Подводные лодки японии второй мировой. Подводные лодки

На протяжении Второй мировой войны каждая из стран-участниц разрабатывала собственное супероружие, которое бы так или иначе изменило расстановку сил. Немцы работали над «Фау-2», американцы проектировали атомную бомбу, Советы далеко не смотрели и остановились на «Катюше». Но японцы к этой идее подошли со всей изощренностью и невиданной изобретательностью.

Неудавшийся эксперимент с торпедами-кайтенами, о которым , был лишь частью большого плана по созданию японского супероружия. В 1943 году началась разработка и создание суперсубмарины I-400, самой большой подлодки за все время Второй мировой, опередившей время как минимум на два десятка лет.

Подводные авианосцы в Первую мировую войну

Первая мировая положила начало развитию привычных нам военных машин, усовершенствованные прототипы которых используются до сих пор. Самолеты той поры, вопреки расхожему мнению, не сразу стали военной единицей. Хрупкие конструкции еще неуверенно себя чувствовали в полете и служили чаще для разведки или логистики. Чего нельзя было сказать о субмаринах - в составе крупных флотов мира на вооружении их состояло более 250 единиц. Субмарины показали себя превосходным оружием, о чем свидетельствуют первые успехи германских подлодок U-26 и U-9. Вторая, даже добилась тройного успеха, потопив за одно сражение сразу три британских крейсера. Это сильно насторожило военные державы, так как угроза, исходящая из-под воды, стала новой проблемой.

Субмарина U-9

Совместить две стихии, подводную и воздушную, первыми попытались немцы: в 1915 году на подлодке U-12 решено было доставить гидроплан FF-28 до английского канала. Гидроплан взлетел, достигнул Темзы и благополучно вернулся на базу. Этот эксперимент показал, что с помощью транспортировки увеличивается боевой радиус самолета. Правда, подлодка шла в наводном положении, от чего становится не совсем понятно, в чем была хитрость, так как в таком положении субмарину было несложно обнаружить.

В 1917 году был объявлен конкурс на создание самолетов-разведчиков, в котором принял участие авиаконструктор Эрнест Хейнкель. Подлодка U-142 со специальными ангарами для бортовых самолетов не показала хороших результатов: в ходе испытаний была выявлена чрезвычайно низкая устойчивость и плохая управляемость в обоих положениях субмарины. При погружении лодка раскачивалась с борта на борт на угол 50 градусов и могла перевернуться. Испытания отложили в долгий ящик, а позднее прекратили вовсе из-за военных ограничений, полученных Германией. Свои варианты также разрабатывали американцы и французы, но особым успехом они не увенчались.

Эрнест Хейнкель

авиаконструктор


Подводный крейсер Surcouf

Японские разработки

После окончания войны Япония, получив колонии в Китае, на Каролинских и Маршалловых островах в Тихом Океане, продолжила вынашивать императорские планы полного доминирования в азиатском регионе. Если на воде и под водой японцы могли держать ситуацию под контролем, то с воздухом дела обстояли сложнее.

Вместо того чтобы развивать авиацию отдельно, в 1925 году японцы создали свой первый самолет для подлодок, Yokosho 1-GO, который использовался вместе с минным заградителем I-21. Для хранения самолета на заградителе оборудовали ангар, в котором транспортировали самолет. Но самолет мог стартовать только с воды. Подлодка транспортировала его только до места, откуда самолет взлетал, находясь в полете не более двух часов, после чего приземлялся на воду и с помощью крана перемещался снова в ангар на субмарине.

В 1929 году была заложена основа для подлодки I-5 - также для разведки. За основу взят тип субмарин Junyo Sensuikan (подводный крейсер). Самолет в разобранном состоянии размещался в двух ангарах: в одном - фюзеляж, в другом - крылья и поплавки. Части извлекались из ангаров с помощью крана и собирались на верхней палубе в течение получаса. Работала конструкция только в штиль: при небольшом волнении ангары заливало водой, и в таком случае даже извлечение оттуда гидроплана становилась невозможным. После сборки самолета на верхней палубе подлодки с помощью пневмокатапульты он понимался в воздух.

В разгар Второй мировой самолет E14Y1 впервые произвел воздушную бомбардировку территорий США. Самолет залетел вглубь материка и сбросил всего две зажигательные бомбы в лесном массиве штата Орегон. Практика таких мелких вылазок позволила Японии наносить незначительные удары по США, которые лишь раздражали американское командование. Но к 1943 году США частично оборудовали свои рубежи противовоздушным щитом, что в разы снизило успехи японцев. К концу года японцы практически полностью отказались от использования подобной практики, не хватало пилотов, плюс запуск каждого самолета требовал хорошей погоды и длительной подготовки. Так было решено создать подлодку, которая могла бы наносить полноценные бомбовые удары. В качестве цели был выбран Панамский канал, позволявший блокировать водную артерию из Атлантического океана в Тихий.

Подводная лодка I-400


Макс. глубина

100 метров

Состав команды

144 человека

СКОРОСТЬ

18,75 узлов на поверхности и 6,5
узлов под водой

Строительство шло достаточно быстро, так как на разработку были брошены все силы и максимум имеющихся средств. Сначала нужно было разработать корпус подлодки, способный устойчиво держаться на воде и осуществлять запуск самолетов даже при водной тряске. Был предложен конструктивный вариант: соединив две круглые цилиндрические конструкции, которые образовывали что-то похожее на перевернутую восьмерку. Чтобы решить проблему с длиной лодки, все четыре дизельных двигателя расположили рядом, разбив их по парам. Топливные танки и цистерны с авиатопливом разместили снаружи субмарины, тем самым освободив место внутри.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран». В качестве двигателя использовались четыре дизельных мотора по 7700 л. с. и четыре электромотора АД по 2400 л. с. Лодка уходила под воду за 70 секунд. Цилиндрический ангар (3,5 метра в диаметре и 37,5 в длину) для хранения трех самолетов находился над корпусом в центральной части лодки. Стартовые тележки для взлета были специально разработаны под новые самолеты. Тележка имела гидравлическую подвеску, это позволяло менять угол атаки в 3,5 градуса при запуски с катапульты, также с подвеской было проще опускать и наклонять самолет при закатывании в ангар.

Общая сборка самолета, в которой участвовали пять механиков, осуществлялась в течение шести минут, а полное время готовности самолета с момента всплытия составляла порядка 15 минут, разборка - две минуты. Чтобы быстро завести самолеты, японцы придумали поистине мастерскую идею - предварительно подогревать топливо в резервуарах и подавать его уже теплым.

Поплавки самолетов хранились под палубой. При сборе самолета поплавки подавались на палубу по рельсам. С левого борта находился 12-тонный подъемный кран, складывающийся в палубное углубление. Кран был по-прежнему необходим для приема самолетов после их приводнения.

Чтобы оставаться незамеченной и снизить радиолокационную и акустическую заметность, корпус гигантской субмарины был обит каучуковым составом, который не отражал звуковые волны сонара. Но все же, даже несмотря на все эти меры, шумность подложки оставалась достаточно высокой. Всего было построено три субмарины I-400 из запланированных 18-ти. Первая погрузилась уже 30 декабря 1944 года, вторая - через год, в 1945-м, третья достраивались вплоть до 1945-го, но так и не вышла в плавание. Была еще и четвертая, но в результате авиаударов США она была затоплена рядом с верфью.

