Техника запоминания иностранных слов. Мнемотехника: запоминание иностранных слов

Человеческий мозг склонен экономить усилия (некоторые назовут это ленью): если есть шанс как-то упростить процесс, он этим шансом обязательно воспользуется. Новые иностранные слова наш хитроумный «процессор» допускает в чертог долговременной памяти далеко не сразу; сначала им приходится отбыть положенный срок в своеобразном зале ожидания — в памяти кратковременной. Если новое слово не использовать, не повторять, оно забудется довольно быстро: от ненужной информации мозг безжалостно избавляется. Если же повторить заученное слово — а делать это нужно в строго определенные моменты — вы запомните его навсегда. В чем же секрет правильного запоминания новой информации?

Как мы запоминаем информацию: типы памяти и кривая Эббингауза

Итак, человеческую память подразделяют на два типа:

  1. Кратковременная или оперативная
  2. Долговременная

Поступающая в мозг информация сначала хранится в оперативной памяти. Со временем, в зависимости от частоты использования, эта информация переходит в долговременную, многолетнюю память. Еще в конце XIX-го века немецкий психолог Герман Эббингауз опытным путем доказал всем известный постулат о прямой родственной связи между учением и повторением. В ходе эксперимента Эббингауз определил, когда именно нужно повторять новые слова, чтобы запоминать их надолго, если не навсегда.

Печальный факт: ценнейшее открытие Германа Эббингауза почти не используется в наши дни. Аналитики и разработчики школы Skyeng надеются изменить эту ситуацию: мобильное приложение по изучению новых слов с использованием открытия Эббингауза в данный момент находится в разработке. Выход приложения планируется уже скоро — следите за новостями компании.

Многие методики предлагают выучить 100 слов за час или 1000 слов за 3 дня — и это возможно. Но проблема в том, что, попав в кратковременную память, новые слова не переходят в память долговременную: easy come — easy go (что легко приходит, легко уходит).

7 + 1 эффективный способ запоминания иностранных слов

Итак, самый первый, даже нулевой совет: чтобы запомнить новое слово навсегда, придерживайтесь следующего графика повторений:

Традиционный подход к изучению новых слов, опробованный поколениями школьников, таков: иностранные слова даются списками по темам, к примеру, «Знакомство», «Письму другу», «Мой день». Набор тем стандартен и универсален, что не всегда бывает эффективно: если тема не вызывает интереса, выучить новую лексику гораздо труднее. Опыт нашей школы показывает: если к выбору изучаемых слов подходить в точном соответствии с конкретными целями и интересами каждого ученика, на стыке полезного и приятного, результат оптимален!

Например, если вам нравится сериал «Игра престолов», вам будет значительно интереснее учить слова, генерировать образы и понятия, которые имеют отношение к сюжету фильма, например: королева — queen, северный — northern, стена — wall, замок — castle.

Закон осмысления: по данным Эббингауза, осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предложения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста.

Однако научиться правильно организовывать информацию в момент запоминания — дело непростое. Можно использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Эффективен также прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод, объяснить себе прочитанное, даже если оно кажется вам очевидным. Сформулировав информацию своими словами, вы запомните ее надолго.

Чтобы лучше запомнить новое слово, подключите 5 чувств плюс воображение: прочувствуйте ситуацию, представьте себе картинку, попытайтесь ощутить запах и вкус, проговорите слово — или пропойте.

Визуализируйте, представляйте: в далекой северной (northern) стране за высокой крепостной стеной (wall) возвышается величественный замок (castle), в котором живет могущественная королева (queen)… Как высока стена, как мрачен и неприступен замок, как прекрасна восседающая на троне правительница! Создайте в своем воображении картинку, проживите ситуацию и новая лексика запомнится легко и надолго.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само событие.

Наша память ассоциативна. Поэтому старайтесь менять место подготовки, например разные темы учить в разных комнатах (кухня, спальня), в дороге (метро, машина) и даже на работе (офис, «переговорка»). Информация ассоциативно связывается с обстановкой, припоминание которой поможет вспомнить содержание темы.

