Сообщение о декабристе муравьеве апостоле. Муравьев-апостол, сергей иванович

Восстание состоялось в Петербурге 14 декабря 1825 года, в день коронации императора Николая Первого. Восстание, жестоко подавленное. После него несколько десятков человек остались лежать на морозной площади, полторы сотни были сосланы в Сибирь, еще пятерых участников восстания по приказу царя повесили, нарушив этим самым действующий полстолетия мораторий на осуществление смертной казни. Но на самом деле восстание декабристов имело свое продолжение - причем второй акт драматических событий развернулся на территории Украины, в нескольких десятках километров от Киева. И связан он с деятельностью братьев Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов.

Род Муравьевых-Апостолов своими корнями восходит к казацкому гетману Даниилу Апостолу - очень предприимчивому и хозяйственному гетману. За время своего правления он пробил столько прав и вольностей для представителей казацкой старшины, что даже питерские вельможи завидовали малороссам: деньги от предпринимательской деятельности текли в карманы казацкой знати и создавали условия для развития украинского дворянства. Внук Даниила Апостола, Матвей Артамонович, женился на представительнице русского дворянского рода Муравьевых, и их сын Иван, известный писатель и государственный деятель поздней Екатерининской - ранней Александровской эпохи, уже носил двойную фамилию: Муравьев-Апостол. В литературных кругах Иван Матвеевич был известен под псевдонимом Вьеварум - зеркальная анаграмма от фамилии Муравьев.

Из всей многодетной семьи Ивана Матвеевича нас заинтересовали три сына: старший - Матвей, родившийся 25 апреля 1793 года, средний - Сергей, появившийся на свет 28 сентября 1795 года, и младший - Ипполит, родившийся 13 июля 1806 года. Все три брата впоследствии стали активными участниками движения декабристов.

Муравьев -Апостол Сергей Иванович

В 1812 году Матвей и Сергей участвовали в войне с Наполеоном и в походе русских войск в Европу. Принимали участие в ряде боев: под Витебском, при Малоярославце, Тарутине, Бородине, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже… Братья возвращаются, овеянные славой, с офицерскими званиями и боевыми наградами.

В 1817 году Матвей и Сергей становятся членами масонской ложи «Трех добродетелей». Правда, Сергей на следствии признавал, что в работе ложи принимал участие весьма неохотно и нерегулярно. Позже оба брата становятся активными деятелями тайных обществ «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Матвей Муравьев-Апостол в 1823-1825 годах был представителем Южного общества декабристов в Санкт-Петербурге, вел активные переговоры относительно объединения Северного и Южного обществ…

Муравьев -Апостол Матвей Иванович

Очень скоро Сергей Муравьев-Апостол превратился в настоящего лидера тайного движения, одного из главных оппонентов Павла Пестеля. Пестель и Муравьев были непримиримыми диспутантами. Дело в том, что «Русская правда» Пестеля как проект будущей Конституции России носила не прогрессивный, а реакционный характер. Иногда возникает мысль: слава Богу, что декабристы не победили в ходе восстания! Иначе Россию ждал бы тот путь, через который прошла Франция в ходе якобинской диктатуры. Пестель отказывался от роли «русского Вашингтона». Он непременно хотел быть «русским Кромвелем» или «русским Робеспьером». Шовинизм Конституции Пестеля был поражающим. Ни один народ на территории России не имел права на самоопределение - все должны были слиться в единый русский народ. Кавказцы, разделенные на «буйных» и «мирных», подлежали ассимиляции. Мусульмане лишались традиционных обычаев, в частности многоженства. Исключение составляла Польша - но при условии проведения там революции и ликвидации крупного землевладения. Только в таком случае Польша получала право отделения от России.

Прогрессивные моменты в Конституции уходили на второй план. И отмена крепостного права, и введение частного и общинного землевладения, и объявление частной собственности неприкосновенной, и республиканская форма правления - все это меркнет перед поистине диктаторским режимом, провозглашавшимся Пестелем, а также перед чрезвычайными мерами против населения, планировавшимися к воплощению в России. Позже две женщины-историка спорили о роли декабристского движения. Милица Нечкина в своих научных работах утверждала, что декабристы - это чрезвычайно прогрессивное движение. Софья де Толь придерживалась иной точки зрения, относясь к декабристам по-вольтеровски: «Раздави гадину!» Очевидно, истина находится где-то посредине.

Сергей Муравьев-Апостол не только оппонировал Пестелю. Он решил написать отдельную главу Конституции - ту, что касалась как раз земельной реформы. В 1823 году - только после включения поправок Муравьева - Конституцию приняли как документ. При этом Сергей Муравьев-Апостол настаивал на необходимости немедленного поднятия восстания. «Промедление смерти подобно» - за сто лет до Ленина эти слова постоянно повторял Сергей Муравьев-Апостол. Он был готов совершить покушение на царя Александра во время смотра войск в Бобруйске - да вот товарищи по тайному обществу выступили категорически против. Не время! Пушкин позже писал: «И Муравьев, его склоняя, / Исполнен дерзости и сил / Минуты вспышки торопил»…

Матвей Муравьев-Апостол во время следствия говорил: «Сергей всегда имел мысль отдалить Пестеля от Петербурга в начале действий, чтобы ему не дать исполнить намерение его насчет истребления всей царской фамилии... Его сношения с Пестелем были довольно холодны, и, чтобы более еще не удалиться от него, он не говорил явно всем, но, впрочем, он очень откровенно сказывал о сем Пестелю».

Особенно дружеские отношения у Сергея Муравьева-Апостола сложились с девятнадцатилетним прапорщиком Полтавского полка Михаилом Бестужевым-Рюминым. Именно Муравьев и Бестужев составили оппозицию Пестелю и требовали, чтобы он отказался от идеи уничтожения царской семьи и всего высшего сословия империи в случае успеха переворота. Позже Бестужев пытался выгородить друга на следствии: «Здесь повторяю, что, пылким своим нравом увлекая Муравьева, я его во все преступное ввергнул. Сие готов в присутствии Комитета доказать самому Муравьеву разительными доводами. Одно только, на что он дал согласие прежде, нежели со мной подружился, это на вступление в Общество. Но как он характера не деятельного и всегда имел отвращение от жестокостей, то Пестель часто меня просил то на то, то на другое его уговорить. К несчастью, Муравьев имел слишком обо мне выгодное мнение и верил мне гораздо более, нежели самому себе. Это все Общество знает».

…Большинство декабристов не обременяли себя семейными отношениями. Из пятерых повешенных декабристов только Кондратий Рылеев обзавелся семьей (после его казни Николай Первый назначил пособие для его вдовы, Натальи Тевяшовой, и дочери - они находились на императорском пансионе до достижения дочерью совершеннолетия). Пестель помышлял о женитьбе. Бестужев и Каховский пережили несчастную любовь. Сергей Муравьев-Апостол имел двух внебрачных детей - с некоей украинской крестьянкой из села Хомутец неподалеку от Миргорода. Незадолго до восстания декабристов он даже пытался отвезти одного из мальчиков лечиться на Кавказ.

После подавления восстания на Сенатской площади Сергей Муравьев-Апостол по приказу царя был арестован в селе Трилесы и доставлен в гарнизонную тюрьму города Василькова. Прибывший в Васильков младший Муравьев-Апостол, Ипполит, поднял бунт, и несколько офицеров освободили Сергея из-под стражи.

