Сколько нужно слов для эссе по обществознанию. Каким должно быть пятибалльное эссе по обществознанию

Если вы твердо решили сдавать ЕГЭ по обществознанию, значит это статья для вас. Сегодня мы разберемся с тем, как выполнять одно из самых сложных заданий КИМа ЕГЭ по обществознанию — эссе.

Как писать эссе по обществознанию? Для начала необходимо ознакомиться с критериями оценивания вашей работы на экзамене. Эссе по обществознанию оценивается в рамках трех основных критериев.

Критерий 1 — нахождение проблемы

Это самый важный критерий. Здесь проявляется ваше умение понять, о чем автор говорит в своем высказывании. В этой части выполнения задания есть несколько рисков:

Риск №1: ключевые слова

Прочитав выбранное высказывание экзаменуемые скорее всего увидят в его составе знакомые слова и считают нужным включить эти слова в свое определение проблемы. Так, например, высказывание типа «Неравенство- такой же хороший закон природы, как и всякий другой». (И. Шерр.) может ввести экзаменуемого в заблуждение. Казалось бы все очевидно: автор использует термин неравенство, а значит мы можем написать, что он поднимает «проблему неравенства»… Но нет, нет и нет!

Если вы перечитаете приведенное высказывание несколько раз (кстати цитата Шерра — не самая сложная тема для распознания проблемы), то увидите, что автор рассуждает о том, насколько естественно неравенство, является ли оно чем-то присущим человеческому сообществу от природы.

Может быть на данном этапе разница покажется кому-то не очевидной, но в дальнейшем ваши термины и (!!) аргументы будут выдавать ошибки в интерпретации. Вам нужно будет рассказать не о неравенстве как экономическом или социальном феномене, но о его неизбежности для человека, либо же напротив — изначальной несвойственности (в случае, если вы с автором не согласны).

Риск №2: неточная формулировка

За годы преподавания на курсах подготовки к ЕГЭ по обществознанию мне нередко приходилось слышать от учеников заявления в духе «я понимаю, о чем идет речь, но мне сложно это сформулировать и записать». Так вот, на ЕГЭ это обстоятельство не является уважительной причиной.

В самом начале вашего эссе по обществознанию проблема высказывания должна быть сформулирована четко и ясно. Не заставляйте экспертов искать проблему в вашем тексте, укажите ему на нее, выразив всю сущность одним или двумя емкими предложениями.

Риск заключается не только в том, что отсутствие четкой формулировки может привести к тому, что эксперт попросту не найдет проблему высказывания в вашем эссе. Описав проблему двусмысленно и нечетко вы сами становитесь объектом риска, т.к. можете сбиться на другую проблему в ходе написания эссе. И подобных примеров огромное количество.

Риск №3: неоправданно усложнение

Некоторые ребята слишком сильно пугаются ЕГЭ. Это — нормальная реакция, но вот при написании экзамена она не только Вам не поможет, но и скорее всего навредит.

Если вы решаете поразить проверяющих, выбрав философское высказывание, будьте уверены, что вы правильно поняли его смысл. Подготовившись к тому, что философия — это история про сложные смыслы, абстрактные идеи и непонятные слова, ребята усложняют изначальное высказывание, выстраивают слишком длинные логические цепочки. Помните, что ЕГЭ — экзамен для школьников, никто не ждет от вас повторения подвигов Ницше или Канта.

Критерий 2 — теоретическая аргументация

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. Она слагается из двух блоков: отсылка к теоретическому материалу из курса обществознания и объяснение основных терминов.

Разберемся с первым блоком. Подойдя к финишной прямой, вы должны продемонстрировать максимум своих знаний, и теоретическая аргументация- лучшая возможность сделать это. Выбрали эссе про экономическое неравенство? Вспомните о теории Карла Маркса! Согласитесь с ним или покритикуйте, главное- расскажите о его вкладе.

Не помните теории? Не беда! В эссе про проблему истинности или ложности идей вспомните о критериях определения истины, ее видах.

Второй блок — термины. Вам нужно вспомнить не менее двух терминов, (!!) НАПРЯМУЮ относящихся к проблеме. Термины демократия и политическое лидерство изучается в одном тематическом блоке- политика, но, если вам попалась проблема, затрагивающая электоральные процессы, «политический лидер» будет не лучшим выбором.

