Правило правописания суффиксов в глаголах. Правописание гласных в суффиксах глаголов

В каких словах выделенный суффикс сохраняется в форме 1-го лица единственного числа? Когда в суффиксах пишутся буквы ы - и , а когда - о - е ?

521 . Запишите глаголы в неопределённой форме. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в рамке). С выделенными глаголами составьте словосочетания «глагол+неопределенное местоимение в косвенном падеже».

Участвую, рассказываю 3 , беседую, советую , балую, просматриваю, чувствую, требую, испытываю, потчую, заведую, рассчитываю, досадую , использую, мобилизую, укладываю, командую.

522 . Запишите рядом форму прошедшего времени (в ед. ч.). Что обозначает выделенный фразеологический оборот?

Использ..вать, жа..ваться, танц..вать 2 , расспраш..вать, отпляс..вать 2 , откап..вать, высчит..вать, вспах..вать, пропал..вать, склад..вать, попроб..вать, затраг..вать, дн..вать и ноч..вать .

523 . Образуйте и запишите от глаголов-синонимов, данных в рамке, формы всех трёх наклонений.

Образец:

Составьте предложения с любыми двумя глаголами в условном и повелительном наклонениях.

524 . Поставьте глаголы в форме 1-го лица единственного числа, обозначьте суффиксы. Учтите, что суффикс -ва- всегда ударный, а суффикс -ыва-(-ива-) всегда безударный.

Образец:

Увелич..вать, заигр..вать, запот..вать, запазд..вать, нап..вать, оправд..вать, нал..вать, обмен..вать, ослаб..вать, приб..вать, вскрик..вать, повел..вать, зап..вать (пью), зап..вать (пою).

525 . Запишите в неопределённой форме однокоренные глаголы к данным словам. Обозначьте суффиксы глаголов. Составьте 2-3 словосочетания «переходный глагол + существительное».

Марш, с..лют, модель, тел..граф, премия, совет, адрес, ц..тата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, к..манда.

526 . Озаглавьте текст. При списывании разбейте его на абзацы. Устно перескажите текст (от 3-го лица). Определите время глаголов.

Я родился и выр..с в деревн.. . Мы, ребятишки, всегда первыми узн..вали нов..сти. Коробейники* показывали заманч..вые картинки. Я завид..вал богатству бродячих торговц..в 2 и начал рис..вать сказоч(?)ных героев, а также зверей и домашних ж..вотных. 5 Зимой мы любили по следам распут..вать звери(н, нн)ые хитр..сти. Узн..вали птиц по голосам. Умели им подр..жать. Крестьянский труд сызмальства знаком мне. Я и п..хал, и се..л, и молотил, пас скотину, возил с лугов сено. Всё попроб..вал, почу(?)ствовал. Полюбил труд - самую верную опору человека - на всю жизнь.



Сегодня на уроке мы продолжаем изучать глагол. А на уроке нам приходится записывать, рассказывать, доказывать, докладывать .

Что объединяет слова, которые я сейчас назвала с точки зрения русского языка? Что это за слова?





Вот и выполните сейчас действия:

  • запишите:

Двенадцатое апреля.

Классная работа .

и сделайте следующее задание:

  • Вставьте пропущенные буквы:

ДОКЛАД…ВАТЬ, КОМАНД…ВАТЬ, НАСТА…ВАТЬ, ГОР…ВАТЬ

Все ли справились без затруднений с этим заданием?



доклад О вать, команд О вать, наста И вать, гор Е вать

А теперь, ребята, попробуйте сами сформулировать тему нашего урока!







*Познакомиться с правописанием суффиксов –ова-(-ева-),

-ыва-(-ива-).

* Научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.



Итак, чтобы научиться правильно писать суффиксы глаголов, мы должны знать правило.

Постараемся сами его сформулировать, для этого прочитаем сказку.





  • Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах.
  • Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.


  • Какой нам урок дает эта сказка? Предположите, от чего зависит правописание суффиксов.
  • - Как бы вы назвали эту сказку? Какой признак легче запомнить? А какой признак выведет нас на правило?


Подсказка: круглые суфф. – стремятся убежать, с палочкой суфф. – преданные; ова,ева – меняются на –у,-ю: -ыва,-ива – постоянны.



  • Дополним свои впечатления от сказки и проведем лингвистическое наблюдение.

- Определите форму глаголов :

ночевать – ночую, развешивать – развешиваю, беседовать – беседую, рассчитывать – рассчитываю

- Сравните, на какие гласные оканчиваются формы 1 л. ед.ч.

Как это связано с правописанием суффиксов в инфинитиве? Соотнесите формы глаголов с правописанием гласных в суффиксах.

- Сделайте вывод , когда в суффиксах пишутся ы-и, а когда – о-е?



Если в настоящем или в будущем времени

глагол оканчивается на –ываю(-иваю), то в

времени пишется –ыва-(-ива-).

рассказываю-рассказывать-рассказывал

Если в настоящем или будущем времени

глагол оканчивается на –ую(-юю), то в

неопределенной форме и в прошедшем

времени пишется –ова-(-ева-)

командую-командовать-командовал



Составьте (работа в парах) алгоритм действий, чтобы правильно выбрать суффикс в глаголах. Алгоритм должен быть в виде кластера .



Алгоритм правописания суффиксов -ова- (-ева-), -ыва-(-ива-)

гор.вать, доклад.вать

  • Ставлю глагол в форму

наст. или буд.вр 1-го лица ед.ч.

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

Ую, -юю -ываю, -иваю

Ова-, -ева- -ыва-, -ива- .



  • Обратите внимание :
  • Рассказ ЫВАю
  • рассказЫВАешь
  • рассказЫВАет
  • рассказЫВАем
  • рассказЫВАете
  • рассказЫВАют


Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см.слова для справок ) глаголами с рассматриваемыми суффиксами.

  • На уроки нельзя являться с опозданием.
  • Раненому сделали операцию.
  • Улицу покрыли асфальтом.
  • Два часа я гулял на улице.

Слова для справок : з..асфальтировали, пр..оперировали, опаздывать, пр..гуливался.



Оправд…вать - атак…вать

Воспит..вать – торжеств..вать

Лакир…вать – испыт..вать

Доклад..вать – исслед..вать

Запис…вать – чувств..вать

Негод…вать – откус..вать

Действ…вать – образов…вать

  • Проверка в парах друг у друга


Простой карандашик написал слова и попросил своих друзей проверить эти слова. Друзья были очень рады, что карандашик справился со всем отлично.

Проверка.

О правдывать

Т оржествовать

Л акировать

И сследовать

Ч увствовать

Н егодовать

О бразовывать



Составьте синквейн на тему нашего урока.

  • ПРОВЕРКА


Используя данные глаголы составьте простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке .

Образов..вали, тренир…вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали.





  • СмОтреть –рассмАтривать
  • УмОлчать – умАлчивать
  • смОтр, мОлча!