Советские летчики в корейской войне. Война в Корее: как русские лётчики создали «чёрный день» для авиации США

Война в Корее в 1950-1953 годах стала первым столкновением вчерашних союзников по антигитлеровской коалиции - Советского Союза и США. Основное противостояние великих держав развернулось в воздухе: за господство в небе впервые сражались реактивные истребители. Победителями из этой войны вышли советские летчики.

38-я параллель

Корейская война началась 25 июня 1950 года - войска КНДР перешли границу с южным соседом, которая проходила по 38-й параллели, и начали быстрое продвижение вглубь страны. Агрессия северян стала полной неожиданностью для западных стран, войска Южной Кореи и контингент ООН (в основном состоял из американцев) беспрерывно отступали. К августу 90 процентов страны было под контролем КНДР, южане удерживали лишь так называемый Пусанский плацдарм.

Северокорейские истребители.

Однако взять его северокорейцам так и не удалось, а союзники тем временем перегруппировали силы, получили подкрепление и уже в сентябре пошли в контрнаступление. Оно было столь же стремительным, как и наступление КНДР до этого. Всего за месяц большая часть Северной Кореи оказалась под контролем вражеских войск. Во многом это было связано с тотальным превосходством союзников в воздухе.

Перед началом войны ВВС КНДР насчитывали по разным данным 150-200 самолетов, в основном это были советские поршневые истребители Як-9 и штурмовики Ил-10. При этом только американцы на воздушных базах в Японии, авианосцах имели более 1500 самолетов. Значительная их часть была представлена реактивными истребителями типа F-80 "Shooting Star". Если учесть, что и выучка американских пилотов была гораздо лучше, нежели у северокорейцев, то не удивительно, что к августу 1950 года их ВВС были практически полностью уничтожены. После этого летчики США могли беспрепятственно бомбить позиции противника, совершать налеты на города и стратегические объекты. Обладая таким прикрытием, сухопутные войска союзников легко отбросили противника на самый север Кореи.

После этого в войну решил вступить Китай, он также просил отправить свои войска в Корею и Советский Союз. Однако Сталин опасался открытого противостояния с США, которое могло перерасти в Третью мировую войну. Поэтому долгое время помощь СССР ограничивалась отправкой инструкторов, которые готовили китайских и северокорейских летчиков, а также нескольких самолетов для тренировочных полетов, в частности МиГ-9.

Как пишет Игорь Сейдов в книге "”Красные дьяволы” в небе Кореи", чашу терпения советской стороны переполнили два инцидента, которые произошли осенью 1950 года. Сначала американцы сбили над Желтым морем советский самолет-разведчик А-20 - все три члена экипажа погибли. А через месяц два истребителя ВВС США типа F-80 атаковали советский военный аэродром Сухая Речка в 100 километрах от советско-корейской границы. К счастью, никто из летчиков не пострадал, однако были повреждены восемь самолетов. Американцы лишь извинились, назвав это ошибкой молодых пилотов, которые "случайно" залетели на советскую территорию и приняли аэродром за северокорейский.

В небе инкогнито

Миг-15.

В октябре 1950 года в Китай стали переправляться советские авиационные части. Они участвовали в контрнаступлении китайских сил, правда, сначала лишь в качестве прикрытия стратегических объектов. Так как официально СССР в войне не участвовал, советские летчики носили форму китайских народных добровольцев (КНД, по сути это были солдаты регулярной армии, однако Китай также не хотел официально объявлять войну США).

По словам Сейдова, по прибытию к месту службы у наших летчиков забирали документы, кроме того, им было приказано в воздухе говорить только по-корейски. "Для этого они в течение недели были обучены двум десяткам корейских фраз, необходимых для ведения боя. Правда, последний запрет - не говорить в бою по-русски - действовал недолго: когда начинался бой, советские летчики начисто забывали необходимый в бою корейский "фольклор" и отдавали команды по-русски, тем самым не раз спасая свою жизнь в бою", - пишет исследователь. Также изначально советским летчикам запретили пересекать реку Ялуцзян, за которой шла линия фронта, и залетать в Западно-Корейский залив Желтого моря, чтобы не попасть в плен: на море господствовал 7-й флот США и их союзники.

Американские истребители P-51.

1 ноября советским летчикам впервые разрешили пересекать корейскую границу, чтобы вести поиск и уничтожение американских самолетов. В этот же день состоялся и первый бой "мигов" - пять наших самолетов вылетели в район Аньдуня и вскоре обнаружили тройку P-51 "Мустанг". В результате скоротечного боя один самолет противника был подбит, еще один - сбит. Так был открыт счет побед советских летчиков в корейском небе. В тот же день МиГ-15 впервые проявили себя в бою с реактивными самолетами американцев. Тройка наших истребителей встретила десяток самолетов F-80 и внезапно атаковала их сверху. В результате один "Шутинг стар" был подбит, остальные после неудачной контратаки поспешили ретироваться.

Отметим, что за первые полтора месяца воздушных боев были подбиты всего три советских МиГа, тогда как потери противника были в разы больше. А зону действия наших истребителей вдоль корейско-китайской границы американские летчики позже назвали "Аллея МиГов", тем самым признавая, что небо в этой части корейского полуострова уверенно контролировали советские асы. Президент Южной Кореи сделала предложение КНДР о совместном развитии.

Равный соперник

Американский истребитель P-80 перед вылетом на базе в Японии.

Ввод в бой советских авиадивизий внес перелом в ход войны. Выяснилось, что с МиГ-15 американские самолеты сражаться на равных не могут, из-за чего им пришлось резко сократить число боевых вылетов. Естественно, военное командование США не могло смириться с таким положением вещей и отправило на фронт новые истребители F-86 "Sabre" ("Сейбр"). Именно соперничество МиГ-15 и F-86 стало классикой воздушной войны в Корее, во многом потому, что самолеты имели примерно схожие характеристики.