Выбор терминов для эссе должен базироваться на «золотом» правиле написания любого текста: думайте, не что еще добавить, а без чего нельзя обойтись. Поэтому в разговоре о выборах лучше вспомнить об уже указанной демократии, избирательных цензах, политической репрезентативности и самом понятии «электоральные процессы».

Критерий 3 — аргументы в ЭССЕ по обществознанию

Максимальная оценка за этот критерий — 2 балла. А вот теперь, друзья, запоминаем главное правило: вам нужны 2 аргументы из 2 РАЗНЫХ источников. Что это значит? Если вы в своем эссе, посвященном политическим реформам, приводите блестящие аргументы о Петре I и Александре II, не ждите 2 баллов, потому как оба аргумента были почерпнуты вами из истории России. Обратитесь к актуальным событиям (СМИ), вспомните любимых литературных персонажей. В конце концов, вы можете обратиться к личному опыту, подтвердив или опровергнув выдвинутый тезис.

Вот и все. 3 критерия, 5 баллов. Однако, на этом история с эссе по обществознанию не заканчивается.

FAQ`s (наиболее частые вопросы)

  • Нужно ли выражать свою позицию?

Ответ: нужно. И хотя в критериях четко не прописана необходимость вашего взгляда на проблему, но давайте подумаем логически. Для того, чтобы аргументировать какую-то позицию (вспоминайте про К3), нужно эту позицию иметь. Поэтому, друзья, приводим свою позицию.

  • Нужно ли прописывать мнение автора?

Ответ: нужно. В той части эссе, где вы объясняете суть проблемы, о которой хотите порассуждать, вам необходимо помнить об одной очень важной вещи. Позиция автора не тождественна проблеме. Автор может говорить о том, что рыночная экономика- худшая форма экономических отношений, это его субъективное мнение. Проблема же вашего высказывания- вопрос, который не может быть субъективным, а напротив- взывает к дискуссии. Поэтому позиция автора должна быть озвучена отдельно.

  • Я не помню точные формулировки терминов, можно ли писать своими словами?

Ответ: можно, но это очень опасно. Обществознание — предмет, в котором нет однозначных определений, одно и то же явление может быть рассмотрено с разных позиций. Выражение вашей авторской позиции с этой точки зрения не возбраняется, но помните, что авторские определения- задача, с которой не всегда справляются даже аспиранты ведущих университетов. Поэтому идеальным выходом из ситуации будет не придумывание новых смыслов, но попытка передать ключевой смысл термина, использовав точную лексику и составив грамотное предложение.

  • Что лучше: выбрать один раздел и писать весь год эссе по нему или же писать по всем разделам?

Ответ: Это дело индивидуальное. Но как показывает практика, лучше выбрать не один, но 2 или 3 раздела, которые нравятся вам больше остальных и писать по ним эссе каждую неделю (минимум). Выбирая лишь один раздел, вы рискуете столкнутся с неожиданно сложным высказыванием и не понять проблему. Поэтому застрахуйте себя заранее.

  • В каком стиле нужно писать эссе?

Ответ: Обществознание — это не литература (строго говоря, ничто не обществознание, кроме обществознанияJ). Поэтому литературный слог, эпиграфы, 5строчные предложения скорее навредят вашей работе. Задача вашего эссе- представить проблему и рассказать о том, как она может быть осмыслена. Здесь нужна точность, лаконичность и четко выстроенная логика. Однако, в то же время эссе — не сухой текст, а ваши рассуждения. Поэтому все должно быть в меру.

  • Влияют ли орфографические и пунктуационные ошибки на мою оценку?

Ответ: Нет, отдельного критерия для этого нет, но на общее впечатление о вашей работе такие ошибки повлияют.

И самое главное правило: начинайте готовиться как можно раньше. Удачное эссе — дело опыта, поэтому смело атакуйте своих преподавателей в школе или на .

УЦ «Годограф» искренне желает вам удачи на экзаменах!

Действительно, не каждый абитуриент обладает литературными талантами и может в полной мере проявить свои творческие способности в ограниченное время в нужном месте — здесь и сейчас! Смотрите наш пример эссе по обществознанию.

