Сказки на лингвистические темы или как исчезли предлоги. Сказка-сочинение на тему: Лингвистика

Иногда приставки в глаголах могут быть схожи с предлогами. Их нужно различать. Приставка - это часть слова, которая служит для образования новых слов, она пишется со словом слитно, а предлог - это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно. Предлоги служат для связи слов в словосочетании и в предложении. Тема урока: «Правописание предлогов и приставок».

В одной сказке жили-были в стране Грамматика предлоги и приставки. У предлогов были свои домики, в которых они жили отдельно от других слов. Предлоги гордились тем, что были самостоятельными.

Кроме того, предлоги всегда указывали: где нужно находиться (в, на, под, над, за, у) или куда нужно двигаться (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4)

Рис. 1. Предлоги в, на Рис. 2. Предлоги под, над
Рис. 3. Предлоги за, у Рис. 4. Предлоги из, в, через, по, к, от, до

А приставки своих домиков не имели. Они образовывали новые слова (например, напишу, подпишу, выпишу, припишу).

Но многие приставки и предлоги были похожи друг на друга, как две капли воды. Стали ученики их путать. Царица Грамматика предложила предлогам отодвинуться от слова, с которым они стоят, а слова-признаки должны встать между ними. Своего значения предлоги не потеряют, а от приставок отличаться будут. Предлоги так и сделали.

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Помни! При глаголах предлогов не бывает. Предлоги употребляются с именами существительными и местоимениями.

Потренируемся в написании предлогов и приставок.

(С)крыши (с)бросили снег.

Поставим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша - что?, имя существительное.

С железной крыши, можно вставить слово, значит, с - это предлог, пишется раздельно.

Сбросили - что сделали?, это глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, с - приставка, пишется вместе со словом.

Правильный ответ: С крыши сбросили снег.

Ребята (про)пели песню (про)школу.

Пропели - что сделали?, глагол. При глаголах предлогов не бывает. Значит, про - это приставка, пишется со словом слитно.

Школа - что?, имя существительное. Про любимую школу, можно вставить слово. Значит, про - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ: Ребята пропели песню про школу.

Сравните слова.

под берёзой - подберёзовик

без радости - безрадостный

на берегу - набережная

на стене - настенный

Это однокоренные слова с одинаковыми предлогами и приставками. Значение у них одно и то же. Между предлогом и существительным можно поставить вопрос или вставить слово.

под (какой?) кудрявой берёзой

без (какой?) особой радости

на (каком?) морском берегу

на (какой?) высокой стене

Подберём к прилагательным однокоренные существительные с предлогом.

нагрудный (значок) - на груди (предлог на)

заработная (плата) - за работу (предлог за)

довоенные (годы) - до войны (предлог до)

подводные (камни) - под водой (предлог под)

Прочитаем стихотворение-шутку. Докажем, в каком слове от - приставка, а где - предлог.

Веснушки.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б (от) мыла,

Веснушки я б (от) мыла. (Я. Козловский)

Зададим вопрос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сделала?) отмыла - это глагол, от - приставка, пишется слитно.

Зависело от (какого?) душистого мыла. Мыло - что?, имя существительное, от - это предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Зависело б от мыла,

Веснушки я б отмыла.

Солнце ещё облаков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся (за) дело,

Слышится, как зазвенела пила. (Я Козловский)

Солнце (что сделало?) задело, это глагол, задеть, задевать, корень заде-.

Взялся за (какое?) трудное дело. Дело - что?, имя существительное, за - предлог, пишется раздельно.

Правильный ответ:

Солнце ещё облаков не задело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плотник проснулся и взялся за дело,

Слышится, как зазвенела пила.

Раскройте скобки в тексте стихотворения.

Шмель.

(В) тополиную метель

(По) терял дорогу шмель.

(Про) мелькнул (над) огородом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чашкой (с) мёдом

По-хозяйски (за) гудел. (Т. Белозёров)

Найдём глаголы. Что сделал? Потерял, промелькнул, залетел, загудел. Значит, по-, про-, за - это приставки, так как предлоги с глаголами не употребляются.

В метель (какую?) тополиную, в - это предлог, над (каким?) большим огородом, над - это предлог, в (какой?) деревянный дом, в - это предлог, на (какую?) солнечную кухню, на - это предлог, над (какой?) синей чашкой, над - это предлог, с (каким?) душистым мёдом, с - предлог.

