Подвиг ильи муромца краткое содержание. Подвиги Ильи под Черниговом

Былинные богатыри и их подвиги были для русского народа воплощением героизма. Прежде чем рассказать о том, какие подвиги совершил Илья Муромец, поведаем о чудесном исцелении богатыря.

Русский воин появился на свет в деревне Карачаево (недалеко от Мурома) в крестьянской семье. Мальчик был долгожданным ребёнком, но родился больным, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Удивительное исцеление Ильи Муромца – один из самых главных моментов в его судьбе. Кстати, в будущем именно благодаря каликам русский народ узнал про подвиги Ильи Муромца, краткое содержание которых вы прочтёте ниже. Но было бы ошибкой считать их лишь бродячими артистами.

Но наиболее известны три подвига Ильи Муромца, которые передаются из уст в уста уже не одно поколение.

Однажды Илья Муромец решил помочь людям и проложить дорогу через дремучий лес. Взял он дубину и начал сшибать деревья. Муромец не испугался, а достал лук и выпустил в разбойника стрелу. Упал раненый Соловей с дуба, а богатырь поднял его, привязал к седлу и повёз в Киев. В общем, первый бой Ильи Муромца закончился лёгкой победой. Приехал наш воин в Киев, а там у князя Владимира шёл пир. Говорит ему богатырь: «Привёз я тебе в подарок Соловья-разбойника». Решил Владимир испытать его силу на княжном дворе. После того как весь народ там собрался, Илья приказал Соловью засвистеть и зарычать. На радостях Владимир, который знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, закатил ещё больший пир. А после празднества взял война к себе на службу.

Как-то раз поехал Муромец границы Руси проверять. А во время его отъезда напал на Киев Идолище поганое и захватил город. Вернулся Илья, надел простую крестьянскую рубаху и пошёл в стольный град милостыню просить. Муромец не стал отвечать на его вопросы. Идолище знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, но думал, что перед ним обычный нищий крестьянин.

Однажды поссорился Муромец с князем Владимиром. Князь так рассердился, что посадил Илью в темницу. И тут случилась беда. Татарский царь Калин пошёл на Русь войной. Встал Илья, стряхнул с могучих плеч пудовые цепи и отправился одевать доспехи. Царь Калин не знал, какие подвиги совершил Илья Муромец, поэтому стал обзывать и унижать богатыря.

Однажды поехал Илья Муромец проверить границы Руси. И увидел он на родной земле чужого богатыря, который стал над ним насмехаться и себя нахваливать. Илья очень рассердился.

Про первый бой Ильи Муромца вы уже знаете. Но о последнем ничего не известно, кроме того, что богатырь получил в нём ранение. Если рассматривать военную историю средних веков, то причина гибели Ильи представляется довольно правдоподобной.

В наше время подвиги Ильи Муромца, краткое содержание которых было дано выше, по-прежнему привлекают к себе внимание.

П рототипом былинного героя считается воин и монах Илия, чудотворец Муромский, живший в XII веке во время княжения Владимира Мономаха. Ратные подвиги Ильи окутаны легендами, а в конце жизни он принял монашество и упокоился в Киево-Печерской лавре.

Жизнеописание

Виктор Васнецов. Богатырский скок. 1914. Дом-музей В.М. Васнецова

Константин Васильев. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 1974

Евгений Шитиков. Илья Муромец. Гравюра. 1981

Историки до сих пор спорят, кто был прообразом былинного героя. По легенде, им стал силач Чобитько, одержавший немало воинских побед. Так, например, однажды он перебил врагов сапогом за неимением лучшего оружия - за что получил в народе прозвище «Чоботок», то есть «Сапожок».

После очередного тяжелого ранения богатырь принял постриг в Феодосиевом монастыре, став иноком, а впоследствии был канонизирован. Предполагают, что Илья погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем , когда войска половцев разгромили лавру.

В 1988 году экспертизу мощей святого провела специальная комиссия Минздрава. Исследователи выяснили: преподобный страдал заболеванием позвоночника, а тело его покрывали следы многочисленных ранений. Смерть, как считают, наступила от удара копья или меча в грудь, сквозь прикрывавшую ее левую руку.

