Спортивная этика: Первый шаг к решению допинговых скандалов. Спортивная этика как наука Принципы спортивной этики

Правила спортивной этики и «Fair Play»

Важным регулятором отношений, связанных с организацией и проведением физкультурных и спортивных мероприятий, являются этические нормы. Так, поведение участников физкультурно-спортивного движения, в том числе спортивных организаций, их руководителей, менеджеров, спортсменов, тренеров, тренеров-преподавателей, инструкторов-методистов, спортивных врачей, спортивных судей, других специалистов сферы физической культуры и спорта, спортивных болельщиков и зрителей, а также представителей спортивных властей, должно, помимо прочего, определяться социальными нормами, основанными на общепризнанных нравственных принципах, и этическими правилами. Например, в соответствии с

ч. 2. cm. 24 Федерального закона о спорте одна из обязанностей спортсменов - соблюдать этические нормы в области спорта.

В связи с этим, укрупнено говоря, названные лица должны придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе», распространяющегося и на спортивную сферу .

В 1995 г. в Лозанне (Швейцария ) состоялась первая Международная конференция по спорту и окружающей среде. Ее организаторами были Международный олимпийский комитет (МОК) и Организация Объединенных Наций (ООН) в рамках Программы по охране окружающей среды (ЮНЕП). На этой конференции 120 делегатов представляли разные страны, структуры ООН, неправительственные организации пяти континентов, промышленный сектор и олимпийскую семью.

На конференции было отмечено, что 3 млрд человек, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс. При этом более 1 млрд человек из городского населения проживают в условиях угрожающих здоровью уровней воздушных загрязнений, что для тех, кто активно занимается спортом, особенно опасно.

В связи с этим Комиссия по спорту Евросоюза запланировала принятие Кодекса устойчивого развития в спорте, причиной разработки которого стала необходимость гарантировать возможно большему числу людей такие оптимальные условия для занятий спортом, которые были бы им полезны. Речь идет в первую очередь о сохранении чистой и здоровой окружающей среды.

Взаимоотношение спорта и окружающей среды в рамках потребности устойчивого развития определены МОК в документе Agenda 21. В нем спорт рассматривается как одна из возможностей отыскания путей и основ, гарантирующих защиту окружающей среды.

В свете этого специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта совместно с представителями Федерации парусного спорта России разработали Кодекс поведения спортсменов во время проведения тренировок и соревнований по парусному спорту, подготовке материальной части при организации отдыха в естественной природной среде 1 .

Регламент разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом РФС, Этическим кодексом и иными документами ФИФА.

Регламент содержит перечень основных правил поведения и требований к официальным лицам, основанных на общепризнанных нравственных принципах, а также устанавливает порядок деятельности Комитета РФС по этике, определяет его компетенцию по рассмотрению нарушений указанных норм и применению наказаний.

Согласно ст. 1 Регламента официальным лицом признается облеченное полномочиями должностное лицо, выполняющее организационнораспределительные или административно-хозяйственные функции в следующих субъектах футбола: РФС, лиги, клубы, члены РФС, в том числе (но не ограничиваясь этим) руководители указанных организаций (член коллегиального исполнительного органа, единоличный исполнительный орган и т.п.), члены органов управления указанных организаций, а также члены комитетов, комиссий, советов и иных аналогичных органов указанных организаций, футбольные судьи и их помощники, инспекторы матчей, делегаты и комиссары матчей, тренеры, врачи, начальники футбольных команд, администраторы футбольных команд, пресс- атташе и иные физические лица, отвечающие за технические, медицинские, административные аспекты деятельности указанных организаций.

Статья 3 Регламента закрепляет следующие обязанности официальных лиц:

  • 1) соблюдать основные правила поведения, установленные Регламентом, документами ФИФА, УЕФА, РФС;
  • 2) предоставлять по запросу необходимую информацию Комитету РФС по этике либо в организацию, действующую по их поручению, а также сотрудничать с ними по всем рассматриваемым вопросам;
  • 3) выполнять иные обязанности, предусмотренные Регламентом, документами ФИФА, УЕФА, РФС;
  • 4) исполнять решения Комитета РФС по этике;
  • 5) по вызовам названного Комитета являться на его заседания.

До того как быть избранным, официальные лица должны исключить свои личные интересы, связанные с их дальнейшей деятельностью в футболе.

Официальным лицам запрещается злоупотреблять или пользоваться своим статусом, извлекать выгоду, ведущую к конфликту интересов, при котором возникает противоречие между личной заинтересованностью официального лица и законными интересами третьих лиц, способное привести к причинению вреда гражданам, организациям, обществу и государству.

Официальные лица должны осознавать значение своих обязанностей, а также ответственность, связанную с их невыполнением.

Основными правилами поведения официальных лиц, закрепленными в Регламенте, являются следующие.

1. Поддержание деловой репутации.

Официальные лица обязаны честно и добросовестно выполнять обязанности, своими действиями не причинять вреда деловой репутации ФИФА, УЕФА, РФС, членов РФС, лиг, клубов и не нарушать принципов честной игры.

2. Лояльность и конфиденциальность.

Официальные лица обязаны проявлять лояльность в отношении ФИФА, УЕФА, РФС, членов РФС, лиг и клубов, а также деятельности данных организаций, т.е. воздерживаться от любых действий, способных нанести ущерб их деловой репутации.

Официальные лица обязаны не разглашать конфиденциальную информацию, полученную ими при исполнении своих обязанностей. Обнародование информации и мнений должно осуществляться без нанесения ущерба деятельности ФИФА, УЕФА, РФС и других субъектов футбола.

3. Отношение к политической деятельности.

Официальные лица при исполнении служебных обязанностей не могут в связи со своей деятельностью в футболе и в период такой деятельности пропагандировать или иным образом публично выражать свое отношение к какой-либо политической партии, политическим движениям и иным общественным объединениям, преследующим политические цели.

Официальные лица должны оставаться политически нейтральными в соответствии с принципами и целями ФИФА, УЕФА, РФС, а также вести себя в соответствии со своим особым публичным статусом и принципами деловой этики, воздерживаться от каких-либо политических заявлений.

4. Запрет на участие в футбольном тотализаторе.

Официальные лица обязаны воздерживаться от прямого или

косвенного участия в азартных играх, а также делать ставки и участвовать в деятельности букмекерских контор и тотализаторов, связанных с проведением футбольных матчей, организуемых или проводимых под эгидой ФИФА, УЕФА и РФС.

5. Честная спортивная борьба.

Официальным лицам запрещается вступать в сговор между собой или с какими-либо иными лицами в целях оказания воздействия на честный результат спортивного соревнования.

6. Запрещение дискриминации.