Вооружение подлодки состояло из 20 торпед, осадного 1400-миллиметрового палубного оружия, трех установок 25-миллиметровых пулеметов, одного зенитного орудия и трех самолетов «Аичи М6А1 Шейран».


Операция «Хикари»

Изначальный план был таков: флотилия отплывает на юг от Японских островов, пройдя через Индийский океан, входит в Атлантику, после чего движется на север к Карибскому морю, чтобы нанести удар по Панамскому каналу с неожиданной стороны.

В последний момент операцию пересмотрели и направили флотилию, чтобы уничтожить американские авианосцы, находящиеся у атолла Улити. Операция «Хикари» не предполагала возвращения самолетов M6A1 Seiran. Все пилоты должны были стать камикадзе, чтобы сделать ущерб США максимальным. Для этого самолеты стартовали без поплавков, чтобы они не вернулись обратно ни при каких обстоятельствах.

Говорят, летчиков морально подготавливали к их последнему вылету. Адмирал подлодки вручил каждому пилоту персональный самурайский меч с дарственной гравировкой. И вот 27 июля 1945 года две субмарины I-400 и I-401 с шестью бомбардировщиками направились к атоллу Трук. Атака была назначена на 17 августа, но уже 15 августа по радио прозвучало объявление о полной капитуляции Японии. Подлодки получили приказ экстренно возвращаться в порт, подняв черные флаги, уничтожить всю документацию и затопить все шесть самолетов. В сложенном состоянии самолеты M6A1 Seiran были установлены на катапульты и выброшены в море.

25 августа американский эсминец «Вивер» перехватил подлодку, и команда высадилась на борт. Японцы не проявили военного героизма и сдались американцам; солдаты США блефанули, убедив японцев проследовать в порт, в противном случае они намеревались это сделать сами, хотя не имели ни малейшего представления, как управлять I-400. Размер и конструкция лодки поражала американцев, такого они никогда еще не видели.

В последний день лета, 31 августа, подлодка вошла в Токийский залив, а командир Рюносуке Аридзуми заперся в трюме и застрелился, заранее оставив предсмертную записку, в которой просил обернуть его тело военно-морским флагом и сбросить в океан. В сентябре 1945-го лодки отбуксировали на американскую военно-морскую базу на Гавайские острова, а через год после изучения затопили близ острова Охау. Вторую лодку взорвали чуть позже. Это было сделано для того, чтобы СССР не добрался до секретных разработок.

После войны

Уже в 1960-е годы становится понятно, зачем США затопили все подлодки. Ведь субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400. Только подлодки не запускали самолеты, которые несли боеголовки, а производили самостоятельный запуск ядерного снаряда после всплытия из моря.

Новое время перемололо все предыдущие разработки, и результатом стало то, что мы имеем сегодня - баллистические ракеты, которые способны поразить цель на очень большом расстоянии. Кто знает, каким бы был исход Второй мировой войны, если бы Япония создала свои подлодки хотя бы двумя годами раньше. Однако такие одиозные и фантастические разработки середины XX века открыли кардинально новые перспективы развития оружия и применения тактик.

Субмарины, способные нести и запускать ядерные боеголовки, фактически были разработаны на основе I-400.

Материал настолько специфичный и интересный, что думаю вполне катит на предновогодний презент в безрыбный предновогодний ЖЖ -омут. Когда я писал http://warspot.ru/7596-proryv-blokady-pod-vodoy то советовался с Владимиром по поводу японских ПЛ и узнал много чего, о чём и не подозревал. Думаю к удовольствию всех интересующихся, это сподвигло его сделать обзор по данному вопросу. Наслаждайтесь и бегите за свежим суши.
Оригинал взят у sidorenko_vl в post

И ещё немного об обитаемости японских кораблей.

На этот раз - лодочек.

Сравнительное описание как вот про эсминцы:

я решил не делать, поэтому я просто опишу, насколько смогу, аспекты обитаемости именно японских подводных лодок, а если кто пожелает их детально сравнить с лодками других держав, то милости просим откопать соответствующие данные и мы их с готовностью обсудим.

Образ немытого, дурно пахнущего, заросшего нечесаными волосами подводника в мятом, засаленном свитере широко распространился в массовом сознании под влиянием книг, мемуаров и кинофильмов о немецком подводном флоте времён Второй мировой войны. Крошечные примитивные камбузы; забитые провизией гальюны; матросы, которые, словно заключённые в плохих тюрьмах, держат миски с едой на коленях и спят по очереди в общих койках…

Однако это вовсе не означает, что и на всех остальных флотах всё было столь же печально. Японские коллеги немецких подводников жили гораздо комфортнее, насколько это вообще было достижимо на дизельной подводной лодке той эпохи.

Размещение экипажа . Одним из требований к проектам японских подводных лодок, начиная, по крайней мере, с 30-х гг. прошлого уже века, было обеспечение всех членов экипажа индивидуальными спальными местами. И оно в значительной мере выполнялось. Так, на крейсерских лодках типа «И-15» на 11 штатных офицеров и мичманов было 11 стационарных коек, включая одну в отдельной каюте командира лодки, а также 1 подвесная койка и 5 диванов в кают-компании, которые могли быть использованы для отдыха (сна). На 73 штатных старшины и матроса приходилось 91 спальное место на рундуках или в подвесных койках на жёсткой раме. Такой запас позволял без особых затруднений разместить на борту лодки штаб дивизиона, в случае необходимости.

На примере кормового кубрика команды ПЛ «И-400» хорошо видно типовое обустройство кубриков японских подлодок:


на палубе вдоль ДП установлены рундуки (род ларей с откидными крышками, внутри которых хранилось обмундирование и прочие вещи старшин и матросов (один рундук, как правило, делился на три отделения), над ними, на отрезках такелажных цепей, подвешены в два яруса подвесные койки на жёсткой раме. На переборках и под подволоком, где было свободное место, закреплялись различные полки и шкафчики.

Начиная с конца 20-х - начала 30-х гг. прошлого века, на всех подводных лодках 1-го и 2-го классов японского флота устанавливались рефрижераторные машины и рефрижераторные камеры для свежих продуктов. Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Кроме того, в жилых помещениях стояли электрические вентиляторы, а в офицерских отсеках - ещё и дополнительные электрические холодильники для продуктов.

На ПЛ типа «И-15» имелось 2 рефмашины холодильной производительностью по 25000 ккал.


На этом фоне, ставшие давно уже классическими в популярной литературе похвальбы в адрес немцев, что они де на ПЛ XXI серии наконец-то поставили холодильник для продуктов и требование признать сей факт за революционное достижение в области подводного кораблестроения вызывают лишь снисходительную улыбку.

Питание . Камбузы японских лодок также были оборудованы весьма прилично. В зависимости от размера лодки - а, следовательно, и от численности её экипажа - на камбузах устанавливалось несколько электрических котлов для варки пищи и приготовления чая. Одним из вариантов была электрическая плита со встроенной рисоваркой, жарочным шкафом (духовкой) и двумя конфорками, где в отдельных лагунах (кастрюлях) мог быть приготовлен, например, суп.


На ПЛ типа «И-15» камбуз располагался у кормовой переборки центрального поста, справа по борту.

На питании подводников не экономили, насколько я знаю, ни в одном мало-мальски значимом флоте. Но и японцы не отставали.