Как пишет Владимир Бабич в статье "МиГи в локальных войнах", наш самолет был заметно легче "американца", однако "тяжесть" "Сейбра" компенсировалась большей тягой двигателя. Максимальная скорость у земли у них составляла 1042 и 1093 километра в час соответственно. На большой высоте МиГ-15 получал преимущество в разгоне и скороподъемности, а "Сейбр" лучше маневрировал на малой высоте. Он мог также продолжительнее держаться в воздухе, располагая 1,5 тоннами "лишнего" топлива. Практический потолок высоты был больше у МиГа - 15100 метров, однако истребитель ВВС США и тут уступал не сильно, его показатель - 14300. Разница была очевидна только в вооружении. МиГ-15 имел одну 37-милиметровую и две 23-милиметровые пушки, "Сейбр" - шесть 12,7-милиметровых пулеметов.

Одной из сильных сторон МИГ-15 был более высокий поражающий потенциал. Кроме того, располагая большим избытком тяги (особенно на большой высоте), он мог быстрее "Сейбра" сократить дистанцию и подойти к противнику. Но если "Сейбр" замечал МиГ на безопасном расстоянии, то стремился навязать ему маневренный бой (особенно на малых высотах), который нашему истребителю был невыгоден. Тут уже многое зависело от слетанности пары истребителей в звене, когда один атаковал, а второй - прикрывал. Два опытных пилота были практически неуязвимы в ближнем бою.

F-86 "Сейбр".

Как пишет Сейдов, первый бой между МиГ-15 и "Сейбрами" произошел 17 декабря 1950 года. Победить американцам помогла военная хитрость. В районе Аньдуня четверка наших самолетов обнаружила четверку истребителей с красными носами, о чем и было доложено ведущему группы. Тот ответил: "Вижу, это наши!" - и продолжил полет по маршруту. Но неожиданно группа была обстреляна сзади и сверху. Машина ведущего загорелась, двигатель заглох, и летчику пришлось катапультироваться. К слову, это было первое катапультирование с МиГ-15 в боевых условиях в советских ВВС. Как выяснилось позже, у первых "Сейбров" для введения в заблуждение противника была окрашена в красный цвет носовая часть фюзеляжа, подобно тому как на МиГах были красные круги вокруг носовой части фюзеляжа. Поэтому после боя на всех наших красные носы были стерты техниками.

Первую победу над новым американским истребителем советские летчики одержали только через неделю, спустя десяток боев. Наши летчики еще изучали противника и на первых порах попадались на приманку из одной группы "Сейбров", не замечая следовавшую за ней и с превышением другую группу F-86, и попадали под ее удар. За это время СССР потерял три истребителя МиГ-15.

Американский бомбардировщик B-29.

"Черный" четверг и "черный" вторник

1951 год стал для советских ВВС самым удачным в Корейской войне, именно тогда американцы потерпели самые болезненные поражения. Так, 12 апреля вошло в историю как "черный" четверг авиации США. В этот день американцы совершали массированный налет на мосты через реку Ялуцзян в районе Уйцзю. Уничтожить их должны были 48 бомбардировщиков B-29 "Superfortress" ("Суперкрепость"), которых сопровождали 76 истребителей прикрытия.

Против них действовали всего 44 МиГа. Впрочем, у них было и преимущество: американские самолеты сопровождения шли со скоростью бомбардировщиков - всего 700 километров в час - и на средней высоте в 7000 метров. Советские летчики встретили их на высоте 10 километров и спикировали на полной скорости под разными углами атаки. В результате были уничтожены 10 "Суперкрепостей" и три истребителя соперника. После этого руководство ВВС США почти месяц не рисковало отправлять за пределы 38-й параллели большие группы самолетов.

Еще одним "черным" днем для американской авиации стало 30 октября того же года. На этот раз бомбить корейский аэродром в Намси отправилась 21 летающая крепость, прикрывать которые должны были почти 200 истребителей разных типов. С советской стороны в бою приняли участие 44 МиГа, еще 12 машин остались в резерве прикрыть аэродромы. Судьбу сражения решило то, что заслон из истребителей F-86 опоздал с выходом - "Сейбры" планировали перехватить советские самолеты немного в другом районе, но просчитались. Защищать B-29 остались машины более низкого класса.

В итоге были уничтожены 12 бомбардировщиков В-29 и четыре истребителя F-84, американцы были обращены в бегство, а на аэродром Намси в тот день не упало ни одной бомбы. Советские летчики недосчитались одного МиГа. После этого боя руководство ВВС США отказалось от использования "Суперкрепостей" в дневное время и перевело их на ночные полеты.

Миг-15.

Американцы потерь не признают

Точных данных по общим потерям самолетов в воздушных боях Корейской войны нет до сих пор. Дело в том, что не каждую описанную летчиками победу можно было подтвердить фотоснимками или останками самолета противника. Советское командование приняло за правило вести строгую статистику, когда победа засчитывалась только при наличие таких доказательств. Асами называли летчиков, сбивших пять и более самолетов противника. И тут наши военные оказались сильнее американцев, лучшими асами Корейской войны стали капитан Николай Сутягин и полковник Евгений Пепеляев, уничтожившие 21 и 19 самолетов врага соответственно. У американцев высший показатель составил 16 советских машин.

Американцы бомбят железнодорожный мост.