Когда в уездный город Васильков, где был расквартирован Черниговский полк, входящий в 9-ю дивизию, пришло сообщение о подавлении восстания в Петербурге, братья Муравьевы-Апостолы - подполковник Сергей Муравьев-Апостол, подполковник в отставке Матвей Муравьев-Апостол, поручик Ипполит Муравьев-Апостол (которому еще не исполнилось и 20 лет) - вместе с прапорщиком Михаилом Бестужевым-Рюминым решили действовать без промедления. Разоружив командование и отправив часть офицеров, неодобрительно относившихся к восстанию, на гауптвахту, Сергей Муравьев-Апостол обратился к солдатам Черниговского полка: «Мы, братцы, идем доброе дело делать!» Солдаты всецело поддержали Муравьева. 30 декабря 2-я гренадерская и 5-я мушкетерская роты полка под командованием Сергея Муравьева-Апостола вступили в Васильков, захватили оружие, боеприпасы, продовольствие и полковую казну; к восставшим присоединились еще три роты полка.

31 декабря 1825 года в центре Василькова был зачитан странный документ - царь Николай объявлялся лишенным власти, и единственным царем Вселенной объявлялся Иисус Христос. Все остальные монархи - лишь узурпаторами Его власти. Позже всем присутствующим был роздан Катехизис - основной документ восстания:

«Вопрос. Для чего Бог создал человека?

Ответ. Для того, чтоб он в него веровал, был свободен и счастлив.

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Каким же образом ополчиться всем чистым сердцем?

Ответ. Взять оружие и следовать за глаголющим во имя господне... и, низложив неправду и нечестия тиранства, восстановить правление, сходное с законом Божиим».

Окрестные крестьяне восприняли восстание с воодушевлением. Они чествовали Сергея Муравьева как освободителя, желали ему здравия, в церквях сельские священники (многие из которых потом лишатся сана) заказывали молебны во здравие Муравьева-Апостола. Но сам Муравьев считал лишним привлекать к восстанию крестьян - он боялся повторения пугачевщины и того, что крестьяне выйдут из подчинения.

Между тем офицеры киевского гарнизона отказались поддержать восстание. Двоюродный брат Сергея Муравьева-Апостола, гусарский полковник Артамон Муравьев, тоже ответил отказом. В Киеве были задержаны несколько руководителей восстания - при раздаче Катехизиса. Бестужев-Рюмин едва избежал ареста.

Около 1000 солдат и 17 офицеров двинулись на Брусилов и Житомир, пытаясь соединиться с мятежными полками, расквартированными в Житомире. Высланное царем на подавление восстания командование понимало: соединения мятежников необходимо избежать любой ценой. 2 января 1826 года правительственные войска остановили мятежников на подступах к Брусилову и заставили их повернуть на Белую Церковь. Генерал Михайловский-Данилевский писал: «Если бы Муравьев действовал решительно, то он мог бы прийти в Белую Церковь, где находились несметные сокровища графини Браницкой и где его ожидали, чтобы с ним соединиться, четыре тысячи человек, недовольных своим положением. Это были большею частью старинные малороссийские казаки, которых Браницкая укрепила за собой несправедливым образом». 3 января солдаты по пояс в снегу попытались вторично двинуться в сторону Житомира, где их уже поджидала 8-я пехотная дивизия, готовая к восстанию.

У села Устимовка правительственные войска встретили восставших. Сначала по черниговцам стреляли картечью. Потом в ход пошла кавалерия. К середине дня исход битвы был решен. На поле осталось лежать несколько сот убитых и раненных. 865 солдат и 6 офицеров были отданы под трибунал. Ипполит Муравьев-Апостол и несколько офицеров покончили жизнь самоубийством, застрелившись, чтобы не попасть в руки сторонников царя. Современник описывал события: «Быстрицкий получил сильную контузию в правую ногу; шинель Бестужева была прострелена в нескольких местах. Это служит доказательством, под каким убийственным огнем стоял Черниговский полк и сколь мало офицеры думали о своей жизни. Носились слухи, будто бы гусары сделали атаки на безоружных черниговцев и рубили их без пощады. Долг истины заставляет сказать, что сие вовсе несправедливо. Они, догнавши некоторых, окружили, других, разбежавшихся, собирали в одно место». Тяжело раненные Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин были арестованы и отправлены в Петербург. Матвей Муравьев-Апостол был задержан позже, но его участие в активных действиях Черниговского полка доказано не было - к тому времени он уже находился в отставке.

По приговору трибунала 4 офицера были приговорены к пожизненной каторге, около 100 человек подверглись телесным наказаниям. 805 человек после этого были переведены на Кавказ. Полк был сформирован заново. В Уманском, Васильковском и Белоцерковском уездах еще два года длились крестьянские восстания. В конце концов подавленные. Но восставшие села были объявлены «царскими», и крепостное право на их территории было ликвидировано.

В Петербурге Иван Муравьев-Апостол выхлопотал разрешение встретиться со своими сыновьями, находящимися в Шлиссельбургской крепости. Как считают историки, он их простил и понял. После этого отец семейства, фактически потерявший троих сыновей, покинул Россию и, формально оставаясь сенатором, остаток жизни прожил в Италии и Австрии.

Император Николай позже писал: «Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был в своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного. Здесь сняли с него цепи и привели ко мне. Ослабленный от тяжкой раны и оков, он едва мог ходить. Знав его в Семеновском полку ловким офицером, я ему сказал, что мне тем тяжелее видеть старого товарища в таком горестном положении, что прежде его лично знал за офицера, которого покойный государь отличал, что теперь ему ясно должно быть, до какой степени он преступен, что - причиной несчастия многих невинных жертв, и увещал ничего не скрывать и не усугублять своей вины упорством. Он едва стоял; мы его посадили и начали допрашивать. С полной откровенностью он стал рассказывать весь план действий и связи свои. Когда он все высказал, я ему отвечал:

Объясните мне, Муравьев, как вы, человек умный, образованный, могли хоть одну секунду до того забыться, чтоб считать ваше намерение сбыточным, а не тем, что есть - преступным злодейским сумасбродством?

Он поник голову, ничего не отвечал, но качал головой...»

По информации современников, при допросе императором Николаем Сергей Муравьев так резко высказал тягостное положение России, что Николай протянул ему руку и предложил ему помилование, если он впредь ничего против него не предпримет. Сергей Муравьев отказался от всякого помилования, говоря, что он именно и восставал против произвола и потому никакой произвольной пощады не примет.

Сергея Муравьева-Апостола и Михаила Бестужева-Рюмина - вместе с Павлом Пестелем, Кондратием Рылеевым и Петром Каховским - казнили 13 июля 1826 года. Перед смертью Сергей Муравьев-Апостол стал на колени, помолился и громко произнес: «Боже! Спаси Россию и ее царя!» Когда приговор привели в исполнение, три веревки оборвались - Муравьев, Бестужев и Рылеев сорвались вниз. Бестужев сломал при этом ногу. Муравьев воскликнул: «Будь проклята страна, в которой не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать!» Вопреки уставам и традициям, всех троих повесили вторично.

Матвей Муравьев-Апостол был осужден к 25 годам каторги. В 1856 году он вернулся - после амнистии, объявленной после смерти Николая. После возвращения Матвея Муравьева-Апостола Некрасов напишет поэму «Дедушка» - как считают исследователи, она была посвящена именно Матвею Ивановичу.
В 1860-70-е годы Матвей Иванович, живший сначала в Твери, а потом - в Москве, поддерживает отношения с революционерами и интеллигенцией. Для них он - символ эпохи. Живая легенда. При этом Матвей Муравьев-Апостол до конца жизни находился под негласным надзором полиции… Не случайно в те годы пользовалась популярностью запрещенная цензурой песня «Как уж пал туман»:

«То не ветр шумит во сыром бору,

Муравьев идет на кровавый пир...

Конь! мой конь! Скачи в святой Киев-град

Там товарищи — там мой милый брат...

Отнеси ты к ним мой последний вздох

И скажи: «Цепей я нести не мог,

Пережить нельзя мысли горестной,

Что не мог купить кровью вольности!»