В обучении — как в питании: поглощать информацию лучше маленькими частями, делая небольшие перерывы. Лучше учить максимум 10 объектов (слов или составных частей правила) за одну сессию. После этого необходимо сделать 15-минутный перерыв, иначе последующее обучение не будет полноценным. Учите слова в очереди, в метро — импульсное обучение гораздо эффективнее непрерывного.

Закон края, известный нам по фильму «Семнадцать мгновений весны»: лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Особенно трудные и неподдающиеся слова эффективнее учить в начале и в конце десятиминутной сессии — так они лучше откладываются в памяти.

Многие, кто начинает изучать язык, с самого начала задаются вопросом, как запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием, чтобы сразу же говорить на иностранном языке.

Технология запоминания иностранных слов

Прежде всего, одно самое важное замечание – данная технология запоминания иностранных слов настроена таким образом, что быстро учить слова нужно в направлении «иностранный – русский», то есть смотрим на иноземное слово и запоминаем его значение на русском, но только не наоборот!

Как только вы решили быстро заговорить на иностранном языке возникает вопрос как запоминать иностранные слова сотнями в день? Это не всегда удается, потому что слова сами по себе в голову запрыгнуть не могут. Всегда нужно, чтобы кто-то их туда положил или ввёл в память как в компьютере.

Этап 1 Работа с иностранными словами

На этапе работы с иностранными словами мы выбираем, делим и запоминаем иностранные слова.

1)Выбираем порцию слов для запоминания количеством сто штук!

Сразу хочу отметить, что 100 – это уж самый максимальный максимум, по крайней мере, для меня. Может быть, если эта методика у вас начнет работать, вы сможете сразу же быстро учить слова и одолеете и 200, и 300, но для начала больше 50-60 лучше не брать. Ограничьте вашу скорость!

2)Делим порцию на пять частей

Это сродни раздельному питанию, чтобы не всё и сразу, а весь день, но понемногу. Обратите внимание – части должны быть равными! Поэтому, чтобы быстро учить слова, изначально берите такое количество, которое делится на 5 без остатка!

3) Запоминаем слова

Конечно, запоминать нужно максимально, ведь искусство быстро учить слова требует большой точности! Итого, запоминание слов из первой части займет у вас не более 30 секунд!

Механизм кратковременной памяти

Как на 1 этапе работает механизм кратковременной памяти? 30 секунд - очень знаковая цифра! Она напрямую связана с нашей кратковременной памятью, которая и позволяет, и не позволяет нам быстро учить слова. Почему? А потому что, кратковременная память – это как оперативка у компа, только у человека она очень быстро перегружается.

Ну посудите сами, как тут быстро учить слова, если эта память держит в себе информацию всего лишь 30 секунд, а запоминает она на эти полминуты от 2 до 26 единиц информации! Это не сравнится даже с первыми ЭВМ 80-х годов.

Но! Человек – не машина, поэтому его память имеет некоторые другие интересные возможности! Например, ей не важно, какой длины слово вы запоминаете! То есть, если у нас есть семь букв, семь слов и семь фраз, запоминание пройдет одинаково! Более того, преимущество отдается более длинной информации. Так что лучше быстро учить не отдельные слова, а целые выражения!

Ухудшение кратковременной памяти

И еще одно важное обстоятельство – может наступить ухудшение кратковременной памяти, кратковременная память не будет работать, если вы, начав быстро учить слова, станете многократно повторять слово, которое вы только что запомнили! Память просто переполнится и зависнет.

Говоря иначе, если вы будете повторять одно слово более 30 секунд, то оно попросту сотрется из вашей кратковременной памяти и никак уж не перейдет в долговременную! Да и в реальности, даже если и очень быстро учить слова, человек вряд ли способен с такой скоростью повторить одно слово 10-20 раз за полминуты.

Отсюда вывод – сделайте первичный элемент длиннее – быстро учите не само слово, а словосочетание в контексте. Это приятнее для памяти и полезнее для того, чтобы вам скорее научиться говорить на иностранном языке. Количество иностранных слов и выражений, которые вы запоминаете в «один присест» должно быть ограниченным.

Если будете увеличивать его даже на чуть-чуть, сразу же начнете забывать всё.

