С любовью, к вам, ветераны великой отечественной.

Жизнь каждого принадлежит Отечеству

Направляясь из Севастополя к турецкой крепости и морской базе Синоп, русские корабли обнаружили здесь неприятельскую эскадру Осман-паши. Адмирал Нахимов принял смелое решение - атаковать и уничтожить заблокированного неприятеля в Синопской бухте. Под ураганным обстрелом вражеских орудий русская эскадра двумя колоннами двинулась на сближение с турецкими кораблями, стоявшими под защитой береговых батарей.

Русский адмирал действовал стремительно и отважно! Грохот 600 пушек потряс Синопскую бухту, окутанную облаками порохового дыма. Превосходство русской эскадры проявилось не только в высокой точности и концентрации огня (до 200 ядер и бомб в минуту), но и в прекрасной подготовке русских моряков. Помнили матросы суворовский наказ: “Побеждай не числом, а умением!” Моряки-черноморцы дрались самоотверженно, приходя на выручку друг другу в трудные минуты: тушили пожары, заделывали пробоины, становились на место убитых и раненых. И не было силы, которая пересилила бы русскую силу!

“Гром выстрелов, рев ядер, откат орудий, шум людей, стоны раненых - все слилось в один общий адский гвалт”… “Поразительно было зрелище гибели турецких судов: прибитые волнами к берегу, они горели… Наконец, когда огонь достигал до места хранения пороха, суда взлетали на воздух и горящими обломками своими осыпали город” ,- вспоминали участники Синопской битвы.

Россия помнит имена героев - моряков и кораблей… Лейтенанты П. Прокофьев и Д. Бутаков с флагманского корабля “Императрица Мария” умело руководили огнем корабельной артиллерии и были отмечены адмиралом Нахимовым за “личную храбрость и распорядительность во время боя”… Охранявший кормовой флаг корабля “Париж” и раненный в лицо осколком вражеского снаряда, штурман С. Родионов не покинул своего поста. И только после вторичного тяжелого ранения, когда турецким ядром мужественному штурману оторвало руку, его унесли с верхней палубы… 120-пушечный “Париж” метким огнем своих орудий потопил три турецких судна, а затем повел ураганный огонь по береговой батарее…

Корабль “Три Святителя”, не смотря на сильные повреждения, уничтожил фрегат противника и до конца боя продолжал вести огонь из всех своих орудий… 84-пушечный “Ростислав” потопил корвет и уничтожил турецкую батарею… На самом корабле-герое в разгар боя разорвавшейся бомбой была разбита батарейная палуба и начался сильный пожар. Мичман Н. Колокольцев, проявляя чудеса героизма, наглухо закрыл двери и люки пороховой камеры, потушил огонь и спас корабль и моряков-сослуживцев от неминуемой гибели. “За особенное присутствие духа и отважность, оказанные во время боя”, командир эскадры представил героя-мичмана к боевой награде. Да и сам адмирал Нахимов- мужественный, хладнокровный и отважный- в парадном адмиральском мундире смело руководил сражением, стоя на верхней палубе “Императрицы Марии”.

Победа России была сокрушительной и великолепной! Сражение продолжалось 17 часов. Турки потеряли 15 из 16 кораблей и свыше 3 тысяч человек убитыми и ранеными; в плен были взяты около 200 человек. Русская эскадра, выпустившая по врагу 18 тысяч снарядов, не потеряла ни одного корабля. Потери в личном составе- 38 убитых и 230 раненых. “Битва- славная, выше Чесмы и Наварина! Ура, Нахимов!” - восторженно отзывался о Синопе вице-адмирал В.А. Корнилов.

На следующий день после битвы на кораблях нахимовской эскадры состоялись заупокойные службы. По старой морской традиции тела моряков были опущены в воды Синопской бухты. Во время печальной церемонии наполовину приспускались пробитые и обгоревшие в бою флаги, и звучало три холостых выстрела.