Именно таким - с одной пронзенной ладонью, а другой сложенной для крестного знамения - описывает Муромца в 1701 году настоятель собора Василия Блаженного отец Иоанн Лукьянов. В своем «Путешествии в Святую землю» он замечает: «Глубоко символично, что левая рука его свидетельствует о служении воина, а правая - о молитвенном подвиге» .

Былинная биография

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Год неизвестен

Михаил Шемаров. Илья Муромец и калики перехожие. Иллюстрация к сборнику былин про Илью Муромца в пересказе Василия Старостина. Издательство «Советская Россия». 1967

Георгий Юдин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Год неизвестен

В былинах череда героических событий поджидала Илью после 30-летия, а до этого времени он страдал: «не владел» ни руками, ни ногами. Существует гипотеза, что это было редкое гормональное заболевание, спровоцировавшее в том числе и физические габариты богатыря. Однажды он, как обычно, сидел дома на печи, когда в ворота ему постучали странники и попросили впустить их. Илья встал, открыл двери - и только тут осознал, что исцелен. С этого момента началась жизнь, полная испытаний: встреча с самым древним русским богатырем - великаном Святогором, поездка к «камене неподвижному» за оружием и доспехами и подвиги на благо родной земли.

Упоминают Муромца даже европейские легенды. Например, в германских эпических поэмах ХIII века представлен он витязем Ильей Русским - княжеского рода и небывалой силы. Ilian von Riuzen помогает правителю Гарды добыть невесту и тоскует по Родине, по оставшимся на Руси жене и детям.

«Велик и разнообразен почтенный сонм витязей, собравшихся вокруг великого князя Киевского Владимира, все они выражают многие стороны русского духа. Но могущественнее их всех избранник народа русского Илия Муромец...»

Историк и лингвист Константин Аксаков

Илья Муромец в литературе

Владимир Перцов. Илья Муромец в каличьей одежде говорит с князем Владимиром. Иллюстрация к сборнику «Былины: книга для внеклассного чтения, 5-7 классы». Издательство «Просвещение». 1985

Любовь Лазарева. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 2010

Юрий Иванов. Иллюстрация к сборнику Алексея Толстого «Курган: Баллады и былины». Издательство «Детская литература». 1982

Известный российский филолог, исследователь русского эпоса Сергей Азбелев насчитал пятнадцать героических сюжетов, связанных с богатырем Ильей Муромцем. К его образу обращались не только сказители - например, крестьянский богатырь предстал галантным рыцарем в неоконченной поэме «Илья Муромец» Николая Карамзина . «Он подобен мирту нежному: / тонок, прям и величав собой» , - рассказывал «слогом древности» знаменитый историк.

Алексей Толстой написал о былинном богатыре балладу «Илья Муромец», в которой богатырь предстает уже в почтенном возрасте: «Под броней с простым набором, / Хлеба кус жуя, / В жаркий полдень едет бором / Дедушка Илья» , а Василий Шукшин сделал былинного богатыря участником воображаемого спора классических литературных героев в современной библиотеке в рассказе «До третьих петухов».

Образ в кинематографе

Постер к художественному фильму Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

Кадр из художественного фильма Александра Птушко «Илья Муромец» (1956)

По мотивам былин в 1956 году был снят первый в Советском Союзе широкоэкранный художественный фильм «Илья Муромец» с Борисом Андреевым в главной роли. Режиссер Александр Птушко за эту работу два года спустя был удостоен почетного диплома Международного кинофестиваля в Эдинбурге.

Специально для съемок на берегу Симферопольского водохранилища пришлось воссоздать Древний Киев. Эпическая картина потребовала участия более ста тысяч военнослужащих и одиннадцати тысяч лошадей. Костюмы для богатырей были изготовлены по картине Виктора Васнецова «Богатыри».

Образ Ильи Муромца использован в кинолентах «Этот негодяй Сидоров», «Приключения в Тридесятом царстве», «Реальная сказка». В 70-х годах ХХ века и в 2007 году былинный богатырь стал героем мультипликационных фильмов.

