Три способа научиться читать речь без запинок и долгих пауз. Как научиться быстро читать

Некоторые люди обладают естественным красноречием, дарованным природой. Остальным приходится овладевать ораторским искусством самостоятельно или на тренингах. Цель ораторской речи – донести информацию, убедить в своей правоте и побудить слушателей к дальнейшим действиям.

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Как говорил французский писатель-философ :

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

Существует пословица:

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

«Заговори, чтобы я увидел тебя».

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, даже несмотря на то, что это тяжело.

ГЛАДКОСТЬ РЕЧИ

Есть такое качество речи – гладкость . Она отражается в некоторых речевых мелочах (точнее, в их отсутствии). Точно так же как полированная доска отличается от шероховатой, гладкая речь свободна от зазубрин, заусенцев и прочих ненужных деталей.

Распространенная проблема – шероховатая речь. Об этом в следующем письме:

Здравствуйте!
Недавно я был участником телепередачи. Когда увидел себя по телевизору, то ужаснулся, т.к. обнаружил в своей речи много проблем, о которых раньше не знал: э-э, вот, как бы… запинался, дергался, чесал нос (хотя он у меня не чесался). Честно говоря, смотреть было противно. В связи с этим у меня к Вам вопрос: как избавить свою речь от подобных недостатков? Чтобы слушать и смотреть было приятно. Заранее благодарю за ответ!
Ник.

До кучи к речевым шероховатостям можно причислить лишние движения – т.н. мелкую моторику: регулярное почесывание репы, поправление волос без надобности, подергивания различными частями тела, пощипывание усов или других предметов. А также отвлекающие топанье и шарканье ногами, жевание галстука, дикое выражение лица и прочие.

Если произнесенную речь записать буквально, то она может выглядеть так:

«Э-з-э, значит, господа, ха- хочу сказа… выразить уверенность, что… в том, что мы, так сказать, м-м-м, сможем дости… добиться успеха на нашем… в нашем деле. Вот. Э-э-э, могу вас уверить, что, как грится, это дело нам по плечу, короче… » .

Как видите, красным выделены речевые заусенцы или, как говорят в народе, косяки. Их следует искоренять, ибо режут слух внимательных слушателей. Если они встречаются изредка – не беда, это копейки, а не рубли. Но когда торчат через слово, то это уже не речь, а ёршик.

У оратора, подобно театральному актеру, есть только одна попытка и нет в запасе дублей как у актеров кино. А также нет в запасе у оратора такого количества времени на обдумывание речи, как у авторов отредактированных текстов. Оратор всегда работает в «прямом эфире». Поэтому живая речь, в отличие от литературных произведений или отснятых реприз, обычно страдает отсутствием гладкости.

Редко когда услышишь гладкую речь, которая блестит как отшлифованное литературное произведение. Далеко не каждый человек говорит, словно пишет. И опытный оратор нет-нет, да и проболтается: «в конце концов, я козё… я человек, а не козел».

Если вам часто приходится выступать публично, отвечать на вопросы журналистов, проводить совещания или вы пытаетесь стать диктором, ведущим ток-шоу, хотите на всю страну вещать прогноз погоды, быть обычным лидером партии, директором предприятия или просто успешным человеком – то вам стоит стремиться говорить гладко. Ибо гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.

Гладкая речь – свидетельство высокой степени ораторской подготовки. Речь без лишних деталей выглядит блестяще и звучит внушительно.

Что нужно делать, чтобы научиться говорить гладко? Всего две вещи.

Во-первых, необходимо слышать свою речь во время ее произнесения. Благодаря такому самоконтролю можно эффективно бороться с речевыми недостатками. Многие люди, говоря, себя не слышат. Они издают в промежутках между словами никчемные звуки (э-кхе, м-м, б-е-е), которых не замечают. А раз не замечаешь просчетов, то кажется, что их нет. В результате продолжаешь мычать и блеять.

Научиться замечать собственные речевые нюансы (как достоинства, так и недостатки) помогает видеосъемка. Наблюдение своих выступлений в записи позволяет сделать много полезных открытий (именно поэтому видеосъемка выступлений является важной частью обучения на наших курсах ораторского искусства и мастерства общения).

Прежде чем шлифовать свою речь в упражнениях, необходимо научиться следить за каждым своим словом и движением, замечать каждую мелочь. Умение контролировать многочисленные мелочи своей речи является показателем ораторского мастерства. Необходимо говорить с «включенным контроллером»: произнося свои мысли, нужно быть не только оратором, но и слушателем самого себя и отдавать себе отчет в том, что творится с каждым элементом твоей речи.

И, во-вторых, нужно упражняться. Точно так же, как квалифицированные боксеры, скрипачи или жонглеры для роста мастерства и поддержания формы регулярно тренируются, оратор для совершенствования речи должен говорить, говорить и говорить. Стремиться говорить правильно, внятно, без запинок и лишних звуков. Одно из самых плодотворных упражнений для постоянного улучшения речи и придания ей гладкости – регулярное чтение вслух . Но об этом в другой раз.



Переиздание материалов статьи возможно только с обязательными ссылками на сайт (в интернете - гиперссылка) и на автора

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.

Даром красноречия, к сожалению, обладают далеко не все, но это вовсе не значит, что этот навык невозможно развить в себе. Всем нам известно, что человека, умеющего красиво говорить, можно слушать часами! И все же, следует учесть, что имеется немалое количество различных нюансов, которые важно взять во внимание, развивая навык богатой разговорной речи.