По данным Сейдова, за время боевых действий в небе Кореи советские летчики провели 1872 воздушных боя, в которых сбили 1097 самолетов противника, из которых 642 истребителя F-86 и 69 бомбардировщиков B-29. Потери СССР в боях составили 319 самолетов МиГ-15 и Ла-11. Любопытно, что американские данные не просто отличаются от советских, но дают кардинально другую картину. Утверждается, что в воздушных боях они сбили более 700 МиГов, а сами потеряли только 147 самолетов! Столь грубая подтасовка фактов вызывает у специалистов лишь усмешку, видимо, американское командование очень хотело оправдать огромные военные расходы в глазах налогоплательщиков.

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до того практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953гг.) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделившей мир на советский и капиталистические лагеря.Однако шесть десятилетий назад за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира, отдали жизнь сотни советских лётчиков.

Если точнее, согласно официальной версии во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.


Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США, в конце концов, вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.

Кроме того, пулеметные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолетам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.


Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших 10 и более американских машин, было 13 человек.Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысячи человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались.Все они имели китайские документы без фотографий, носили форму китайских военнослужащих.Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости» - русские.


Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Кореей до сих пор не заключён) военный советник президента Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках.

В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские» могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

12 апреля 1951 года американцы назвали «чёрным четвергом». В воздушном бою над Кореей советским лётчикам удалось сбить 12 американских бомбардировщиков В-29, носивших название «сверхкрепостей» и считавшихся до этого практически неуязвимыми.

Всего же за годы Корейской войны (1950-1953) советскими асами было сбито 1097 самолётов американцев. Ещё 212 уничтожили наземные средства ПВО.

Сегодня коммунистическая Северная Корея воспринимается, как некий рудимент Холодной войны, некогда разделивший мир на советский и капиталистические лагеря. Однако шесть десятилетий назад сотни советских лётчиков отдали жизни за то, чтобы это государство сохранилось на карте мира.

Согласно официальной версии, во время Корейской войны погиб 361 советский военнослужащий. Ряд специалистов считает, что это заниженные данные, так как в список потерь не были включены те, кто скончался от ран в госпиталях СССР и Китая.

Данные о соотношении потерь американской и советской авиации сильно разнятся. Однако даже историки США безоговорочно признают, что потери американцев на порядок выше.

Объясняется это, во-первых, превосходством советской военной техники. Командование ВВС США вынуждено было признать, что бомбардировщики В-29 очень уязвимы перед огнём 23 и 37-мм пушек, которые находились на вооружении советских истребителей МиГ-15. Всего несколько попавших в бомбардировщик снарядов могли погубить его. Пушки, которыми вооружались «миги» (калибра 37 и 23-мм) имели значительно большую дальность эффективного огня, а также разрушительную мощь по сравнению с крупнокалиберными пулеметами В-29.

Кроме того, пулемётные установки, установленные на крылатых «крепостях», не могли обеспечить эффективный огонь и прицеливание по самолётам, которые атаковали на скорости сближения на уровне 150-160 метров в секунду.
Ну, и, конечно, значительную роль сыграл «человеческий фактор». Большинство советских лётчиков, принимавших участие в воздушных схватках, имели огромный боевой опыт, полученный в годы Великой отечественной войны.

Да, и в послевоенные годы обучению боевых лётчиков в СССР придавалось огромное значение. В результате, к примеру, генерал-майор авиации Николай Васильевич Сутягин за три года Корейской войны сбил 19 самолётов противника. Не считая трёх, гибель которых подтвердить не удалось. Столько же (19 подтверждённых побед) сбил Евгений Георгиевич Пепеляев.

Советских асов, сбивших десять и более американских машин, было 13 человек.
Средняя общая численность личного состава корпуса по состоянию на 1952 год составляла 26 тысяч человек. Поочередно сменяясь, в Корейской войне приняли участие 12 советских истребительных авиационных дивизий, 4 зенитных артиллерийских дивизии, 2 отдельных (ночных) истребительных авиационных полка, 2 зенитных прожекторных полка, 2 авиационные технические дивизии и 2 истребительных авиационных полка ВВС ВМФ. Всего в Корейской войне приняли участие около 40 тысяч советских военнослужащих.

Долгое время героизм и даже просто участие советских лётчиков в ожесточённых воздушных схватках в небе над Кореей тщательно скрывались. Все они имели китайские документы без фотографий и носили форму китайских военнослужащих.

Маршал авиации, прославленный советский истребитель Иван Кожедуб признавался в одном из интервью, что «вся эта маскировка была шита белыми нитками» и, смеясь, говорил, что на три года его фамилия стала ЛИ СИ ЦЫН. Однако во время воздушного боя лётчики говорили по-русски, в том числе с помощью «идиоматических выражений». Поэтому у американцев не оставалось никаких сомнений в том, кто воюет с ними в небе над Кореей.

Интересно, что официальный Вашингтон хранил молчание все три года войны о том, что за штурвалами большинства МиГов, в пух и прах разносивших «летающие крепости», - русские.

Спустя много лет после окончания горячей фазы Корейской войны (официально мир между Северной и Южной Кореей до сих пор не заключён) военный советник президента Гарри Трумэна Пол Нитце признался, что им был подготовлен секретный документ. В нём анализировалось, стоит ли разглашать прямое участие советских лётчиков в воздушных схватках. В итоге правительство США пришло к выводу о том, что делать этого нельзя. Ведь большие потери американских ВВС тяжело переживались всем обществом и возмущение от факта, что «виноваты в этом русские», могло привести к непредсказуемым последствиям. В том числе, к ядерной войне.

В небе Кореи

МиГ-15! Что за машина! Какие обводы, какая аэродинамика! Стремительность ввинчивания в воздух. Пару минут - и ты на высоте 5-ти километров! Послушный в управлении, верткий, надежный. Великолепный Самолет! Настоящий небесный житель! Для своего времени, настоящий шедевр! Только шедевр, военно-промышленного комплекса. Потому что это был лучший в мире истребитель превосходства в воздухе! Он был предназначен для войны. И ему её предоставили.