На картинах русских художников

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. ГТГ

Николай Рерих. Илья Муромец. 1910. ГРМ

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882. ГРМ

Илью Муромца не раз изображали и художники, и иллюстраторы: Николай Рерих и Василий Верещагин , Константин Васильев и Николай Кочергин. Главное во всех образах - недюжинная сила русского богатыря. Наиболее часто к былинному сюжету обращался Виктор Васнецов.

Илья на картине «Богатыри» - образ собирательный. Во время работы над полотном, прообразами становились то крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, то абрамцевский кузнец, то извозчик, которого художник случайно встретил в Москве и уговорил позировать.

Картина Васнецова «Витязь на распутье» появилась под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники», над образом художник работал на протяжении десяти лет и написал два полотна: в 1877 и в 1882 году. Изначально богатырь был повернут лицом к зрителю, в окончательном варианте мы видим уже лишь понурые плечи и опущенную голову богатыря, в размышлениях взирающего на камень. Сам художник подчеркивал, что текст надписи взят из былинной поэзии.

Илья Муромец в бронзе

Памятник Илье Муромцу. Владивосток. Скульптор Константин Зинич. 2012

Скульптурная композиция «Илья Муромец на распутье». Екатеринбург. Скульптор Владимир Бондарев. 2011

Памятник Илье Муромцу. Муром, Владимирская обл. Скульптор Вячеслав Клыков. 1999

Хоть и минули века с описанных народным эпосом событий, но образ былинного героя не теряет свою актуальность. В 1999 году на берегу Оки в городе Муроме установлен памятник Илье Муромцу. Известный скульптор Вячеслав Клыков - автор памятника монументу маршалу Жукову на Манежной площади в Москве - соединил в бронзе образ богатыря и монаха. Под богатырской кольчугой - монашеское одеяние, в одной руке меч, а в другой - православный крест. Памятники Илье Муромцу есть также во Владивостоке, Екатеринбурге, Ижевске.

Первой мировой войне .

Бронепоезд «Илья Муромец» был подарен фронту в начале Великой Отечественной войны железнодорожниками Муромского узла. За всю войну легендарный состав не получил ни одного серьезного повреждения, прошел боевой путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере и был удостоен ордена Александра Невского . В 1971 году бронепоезд стал военным памятником, он установлен в Муроме. На адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга достраивается ледокол, названный в честь богатыря, и после завершения работ, в конце 2017 года, «Илья Муромец» заступит на службу.

В веках осталась память о великих героях Древней Руси. Один из них - богатырь Илья Муромец. Мой доклад посвящен этому удивительному герою.

Былины про богатыря

Про богатырей в Древней Руси слагались легенды и былины. Былины - это героические песни, которые старички-сказители исполняли, наигрывая на гуслях. Это такой старинный струнный инструмент.

Про Илью Муромца есть много былин, и у каждой ещё несколько десятков вариантов. Эти произведения были очень популярны в древности. Особенно на Русском Севере, где сохранилось больше всего произведений, посвященных Илье Муромцу и его службе князю Владимиру. В южных областях Илья Муромец часто изображался казаком и никому не служил. Но неизменным оставались огромная сила Ильи и его роль защитника Русской земли от захватчиков.

Чудесное исцеление и первые подвиги Ильи

Былины рассказывают, что 33 года Илья не мог вставать: его ноги были парализованы. Но однажды в дом пришли странники. Они так просили больного принести им воды, что Илья не выдержал и попытался встать. Ему это удалось, он принес воды, но странники велели ему пить самому. Он выпил воды, исцелился и приобрел огромную силу. Странники рассказали Илье, где найти богатырского коня и доспехи и отправили Илью к князю Владимиру. По дороге русский богатырь совершил подвиг, защитив город Чернигов от кочевников.

Победа над Соловьем-разбойником

Черниговцы пожаловались Илье на Соловья-разбойника, и богатырь победил и взял преступника в плен. Учёные считают, что это был или руководитель настоящей разбойничьей шайки, или командир отряда кочевников. Илья выстрелил, ранил Соловья и отвёз к князю. Владимир велел разбойнику свистнуть. От этого свиста все сильно напугались, а несколько человек погибли. Илья казнил Соловья, чтобы больше он не мог причинить зла.