Среди пленных оказался и командующий эскадрой, вице-адмирал турецкого флота, участник Наваринского сражения и бывалый моряк Осман-паша. С нескрываемым восхищением отзывался он о героях России: “Куда уж нам сражаться с такими храбрыми и бравыми русскими моряками!”

Синопский разгром и морской триумф России помнят в Турции и сегодня. В военно-морском музее Стамбула существует специальный зал Памяти жертв русского адмирала Нахимова…

Наибольшие повреждения в бою получил 84-пушечный флагманский корабль “Императрица Мария”. Как свидетельствовал очевидец:

“Корабль весь пробит ядрами, ванты почти все перебиты, и при довольно сильной зыби мачты так раскачивались, что угрожали падением. Мы поднимаемся на корабль и поздравляем Нахимова. Он был великолепен: фуражка на затылке, лицо обагрено кровью, а матросы и офицеры все черны от порохового дыма. Оказалось, что на “Марии” было больше всего убитых и раненых, так как Нахимов шел головным в эскадре и стал с самого начала боя ближе всех к турецким стреляющим бортам”.

Повреждения на “Императрице Марии”, “Константине” и “Трех Святителях” были настолько серьезными, что корабли-герои возвращались на Родину на буксире пароходов и в почетном сопровождении фрегатов. 22 ноября 1853 года эскадра вернулась в родной Севастополь. Радостным перезвоном колоколов и пушечным салютом встречал город русской морской славы героев-моряков. Нескончаемое русское “Ура!” неслось со всех кораблей, стоявших в Севастопольской бухте.

Все иностранные газеты писали о поражении турок и торжестве России. Слава адмирала Нахимова гремела повсюду!

“Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории”

отметил Николай I, награждая вице-адмирала Нахимова редчайшей военной наградой- орденом Святого Георгия Победоносца 2-й степени.

Отметил император и доблесть русских матросов, пожаловав 230 знаков отличия: “С удовольствием вижу, что Чесма не забывается в русском флоте и что правнуки достойны своих прадедов”. Достойных награды было значительно больше. «За молебном, награждая самых достойных, командиры кораблей по личному указанию Нахимова особо подчеркивали, что “новые кавалеры должны вести себя безукоризненно честно и служить примером прочим товарищам, которые, хотя и не получили крестов, но достойны их и, конечно, получат их при следующем бое. Это восхитило матросов”.

В начале февраля 1854 года в Севастополь из Сергиевой пустыни, что под Петербургом, пришло послание, в котором архимандрит Игнатий Брянчанинов благодарил адмирала Нахимова за службу Отечеству и победу под Синопом: “Подвиг Ваш обратил к Вам сердца всех русских. Взоры всех устремлены на Вас. Все исполнены надежды, что сама судьба избрала Вас для совершения дел великих, для Отечества спасительных…” В дар доблестному адмиралу была приложена икона Митрофания Воронежского (1623-1703) – святого покровителя Военно-Морского Флота, русского воинства и Всея России молитвенника и чудотворца. Этот святой дар адмирал Нахимов принял с благоговением.

Синопское морское сражение вошло в историю как последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Наряду с Чесменским (1770) и Наваринским (1827) сражениями Синоп (1853) до сих пор считается у военных историков и моряков классическим образцом истребления флота противника на его укрепленной базе. Недаром в закрытом Центре Европейской Безопасности, где проходят подготовку натовские разведчики, на стене одного из учебных корпусов размещены портреты великих русских полководцев и флотоводцев, среди которых есть и портрет Павла Степановича Нахимова (1802-1855).

Разгром турецкой эскадры значительно ослабил морские силы Турции и сорвал её планы по высадке войск на побережье Кавказа. Моряки-черноморцы оправдали надежды своего адмирала и Великой России, в очередной раз исполнив свой долг перед Родиной!