Как происходит процесс запоминания в мозге

Как же происходит процесс запоминания в мозге и что может его улучшить или, наоборот, повредить. Мы не повторяем, а запоминаем! Причем, смотрите – запоминаем от 2 до 26 единиц в «один присест»! Поэтому не перегружайтесь изначально - ведь дополнительных блоков оперативной памяти у вас нет. Делайте паузы! Запомнили слова из одной части – не ломитесь на следующую!

Притормозите и переключитесь на какой-нибудь нейтральный процесс, не связанный с желанием быстро учить слова. Пауза должна быть не менее десяти минут! Нужно «перезарядить» вашу кратковременную память и открыть долгожданную дверь в память долговременную.

За эти десять минут вы неосознанно начинаете быстро учить и повторять слова, которые вы только что запомнили. Медленно «остывающий» мозг дает вам уникальную возможность увеличить время нахождения новых слов в кратковременной памяти до суток – полутора!

Этап второй: ритм, контексты, повторение

На втором этапе нам предстоит научиться работать с ритмом, включать слова в контексты и правильно повторять.

1)Повторяем слова!

Через 10 минут после запоминания первой части слов положите бумажный лист на перевод, пробегитесь глазами по словам и проверьте как вы их запомнили. Не переживайте, если вы чего-то упустили. Нагоните всё в последующих шагах!

2)Стучим ритм!

Берем что-нибудь равномерно и громко тикающее, например, метроном – механический, электрический, компьютерный или типа того. Если такового не имеется, смело вооружаемся карандашом и начинаем стучать ритм размеров 1 удар в секунду. Точно так же выставляем ритм на метрономе 60 ударов в минуту.

И вот, с каждым таким ударом смотрим на слово, которое запомнили и стараемся его узнать. Тук- слово, тук-слово, тук-слово…и пошло-поехало. При этом мысленно считаем, сколько слов уже прошли. Если в эту секунду не можем вспомнить слово, оставляем его и переходим к следующему. Наша задача здесь – выдержать ритм!

Зачем мы вообще это делаем? А затем, чтобы как раз включить внутренние ресурсы мозга и долговременную память, которая активизирует способность быстро учить слова.Мы как бы слегка вводим себя в «языковой транс», так как концентрируемся на ритме, и все наши страхи и внутренняя критика стоят себе, одураченные и не могут в этот момент нам помешать. В то же самое время, включаются механизмы узнавания слова и его более глубокого запоминания.

Все действия, начиная с Шага 4, фиксируем по часам — сколько вам нужно времени, чтобы пройти все эти шаги. В дальнейшем будет возможно быстро учить слова и планировать количество слов для запоминания в общей порции.

3) Работаем со следующими частями слов

Переходим ко второй и последующим частям слов из нашей порции и повторяем первый этап. Помните о 10-минутной паузе после первого запоминания каждой части! И так вот быстро учим слова и изучаем всю порцию!

4)Проверяем всю порцию!

Делаем это очень просто – читаем все слова, которые мы запомнили и повторили. Этот шаг важен тем, что мы подводим своеобразный итог нашего «мозгового штурма» и «подчищаем хвосты», то есть, вспоминаем те слова, которые уже успели забыть.

В результате на то, чтобы быстро учить слова, у вас должно уйти времени не более одного часа. Сколько слов вы успеете запомнить и повторить за это время – зависит от вас, но будьте благоразумны. Количество совсем не означает качество.

Что же вам делать теперь, после того как изучена вся словесная порция? Вы должны запустить процесс загрузки выученного материала в долговременную память. Делается это с помощью интервальных повторений, дабы «протолкнуть» информацию из кратковременной памяти еще глубже.

Как не забывать иностранные слова

Ответом на вопрос как не забывать иностранные слова могут быть интервальные повторения. Интервальные повторения – это повторения выученной порции слов через определенные интервалы времени, после которых эта вкусная порция запоминается всерьез и надолго.

Когда вы начали быстро учить слова, вы уже повторили их один раз – каждую часть через 10 минут после запоминания. Теперь вы повторяете всю порцию по следующей схеме:

Первое повторение – через 24 часа

Второе повторение через 24 часа после первого

Третье повторение – через 24 часа после второго

Четвертое, финальное повторение – через 2-3 месяца после третьего!