Официальные лица должны проявлять толерантность к людям вне зависимости от их пола, национальности, вероисповедания, политической ориентации, проявлять уважение к обычаям и традициям народов России и других стран, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий.

7. Прием подарков, коммерческий подкуп и комиссионные.

Официальным лицам при исполнении служебных обязанностей

не разрешается принимать от третьих лиц подарки и прочие блага, ценность которых превышает культурную традицию (или установленный РФС предел). В случае сомнений подарки должны быть отклонены. Прием подарков в виде наличных денег любой суммы строго запрещен.

При исполнении служебных обязанностей официальные лица могут дарить подарки и прочие блага в соответствии с культурными традициями третьей стороны.

Коммерческий подкуп официальных лиц запрещен. Любые подарки, которые предлагаются, обещаны или отправлены им в целях подстрекательства, нарушения обязанностей или нечестного поведения ради интересов третьих лиц, запрещены.

Официальным лицам запрещено получать комиссионные за переговоры, сделки при исполнении служебных обязанностей без разрешения на то органа, в состав которого они входят или который их назначил (избрал).

Важным документом, регламентирующим международные спортивные соревнования, является Кодекс спортивной чести - «Fair Play».

«Fair Play» - это свод правил, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, врачи, судьи и другие лица, участвующие в системе соревнований. Основные правила честной игры, не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное - не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственной слабости. Согласно кодексу, необходимо строго соблюдать регламент и правила соревнований, не допускать мошенничества, запрещенных приемов, грубости, не использовать запрещенные препараты и т.д.

Международное движение «Fair Play» существует 50 лет. Его координирует Международный комитет «Fair Play» (основан в 1964 г.) - общественное объединение, получившее признание МОК и ЮНЕСКО. Его основателем и первым президентом был выдающийся теннисист середины XX в. Жан Боротра (Франция). Комитет совместно с

Международной ассоциацией борьбы за спорт без насилия и Международным фондом борьбы с насилием в спорте создали совместный консультативный орган под названием «Международное содружество борьбы с насилием в спорте и пропаганды честной игры».

Международный комитет «Fair Play» провозглашает в своем манифесте: концепция этой организации является неотъемлемой частью спорта. Без принципов честной игры спорт существовать не может. Принципы «Fair Play» являются необходимой частью олимпийской идеи Пьера де Кубертена - олимпизма.

Для поощрения рыцарского поведения спортсменов стали широко применяться различные награды. Присуждает их Международный комитет «Fair Play». Одна из наград называется «Трофей Пьера де Кубертена за благородный жест». Вторая награда Международного комитета - «Трофей Пьера де Кубертена за благородство на протяжении спортивной карьеры».

Олимпийский комитет России входит в Международный комитет «Fair Play» с 1992 г. В 1993 г. высшей награды комитета был удостоен трехкратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе Александр Медведь .

Европейское движение «Fair Play » существует уже почти 20 лет. Движение включает 32 члена, в том числе и Россию .

Международная олимпийская академия стремится «быть стражем олимпийского духа», который предполагает соблюдение в спорте правил честности, справедливости, благородства, взаимного уважения, стремится привлечь внимание участников сессий и семинаров к олимпийскому идеалу «Fair Play». Лекции и доклады на этих сессиях посвящены двум группам вопросов: теоретической концепции честной игры; средствам, формам и методам формирования поведения, соответствующего принципам «Fair Play» .

В соответствии с п. 23.2 Регламента СОГАЗ-чемпионата России по футболу среди команд клубов Премьер-Лиги сезона 2013-2014 гг., утвержденного Исполкомом Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз» (РФС) 28 июня 2013 г. (далее - также Регламент), матчи проводятся в соответствии с принципами «Fair Play», определяемыми ФИФА. А в силу п. 15.6 Регламента назначенный Российской футбольной Премьер-Лигой на матч делегат, отвечающий за вопросы организации и проведения матча, обязан оценить организацию и проведение матча в зачет системы «Fair Play».

В 1985 г. министрами Европы, ответственными за спорт, принят Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе »*.

В основные принципы Кодекса заложены соображения этического характера, направленные на соблюдение справедливой игры, которые являются неотъемлемой частью всей спортивной деятельности, спортивной политики, политики управления и применяются во всех сферах как рекреационной, так и спортивной деятельности. Кодекс обеспечивает прочную этическую основу для борьбы с отрицательными проявлениями в современном обществе, которые подрывают традиционную основу спорта - основу, построенную на справедливой игре, товариществе.

Многие положения этических кодексов и других аналогичных документов не являются императивными и носят главным образом рекомендательный характер. Однако отказ следовать этическим нормам, помимо прочего, может нанести серьезный ущерб имиджу спортсмена, тренера, судьи, спортивной организации, другого субъекта спортивной сферы, даже государства, и стать куда более болезненным, чем меры юридической ответственности.

  • См.: Радченко Л., Матвеев С., Когут И. Проблема этики в современном олимпийском спорте // Наука в Олимпийском спорте. Украина. 2007.
  • См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. П.В. Крашенинникова. М: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013. С. 229-230.
  • http://www.rfs.ru
  • См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения. С. 225-228.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

e-mail: [email protected]

Практически без всяких оговорок мы можем говорить, что спорт занимает значимое место в жизни современного человека. Это утверждение справедливо как в отношении занимающихся спортом, так и тех, кто им не занимается. Спорт во втором случае неизбежно вторгается в жизнь через экраны телевизоров в новостных сообщениях с чемпионатов и олимпиад, символику на улицах городов и даже спортивную одежду, ставшую для многих повседневной. Спорт сливается с повседневностью широких масс людей как практика и как зрелище, во многом оставаясь неизвестным феноменом в своей профессиональной части и прозрачным во внешней, зрелищной, а также повседневной, представленной любительским спортом. Возможны и другие важные и фундаментальные оппозиции уже в первом подходе к изучению спорта, однако мы остановимся на первом утверждении о близости спорта к жизни людей, поскольку даже в небольшой исторической перспективе здесь возникает проблема.

Конечно, речь должна идти о возникновении спорта в том его виде, каким он является сейчас. Целый ряд исследователь отмечает, что спорт в его современном виде возникает в Англии ХУШ-Х1Х веков. Кристиана Айзенберг анализирует ситуацию того времени, связанную с наймом спортсменов высшими слоями общества для участия в состязаниях: «... богатые джентльмены брали на службу и посылали на состязания бегунов, боксеров и наездников. Это не было способом удовлетворения потребности в сословном представительстве, как у представителей знати континентальной Европы, которые посылали так называемых «предшественников», чтобы занять место для своих паланкинов или карет. Приглашение атлетов для работы было в гораздо большей степени реакцией на неформальное принуждение к трате денег»1. С позиции Т. Веблена, на которого опирается процитированный нами автор, спорт рождается из необходимости демонстративной траты и потребления благ, служившего показателем социального статуса. С сугубо культурной точки зрения спорт являлся зрелищем, развлечение для ограниченного социального слоя общества - аристократии. И это было нечто новое по сравнению с родственными феноменами рыцарских турниров средневековья или уходящих с исторической эпохи дуэлей, сменившихся боксом как средством самозащиты и благородным способом решения споров.