Русская морская победа вызвала тревогу, гнев и раздражение в Европе. Французский император Наполеон III прямо заявил, что нужно “вымести с моря прочь русский флаг” и что он будет разочарован, если этот план не будет принят Англией. Враждебно повели себя по отношению к России Австрия, Швеция, Сардиния и Пруссия. Антирусской была и позиция Америки. В марте 1854 года правители Англии и Франции заключили “военно-оборонительный союз” с Турцией, введя в Черное море свой объединенный флот. Их ответы на протест русского правительства были оскорбительны и вызывающими. Целью западных держав было наказать Россию и оградить Балканы и Ближний Восток от проникновения сильного конкурента.

Огромная эскадра “союзников”- предтеча НАТО- блокировала морские города и крепости России. Военные действия происходили на Балканском и Кавказском фронтах. В спину русским войскам ударили чеченские отряды Шамиля. Активизировались и повели себя враждебно крымские татары. Удар был направлен на Севастополь – главную военно-морскую базу Черноморского флота, охранявшую южные морские рубежи России. Город русской славы превратился в неприступную твердыню с бастионами и батареями, у орудий которых стали герои недавних морских сражений.

“С железом в руках, с крестом в сердце станем пред рядами врагов на защиту безопасности и чести Отечества. Не унывать никому, доказывать каждому, что мы - те же русские, которые отстояли Россию в 1812 году” - обратился 30 сентября 1854 года государь Николай I к доблестным защитникам Севастополя в царском манифесте.

Во время Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Нахимова - для награждения героев-моряков. Тогда же были открыты и Нахимовские училища, воспитанники которых составили гордость и будущее нашего флота. Три светлые полосы на форменном гюйсе (воротник, который повязывается поверх формы) означают три славные морские победы России: Гангут (1714), Чесма (1770) и Синоп (1853).

На памятнике адмиралу Нахимову в Севастополе написаны слова, сказанные им более 160 лет назад и обращенные к доблестным морякам России - слова, приобретаюшие сегодня особый смысл:

Уведомляю командиров, что в случае встречи с неприятелем, превышающем нас в силах, я атакую его, будучи совершенно уверен, что каждый из нас сделает свое дело.

День победы русской эскадры под командованием адмирала П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп стал одним из ДНЕЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ, установленных законом, принятым Государственной Думой в 1995 году.

Из дневников

Жизнь каждого принадлежит Отечеству,
и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу.

Павел Степанович Нахимов - Адмирал

Лихачи, верьте, что ангелы будут обнимать вас крыльями

так же крепко, как ваша машина…столб!

Черный юмор

Лихачество как качество личности – склонность ради удальства пренебрегать правилами безопасности, совершать бессмысленные, вредные или преступные действия.

Фаина Раневская вернулась домой бледная, как смерть, и рассказала, что ехала от театра на такси. - Я сразу поняла, что он лихач. Как он лавировал между машинами, увиливал от грузовиков, проскакивал прямо перед носом у прохожих! Но по-настоящему я испугалась уже потом. Когда мы приехали, он достал лупу, чтобы посмотреть на счетчик!

Лихачество – дочь неуважительности к людям и эгоизма. Лихач – бедовая, бесшабашная голова. Если глубоко копать, главная причина лихачества — неуважительность к людям и махровый эгоизм. Водитель – лихач, водитель – палач. Если кому-то захотелось, чтобы в крови закипел адреналин, это не означает, что можно забыть о безопасности других людей. Откровенно «летать» по городским улицам через сплошную линию, подрезать других участников движения и абсолютно не думать об окружающих – вот почерк лихачества. Люди для них не существуют. В лучшем случае они презирают тех, кто передвигается пешком. К тихоходам они тоже относятся пренебрежительно: «Плетешься как черепаха! Не можешь ехать – ходи пешком!»

Лихачество – следствие низкой культуры и неуважительности к людям. Как правило, лихачами становятся дети обеспеченных родителей. Один руководитель ОГИБДД рассказывает: «Чаще всего это молодой человек в возрасте 18-23 лет, который еще не успел «опериться», но уже считает себя хозяином жизни. На дороге они ведут себя очень дерзко, с сотрудником ДПС разговаривают по-хамски, нередко и оскорбляют. В моей практике бывали даже случаи, когда такие нарушители угрожали расправой».