Пусть вас не смущает такой большой перерыв в повторениях – в реальности вы сможете вспомнить слова даже через год! Так что не волнуйтесь за вашу память! Главное – обязательно пройти все четыре интервала!

Хорошо, первую порцию вы прошли, а как же быть с остальными? Ведь на другой день вы возьмёте следующую порцию, на третий день – еще одну, а потом – еще и еще! Как не утонуть в этой лавине слов, что вдруг хлынет в ваше сознание и окончательно спутает вам карты?

Все очень просто! Вам будет нужно не только быстро учить сами слова, но и упорядочить процесс изучения иностранных слов и их повторения.
Для этого обозначьте каждую порцию порядковым номером от 1 до бесконечности и проставьте в календаре эти номера, согласно интервалам повторения.

Прямо в окошко даты вписывайте порядковый номер порции и всё! Только не забудьте, под каким номером скрывается какая порция слов Кстати, номер порции можно изначально записать в самом источнике этих слов.

Можно ли выучить иностранный язык самостоятельно?

Узнав о том, как быстро запоминать иностранные слова, сразу возникает вопрос – можно ли выучить иностранный язык самостоятельно? Что могу сказать? Методика работает! Мозг разгоняется, но делает это постепенно, как бы раскручивая обороты, но потом может и не остановиться.

Я быстро учил слова и где-то за одну неделю вышел на уровень 50 слов в час, но дальше уже чувствуется напряг мозга, этакое его «подгорание». Знаете, я читал, что синхронные переводчики в своей работе меняются каждые полчаса, потому что их мозг просто не может выдержать более длительное время из-за постоянного напряжения и концентрации внимания.

Нечто подобное чувствуется и здесь! Сначала вообще все идет довольно сложно и неприятно. Всё внутри отказывается быстро учить слова и жаждет привычной зубрежки слов, которые потом благополучно улетучиваются из памяти.

Однако после нескольких дней подобных ускорений организм привыкает и начинают приходить первые результаты. Еще позже появляется соблазн быстро учить слова и раскачать этот маховик на максимум, но здесь я бы рекомендовал вам не спешить.

Количество слов в порции нужно увеличивать понемногу, да и то в том случае, если вы увидите, что методика у вас «пошла». Каким должно быть это самое количество – решать вам, но думайте сами! Для меня оптимальная порция – это 50-60 слов, ну это как разрешенная скорость в населенных пунктах.

Теперь о том, как часто нужно применять эту методику. Кто хочет быстро учить слова «с ветерком» на 200 в час, оцените свои возможности для начала. После тестового опробования я глубоко убежден, что она не должна быть вашим базовым способом изучения иностранных слов.

Для меня было бы очень дискомфортным, если бы каждый раз во время запоминания и повторения я разгонял все свои нейроны, а потом долго бы их успокаивал. Как-то это чревато, я думаю… Методика однозначно эффективна на базовом этапе набора лексики. Как раз здесь вам нужно быстро учить слова, чтобы побыстрее начать говорить на иностранном языке и научиться восприятию иностранного языка на слух!

Также быстро учить слова и применять методику «двести слов в час» можно и на стадии освоения тематической лексики, то есть по каким-то конкретным темам и направлениям, где слов много и большинство из них – специфические термины.

Одним словом, пользуйтесь этой методикой, чтобы быстро учить слова периодически для поддержания ваших мозговых компьютеров в рабочем и готовом «к бою» состоянии, а также для повышения вашей мотивации к изучению иностранных языков.

И вот насчет мотивации… выбросьте из головы все мысли, что мол, при таком методе вы станете учить и быстро забудете все слова! Не это должно превалировать в сознании! Поставьте себе цель – овладеть навыком быстро учить слова и довести порцию изучаемых слов до….энного количества в день, по вашим возможностям.

Вот и всё! И я более, чем уверен, что умение запоминать иностранные слова легко, быстро и с удовольствием придёт к вам очень скоро и пребудет с вами на всю оставшуюся жизнь!

Лука Лампариелло

Итальянский полиглот. Знает 11 языков, среди них - немецкий, русский, польский, севернокитайский. Лампариелло стал известной личностью в сообществе людей, изучающих языки. В настоящее время проживает в Риме.