Вспомним, что на экзамен ЕГЭ по обществознанию, согласно , отводится почти четыре часа. Отнимаем не менее 0,5 часа на работу с чистовиком части 1, не менее 1 часа на работу с черновиком, не менее 1 часа на работу с частью 2. Что остается? Всего 1,5 часа на ТВОРЧЕСТВО. Поэтому, получив цитату работать нужно точно и четко, выполняя КРИТЕРИИ проверки!

Всего 1 час на творчество!
Знание шаблона и реальных примеров — ключ к успеху! Готовьтесь сегодня!

Выигрывают знающие различные подходы к эссе!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяется!

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Вы имеете точку зрения по поднятой автором проблеме, и обосновываете ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из

Один из шаблонов написания эссе мы уже осветили в . Сегодня приведем еще один. Чем больше шаблонов Вы имеете в запасе, тем больше Ваши шансы успешно справиться с этим заданием ЕГЭ! Рассматриваем еще один пример эссе по обществознанию.

Вот обсуждаемое сегодня проблемное высказывание:

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

Сразу выполняем критерии!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт:

Великий немецкий философ Фридрих Ницше в своем высказывании выражает отношение к ценности жизни человека. Он считает, что условия жизни — вторичны, главное — это стремление к поставленной цели.

Показываем свою ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ. Это один из тех мыслителей, фразы которых наиболее часто предоставляются для обсуждения (наряду с Черчиллем, Аристотелем, Вольтером, Франклином, Пушкиным). Думается, знать некоторую информацию об этом деятеле нужно.

Великий немецкий философ, композитор XIX века, автор трудов «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», теории СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
Один из наиболее спорных мыслителей в истории.

В свете условий жизни Ницше, его влияния на философскую и политическую мысль современности, а также исторические события XIX века, данная фраза мне кажется очень актуальной.

Демонстрируем свое внимание к истории, интерес, проявленный к цитате. Затем, идем через знание личности автора:

Ницше вошел в историю философии как великий Слепец. Всю свою жизнь он мучился от постепенной потери зрения. Завершил он свою жизнь в жутких болях, абсолютно слепым. Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра».

Из курса обществознания известно, что человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью. Жизнь — это форма активности любого существа, у человека проявляющаяся в деятельности. Деятельность человека, в отличение от других животных целеполагательная, а не инстинктивная. Поэтому, задавая вопрос о том, «зачем» жить человеку, он имеет ввиду цель его жизни.

Раскрываем смысл цитаты на историческом примере — условия жизни ужасные (боль, слепота), а цель достигнута! Показываем знание основных обществоведческих терминов, необходимых для рассуждений по этой цитате — (переходим к критерию 2).

Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой. Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государств XX века, фашизма.

  • Frizzle Fraz 2

    Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

  • Влад

    Великолепно!!! Спасибо вам,вы молодец!!!

  • Диана
  • По статистике, каждый третий абитуриент в качестве дополнительного экзамена по выбору ежегодно выбирает экзамен по обществознанию. Абитуриентам не только требуется усвоить знания по основным дисциплинам курса, но и научиться грамотно и точно излагать свои мысли и соображения в кратком эссе. Сегодня мы хотим предложить вам 10 советов как написать самое дорогое задание ЕГЭ по обществознанию — эссе по обществознанию.

    1. Продумайте свой выбор.

    Выпишите и начинайте мозговой штурм. Все идеи, термины понятия должны оказаться на черновике. Сильно не засиживайтесь и старайтесь не уходить от смысла цитаты.

    2. Поймите суть.

    Если вы с этой частью работы не справитесь, дальше эксперты ваш шедевр читать не будут. Только точное изложение сути высказывания в виде перефразирования, формулировки ключевой проблемы которая поднимается данным автором дадут вам исходный пункт вашей работы.

    Вы должны видеть за идеями автора масштабную тему или вопрос, на который он как бы отвечает. Вот это вам и надо раскрыть в процессе повествования. Однако не спешите использовать те же слова, что в исходной цитате. Грамотно подбирать синонимы – великое искусство, отработайте этот навык дома.

    4. Готовьте к экзамену фразы-клише.

    Зачем изобретать велосипед? Известные публичные деятели всегда при себе держат контакты хорошего спич-райтера, у вас его наверняка нет, однако заготовки на все случае жизни вам помогут сделать одноклассники, интернет-пользователи, преподаватели и другие люди. Сделай свою копилку удачных фраз и пользуйтесь ею при написании работы.