Каковы причины возникновения лихачества и закрепления его как качества личности:

  1. неуважительность к людям;
  2. низкий уровень культуры;
  3. идеализация своих способностей и возможностей;
  4. ярко проявленный эгоизм (безудержность в своих желаниях);
  5. неэффективная организация дорожного движения;
  6. недостаточно жесткие санкции за нарушение правил;
  7. привилегированное положение участников дорожного движения;
  8. обладание «особыми» номерами;
  9. тонированные стекла;
  10. высокая цена автомобиля;

Неисправимым лихачом был Леонид Ильич Брежнев. Его биограф Иван Барыкин рассказывает, в коллекции машин вождя по одним утверждениям было 324 единицы, а по другой – 68. Разночтение объясняется просто: генсек раздаривал автомобили друзьям, кроме того, с десяток угробил в сумасшедших гонках. О страсти вождя знали немногие. Личная охрана хваталась за голову, когда Леонид Ильич садился за руль. По самым скромным подсчетам, стоимость коллекции превышала годовой бюджет не самой бедной африканской страны. В «конюшне» генсека стояли эксклюзивные «Шевроле-Бэль-Эйр» – подарок Хрущева, немецкий «Опель-Капитен» – такие были только у бонз Третьего рейха, американский «Крайслер-300», итальянская «Мазерати», три «Мерседеса-600» (каких в мире тогда имелось всего семь штук)… Далее в списке шли два «Кадиллака» (подарок президента США Никсона), «Линкольн-Континенталь» (любимый автомобиль Брежнева), японский «Ниссан-Президент» (подарок премьера Японии), два «Роллс-Ройса» (на одном из них генсек ездил на охоту). Для приведения всего списка понадобилось бы немало строк: 68 импортных, остальные – последние модели «Волг», «Чаек» и «ЗИЛ-115».

Все машины были подарены президентами, премьерами зарубежных стран, генсеками братских партий, а отечественные сделаны с учетом предпочтений Брежнева. Не имелось в них лишь одного – «защиты от дурака», тогда ее еще не придумали. Я имею в виду сегодняшние «автостопы» для нетрезвых водителей. А Леонид Ильич частенько садился за руль «слегка нетрезвым», хотя знал меру.

У генсека была мгновенная реакция, но в аварии он попадал. Первая произошла в 1970-е годы по дороге из Завидова в Москву. Брежнев мчался на «Ниссане-Президенте». Неожиданно спустило правое колесо, но генсек справился с управлением. Второе ЧП случилось несколькими годами позже. Брежнев решил покатать двух молоденьких врачих из пансионата в Крыму, где отдыхал. Под визг симпатичных пассажирок он сильно разогнался на узком горном серпантине, не заметил, как проехал нужный поворот, и резко нажал на тормоза. Машину занесло, она ударилась передним крылом о скалу и нависла над 50-метровым обрывом. Подоспевшая охрана извлекла из салона женщин с многочисленными ссадинами и растерянного генсека – без единой царапины.

Последняя авария, а их было с полдюжины, случилась в 1980 году, когда Брежнев на «Роллс-Ройсе» ехал на дачу в Завидово. Обогнав машины охраны, генсек вдруг метнулся влево и врезался в «МАЗ» – передок «Роллс-Ройса» всмятку. Охранники уже видели себя на нарах, но Брежнев лишь изумился: какого лешего он сделал этот маневр?..