Японским подводникам полагался паёк, заметно отличающийся от пайка остального флота. Основу рациона, как офицеров, так и рядовых, составлял белый (шлифованный) рис (на всём остальном флоте белый рис полагался только офицерам и мичманам, а старшинам и матросам полагалась смесь из 7-6 частей риса и 3-4 частей ячменя) и лапша.

К этому полагались дополнительные продукты: свежее мясо без костей (обычно говядина и кролик, но также и птица), рыбное филе, свежие овощи, выдержанные маринады; а также:

Приправы и продукты для приготовления пищи: бобы, пшеничная мука, соевый соус, уксус, растительное масло, говяжий жир, мисо , соль, сахар, сушёная рыбная стружка, различные соусы, сушёные приправы;

Напитки: чай, ячменный чай, консервированное молоко, красный (в нашем понимании - чёрный) чай, какао или кофе, белый сахар, фруктовые соки.

А ещё на дополнительный и специальный паёк - куриные яйца, свежее коровье молоко, витамины А, B1 и C, прохладительные напитки, свежие фрукты, таблетки для освежения полости рта, выдержанные маринады, свежие фрукты, уксус, говяжий жир, сахар, красный чай, какао или кофе, кисломолочные напитки, галеты, чай, белый рис. В отдельных случаях могли выдаваться спиртные напитки.

Понятно, что никакие рефкамеры, разумного для боевого корабля объёма, не смогут вместить запас свежих продуктов на всю автономку, которая на японских крейсерских лодках рассчитывалась на 90 суток. Поэтому значительную долю провизии составляли консервы и сушёные овощи, а из свежих овощей предпочтение отдавалось сравнительно просто хранящимся луку, батату/картофелю и корню лотоса.

Но консервы консервам рознь. Кому-то достаются бычки в томате, а вот на японские подлодки шла тушёнка из китового мяса, скумбрия, иваси, угорь, консервированный красный рис, консервированный тофу для приготовления инаридзуси ...

В дальних походах в тропических морях меню подводников приятно разнообразили летучие рыбы, весьма часто выпрыгивающие на палубы лодок. Оттуда, бедняжки, само собой отправлялись прямиком на камбуз, а оттуда - уже в жареном виде - на офицерские и матросские столы.

Интересное описание еды на подводной лодке «И-400» можно прочесть в книге «Operation Storm». Автор (John J. Geoghegan) дал настолько «сочное» описание, что его просто невозможно не привести полностью: «Food was the best part of life aboard the Sen-toku subs. It was far better than anything the Imperial Japanese Army received, and there was plenty of it. Rice was served at every meal, and the galley even managed delicacies like cow tongue, boiled eel, and sweet bean paste. Staples included broiled fish, shrimp or vegetable tempura , beefsteak, pork cutlets, eggs, pickled horseradish, dried seaweed called nori , chestnuts, fresh oranges, canned peaches, pears, and pineapples, fruit juice or sodas, and miso soup for breakfast. Green tea was consumed in vast quantities and coffee less so, though it was available. Evening snacks included noodles, or biscuits with milk. Some Sixth Fleet subs even had ice cream, though it was usually reserved for special occasions like the last meal before a dangerous mission. In fact, after a few weeks at sea, one of the I-400 cooks yarned for simpler fare, such as brown rice and pickled plum.

An onboard nutritionist planned every meal even though fresh vegetables ran out by the tenth day at sea . After that it was canned food morning, noon, and night, with onions thrown in for variety . Tinned vegetables were especially unpopular, since they tasted like sand and ashes . There were only so many canned sweet potatoes a crew could eat before complaining set in. Bottled vitamins were available at each meal, since it wasn"t unusual on longer voyages for mild cases of beriberi to develop. The real problem with the I-401 "s food supply though was that the sub"s size greatly reduced the number of flying fish that jumped on her deck».

Каждому старшине и матросу японского флота полагался столовый прибор из 4-х предметов, выполненных в национальном стиле, типа широчайшим образом распространённых на Востоке пиал.

В наших терминах их можно назвать: глубокой тарелкой (чашкой, миской, пиалой) для супа, глубокой тарелкой для риса, мелкой тарелкой (блюдом) для закусок и пиалой для чая. Ну, и, разумеется, хаси - палочки для еды.

Посуда для рядового состава изготавливалась из железа и покрывалась эмалью (господа офицеры пользовались, разумеется, фарфоровой посудой). Внутри цвет эмали был белым или молочно-белым, снаружи - варьировался от ярко-голубого до бледно-голубого цветов. На посуде проставлялся штамп - флотский якорь, с некоторыми дополнительными элементами, указывающими фирму-производителя. Благодаря отсутствию ручек и специально подобранным размерам, комплект посуды легко складывался «матрёшкой» и занимал при хранении минимум места.

Ниже показан пример типичной сервировки матросского завтрака для двух человек:

По правую руку стоит чашка с мисосиру (суп-мисо), слева - чашка с рисом, напротив, таким же образом, поставлены чашки для другого человека. Тарелка с цукэмоно (соленьями) стоит посередине одна на двоих. Пиалы для чая стоят справа и, пока до них не дошло дело, кверху донышками. Далее лежат хаси и стоит алюминиевый чайник с чаем.

Следует заметить, что подобный завтрак - суп-мисо с овощами, рис, какие-нибудь соленья/маринады в прикуску к нему и зелёный чай - это самый что ни на есть классический и излюбленный вариант японского национального завтрака на протяжении уже, наверное, столетий.Пищу японские моряки принимали, как положено, за столами.

На лодках типа «И-15» имелось 4 гальюна: 1 надводный в ограждении рубки, и 3 подводных - 1 офицерский и 2 команды (в носовой и кормовой части, соответственно, так что матросам не приходилось бегать по нужде через всю лодку).

Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке.

Разумеется, возможности принять нормальную ванну на лодках не имелось. В дальнем походе в тропиках выручали дождевые шквалы, под которыми можно было вполне прилично помыться пресной водой на верхней палубе, но это, конечно, только частично решало проблему. К тому же постоянная повышенная температура и влажность тропического воздуха никак не способствуют здоровью кожи. В качестве гигиенического средства на японских лодках практиковалось обтирание тела водно-спиртовым раствором (совершенно немыслимая мера на, например, советском флоте, т.е. матросики бы «раствором» тело бы протёрли, но… исключительно изнутри).

Хотя в составе экипажей лодок штатных врачей не числилось, при выходе в поход к лодке прикомандировывался врач с плавучей базы в ранге офицера, офицера специальной службы или мичмана.

Ещё у японских подводников было принято при возвращении из дальнего похода приводить себя в порядок. Хотя в походе на борту лодки делались значительные послабления в части касающейся внешнего вида - многие моряки отпускали усы и бороды - но перед приходом в базу было принято стричься, бриться, приводить в порядок обмундирование, чтобы выглядеть моряками, а не бомжами с помойки отыскавшими и напялившими на себя отдельные предметы флотской формы.

Ну, вот как-то так J

Кроме того, имелась отдельная запасная каюта для командира дивизиона.

В советском флоте было также.

На крупных кораблях японского флота такие плиты устанавливались, обычно, на офицерских камбузах.

Японский термин 副食 (фукусёку), обычно переводимый как «гарнир», но в отличие от привычного нам гарнира - рис к котлете - означающий прямо противоположное - котлету к рису.