Важно правильно дышать при разговоре Наверняка, слушая плавную речь диктора или какого-либо харизматичного ведущего, вы ловили себя на мысли, что вам и самим бы хотелось уметь так говорить. Конечно же, этого можно достичь, если развивать технику речи. Однако, в первую очередь, для этого следует научиться правильно дышать – глубоко, спокойно и незаметно.Обратите внимание на то, что речевое дыхание имеет отличия от обычного. Речь идет об управляемом процессе. Как известно, самым удобным для речи считается диафрагмально-реберное дыхание. В этом случае вдох и выдох производятся с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Самая емкая часть легких (нижняя) приходит в активность. При этом плечи и верхние отделы грудной клетки остаются практически без движения.Научиться контролировать дыхание можно самостоятельно. Положите ладонь между животом и грудной клеткой – на область диафрагмы. Когда вы совершите вдох, стенка живота немного приподнимется, нижняя часть грудной клетки расширится. Выдох будет сопровождаться сокращением мышц живота и грудной клетки. При речи вдох должен быть легким и коротким, а вот выдох – плавным и длинным (соотношение примерно один к десяти).Когда происходит процесс речи, в немалой степени увеличивается значение именно выдоха. Перед тем как заговорить стоит сделать быстрый и глубокий вдох, который осуществляется и через нос, и через рот. Между тем, во время речевого выдоха задействован лишь рот.Правильное речевое дыхание можно назвать основой красивого звучания голоса. Если же вы будете дышать неправильно, то это приведет неустойчивости голоса. Говорить уверенно, четко и внятно При разговоре старайтесь избегать бормотания - говорите четко, внятно и уверенно. Практикуйтесь чтением книг вслух – делайте это неспешно и с выражением, иногда ускоряйте тем, но продолжайте говорить с выражением. Постепенно у вас выработается навык такой манеры разговора и в повседневной жизни.Нужно постоянно тренировать жестикуляцию и мимику Жестикуляцию и мимику можно назвать невербальным средством речи, которое также следует тренировать. Попробуйте говорить перед камерой или зеркалом, чтобы понять, не слишком ли много и «не по делу» вы жестикулируете. Порою, это может сильно отвлекать собеседника от темы разговора. Также важно понаблюдать за своей мимикой – недопустимо как безучастное выражение лица, так и чрезмерное проявление эмоций. Во втором случае это может выглядеть просто некрасиво.Ваши жесты и мимика должны выглядеть гармонично, плавно и естественно, и лишь иногда подчеркивать смысл сказанного. Важно, чтобы слушатель все же фокусировался на смысле текста, но не вашем лице или руках.

Ораторское искусство возникло задолго до эры развития компьютерной индустрии и изобретения парового двигателя. Оно было создано как элемент воздействия на других людей и до сих пор пользуется в этой области большим успехом и неизменной популярностью. Если вы собираетесь достигнуть определенного успеха на ораторской стезе, очень важно уметь четко и лаконично доносить информацию до слушателей. То есть – говорить быстро и без запинки.

Инструкция

Учите скороговорки

И не просто учите, а повторяйте их постоянно. Днем и ночью, перед свиданием и во время посещения душа. В общем, занимайтесь тренировкой своего голоса и дикции в любое свободное время. Вам кажется, что в скороговорках нет никакого толку? Совершенно зря! И постоянно произношение не только помогает научиться правильно произносить сложные словосочетания, но также регулирует дыхание во время разговора и тренирует силу голоса. Все великие ораторы, полководцы и знаменитые политики уделяли произнесению скороговорок большое количество времени. Не стоит переживать, вы в хорошей компании.

Следите за своим дыханием

Очень часто люди начинают задыхаться на середине своей речи, волнуются и в результате не могут внятно связать двух слов. Чтобы этого не случилось, регулярно тренируйтесь дома. Найдите в книге какую-нибудь длинную фразу и попробуйте произнести ее вслух. В тот момент, когда ваше дыхание начнет сбиваться, обратите внимание, что именно вы делаете неправильно. Некоторые люди инстинктивно стремятся сказать все на одном дыхании, не делая пауз и дополнительных вдохов. В результате воздуха им попросту не хватает. Чтобы такого не происходило, приучите себя равномерно вдыхать и выдыхать на протяжении всей вашей речи. Поверьте, научившись этому один раз, вы будете делать это механически постоянно.

Известные ораторы не обладают голосам чрезмерно громким, но окружающие отлично могут их слышать за счет правильного тембра и хорошей дикции. Слишком громкий или слишком тихий голос вызывает раздражение и не располагает к длительному вниманию, поэтому не старайтесь говорить излишне громко или чересчур тихо. Помните о том, что речь должна свободно литься, не натыкаясь ни на какие преграды. Если вы контролируете свое дыхание и не испытываете никаких сложностей с произнесением сложных фраз, необходимо говорить четко и спокойно. Излишне эмоциональная речь на повышенных тонах воспринимается слушателями негативно, а тихие доверительные высказывания многие просто не примут всерьез.

Обратите внимание

Проблема многих ораторов, как ни странно, не отсутствие памяти или харизмы, а в элементарной сухости в горле. Позаботьтесь о том, чтобы рядом с вами всегда стоял стакан с водой. Нет ничего хуже, чем приступ кашля или сдавленный осипший голос во время важного выступления.

Полезный совет

Если собираетесь выступать перед аудиторией, обязательно возьмите свою речь с собой. Вы можете знать ее назубок, но подглядеть в текст, чтобы свериться с ним или просто убедиться, что все идет как надо – очень действенная мера успокоения.