Леонида Ильича хранил талисман. В 1969 году в первых числах января во время официального визита Брежнева в Индию далай-лама, бежавший из Тибета, подарил генсеку черного кота, наделенного якобы даром предвидения, – рассказывал Владимир. – Духовный лидер Тибета уверял, что животное сможет уберечь своего хозяина от опасности. Причем предупредил, что кормить кота должен сам Леонид Ильич, и только сырым мясом. Как только животное издохнет, его хозяину останется жить недолго. Брежнев тогда посмеялся, но подарок принял. Нарекли кота Ламой – в честь дарителя. Кот никого, кроме хозяина, к себе не подпускал. Пищу – огромный кусок свежей телятины – принимал только из рук Брежнева. Вспомнить о словах далай-ламы ему пришлось дважды. В первый раз – 22 января 1969 года, когда по машине генсека у Боровицких ворот сделал несколько выстрелов из «макарова» младший лейтенант Ильин. Водитель Шарков был убит. Генсек не пострадал, но вспомнил, что с утра кот Лама не отходил от него ни на шаг, терся о ноги и жалобно мяукал. Второй случай произошел 20 февраля 1970 года. В тот день Лама тоже не отходил от хозяина, не давал выйти из квартиры, хватал зубами за брюки. Леонид Ильич, вспомнив предостережение далай-ламы, решил не ехать, отпустил машину с водителем. Автомобиль врезался в трейлер. Охраннику, что сидел на месте Брежнева, снесло полчерепа. В последующем Брежнев всегда обращал внимание на то, как ведет себя кот.

Весной 1982 года Лама погиб под колесами машины. После смерти пушистого талисмана здоровье генсека резко ухудшилось, и 10 ноября 1982-го его не стало. Такая вот история. Что же касается машин, то до самых последних дней Леонид Ильич не забывал свою страсть. Уже болея, шаткой походкой выходил под руку с охранником к гаражу, где стоял его любимый «Роллс-Ройс». Открывал дверцу, садился на водительское место, заводил машину, включал дворники. Посидев несколько минут, вздыхал, вылезал и долго гладил капот. Словно прощался с дорогим существом…

О давней страсти советского лидера знали и зарубежные политики. И в Москву они приезжали не с пустыми руками. Транспортным самолетом доставляли генсеку очередную «игрушку», сделанную по спецзаказу, стоимостью в десятки тысяч долларов. Особенно щедрым был американский президент Ричард Никсон. Он знал, что Леонид Ильич «не похоронит загнивающий империализм», как это собирался сделать Хрущев. И однажды, во время очередного приезда Брежнева в США, президент на себе испытал все прелести вождения автомобиля советским лидером. Когда перед высоким гостем предстал роскошный «Линкольн-Континенталь», Брежнев остолбенел. Он обошел автомобиль, сел в кабину и долго изучал «навороченную» панель приборов. «Поехали», – сказал он по-русски Никсону и подтолкнул его к сиденью. Никсон побледнел. Он был наслышан о лихачестве советского гостя, но вида не подал и занял пассажирское место. Что произошло потом, описала «Нью-Йорк таймс», корреспондент которой брал у Никсона интервью.

«Брежнев настоял на том, что надо немедленно опробовать подарок, сел за руль и с энтузиазмом подтолкнул меня на сиденье. Начальник моей охраны побледнел, когда это увидел. Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Я мог только представить, что случится, если джип секретной службы из моей охраны внезапно появится из-за поворота. В одном месте был очень крутой спуск с ярким знаком и надписью “Опасный поворот”. Брежнев ехал со скоростью выше 60 миль в час, когда мы приближались к спуску. Я подался вперед и закричал: “Медленный спуск, медленный спуск!” Но Брежнев не обратил на это внимания – скорее всего, потому, что не владел английским. Пронзительно завизжали покрышки, когда он все же нажал на тормоза и повернул. В конце поездки, когда подошел переводчик, Брежнев сказал мне: “Хороший автомобиль. Отлично идет по дороге”. “Вы великолепный водитель, – дипломатично сказал я в ответ. – Я никогда не смог бы повернуть на такой скорости”».

Брежнев поразил быстрой ездой и Генри Киссинджера, тогдашнего госсекретаря США. «Однажды, дело было под Москвой, – вспоминал тот, – Брежнев подвел меня к “Кадиллаку”. Мы помчались на большой скорости по извилистым сельским дорогам, так что оставалось только молиться, чтобы на ближайшем перекрестке появился полицейский и положил конец этой рискованной езде. Но он так и не появился, да и вряд ли посмел бы остановить машину, которую вел Леонид Ильич».