Поиск ассоциаций - это процесс, в ходе которого новую информацию связывают с уже существующими знаниями.

Один фрагмент информации может иметь тысячи ассоциаций с воспоминаниями, эмоциями, переживаниями и отдельными фактами. Этот процесс естественным образом протекает в мозгу, но мы можем взять его под осознанный контроль.

Для этого вернёмся к вышеупомянутым словам: «ген», «клетка», «синапс», «скелет»… Если мы будем запоминать их по отдельности, то скоро всё забудем. Но если выучим эти слова в контексте предложения, нам будет намного легче сложить их вместе в уме. Подумайте над этим 10 секунд и попробуйте связать эти четыре слова.

У вас может выйти нечто схожее: «Гены влияют на развитие столь разных элементов, как скелет, синапсы мозга и даже отдельные клетки». Все четыре слова теперь объединяет общий контекст - как фрагменты в пазле.

Подходите к таким упражнениям прогрессивно. Сначала пробуйте совмещать группы слов, которые объединяет определённая тема вроде физики или политики. Затем пытайтесь построить более сложные ассоциации между несвязанными словами. С практикой у вас будет получаться всё лучше.

3. Повторение

Более ста лет назад немецкий физик Эббингауз пришёл к выводу, что мы забываем информацию по определённой схеме, названной им «кривой забывания ». Мы отлично помним всё, что недавно выучили. Но эта же информация исчезает из памяти за считаные дни.

Эббингауз открыл механизм борьбы с этим феноменом.

Если новую информацию повторять через точные промежутки времени, забывать её будет всё сложнее. Через несколько интервальных повторений она закрепится в долгосрочной памяти и, скорее всего, останется в голове навсегда.

Вам нужно регулярно повторять старую информацию, параллельно работая с новой.

4. Запись

Древние римляне говорили: «Слова улетают, написанное остаётся». То есть, чтобы запомнить информацию, нужно зафиксировать её в постоянном формате. Когда вы учите новые слова, записывайте их или набирайте на клавиатуре, чтобы сохранять и возвращаться к ним позже.

Столкнувшись с новым полезным словом или фразой во время разговора, просмотра фильма или чтения книги, заносите их в смартфон или ноутбук. Таким образом, вы сможете повторять записанное при любом удобном случае.

5. Применение

Используйте выученное в содержательных беседах. В этом заключается суть последнего из базовых методов эффективного изучения слов.

Исследователи из Монреальского университета Виктор Буше (Victor Boucher) и Алексис Лафлёр (Alexis Lafleur) обнаружилиHonor Whiteman. Repeating words aloud to another person increases memory recall . , что употреблять слова в разговоре эффективнее с точки зрения запоминания, чем произносить их вслух для себя.

Иначе говоря, чем больше вы общаетесь с другими людьми, тем лучше работает ваша лингвистическая память и тем быстрее растёт уровень владения языком. Поэтому всегда используйте выученный материал в реальных беседах. Этот метод многократно улучшит ваши навыки и даст опыт использования новых и давно заученных слов.

Предположим, вы прочитали статью по интересующей вас теме. Можете выбрать из неё незнакомые слова и применить их позже в коротком разговоре с языковым партнёром. Можно отметить и выучить ключевые слова, а затем пересказать с их помощью содержание статьи. Увидите, насколько хорошо вы усвоите материал после беседы.


«Владеть другим языком – значит владеть второй душой»

Карл Великий

Важность знания иностранного языка в современном мире трудно переоценить. Для того чтобы путешествовать, вы должны знать язык страны, в которую собираетесь, или хотя бы английский. В интернете множество иноязычных ресурсов, ключ к которым – знание языка. Всё чаще при приёме на работу требуют знание одного или даже нескольких иностранных языков. А его изучение способствует образованию новых нейронных связей в мозге.

Главную сложность в освоении языка составляет слов. Данная статья призвана сделать это процесс в разы интереснее и легче.

Если вы ещё не знакомы с базовыми принципами мнемотехники, .

Метод фонетических ассоциаций

Этот метод основан на созвучии слов иностранного языка и родного. Для того чтобы запомнить слово, вы должны подобрать похожее по звучанию на вашем родном языке.