    Пара интересных приемов, которые почти успели стать замыленными:

    «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»,

    Выразите свое мнение — согласны или нет. Это ваша следующая опорная точка, ведь от вашего конкретного мнения зависит будущая аргументация. Выразите его так, чтоб не один эксперт не смог усомниться в ваших мыслях.

    5. Переходите к аргументации.

    У вас их будет два вида. Сначала теоретическая, где вы уточните как на эту проблему смотрят современные психологи, экономисты, политологи, культурологи, философы и другие важные специалисты в зависимости от вашей темы. А затем ищите аргументы практические, которые уже случались в истории, искусстве или обыденной жизни.

    Используйте осторожнее определения и функции различных терминов и процессов, свойства, структуры, тенденции. Помните план вы писали в предыдущем 28 задании, сейчас вам требует органично и точно изложить взгляд специалистов на современную проблему. А потому не стремитесь прописать все, что знаете по теории, пара-тройка хорошо раскрытых функций или тенденций, завуалированное определение в тексте (например, «Многие экономисты в сущность безработицы традиционно вкладывают превышение предложение труда над его спросом. И действительно …..») сыграют куда более заметную и привлекательную роль, чем сырое переписывание терминов из справочников «как есть». Чувствуйте работу! Не палите в сухую.

    6. Помните смысл теоретической аргументации.

    Прописывание определения, функций и других теоретических аспектов в работе используется не просто так. Это попытка подтвердить или опровергнуть идеи автора цитаты на ту или иную тему. Если вы пишите эссе, что революция – это варварский путь прогресса, напомните эксперту, что многие философы сегодня видят различные пути достижения прогресса, и революция, действительно из всех их (реформы и эволюции) выглядит не самой удачной. А потому автор прав, философы с ним согласны.

    7. Фактические аргументы должны быть корректно изложены.

    Душещипательные истории про бабушек, мам и отцов, которые нас так чудесно воспитывают, воров и преступников, которые являются примерами негативной девиации в работах предостаточно. Но мало из практических аргументов переходит в реальный балл. Соблюдайте точность. Не уходите в словоблудие. Не забудьте ответить на вопрос, как этот пример подтверждает мысль автора. Особенно осторожны будьте с примерами личной жизни. Если вы не знаете как их корректно оформлять, обратитесь к истории, точным наукам, СМИ, искусство. Рядом с вами полно отличных аргументов, подтверждающих мысль автора.

    Избегайте любых фактических ошибок. Как только вы допускаете неточность, вы даете эксперту шанс снизить вам балл. Неточный аргумент порождает сомнение в истинности суждения, а потому тщательно проверяйте изложение работы.

    8. Ответьте мысленно на следующие вопросы:

    1. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
    2. Не противоречат ли они высказанному мною тезису?
    3. Убедительны ли они?
    4. Подтверждают ли они моё мнение?

    9. Пишите вывод.

    Он обычно прост, если вы соблюли логику изложения мысли. Таким образом автор действительно прав или не прав, ведь его мысль раскрывается вот в этом аспекте, в этом и в другом. И примеры приведенные мною тоже отлично показывают его истинность и суждение.

    Иногда, кстати, в выводах пишут рекомендации. Если вы работаете с эссе по глобальным проблемам, девиантному поведению,правовой и политической культуре, вам будет неплохо в выводе прописать рекомендации как бороться с проблемами, снизить издержки социализации и т.д. Вывод на то и вывод, что вы завершаете рассмотрение проблемы.

    10. Не забудьте про критерии! Помните стоимость каждого вашего слова:

    К1 - определение проблемы и раскрытие смысла высказывания;

    К2 - характер и уровень теоретической аргументации;

    КЗ - качество фактической аргументации.

    Успехов на экзаменах!

    На сайте ФИПИ выложили проекты демоверсий ЕГЭ-2018. В них еще возможны изменения. Окончательные, заверенные печатями и подписями демоверсии опубликуют в ноябре. Тем не менее по проектам демоверсий уже можно судить, что в заданиях ЕГЭ изменится, а что останется прежним. Наши преподаватели внимательно изучили новые демоверсии и сделали краткий обзор.

    Русский язык

    Стало на одно задание больше. Перед заданиями по тексту добавили новое задание 20. Оно проверяет знание речевых норм, умение находить лексические ошибки. Это задание базового уровня сложности и оценивается в 1 балл.