Умер Матвей Иванович на 94-м году жизни 21 февраля 1886 года. С ним в прошлое отошла героическая и противоречивая эпоха - наполеоновских войн, тайных обществ, масонских лож, восстания, благородства и мужества, сибирских руд… Еще одна страница в том числе и украинской истории!

Матвей Иванович Муравьев-Апостол
34 года.

Представитель вида рода Муравьевых – разветвленного семейства, с которым мы еще неоднократно встретимся. Отец – Иван Матвеевич Муравьев, в 1801 году присоединил к своей фамилии вторую половину – Апостол (гетман Данила Апостол – прадед Ивана Матвеевича по матери), чем сильно облегчил жизнь и стал отличаться от остального «муравейника». Кроме второй половины фамилии он так же присоединил имение и порядка 5000 тысяч душ в Полтавской губернии в Малороссии. Писатель и государственный деятель: состоял кавалером при великих князьях Александре и Константине, с 1797 по 1805 гг. был на дипломатической службе (посланник в Гамбурге, Копенгагене, Мадриде), с 1811 г. член Российской Академии и «Беседы любителей русского слова», сенатор. Автор известной в то время книги «Путешествие по Тавриде» (которую цитирует Пушкин в приложении к «Бахчисарайскому фонтану»), был близок со многими писателями – Капнистом, Карамзиным, Державиным, был известен независимостью своих суждений, потому его кандидатура даже предполагалась декабристами в числе членов Временного правления. «Блестящий собеседник, умный, образованный, говоривший на нескольких языках, любивший и понимавший музыку, Иван Матвеич был в то же время большим эгоистом и большим гастрономом». (А. Бибикова)
Иван Матвеевич был женат на Анне Семеновне Черноевич (1770 – 1810 г), дочери австрийского генерала, родом серба, перешедшего на русскую службу. После ее смерти женился на Прасковье Васильевне Грушецкой (р. 1780) (дальней родственнице Екатерины Васильевны Грушецкой – матери декабриста Михаила Бестужева-Рюмина).
В семье Муравьевых-Апостолов по итогам двух браков было 10 детей. Семь от Анны Семеновны (Елизавета, замужем с 1809 года за графом Францем Петровичем Ожаровским (умерла в 1814 году); Матвей; Екатерина, замужем за Илларионом Михайловичем Бибиковым; Сергей; Анна, замужем за Александром Дмитриевичем Хрущевым; Елена, замужем с 1824 года за Семеном Васильевичем Капнистом, Ипполит) и трое от Прасковьи Васильевны. Детство свое дети Анны Семеновны провели в основном в Париже, куда Иван Матвеевич отправил свое семейство, получив должность посланника. Старшие сыновья воспитывались в пансионе Хикса, отец в их образовании и воспитании участия не принимал и с семьей практически не жил. Вообще, все дети были очень привязаны к рано умершей матери, а с отцом выстраивали отношения уже взрослыми и с переменным успехом.

Семья возвращается в Россию в 1809 году и после недолгого пребывания в Полтавской губернии приезжает в Москву, где происходит встреча цивилизаций трех ветвей обширного семейства. В Москве живет вдова Михаила Никитича Муравьева (он приходится Ивану Матвеевичу двоюродным братом) Екатерина Федоровна (в девичестве Колокольцева) с сыновьями Никитой и Александром – подробнее об этом семействе см. в разделе про Н.М. Муравьева. (Кстати, мать М.С. Лунина в девичестве Муравьева, и через нее Лунин приходится двоюродным братом Никите, и троюродным – Матвею, Сергею и Артамону.)
В доме Екатерины Федоровны живет и воспитывается младший брат Матвея и Сергея Ипполит.
В это же время в Москве находится Артамон Захарович Муравьев (сын Захара Матвеевича, который приходится двоюродным братом Ивана Матвеевичу и Михаилу Никитичу). Также в Москве живет Николай Николаевич Муравьев с сыновьями Александром (основатель Союза спасения), Николаем (впоследствии Муравьев-Карский) и Михаилом (впоследствии Муравьев-Виленский), которые сыграли свою роль в декабристском движении
Итак, на этом этапе жизни круг общения Матвея Ивановича во многом состоит из кузенов разной степени дальности родства. Николай Муравьев в это время готовится к тому, чтобы «удалиться через пять лет на какой-нибудь остров, населенный дикими, взять с собой надежных товарищей, образовать жителей острова и составить новую республику», а Матвей и Артамон участвуют в этом начинании.
Матвей Иванович поступает на службу в лейб-гвардии Семеновский полк, и так по службе знакомится, в частности, с С.П. Трубецким и И.Д. Якушкиным. Участвует в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах, Париж – брал, в Россию возвращается гвардии прапорщиком. С 1816 года масон, член ложи «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей», а вскоре после этого – один из основателей Союза спасения. Он по-прежнему служит в Семеновском полку, в числе офицеров которого теперь Сергей Муравьев, Ф.П. Шаховской, Ф.Ф. Вадковский. Однако с Семеновской историей он успешно разминулся, поскольку в 1818 году был назначен адъютантом малороссийского генерал-губернатора генерал-адъютанта кн. Н.Г. Репнина-Волконского (старшего брата С.Г. Волконского).
В 1823 Матвей Иванович, поссорившись с Репниным, выходит в отставку в чине подполковника. Хотя Матвей Иванович и был членом Южного общества, активного участия в его делах он не принимал, за исключением участия в переговорах с Северным обществом во время пребывания в Петербурге с июня 1823 по август 1824 года. Там он знакомится с приезжающими в Петербург южанами – с Барятинским, Поджио, Волконским и Давыдовым. При этом довольно близко – видимо, еще с Союза Спасения – знаком с Пестелем, дружен с Бестужевым-Рюминым.
Круг его общения по возвращении из Петербурга составляли в основном соседи по имениям – семейство поэта Капниста, с которым Муравьевы-Апостолы на этот момент уже породнились, и семейство екатерининского вельможи Д.П. Трощинского. В доме последнего воспитывалась его внучка, княжна Хилкова, в которую, по свидетельству С.В. Капнист, Матвей был влюблен; с ее гувернанткой, m-lle Guegenet, переписывался.
Со времени своей отставки Матвей Иванович пытается отдалиться от дел общества и призывает к тому же брата, но выходит наоборот – навещая Сергея в Василькове (где квартирует Черниговский полк, в котором Сергей служит), Матвей постепенно втягивается в дела Васильковской управы. А приехав к брату в конце 1825 года, он становится участником восстания Черниговского полка.