Японский термин 古漬 (фуруцукэ), означающий хорошо просоленные/промаринованные соленья и маринады, функциональный аналог наших «солений на зиму».
Horseradish - так в тексте, но представляется, что здесь автор немного ошибся. Хрен (васаби) японцы не маринуют, изготавливая из него приправу в виде пасты, зато маринуют имбирь.

В момент работы с материалами для статьи о судьбе немецкой лодки из группы "Муссон", я отметил для себя несколько интересных моментов, которые в статью не включил, решив опубликовать их отдельно. И вот один из них. Он касается оценки данной немецким офицером, попавшим в плен союзникам, который почти год вместе со своей субмариной находился в Малайзии, где подлодка действовала с базы, которую японцы предоставили для немцев. Одно из его свидетельств касалось оценок японской противолодочной обороны, стратегии действий японских подлодок и сравнения условий немецкой подводной войны в Атлантике с подводной войной союзников на Дальнем Востоке.

"Японская ПЛО.
Немецкий офицер полагает, что японская ПЛО крайне слаба по сравнению с ПЛО союзников.
Такой вывод им был сделан после того, как голландская субмарина, которая спасла его, была атакована японцами.
Он заявил, что эта атака была самой легкой атакой сил ПЛО, которое он когда-либо с испытывал за всю свою карьеру подводника. По его мнению, основным фактором слабости японской ПЛО является нехватка авиационной поддержки.
Он сказал, что японская ПЛО ни в малейшей степени не может быть сравнима с действиями сил ПЛО союзников в Бискайском заливе и полагал, что субмарины союзников, действующие против японского торгового судоходства в настоящее время находятся в той же ситуации, в какой находились немецкие подлодки в 1939-40 гг.
Японские субмарины.
Успехи японских подлодок в Индийском океане хранятся японцами в тайне, даже от интересующихся ими немцев и о них упоминают только лишь иногда. Однако немцы хорошо знали, что японские подлодки в Индийском океане совершили ряд нападений на торговые суда, когда экипажи этих судов были полностью уничтожены с целью замести все следы атаки.
Очевидно, что японские субмарины работают в одиночку и немецкий офицер думал, что у них нет никакой заинтересованности в немецкой групповой тактике нападения на конвои".

Фото торжественного обеда данного японцами в честь экипажа немецкой подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под флагами императорской Японии и ВМС Третьего рейха сидят немецкие и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 на базе ВМБ в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию.

Разумеется свидетельство одного человека не может являть собой истину, но отмечу, что во многом этот немец объективен. Действительно, начиная с 1944 года английские, голландские, а затем и американские субмарины, базировавшиеся на Цейлоне и в Австралии устроили настоящий террор в Малаккском проливе, Яванском море и рядом лежащих областях. Союзники активно истребляли все что плавает, уничтожая даже мелкое каботажное и рыболовное судоходство. О том, что подводным лодкам союзников японская ПЛО активно ничего не могла противопоставить, говорит тот факт, что большое количество целей было уничтожено артиллерией и подрывными зарядами Разумеется подлодка не будет тратить на джонки, парусники и мелких каботажников торпеды, но использование орудий с ПЛ и высадка абордажных партий говорит о том, что японской авиации ПЛО союзники особо не боялись. Поэтому в водах Малайзии в 1944 г. происходило форменное избиение младенцев, которое, как справедливо отметил немецкий подводник, никак не могло сравниться с тем террором что устроили немецким подлодкам союзники в Бискайском заливе в 1943-44 гг.

Что же касается тактики применения японских подлодок против торгового судоходства, то вероятно что японцы не придавали этому факту большого значения. Поэтому в Индийский океан они активно зазывали для этого немцев. Хотя это не означает, что японские подлодки не действовали там против торговых судов. Упоминание того, что японцы скрывали от немцев свои успехи в этом деле мало удивляет, так как по сравнению с Атлантикой они были малы. Кроме того, японцы мудро скрывали от своих прибывших союзников что они делали с командами потопленных судов (тараны шлюпок с расстрелами людей из пулеметов, убийство выживших холодным оружием и т.п.), делая хорошую мину при плохой игре.

Японская подводная лодка «I-18». Фото 1941 года

Во время нападения на американскую базу в Перл-Харбор в боевом составе ВМС Японии было 60 подводных лодок. Естественно, что большая часть операций японских ПЛ проводилась в Тихом океане, но действиям в Индийском океане также отводилась важная роль. Японские лодки имели скорость хода и дальность плавания, позволявшие им покрывать обширные расстояния, однако несли минимально необходимое оборудование, к примеру, РЛС на них не стояли.

С другой стороны, они были вооружены надежными торпедами, имевшими высокую скорость и большую дальность стрельбы; кроме того, все лодки имели палубные артиллерийские установки, а многие из них к тому же несли на себе легкие самолеты, которые использовались для разведки. Малоизвестным эпизодам боевых действий японских субмарин в Индийском океане посвящен данный материал, подготовленный по материалам зарубежной военной печати и книги М. Уилсона «Война подводников. Индийский океан - 1939–1945 гг.». При этом в статье приводятся географические названия, которые были в ходу в описываемый период времени.

ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ

Японские ВМС имели три класса лодок – большие океанские лодки, чьим номерам предшествовала буква «I»; подлодки класса «RO», имевшие значительно меньшие размеры, и субмарины класса «HA» – прибрежного действия и мини-лодки.

Японская военно-морская доктрина требовала, чтобы лодки действовали под жестким контролем, поэтому некоторые лодки были оборудованы для того, чтобы на них мог размещаться старший морской начальник, который руководил бы действиями нескольких ПЛ в удаленных районах. Но в этом случае находившийся на борту лодки начальник обладал заведомо ограниченной информацией об обстановке, что являлось большим минусом. Более того, каждая ПЛ должна была всплывать каждую ночь для передачи и приема информации от своего командира. Разумеется, радиопередачи подвергались перехвату и дешифровке противником.

Как пишет М. Уилсон, «… жесткая тактика, которую применяли японские лодки, является базовым примером отсутствия гибкости в стратегическом и тактическом планировании японцев. Даже обильный урожай разрушительных побед, собранный немецкими подводными лодками, не вдохновил японский Императорский флот изменить свои методы и атаковать протяженные линии снабжения американцев…».

В январе 1942 года подлодкам 5-й эскадры ПЛ японского Императорского флота было приказано убыть с их базы в Камрань-Бей (Индокитай) и прибыть на новую базу в только что захваченном японцами малайском порту Пенанг. Две ПЛ из состава эскадры, «I-59» и «I-60», получили инструкции следовать прямо в Пенанг с проходом вблизи острова Рождества и вдоль западного побережья Суматры. 17 января вблизи южного входа в пролив Сунда «I-60» была обнаружена английским эсминцем «Jupiter» и атакована глубинными бомбами; вынужденная всплыть лодка была уничтожена огнем артиллерии эсминца. «I-59», в свою очередь, во время прохода вдоль побережья Суматры потопила торговое судно противника. Другие две лодки эскадры, «I-62» и «I-64», направились к Цейлону и действовали вдоль индийского побережья между Мадрасом и Кочином; эти лодки пришли в Пенанг в начале февраля, потопив в общей сложности 7 судов противника. «I-65» и «I-66» прошли вдоль западного побережья Суматры и находились в районе северного входа в Малаккские проливы, ошибочно полагая, что здесь появятся корабли британских королевских ВМС из Сингапура. Через некоторое время «I-65» направилась прямо в Пенанг, а «I-66» стала действовать в районе близ Рангуна, а потом также ушла на свою новую базу. Так японские подводные лодки появились в Индийском океане, потопив в январе 1942 года 10 судов противника, а в феврале – пять.