Идолище поганое

Затем Илья одолел Идолище поганое, которое захватило Киев. Богатырь совершил этот подвиг, переодевшись нищим странником, чтобы проникнуть во дворец, уже захваченный врагом. Он легко победил Идолище, схватив его одной рукой. Затем герой вышел во двор и перебил всех врагов клюкой, то есть костылем странника.

Калин-царь

Илья Муромец - один из самых любимых в народе богатырей, ведь он был из крестьян. Его более всех уважали и почитали. Даже на картине В.М.Васнецова «Три богатыря» могучий герой изображен в центре как самый сильный. А вот князь не любил Илью. Однажды он три года держал богатыря в темнице, желая уморить голодом. Но дочь князя тайком носила Илье поесть. И когда на Киев напал Калин-царь, князь раскаялся в том, что уморил богатыря, а дочка призналась, что кормила героя и он жив. Илью выпустили, и он, не тая злобы перед лицом общей опасности, отправился на бой. Но другие богатыри, тоже обиженные князем, не захотели воевать за Владимира. Перебив почти всех врагов, Илья все же попал в плен. Но на помощь ему приходят другие богатыри, и вместе они побеждают врага.

Чужой богатырь

Прославился Илья и победой над каким-то чужим богатырем, равным ему по силе. Три дня и три ночи бились они, и только в конце Илья все же победил и расшиб врага об землю.

Преподобный Илья

Удивительно, но у Ильи Муромца был прототип - монах Киево-Печерской Лавры. Исследовав его мощи, ученые пришли к выводу, что он и в самом деле долго страдал тяжелой болезнью позвоночника и не мог ходить. Но потом он выздоровел и стал богатырем. Около 40 лет - это тогда считалось уже старостью - он ушёл в монастырь и умер примерно в 45 лет. Монах Илья Муромец считается святым.

Настоящий Илья тоже был знаменит своей огромной физической силой, богатырским сложением и воинскими победами. Но князю Владимиру он не мог служить, потому что жил на 200 лет позже.

Илья Муромец - это и герой былин, и реальный герой Древней Руси.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг - победа над Соловьем-разбойником.Исследователи считают, что Соловей-разбойник - не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромецсовершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре - как самый сильный и могучий.В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич - часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века - Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович - в 13 веке, а Илья - в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.Вопреки легендам, ИльяМуромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.Но если это действительно так, и Илья Муромец - историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский.Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…Так ли это было на самом деле? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.

Угодник Божий преподобный Илия Муромец (по прозванию Чоботок) был родом из Мурома. Герой многочисленных былин про русских богатырей жил в 12 веке и скончался иноком Киево-Печерской Лавры около 1188 года.

Крайне мало сохранилось до нашего времени достоверных сведений о житии этого святого. Известно, что происходил он из простой крестьянской семьи. В детстве и юности страдал параличом, не мог передвигаться. Однако, в тридцателетнем возрасте был чудесным образом исцелен. До монашеского пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Илия Муромец является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм 13 века, основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским.

Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илия принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую Лавру.

Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные. Преподобный Илия — не первый и не последний воин, поступивший так.

Из наших соотечественников можно в этой связи вспомнить великого полководца преподобного Александра Невского, а также профессиональных воинов Пересвета и Ослябю, проходивших послушание под началом преподобного Сергия Радонежского и геройски погибших на Куликовом поле.

Один из самых популярных былинных героев, богатырь Илья Муромец, обладал не только невероятной физической крепостью, но и был необычайно силен духовно. Все сохранившиеся сказания говорят о его христианской добродетели, вере и непоколебимом спокойствии. Истории о самом значимом русском богатыре уже много веков подряд передаются из поколения в поколение. Существует множество вариантов сказаний, отражающих образ Ильи Муромца в неизменном виде. Связано это, с тем, что народ полюбил великого богатыря, прежде всего, за огромную духовную мощь.