Сергей Иванович Муравьев-Апостол
30 лет

О родителях и семье Муравьевых-Апостолов (и прочих Муравьевых) см.предыдущую справку (о Матвее Муравьеве). Отношения Сергея с отцом нельзя назвать теплыми, они были основаны, скорее, на взаимном уважении и разделенных интересах. С мачехой отношения детей от первого брака складывались так же непросто, причем Сергей оказывался своего рода посредником между отцом, братьями и сестрами, мачехой и остальными родственниками, умея находить со всеми общий язык и сглаживать острые углы.
В службу Сергей вступает одновременно с братом, но не в Семеновский полк, а в корпус инженеров путей сообщения. С этим корпусом он проходит большую часть Отечественной войны, но после Малоярославца, когда молодых офицеров корпуса возвращают доучиваться в Петербург, он использует родственные связи и остается – его берет в свой отряд муж старшей сестры генерал Адам Ожаровский. Сергей оказывается в батальоне вел. кн. Екатерины Павловны и с ним участвует в заграничных походах. С 1814 находился при генерале от кавалерии Н.Н. Раевском, с сыновьями которого, Александром и Николаем, впоследствии был дружен. Вскоре после возвращения в Россию он переведен в лейб-гвардии Семеновский полк. Здесь его сослуживцами в разные годы были многие будущие члены тайных обществ – Якушкин, Шаховской, позднее Федор и Александр Вадковские, Алексей Тютчев и Михаил Бестужев-Рюмин, с которым они впоследствии стали самыми близкими друзьями. В 1820 году во время восстания в Семеновском полку попытался удержать свою роту от выступления – однако это не спасло его от общей участи: по раскассировании полка он был переведен на Украину сначала в Полтавский пехотный полк, а через некоторое время – батальонным командиром в Черниговский пехотный полк. Во время службы на Украине продолжал поддерживать отношения с бывшими солдатами Семеновского полка, которым помогал и в дальнейшем вел среди них агитацию.
В эти годы на Украине он продолжает поддерживать отношения с семейством Раевских (возможно, в доме Раевских также знакомится с Василием Давыдовым), с соседями отца по имениям – семьей поэта Василия Капниста (один из сыновей которого был женат на сестре Сергея и Матвея, Елене), подобно брату, поддерживал переписку с гувернанткой княжны Хилковой (в имении Трощинских) m-lle Гюене. Близкие приятельские отношения складываются у него с польским магнатом, киевским губернским предводителем дворянства графом Густавом Олизаром.
Член масонских лож «Соединенных друзей» и «Трех добродетелей».
Один из первых членов Союза Спасения (принят троюродным братом Никитой Муравьевым в 1816 году), член Коренного Совета Союза благоденствия. Вероятно, в эти годы впервые знакомится с Пестелем, с Сергеем Трубецким
В начале 1822 года на Киевской контрактовой ярмарке вновь встречается с Пестелем (впервые после переезда на Юг) и по приглашению Пестеля присоединяется к Южному обществу; на совещаниях в 1822 году, вероятно, впервые знакомится с Волконским, Юшневским. В дальнейшем Сергей Муравьев и принятый им в общество Бестужев-Рюмин вместе возглавляют Васильковскую управу, в которую в течение 1823-1825 годов ими были приняты полковые командиры Тизенгаузен, Повало-Швейковский, Артамон Муравьев и др. Отношения Сергея Муравьева с другими руководителями Южного общества складывались непросто отчасти из-за разногласий о планах и тактике тайного общества; в 1824 году дополнительно возникла ссора с Давыдовым (и поддерживавшим Давыдова Волконским) из-за неудачного сватовства Бестужева-Рюмина к Екатерине Бороздиной – племяннице Давыдова.
С 1823 года принимал участие в переговорах с Польским патриотическим обществом (подробнее см.в справке о Бестужеве-Рюмине).
В мае 1825 года вступил в переговоры с приехавшим в Киев по делам службы членом Северного общества Сергеем Трубецким; переговоры закончились в октябре 1825 года договоренностями о совместном выступлении в 1826 году.
В августе-сентябре 1825 года во время Лещинских лагерей Сергей Муравьев и Бестужев встретились с бывшим сослуживцем по Семеновскому полку Алексеем Тютчевым и узнали от него о существовании Общества Соединенных славян. Хотя основные переговоры о соединении двух обществ вел Бестужев-Рюмин, однако Сергей Муравьев также успел познакомиться с некоторыми руководителями и членами славянского общества – в частности, он лично общался с Петром Борисовым и с Горбачевским, на которых успел произвести большое впечатление. Здесь же во время Лещинских лагерей через Тютчева Сергей Муравьев познакомился и со Спиридовым, которого тут же принял в Южное общество. В балагане Сергея Муравьева во время Лещинских лагерей происходило общее совещание – знакомство славян с членами Васильковской управы (в том числе с Артамоном Муравьевым), а также в его балагане происходило составление списка отряда цареубийц (см.подробнее в справках о Бестужеве-Рюмине и о славянах). Однако для Сергея Муравьева стало в некотором роде сюрпризом, что ряд офицеров из его батальона в Черниговском полку (Соловьев, Кузьмин, Сухинов, Щепилло) уже давно принадлежат к Славянскому обществу. В дни восстания Черниговского полка эти четверо офицеров проявили преданность и остались со своим командиром до самого разгрома восстания.

Муравьев Артамон Захарович, 32 года

Еще один представитель разветвленного семейства Муравьевых.
Отец - Захар Матвеевич Муравьев, артиллерийский офицер, впоследствии действительный статский советник, двоюродный брат Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (отца декабристов Матвея, Сергея и Ипполита – см.про них подробнее в соответствующих справках) и Михаила Никитича Муравьева (отца Никиты и Александра Муравьева – см.подробнее в справке про Никиту Муравьева). Мать - баронесса Елиэавета Карловна Поссе, в первом браке - Энгельгардт, родственница полководца Барклая-де-Толли. В семье было еще двое детей – младший брат Александр, в 1825 году – командир Александрийского гусарского полка и сестра Екатерина – замужем за министром финансом Е.Канкриным.
С 1818 года Артамон женат на Вере Алексеевне Горяиновой, дочери действительного статского советника; к 1825 году в семье было трое детей – Никита (по-домашнему Никоша) 5 лет, Александр 4 лет и Лев (Левушка) – 2 года.
Артамон Муравьев в юности вместе со своим братом Александром слушал лекции в Московском университете (попечителем которого в эти годы был его дядя, Михаил Никитич Муравьев), затем в Петербургской школе колонновожатых (которой также руководил дальний родственник – Николай Николаевич Муравьев). В эти годы Артамон много и тесно общался с молодым поколением многочисленных Муравьевых, его товарищами были Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Никита Муравьев, дети Н.Н.Муравьева – Александр, Николай и Михаил (см.отдельную справку о семье Н.Н.Муравьева и его детях). В эти годы один из братьев, Николай Муравьев-младший, придумал новое общество: они хотели удалиться на какой-нибудь дальний остров (подходящим островом был выбран Сахалин, называемый также «Чока»), основать там республику и заняться просвещением жителей острова. Николай сочинил законы общества и уговорил следовать за собой Артамона Муравьева, Матвея Муравьева-Апостола, братьев Перовских и еще нескольких юношей. Артамону Муравьеву назначено было быть лекарем – в эти годы он впервые увлекся медициной и сохранил этот интерес на всю жизнь.
Артамон вступил в военную службу в 1811 году вступил колонновожатым; воевал в 1812 году в составе Дунайской армии при адмирале Чичагове; во время заграничных походов – адъютант квартирмейстерской части при штабе Барклая-де-Толли (здесь по службе, возможно, он познакомился впервые с Пестелем, служившим в корпусе Витгентшейтена под началом Барклая-де-Толли).
Участник сражений под Бауценом, Дрезденом, Кульмом, Лейпцигом, участвовал во взятии Парижа. В апреле 1814 года переведен в Кавалергардский полк, в составе которого вернулся в Россию, но вскоре принял участие в новом заграничном походе, связанном с бегством Наполеона. В Париже Артамон Муравьев был прикомандирован к оккупационному корпусу М.Воронцова и оставался во Франции до 1817 года. Вернувшись в Россию, служил в Кавалергардском полку до начала 1825 года (здесь его сослуживцами были будущие члены Петербургской управы Южного общества Вадковский, Свистунов, двоюродный брат Александр Муравьев и др.); после чего получил назначение полковым командиром Ахтырского гусарского полка, расквартированного в местечке Любар на Украине.
Артамон первоначально вступил в тайное общество еще в 1817 году: был принят Никитой Муравьевым в так называемое Военное общество, которое организационно предшествовало Союзу Благоденствия, но непосредственно в Союз Благоденствия, по-видимому, принят не был и вскоре после женитьбы от дел тайного общества отошел. Однако в 1824 году общался в Петербурге с двоюродным братом Матвеем Муравьевым-Апостолом и со своими молодыми сослуживцами по Кавалергардского полку Вадковским и Свистуновым и от них знал о некоторых планах тайного общества, хотя формально в нем в этот период не состоял.
Весной 1825 года на Украине возобновил знакомство с двоюродным братом Сергеем Муравьевым-Апостолом и был им принят в Васильковскую управу Южного общества (здесь же, вероятно, впервые познакомился с Бестужевым-Рюминым, а также с другими членами Васильковской управы – Повало-Швейковским, Тизенгаузеном и др.).
В сентябре 1825 года во время Лещинских лагерей был участником общего собрания членов Васильковской управы и только что присоединенного Общества соединенных славян; горячие речи Артамона произвели большое впечатление на молодых офицеров – членов славянского общества (Борисова, Горбачевского, Андреевича, Бечасного и других). В конце декабря 1825 года отказался от предложения приехавших к нему братьев Муравьевых-Апостолов и Бестужева-Рюмина принять участие в восстании во главе Ахтырского полка, однако попытался передать записку о планируемом восстании членам славянского общества – артиллеристам.