То же, что касается этики в возникшем явлении, то очевидно в среде аристократии заключаемые на исход поединков и соревнований пари регулировались принятыми в высшем сословии нормами. В среде же самих спортсменов, по словам К. Айзенберг, таких норм еще не возникло, поскольку они стремились к наибольшей выгоде, то прибегали к различным уловкам, чтобы обмануть своих нанимателей и побольше заработать. Как раз такое поведение спортсменов привело к необходимости создания правил и норм в этом виде деятельности: «Такая коррупционная практика вынудила джентльменов принять меры для регулирования и организации спорта. В боксе в 1740-е годы были приняты так называемые правила Броутона, в которых, чтобы уберечь атлетов (или вложенные в тренировки капиталы), предписывалось использовать перчатки с мягкой подкладкой за-

Белгородский государственный институт искусств и культуры

В.О. МЕЗИНОВ

В статье рассматривается проблема возникновения и развития спорта как специфического феномена культуры Нового времени. Этика спорта анализируется в сравнении с трудовой этикой, а также влиянием на спорт политики и войны.

Ключевые слова: спорт, этика, политика, война, борьба.

1 Айзенберг К. Спортсмен / / Логос 3(54) 2006. - С.4-5.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

прещались удары ниже пояса; кроме того, в них были зафиксированы общие условия состязаний и боксерам запрещалось заключать явные пари на собственные бои. Примерно в это же время, около 1750 года, возник Жокейский клуб как объединение хозяев конюшен беговых лошадей, заводчиков и других имеющих отношение к состязаниям аристократов, которые вскоре издали правила скачек...»2. Иными словами регламентация спорта и отношений в нем была в определенном смысле внешней, связанной с защитой интересов нанимателей атлетов.

Вместе с тем, останься спорт таким, развлечением для узкого круга аристократии, он никогда не стал бы частью повседневности для широких масс. Уже в середине XIX века спорт становится интересен для зарождающегося и быстро развивающегося среднего класса, который стремился подражать аристократии и желал приобщиться к показному потреблению. При этом спорт становится более доступным и все более разнообразным: «Если знатные джентльмены XVIII века занимались преимущественно скачками, крикетом и боксом, то новопришедшие представители третьего сословия «изобрели» большое число других видов спорта: греблю, плавание, легкую атлетику, гольф, лаун-теннис, борьбу, конькобежный спорт и т.д.»3. Приход в спорт буржуазии меняет также ценностные смыслы и этические нормы, поскольку спорт как развлечение становится все более «серьезным» делом. Спорт приобретает в широком смысле педагогические коннотации: «. джентльмены буржуазного происхождения рассматривали свой спорт не только как развлечение и возможность для заключения пари и общения, но и как повод к физическим упражнениям. Связанные с этим теории о «здоровом духе и здоровом теле», о мужественности и о «мускулистом христианстве» стали ядром воспитания в так называемых Public Schools элитных интернатах, университетах Оксфорда и Кембриджа, а также христианского воспитания молодежи»4. К. Айзенберг пишет о преемственности спортивной этики при изменении социального и классового состава самого спорта и, в частности, сохранении ценности благородства. Спортсмен становится атлетом, человеком с совершенным телом, но также исключительными моральными качествами, благородства, беспристрастности, самодисциплины. Из перечисленного качества благородства и беспристрастности, безусловно, аристократического «происхождения», другие являются новыми и буржуазными по своей природе. Особенно дисциплина, которая приходит в спорт далеко не сразу. Долгое время спортсмены не знали регулярных тренировок, самодисциплины в подготовке к соревнованиям и в жизни. Сложный вопрос о беспристрастности, столь ценившейся в аристократических кругах. Делавший ставки должен был принимать проигрыш невозмутимо. В последующем спортсмены могли следовать этой норме в силу своего происхождения и воспитания, но в самом спорте эта норма не стала строгой и общеобязательной.

Другое дело с самодисциплиной и дисциплиной вообще. Она стала общеобязательной и распространилась на все виды спорта. Тем более что дисциплинированность соответствовало трудовой и предпринимательской этике капитализма. М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» проанализировал этические истоки капитализма и среди них дисциплина занимает важное место. Христианская аскеза протестантских сект трансформируется в самодисциплину, выражающуюся в нескольких аспектах: «Морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к «святой жизни». И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения. Ибо «вечный покой» ждет «святых» в потустороннем мире, в земной жизни человеку, для того чтобы увериться в своем спасении, должно делать дела пославшего его, доколе есть день. Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумно-

2 Айзенберг К. Спортсмен // Логос 3(54) 2006. - С.5.

3 Там же. С.6.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

жению славы Господней согласно недвусмысленно выраженной воле Его. Следовательно, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени»5.

Наслаждение богатством и бесполезная трата времени выступают извращенным подобием мира потустороннего как вечного блаженства, которого земной человек еще не заслужил. Его жизнь должна состоять, напротив, из постоянного труда и забот о хлебе насущном. Точно также и для спортсмена, особенно во время соревнований, ценна не только каждая минута, но нередко секунда, отделяющая от победы. Не менее жестко регламентирована и остальная его жизнь. Если для протестантизма и формирующейся трудовой этики ценна каждая минута жизни для подтверждения «призвания», то для спортсмена это также верно. Спортивная аскеза и есть самодисциплина, также как представление о призвании. Следовательно, мы можем предположить родственность «духа капитализма» и «духа спорта». Трудовой этики капитализма и спортивной этики, объединенных аскезой - дисциплинированностью, а также состязательностью. С этой точки зрения возникновение современного спорта в Англии обоснованно. Наиболее развитая европейская культура эпохи Нового времени создает спорт, который являлся частью общего процесса, наряду с формирование промышленности и трудовой этики, возникновением буржуазии и пролетариата и целого ряда других.