Предисловие

Корея, после Второй Мировой Войны, была разделена на два лагеря. Северная часть отошла Советскому Союзу, Южная - США. Лидером Северной Кореи (КНДР) стал Ким Ир Сен. Страна выбрала коммунистический путь развития, и активно поддерживалась СССР, как идеологически, так и материально.

Лидером Южной Кореи стал, напротив, антикоммунист, Ли Сын Ман, соответственно, поддерживаемый нашими бывшими союзниками - США.

Ким Ир Сен Ли Сын Ман

Оба руководителя стремились объединить Корейский полуостров под своим правительственным флагом. Особую горячность при этом проявлял Ким Ир Сен, рассматривая решение разрешить вопрос военным путем. Сталин не поддерживал в этом своего коллегу, но тем не менее, поставка советского вооружения в КНДР продолжалась. И в не малом объеме. Так что, Северная Корея, к концу 40-х, началу 50-х годов обладала серьезной военной мощью и сильной армией, управлению которой, помогали советские военные советники, прошедшие суровую школу Священной Войны...

Начало военных действий

Эти исторические события начались в 1950 г., когда 25-го июня, войска Северной Кореи и союзного ей Китая перешли границу южного соседа. В общем-то, для всех западных стран, в том числе и для США, это вторжение оказалось неожиданностью. Началась оккупация, и к середине августа было занято до 90% территории Южной Кореи.

США отправили свои войска на помощь Южной Корее, при поддержке других западных стран. Но к концу августа союзники были отброшены еще дальше. Лишь в сентябре Южная коалиция получила возможность контратаковать...

Война началась.

Секретная командировка. Прибытие.

Откликаясь на просьбу правительства КНР и КНДР, Советский Союз направил в Северо-Восточный Китай соединения истребительной авиации, на базе которых 14 ноября 1950 года был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС (командир корпуса генерал-майор авиации Иван Михайлович Белов).

И.М. Белов

Основная задача корпуса состояла в том, чтобы прикрыть от налетов авиации противника стратегические мосты через Ялуцзян, Супхун ГЭС на этой же реке, систему ирригационных плотин, коммуникации и аэродромы на территории КНДР в радиусе 75 километров от китайско-корейской границы.

мост через р. Ялуцзян

Супхун ГЭС

Состав авиакорпуса был непостоянным. Советское командование тогда могло использовать только один аэродром — Аньдун на корейско-китайской границе. На нем разместились 2 полка 28-й и 151-й авиадивизий ВВС СА. В конце ноября обе дивизии вместе с 5-й дивизией были объединены в 64-й истребительный авиакорпус.

По мере активизации военных действий состав 64-го авиакорпуса возрастал. В июле 1951 года вступил в строй новый аэродром на территории Китая — Мяогоу. Это позволило увеличить количество экипажей, привлекаемых для боевых действий, с 2 до 5 авиаполков и расширить круг задач: прикрывать коммуникации в Северной Корее на глубине до 75 километров от китайской границы {161}.

В сентябре 1951 года, например, 64-й истребительный авиакорпус включал 3 авиационные (151—, 303—, 324-я), 2 зенитные артиллерийские (87-я и 92-я) дивизии, имевшие на вооружении 85-миллиметровые пушки и 37-миллиметровые автоматические зенитные установки, радиолокационные станции обнаружения и орудийной наводки, и авиационно-техническую дивизию, 2 отдельных полка: «ночников», прожекторный (для обеспечения действий экипажей ночью и создания светового поля в районе переправ через реку Ялуцзян и на подходах к ним), госпитали и другие подразделения обеспечивающих служб.

37 мм и 85 мм зенитные пушки

В 1952 году корпус насчитывал около 26 тысяч человек. Такая численность личного состава сохранялась до окончания войны в Корее.

В этой «местечковой» войне, впервые в истории авиации, встретились в воздушном бою реактивные истребители. Это новая техника, новая тактика, новое искусство ведения воздушного боя. И встреча бывших союзников, сражавшихся против одного врага и победивших его. Воинов, прошедших через горнило воздушных схваток в небе Второй Мировой, на поршневых истребителях и получивших колоссальный боевой опыт.

В то утро облако пыли от реактивной струи северокорейского истребителя сразу было замечено американским пилотом. «Сейбр» перешел в пике, его летчику оставалось лишь выжидать, пока расстояние между истребителями не уменьшится до дистанции эффективной стрельбы.

Но, к удивлению американца, незнакомая для него машина вдруг резко ушла влево и вверх — даже на взлете она устойчиво держалась в воздухе. Пулеметная очередь лишь задела правее крыло, хлестнув по обшивке так, что та загремела, словно кожа туго натянутого барабана. И сейчас же над МиГом проскользнул выходящий из пике «Сейбр». Всего мгновение потерял американский летчик, но оно стало для него роковым. Безотказно сработали пушки МиГа, и на следующий день все газеты Соединенных Штатов сообщили о гибели в Северной Корее своего знаменитого аса майора Джорджа Эндрю Дэвиса Младшего. Сбил же его наш лётчик старший лейтенант Михаил Аверин из 2-й эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиаполка. Правда, в целях конспирации пришлось объявить, что американца сбил китайский пилот Чжан Цзи Хуай (кит.: 张积慧).

С тех пор появились песни и анекдоты о китайском лётчике Ли Си Цине.

Теперь уже не секрет, что за штурвалами корейских МиГ-15, под чужими, труднопроизносимыми именами, сидели наши, Советские летчики, одетые в китайскую форму. Бывшие асы прошедшей войны, сражались под другим флагом, за другую страну. На МиГ-ах, «привезенных с собой», из своей страны.