Петр Ковалев

«Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу».

Адмирал П.С.Нахимов.

Пожалуй, тяжело говорить о войне, которая не для всех еще история. Для тех немногих оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной, женщин работавших в тылу и детей военных лет это не история – это жизнь. Жизнь со всеми радостями и печалями. Страшная, но манящая к себе молодость. Наверно многие из них согласились бы опять окунуться в грозные сороковые, только бы снова ощутить себя молодыми и здоровыми. Память человека так устроена, она помнит все хорошее и старается забыть плохое - лютое и кровавое. Пережившим лихую годину, забывчивость позволительна, что нельзя сказать о нас - детях и внуках людей войны.

События тех дней постепенно стираются из нашей памяти или заменяются духовно искаженными. Мне часто приходилось слышать выражения: «Если бы немцы нас победили, жили бы как в Германии» или «Победители, а живем хуже побежденных». Американские фильмы типа «Спасти рядового Райана» расходятся огромными тиражами на видеокассетах, показываются на телевидении. А то и того хуже - откапываются ленты периода холодной войны: «Рэмбо», «Красная жара» и т.д. Находятся ценители «правды» из кинофильма «Враг у ворот» про оборону Сталинграда. Так и хочется закричать: Может, хватит! Пожалейте наших ветеранов.

Конечно, в Великой Отечественной войне было много просчетов, ошибок и человеческой глупости, но героизма, самопожертвования и любви к своей Родине, в ней было намного больше. Неужели павшие на фронтах былых сражений заслужили того, чтобы их поминали подобным образом. Я сейчас не говорю о государстве, на данном уровне для поддержания наших стариков достаточно делается или нет. Я говорю о нас с вами. Это мы черствеем душой, покупая кассеты и книги, где обливают грязью наших отцов и дедов. В Америке и в голову никому не придет выпустить в прокат фильм «Освобождение» или «Горячий снег», хотя с точки зрения истории, да и художественной ценности, они куда лучше голливудских блокбастеров о Второй Мировой войне.

Как-то у меня была полемика с совершенно незнакомым мне человеком. Так уж получилось, что разговор зашел о Великой Отечественной войне. Он где-то вычитал, что главная причина поражения в первые дни войны и отступление до Москвы, было нежелание советских людей воевать за Сталина и правительства Советского Союза.

Полный бред! Заставы пограничников, имея на вооружении только стрелковое оружие, держали немцев по трое суток и более. Жертвенная оборона Брестской крепости, лишь наиболее известная часть первых дней войны. На некоторых участках границы войска Красной армии отбили наступление противника и прошли вглубь территории Польши до 50 км. События июня 1941 года запутанные и сложные, многое еще не ясно и их только предстоит выяснить. Можно обвинять командующего Белостокским выступом генерала Павлова, можно Ставку, Генеральный штаб, но солдат здесь не причем. Он честно бился с врагом подчас голыми руками. Эпохальный роман трилогия Константина Симонова «Живые и мертвые» довольно достоверно описывает те дни, и я советую его прочесть всем, кто думает также как мой случайный собеседник.

Как-то незаметно, почти ненавязчиво фильмы Голливуда нам пытаются подменить духовные ценности. С Запада к нам пришли красивые слова: «Свобода личности превыше всего». Наперво я - личность, а потом уже государство, Отечество, Родина. Больно уж это похоже на нашу поговорку: «Моя хата с краю, я ничего не знаю». Личность человека не может существовать без государства - не чиновников и начальства, а людей объединенных общей идеей и образом жизни. Солдат не воюет за царя, генсека или президента, он воюет за детей, жену, любимую девушку и своих друзей. Вспомните песню «С чего начинается Родина», просто и четко указаны ценности, за которые можно пожертвовать самым дорогим - жизнью. Там нет личности, она растворилась в слове Родина.

