Различие письме суффиксов прилагательных ск. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск

Братская помощь; студенческий коллектив; героический поступок, университетская библиотека; польский язык; немецкая песня; матросский танец; французские духи; сельское хозяйство; апрельский пейзаж, одесский порт, Белорусский вокзал. (24 слова)

Контрольные диктанты

1. Мощь и богатство русского языка отмечал Михаил Васильевич Ломоносов, он находил в нем «великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». 2. Что может быть важнее человеческой жизни! (Сол.) 3. Глаза и сердце человеческие ищут красоту. (Н. Рерих.) 4. Русский народ даво привык говорить словами крыловских басен. (Н. Рерих.) 5. Вокруг нас богатырским размахом распростерлась степь (М. Г.) 6. Моросит за окном ноябрьский дождь. (Пришв.) 7. Печально склоняется ива у братских солдатских могил. (М. Дудин.) 8. Сибирская природа величественна и загадочна 9. В геологическом музее были выставлены уральские самоцветы. 10. Участники школьного вечера исполнили матросский танец. 11. Нож - самый старый из стоповых приборов. До бронзового века ножи были каменные. С появлением металла ножи стали делать из железа и стали. Ножи для парадного стола были серебряными или золотыми. (119 слов)

Самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром… Воздух был чище, холоднее и дали были гораздо глубже, чем летом.

Левитан оставил около ста осенних картин. На них знакомые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди по лесным порубкам. Во всех пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, осенних листьев, тихого, чудесного перед холодом, предзимнего солнца. (К. Паустовский.) (121 слово)

Описание:

Тема урока:

« Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.»

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК

Цел и урока :

развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;

развить умение формулировать определение понятий;

развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и умения.

Повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Задачи:

1) обучающая: обучать умению различать на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-, уметь правильно употреблять на письме и в речи;

2) развивающая: развивать навыки аргументированно и связно формулировать ответы, развивать речь учащихся;

3)воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, умело пользоваться им.

Методы:

беседа, наблюдения, объяснение, составление алгоритма, практические работы и т.д.

Оборудование:

Учебники, мультимедийная презентация, таблица, сигнальные карточки, тесты.

Ход урока:

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

  • 2 Орфоэпическая пятиминутка.

(Слайд № 3)

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).

3. Проверка домашнего задания.

Н и НН (слайд 4)

Учитель : Какая морфема вызывала у вас затдруднение при выполнении здания?

Учитель : Сегодня мы продолжим работу над правописанием суффиксов имен прилагательных . (Сообщение темы урока) .

4. Работа с текстом. (слайд 5)

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.

Учитель. Определите тему данного текста, главную мысль.

(Многообразие русского декоративного искусства. Гордость за народное декоративное творчество России.)

- прочитайте текст еще раз, выпишите из 2 предложения прилагательные, определите их разряд.

- расскажите, как различить качественные и относительные прилагательные?

5. Объяснение нового материала. (слайд 6)

Учитель: Давайте выделим суффиксы в выписанных именах прилагательных.

Учитель: что же нам надо знать, чтобы правильно выбрать суффикс для написания прилагательного?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику.(Работа с теоретическим материалом.) Чтобы легче запомнить правило, можно воспользоваться им в стихотворной форме, нам в этом помогут. (Три ученика, заранее подготовленный читают четверостишия. (слайд 7)

1. В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

  • 2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.

VI. З акрепление изученной темы .

  • 1. –Перед вами слова, нужно образовать от этих существительных прилагательные с суффиксами -к- или -ск- . Затем распределить их в 2 столбика. (слайд 8)
  • Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

2. Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки: (слайд9)

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

3. - Вставьте, где необходимо мягкий знак. Назовите слова, в которых мягкий знак нее пишется. (слайд10)

а) июн__ский; г) сентябр__ский;

б) январ__ский; д) сибир__ский;

в) рязан__ский; е) октябр__ский.

V . Проверка полученных знаний.

  • 1. Найди определение (раздать карточки).
  • Задача учащихся – найти определение, соответствующее существительному первого столбика, вставить пропущенные буквы:

2 в. парк ткац..ий

болото одес..ий

язык декабр...кий

пейзаж вяз..ий

мороз город..ой

станок дерз..ий

ответ француз..ий

порт сель..ий

Учитель. Какие слова - исключения надо запомнить? (Узбекский, таджикский, угличский)

2. Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа (слайд 11-12)

Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.

Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь;

3. Закрепление знания

1.Пользуясь опорной схемой-правилом и стихотворением, решите тест. . (слайд 7) тестовая работа:

I.Укажите номер прилагательного с суффиксом -К -

1. Деревенс..ий пейзаж
2. Дерз..ий ответ
3. Казанс..ая сирота
4. Рус..ий рубль

II. Укажите номер прилагательного с суффиксом -СК -
1. Немец..ий станок
2. Плотниц..ий инструмент
3. Француз..ий язык
4. Близ..ий друг

III. Укажите номер прилагательного с суффиксом -К –

1. Рез..ий ветер
2. Рыцар..ий турнир
3. Голланд..ий тюльпан
4. Черкесс..ий танец

Критерии оценки: «5» - без ошибок, «4» - 1- ошибка, «3» - 2 ошибки.

VI . Итог урока (рефлексия). (слайд 13)

Вывод: (слайд 14)

ИТАК, суффикс –К- пишется:

в прилагательных, имеющих краткую форму;

в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский),но сохраняется после буквы Л

(сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).

VII . Домашнее задание. П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день», « Любимая игрушка» и т.д.

Тема: Различение на письме суффиксов прилагательных - к - и - ск-

Цели: 1) Знать: об образовании с помощью суффиксов - к - и -ск - имён

прилагательных; условия написания данных суффиксов словах;

уметь: различать на письме суффиксы - к - и - ск-, видеть условия

верного написания слов с данными суффиксами, графически

обозначать орфограммы;

2) Развивать память, внимание, грамотную монологическую и

лингвистическую речь, мышление, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать трудолюбие, корректность в общении, любовь к природе.

Оборудование: - карточки с разноуровневыми заданиями;

Карточки с алгоритмом рассуждения;

Сигнальные карточки;

I. Организационный момент.

(Проверка готовности учащихся к уроку)

II. Повторение и закрепление изученного материала.

1) Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим узнавать с новой стороны нашего давнего знакомого, которого зовут « Имя прилагательное ». Он раскрыл нам уже довольно много секретов о себе, вот и сегодня нам откроется ещё одна тайна.

А вот о какой орфограмме пойдёт речь, вы сейчас скажите сами, внимательно посмотрев на записанные на доске слова, не обращая внимание на слова в скобках.

Что объединяет данные слова с точки зрения русского языка ?

Почему же слова одной и той же части речи я написала в два столбика?

В какой части слова может находиться орфограмма, над которой мы будем сегодня работать?

Давайте теперь попробуем определить, а при каких условиях в прилагательных пишется суффикс - к-?

К какой части речи относятся слова, данные в скобках?

С какой целью выделена основа и подчёркнута конечная согласная?

Вязкий (вязок) французский

Ткацкий (ткач) матросский

Рыбацкий (рыбак)

Немецкий (немец)

Итак, сегодня мы учимся различать на письме суффиксы прилагательных –к - и –ск-. А при каких условиях в прилагательных пишется суффикс - к-? - ск-?

2) Чтение теоретического материала учебника.

Давайте посмотрим, правильный ли вывод мы сделали.

Чтение правила с. 136 (учебник)

3) Отработка умения объяснения орфограммы по опоре с громким проговариванием.

Задание № 1. Объяснить правописание суффиксов прилагательных - к - их --ск - с помощью алгоритма. (Орфограмму обозначить прямо на карточке)

РЕЗКИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ БУРЛАЦКИЙ

СИБИРСКИЙ МОЛОДЕЦКИЙ СОЛДАТСКИЙ

ПЛОТНИЦКИЙ НИЗКИЙ БЛИЗКИЙ

Алгоритм « Правописание суффиксов прилагательных - к - и - ск - »


4) Предупредительный диктант

(1 ученик работает на доске, записывая слова с изучаемой орфограммой с объяснением)

№ 000 (с. 136 в учебнике)

5) Индивидуальная работа учащихся на карточках.

Группа №1.

1) Родитель…ая доброта безмерна, как море.

2) Брат…ая любовь крепче каменных стен.

3) В лицо ямщиц….им ветром било.

4) После дождя трава всегда скольз…ая.

5) В залихват…ом степном разгоне колокольчик хохочет до слёз.

6) Целует октябрь…ая стужа обмёрзшие пальцы мои.