По личному указанию Сталина, был сформирован 64-й отдельный истребительный авиакорпус советских ВВС (ИАК) для отправки в Корею. Основной целью корпуса, ставилась ПВО стратегических объектов, находящихся на территории КНДР в радиусе 75 км от китайско-корейской границы.

Осенью 1950 г командование ВВС Советской Армии, приняло решение отправить в союзный Северной Корее Китай, в составе 64-го ИАК, 324-ю истребительную авиационную дивизию (ИАД), для переучивания на МиГ-15 корейских летчиков. Командиром дивизии был ни кто иной, как Трижды Герой Советского Союза, лучший советский воздушный Ас Второй Мировой Войны, Иван Никитович Кожедуб.


И.Н. Кожедуб

Все действующие лица прекрасно понимали, для чего формируется дивизия. Были подобраны командиры эскадрилий, которых утверждал сам Кожедуб. Были отправлены 31 МиГ-15, в разобранном виде, и через некоторое время эшелон доставил их в Дунфын, находящийся примерно в 200 км от корейской границы. Задача: собрать истребители, обучить корейских летчиков полетам на них, нести боевое дежурство одним звеном МиГ-15, подготовить своих летчиков к боевым действиям. Было предписано: переучить 60 корейских летчиков, после чего передать все МиГ-15 ВВС КНДР.

По свидетельству одного из самых результативных асов той войны, Героя Советского Союза, Евгения Георгиевича Пепеляева, корейские летчики были не готовы вести воздушный бой с современными истребителями.

Как в безоблачную погоду, так и за облаками. Так как не были этому обучены, что наглядно показали воздушные бои большинства корейских авиаполков МиГ-15 с истребителями Ф-86 «Сейбр» в Корее.

Позже на китайско-корейскую границу были отправлены 303-я ИАД, под командованием генерал-майора Лобова Георгия Агеевича. Попутно с несением боевого дежурства прибывшие летчики дивизии также переучивали летный состав союзников на новую технику.


Г.А. Лобов

Все привезенные самолеты были с опознавательными знаками ВВС КНДР. Весь личный состав получил китайское обмундирование без всяких знаков различия - синие брюки, куртку защитного цвета, фуражку и туфли. Из воспоминаний летчика 3-й АЭ Николаева А.Н.:

«Все мы были одеты в китайское обмундирование. Чины и звания различать было трудно, что упрощало отношение младших и старших. И это было очень хорошо. Не было такой скованности, какая обычно бывает в военной жизни. Да и потом, ведь мы были на войне, и это откладывало отпечаток на наше бытие».

Конечно, новая техника не была освоена в полной мере и нашим летным составом. Почти всем нашим летчикам, воевавшим в Корее на МиГ-15, пришлось учиться и осваивать приемы реактивного воздушного боя, непосредственно в схватках с хорошо подготовленным к этому противником. Тренировочные полеты, порой, так же не обходились без жертв.

Воздушные бои

Самый первый бой в корейском небе состоялся 1 ноября 1950 г. Тогда летчик, старший лейтенант Чиж, сбил на поршневом Ла-11 поршневой же F-51 «Мустанг». Уже через неделю, над рекой Ялуцзян, произошел первый в истории мировой авиации, воздушный бой между реактивными истребителями МиГ-15 (летчик Семен Хоминич) и F-80.

F-80 был сбит, Семен Хоминич вернулся на аэродром на своем МиГ-15 с незначительными повреждениями.

Основная задача 64 ИАК, его ИАД и их полков, была прикрытие от ударов с воздуха ГЭС на реке Ялуцзян, железнодорожного моста через эту же реку и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

30 октября 1651 года был совершен налет на эти объекты, в котором участвовало 40 бомбардировщиков Б-29 «Суперфортресс» (Суперкрепость), под прикрытием истребителей F-80 и F-84. Всего, около 100 самолетов.

Б-29 “ Суперфортресс “


F-84

Позже Американцы назвали этот день «Черным вторником». По разным данным, им навстречу вылетело 44-50 МиГ-15. В результате столкновения было сбито 12 - Б-29, 4 - Ф-84. Еще три Б-29 и F-84 были отнесены к предположительным победам. Лишь 2 МиГ-15 были повреждены в этом бою (летчики Абакумов и Яковлев). Вспоминает Евгений Пепеляев:

«Не помню, стрелок бомбардировщика или истребитель F-84 разбил фонарь и повредил двигатель самолета Яковлева. Летчик сажал самолет вне аэродрома, получил травмы тела и лица. После непродолжительного лечения летчик, капитан Яковлев убыл в Советский Союз».

После «Черного вторника» почти неделю в зоне МиГов не показывалось ни одного американского самолета. Так появилась воздушная зона, названная американцами «Аллея Мигов».


Через месяц, 5 Б-29 под прикрытием нескольких десятков новейших Ф-86, вновь попытались нанести удар в зоне действий МиГов. Они были перехвачены 16-ю МиГ-15. Все бомбардировщики были сбиты.

МиГи не понесли ни одной потери. Такой расклад сил дал понять западной коалиции, что принятые меры по прикрытию крепостей, не могут уберечь их от смертоносных атак. В результате противнику пришлось совсем отказаться от дневного применения Б-29.


Б-29 «Суперкрепость»

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

4 ПД Wright R-3350-23(23А) Сyclone 18

Мощность, л.с.

Максимальная скорость, км/ч

Крейсерская скорость, км/ч

Практическая дальность, км

Боевая дальность, км

Скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Экипаж,чел

Вооружение:

два 12,7-мм пулемета в каждой из четырех дистанционно управляемых турелей с электроприводами и три 12,7-мм пулемета или два 12,7-мм пулемета и одна 20-мм пушка в хвостовой турели.