Например: pillow [ˈpɪloʊ] в переводе с английского – подушка. По произношению это слово очень напоминает русское слово «пила». Представляем, как пила сверху режет подушку, начинают сыпаться перья и т.п. (не забываем про яркость образа). Или английское слово hang – висеть. Оно мне напоминает слово «хан». Представляем, как хан висит на турнике.

А что делать со словом elephant (слон)? К нему сложно подобать созвучное слово. Но можно разделить его на части и подобрать несколько слов. Например «Эле ктроника» (та, где волк ловит яйца) и «фант ик». Представляем, как слон хоботом держит «Электронику», наполовину завёрнутую в фантик.
Рассмотрим более сложный пример: suggest – предлагать. Представляем, как Сталин держит над головой большую открытую банку с джемом, из неё торчит кусок сыра, и Иосиф Виссарионович активно предлагает купить это. Читаем образы по порядку (сверху вниз): сы р, дже м, Ст алин. Получилось что-то очень напоминающее suggest. Тут же вспоминаем перевод – предлагать.

Важно! При повторении слов обязательно проговаривайте правильное произношение слова. Хоть вы и запоминаете его не точно, а лишь приблизительно, вы всё равно будете его помнить при периодическом повторении. Повторять можно следующим образом: сначала читаете слово на иностранном языке, вспоминаете фонетическую ассоциацию и называете перевод, а спустя какое-то время вам уже не нужно будет каждый раз представлять, как Сталин торгует джемом, вы сможете называть перевод сразу . Если вы хотите коммуницировать вербально, а не просто уметь читать и писать, то именно такого эффекта нужно добиваться. Это не так сложно. При регулярном чтении автоматизм может прийти даже без особых усилий с вашей стороны. Но некоторые слова будут встречаться в тексте не так часто, поэтому их придётся повторять отдельно (выделите на это время в своём расписании).

Словообразование

Изучайте словообразование выбранного языка. Как можно сделать из знакомого слова противоположное по значению (happy – счастливый, unhappy – несчастный), как сделать из существительного прилагательное или наречие (success, successful, successfully – успех, успешный и успешно, соответственно). Обращайте внимание на слова с двумя корнями (snowball – snow+ball – снежок или снежный ком). Обязательно разберитесь с формообразующими приставками и суффиксами – это сделает процесс изучения языка значительно проще.

Как вы заметили, для запоминания слов вовсе не обязательно выделять опорные образы. Но при желании вы можете это сделать: создать дворец памяти с несколькими коридорами (по одному на часть речи) и размещать в нём образы. Тогда у вас в голове будет полноценный словарь изучаемого языка.

Бонус: запоминание новых слов на родном языке
Аналогичный запоминанию иностранных слов процесс: создаём фонетическую ассоциацию, находим образ для смыслового значения слова и соединяем.

Например: эпигон – последователь какого-либо художественного, научного и т. п. направления, лишённый творческой оригинальности и механически повторяющий чьи-либо идеи. Фонетические ассоциации: эп олеты, Иго рь Н иколаев. Представляем, как Игорь Николаев сидит за столом и переписывает что-то с одного листочка на другой. На плечах у него огромные эполеты. Готово.
Теперь вам не придётся часами зубрить пару десятков слов. Скорость, с которой увеличивается ваше словарный запас, вырастет, а желание учить язык возрастет, потому что быстрый успех в обучении очень мотивирует. Не откладывайте дело в долгий ящик: выучите 10-20 иностранных слов прямо сейчас.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Изучение языка невозможно без запоминания новых слов. Но кроме банальной и скучной зубрежки есть множество простых, а главное - эффективных способов выучить незнакомые слова.

Для начала нужно разобраться с тем, как именно ты лучше всего воспринимаешь информацию. Для этого есть маленький, но очень важный чек-лист . Если ты - аудиал, то метод «читать тетрадку» будет работать для тебя гораздо хуже, чем метод «слушать список слов к тексту». А ты можешь об этом даже не задумываться и долго и упорно, до победного конца и ощущения собственной никчемности смотреть в эту дурацкую тетрадь и не понимать, почему ничего не запоминается!