Норберт Элиас в связи с этим предлагает различать спорт в широком смысле, как явление мировой истории, берущее свое начало в древности, и спорт в узком смысле как феномен, зародившийся в Англии Нового времени: «Если говорить о спорте в «широком» смысле, то он включает все состязания и физические упражнения, какие только можно встретить в тех или иных обществах; это же понятие в более узком смысле относится к определенному типу состязательных игр, возникшему в Англии и уже оттуда распространившемуся в другие страны. Этот процесс можно было бы назвать, правда не слишком благозвучно, «спортизацией» состязательных игр.»6. Сами же состязательные игры возникли довольно давно и Н. Элиас начинает свой анализ с Античности. Основной же критерий, на который он опирается в различии спорта в широком и узком смыслах, состоит в регламентации насилия. Подходя к анализу спорта как социолог, он отмечает различие условий возникновения и существования игр, целей участников, правил соревнования и многого другого. Состязательные игры древности, если говорить об общей тенденции, не носили самостоятельного значения, поскольку служили подготовкой к войне или носили ритуальный характер, а иногда и то и другое. Беспрецедентно низкий уровень насилия, достигнутый европейской цивилизацией, объясняет исчезновение прикладного аспекта из спорта. Точнее произошло разделение, специализация спорта и военного ремесла в силу усложнения обоих, а также по названным нами причинам культурного порядка. Это можно понимать как возникшее различие культурных практик7, а также этических ориентиров, свойственных им.

По крайней мере, из двух установок, свойственных спорту, состязательности и дисциплинированности, первая присуща только спорту. Но разделение не было полным. Уже итоги Первой мировой войны продемонстрировали, что спорт есть продолжение политики и он не так уж далеко ушел от своего архаического аспекта - связи с войной. Речь о прикладном аспекте спортивной подготовки нации к войне, а также об изменении восприятия спорта как продолжения борьбы - войны. Оба аспекта сходятся в том, что спорт перестает быть частным делом. «Восстание масс» захватило спорт в том смысле, что ему начинает придаваться большое значение уже не как развлечения или физической практики, направленной на укрепление здоровья человека. Спорт становится важным в силу его способности трансформировать людей и мобилизовывать массы. Он становится ча-

5 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 186.

6 Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема / / Логос 3(54) 2006. - С.44.

7 О культурных практиках насилия см. Борисов С.Н. Философское понимание насилия в контексте российского самосознания: доминирующие смыслы и неявные коннотации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (159). - Вып. 25. - Белгород, 2013. -

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 23 (166). Выпуск 26

стью идеологических машин обработки и манипуляции человеком и не только в тоталитарных государствах.

Помимо этого за годы войны множество людей прошло «спортивную социализацию», как о том пишет К. Айзенберг. Спорт заполнял промежутки между боевыми действиями на фронте для огромного количества людей, что не могло не сказаться на спорте послевоенном. Произошло смешение смыслов и норм войны и спорта: «... происшедшее в ходе войны смешение спортивных и солдатских добродетелей полностью преодолеть не удалось. На соревнованиях бросались в глаза небывалое до сих пор количество нарушений и грубость. А в общественном мнении спортивная конкуренция оставалась тем же, чем была на фронте, а именно «борьбой». Вместо «друга по спорту» теперь говорили «товарищ по спорту»8. Можно предположить, что такие изменения были характерны не только для Германии, о которой пишет К. Айзенберг, но также и для других стран. Они еще более усилились после Второй мировой войны, а взгляд на спорт как борьбу и продолжение политики окончательно устоялся за годы холодной войны. Спорт рассматривается не просто как спортивные достижения той или иной страны, только как собственно спорт. Он есть выражение потенциала нации, отражает претензии страны на мировой арене. И чем больше спорт не является просто спортом, тем более оберегаются спортивные нормы. И в первом моменте он проникает в жизнь практически всех людей, а во втором остается уделом профессионалов. Именно они соприкасаются с сугубо спортивными проблемами допинг контроля, критериев судейства и правил соревнований.

1. Айзенберг К. Спортсмен // Логос 3(54) 2006. - С.3-23.

2. Борисов С.Н. Философское понимание насилия в контексте российского самосознания: доминирующие смыслы и неявные коннотации // Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право». - №16 (159). - Вып. 25. - Белгород, 2013. - С. 5-15.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990.

4. Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема // Логос 3(54) 2006. - С.41-63.

Список литературы

ETHICAL ISSUES OF SPORTS IN TERMS OF ITS DEVELOPMENT

Belgorod State Institute for Arts and Culture

The paper discusses the issue of development of sports as a specific phenomenon of the New Times culture. The ethics of sports is analyzed in comparison with the labour ethics, and also with the impact of the politicas and war on sports.

e-mail: [email protected]

Key words: sports, ethics, politics, war, competition.

8 Айзенберг К. Спортсмен // Логос 3(54) 2006. - С.і2.

Спорт - это особый и своеобразный мир для личности. Поэтому спорт стал сейчас одной из главных сфер самореализации, самоутверждения человека в обществе. В условиях повышенных требований и точности выполнения, определенных двигательных или интеллектуальных операций, а также при выполнении сложных спортивных упражнений спортсмен прежде всего должен владеть собой. Чтобы научиться управлять собой, формировать качество самообладания, он должен контролировать свое поведение, замечать недостатки в нем, сознательно стремиться воспитывать в себе нужные морально волевые качества.

Спортивная этика является частью общей этики, в которой рассматриваются и отражаются профессиональные особенности морали, порожденной спецификой учебно-тренировочного процесса, своеобразием спортивной борьбы и сложностью взаимоотношений людей, причастных к спорту (Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М. : Физкультура и спорт, 1974. С. 5-6).

Предмет спортивной этики - изучение содержания нравственности в условиях спортивной деятельности, проблемы нравственного воспитания спортсменов.

В спортивной этике можно выделить три основных структурных элемента: моральное сознание, нравственные отношения и моральная (нравственная) деятельность.

Моральное сознание - это осознание личностью представлений, идей, идеалов, суждений, норм нравственности, взаимоотношений, функционирующих в обществе. Это совокупность этических знаний, нравственных взглядов, убеждений, чувств, потребностей. На основе нравственных понятий, суждений и оценок формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете и определяют поступки и поведение спортсмена. Нравственные убеждения, взгляды, привычки тесно связано с чувствами. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они продуманы, критически переработаны, подкрепляются нравственным опытом, применяются в спортивной практике (Белорусова В.В. , 1974; Момот Н.И., 1984; Белогородцева Э.И., Кожевникова Н.В., 2009 и др.).

Целостность нравственного сознания обеспечивается нравственными принципами и нормами, важнейшей из которых является ценностная ориентация. Под ценностной ориентацией подразумевают способность нравственного сознания в самых различных жизненных ситуациях направлять действия личности. Ценностная ориентация обеспечивает единство сознания и поведения, целенаправленность в моральном выборе, регулирует действия личности.

Нравственное воспитание спортсменов - это процесс освоения определенных нравственных (моральных) норм и правил поведения, взаимоотношений как в спортивной деятельности, так и вне ее. Одним из элементов нравственных взглядов личности является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как эти ценности воспринимаются другими людьми. Нормы морали - это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями; это основной элемент морального сознания.