Русский богатырь, согласно сказаниям, появился на свет около 1143 года. Это произошло недалеко от древнего города Мурома, в селе . И по сей день сохраняется название родного села богатыря. Кроме того, многие его жители носят фамилию Гущиных, из рода которых происходил Илья. Народ сохранил и имена родителей богатыря: Ефросинии Яковлевны и Ивана Тимофеевича.

В отличие от других богатырей, имеющих знатное происхождения, Илья Муромец — единственный, кто вышел из крестьянского рода. Возможно, именно поэтому именно он был наделен народом самой большой телесной и духовной силой.

Историк и литературовед Д.С. Лихачев, считал, что в те времена придуманных героев не существовало, и все повести отражали исторические события с участием реальных людей. И даже, если в рассказах встречались фантастические моменты, то их нельзя считать вымыслом, так как сам автор искренне верил в то, о чем писал.

Сказание о чудесном исцелении богатыря

Самым удивительным является то, что Илья с самого рождения был болен, и не мог ходить, пока ему не исполнилось тридцать лет. Но, видимо, именно благодаря болезни, он воспитал в своей душе огромное терпение, кротость и смирение, за что получил от Бога великое предназначение встать во главе войска, чтобы защищать землю русскую.

Вместе с ним защищали Русь и другие богатыри, реально жившие в то время, но именно Илья, несмотря на свое крестьянское происхождение, сумел возглавить их. Другие богатыри были молоды и горячи, в их душах кипели страсти, которые выливались в открытое противостояние. И им нужен был именно такой предводитель, значительно превосходящий их в телесной силе и мудрости, готовый объединить и примерить.

Художник Васнецов, в своей известной картине «Три богатыря», запечатлел образы троих русских богатырей.

«Под славным городом под Киевом… стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илия Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - поповский сын Алеша».

Именно эти слова отражаются на полотне, символизируя значимость каждого персонажа.

То, что Илья Муромец избран Богом, очевидно. Свою силу он приобретает чудесным образом: от святых старцев. Однажды, в дом к Илье, где он, как обычно, лежал, пришли «калики перехожие» и потребовали, чтобы он встал и принес им напиться воды. Илья не мог ходить, но, не посмев ослушаться старцев, попытался встать. И за свою кротость был исцелен Богом.

В этом сюжете очень важен факт испытания веры Ильи. Ведь недаром Господь Бог говорит о том, что каждый получит по вере своей. Если человек полон решимости и обладает сильной волей, то на него непременно снизойдет Божья благодать. И Илья доказал Создателю, что он достоин быть избранным. Потому как нужно иметь истинно великую веру, чтобы по требованию странников, попытаться встать, зная, что это невозможно.

Илья же не только встает, но и приносит им доверху наполненное ведро воды. Но вместо того, чтобы взять воду, старцы велят Илье выпить ее. После чего спрашивают, что он ощущает. На что Илья отвечает, что слышит в себе такую силу, что готов дерево с корнем из земли вырвать.

Тогда старцы просят его принести еще одно ведро воды и так же дают ему его выпить. Илья пьет, а святые опять его спрашивают, что он слышит в себе. На что богатырь отвечает, что смог бы повернуть землю.

Старцы считают, что этой силы будет слишком много для Ильи и просят его принести и выпить третье ведро воды. Илья слушается, сил у него становится меньше, и святые, решив, что ему достаточно будет силы, уходят.

Получив великую силу чудесным образом, Илья не возгордился, а отнесся к ней как к дару, который был послан ему, чтобы защищать русский народ от напастей. Он бескорыстно служил людям до самой старости, став образцом духовной и телесной силы.

Подвиги Ильи Муромца

Илья воспитан в соответствие с законами христианства, а потому и отправляется на подвиги. Кланяясь отцу с матерью до земли, он просит благословить его.

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую».

Из сказаний понятно, что родители понимают великое предназначение сына. Несмотря на то, что они уже не молоды, и им самим нужна помощь сына, родители отпускают Илью. Они благословляют его и берут обещание, чтобы сын не губил людей христианской веры. И ни в одном из сказаний мы не встречали, чтобы богатырь нарушил завет или вступил в битву из хвастовства или в злости. Полученную от Бога силу, он применяет лишь для защиты своей земли и восстановления правды.

