Правило правописания суффиксов в глаголах. Правописание гласных в суффиксах глаголов
В каких словах выделенный суффикс сохраняется в форме 1-го лица единственного числа? Когда в суффиксах пишутся буквы ы - и , а когда - о - е ?
521 . Запишите глаголы в неопределённой форме. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). С выделенными глаголами составьте словосочетания «глагол+неопределенное местоимение в косвенном падеже».
Участвую, рассказываю 3 , беседую, советую , балую, просматриваю, чувствую, требую, испытываю, потчую, заведую, рассчитываю, досадую , использую, мобилизую, укладываю, командую.
522 . Запишите рядом форму прошедшего времени (в ед. ч.). Что обозначает выделенный фразеологический оборот?
Использ..вать, жа..ваться, танц..вать 2 , расспраш..вать, отпляс..вать 2 , откап..вать, высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать, склад..вать, попроб..вать, затраг..вать, дн..вать и ноч..вать .
523 . Образуйте и запишите от глаголов-синонимов, данных в рамке, формы всех трёх наклонений.
Образец:
Составьте предложения с любыми двумя глаголами в условном и повелительном наклонениях.
524 . Поставьте глаголы в форме 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы. Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный.
Образец:
Увелич..вать, заигр..вать, запот..вать, запазд..вать, нап..вать, оправд..вать, нал..вать, обмен..вать, ослаб..вать, приб..вать, вскрик..вать, повел..вать, зап..вать (пью), зап..вать (пою).
525 . Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам. Обозначьте суффиксы глаголов. Составьте 2-3 словосочетания «переходный глагол + существительное».
Марш, с..лют, модель, тел..граф, премия, совет, адрес, ц..тата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, к..манда.
526 . Озаглавьте текст. При списывании разбейте его на абзацы. Устно перескажите текст (от 3-го лица). Определите время глаголов.
Я родился и выр..с в деревн.. . Мы, ребятишки, всегда первыми узн..вали нов..сти. Коробейники* показывали заманч..вые картинки. Я завид..вал богатству бродячих торговц..в 2 и начал рис..вать сказоч(?)ных героев, а также зверей и домашних ж..вотных. 5 Зимой мы любили по следам распут..вать звери(н, нн)ые хитр..сти. Узн..вали птиц по голосам. Умели им подр..жать. Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и п..хал, и се..л, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Всё попроб..вал, почу(?)ствовал. Полюбил труд - самую верную опору человека - на всю жизнь.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать .
Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения русского языка? Что это за слова?
Вот и выполните сейчас действия:
- запишите:
Двенадцатое апреля.
Классная работа .
и сделайте следующее задание:
- Вставьте пропущенные буквы:
ДОКЛАД…ВАТЬ, КОМАНД…ВАТЬ, НАСТА…ВАТЬ, ГОР…ВАТЬ
Все ли справились без затруднений с этим заданием?
доклад О вать, команд О вать, наста И вать, гор Е вать
А теперь, ребята, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока!
*Познакомиться с правописанием суффиксов –ова-(-ева-),
-ыва-(-ива-).
* Научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.
Итак, чтобы научиться правильно писать суффиксы глаголов, мы должны знать правило.
Постараемся сами его сформулировать, для этого прочитаем сказку.
- Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
- Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.
- Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
- - Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило?
Подсказка: круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны.
- Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.
- Определите форму глаголов :
ночевать – ночую, развешивать – развешиваю, беседовать – беседую, рассчитывать – рассчитываю
- Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч.
Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.
- Сделайте вывод , когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?
Если в настоящем или в будущем времени
глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в
времени пишется –ыва-(-ива-).
рассказываю-рассказывать-рассказывал
Если в настоящем или будущем времени
глагол оканчивается на –ую(-юю), то в
неопределенной форме и в прошедшем
времени пишется –ова-(-ева-)
командую-командовать-командовал
Составьте (работа в парах) алгоритм действий, чтобы правильно выбрать суффикс в глаголах. Алгоритм должен быть в виде кластера .
Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)
гор.вать, доклад.вать
- Ставлю глагол в форму
наст. или буд.вр 1-го лица ед.ч.
2. Смотрю, на что оканчивается глагол
Ую, -юю -ываю, -иваю
Ова-, -ева- -ыва-, -ива- .
- Обратите внимание :
- Рассказ ЫВАю
- рассказЫВАешь
- рассказЫВАет
- рассказЫВАем
- рассказЫВАете
- рассказЫВАют
Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см.слова для справок ) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.
- На уроки нельзя являться с опозданием.
- Раненому сделали операцию.
- Улицу покрыли асфальтом.
- Два часа я гулял на улице.
Слова для справок : з..асфальтировали, пр..оперировали, опаздывать, пр..гуливался.
Оправд…вать - атак…вать
Воспит..вать – торжеств..вать
Лакир…вать – испыт..вать
Доклад..вать – исслед..вать
Запис…вать – чувств..вать
Негод…вать – откус..вать
Действ…вать – образов…вать
- Проверка в парах друг у друга
Простой карандашик написал слова и попросил своих друзей проверить эти слова. Друзья были очень рады, что карандашик справился со всем отлично.
Проверка.
О правдывать
Т оржествовать
Л акировать
И сследовать
Ч увствовать
Н егодовать
О бразовывать
Составьте синквейн на тему нашего урока.
- ПРОВЕРКА
Используя данные глаголы составьте простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке .
Образов..вали, тренир…вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.
- СмОтреть –рассмАтривать
- УмОлчать – умАлчивать
- смОтр, мОлча!