7) В комнате ощущался рез…ий запах ландышей.

Группа №2.

Задание: образуй словосочетания прилагат.+ сущ. от данных словосочетаний сущ.+сущ. Данное словосочетание не пишем.

Язык калмыков, труд горняка, сабля черкеса, костюм матроса, доспехи рыцаря, одежда казаков, песня бурлаков, танец казахов, игрушки для детей, сеть рыбака.

Группа №3.

Используя данные словосочетания, придумайте и напишите рассказ.

Русская зима, деревенская изба, тульский самовар, цейлонский чай, близкие друзья, туристский поход, июльская жара, резкий ветер, скользкий лёд, январская песенка.

6) Тестирование.

Выпишите цифры, после которых написаны слова с ошибками.

1-казанский 6- гигантский

2-руский 7-низский

3-тибецкий 8- кузнецкий

4- дерзкий 9- гороцкой

5-плотницкий 10-зверский

При каком условии в прилагательных пишется суффикс - к-? - ск-?

IV. Домашнее задание.

Группа1. Спишите словосочетания, обозначьте орфограмму.

Дерз….ий ответ, скольз..кая дорога, богатыр…ий размах, рыба…ая лодка, январ….ие морозы, сибир…ие просторы, вес…ие доказательства, рыцр…ое поведение, матрос…кая дружба, вяз…ое болото, кузнец…ая мастерская.

Группа 2 §57 № 000

Группа 3. Составить рассказ, используя как можно больше слов с суффикс - к-,

Образование имен прилагательных при помощи суффиксов –к- и –ск- .

Урок подготовила:

Коноплёва Е.А.,

учитель русского языка

и литературы

МКОУ «СОШ № 15»ИМРСК


  • развить умение правильного выбора суффиксов К и СК в прилагательных;
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной речи учащихся.
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.
  • повышение личной ответственности каждого ученика за результат учебы.

Орфоэпическая пятиминутка:

Списать, расставить ударения.

Красивее, развитой (язык), развитый ребенок, изобретение, августовский, кружева, прибыл, намерение, добыча, плато, свободнее, языковое чутьё, кухонный, языковая (колбаса).


Проверка домашнего задания:

Н НН

Упр. 325

Какая морфема вызывала у вас

затдруднение при выполнении здания?


Работа с текстом:

Русское национальное декоративное искусство чрезвычайно многообразно. Его нельзя представить себе без палехской, федоскинской лаковой миниатюры, хохломской и городецкой росписи, дымковской и богородской игрушки, гжельского фарфора, хохломской и тобольской резной кости, вологодского кружева, ростовской финифти и многих других видов народного декоративного творчества.


Объяснение нового

материала:

Опорная таблица « Суффиксы -к- и -ск- в прилагательных»

-К- или –СК-

пиши суффикс -к- ,

если прилагательное

имеет краткую форму или

его основа заканчивается

на к, ц, ч:

рез к ий – резок (кр. ф.)

вяз к ий – вязок (кр. ф.)

каза к - казац к ий

пиши суффикс -ск-

в остальных случаях:

француз ск ий

сель ск ий

украин ск ий


1 . В слове К, Ц, Ч смотри

Если эти буквы три

Смотрят на тебя с листка,

Ты подставь к ним суффикс –К-.

2. А ещё не забывай,

Краткой формой проверяй!

Знай, что здесь наверняка

Тоже будет суффикс – К - .

3 . И ещё даю совет:

Если краткой формы нет,

К, Ц, Ч не отыскать,

Значит здесь – СК- писать.


Закрепление:

Плотник, рыбак, словак, немец, стрелец, Елец, ткач, гигант, солдат, флот, якут, завод, сосед, швед, Голландия, Исландия, киргиз, француз, Кавказ, казах, белорус, индус, тунгус, матрос, эскимос.

-к-

-ск-


Укажите прилагательные, в которых допущены ошибки:

а) кавказский; е) ангельский;

б) узкий; ж) московский;

б) адмиралтейский; з) одесский;

г) зверский; и) флоцкий;

д) вязский; к) матросский.


Образовательный портал" Мой университет" www.moi-universitet.ru Факультет" Реформа образования" www.edu.reforma.ru

Мягкий знак перед суффиксом –ск-

Суффикс –ск- стоит после буквы л ?

Да Нет

Есть суфф. –ск- в названиях месяцев?