Бестужев-Рюмин Михаил Павлович, 24 года.

Из древнего дворянского рода Бестужевых-Рюминых. Самыми известными представителями этого рода в XVIII веке были братья дипломаты Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (канцлер Российской Империи при императрице Елизавете) и его старший брат Михаил – при Петре I российский посол в Швеции. Однако декабрист Бестужев-Рюмин принадлежал к другой, нижегородской (менее известной) ветви Бестужевых-Рюминых. Интересно также, что эта семья – не родственники декабристам Бестужевым (во всяком случае близкое родство не прослеживается)
Отец декабриста – надворный советник, городничий города Горбатова Нижегородской губернии Павел Николаевич Бестужев-Рюмин, мать – Екатерина Васильевна урожденная Грушецкая (дальняя родственница Прасковьи Грушецкой – второй жены Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, мачехи Матвея, Сергея и Ипполита Муравьевых-Апостолов). За ними в 1826 году числилось 641 крепостных душ в Московской и Нижегородской губерниях (в том числе в имении Кудрешки Нижегородской губернии, где родился и вырос Михаил). В 1816 году семья переехала в Москву. Мать Михаила умерла буквально накануне восстания (юноша пытался получить отпуск для того, чтобы съездить в Москву по случаю смерти матери, так как вообще бывшим семеновским офицерам отпусков не давали); отец же умер через несколько месяцев после казни сына – причем, по рассказам родственников, получив известие о казни, отец проклял Михаила, велев написать «собаке собачья смерть».
Старшие братья – Иван и Николай (в будущем – отец известного либерального историка К.Н.Бестужева-Рюмина), отставные военные. Судя по всему, между Михаилом и братьями большой близости не было. Еще два брата к этому времени уже умерли – Владимир был убит в 1805 году в сражении под Фридландом, Александр умер в начале 1820-х годов.
Дальним родственником Бестужевых-Рюминых был также декабрист Михаил Спиридов (по линии Щербатовых, см.подробнее в справке о Спиридове)
Михаил, получил хорошее домашнее образование, затем слушал лекции профессоров Московского университета и получил аттестат Университета, дающий право вступления в гражданскую службу (по собственным показаниям, он готовился стать дипломатом). Однако в 1818 году по желанию родителей вступил в военную службу первоначально в Кавалергардский полк, откуда вскоре «за шалости» был переведен в Семеновский полк. После восстания Семеновского полка в 1820 году вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом переведен на Украину в Полтавский пехотный полк. (О Семеновском полке см.подробнее )
С Сергеем Муравьевым Михаил Бестужев-Рюмин познакомился соответственно во время службы в Семеновском полку, однако, по свидетельству современников, первоначально близкой дружбы между ними не было. Вероятно, сблизились они уже на Украине и до конца оставались самыми близкими друзьями.
В 1824 году Михаил влюбился в Екатерину Андреевну Бороздину (дочь сенатора Бороздина, племянница генерала Раевского и декабриста Василия Львовича Давыдова – см.об этой семье подробнее в справке о Давыдове) и сватался к ней, однако не получил разрешения своих родителей на женитьбу (несмотря на попытки Сергея Муравьева посредничать в этом вопросе). Из-за неудачного сватовства Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев рассорились с Василием Давыдовым, а его невеста Екатерина Бороздина вскоре вышла замуж за члена Южного общества Владимира Лихарева.
Михаил был принят в Южное общество Сергеем Муравьевым в конце 1822 или в начале 1823 года, и в январе 1823 года впервые участвовал в Киеве в совещании руководителей Южного общества (соответственно здесь впервые познакомился с Пестелем, Юшневским, Волконским и Давыдовым). В дальнейшем Бестужев-Рюмин – один из самых активных южных заговорщиков, деятельный организатор, пламенный оратор, неутомимый курьер (в частности несколько раз ездил с известиями к Пестелю в Линцы – где, возможно, познакомился с Александром Барятинским и еще рядом членов Тульчинской управы).
Он участвует во всех основных совещаниях и съездах руководителей Южного общества (кроме съезда в январе 1825 года). Вместе с Сергеем Муравьевым он руководит Васильковской управой, в которую принимает множество членов (самостоятельно или вдвоем с Муравьевым), в том числе полковников Повало-Швейковского, Враницкого, подполковника Норова, офицеров конной артиллерии Пыхачева и Нащокина и др. Командир Полтавского пехотного полка В.К.Тизенгаузен, в котором служит Бестужев-Рюмин, также был ими принят в тайное общество; поэтому он закрывает глава на многочисленные разъезды Бестужева по делам заговорщиков, а также на то, что юноша почти постоянно проживает у своего друга Сергея Муравьева в Василькове. С Артамоном Муравьевым Бестужев-Рюмин знакомится весной 1825 года, когда Артамон был переведен в армию командиром Ахтырского гусарского полка.
В 1823 году Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев начали переговоры с представителями Польского патриотического общества – сначала с графом Ходкевичем, затем с присланным из Варшавы представителем польского общества Северином Крыжановским и заключили с ним договор в устной форме о сотрудничестве. И в дальнейшем сношения Бестужева с представителями польского общества (Гродецким, Мошинским, Олизаром) не прекращались (несмотря на то, что формально с конца 1824 года официальные переговоры между двумя тайными обществами взяла на себя Директория в лице Пестеля и Волконского).
В 1823 году, пытаясь получить помощь для осуществления Бобруйского плана, Бестужев-Рюмин ездил в Москву, где познакомился с Якушкиным и рядом других московских членов бывшего Союза Благоденствия.
С мая 1825 года вместе с Сергеем Муравьевым встречался и вел переговоры с приехавшим в Киев представителем Северного общества – князем Сергеем Трубецким. О результатах переговоров Бестужев осенью 1825 года ездил сообщить Пестелю.
В августе-сентябре 1825 года, во время Лещинских лагерей Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьев встретились с бывшим сослуживцем по Семеновскому полку Алексеем Тютчевым и узнали от него о существовании Общества Соединенных Славян. При дальнейших переговорах он познакомился со всеми основными участниками славянского общества, в том числе с его основателем – Петром Борисовым, с Горбачевским, а также с Михаилом Спиридовым (который во время Лещинских лагерей был сначала принят в Южное общество, но затем участвовал в совещаниях от имени славян). Именно Бестужев-Рюмин вел основные переговоры о соединении двух обществ, взял клятву с участников совместных совещаний о непременном действии в 1826 году, а также из числа славян составил особый отряд заговорщиков, назначенных для совершения цареубийства. Во время объединения и при выборе посредников у Бестужева возникли конфликтные ситуации с Петром Борисовым и со Спиридовым, которые возражали против его речей и предложенного им плана конституции (краткой выдержки из «Русской правды» Пестеля). После Лещинских лагерей контакты Бестужева со славянским обществом продолжались в основном через выбранного посредника от артиллеристов – Ивана Горбачевского, с которым они обменялись рядом писем. При получении известий об открытии тайного общества, и затем о начале арестов, Бестужев пытался писать славянам, приглашая их к совместным действиям, однако последнее письмо (предположительно оставленное Бестужевым у Артамона Муравьева в Любаре) славяне не получили.