Нравственные убеждения формируются в процессе обретения личностью нравственного опыта поведения. Особое внимание уделяется преодолению трудностей тренировки. С этой целью тренеры применяют метод упражнения и приучения. Упражнение - многократное повторение действий и поступков, в результате которого формируются нравственные привычки. Чтобы приучить спортсменов умению преодолевать трудности, тренеры проводят занятия в сложных условиях, например в лыжном спорте - бег на лыжах по пересеченной местности со сложным рельефом.

В методе приучения выделяют следующие группы: 1) приучение к преодолению трудностей тренировки; 2) приучение к действиям в коллективе; 3) приучение к дисциплине путем требований, распоряжений, приказаний; 4) приучение к самостоятельным действиям.

Нравственный идеал (от греч. idea - представление) - это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Идеал - это идея, преобразованная в творческую энергию личности к будущему. Л.Н. Толстой писал: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни». Без цели в жизни, без представления о том, к чему надо стремиться, человек, как флюгер на крыше, будет крутиться на одном месте, не двигаясь ни в одном направлении. «Любой ветер не по душе моряку, если он не знает, куда ему плыть», - утверждал Монтень.

Нравственные отношения - это своего рода «скелет» нравов спорта, система норм и запретов, в которых отражается объективный, социальный интерес общества, спортивного коллектива и личности. Это ценностный «каркас» межличностных связей людей в процессе спортивной деятельности: занятия в трудных условиях, в единоборстве с соперником, различные виды соревнований, в коллективных действиях на спортивных состязаниях, ответственность перед коллективом и командой, имеющей как общественное, так и личное значение для спортсмена, формирующее положительный нравственный опыт (Романова А.В., Белогородцева Э.И., 1983 идр.). В этом педагогическом процессе, направленном на достижение высоких спортивных результатов, совершенствуются нравственные качества, чувства спортсмена.

Нравственная деятельность в области спорта - это реализуемая на деле мораль; это совокупность, система нравственных поступков, направленных на повышение нравственно-этической культуры. Многочисленные исследования по психологии и педагогике спорта показывают, что успех в спорте определяется дисциплинированностью, ответственностью, трудолюбием, самостоятельностью (Люке- вич В.П., 1989) идр. Специфика тренировочных занятий направлена на преодоление трудностей, побеждать свои слабости в трудные моменты соревнований, проявлять уверенность в себе, спокойствие (Горбунов Г.Д., 2006).

У спорта есть свои критерии, свои ступени спортивного успеха и спортивной иерархии. Однако спорт существует в обществе, является органическим его элементом, всегда выполнял и выполняет в обществе определенные функции.

Функция - это те действия системы, которые способствуют ее раскрытию и сохранению. Существуют следующие функции физической культуры и спорта". 1) социализирующая; 2) коммуникативная; 3) интегративная; 4) зрелищная; 5) воспитательная и образовательная; 6) ценностно-нормативная; 7) гедонистическая и катарсическая; 8) познавательно-творческая.

Социализирующая функция - это социализация людей, связанных с деятельностью в сфере физической культуры и спорта, приобретение ими определенного социального статуса, исполнение различных социальных ролей. «Спорт делает человека естественным, сглаживает то противоречие с природой, в которое мы все больше впадаем» (Лон- ский В.А., 1972).

Коммуникативная функция - это процесс общения, как духовного, так и физического, способствует формированию личности человека. Способность к общению - это профессиональное качество педагога. Он должен иметь высокую культуру: вести беседу, контролировать свои эмоции, слышать и слушать, понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать.

Коммуникативные умения педагога наиболее ярко проявляются в его педагогическом такте, в умении находить общий язык с детьми, избегать конфликтов в коллективе. В коммуникативных умениях большое место занимает эмоционально отзываться на переживания своих подопечных, формировать правильное отношение воспитанников к спортивному труду.

Т.Н. Москвина (2009) пишет: «С фигуристами я строю все свои взаимоотношения таким образом, чтобы спортсменам было приятно со мной работать. Вот мой принцип. Как тренеру, мне приходится направлять своих учеников к жизненным ценностям и приоритетным. Приходят к нам молодые, из разных семей с разным уровнем воспитания, образования. Поэтому, если мы хотим, чтобы они выходили на наш уровень образования, воспитания, человеческого понимания и общения, мы должны их подтягивать. Но я не показываю, что я выше их. Я стараюсь снизойти на их уровень и подтянуть их до своего. Советую им, не сюсюкая, потому что какими они станут спортсменами - еще неизвестно, а вот достойными людьми они должны быть в любом случае» (Москвина Т.Н. Работа - это мое хобби // Про лед и людей. М. : Ледовая симфония. 2009. № 12. С. 42-43).

Таким образом, спортсмены ценят у педагога профессиональные знания, оптимизм, самостоятельность суждений, инициативность, умение их понять и оказать помощь в трудную минуту. Их привлекает доброта, простота в общении, справедливость, искренность, доброжелательность, а пренебрежение этикетом, фамильярность, черствость могут испортить сложившиеся поначалу хорошие взаимоотношения.

Интегративная функция - это объединение людей в различные социальные группы (спортивный коллектив, группа туристов, клубы и др.). Важной стороной деятельности являются пропаганда достижений спорта, вовлечения ребят в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Зрелищная функция - удовлетворение потребности людей в зрелищах. Зрелище - неадекватно-эмоциональное восприятие действия на специально организованном мероприятии под влиянием фактора публичности. Спортивное зрелище таит в себе колорит, в котором зафиксирован код многих его секретов. Мозаика спортивных зрелищ велика. Спортивный зритель жаждет эмоций и удовлетворения от зрелищ высокого мастерства спортсменов.

Воспитательная и образовательная функции - формирование личности, занимающейся физической культурой и спортом под руководством педагога, обучение и совершенствование двигательных умений и навыков. «Есть единственный путь к воспитанию обязательных для спортсмена черт характера, - говорил заслуженный тренер СССР Виктор Алексеевич Лонский, - это самостоятельность. Когда спортсмен выйдет в прыжковый сектор, ему придется вести борьбу самому: с соперником, с планкой, с секундами. Его ношу не сможет облегчить никто, он сам должен пронести ее до конца. И если он надеется не на себя, а на помощников, на их советы с трибун, он уже проиграл» (Лонский В.А. Что вам сказать про высоту? М.: Молодая гвардия, 1972. С. 50-78).