ПАСХАЛЬНЫЙ СЮРПРИЗ

После нападения на Перл-Харбор авианосная ударная группа под командованием вице-адмирала Нагумо вернулась в Японию, чтобы подготовиться к выполнению новой задачи – ликвидации любой английской угрозы в Индийском океане путем поиска и уничтожения британского флота и удара по целям в Коломбо и Тринкомалли. Японцы направили в Индийский океан дополнительное количество подводных лодок, которые должны были вести разведку вокруг Цейлона и вдоль западного побережья Индии. Эти лодки «I-2», «I-3», «I-4»«I-5», «I-6» и «I-7» образовали 2-ю эскадру ПЛ, которой командовал контр-адмирал Ичиока. Все подлодки этой эскадры позднее пришли в Сингапур, так и не обнаружив британский флот и потопив в общей сложности около десятка торговых судов противника.

В свою очередь, удар авианосной группы адмирала Нагумо по Цейлону на Пасху 1942 года был гораздо более успешным: на берегу были серьезные разрушения, на острове практически не осталось английской авиации, были потоплены авианосец, два крейсера и повреждены несколько кораблей. Японские потери в этой эффективной операции составили не менее 17 самолетов.

Тем временем первоначальная группа ПЛ из Пенанга активно действовала в Бенгальском заливе, однако, к счастью для англичан, испытывавшим острый дефицит противолодочных кораблей в этом районе, потери в торговых судах были не очень серьезными.

За четыре месяца, прошедшие после атаки на Перл-Харбор, японцы достигли своей военной цели – они захватили Малайю, всю голландскую Ист-Индию и большую часть филиппинского архипелага, которым управляли американцы. Оставшимся на Филиппинах опорным точкам американцев не суждено было долго продержаться. Как отмечает М. Уилсон, «дополнительно успешный бросок на запад к Ближнему Востоку и соединение с немецкими силами поставили бы англо-американских союзников в положение, которое было бы нельзя спасти. Союзникам, должно быть, сильно повезло, поскольку глаза японцев были сфокусированы только на Тихом океане, где главным противником справедливо рассматривались американцы, а посему Индийский океан считался второстепенным делом; большее сотрудничество с немцами, как вероятная стратегическая возможность, не рассматривалось».

В ДЕЛО ИДУТ МИНИ-СУБМАРИНЫ

Следующий большой поход японских ПЛ в Индийский океан состоялся в июне-июле 1942 года, и в нем участвовали пять ПЛ – «I-10», «I-16», «I-18», «I-20» и «I-30», на каждой из которых имелось 140-мм орудие. «I-10» была несколько крупнее остальных лодок, чье надводное водоизмещение составляло 2544 тонны, а максимальная надводная скорость равнялась 23,5 узла. «I-10», на которой находился адмирал Ишизаки со своим штабом, перевозила на себе легкий самолет. Имелся легкий самолет и на «I-30», а остальные три лодки транспортировали на себе по мини-субмарине. При подводном водоизмещении в 46 тонн экипаж мини-ПЛ составлял два человека, дальность плавания при подводной скорости 19 узлов равнялась 18 милям, или 80 милям при подводной скорости 6 узлов, а вооружение включало два торпедных аппарата, имевших внешнее заряжание. Ранее, при нападении на Перл-Харбор, были использованы пять таких мини-ПЛ, но все они были утеряны, не достигнув ни одной победы. Частью группы адмирала Ишизаки также были шедшие отдельно два вооруженных торговых крейсера, которые предназначались для снабжения ПЛ топливом и действия как надводные рейдеры.

ПЛ «I-30» убыла в район предназначения на несколько дней ранее основной группы и вечером 7 мая 1942 года оказалась в районе Адена. Там с катапульты был запущен самолет, который в вечерних сумерках должен был произвести разведку акватории порта. Воздушная разведка была повторена на следующий день, в этот раз над французским портом Джибути. Разведка с воздуха была проведена и 19 мая над Дар-эс-Саламом; подходящей цели, а ею для японцев были военные корабли англичан, не было обнаружено ни в одном из названных портов. Самолет с другой ПЛ («I-10») 20 мая провел воздушную разведку порта Дурбана, и хотя в то время на рейде порта находилось около сорока торговых судов, «I-10» не выполнила ни одной атаки.

К вечеру 29 мая субмарина «I-10» находилась в районе занятого англичанами Диего-Суарец на Мадагаскаре и снова выслала на разведку свой самолет. Самолет был замечен англичанами, и линкор Ramillies в целях безопасности сменил причал, но сделано это было потому, что самолет посчитали французским, прилетевшим с южной части острова. Как и в предыдущие воздушные разведки над Аденом и Дурбаном, у англичан даже и мысли не было о том, что самолет мог быть японским. Ясная лунная ночь благоприятствовала воздушной разведке, и самолет доложил о стоявших на якоре в бухте линкоре, крейсере и других кораблях. Адмирал Ищизаки передал эту информацию на «I-16», «I-18» и «I-20» и приказал им «запереть» вход в бухту и начать атаку.

Примерно в 9 милях от входа в порт Диего-Суарец «I-20» спустила на воду свою мини-ПЛ (лейтенант Акиеда и старшина Такемото), в нескольких милях от них ушла в сторону порта еще одна мини-ПЛ, спущенная с «I-16». «I-18» испытывала проблемы с двигателями, что заставило ее находиться чересчур далеко от места проведения операции.

Тем временем линкор Ramillies бросил якорь близ своей первоначальной стоянки, рядом с ним находились эсминец и десантный корабль, у входа в порт стоял танкер, а у стенки был пришвартован транспорт с боеприпасами. В 8.15 вечера спокойствие громадной бухты было нарушено, потому что торпеда, выпущенная с мини-ПЛ лейтенанта Акиеда пробила левый борт линкора; часом позже другая торпеда с этой же мини-ПЛ взорвалась в машинном отделении танкера, который частично затонул. Линкор Ramillies был также выведен из строя и не участвовал в боях 12 месяцев. Японцы не знали о транспорте с боеприпасами, попадание в который могло иметь катастрофические последствия для англичан. После выполнения своей задачи мини-ПЛ лейтенанта Акиеда направилась в открытое море, но села на риф на выходе из бухты. Оба члена экипажа лодки попытались по суше добраться до условленного места, откуда их должны была забрать японская подлодка, однако были обнаружены патрулем английских коммандос. Японцы отказались сдаться в плен и были застрелены.

Вооруженные торговые крейсеры находились в 600 милях к юго-востоку от Мадагаскара в готовности передать на лодки топливо и припасы. Они парой прошли весь Индийский океан, но их единственной жертвой стал голландский танкер Genota, который с призовой командой был отправлен в Сингапур. Дозаправив лодки, торговые крейсеры направились в Мозамбикский пролив, потопив 5 июня английский грузопассажирский лайнер Elysia водоизмещением 6757 тонн. Месяцем позже, еще до убытия в Сингапур, крейсеры потопили свою следующую и последнюю жертву – английское моторное судно Hauraki.