Усадьба Муравьевых -Апостолов на Старой Басманной

Старая Басманная улица

Басманный он, словно капля, растекся от бывших Ильинских ворот Китай-города на восток, как бы пролагая путь вглубь России. По нему шли дороги в Троице-Сергееву Лавру, на Владимир и Рязань, а также в ближние великокняжеские, а позже царские села: в садах, на Воронцовом поле, Васильевом лугу, что у слияния Москвы-реки и Яузы. И дальние села: Рубцово, Стромынь, Преображенское, Семеновское и Измайловское. Вот так дальние скажет современный пешеход, забыв про долгополую одежду, колымаги без колес и осей, просто на полозьях, и отсутствие кроссовок.

Территория "Басманная" занимает особое место среди районов Центрального административного округа. История развития района связана со становлением русской культуры, науки и искусства. Прежде всего это относится к части района бывших Немецкой и Басманной слобод, расположенных между улицами Ст. Басманной, Спартаковской и ул. Казакова. Именно здесь, на берегах р. Яузы, во времена петровских реформ зародилось техническое обновление России.

Старая Басманная улица

С этими местами связана деятельность известных представителей русской культуры, наиболее яркие из них: Рокотов - в искусстве, Пушкин - в литературе, Чаадаев - в философии, Жуковский - в авиационной науке. Дом № 36 на ул. Ст. Басманная, где проживал дядя А.С. Пушкина, связан с пребыванием передовых людей того времени - Державина, Вяземского, Карамзина и др. На этой улице (Ст. Басманная, 23) жил Муравьев-Апостол, отец трех декабристов Муравьевых. На территории сохранены первоклассные памятники архитектуры и просто ценные здания исторической застройки: Собор Богоявления в Елохове, церковь Никиты Мученика, церковь Вознесения, усадьба Разумоского, дворец Демидова, дом Мусина-Пушкина архитектора Казакова и многие другие.

Иван Матвеевич Муравьев с дочерью Елизаветой, в зам. Ожаровской

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол (1 (12) октября 1762 — 12 (24) марта 1851) — русский писатель и дипломат из рода Муравьёвых, принявший двойную фамилию «Муравьёв-Апостол». Посланник в Гамбурге и Мадриде, затем сенатор. Владелец дома на Старой Басманной. Отец трёх декабристов

Родился около Опеченской пристани близ Боровичей Новгородской губернии 1 октября 1768 года, в семье генерал-майора Матвея Артамоновича Муравьева и Елены Петровны Апостол (по матери — правнук гетмана Войска Запорожского Даниила Апостола). Был единственным ребёнком у родителей, мать его вышла замуж, вопреки желанию своего отца, и была лишена приданого; умерла сразу же после рождения сына. В 1801 году Иван Матвеевич принял фамилию Муравьев-Апостол по ходатайству двоюродного брата М. Д. Апостола (в связи с пресечением малороссийского рода Апостолов).

С 1773 года записан солдатом в лейб-гвардии Измайловский полк. В 1776—1777 годах обучался математике и языкам в немецком пансионе Л. Эйлера (Санкт-Петербург), по закрытии пансиона «образовывался и обучался» дома. В октябре 1784 года вступил в действительную службу обер-аудитором в штате Санкт-Петербургского генерал-губернатора Я. А. Брюса, с 1785 года его флигель-адъютант (с 1788 года в чине секунд-майора). Служил в Коллегии иностранных дел, в провиантском штате. Заведовал каналом в Шлиссельбурге (в чине премьер-майора).

Иван Матвеевич

В 1792 году по протекции М. Н. Муравьева приглашен ко двору императрицы Екатерины II в качестве «кавалера» (воспитателя) при великих князьях Александре Павловиче и Константине Павловиче; затем назначен обер-церемониймейстером. При дворе сумел понравиться не только императрице, но и великому князю Павлу Петровичу, будущему императору, что обеспечило его дальнейшую карьеру.

Матвей Иванович Муравьёв-Апостол (1793—1886) — декабрист, участник восстания Черниговского полка, автор воспоминаний.

В декабре 1796 отправлен в звании камергера великого князя Константина Павловича министром-резидентом в Эйтин ко двору Петра Ольденбургского (в 1798 году совмещал с аналогичным постом в Гамбурге, а в конце 1799-го ещё и в Копенгагене). Всюду активизировал деятельность антифранцузской коалиции. Дипломатической службе способствовали исключительные лингвистические дарования Муравьева-Апостола: знал не менее 8 древних и современных ему иностранных языков. В 1800 года отозван в Россию, в июле произведен в тайные советники, в 1801 — вице-президент Иностранной коллегии.

Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович (9.10.1796 — 25.07.1826) — подполковник, один из предводителей движения декабристов.

Не принадлежа к числу сторонников императора Павла (несмотря на его благосклонность), принял участие в антипавловском заговоре 1801 года, став автором одного из нереализованных проектов законодательного ограничения верховной власти.

Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Рисунок Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле.

В 1802 году занял должность посланника в Испании, но в 1805-м по неясным причинам (согласно А. С. Пушкину, впал в немилость императора за разглашение недостоверных сведений о подготовке антипавловского заговора) был отставлен и вплоть до 1824 года нигде не служил.

В 1817—1824 годы жил с семьей в своем родовом имении в Хомутце. Летом 1819 года Иван Матвеевич закончил перевод комедии Аристофана «Облака».Разочарование, связанное с интригами нового окружения Александра I и удаления вследствие их от двора основных организаторов заговора — П. А. Палена и покровителя И. М. Муравьева-Апостола, его непосредственного начальника Н. П. Панина, «верного правилам чести и здравой политики», повлияло на выбор именно этого произведения древнегреческого комедиографа, высмеивавшего и новых «учителей», проповедующих свободу от древних моральных ограничений, и поверивших им одураченных людей.

Но обстоятельствам вскоре было суждено перемениться.

Хомутец, усадьба И. М. Муравьёва, унаследованная им от Апостолов

В марте 1824 назначен присутствовать в Правительствующий сенат, а в августе стал членом Главного училищ правления. Ряд его служебных «мнений» 1824—1825 годов, расходясь в рукописных списках, получил широкий общественный резонанс:

в защиту директора Департамента народного просвещения В. М. Попова, участвовавшего в переводе с немецкого языка мистической книги И. Госнера, запрещенной по выходе;
о праве университетов и профессоров пользоваться книгами помимо цензуры;
«Мнение члена Главного училищ правления о преподавании философии» в защиту преподавания философии в университетах, против чего ратовал М. Л. Магницкий.
Мнения, выраженные по конкретным «делам», аргументировали необходимость смягчения цензурных строгостей и умеренной свободы мысли, но в тогдашних условиях они демонстрировали известную гражданскую смелость и создали Муравьеву-Апостолу репутацию либерала. Есть свидетельства, что участники тайных обществ намеревались сделать Муравьева-Апостола членом временного революционного правительства.

Иван Матвеевич
После разгрома восстания декабристов и трагедии, постигшей сыновей Муравьева-Апостола (Ипполит, не желая сдаваться, застрелился, Сергей повешен, Матвей осужден на 15 лет каторги, но вскоре отправлен на поселение в Сибирь; до суда, 11 мая 1826 состоялось свидание отца с Матвеем и Сергеем в Петропавловской крепости), он оставил службу, а в мае 1826 был «уволен по болезни в чужие края». До 1847 года значился неприсутствующим сенатором. Жил преимущественно в Вене и Флоренции. В Россию вернулся в 1840-х годах. В печати имя Муравьева-Апостола не упоминалось с 1826 до конца 1850-х годов. Его мемуары и библиотека утрачены, хотя отдельные экземпляры книг хранятся в Отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова. Умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Георгиевском кладбище на Большой Охте.