После получения родительского благословения Илья отправляется в Киев к великому князю Владимиру. То время было очень неспокойное, и никто не пытался доехать до града прямым путем. Богатырь же решил ехать напрямую, а встретив разбойников, он не стал с ними вступать в бой, а просто выпустил стрелу в дуб, после чего дерево разломалось на черенки. Разбойники, удивившись такой невероятной мощи, пропустили его с поклоном.

Известно, что затем Илья Муромец победил Соловья-Разбойника, который, по мнению ряда исследователей, не был реальным лицом, а олицетворял язычество. Поэтому Илья как истинный христианин вел с ним борьбу. И в доказательство христианской веры, многие сказания описывают его оружие как копье с крестом.

Илья, не забывая обещания данного матери, перед битвами пытался уговорить врага уйти добровольно, дабы не проливать крови. Все эти поступки говорят о милосердии и бесконечном христианском терпение богатыря.

Многие былины начинают рассказ о подвигах Ильи с повествования о пиршестве князя Владимира, на который попадает богатырь, оказавшись в Киеве. Всем прибывшим на пир предлагается сесть там, где им захочется. Илья же оказывает всем одинаковую честь, помолившись образам и поклонившись не только князю с княгиней, но и всем гостям.

Крестьянского сына Илию Муромца встречают у князя как равного и воздают ему всякие почести, благодаря за то, что он очистил дорогу к Киеву от разбойников

Стоит уточнить, что Илья приезжал к князю Владимирау Мономаху (1053-1125), а не к равноапостольному Владимиру Святославовичу, как говорится во многих сказаниях. Вывод об этом, можно сделать исходя из того, что христианское учение уже не только распространилось по земле русской, но и закрепилось в душе народа. А это не могло произойти сразу после крещения Руси.

В сказаниях уже присутствует Владыка Черниговский, и в Ростове Великом отстроен храм, где несет службу отец богатыря Алеши Поповича. А ведь христианство в этих землях столкнулось с неприятием со стороны населения и прижилось не сразу.

Благодаря Илье Муромцу и подвластных ему богатырей, сражения с половцами были перенесены далеко в степи. Именно в те времена в сознании народа укоренилась фраза: «Не в силе Бог, а в правде». И эта мудрость питала силу народного духа на протяжении многих веков.

Мощи святого Илии Муромца

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

Первое упоминание об имени богатыря датируется 1574 годом. В 16 веке в Киев приезжает путешественник Лассота, который повествуя о церкви Софии, упоминает о находившемся там ранее и ныне разрушенном гробе Ильи Муромца. Скорее всего, первоначально богатырь (как особо уважаемый человек) был похоронен в храме святой Софии, а затем его останки переместили в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Здесь и сегодня можно увидеть колоду из дуба, в которой, согласно преданиям, покоился Илья Муромец.

Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 году в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской Лавры.

В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны.

Определен возраст — 40-55 лет, рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста). Также были выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении нашим героем в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием). И еще была установлена причина смерти: это обширная рана в области сердца. К сожалению, датировка гибели была установлена очень приблизительно: 11-12 века.

Образ богатыря Ильи Муромца, с одной стороны, очень светел и недосягаем, а с другой — близок каждому человеку. Вот уже на протяжении 800 лет на сказаниях о его удивительных подвигах воспитываются новые поколения. Через былины о богатыре дети получают образцы смелости, чести, добродушия и любви к своей земле. Так что Святой Илья продолжает нести свой подвиг, наполняя добром, отвагой и справедливостью юные сердца.

В настоящее время на родине Ильи Муромца в селе (сейчас это пригород Мурома) восстанавливается храм. Здесь же находится святой источник, к которому постоянно едут за вкусной и целебной водой жители ближних и дальних городов и сел. Рядом построена часовня и купель, где каждый желающий может трижды окунуться Во имя Отца и Сына, и Святого Духа во здравие души и тела.