месяц выдаёт им плату: Василию 5 рублей, а Петру-3 рубля.

Возмутился Пётр:

Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

Ухмыльнулся барин:

Видишь обоз за околицей? Узнай кто такие.

Быстро вернулся Пётр:

Из Рязани будут…

А куда направляются?

Снова быстро вернулся Пётр:

В Саратов едут…

А что везут?- интересуется барин.

Вернувшись, Пётр доложил:

Рожь и пшеницу.

Позвал барин Василия:

Там обоз идёт,узнай, кто такие.

Возвращается Василий:

Это хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть ещё и овёс. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать или пусть далее едут?

Барин многозначительно посмотрел на Петра.

(Важно, чтобы с данных занятий дети уходили с некоторыми вопросами и внутренними размышлениями, поэтому данную притчу можно не обсуждать и не комментировать).

На отрезке самоопределения при помощи магнитов покажите,где находитесь вы.

Надеюсь, что сегодняшнее занятие будет ещё одной ступенькой к самоопределению.

До новых встреч.

Приложение

Мнения о жизни.

1. Родители –мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.

2. Я буду неудачником. Если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.

3.Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.

4.Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.

5. Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.

6. «Всяк сверчок знай свой шесток». Если вы ограничите своё честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.

7.Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.

8. Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.

9. «Человек предполагает, а Бог располагает». Не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.

10.Кто мало занимается в школе, на работе также будет мало делать.

11. На работе-главное зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.

12.Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать своё будущее.

13. Удача- важнейший залог успеха.

14. Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.

Состязание мотивов.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3.Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Хороший заработок.

6.Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.

7. Лёгкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9.Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15.Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, лёгкая, спокойная профессия.