Правильный ответ:

В тополиную метель

Потерял дорогу шмель.

Промелькнул над огородом,

В дом на кухню залетел

И над синей чашкой с мёдом

По-хозяйски загудел.

Узнайте приставки по предлогам.

Приставки: в-. вы-, до-.

Писать до точки

Писать в текст

Писать из текста

Правильный ответ:

Дописать до точки.

Вписать в текст.

Выписать из текста.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, сначала узнай о секрете их употребления. Нельзя говорить, например: вернулся со школы, с магазина, с армии. Правильно: из школы, из магазина, из армии.

Если человек идёт (куда?) в школу, в театр, в магазин, в библиотеку, в армию, если он едет в Крым, в Белоруссию, в Москву, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из театра, из магазина, из библиотеки, из армии, из Крыма, из Белоруссии, из Москвы.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на каток или отправился на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с катка, с рыбалки.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог В, то при ответе на вопрос откуда? нужен предлог ИЗ.

Если при ответе на вопрос куда? используется предлог НА, от при ответе на вопрос откуда? нужен предлог С. (см. Рис. 5)

Рис. 5. Запомни!

Потренируйтесь. Раскройте скобки в загадке о ветре.

Бывает он (в) холод, бывает он (в) зной, бывает он добрый, бывает он злой. (В) открытые окна нежданно (в) летит, то что-то (про) шепчет, то вдруг (за) гудит. (При) тихнет, (у) мчится, (при) мчится опять, то (вз) думает волны (по) морю гонять. (Н. Найдёнова)

Проверьте себя. В одном столбике слова с предлогами, в другом - с приставками.

в (какой?) зимний холод в летит

в (какой?) сильный зной про шепчет

в (какие?) открытые окна за гудит

по (какому?) синему морю при тихнет

у мчится

при мчится

вз думает

Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог. Пиши его раздельно. Нельзя вставить слово, это приставка. Она пишется со словом слитно.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  2. Umk-garmoniya.ru ().
  3. School-collection.edu.ru ().
  • Закончи сочетания слов. Обозначь приставки, подчеркни пробел между предлогом и словом.

зашёл за…

помчался по…

прочитал про…

донёс до…

откусил от…

сбросил с…

  • Закончи предложения:

Приставка - это …

Приставка пишется со словом…

Приставки служат для образования…

Предлог - это…

Предлог пишется со словом …

Предлоги служат для …

  • Спиши, раскрой скобки. Приставки выдели.

(С)неба сыпал лёгкий снег. Снежинки (до)летали (до)земли. Они садились (на)крыши, (на)деревья и скамейки. Иногда дул резкий ветер. Тогда снежинки (с)летались, (раз)летались и кружились (в)танце.