Анна Муравьёва с сыном Матвеем и дочерью Екатериной.
Художник Жан Лоран Монье, 1799 год

Иван Матвеевич проявлял и достоинства, и пороки просвещенного русского барина: славился как любезный и хлебосольный хозяин и тонкий гастроном, эпикуреец и мот (прожил 2 миллионных состояния), но при этом эгоист и семейный деспот.

С 1790 года: 1-я жена — Анна Семеновна Черноевич (1770—1810), дочь сербского генерала. От этого брака родились сыновья:

Матвей (1793—1886), подполковник, декабрист
Сергей (1796—1826), подполковник, декабрист
Ипполит (1806—1826), прапорщик, декабрист
дочери:

Елизавета (1791—1814), замужем с 1809 года за графом Францем Петровичем Ожаровским (1785—1828);
Екатерина (1795—1861), замужем за генерал-майором Илларионом Михайловичем Бибиковым (1793—1861);
Анна (1797—1861), замужем за Александром Дмитриевичем Хрущевым;
Елена (1799—1855), замужем с 1824 года за Семеном Васильевичем Капнистом (1791−1843).
С 1812 года: 2-я жена — Прасковья Васильевна Грушецкая (1780−1852), дочь сенатора и действительного тайного советника Василия Владимировича Грушецкого.

Евдокия (1813—1850), с 1845 года замужем за князем Александром Петровичем Хованским (1809−1895).
Елизавета (1815 — 18..), в 1-м браке за бароном Стальтингом, во 2-м за Видбургом.
Василий (1817—1867), был женат на фрейлине Марианне Гурко (род. 1823), дочери В. И. Гурко

Участвовал в заседаниях «Беседы любителей русского слова» (член с 1811 года). Состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. С 1811 года действительный член Российской академии, с 1841-го — почетный член Петербургской Академии

Самое значительное его произведение — книга в 25 «письмах» «Путешествие по Тавриде в 1820 году» (СПб, 1823) — результат поездки в Крым.Она содержит ценные сведения по археологии, флоре и фауне Крыма, характерные подробности городской, сельской и монастырской жизни, колоритные описания восточных обычаев. Автор высказывает мысль о необходимости сохранения «драгоценных остатков древности».

Книга «Путешествие по Тавриде…» была высоко оценена А. С. Пушкиным, посетившим Крым одновременно с Муравьевым-Апостолом и А. С. Грибоедовым, гостившим на полуострове в 1825 году.

Коллекция Подстаницыных

Коллекция Подстаницыных

Муравьев-Апостол, по отзывам современников (в том числе К. Н. Батюшкова, Н. И. Греча) — человек блестящего ума, необыкновенной эрудиции и многих талантов, эстет, полиглот и библиофил (имел уникальную библиотеку), объездил почти всю Европу, где встречался с И. Кантом, Ф. Г. Клопштоком, В. Альфьери, Д. Байроном.

Усадьба Муравьевых_Апостолов в Москве на Старой Басманной улице

Дом-усадьба Муравьёвых-Апостолов — частный дом-усадьба И. М. Муравьёва-Апостола в Москве на Старой Басманной улице, построенный в стиле классицизма в конце XVIII — 1-я четверти XIX века.

Трёхэтажный особняк, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета,парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды.. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой.

Трёхэтажный особняк, в основе которого деревянный сруб на кирпичном цоколе, в его втором этаже устроена парадная анфилада комнат, состоящая из кабинета,парадной спальни, двух гостиных, бального зала, и небольшой полуротонды.. Уличный фасад декорирован шестиколонным портиком и античными фризами над высокими окнами второго этажа, левая часть здания завершается полуротондой.

К Басманной улице выходит бывший Бабушкин переулок (сейчас улица Лукьянова), в котором помещалась фабрика купца Бабушкина; главный вход в дом № 23 также с переулка. Здание выглядит весьма соразмерно, создавая образ простой, но изящной городской усадьбы и давая возможность представить Басманную улицу двухсотлетней давности, когда над округой ещё всецело доминировала церковь Никиты Мученика (Владимирской иконы Божьей Матери), а соседние особняки Куракиных, Демидовых, Разумовских ещё не были перестроены.

На территории, которая простиралась от Старой Басманной до Новой Басманной улицы, были полотняные и шелковые фабрики. Первые постройки были сделаны в середине XVIII века. Дом многократно перепродавался, он достался наследнице дочери фабриканта П. А. Бабушкина — Александре Петровне Волконской, жене премьер-майора князя Ю. П. Волконского., которые продали дом в начале XIX века. На основе старого дома, был построен тот дом который мы видим сегодня. (1803—1806 гг.)

В 1803 году усадьбу купил отставной капитан Павел Иванович Яковлев, который перестроил дом в стиле позднего классицизма: белокаменный цоколь, шестиколонный портик с коринфскими колоннами и барельефами на античные сюжеты по сторонам портика, треугольный фронтон, полукруглая ротонда на углу улицы и переулка. Далее 1809—1915 гг. домом владели графиня Е. А. Салтыкова и граф Р. А. Воронцов.

Затем его покупает и владеет в 1815—1822 гг. — дворянка Прасковья Васильевна (Грушевская) Муравьева-Апостол — вторая жена сенатора, литератора, члена Российской академии Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола(1765—1851 гг.) Дом он получает как приданное жены. Усадьба не была затронута пожаром 1812 года и 1815 году перешла во владение Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола после его второй женитьбы. (Его первая жена Анна Семеновна Черноевич, мать его семерых детей, умерла в 1810 году.)

В доме было довольно многолюдно, устраивались приёмы, навещали отца его сыновья. В 1816 году здесь жил поэт Константин Николаевич Батюшков. Это период для семьи был внешне благополучным, но в это время формировалось декабристское движение. Все три сына Ивана Матвеевича вошли в число главных участников восстания, которые боролись за отмену крепостного права в России. Подавление мятежа стало и семейной трагедией: Сергей повешен, Ипполит застрелился, Матвей отправлен на каторгу. Дом был продан.

В более позднее время, один из его владельцев открыл здесь Александро-Мариинский приют для девочек, который перешел затем во владение Ведомства детских приютов Императрицы Марии. Приют занимал парадный и антресольный этажи. Директор приюта В. А. фон Левдик. Цокольный этаж и флигель сдавались внаем под квартиры, лавки и мастерские ремесленников. В 1912 году на месте усадьбы собирались построить 6-тиэтажный доходный дом. Проект не был осуществлён.

В 1925 году А. Луначарский собирался открыть музей декабристов, осуществилась она лишь в 1986 году, когда в усадьбе открывается филиал Государственного Исторического музея.

Музей декабристов

Открытие музея вместе с потомками Муравьевых

ОТКРЫТИЕ ДОМА-МУЗЕЯ 21.05.2013

Наследники-меценаты на приеме по случаю открытия музея

Создан в 1986 на правах филиала Государственного Исторического Музея, закрыт в 1997. Первой попыткой показа некоторых материалов по истории декабристов в Москве было открытие в 1890-х гг. «Комнаты людей 40-х годов» (существовала до 1925, затем — в фондах ГИМа) в Румянцевском музее по инициативе Е. С. Некрасовой и директора музея М. А. Венивитинова.

Вопрос о создании Музея декабристов обсуждался в 1925 и 1975. В 1976в ГИМе, где сложилась богатая коллекция декабристских материалов, была разработана концепция создания музея. С 1977 созданию Музею декабристов способствовала деятельность Комиссии по истории декабристского движения при Московском городском отделении ВООПИК.

В сентябре 1986 музей расположился в усадьбе. Усадебный дом построен архитектором круга М. Ф. Казакова (в 1816—1817 в доме бывали будущие декабристы М. И., С. И. и И. И. Муравьёвы-Апостолы, поэт К. Н. Батюшков).