сел ь ский

июл ь ский

пол ь ский

Кол ь ский

июн ь ский

Пиши Ь :

сентябр ь ский

октябр ь ский

ноябр ь ский

Исключение: январский

В остальных случаях

Пиши без Ь :

сибирский

казанский


Работа в группах:

А) Первая (сильная) группа Игра « Найди меня…»

Найди меня, часть слова, стоящая после корня. Меня видели в относительных прилагательных. Я не столь избирателен, как мой брат, для меня никогда не было важно, на какую согласную заканчивается корень.

Брест…ая крепость спала спокойным мирным сном, когда над Бугом прогремел первый залп фашист…ой артиллерии. Эсминец походил на старинный шотландский замок. На фабрику поступили современные ткац…ие станки. Зеленый остров после бегства немец…их танков был в руках чекист…ого полка. Уз…ая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца. Остановились ляхи над пропастью, дивясь неслыханному казац…ому делу.Это было в январ…ую бурю на Каспийском море у кавказ…их берегов близ рыбац…ого поселка. Ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку на скольз…ие валуны.


Б ) Вставь суффикс –к – или - ск -.

а) черкес__ий; е) немец__ий;

б) швед__ий; ж) узбек__ий;

в) дерз__ий; з) ставрополь__ий;

г) молодец__ий; и) университет__ий

д) пират__ий; к) казан__ий.

В ) Отметь существительные, от которых образуются прилагательные с суффиксом - к - :

а) январь; д) ткач;

б) флот; е) немец;

в) пассажир; ж) деревня;

г) рыбак; з) июнь.



Вывод:

ИТАК, суффикс –К- пишется:

· в прилагательных, имеющих краткую форму;

· в прилагательных, образованных от некоторых существительных с основой на –К-, -Ч- и –Ц-.

В других прилагательных пишется суффикс –СК-.

Следует отметить, что в некоторых прилагательных перед суффиксом –СК-может сохраняться или отсутствовать мягкий знак. Буква Ь не пишется в словах после Н и Р (сибирский, конский), но сохраняется после буквы Л (сельский, польский) и в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ (июньский, октябрьский, исключение январский).


Домашнее задание:

П.57 , упр. 329 стр 137 или составить небольшой связный рассказ на тему: « Осенний день » ,

« Любимая игрушка » и т.д.

Это второй урок по теме. На уроке учащиеся повторят, как различить на письме суффиксы прилагательных -К- и -СК-. Задания, которые учащиеся выполняют на уроке, позволят им закрепить эту тему.Учащиеся выполняют задания на внимательность, по развитию речи, на эрудицию, работают с карточками и перфокартами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-«

Учитель русского языка и литературы

Ярош Н.А.

Доброе

План-конспект урока русского языка в 6 классе

Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-

Цель:

1. Повторить условия различения на письме суффиксов –К- и –СК-.

2. Закрепить представление об образовании с помощью суффикса –К- качественных и относительных прилагательных, с помощью суффикса -СК- - относительных прилагательных.

3. Повторить сведения о разрядах прилагательных.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Формировать умение различать на письме суффиксы –К- и –СК-.
  2. Графически обозначать условия выбора на письме –К- и -СК-
  1. Развивающие:
  1. Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Развивать речь учащихся, умение строить монологическое высказывание, аргументированно доказывать свою точку зрения.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать наблюдательность, внимательность, умение анализировать, находить закономерности.
  2. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  3. Воспитывать аккуратность при оформлении записей.

Оборудование:

  1. Учебник

  2. Рабочие тетради по русскому языку
  3. Раздаточный материал.

I. Запись числа, знакомство с планом урока.

II. Творческая работа

С данными словами составьте и запишите предложения.

  1. В, были, старину, в, деревенских, русских, низкие, избах, потолки. (В старину в русских деревенских избах были низкие потолки).
  2. В, вдоль, комнатах, стояли, стен, узкие, лавки, жесткие. (В комнатах вдоль стен стояли узкие жесткие лавки).
  1. Повтор теории. Воспроизводящая беседа.
  • В записанных предложениях найдите имена прилагательные. По какому признаку вы их отличаете? (Имена прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? В предложении являются определениями.)
  • Какие разряды прилагательных вам известны? По каким признакам мы различаем качественные, относительные и притяжательные прилагательные? Определите разряд выше записанных прилагательных и обозначьте в них суффиксы.