«Сказки про предлоги» Из школьной практики известно, что учащиеся начальной школы в правописании предлогов допускают много ошибок. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи. Часто встречается слитное написание предлога со следующим за ним словом («кморю»), графически неправильное написание предлога («ис кувшина»), пропуск предлога («прыгнул воду»). Работу над формированием представлений о предлогах следует начинать ещё в дошкольном возрасте. В методической литературе указан ряд приёмов, которые рекомендуется использовать для ознакомления детей с предлогами как с отдельными маленькими словами. Так как большинство предлогов имеет пространственное значение, обязательным условием является предваряющая работа по формированию пространственных представлений в разнообразных видах деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании и конструировании. Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе различных видов деятельности детей, направленных на активное познание окружающей действительности. Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных наречиями и предлогами. Я предлагаю игровую методику работы над предлогами, которая может использоваться как в начальной школе, так и в старших группах детского сада с детьми, знающими буквы. «Сказки про предлоги» объясняют лексическое значение предлогов, способствуют пониманию словесных обозначений пространственных отношений. Навык графически правильного начертания предлогов по своей природе одинаков с навыком написания слов, не проверяемых правилом. Чтобы написать предлог графически правильно, ученик должен знать его зрительный образ и помнить, что предлог пишется всегда одинаково, независимо от его произношения. Следовательно в практике обучения нужно создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. В школе каждый новый предлог, который встречается в тексте букваря или в упражнении, учитель записывает на отдельную карточку и выставляет на наборное полотно. К концу букварного периода на наборном полотне оказываются карточки с предлогами У, НА, ЗА, В, С, К, ИЗ, ПОД, НАД, ПО и другие. Это элементарная таблица предлогов. Я предлагаю разместить рядом с карточками предлогов схемы и картинки, напоминающие о пространственном значении предлога. Этот приём, известный в психологии как «визуальный якорь», поможет облегчить детям зрительное запоминание графического образа предлогов. Сочиняя сказки, я старалась показать детям, что буквы, из которых состоит маленькое слово, могут подсказать им, что означает данный предлог. Глядя на картинку и схему, дети вспоминают сказочную историю. Известно, что игровая ситуация всегда способствует лучшему запоминанию материала, благодаря эмоциональному фону, на котором протекает учебный процесс. Особенно это характерно для обучения маленьких детей. Слушая сказку, дети представляют предлог как живое существо, которое может двигаться. Глядя на буквы, они начинают понимать, почему мы говорим маленькое слово «ПО», когда предмет движется по поверхности (сказка «Буква П и колесо»). Глядя на букву Д, они вспоминают, что она научилась прыгать, потому что у неё есть две ножки (сказка «Лягушонок и буква Д»). Схемы предлогов подсказывают детям: если буква Д прыгает вверх, надо говорить маленькое слово НАД. А если буква Д прыгнет вниз, мы говорим предлог ПОД. Предлог В очень похож на сложенные очки. Сказка «Волшебные очки» объяснит детям, что маленькое слово В мы говорим, когда предмет находится внутри (в пенале, в кастрюле). Слушая «Сказку про кота», дети представляют своих домашних любимцев и вспоминают, что КОТ действительно передними лапами всё тянет К себе, а задними, наоборот, всё отталкивает ОТ себя. Приём демонстрации действий всегда оживляет учебный процесс. Поэтому я рекомендую рассказывать сказки про предлоги и показывать, как именно двигаются герои этих сказок, используя игрушки и объёмные буквы. Глазунова Лариса Владимировна

Суффиксы действительных причастий настоящего времени(Сказка)

В некотором царстве, в некотором государстве у папы Глагола и мамы Прилагательного родился сынок, и назвали его Причастием.

Многое сын унаследовал от родителей, но вот характер у него выработался свой, ни на какой другой не похожий. Уж такой энергичный, «действующий» получился ребёнок, ни минуты не сидит на месте. Стали называть его Действительным Причастием. Да и черты характера его – суффиксы – не отстают от хозяина: на каждом шагу ставят условия.

Мы, - говорят суффиксы – ущ – и – ющ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов I спряжения: скач[ут] > скачущие , по [ ют ] > поющие .

А мы, - говорят суффиксы – ащ – и – ящ -, - готовы образовать Причастие только от глаголов II спряжения: слыш[ат] > слышащие , крас [ ят ] > красящие .

Причастие и радо: чем больше у его суффиксов условий-капризов, тем больше внимания со стороны отца Глагола. Так-то вот!

В качестве домашнего задания к следующему уроку предлагаю ученикам придумать продолжение сказки (по аналогии) о суффиксах действительных причастий прошедшего времени. На уроке выслушиваю детей, редактирую их сочинения. В результате коллективной работы получается следующее продолжение:

По примеру суффиксов настоящего времени начали капризничать и суффиксы прошедшего времени. Суффикс – вш – говорил:

Я такой неблагозвучный, просто плакать хочется. Поэтому очень хочу стоять рядом с гласными буквами. Их соседство утешает и радует. Присоединяйте меня только к основе инфинитива, оканчивающейся на гласную: обидеть > обидевший , посеять > посеявший .

А я, - сказал суффикс – ш –, – так и быть, буду присоединяться к согласным: везти > вёзший , нести > нёсший .

Когда мы изучаем страдательное причастие, продолжаем сочинять сказки.

В некотором царстве, в некотором государстве появился на свет еще один ребенок Причастие. Но по характеру он был более спокойный, чем первый, мало того, постоянно «страдал», жаловался: «Ну почему меня все обижают?» И назвали его Страдательным Причастием. Но вот незадача: черты характера (суффиксы), хоть и покладистые, а условия выдвигают.

Мы, - говорят – ем – и – ом - , – суффиксы настоящего времени, можем образовать Причастие только от глаголов I спряжения: охранять > охраняемый , вести > ведомый , а суффикс - им - – только о т глаголов II спряжения: слышать > слышимый .