    Лексическая ошибка в этом предложении - плеоназм, речевая избыточность. Лишнее слово, которое нужно выписать, - «главную» (слово «суть» и так означает нечто главное, важное).

    Что изменилось:

    Теперь в ЕГЭ по русскому языку 26 заданий и нумерация заданий по тексту сместилась на один пункт вперед. В первую часть входят задания 1-25. Это 34 первичных балла. Вторая часть - сочинение, задание 26. Максимальное количество баллов за сочинение - 24. Всего за обе части - 58 баллов.

    Обществознание

    Увеличили максимальный балл и изменили критерии в заданиях 28 (план) и 29 (мини-сочинение). Теперь за план дают четыре первичных балла, за сочинение - шесть. Максимальное количество первичных баллов за всю работу увеличилось с 62 до 64.

    Задание 28 (план)

    В новой демоверсии для плана вели отдельные критерии оценивания :

    Критерий 28.1. Раскрытие темы (2 балла)
    Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно:

    1) включить в план как минимум два из трех пунктов, раскрывающих тему по существу;
    2) как минимум один из этих пунктов раскрыть в подпунктах.

    Критерий 28.2. Количество пунктов плана (1 балл)
    В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. Учитываются только те пункты, которые имеют отношение к содержанию темы. Не относящиеся к теме и абстрактные пункты (например, «Введение» или «Заключение») не считаются.

    Критерий 28.3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана (1 балл)
    В формулировках пунктов и подпунктов плана не должно быть ошибок.

    Что изменилось:

    • Сложный алгоритм оценивания (таблица на две страницы) заменили на три отдельных критерия - как у сочинения. Требования к заданию стали понятнее.
    • Увеличилось максимальное количество первичных баллов с трех до четырех.

    Задание 29 (мини-сочинение)

    Максимальное количество баллов увеличили с пяти до шести. Изменили формулировку задания и критерии оценки.

    Формулировка задания 29

    Что изменилось:

    • «Проблема» в условии задания больше не упоминается. Раньше это вносило путаницу, так как в критериях про формулировку проблемы ничего не говорится.
    • В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации.
    • Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.

    Критерии задания 29

    Теперь сочинение оценивается по четырем критериям :

    Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл, если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов)
    Это бывший критерий К1. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания.

    Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
    Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею.

    Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
    В аргументации не должно быть ошибочных утверждений.

    Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
    Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.

    Что изменилось:

    • Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным.
    • Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов.
    • Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.

    Литература

    Увеличили максимальное количество баллов и изменили критерии оценки в заданиях с развернутым ответом: 8, 9, 15, 16, 17. Максимальное количество первичных баллов за экзамен увеличилось с 42 до 57.

    Задания 8 и 15

    Максимальный балл - 4.
    Два критерия:

    1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (3 балла; если 0 или 1 балл, по второму критерию ставится 0 баллов).
    2. Следование нормам речи (1 балл).

    Максимальный балл - 5.
    Три критерия:

    1. Соответствие ответа заданию (1 балл; если 0, за все задание ставится 0 баллов).
    2. (2 балла; если 0, третий критерий также оценивается в 0 баллов).
    3. (2 балла).

    Что изменилось:

    Большие проблемы вызывала оценка «убедительности аргументов», значительную роль здесь играл субъективный фактор. Теперь качество аргументов оценивается во всех трех критериях: в первом критерии устанавливается, отвечает ли ученик на поставленный в задании вопрос, во втором - насколько аргументы опираются на текст произведения, в третьем - отсутствие логических ошибок в аргументации.

    Задания 9 и 16

    Максимальный балл - 4.
    Нужно было обосновать выбор произведения.
    Не учитывались речевые ошибки.
    Сложный алгоритм оценивания.

    Максимальный балл - 10.
    Выбор произведения обосновывать не нужно.
    Учитываются речевые ошибки (критерий 3).
    Три критерия:

    1. Подбор произведений для выполнения задания (4 балла; если ставится 0, все задание оценивается в 0 баллов).
    2. Сопоставление произведений (4 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
    3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (2 балла).

    Что изменилось:

    • Увеличился максимальный балл с четырех до десяти. Задания 9 и 16 сложнее, чем 8 и 15. Теперь оценка учитывает эту разницу в уровне сложности.
    • Не требуется обосновывать выбор произведения.
    • Кроме фактологической, оценивается также логическая и речевая точность.