Традиционные методы

  1. Метод Ярцева (визуалы)

Берем тетрадку. Выписываем в 2-3 столбика слово - перевод. Даем рядом синонимы \ антонимы \ примеры. Время от времени читаем списки, просто читаем, ничего не зубрим.

Я не знаю, как это работает, но, к примеру, я не зубрила немецкий, а просто временами читала тетрадку. Преподаватель не устраивал диктантов, никогда не проверял нас по спискам. И я до сих пор, через много лет, помню кучу слов.

Получается, что ты не напрягаешься, не пытаешься влить в себя 100 слов за 30 минут, просто планомерно, время от времени освежаешь материал. Но следует сразу предупредить, что эти слова должны встречаться в учебниках, статьях, т.е. вы должны, помимо чтения тетрадки, как-то их активизировать.

  1. Метод карточек

Второй популярный способ. Берем и нарезаем кучу карточек или покупаем квадратные блоки бумаги для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой - перевод. Для продвинутых пользователей указываем примеры. Гоняем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Время от времени повторяем пройденное, дабы освежить. Из минусов - если слов очень много, а времени мало, вы потратите кучу времени на создание самих карточек.

В качестве развлечения можно разложить их по кучкам штук по 10 в разных местах квартиры, время от времени на них натыкаться и повторять. Аудиалы к этому способу должны обязательно добавить проговаривание вслух. Карточки отлично заходят у детей, это можно превратить в интересную игру.

  1. Метод прописывания

Классика жанра. Берешь слово и прописываешь его много-много раз. Отлично работает для китайских иероглифов. Минус - тоска зеленая. Но способ проверен веками.

  1. Метод «Полстранички»

Это один из моих любимых способов. Гнешь лист пополам, с одного края пишешь слово, с обратной стороны - перевод. Можно быстро себя проверить. Для меня как визуала работает хорошо, т.к. я легко запоминаю, в какой части листа было записано данное слово. Минус - вы привыкаете к определенному порядку слов.

  1. Метод «Дизайнер интерьеров»

Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде сделать своеобразные «labels» - наклеить стикеры с названиями предметов. Также можно прилепить на монитор самые противные слова, которые не хотят запоминаться. Плюс этого метода в веселье. Минус - мозг может начать игнорировать все эти бумажки, и они потом будут долго где-то висеть.

Методы оптимизации

  1. Метод группировки по грамматическим признакам

Если у вас есть большой список слов, худшее, что с ним можно сделать - это учить его бессистемно. Его можно и нужно обработать и сгруппировать. К примеру, сначала вы выписываете глаголы, причем выписываете их не подряд, а группируете по типу окончаний, либо выписываете существительные мужского рода, потом женского и отдельно исключения, не попадающие в эти списки.

Таким образом, т.к. большая часть слов у нас не относится к исключениям, вы начинаете видеть логику языка и запоминаете слова в связке с им подобными.

  1. Метод группировки по смыслу

Вы выписываете и запоминаете слово и его синоним/антоним сразу. Это актуально как для начинающих, так и продолжающих. Вот выучил ты слово «хорошо», выясни сразу, как будет «плохо». А если ты еще запомнишь «отлично, так себе, отвратительно», то ты здорово обогатишь свой словарный запас.

  1. Метод изучения однокоренных слов

Мы берем слова, группируем их вокруг корня, например, «дело/сделать/сделанный», и выучиваем сразу несколько однокоренных частей речи.

  1. Этимологический метод

Хорошо работает для тех, кто выучил несколько языков. Когда ты занимаешься несколькими языками внутри одной языковой ветви, ты начинаешь видеть похожие корни. Это на самом деле приходит с опытом, и пропадает необходимость еще раз выучивать огромное количество слов. На определенном этапе ты просто уже знаешь достаточно. И если я понимаю, что это слово мне ни о чем не говорит категорически, я лезу в этимологический словарь и докапываюсь, откуда оно произошло. Пока я это делаю, я его запоминаю.

  1. Цепочки слов

Берешь список слов, которые нужно выучить, и составляешь из них некую историю (пусть даже бредовую). Так ты выучишь не 30 слов, а 5 предложений по 6 слов в каждом. Если подойти к этому делу творчески, можно увлекательно и с пользой провести время.