Собственных фондов Музей декабристов не имел, используя на правах филиала материалы ГИМа для устройства выставок: «Пушкин и декабристы» (1987), «Реликвии Отечественной войны 1812 года» (1987), «Декабристы и их современники в дагерротипе и фотографии» (1988), «Декабрист М. С. Лунин» (1989), «500 лет рода Муравьёвых» (1990), «Декабристские реликвии» (1991), «Декабрист М. А. Фонвизин» (1991) и др.; велась работа по созданию постоянной экспозиции по теме «Декабристы в Москве».

Однако уже в 1991 году музей был закрыт из-за аварийного состояния здания.


В этом же году по приглашению Советского фонда культуры в Россию приезжают Муравьёвы-Апостолы: Алексей, Андрей и его сын Кристофер.

Они привозят в дар семейные реликвии и, увидев плачевное состояние дома своих предков, решают восстановить его силами семьи. Выполнение этой трудной задачи взял на себя Кристофер. Была создана некоммерческая организация, которая явилась учредителем Дома-музея Матвея Муравьёва-Апостола. После нескольких лет, потраченных на различные формальности, в декабре 2000 года главный дом усадьбы Муравьёвых-Апостолов был передан по Постановлению Московского Правительства в аренду музею на 49 лет.

Началась реставрация. Реставрация проходит по уникальной технологии с сохранением старого деревянного каркаса здания, при реставрации в стенах оставлены открытые фрагменты дерева. Во дворе здания был снят культурный слой земли в полтора метра, при раскопках были найдены артефакты, они переданы в музей, и по завершению будут экспонироваться.

В усадьбе проходят выставки и приёмы. Недавно аукционный дом Кристис отметил в усадьбе своё 15-ти летие в России.

Генеральный директор музея — Макеева Татьяна Савельевна

Вот такая красота после реставрации.Интересно?Приезжайте...

Контакты:
Улица Старая Басманная 23/9,
Москва, 107066
Телефон: +7 499 267-98-66
Эл. почта:
Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола
Facebook | Создание сайта — .mpmstudio.ru

Литература:

Муравьев-Апостол, Иван Матвеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
«Путешествие по Тавриде…» И. М. Муравьева-Апостола в крымском дневнике А. С. Грибоедова

МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ, СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ (1796–1826), один из руководителей декабристского движения. Родился 28 сентября (9 октября) 1796 в Петербурге. Сын И.М.Муравьева-Апостола, сенатора и российского посла в Испании, от его первого брака с А.С.Черноевич, дочерью австрийского генерала серба С.Черноевича, перешедшего на русскую службу. Детство провел в Гамбурге и Париже; учился в парижском пансионе Икса; показал блестящие способности и трудолюбие; сочинял стихи на французском и латинском языках. В 1809 вернулся в Россию и поступил в петербургский Институт инженеров путей сообщения. В 1810 записан в гвардию. В 1812 окончил институт; получил чин прапорщика. В том же году начал военную службу подпоручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Участник Отечественной войны 1812 и Заграничного похода 1813–1814; отличился в сражениях под Бородино 26 августа (7 сентября) 1812, Красным 3–6 (15–18) ноября 1812, Лютценом 20 апреля (4 мая) 1813, Бауценом 8–9 (20–21) мая 1813 и Лейпцигом 4–7 (16–19) октября 1813. Награжден орденом Св. Владимира 4-й степени и золотой шпагой «За храбрость». С 1815 – командир 1-й (императорской) роты Семеновского полка.

Под влиянием французской просветительской мысли 18 в. и либеральных идей эпохи Французской революции у С.И.Муравьева-Апостола постепенно сформировалось критическое отношение к самодержавно-крепостническому режиму в России. В 1816 он стал одним из основателей первой тайной политической организации декабристов – Союза спасения, поставившего своей целью ликвидацию крепостного права и установления конституционной монархии. После создания в 1818 Союза благоденствия вошел в состав его руководящего органа – Коренной управы. В январе 1820 на Петербургском совещании членов общества поддержал идею П.И.Пестеля о введении в России республиканской формы правления.

В октябре 1820 в связи с восстанием солдат Семеновского полка и его расформированием переведен на юг в Полтавский пехотный полк; вскоре назначен командиром 2-го батальона Черниговского пехотного полка, дислоцированного под Белой Церковью; имел чин подполковника.

После самороспуска в январе 1821 Союза благоденствия вступил в организованное П.И.Пестелем Южное общество; вместе с М.П.Бестужевым-Рюминым возглавил его Васильковскую управу. Был противником террористических методов борьбы (цареубийства). В отличие от П.И.Пестеля, считал возможным самостоятельное вооруженное восстание на юге России; планировал поднять на антиправительственный мятеж большую часть 2-й армии, расквартированной на Украине, и с ее помощью захватить Москву. Активно пытался привлечь на сторону заговорщиков солдат и офицеров. В 1823–1825 вел переговоры с другими тайными офицерскими организациями – Обществом объединенных славян и польским Патриотическим обществом, стремившимся к восстановлению национальной независимости Польши. Для пропаганды среди солдат составил антимонархический Катехизис в форме вопросов и ответов. В начале ноября 1825 стал одним из трех директоров Южного общества.

После ареста 13 (25) декабря 1825 П.И.Пестеля и поражения декабристов 14 (26) декабря в Петербурге оказался фактическим главой Южного общества; предложил его членам начать восстание на юге, но не получил поддержки большинства. 27 декабря 1825 (8 января 1826) был задержан жандармами в д.Трилесы, однако на следующий день освобожден офицерами заговорщиками. 29–30 декабря (10–11 января) поднял восстание Черниговского полка. Отверг план похода на Киев. Намереваясь соединиться с продекабристски настроенными Алексопольским, Ахтырским и 17-м Егерским полками, двинулся сначала на Борисов, а затем на Белую Церковь, но властям удалось отвести «ненадежные» части в другие районы. 3 (15) января 1826 под Ковалевкой черниговцы были атакованы и разбиты отрядом генерала Ф.К.Гейсмара; С.И.Муравьев-Апостол получил ранение в голову и был арестован на поле боя.

Верховным уголовным судом осужден на смертную казнь через четвертование, которую Николай I заменил повешением. Вместе с четырьмя другими приговоренными казнен 13 (25) июля 1826 на кронверке Петропавловской крепости; сорвавшись с петли из-за неопытности палача, был повешен вторично.

Иван Кривушин

Биография

Муравьёв-Апостол, Сергей Иванович (9.10.1796 - 25.07.1826) - подполковник, один из предводителей движения декабристов.

Родился в Санкт-Петербурге 28 сентября (9 октября) 1796 года. Он был четвёртым ребёнком в семье литератора и государственного деятеля Ивана Матвеевича Муравьёва-Апостола.

Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-1814, участвовал в сражениях при Витебске, Бородине, Тарутине, Малоярославце, Красным, Бауцене, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже, имел боевые награды. В 1817-1818 состоял в масонской ложе «Трёх добродетелей». Был в числе основателей «Союза спасения» и «Союза благоденствия» и одним из наиболее деятельных членов Южного общества; установил связь с польским Патриотическим обществом и Обществом соединённых славян. Соглашался на необходимость убийства царя. Вёл успешную пропаганду среди солдат, являлся одним из предводителей декабристов.

Стал ключевой фигурой восстания Черниговского полка. После поражения восстания 3 января 1826 года был схвачен; в последнем бою был тяжело ранен. Приговорён Верховным уголовным судом к четвертованию, заменённому на повешение.

С. И. Муравьёв-Апостол был казнён на рассвете 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости. Был одним из трёх несчастных, чья верёвка оборвалась. Спустя некоторое время был повешен повторно. Точное место погребения С. И. Муравьёва-Апостола, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

Документы

Материалы следственного дела С. И. Муравьева-Апостола . Восстание декабристов. Документы. Т.IV, C.228-412