    Задание 17

    Максимальный балл - 14.
    Три темы сочинения.
    Пять критериев:

    1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
    2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями (2 балла).
    3. Обоснованность привлечения текста произведения (2 балла).
    4. Композиционная цельность и логичность изложения (3 балла).
    5. Следование нормам речи (3 балла).

    Максимальный балл - 15.
    Четыре темы сочинения.
    Семь критериев:

    1. Соответствие сочинения теме (1 балл; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
    2. Аргументированность, привлечение текста произведения (2 балла).
    3. Опора на теоретико-литературные понятия (2 балла).
    4. Композиционная цельность (2 балла).
    5. Логичность (2 балла).
    6. Фактологическая точность (3 балла).
    7. Соблюдение речевых норм (3 балла).

    Эссе по ЕГЭ по обществознанию должно быть связано с социальной психологией, философией, социологией, экономикой. Проанализируем правила и особенности его составления, которые помогут выпускнику школы получить высокий балл на ЕГЭ.

    Требования к эссе

    Что должно включать в себя эссе по ЕГЭ? По обществознанию выработаны те основные моменты, которые должен в своей работе отразить выпускник образовательного учреждения. Ученик должен опираться в своем материале на конкретные высказывания мыслителей, связанных с основной темой эссе, приводить обобщения, понятия, термины, факты, конкретные примеры, которые бы подтверждали его позицию. Что еще должно содержать эссе по ЕГЭ? По обществознанию подразумевается четкое соответствие определенной структуре, которая была создана преподавателями данной дисциплины для того, чтобы облегчить задачу школьников.

    Из курса обществознания нам известно о двух основных направлениях протекания развития: прогрессе и регрессе. Кроме того, общество может развиваться в результате эволюции, революции, реформы. Считаю, что автор имеет в виду именно эволюционное движение вперед, способствующее плавному переходу от примитивного к совершенному, от простого к сложному.

    На что могло опираться человечество, продолжая свое движение вперед? Без выработки новых технологий: альтернативных источников, биотехнологий - современному обществу уже не выжить. Именно поэтому так важно базироваться на научных открытиях и достижениях. К примеру, после освоения человеком термоядерного синтеза у человечества появился шанс выработки недорогой электрической энергии.

    Помимо техники и науки, в качестве важной опоры прогресса можно рассматривать нравственность. Моральные основы, которые были выработаны человеческим обществом за продолжительный период его существования, не должны приносить человеку вреда.

    Я считаю, что даже в инновационном обществе важно сохранять трудолюбие, достоинство, честь, добро. Как человек применяет интернет, ставший величайшим изобретением прошлого века? Каковы основные цели ребенка, который включает свой ноутбук? Я считаю, что применение современных компьютеров должно быть продуманным, целенаправленным, оправданным. Например, он идеально подходит для самообразования, самосовершенствования, саморазвития.

    Инновационные технологии не должны превратить человека в тупое существо, которое потеряло честь, достоинство, свободу, творчество. В будущем, на мой взгляд, способны выстоять только те общества, которые, помимо технологического прогресса, отводят особое внимание принципам гуманизма и равенства.

    Только при сохранении семьи, религии можно говорить о прогрессе.

    Вариант эссе о социологии

    «Общение облагораживает и возвышает: в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве» (Л. Фейербах)

    Я поддерживаю позицию автора, затронувшего актуальную проблему общения между людьми. Вопрос настолько важен в наши дни, что заслуживает полноценного изучения и рассмотрения. Многие люди замыкаются в себе, перестают общаться, так как не владеют культурой отношений. Основная проблема, затронутая автором, состоит в значимости воспитательной функции. Из курса обществознания мы выяснили, что именно деятельность представляет собой форму активности, позволяющую человеку преобразовывать мир, менять самого человека. Именно во время бесед, разговоров люди учатся понимать друг друга. Какова основная воспитательно-социализирующая функция человеческого общения? Оно дает возможность родителям передавать своим детям основы культурных традиций семьи, усваивать основы уважения взрослых, природы, родного края. Мы учимся общаться не только в семье, но и в школе, в компании друзей. Если родители постоянно кричат на детей, в семье растет замкнутая, закомплексованная личность. Я считаю, что нельзя превращать человеческое общение в болтовню, оно должно выступать как фактор для развития человека, его совершенствования.