На западе судят о человеке по его счету в банке (чем счет солиднее, тем больше он состоялся как человек) и эту ценность они хотят привить нам? Если это конечная цель развитого капитализма, я лично не хотел бы жить в таком обществе. Конечно я не против денег, мне, как и любому человеку хочется жить достойно и не считать копейки, заглядывая на шикарные полки магазинов, но жить только ради денег - увольте! В этом отношении ветераны (я имею в виду не только ветеранов ВОВ, но и остальных войн, а также чернобыльцев) счастливее нас, они знают цену жизни и знают ради чего ее можно отдать. Можно говорить, что они заблуждались одураченные политикой сталинского режима. Политика политикой, а Родина Родиной. Режимы могут быть разные, а родная сторонка одна и я думаю, что, встав на ее защиту летом 1941 года, солдаты и командиры РККА не заблуждались и тем более не ошибались.

Тяжело было советскому народу в страшные сороковые, пришлось трижды создавать и вооружать армию. Первая - кадровая армия, фактически перестала существовать с самом начале войны. Вторая - была разбита под Харьковым, летом 1942 года. В результате ошибок советского командования шестая армия Паулюса вклинилась в образовавшуюся брешь и почти беспрепятственно дошла до Сталинграда. И, наконец, третья - победоносная, армия с Курска взяла направление на запад и уже не останавливалась до самого Берлина.

Можно спорить о недостатках в руководстве и вине товарища Сталина или наоборот, говорить о стойкости Коммунистической партии под руководством Главкома Сталина. Та и другая сторона найдет в истории войны много аргументов в свою пользу.

Сегодня 9 мая, не присоединяясь, ни к одной из сторон, противоположно смотрящих на историю Великой Отечественной войны, я хочу сказать: Советский народ сломал хребет германскому Вермахту, перед которым склонила голову почти вся Европа. Немцы были и в Азии и даже Африке. Государства лопались как мыльные пузыри под кованным фашистским сапогом. Об этом как-то быстро забыли. В какой стране вам не пришлось бы оказаться, нигде не хают свое правительство времен Второй Мировой войны! А хвалят сопротивление, далеко не всегда организованное первыми лицами государства.

Люди гордятся своими героями, мы же ищем какие-то изъяны. Готовы опорочить все: «Панфиловцы - герои?! Под Москвой были и другие, но их почему-то не отметили». «Егоров и Кантария не первые водрузили знамя на купол Рейхстага!», и т.д. и т.п.

Если мы сами не будем поддерживать славу своих отцов и дедов - за нас это делать никто не будет. Я приведу вам яркий пример: в мире давно забыли, кто был главным "виновником" поражения Наполеона. Не то, что Кутузов, даже Россия не упоминается в событиях связанных с крахом Наполеона. Я просмотрел много фильмов разных стран о Франции и Европе начала XIX столетия. В них Российская Империя упоминается вскользь или вообще отсутствует. Только благодаря роману Л.Н.Толстого «Война и мир» и его экранизации эти события еще как-то вот сохранились в мировой культуре, а не только в России.

Не всякий народ может гордиться такой победой, как победа советского народа над фашисткой Германией. Дорогие соотечественники, во всех республиках бывшего СССР, поздравляю Вас с днем Победы! Называя, Вас, Советским народом, я не хочу никого обидеть, просто, если перечислять каждую нацию, а их более ста - боюсь, кого пропустить. А не назвать народ победитель, пусть и малочисленный, я не имею права. Каждый народ, его плоть и кровь, сыны и дочери, бывшего Советского Союза внес свою лепту в эту великую Победу.

В заключении я хочу поздравить ветеранов Великой Отечественной с 66-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. Пожелать им счастья, долгих лет жизни и чтобы они никогда не слышали в свой адрес плохих слов.

Защитник Отчества священен в любом государстве, если оно духовно здорово. 9 мая я поднимаю бокал за ваше здоровье ветераны со словами из незаслуженно забытой песни: «Сибирская застольная».

"Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто погибал на снегу.
Кто в Ленинград пробирался болотами,
Горло, ломая врагу...".