«Аллея Мигов» стала зоной противостояний двух лучших образцов истребительной техники обеих сторон того времени. МиГ-15 и F-86 «Сейбр». Объективно говоря, без Ф-86, американская воздушная армия не имела бы никаких шансов в борьбе за превосходство в воздухе в этой зоне.


МиГ-15

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота самолета, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Топливо, л

Тип двигателя

Максимальная тяга

Максимальная скорость, км/ч:

на высоте

Практическая дальность, км

нормальная

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

одна 37-мм пушка Н-37Д боезапас 40 патронов) и
две 23-мм пушки НР-23КМ (2х80 патронов)
На двух подкрыльевых пилонах вместо ПТБ возможна подвеска бомб калибра 100 и 50 кг на бомбодержателях-замках БД2-48 МиГ.


F-86 «Сейбр»

Модификация

Размах крыла, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

пустого самолета

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Тип двигателя

1 ТРД General Electric J47-GE-13

Тяга, кгс

Максимальная скорость, км/ч

на высоте

Перегоночная дальность, км

Практическая дальность, км

Максимальная скороподъемность, м/мин

Практический потолок, м

Вооружение:

шесть 12,7-мм пулеметов М-3 (по 300 патронов на ствол)
возможна подвеска бомб до 454-кг или 4 ПУ НУР HVAR

Сравнивая боевые возможности этих машин, можно сказать, что характеристики истребителей были весьма близки. МиГ-15 имел преимущества в вертикальном маневре, большей скороподъемности по высоте и вооружению, но уступал в горизонтальном маневре и дальности полета. Авионика на Ф-86 тоже была совершенней. Вследствие этого, успех зависел только от мастерства и смелости летчиков, выбора режима и маневра, и взаимодействия с группой. Правда, серьезным недостатком МиГа были плохие штопорные характеристики, что особенно сказывалось, если им управлял неопытный летчик. Между тем, советские летчики сумели одержать победу.

Были и асы, которые сбили 5 и более самолетов противника. Самым результативным асом был Николай Васильевич Сутягин, который сбил 22 самолета противника. Этот Ас сбил в своих первых двух боях три самолета противника, из которых два - «Сейбра»!


Н.В. Сутягин

На счету Николая Сутягина 15 F-86 "Сейбр", 2 F-84 "Тандерджета", 2 F-80 "Шутинг стар" и 2 английских Глостер "Метеора".

Второй, по результативности Ас, Евгений Георгиевич Пепеляев сбил 19 самолетов. (По некоторым данным этот Ас был первым по результативности: 23 самолета) Благодаря Евгению Георгиевичу, Советскому Союзу удалось получить новенький «Сейбр», который он слегка повредил в одном из боев, и «дожал» его до территории, занятой КНДР. Самолет был отправлен в СССР и тщательно изучен.

Были получены ценные технические сведения и ряд новых технологий.


Е.Г. Пепеляев

По некоторым данным, Н.В. Сутягин и Е.Г. Пепеляев, являются самыми результативными асами реактивной воздушной войны, опережая всех западных летчиков.

Стоит так же отметить капитана Щукина Льва Кирилловича - 15 сбитых самолетов. Майора Оськина Дмитрия Павловича - 15 сбитых самолетов. Всего насчитывается 54 Советских Асов корейской войны. 22 летчика 64-го ИАК получили звание Героя Советского Союза.

Итоги

За три года войны, летчики 64-го ИАК сбили всего 1106 самолетов противника, из них 650 - F-86 «Сейбр» и потеряв 335 - МиГ-15. При этом большой процент наших потерь техники происходил при посадке, из-за неудобного подхода с суши, т.к. со стороны моря заход контролировался «Сейбрами» со своей территории. Обычно такие происшествия обходились без потерь летного состава. Победа была обусловлена не только прочной конструкцией «самолета-солдата» МиГ-15, но и мастерством летчиков, наработавших опыт на поршневых машинах во время Второй Мировой Войны. К слову добавлю, что в этой войне асами стали 12 китайских летчиков и ни одного корейского.

Я сознательно не стал приводить в этой статье данные американской стороны, так как и сами участники корейского конфликта со стороны западной коалиции сомневаются в их достоверности.

Фамилия, Имя, Отчество

Общее число
заявленных побед

Боевых
вылетов

Воздушных
боёв

17-й ИАП, 303-я ИАД.

19 (19 + 0) + 4 н/п

196-й ИАП, 324-я ИАД.

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

14 (13 + 1) + 3 повреди

Ещё 2 (2 + 0) + 1 повредил в ВОВ.

13 (13 + 0) + 1 повредил

Ещё 13 (3 + 10) в ВОВ.

Шеберстов Константин Яковлевич

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

Ещё 15 (12 + 3) в ВОВ.

11 (11 + 0) + 2 н/п

Ещё 1 (0 + 1) в ВОВ.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

176-й ГвИАП, 324-я ИАД.

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

Ещё 4 (?) в ВОВ.

176-й ГвИАП, 324-я ИАД.

9 (9 + 0) + 3 подбил

518-й ИАП, 216-я ИАД.

Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ.

Ещё 2 (0 + 2) в ВОВ.

8 (8 + 0) + 2 н/п

Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ.

8 (8 + 0) + 1 подбил

17-й ИАП, 303-я ИАД.

7 (7 + 0) + 1 н/п

913-й ИАП, 32-я ИАД.

7 (7 + 0) + 2 подбил

16-й ИАП, 97-я ИАД.

Ещё 32 (23 + 9) в ВОВ.

196-й ИАП, 324-я ИАД.

Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ.

Заплавнев Иван Митрофанович

Ещё 4 (4 + 0) в ВОВ.

Ещё 8 (8 + 0) в ВОВ.

7 (7 + 0) + 1 н/п

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ.

7 (7 + 0) + 1 н/п

196-й ИАП, 327-я ИАД.