Так и повелось: каждый суффикс – со своим условием. И в прошедшем времени то же самое. Суффикс – нн – заявляет:

Мне нравятся только гласные А и Я, А – так как это первая буква алфавита, Я - так как это последняя буква. Вот к ним-то я и хочу присоединяться: сделать > сделанный ; засеять > засеянный .

А я, - сказал – енн – (- ённ -), - вообще не люблю гласные буквы, мне подавайте усечённую основу глагола: построить > построенный ; увидеть > увиденный ).

И только суффикс – т – посмотрел, послушал, да и говорит:

Присоединяйте меня к любой гласной букве, лишь бы красивое слово получалось: отбить > отбитый ; отнять > отнятый ; открыть > открытый .

Делать нечего. Как Причастию обойтись без суффиксов? Придётся их капризы выполнять.

Чтобы легче было запомнить суффиксы причастий, мы на заключительном уроке составляем таблицу.

Смотрите и запоминайте. Действительные причастияСтрадательные причастия

настоящее времянастоящее время

Ущ-,-ющ- (от глаголов 1спр.)-ем-(-ом-) (от глаголов 1спр.)

Ащ-,-ящ- (от глаголов 2спр.)-им- (от глаголов 2 спр.)

прошедшее времяпрошедшее время

основа инфинитива (г.б.) + -вш-основа инфинитива (а,я) + - нн-

основа инфинитива (с.б.) + -ш-основа инфинитива без суф.+ -енн-(-ённ-)

основа инфинитива + -т-

Сказка«Непроизводные и производные предлоги».

Жили- были в стране «Части речи» Предлоги. И было их много-много: одни красивые, нежные (у, о, на, по), а другие - не очень (из, с, через, об). И вдруг стало не хватать Предлогов. Пошли они к Великому Русскому Языку, взмолились:

О Великий Могучий Русский Язык, помоги нам, дай еще слова для предлогов!

Нет у меня лишних слов, все раздал,- отвечает Русский Язык.

Что же нам делать?- спрашивают Предлоги.

А вы идите к другим частям речи, попросите, может, кто-то и откликнется на вашу просьбу.

Пришли Предлоги к Глаголу.

Нет, не могу, самому слов недостает,- сказал Глагол.

Пришли к Имени Прилагательному.

Я то же не дам слова, они у меня такие красивые, жалко,- промолвило Прилагательное.

Как вы думаете, дети, какие части речи откликнулись на просьбу Предлогов? Какие части речи оказались добрыми и отзывчивыми?

Во-первых, это имя существительное. Оно подарило предлогам свои слова. Так появились следующие предлоги: в течение, в продолжение, вследствие, наряду, насчет и другие.

Во- вторых, не поскупилось наречие: появились предлоги около, впереди, позади и другие. Деепричастие, само не очень богатое словами, и то выделило предлоги благодаря, спустя, несмотря на …

И возник вопрос: «Как различать «старичков» и «новичков»? И придумали: те предлоги, которые существовали издревле, будут называться «непроизводными», а те, которые появились позже, - «производными», так как они произведены из других частей речи (из существительных, наречий и деепричастий). Вот такая сказка.

Сказка »Почему мы говорим «носков» и «чулок»?

Жили - были носки и чулки. И вдруг начали они спорить: кто главнее?

Мы, - говорят носки.

Нет, мы,- возражают чулки.- Мы длиннее, значит, нужнее людям.

Спорили, спорили, пока их не услышал сам Русский Язык и не сказал:

Носкам я дам длинное окончание - ов, а чулкам - короткое – нулевое. Они станут одинаковыми по длине при морфемном разборе и перестанут спорить.

Так Русский Язык помирил носки с чулками.

Сказка об одушевленных и неодушевленных существительных

Такое удивительное Имя Существительное

В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились иживотные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие.

Но вернемсяк улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полным-полно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.

Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я– будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением.

Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало.

Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

СКАЗКА о личных местоимениях

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были МЕСТОИМЕНИЯ.

Местоимения – это такие маленькие словечки, которые очень часто используются в нашей речи, вместо имени или вместо названия предмета. Однажды в этом Царстве провели перепись населения, – и местоимений оказалось 96. Жили они на разных улицах, которые назывались: личные, указательные, вопросительные, притяжательные, отрицательные.