«ФРАНЦУЗСКИЙ ЭКСПРЕСС»

Адмирал Ишизаки, давший своим подводникам возможность почувствовать вкус крови на настоящем английском линкоре и убедившись, что его лодки заправлены топливом под завязку, направил «I-10» и «I-18» к южному входу в Мозамбискский пролив, а «I-16» и «I-20» – к северному с задачей атаковать торговые суда. «I-30» было приказано отправляться во Францию, куда она и прибыла 5 августа. К 9 июля, когда лодки получили приказ возвращаться в Пенанг, первая пара лодок потопила 11 торговых судов, а вторая – 10.

Во Франции «I-30» была загружена оборудованием и образцами новейшего вооружения (РЛС, ракета и планирующая бомба) и вернулась в Сингапур, откуда 13 октября ушла в Японию, но подорвалась на мине и затонула.

Следующей лодкой, которая ушла во Францию 6 июля 1943 года, была «I-8». Помимо экипажа самой лодки, на ней находился японский экипаж для немецкой ПЛ «U-1224», которая по приказу Гитлера передавалась японцам в качестве образца немецких подводных лодок «Тип IXC» с надводным водоизмещением 1120 тонн. В японских ВМС эта лодка получила обозначение «RO-501». «I-8», загруженная элементами конструкций немецких торпед и артиллерийских систем, 5 октября 1943 года убыла из Франции домой и благополучно добралась до Японии, став единственной японской лодкой, удачно сходившей в Европу и обратно. Японскому экипажу «RO-501» потребовалось время, чтобы освоиться на лодке немецкой постройки, поэтому она вышла из Гамбурга в Японию только в мае 1944 года. Впрочем, в центре Атлантики лодка была обнаружена и потоплена американским эсминцем, спасшихся не было.

В ноябре 1943 года из Пенанга в Европу ушла «I-29». Англичане и американцы, используя раскодированные материалы шифроперехвата, в деталях знали о перемещении этой лодки, однако не решались действовать на основе имеющейся информации из опасения скомпрометировать ценный источник. Лодка благополучно доставила в оккупированную немцами Францию японских ученых, специалистов и груз стратегического сырья. В обратную дорогу лодка была загружена ценным немецким научным оборудованием и чертежами нового и секретного оружия, включая новейшие самолеты «Ме-163» и «Ме-262». Лодка без особых проблем добралась до Сингапура, произвела там дозаправку и вышла на финальный отрезок маршрута – в Японию, однако 26 июля 1944 года, когда субмарина находилась южнее Формозы (ныне Тайвань), ее обнаружили и отправили на дно корабли ВМС США.

Примечательно, что в конце апреля 1943 года «I-29» участвовала в операции, которую можно считать редким примером германо-японского сотрудничества. В 600 милях от Дурбана эта лодка встретилась с немецкой ПЛ «U-180». В погодных условиях, которые сделали шлюпочное сообщение между двумя лодками трудным и опасным, немцы передали японцам лидера индийских националистов С. Босе и ненавидевшего англичан арабского фанатика А. Хасана. Кроме того, японцы получили от немцев их планы по новому оружию и образец химического устройства, которое, будучи выпущенным подводной лодкой, производило массу пузырьков воздуха, сбивавших с толку гидролокаторы противника. Немцы, в свою очередь, приняли на борт лодки три новейших японских торпеды, два ящика с золотом и некоторое количество хины, а также двух японских офицеров. Вся операция заняла несколько дней. После этого «U-180» благополучно вернулась во Францию, а «I-29» высадила С. Босе в Сингапуре (впоследствии он стал лидером Индийской национальной армии, в которую набирали добровольцев из числа индийских военнопленных).

В ноябре 1943 года, вскоре после убытия «I-29», в Европу из Сингапура ушла другая японская лодка «I-34», которая в районе Пенанга была торпедирована и потоплена английской ПЛ Taurus. Последней японской субмариной, сделавшей попытку сходить с грузом в Европу и обратно, была «I-52». 22 июня 1944 года, когда лодка находилась на обратном маршруте из Европы в Японию близ Азорских островов, ее обнаружил и потопил палубный самолет с американского авианосца Bogue.

ЯПОНСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ

Говоря о действиях японских подводных лодок, нельзя не упомянуть о случаях сознательной жестокости японских подводников в отношении экипажей торпедированных ими торговых судов. В этой связи часто говорят о приказе, отданном командиром 1-й дивизии ПЛ контр-адмиралом Такеро Каута 29 марта 1943 года, который, в частности, включал следующее указание командирам ПЛ: «… не останавливаться в деле потопления кораблей и торговых судов противника. Одновременно производить полное уничтожение экипажей кораблей противника». Многовековой закон моря, известный во всем мире и требовавший от моряков оказывать помощь всем, кто оказался в беде, умышленно игнорировался.

Пожалуй, наиболее дурную известность среди командиров японских подводных лодок заслужил Т. Ариизуми, который вступил в командование ПЛ «I-8» после ее успешного возвращения из Франции. 26 марта 1944 года его первой жертвой стал голландский пароход Tjisalak водоизмещением 5787 тонн, в одиночку шедший по маршруту Мельбурн–Коломбо. В 500 милях от места назначения в судно попали две торпеды, выпущенные «I-8». Объятое огнем и явно тонущее судно было покинуто экипажем. От взрыва торпед погибли только три человека, но остальным удалось добраться до спасательных шлюпок и плотов. «I-8» всплыла в 100 ярдах (около 91,5 м) от спасшихся пассажиров и членов экипажа голландского парохода. Жестами японцы заставили шлюпки приблизиться, и капитану погибшего парохода и еще восьми пассажирам первой шлюпки было предложено подняться на лодку и пройти к рубке. После этого всем остальным также было приказано подняться на лодку, у них отобрали спасательные пояса, ценные вещи и собрали на носу лодки. Потом пленников по одному выводили на корму, били молотками и стреляли. Таким образом были убиты 98 пассажиров и членов экипажа. На удивление, пятерым удалось избежать бойни и добраться до одной из спасательных шлюпок – это случилось после того, как Т. Ариизуми повел лодку на поиск новой цели. Через пару дней эта пятерка была спасена американским торговым судном.

30 марта «I-8» торпедами и артиллерийским огнем пустила на дно другое торговое судно, однако в этот раз Т. Ариизуми не тронул спасшихся членов экипажа и пассажиров этого судна. Аналогичная история произошла и 29 июня 1944 года, когда Т. Ариизуми пощадил примерно 150 человек, спасшихся с торпедированного им судна.

2 июля «I-8» торпедами и артиллерийским огнем потопила судно Jean Nicolet водоизмещением 7176 тонн, однако все сто человек, находившиеся на борту погибающего судна, сумели добраться до спущенных на воду спасательных шлюпок и плотов. Спасшимся было приказано подняться на лодку, где у них отобрали спасательные жилеты, личные вещи и связали руки за спиной. Потом пленников провели на корму лодки, где их заставили «пройти через строй»; во время этой «процедуры» их били молотками и другими предметами, после чего в них стреляли и сталкивали в воду. Японцы не успели прикончить всех пленников, поскольку на лодке прозвучал сигнал тревоги, и она стала выполнять погружение. Позднее корабль британских ВМС подобрал не менее 27 спасшихся в этой бойне. Примечательна судьба Т. Ариизуми, который не был судим за военные преступления, а погиб от своей собственной руки. В конце войны он командовал громадной ПЛ «I-400» (надводное водоизмещение 3530 тонн, подводное – 6560 тонн), которая транспортировала на себе три самолета и была способна достичь Панамского канала. Лодка ушла в свой первый боевой поход незадолго до окончания войны, и с капитуляцией Японии ей было приказано возвращаться на базу. Когда лодка входила в токийский залив, Т. Ариизуми застрелился.