Способы для тех, кто не любит дедовские методы

  1. Spaced Repetition (интервальные повторения)

Техника удержания в памяти, заключающаяся в повторении усвоенного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. По факту вы устанавливаете на телефон приложение, и программа автоматически будет показывать вам слова в заданном порядке и с нужной частотой. Вы можете использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.

Плюсы: капитально врезается в память.

Минусы: уходит очень много времени. Если вы уже запомнили слово, оно все равно будет время от времени всплывать в некоторых программах.

В Мемрайз вы можете выбрать уже готовые списки слов либо создавать свои. Если слово категорически не запоминается, можно воспользоваться специальными забавными картинками, которые создают пользователи, используя приемы мнемотехники, либо же загрузить свою. Еще Memrise недавно добавили новую опцию - вы можете не просто услышать озвучку слова, но посмотреть видео того, как люди эти слова произносят.

Сервис для работы над письменной речью для уже освоивших азы языковой практики. Пользователь пишет текст на изучаемом языке, после чего за проверку написанного берется носитель соответствующего языка и вносит свои правки.

«Волшебные» методы

Волшебными методами очень любят завлекать различные маркетологи и языковые гуру. Обычно суть методов заключается в «секретных техниках спецслужб», которые, объективно говоря, описаны в куче литературы. А просят за это нездравые суммы денег.

  1. Мнемотехника

Мнемотехника - один из самых популярных способов, суть которого - в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить. Вы берете слово и придумываете какой-то ассоциативный образ, который должен быть очень ярким. Но в этом образе должен быть «ключ» к запоминаемому слову.

Пример: «grief» («горе») - горе раненому тигру, грифы кружатся над ним.

Для аудиалов

Правило №1 для вас: всегда говорите вслух то, что вы учите. Если вы пользуетесь карточками, проговаривайте. Если вы читаете список, читайте его вслух. Слушайте слова, для вас это - самый быстрый способ их запомнить! Естественно, вам придется их прописывать, но дело пойдет быстрее, чем если бы вы читали и писали молча.

  1. Прослушивание слов

Вы можете ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в хороших учебниках к уроку дается начитанный список слов. Также вы можете слушать качественные подкасты, в которых идет детальный разбор диалогов.

  1. Многократный повтор

Способ, похожий на прописывание слов в ряд, достаточно нудный и скучный, но эффективный - повторяйте вслух несколько раз. Есть мнение, что можно считать слово выученным, если вы 5 раз употребили его в контексте. Поэтому попробуйте привести 5 разных примеров употребления этого слова. Естественно, вслух. Закрепить можно, записав это.

Методы для тех, кому категорически не хочется работать со списками

  1. Чтение (много чтения)

Если уровень достаточно высок и нет острой необходимости срочно расширять словарный запас, проще всего много читать. Можно помечать новые слова и даже их выписывать (это работает лучше всего, но не все любят это делать). Читая, вы учитесь понимать смысл по контексту, вы «напитываетесь» словами, они сами по себе становятся вашим пассивным запасом. Но чтение обычно не очень помогает переводить их в актив, т.е., чтобы прогрессировать в языке, помимо чтения нужно делать что-то еще.

  1. Учите то, что действительно необходимо

В одном из моих учебников слово «мотыга» встретилось в лексике раньше, чем появились слова «короткий и длинный». Не учите "мотыги" и всякую ненужную фигню до того момента, пока вы не выучите действительно актуальную и насущную лексику.

Как определить актуальность? Есть много пособий и списков из серии «1000 самых частотных слов». Сначала учим частотное, потом - "мотыги", не раньше. Если вы еще не научились считать и не знаете местоимения, вам еще рано изучать цвета, как бы ни хотелось.

  1. Подходите к процессу творчески

Если вас все бесит, слова не лезут в голову и хочется побыстрее закрыть эти списки, экспериментируйте. Кому-то помогают рисунки, кто-то ходит по квартире и декламирует вслух, кто-то общается со своим котом. Если вас что-то заинтересовало, не ленитесь лезть в словарь. Изучайте то, что вам близко. Не зацикливайтесь на методах, которые не работают.