Заслуженный работник физической культуры России, заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук Т.Н. Москвина говорит: «Я счастлива и довольна, что все мои ученики получили образование и стали порядочными людьми. Они состоялись как личности! Ведь ученики - это твой дом, который ты строишь. Я всех своих учеников учила, начиная с Иры Воробьевой и Саши Власова..., стремиться к знаниям, знать английский язык или какой-то другой, так же сегодня учу Юко. Я настояла, чтобы Юко Кавагути поступила в университет. Просто в Японии и в западных странах не принято вмешиваться в дела своих учеников. Там тренер провел урок, получил деньги - и до свидания. И никого особо не волнует жизнь спортсмена вне катка - учится или нет, что делает дома, как его здоровье и т.д. А мы ее здесь всему учим» (Москвина Т.Н. Работа - это мое хобби // Про лед и людей. М.: Ледовая симфония. № 12. 2009. С. 46-47).

Ценностно-нормативная функция физическая культура и спорт несут в себе определенные социально-нравственные ценности:

  • 1) совершенствование телесной организации людей;
  • 2) укрепление здоровья;
  • 3) формирование человеческих отношений в процессе занятий физической культурой и спортом;
  • 4) соблюдение норм и правил спортивной этики и др.

Спорт стал лучшей моделью глубинного стремления человека стать первым, он соревнуется не только с другими, но и с самим собой. Это звенья одной цепи, ведущей к истинной цели - это самоутверждение, переживание чувства значимости, своей компетентности. Сама среда спортивной жизни, ее окружения является мощным фактором воздействия на психику человека, особенно в период его становления. Поэтому велика воспитательная роль спорта, если тренер в педагогической деятельности, опирается на два рельса: психологию и педагогику в целях реализации гедонистической и катарсической функций - получение удовольствия от занятий физическими упражнениями, снятия излишнего психического напряжения.

Познавательно-творческая функция - это изучение различных закономерностей (биологических, психологических, физиологических, педагогических, этических и др.), проявляющихся в процессе занятий физической культурой и спортом, раскрытие творческих возможностей человека. «Жемчужиной» легкоатлетических турниров всех рангов называют состязания прыгунов в высоту. Вспомните: Юрий Степанов и Чарльз Дюмас, Игорь Кашкаров и Роберт Шавкаладзе, Валерий Брумель и Джон Томас, Рустам Ахметов и Патрик Матцдорф. Имена покорителей высоты всегда символизировали невиданные возможности человека в физической культуре и спорте.

Fair play и спортивная этика

2.1 Понятие о спортивной этике

2.2 Основы этичного поведения в спорте

2.3 Понятие о Fair play – «справедливая игра»

2.4 Пропаганда Fair play

Понятие о спортивной этике

Профессионализация спорта и спортивная этика. Профессионализация спорта в последнюю четверть XX начала ХХI века приобрела почти всеобщий характер. Однако, профессиональный спорт, есть явление несколько иного порядка, чем спорт, ориентированный на гуманистические идеалы самосовершенствования, дружеской состязательности и социальной гармонии. Но поскольку в настоящее время именно профессиональный спорт занимает доминирующее положение в иерархии этого рода деятельности, поскольку события и люди именно сферы про­фессионального спорта задают здесь тон и привлекают наибольший интерес зрителей и читателей, поскольку именно они в наибольшей мере определяют характер и содержание общественного мнения по поводу спорта, а также мощно влияют на другие сферы общественной жизни (экономику, политику, культуру), постольку становятся все более актуальными и приобретающими общий характер порождаемые им этические проблемы.

Под спортивной этикой понимается система принципов, норм и ценностных мнений, регулирующих отношения в сфере спорта.

Поскольку этика регулирует отношения между субъектами деятельности, то прежде всего спортивная этика требует от них создавать, поддерживать и укреплять спортивные отношения (в том числе и спортивное поведение), объективно способствующие достижению высших результатов. Она требует уважительного отношения к партнерам, и особенно к зрителям, как к необ­ходимому условию деятельности (всякого рода скандалы и скандальное поведение здесь допускаются в качестве антуража, своего рода рекламы, то есть опять-таки условий, способствующих успеху деятельности).

Спортивная этика не допускает обмана между участниками спортивных отношений. Другое дело секреты (технические, технологические и др.), всегда имеющие место в областях высокоэффективной производственной, коммерческой деятельности, отраслью которой является профессиональный спорт, – этика требует их беречь.

Спортивная этика требует от участников спортивных отношений соблюдения корпоративной чести, то есть достойного представления своего клуба, своей организации, публичной демонстрации их престижа.

Спортивная этика требует проявлять солидарность, когда дело касается обеспечения, защиты интересов и прав товарищей по профессии, независимо от их клубной и национальной принадлежности.

Спортивная этика не позволяет использовать ценности спорта (славу, имя, цвета и знаки клубов) для антигуманистических, антиобщественных или преступных целей .

Основы этичного поведения в спорте

Что же является основой для честного и этического поведения в спорте?

Этический кодекс. Наличие и принятие (и приверженность к) установленного кодекса поведения/этического кодекса спортсменов, тренеров, официальных лиц и т.д. Во время Олимпийских игр Этический кодекс МОК применяется по отношению ко всем участникам. Другими словами, к индивидуальным и командным соперникам; официальным лицам, руководителям и другим членам любой делегации; судьям и членам судейской команды; всем остальным аккредитованным лицам.

Права человека. Основные права человека, а также отсутствие эксплуатации, уважение к достоинству и ценности человеческой личности, самоопределение и право на частную жизнь.

Принципы естественного права. Наличие политики и процедур, соответствующих естественному праву (надлежащая правовая процедура), включая такие аспекты, как согласие, основанное на получении информации, отсутствие предубеждения, отсутствие конфликта интересов и право обжалования.

Обязанность соблюдать осторожность . Стремление к высоким результатам руководствуется ценностями, политикой и действиями, которые подчеркивают обязанность соблюдать осторожность в отношении себя и других. Соответствующие вопросы могут включать в себя дисциплину, здоровье спортсмена, работу с несовершеннолетними, работу с молодыми девушками, страдающими отсутствием аппетита, транспортные условия, физические риски и так далее.

Практика деловых отношений . Сюда относятся неэтичные и или нелегальные деловые отношения, включая ложную информацию или информацию, вводящую в заблуждение, подачу неправильных данных (например, о квалификации), незаконное присвоение собственности (включая список членов, предложения спонсорства), маркетинговую деятельность, кон­тракты спортсменов, договоры личного найма (тренера), случаи мошенничества, разглашение информации, методы переманивания (например, страховые полисы на выступления спортсменов).

Специфическая область. Выбранный курс и деятельность по таким вопросам, как:

– равенство полов;

– мультикультурализм;

– расизм;

– дискриминация;

– интеграция спортсменов-инвалидов;

– притеснения;

– безопасность;

– спорт, свободный от наркотиков.