Т. Ариизуми не был первым из числа тех, кто стал выполнять приказ адмирала Коута. Еще 14 декабря 1943 года находившееся на переходе Коломбо-Читтагонг судно Daisy Moller было торпедировано ПЛ «RO-110», которой командовал К. Эбато. Весь экипаж покинул гибнущее судно, до берега было всего три мили и спасшиеся тешили себя надеждой, что все обойдется, поскольку радист успел передать сигнал бедствия. Но Эбато поднял лодку на поверхность, протаранил спасательные шлюпки, расстрелял из пулемета находившихся в воде и боровшихся за свою жизнь людей. Из 71 человека, покинувшего судно, 55 человек остались лежать лицом вниз в запятнанной кровью воде; остальным удалось добраться до берега после того, как лодка повернула в море на поиск новых жертв.

Английское командование было озабочено возможным негативным воздействием этой жестокости на моральное состояние моряков своих торговых судов, может быть, именно на это и рассчитывали сами японцы. Англичане приняли меры по исключению огласки новостей о потоплении и последующих зверствах японцев. Однако многие моряки торгового флота все равно были в курсе происходящего, знали об этом и их коллеги с боевых кораблей. Англичане через правительство Швейцарии сделали официальный протест по поводу японских зверств. Протест был передан японцам, но был ими проигнорирован.

Март 1944 года был последним месяцем, когда от японских ПЛ в Индийском океане был более-менее значимый эффект. В конце ноября 1944 года в Пенанг после патрулирования вернулись субмарины «RO-113» и «RO-114», и это ознаменовало конец действий японских ПЛ в Индийском океане. Командованию японских Императорских ВМС для более серьезных операций в Тихом океане потребовались все имевшиеся подводные лодки.

Учитывая тот факт, что в Индийском океане ходило много судов, большая часть которых не имела охранения, вряд ли кампанию японских ПЛ в Индийском океане можно назвать успешной. Японские лодки подолгу были в море и не находили целей. На фоне достижений американских подводников, действовавших против японских коммуникаций, японцы просто провалились. Сравнивая же действия японских субмарин с операциями английских и голландских подлодок у малайского побережья, можно определенно сказать, что японские подводники не оказали того воздействия на войну, какое они могли бы сделать.

В декабре прошлого года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке. В конце лета, проводя исследования морского дна, гавайские ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую подлодку проекта Sen Toku (иногда для обозначения проекта применяется индекс головной подлодки – I-400). Субмарина лежит на глубине около 700 метров недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. В годы Второй мировой войны в составе японского военного флота служило большое количество подводных лодок различных типов. Однако наибольший интерес представляют субмарины проекта «Сентоку», отличавшиеся от других своим предназначением.


С начала тридцатых годов японские судостроители занимались созданием подводных лодок, способных нести легкие самолеты. Предполагалось, что перевозимый лодкой самолет будет выполнять разведывательные функции. В дальнейшем не исключалась и ударная роль самолета, однако ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку. Тем не менее, и разведывательные самолеты были в достаточной мере полезными для подлодок. В частности, после нападения на Перл-Харбор фото- и киносъемку результатов налета провел самолет-разведчик, доставленный к гавайским берегам подлодкой I-9 проекта A1.

В начале 1942 года по инициативе адмирала И. Ямамото началось создание проекта новой подводной лодки, способной нести сразу несколько самолетов-бомбардировщиков. Одновременно с этим стартовала разработка специализированного гидросамолета, пригодного для перевозки на перспективной субмарине и способного нести бомбовое вооружение. Предполагалось, что новые подводные лодки смогут скрытно доставлять ударные самолеты к береговым объектам или корабельным группам противника. Скрытный подход и внезапная атака, как ожидалось, должны были обеспечить высокую боевую эффективность новых субмарин и их самолетов. К перспективной подводной лодке предъявлялись высокие требования. Она должна была перевозить четыре самолета и иметь дальность плавания на уровне 65-70 тыс километров. Дальность подводного хода должна была превышать 100 км. Результатом подобных требований стали габариты и водоизмещение перспективной подводной лодки. Подводное водоизмещение, по расчетам, должно было превысить 6,5 тыс тонн.

Специфическое предназначение перспективной подлодки определило ее архитектуру. Подлодки «Сентоку» предлагалось сделать двухкорпусными, с прочным корпусом сложной формы. Для перевозки достаточного количества топлива, а также для приемлемого размещения герметичного ангара пришлось разработать оригинальный прочный корпус переменного сечения. В носовой части он состоял из двух крупных «труб» и в сечении напоминал восьмерку. К средней части форма прочного корпуса плавно менялась и становилась похожей на знак бесконечности. Это было обусловлено размещением цилиндрического ангара. Кормовую часть прочного корпуса выполнили в форме цифры 8 и тоже плавно сопрягли с центральной. Прочный корпус предлагалось закрыть обтекаемым легким.

Над средней частью корпуса, похожей на знак «∞», поместили цилиндрический (диаметр около 3,5 метра) ангар для перевозки самолетов. Подлодки проекта «Сентоку» должны были нести три гидросамолета Aichi M6A Seiran с запасом топлива и . Большие габариты подводной лодки позволили в некоторой мере упростить процедуру взлета. После всплытия подводники должны были открыть передний люк ангара, выкатить на палубу самолет и подготовить его к вылету. Далее гидросамолет M6A нужно было установить на катапульту, обеспечивавшую взлет. Посадку предлагалось производить, как и ранее, на воду с последующим подъемом самолета на борт при помощи крана.

Наиболее заметным последствием высоких требований, предъявлявшихся к проекту «Сентоку», стали большие габариты подлодки. При подводном водоизмещении 6560 тонн (надводное – не более 5200 т) новые субмарины должны были иметь общую длину 122 метра и максимальную ширину корпуса 12 м. Средняя осадка составляла 7 метров. Таким образом, японские подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными представителями своего класса времен Второй мировой войны. Более того, их рекорд по размерам и водоизмещению продержался до появления атомных субмарин. Другой рекорд крупнейших японских подлодок касался дальности плавания. Расчетное значение этого параметра превысило 69 тыс километров. Это означало, что лодка проекта «Сентоку» сможет добраться до любой точки планеты, не нуждаясь в дозаправке топливом.

Для приведения столь крупной подлодки в движение пришлось создать силовую установку соответствующей мощности. В надводном положении субмарины «Сентоку» должны были перемещаться при помощи четырех дизельных двигателей мощностью по 2250 л.с. каждый. Для передвижения под водой лодки предполагалось оснащать двумя электродвигателями мощностью по 2100 л.с. С такой силовой установкой перспективные авианесущие подводные лодки в надводном положении могли бы развивать скорость не менее 18 узлов, в подводном – около 12 узлов. Характеристики прочного корпуса и ангара позволяли погружаться на глубину до 100 метров.