7 (7 + 0) + 2 подбил

878-й ИАП, 216-я ИАД.

Ещё 6 (4 + 2) в ВОВ.

Ещё 2 (?) в ВОВ.

6 (6 + 0) + 1 н/п

Ещё 11 (10 + 1) в ВОВ.

6 (6 + 0) + 2 подбил

Погиб 26.10.1951 г.

Ещё 15 (15 + 0) в ВОВ.

Берелидзе Григорий Нестерович

5 (5 + 0) + 1 подбил

224-й ИАП, 32-я ИАД.

5 (5 + 0) + 1 подбил

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Сиськов Борис Николаевич

5 (5 + 0) + 1 подбил

224-й ИАП, 32-я ИАД.

196-й ИАП, 324-я ИАД.

525-й ИАП, 303-я ИАД.

Гончаров Николай Михайлович

176-й ГвИАП, 324-я ИАД.

Погиб 28.11.1951 г.

Муравьёв Виктор Григорьевич

196-й ИАП, 324-я ИАД.

5 (5 + 0) + 1 н/п

196-й ИАП, 324-я ИАД.

Башман Анатолий Тарасович

148-й ГвИАП, 97-я ИАД.

Бычков Сергей Степанович

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Погиб 6.01.1952 г.

Ещё 36 (10 + 26) в ВОВ.

5 (5 + 0) + 4 подбил

821-й ИАП, 190-я ИАД.

Ещё 5 (5 + 0) в ВОВ.

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

Лепиков Василий Петрович

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

4 (4 + 0) + 1 подбил

676-й ИАП, 216-я ИАД.

Бабонин Николай Васильевич

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

523-й ИАП, 303-я ИАД.

Яковлев Иван Иванович

Погиб 30.01.1952 г.

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ

Ещё 7 (7 + 0) в ВОВ.

Тюляев Иван Иванович

4 (4 + 0) + 1 н/п

523-й ИАП, 303-я ИАД.

Погиб 5.12.1951 г.

Ещё 15 + 8 в ВОВ

Плиткин Анатолий Алексеевич

Ещё 1 (1 + 0) в ВОВ.

Погиб 11.07.1951 г.

Акимов Александр Иванович

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

Балабайкин Александр Михайлович

Ещё 2 (1 + 1) в ВОВ.

Шавша Игорь Иванович

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

Михеев Виктор Семёнович

4 (4 + 0) + 3 подбил

Ещё 3 (2 + 1) в ВОВ.

4 (4 + 0) + 2 подбил

676-й ИАП, 216-я ИАД.

17-й ИАП, 303-я ИАД.

3 (3 + 0) + 1 подбил

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Ещё 17 (15 + 2) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 2 подбил

Ещё (17 + 2) в ВОВ.

Лазарев Владимир Алексеевич

Ещё 2 (2 + 0) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 2 н/п

Ещё 22 (22 + 0) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 1 подбил

Ещё 6 (6 + 0) в ВОВ.

3 (3 + 0) + 5 подбил

Ещё 9 (9 + 0) в ВОВ.

Ещё 5 (5 + 0) в ВОВ.

17-й ИАП, 303-я ИАД.

Герасименко Николай Иванович

Ещё 3 (3 + 0) в ВОВ.

Перекрест Алексей Иосифович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Ещё 11 (10 + 1) в ВОВ.

Михайлов Павел Михайлович

Орлов Павел Иванович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Богатырёв Иван Филиппович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Мазнев Александр Фёдорович

18-й ГвИАП, 303-я ИАД.

16-й ИАП, 97-я ИАД.

Гречко Иван Филиппович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Ещё 25 (24 + 1) в ВОВ. Погиб 29.06.1953 г.

Ещё 13 (12 + 1) в ВОВ.

Ещё 19 (17 + 2) в ВОВ.

Ещё 26 (?) в ВОВ.

Ещё 16 (16 + 0) в ВОВ.

Свинтицкий Алексей Александрович

Ещё 2 (1 + 1) в ВОВ.

Ещё 14 (14 + 0) в ВОВ.

Бондаренко Валентин Романович

29-й ГвИАП, 50-я ИАД.

Иванов Александр Николаевич

Погиб 11.03.1952 г.

Погиб 1.06.1951 г.

2 (2 + 0) + 2 подбил

2 (2 + 0) + 2 подбил

1 (1 + 0) + 1 подбил

Ещё 15 (13 + 2) в ВОВ.

Ещё 24 (21 + 3) в ВОВ.

Ещё 37 (16 + 21) в ВОВ.

28-й ГвИАП, 151-я ИАД.

12 апреля 1951 года в истории американской авиации получило название чёрного четверга. Такое большое количество стратегических бомбардировщиков в одном воздушном бою американцы не теряли с тех пор, как закончилась вторая мировая война .

Боевые действия между Северной и Южной Кореей начались 25 июня 1950 года. Эта война продолжалась ровно три года и один месяц. Соединенные Штаты действовали в Корее открыто, под флагом ООН на стороне Южной Кореи, а Советский Союз – негласно на стороне КНДР.

Вооруженные силы США в этом конфликте были представлены всеми родами войск, куда входили несколько сот тысяч военнослужащих. Советские вооруженные силы – лишь одним отдельным истребительным авиакорпусом, куда, впрочем, кроме авиационных частей, входили несколько зенитно-артиллерийских дивизий, несколько зенитно-прожекторных полков и несколько радиотехнических батальонов локаторщиков.

Кроме этого, в частях вооруженных сил КНДР и китайских народных добровольцев, которые также активно принимали участие в этой войне, находилось две-три сотни наших военных советников и несколько военных госпиталей.