Система контроля качества. Внутренний контроль качества за этическими действиями может включать в себя:

– обзор проводимого курса, какие существуют стратегии-процедуры; их ясность, проработанность, специфические шаги по решению проблем, обзор специфических целей и систем мониторинга;

– обзор процесса: как разрабатываются и выполняются стратегии и программы;

– обзор программы: включаются ли олимпийские ценности, этические положения в процесс принятия решений и выполнения программ;

Цели этичного поведения в спорте. Например, что может продемонстрировать приверженность спорту, свободному от наркотиков?

– выполнение национальной антидопинговой политики;

– процент необъявленных тестов по отношению к объявленным тестам;

– независимый тест Международной федерации;

– независимые эксперты по проведению тестов на Олимпийских играх / спортивных соревнованиях;

– определение результатов всех тестов;

– участие в обзорах случаев использования допинга;

– образование по вопросам спорта, свободного от допинга (семинары, распространение материалов);

– процент спортсменов, тренеров, членов, посетивших семинары по вопросам спорта, свободного от допинга;

– услуги консультирования, реабилитации;

– присутствие адвоката спортсмена на соревнованиях.

Например, что может указывать на приверженность идее искоренения дискриминации?

– существует процедура обжалования и независимый комитет, независимое лицо;

– обеспечение конфиденциальности;

– право представительства;

– отсутствие финансовых барьеров в случае обжалования;

– предоставление преимущественных прав на вовлечение меньшинств;

– равные возможности (в отношении объективности и доступности, отсутствия гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и т. д.);

– критерий проведения тендера на заключение контрактов (с целью гарантировать вознаграждение надлежащим продавцам).

Например, что может указывать на приверженность организации идее честного и этического спорта?

– этический кодекс, учрежденный для спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев (наряду с процедурами строго соблюдения правил и механизмами мониторинга);

– справедливая игра, включенная в курсы развития мастерства, про грамм развития лидерства и работу семинаров;

– продемонстрированная приверженность идее спорта, свободного от допинга (выработанные стратегии, процедуры и механизмы мониторинга);

– эффективные стратегии борьбы с притеснениями;

– верность, принципам естественного права, надлежащих правовых процедур, включая право быть услышанным, право обжалования и отсутствие предубеждения;

Что может указывать на то, что возможности в спорте равны и доступны для всех?

– отсутствие гендерного, этнического, языкового притеснения спортсменов, тренеров, официальных лиц и добровольцев;

– количество и тип программ, разработанных для меньшинств или групп, недостаточно представленных в спорте (например, местные группы, группы инвалидов, лиц с низким социально-экономическим статусом);

– в какой степени реализация программ и услуг осуществляется на официальных языках;

– наличие программ по выработке стратегий, направленных на борьбу с притеснениями.

Комиссия МОК по этике. После обсуждения тем, касающихся подачи заявки Солт-Лейк-Сити на принятие Олимпийских игр в апреле 1999 года, для активного решении определенных этических проблем МОК создал постоянно действующую Комиссию по этике. Этический кодекс МОК применяется к членам МОК, всем НОК, ОКОИ, городам, претендующим на организацию Олимпийских игр, и участникам самих Игр. МСФ также могут принять решение о применении Этического кодекса МОК по отношению к себе.

Комиссия состоит из двух членов МОК, включает одного спортсмена и шесть ведущих независимых лиц, известных своим независимым духом, компетентностью и международной репутацией. Она проводит заседания каждые два года.

Формально одобренная на 108-й Сессии в Лозанне в марте 1999 года, Комиссия по этике отвечает за:

– пропаганду положительной этики;

– обеспечение прозрачности и подотчетности в применении этических стандартов;

– обеспечение четкости и применения стандартов и правил, содержащихся в Кодексе поведения МОК, который должен быть выпущен в ближайшее время;

– обеспечение всеобъемлющего, реалистичного и эффективного решения этических проблем.

Комиссия рассмотрит все случаи противоречия данным принципам и правилам с тем, чтобы в дальнейшем выработать рекомендации Исполнительному комитету МОК .

Стать лучшим в любимом деле - здоровое желание каждого человека. Быть хорошим работником или хорошим родителем. Самый наглядный пример соревновательного поведения иллюстрирует спорт. Спортсменам, как никому другому, близка жажда обладания призовым местом. Но как же держать себя в руках и не поддаваться эмоциям в порыве страстного желания стать первым? Для этого существует спортивная этика. Она создана, чтобы ограничить возможность применения нечестных способов получения победы. Эта сторона спорта относится также и к нравственным качествам спортсменов. Победа, полученная обманным путем, не приносит гордости и радости. Спортивная этика регулирует понятия честности и справедливости в жизни спортсмена. Она регламентирует правила поведения и моральные принципы в спортивной деятельности.

Этика спортсмена в общественном сознании

Подразумевает честность во всех отношениях. Спортивная этика в этом контексте понимается обычным человеком как искренность, стремление к принципиальности и правдивости. Соблюдение правил, дисциплинированность, культура, способность собраться в стрессовой ситуации. Уважение к сопернику является наглядным примером соблюдения спортивной этики. Невозможность бросить спортивное выступление, отвернуться и уйти, если нет уверенности в собственных силах - это то, чему она учит. Спортивное поведение - важный воспитательный инструмент в руках педагогов. Повышает в учениках сознательность, воспитывает моральные принципы. Патриотизм, ответственность и дружба также стимулируют нравственное развитие в подростковом возрасте.

Наука спортивная этика

Специфический раздел общей этики. Рассматриваются все этапы тренировочного процесса, соревнований. Подробно разбираются взаимоотношения внутри спортивной группы, с соперниками и тренерами. Предметом изучения являются нравственные аспекты в спортивных условиях, психологические проблемы морального характера, возникающие на пути спортсменов, нормы спортивной этики. На чем же строится мораль в профессиональном спорте? Как спортивная этика относится к нравственным ценностям?

Моральное сознание

Это сформированное понятие о принципах, на которых основывается поведение спортсмена. Накопленный опыт, убеждения, этические взгляды. Искренние чувства основывают заложение нравственных принципов и моральные качества спортсмена как профессионала своего дела. С получением опыта и формированием нравственных убеждений в спортивной деятельности создается ценностная ориентация. Она направляет спортивную деятельность личности в моральном выборе, объединяет мышление и действия. Нравственные ценности спортсменов формируют личность как в деятельности, относящейся к физической культуре, так и в общественной жизни. Определяются правила поведения, взаимоотношений. Спортсмены формируют собственные моральные ценности и применяют их в жизни, наблюдая за реакцией окружающих.

Нравственные отношения

В спортивной деятельности имеют специфические особенности. Формирование нравственных отношений происходит не только в контактах ученик-тренер или болельщик-спортсмен. Понятие спортивной этики, как межличностных отношений, распространяется на государственном и межнациональном уровне, между командами-соперниками и спортивными обществами.