Экипаж подлодок проекта «Сентоку», по разным данным, состоял из 144 человек (21 офицер) или более. Запас продовольствия и пресной воды был рассчитан на плавание продолжительностью до 90 суток.

Как и другие подводные лодки того времени, «Сентоку» предлагалось оснащать торпедным и артиллерийским вооружением. В носовом отсеке подлодок предусмотрели восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Возимый боекомплект состоял из 20 торпед. Кроме того, подлодки должны были нести мощное зенитное вооружение. Оно состояло из трех трехствольных артиллерийских установок на базе автоматической пушки «Тип 96» калибра 25 мм, а также одной такой пушки, смонтированной отдельно. 140-мм орудие «Тип 11», установленное за ангаром, предназначалось для атаки как воздушных, так и надводных целей.

Несмотря на наличие мощного торпедного и артиллерийского вооружения, основным средством ведения боя для лодок «Сентоку» были самолеты-бомбардировщики Aichi M6A Seiran. Три таких самолета перевозились в крупном и длинном ангаре подлодки. Конструкторы фирмы «Айти» под руководством Н. Одзаки сумели создать сравнительно компактный самолет, пригодный для перевозки в ангаре ограниченных размеров, а также способный нести бомбовое вооружение. Бомбардировщик «Сейран» имел размах крыла 12,26 метра, общую длину – 11,64 м и оснащался двигателем жидкостного охлаждения Aichi Atsuta 32 мощностью 1200 л.с. Нормальный взлетный вес равнялся 4050 кг, максимальный достигал 4450 кг.

«Сейран» был выполнен по аэродинамической схеме «низкоплан». Характерной его чертой стали два крупных поплавка, предназначенные для посадки на воду. Эти элементы конструкции серьезно ограничивали летные характеристики бомбардировщик, что могло сказаться его на боевых возможностях. Тем не менее, специфические требования заказчика вынудили авиаконструкторов искать компромиссы, жертвуя теми или иными характеристиками. Поэтому максимальная скорость самолета M6A (на высоте 5000 метров) равнялась 475 км/ч, а крейсерская не превышала 300 км/ч. Экипаж бомбардировщика, состоявший из пилота и стрелка, мог обороняться от истребителей противника при помощи пулемета «Тип 2» калибра 13 мм, расположенного в задней кабине. В зависимости от поставленной задачи самолет «Сейран» мог нести две бомбы калибра 250 кг или одну калибра 800 кг. Кроме того, предусматривалась возможность подвески одной торпеды весом не более 850 кг.

Для размещения в небольшом ангаре подлодки на бомбардировщиках M6A Seiran были предусмотрены узлы складывания крыла и хвостового оперения. Поплавки демонтировались. После подготовки для перевозки в ангаре поперечные габариты самолета определялись диаметром воздушного винта. Размеры ангара позволяли перевозить три самолета в сложенном виде, запас топлива и боеприпасов. Кроме того, в оставшемся объеме можно было поместить еще один бомбардировщик в разобранном виде. На его сборку пришлось бы потратить гораздо больше времени, чем на подготовку к полету других.

Согласно первоначальным планам, судостроительная промышленность Японии должна была передать военному флоту 18 подводных лодок типа Sen Toku. Однако промышленность была занята выполнением других заказов, что сказалось на количестве построенных подлодок-авианосцев. Головная субмарина проекта I-400 вошла в состав японского флота в самом конце 1944 года. Через несколько дней военно-морскому флоту передали вторую подлодку I-401, а в последних числах июля 1945 года моряки приняли третий подводный корабль. До конца боевых действий на Тихом океане Япония успела начать строительство шести подлодок «Сентоку». Кроме того, ввиду трудного экономического положения требуемую серию субмарин сократили с планировавшихся изначально 18 единиц до 12. Однако и эти планы остались на бумаге.

В начале 1945 года первые две подлодки типа «Сентоку» опробовали свое основное вооружение в условиях полигона, после чего началась их служба. Возможность нанесения бомбовых ударов по целям, а также высочайшая дальность плавания определили первую боевую задачу новых субмарин. Их целью стали шлюзы Панамского канала. Японское командование посчитало, что разрушение или повреждение этих объектов серьезно ударит по снабжению американских войск на Тихом океане. Подлодки I-400 и I-401 отправились к берегам Центральной Америки, однако вскоре получили приказ возвращаться. Командование поняло бессмысленность такой атаки и связанные с ней риски, из-за чего приказало подводникам вернуться на базу. В первых числах августа начался второй поход подлодок «Сентоку», который тоже окончился неудачей. Две подводные лодки должны были отправиться к атоллу Улити и атаковать американские корабли. Через несколько дней после выхода в море на субмарине I-400 произошел пожар, она была вынуждена вернуться на базу для ремонта. I-401, в свою очередь, не могла самостоятельно выполнить боевую задачу и тоже вернулась домой.

Второй поход к атоллу Улити сначала планировался на 17 августа, но позже его перенесли на 25-е. Однако субмарины «Сентоку» так и не добрались до своей цели. Война на Тихом океане подходила к концу, и 20 августа экипажи подлодок-авианосцев получили приказ, в соответствии с которым они должны были уничтожить все оружие и самолеты. Бомбардировщики с боекомплектом были сброшены за борт, а торпеды выпущены в море. Понимая свое бессилие в критический момент войны, командир подлодки I-401 Аридзуми застрелился.

После окончания Второй мировой войны все три построенные подлодки типа Sen Toku были переведены в Перл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям. Опасаясь возможных последствий, американская сторона в короткие сроки избавилась от трофеев. 1 апреля подводная лодка I-402 была расстреляна торпедами, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401. Точное место, где находится затопленная лодка I-401, было определено в 2005 году. Головная субмарина проекта была обнаружена позже, в августе 2013-го.

Авианесущие подводные лодки «Сентоку» появились слишком поздно и не смогли оказать никакого влияния на ход Второй мировой войны. Возможно, уникальные корабли были в силах повлиять на ход морских сражений, однако есть основания сомневаться в их высокой боевой эффективности. Дело в том, что в случае использования торпед в подводном положении подлодки «Сентоку» не имели почти никаких преимуществ перед субмаринами иных проектов. Что касается бомбардировщиков Aichi M6A Seiran, то их возможности смотрятся неоднозначно. Малая скорость полета в сочетании со сравнительно низкой маневренностью и слабым оборонительным вооружением могли нивелировать все преимущества, связанные со скрытой перевозкой на борту подводной лодки. Таким образом, в условиях реального боя подлодка I-400 или ее «систершипы» в короткий срок могли остаться без авиагруппы.

Несмотря сомнительные боевые качества и короткий боевой путь, пройденный без каких-либо успехов, проект авианесущих подводных лодок Sen Toku представляет определенный интерес. Японским конструкторам удалось решить задачу, которую ставили перед собой их коллеги из множества стран. Кроме того, Япония наглядно показала реальные возможности комплексов «авианесущая подлодка-самолет», что, вероятно, сказалось на дальнейшем развитии подобной военной техники. Субмарины «Сентоку» оказались последними представителями своего класса, строившимися серийно. В дальнейшем авианесущие субмарины не выходили из стадии проекта.

По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://combinedfleet.com/
http://militaryhistoryonline.com/
http://korabley.net/