Местоимения жили дружно и весело. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ, ОН, ОНА, ОНО ОНИ. А утром, когда они просыпались, сразу бежали на улицу. Их можно было увидеть и на радуге, и на полянке и в речке. Они даже могли превращаться в капельки дождя и с веселым смехом падать на землю. А вечером местоимения собирались все вместе, напевали свою любимую песенку:

Я, ТЫ. ОН, ОНА –

ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА,

ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ,

В СЛОВЕ «МЫ» СТО ТЫСЯЧ Я!

И вот однажды ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ услышали их весёлую песенку и решили пригласить местоимения к себе в гости. Они подружились, потому что отвечали на те же вопросы: КТО? ЧТО? (кто? – Я, кто? – ты.)

А еще местоимения любят всем загадывать загадки. И загадки не простые. Они не называли предмет, а только на него указывали. Послушайте одну!

(Загадка записана на доске)

ТЫ ЗА НЕЙ, А ОНА ОТ ТЕБЯ,

ТЫ ОТ НЕЁ, А ОНА ЗА ТОБОЙ.

– Что это такое? Догадались? (тень)

Вся загадка, – одни местоимения. И чтобы все местоимения узнать, надо не один день погостить в их Царстве.

– Прочитайте выделенные слова. Все выделенные слова – это местоимения.

Как причастия появились...

Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.

Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу».

Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник - Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

Спасибо, доброе Прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

Глагол сказал:

Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида -совершенный и несовершенный.

А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, - сказало Прилагательное.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.

Занятие 10.

Тема :Знакомство с предлогами

Цели :

    Знакомство с предлогами, с их значением и ролью в предложениях и словосочетаниях

    Закрепление знания о правописании предлогов

    Дифференциация предлогов и приставок

    Тренировка в назывании действий предметов

    Закрепление знания норм орфографии

    Развитие пространственных представлений

Ход занятия:

    Оргмомент

    1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений из слов

    Составьте предложения из слов (работа на карточках)

    • Вязать, бабушка, варежки. Готовить, обед, мама.

      Ломать, буря, дерево. Нашел, червяк, грач.

      Поймала, мышка, кошка. Рита, стрекоза, увидела.

Знакомство с темой занятия

  • Вы заметили, что все предложения состоят из слов. Слова могут быть различными: длинными – экскаватор, электромонтер и короткими – сок, на, мак, в.

    Подумайте и скажите, что за маленькие слова я назвала? Все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова? (В, НА – это предлоги, слова, которые служат для связи слов в предложениях)

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске

Основная часть

  1. Знакомство с темой занятия

    Сегодня на занятии мы потренируемся находить предлоги в словосочетаниях и предложениях, познакомимся с их значением и написанием, постараемся отличать предлоги от других частей речи и от приставок (частей слов), которые очень похожи на предлоги

Припоминание правила о правописании предлогов

    • Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельно. Для проверки нужно постараться вставить между предлогом и словом другое слово и ли вопрос – если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна. Например: в лесу – в каком лесу, в сосновом лесу. Значит В – предлог.

Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций.

  • Послушайте и постарайтесь выполнить мои инструкции правильно:

    • Положите книгу на стол.

      Положите карандаш на книгу.

      Положите ручку под тетрадь.

      Положите ручку стол.

  • Почему не удалось выполнить последнее задание? Почему оно непонятно? Дополните последнее предложение каким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить данное задание. Например: положите ручку на стол, под стол, в стол.

Закрепление знания о правописании предлогов

  • Чтение логопедом сказки о предлогах.

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ

Давным-давно в далекой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ. Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом со словами-предметами, отодвигаются от них все дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

    Логопед демонстрирует пособие «Предлоги»

Развитие пространственного восприятия

  • Давайте рассмотрим домик. Где живут предлоги. Посмотрите, каждый из них занимает свое место. У каждого есть имя. Назовите предлоги и скажите, почему их так зовут? (дети объясняют значение каждого предлога)

В – положение предмета внутри чего-либо

НА – предмет находится на поверхности чего-либо

ПОД – предмет находится внизу, под чем-либо

НАД – положение предмета над чем-либо

С (СО) – совместность пребывания с кем-то или с чем-то

ОТ – удаление от какого-либо предмета или объекта

К – приближение к какому-либо предмету или объекту

      Нахождение предлогов в словосочетаниях (зад. 1, с. 10)

    Рассмотрите картинку и скажите, кто где находится по отношению к дому (шмель над домом, лошадь перед домом, корова за домом)

Физминутка

За лесом усатое море лежит, Дети показывают у себя усы

Волна за волною по морю бежит. Бег волны изображают кистями

обеих рук

Пройдет по волнам великан-пароход. Встать на носочки и показать себя

огромным, как великан-пароход.