Нравственная деятельность

Поступки, действия которых направлены на качественное улучшение моральных норм в спорте. В общественном принципы и нравственные ценности образуются благодаря упорному труду, самодисциплине, стремлением к идеалу. В спортивной деятельности специфика выражается в способности преодоления, победе над собой, уверенности в собственных силах и умении собраться в нужный момент.

Экскурс в историю

С первыми упоминаниями профессиональных спортсменов в истории Древнего Египта (II век до н. э.) отмечено появление школ, где проходило обучение езде верхом, стрельбе из лука, борьбе. Активное развитие спорта, как специальности, началось с открытия Олимпийских игр, продолжилось в Древнем Риме. В Средневековье случился упадок спортивной деятельности, и следующий расцвет начался в XVIII веке на территории США и Великобритании. Позднее появилось финансовое поощрение спортсменов, открылись ставки на спорт. Постепенно спорт стал социализироваться и разделился на любительский (им занимались аристократы, не пуская физически сильных конкурентов-рабочих в свой круг) и профессиональный (состоящий из простых людей, зарабатывающих на этом деньги). В XX веке спортивные соревнования вышли на коммерческий уровень. Профессиональные спортсмены стали получать большие гонорары, зрители-болельщики стали следить за состязаниями и активно продвигать этот вид культурного досуга. В результате коммерческий успех затмил спортивные идеалы. Для регуляции спортивной деятельности и возврату к спортивным этическим нормам, к сути состязаний, создано несколько спортивных организаций. Они призваны следить за надлежащим исполнением спортивных моральных норм как со стороны участников состязаний, так и тренеров, и болельщиков.

Общие принципы

С современной коммерциализацией спорта, правила спортивного поведения поменялись, относительно исходного содержания:

Между участниками спортивных соревнований запрещен обман, за исключением секретов, связанных с методикой тренировок, фармакологией или применением технологий.

От спортсменов требуется достойное поведение, публичная демонстрация дружественности и патриотизма.

Солидарность в отношении коллег по спорту, невзирая на принадлежность к команде и государству. Защита интересов коллег.

Нельзя использовать спортивные достижения или принадлежность к какой-либо команде во вред, с целью негуманной или преступной.

Отличается специфичностью как в периоды состязаний, так и в жизни. Профессия откладывает отпечаток на все стороны деятельности личности. Чем же отличается поведение профессионального спортсмена?

1. Отношение к сопернику уважительное.

2. Четкое следование правилам состязания, полное принятие решений судьи.

3. Отсутствие искусственной стимуляции организма (запрет на допинг).

4. Понимание, что шансы равны у всех, кто находится на старте.

5. Сдержанность в поступках, действиях и словах. Принятие любого результата завершения соревнования.

Спортивные ритуалы создают особую атмосферу в процессе состязаний. К ним относятся: одинаковая форма одежды внутри команды, приветствие соперников и поздравление с началом соревнования. Образцы спортивного поведения встречаются все реже. Например:

Боксер перестает вести бой, если видит, что соперник не способен себя защитить.

Велосипедист в процессе гонки останавливается, чтобы помочь встать упавшему сопернику.

Теннисист обращает внимание судьи на мяч внутри линии, который прислал ему соперник.

В истории спорта есть немало примеров поистине поразительных личностей, известных спортсменов, которые являются эталонами спортивной этики и нравственности. Так, бобслеист Эудженио Монти несколько раз проигрывал Олимпиаду. Он останавливал свои сани и помогал соперникам в починке поломок. В результате получил медаль Пьера де Кубертена за спортивное поведение. Или в 2012 году кенийский бегун, который шел первым, раньше времени остановился. Он не увидел, что до окончания дистанции осталось еще 10 метров, и радовался победе. Испанец, который шел вторым, поравнявшись с ним, обратил его внимание на финишную черту, хотя сам мог завершить состязание первым. Для него важнее было сохранить достоинство.

Fair Play

Эта организация была создана в 1963 году. Буквально название переводится как «честная победа». Призвана формировать спортивное поведение и следить за сохранением принципов игры. Ежегодно личности, которые становятся примером для остальных спортсменов, награждаются медалями имени барона Кубертена. Организация выступает за чистую игру и возносит моральные принципы выше жажды наживы и тщеславия.

Кодекс Fair Play

В первую очередь догмы Кодекса рассчитаны на воспитание моральных принципов спортивной этики в подрастающем поколении. Подростков и маленьких спортсменов учат противостоять давлению общества, не поддаваться на провокации. Организация поддерживает воспитание в дружбе, патриотизме, уважении к окружающим. Согласно концепции Fair Play спорт - это инструмент, формирующий мировоззрение, способствующий становлению внутреннего «я». Он несет людям здоровье, удовольствие и не допускает внутри себя насилие и применение искусственных стимуляций.

1. Играйте честно.

2. Играйте, чтобы победить, но принимайте поражение с достоинством.

3. Соблюдайте правила игры.

4. Уважайте соперников, товарищей по команде, судей, руководителей и зрителей.

5. Поддерживайте интересы футбола.

6. Почитайте тех, кто защищает добрую репутацию футбола.

7. Откажитесь от коррупции, наркотиков, расизма, жестокости, денежного азарта и других опасных для футбола вещей.

8. Помогайте другим противостоять порочному давлению.

9. Разоблачайте тех, кто пытается дискредитировать наш футбол.

10. Используйте футбол, чтобы сделать наш мир лучше.

В заключение

В России Fair Play была создана в 1992 году. Ответственность за соблюдение принципов организации несет Правительство (отвечает за привлечение общественности к спорту), спортивные организации и спортсмены лично (как тренеры, так и ученики). Само название Fair Play стало именем нарицательным. Оно несет философию спортивной этики в профессиональный спорт, не имеет аналогов и альтернатив. Правила поведения в профессиональном спорте закладываются в первую очередь в головы молодых спортсменов. Приучают преодолевать трудности тренировочного процесса, работе в команде, учат соблюдать вертикаль власти, подчиняться дисциплине. И, конечно, самостоятельно принимать решения в процессе соревнований и во время тренировок.

Положительные моральные качества привносит спорт и в обычную жизнь рядовых граждан. Кроме физического совершенствования тела и укрепления здоровья, многие переносят в жизнь нравственные ценности профессиональных спортсменов. Люди используют принципы спортивной этики ежедневно, сами того не замечая. Помощь коллегам по работе, стремление стать лучшим в увлечениях. Этика учит преодолевать себя, идти вперед несмотря ни на что. В детской психологии занятия спортивное воспитание несет ключевое значение в формировании характера, нравственности и рекомендуются с раннего возраста.