В боевых же действиях активно участвовали только зенитчики и летчики, которые в составе 64-го истребительного авиакорпуса противостояли мощной 5 воздушной армии и авиации их союзников – Австралии, Канады, Англии, Южной Кореи , Южной Африки. Боевые действия советские летчики 64-го истребительного авиакорпуса начали 1 ноября 1950 года на реактивных истребителях МиГ-15 конструкции Микояна и Гуревича.


МиГ-15 с опознавательными знаками КНДР

С этого момента безраздельному господству в воздухе американцев и их союзников пришел конец. В этой воздушной войне участвовали лучшие самолеты с обеих сторон, впервые отрабатывались новые тактические приемы ведения воздушной войны на реактивной технике.

Уже первые схватки в небе доказали, что американские реактивные самолёты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают МиГ-15 по скорости, скороподъёмности и вооружению. Бои заканчивались их бегством.

Чтобы исправить ситуацию, в начале 1951-го ВВС США срочно направило на Корейский полуостров новейшие истребители - F-86 Сейбр. Уступая МиГу в скороподъёмности и удельной тяге, они превосходили его в манёвренности, большей дальности полёта и в наборе скорости при пикировании.

Но МиГ-15 обладал преимуществами в вооружении: три пушки (две калибра 23 мм и одна 37 мм) с прицельной дальностью 800 м против 6 пулемётов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 м. Впрочем, МиГам приходилось иметь дело в воздухе не только с американцами, но и с военными других стран, выступавшими под флагом ООН .

Так, свои военные силы предоставила и Австралия. Однако боевые качества австралийских лётчиков и техническое оснащение их самолётов было таково, что уже после первых свиданий с советскими асами из шестнадцати машин уцелело лишь четыре.


F-86 Сейбр

Советский щит над корейским небом вынудил американцев снизить активность боевых действий мелких групп истребителей-бомбардировщиков. Прекратились дневные полёты разведчиков и бомбардировщиков. Наступил период воздушных боёв крупных групп истребителей F-86 с МиГами.

Один из самых массовых налётов американской авиации произошёл 12 апреля, в так называемый Чёрный четверг 1951 года, когда американцы пытались бомбить железнодорожный мост через реку Ялуцзян у населённого пункта Сингисю.

Это была единственная железнодорожная магистраль, по которой снабжались северокорейские войска.


B-29

В схватке участвовало более сорока бомбардировщиков B-29. Это огромная машина, способная нести более 9 тонн бомбовой. Её оборонительоне вооружение вкючало полторы дюжины крупнокалиберных пулеметов. Именно такой самолет сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. B-29 действовали действовавших под прикрытием сотни истребителей F-80 и F-84, разбитых на мелкие группы. Кроме того, в налёте участвовали группы сковывающих истребителей F-86, насчитывавшие в общей сложности около пятидесяти самолётов.

На отражение этого налёта с аэродрома Аньдунь было поднято 36 МиГ-15 из состава 324-й Свирской авиадивизии, которой командовал Иван Никитович Кожедуб.

Бой проходил на высоте 7-8 тыс. м в течение 20 минут. МиГ-15 парами и четвёрками атаковали группы B-29, не обращая внимание на группы сопровождения. В итоге было сбито 14 американских самолётов - 10 B-29 и четыре Сейбра.

Хотя американцы имели трехкратный численный перевес, бой 12 апреля обернулся для них полным разгромом, в небе над Ялуцзяном раскрылись десятки парашютных куполов, экипажи американских бомбовозов пытались спасти свои жизни, впереди их ждал плен. Два советских самолёта были повреждены, но вскоре, устранив неполадки, их вернули в строй. Всего в этом бою через реку смогли прорваться лишь три американских самолёта. Они сбросили три шеститонные радиоуправляемые бомбы, взрыв от которых повредил одну из опор моста, но уже через несколько дней стратегически важный мост был восстановлен. В американских ВВС на целую неделю был объявлен траур по погибшим лётчикам.

Самый результативный ас Корейской войны Евгений Пепеляев (1918-2013)

В Корее асами стали 46 советских летчиков. В общей сложности эта полусотня пилотов сбила 416 самолетов противника. Лучшим советским асом Корейской войны считается командир 196-го ИАП 324-й авиадивизии подполковник Евгений Георгиевич Пепеляев, прекрасный командир, превосходный летчик истребитель и верный старший друг своим подчиненным.

Известно, что когда в одном из боев был сбит и погиб его ведомый, старший лейтенант Валерий Ларионов, Пепеляев не задумываясь переписал на его счет три своих победы.

Таким образом официальное число сбитых молодым летчиком самолетов противника достигло пяти, и Ларионов посмертно получил звание Героя Советского Союза, что гарантировало его вдове, оставшейся с грудным ребенком на руках, обширные льготы.

Вместе с этими тремя, число самолетов противника, уничтоженных Пепеляевым в небе над Корейским полуостровом достигает 23 штук (1 F-80, 2 F-84, 2 F-94, 18 F-86).

Николай Васильевич Сутягин (5 мая 1923 - 12 ноября 1986) - Герой Советского Союза, Заслуженный военный лётчик СССР , генерал-майор авиации.

Лучший американский ас, капитан Джозеф Кристофер Макконел-младший, может похвастаться только 16 сбитыми самолётами.

На втором месте среди наших асов – капитан Николай Сутягин из 17 ИАП с 21 победой. 64-й истребительный авиакорпус вёл боевые действия на территории Кореи почти три года.

В общей сложности за это время было сбито 1525 самолётов противника, 1099 из них были сбиты силами авиации.

Советские потери составили 319 самолётов МиГ-15 и Ла-11. В боях погибло 120 лётчиков.

Многие из погибших наших летчиков были в основном похоронены на территории Китая , вечная им память !

Пост подготовлен по материалам Русского Портала