И каждую каплю с собой унесет. Собрать воображаемые капельки в ладошку

    1. Игра «Найди маленькое слово»

    Подумайте и скажите, куда могла спрятаться кошка?

Логопед раздает карточки с изображением стола и стула. К карточке на нитке прикреплена кошка, вырезанная из картона.

Образец ответа : перед столом, за столом, за стулом, перед стулом, под столом, под стулом, на столе, на стуле, выглядывает из-под стула, из-под стола, спрыгнула со стула, со стола

    Запись словосочетаний на доске и объяснение написания предлогов

Индивидуальная работа по карточкам

  • Прочитайте текст загадки, вставив нужные предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях (работа на карточках)

Дом … улице идет. … подругами и сестрами

… работу нас везет. Приходит … гости … нам.

Не … курьих ножках. Рассказы, вести новые

А … резиновых сапожках. Приносит … утрам.

(автобус) (газета)

    Итог занятия (зад. 2, с. 10)

  • Наведите порядок в комнате, расставьте предметы по местам и запишите, что и куда вы поставили.

Вариант 1

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ДЕКАРТ РЕНЕ
129 139 133 137 138 147 136 139 156 159 140
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ГИММЛЕР ГЕНРИХ
80 8A 82 88 8D 91 8A 88 89 94 8E 8C 80
Задание 5. Объем видеопамяти равен 1875 Кбайтам и она разделена на 2 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 800х600 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 2,5 Мбайта, глубина цвета – 16, разрешающая способность экрана монитора – 640х480 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 8-цветное изображение размером 640х350 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 512-цветную палитру?

Вариант 2

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ГИЛЬБЕРТ ДАВИД
Задание 2. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:
130 142 141 141 133 131 147 146 138 147 144 146
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ДИЛЬС РУДОЛЬФ
Задание 4. По шестнадцатеричному коду восстановить десятичный код и, пользуясь таблицей кодировки символов, расшифровать слово:
81 85 8D 9C 9F 8C 88 8D 82 80 8B 9C 92 85 90
Задание 5. Объем видеопамяти равен 2375 Кбайтам и она разделена на 4 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 1024х512 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 5,5 Мбайта, глубина цвета – 32, разрешающая способность экрана монитора – 800х600 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 16-цветное изображение размером 800х512 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 64-цветную палитру?

Вариант 3

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ
Задание 2. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:
132 133 139 128 138 144 147 128 157 134 133 141
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ПАНЦРАМ КАРЛ
Задание 4. По шестнадцатеричному коду восстановить десятичный код и, пользуясь таблицей кодировки символов, расшифровать слово:
8A 8E 8D 91 88 84 85 90 80 8D 82 88 8A 92 8E 90
Задание 5. Объем видеопамяти равен 3175 Кбайтам и она разделена на 5 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 640х480 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 1,75 Мбайта, глубина цвета – 8, разрешающая способность экрана монитора – 1024х640 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 32-цветное изображение размером 1024х800 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 128-цветную палитру?

Вариант 4

Задание 1. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову: ПАСКАЛЬ БЛЕЗ
Задание 2. Что зашифровано с помощью последовательности десятичных кодов:
140 128 146 136 145 145 128 141 144 136
Задание 3. Получить шестнадцатеричный код слова: ХЕСС РУДОЛЬФ
Задание 4. По шестнадцатеричному коду восстановить десятичный код и, пользуясь таблицей кодировки символов, расшифровать слово:
8C 80 8B 9C 81 90 80 8D 98 8D 88 8A 8E 8B 9F
Задание 5. Объем видеопамяти равен 4025 Кбайтам и она разделена на 8 страницы. Какое максимальное количество цветов можно использовать при условии, что разрешающая способность экрана монитора 1024х640 точек?
Задание 6. Объем видеопамяти равен 3,25 Мбайта, глубина цвета – 64, разрешающая способность экрана монитора – 1024х512 точек. Найти максимальное количество страниц, которое можно использовать при этих условиях.
Задание 7. Видеопамять имеет объем, в котором может хранится 128-цветное изображение размером 640х480 точек. Какого размера изображение можно хранить в том же объеме видеопамяти, если использовать 1024-цветную палитру?