Гласные перед л в глаголах. Физминутка для глаз

Продолжаю разговор о глаголе. Восстанавливаю несправедливость по отношению к этой части речи, незаслуженно игнорируемой большинством школьников и людей, давно вышедших из школы с аттестатом, но не всегда с прочными знаниями. В статьях, опубликованных ранее (о и о ) я напоминала правила правописания, связанные с глаголом. Сегодня речь пойдет о прошедшем времени как самого глагола, так и причастий (глагольных форм), точнее будет сказать, о суффиксах глаголов прошедшего времени и причастий прошедшего времени.

Дело в том, что для прошедшего времени совершенно не подходят правила, связанные с настоящим-будущим временем. Если мы задумываемся том, с каким гласным суффиксом надо писать глагол в прошедшем времени , то должны на время совершенно забыть о спряжении глагола. В прошедшем времени глагол «отдыхает» от спряжения. Зато мы обращаем пристальное внимание на то, какая гласная буква пишется в инфинитиве (неопределенной форме глагола) перед окончанием неопределенной формы -ТЬ.
Объясняю на примере: наклеИ ть, посеЯ ть, увидЕ ть, услышА ть, застрелИ ть, расстрелЯ ть, утешИ ть, почуЯ ть, высмотрЕ ть
Чтобы поставить глаголы в прошедшее время, надо отбросить окончание –ТЬ и прибавить суффикс прошедшего времени глагола -Л . Вот что получается:

наклеИть – наклеИл
посеЯть – посеЯл
увидЕть – увидЕл
услашАть – услышАл
застрелИть – застрелИл
расстрелЯть – расстрелЯл
утешИть – утешИл
почуЯть – почуЯл
высмотрЕть – высмотрЕл

Точно по такому же принципу образуются действительные причастия прошедшего времени , только вместо суффикса -Л надо подставить суффикс -ВШ- плюс окончание –ИЙ.

наклеИть – наклеИл - наклеИвший
посеЯть – посеЯл - посеЯвший
увидЕть – увидЕл - увидЕвший
услашАть – услышАл - услышАвший
застрелИть – застрелИл – застрелИвший
расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯвший
утешИть – утешИл – утешИвший
почуЯть – почуЯл - почуЯвший
высмотрЕть – высмотрЕл - высмотрЕвший

Немного сложнее обстоит дело со страдательными причастиями прошедшего времени . Перед суффиксом -НН- сохраняются все гласные, кроме гласной -И- . Когда в инфинитиве перед -ТЬ стоит -И- , в страдательном причастии вместо нее пишется буква Е :

наклеИть – наклеИл – наклеЕННый
посеЯть – посеЯл – посеЯННый
увидЕть – увидЕл – увидЕННый
услашАть – услышАл – услышАННый
застрелИть – застрелИл – застрелЕННый
расстрелЯть – расстрелЯл – расстрелЯННый
утешИть – утешИл – утешЕННый
почуЯть – почуЯл – почуЯННый
высмотрЕть – высмотрЕл – высмотрЕННый

Вот, собственно, и все, о чем я хотела рассказать сегодня. Конечно, с непривычки вся эта премудрость может показаться немного сложной, но я думаю, что через некоторое время ясность наступит и придет понимание сути.
Вот так. Успехов вам в освоении правописания глагола !

МАОУ «СОШ»№52 РБ

г.Улан-Удэ

Тема: «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени».

Составила: Агафонова Людмила Ивановна

Тема: «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов перед суффиксом -л- в прошедшем времени».

Цели: Знакомство учащихся с образованием глаголов прошедшего времени; формирование умения выбирать орфограмму перед -л; употреблять в речи глаголы в прошедшем времени; закрепление навыков правильного написания окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Способствование совершенствованию речевых умений и навыков, развитию умения наблюдать, рассуждать, делать выводы. Воспитание у детей любовь к русскому языку. Умение видеть и слышать прекрасное в природе, способствовать воспитанию культуры труда.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

    ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ, ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Проверить свою память. Прочитайте слова, записанные на экране, запомните их и запишите столбиком.

Проверьте, правильно ли вы записали слова.

Кто остался доволен своей памятью?

Что вы можете сказать про эти слова?

Подчеркните то слово, которое считаете лишним. Объясните свой выбор /Ответы разные/

Как надо изменить глаголы, чтобы нельзя было определить время, лицо, число.

1. Запись слов в тетрадь столбиком.

Заговоришь

    САМОПРОВЕРКА

    Ответ с помощью сигналов (светофоров)

    Это глаголы, все они стоят во 2 лице ед. ч. (пишется на конце – ь)

    Слово заговоришь - единственный глагол совершенного вида с приставкой

/1-ый ученик/.

6. Слово видишь - глагол исключение 2 спряжения, в корне нет безударной гласной /2-ой ученик/.

7.-Слово желаешь - словарное слово, глагол 1 спряжения, которое определяется по начальной форме. /3-ий ученик/.

Поставить глаголы в неопределенную форму.

2.Самостоятельная работа

Разобрать глаголы по составу.

Проверить работу, выполненную на доске, оценить ее, сверьте со своей.

Запишите во второй столбик эти же глаголы, поставив их в неопределенную форму.

Обратить внимание на глагольный суффикс -е- в слове видеть.

Один ученик работает на ноутбуке около доски, остальные – самостоятельно.

Заговоришь

Заговорить

3.Сообщение темы урока (дети сообщают тему урока)

Сегодня мы продолжим знакомство с глаголами прошедшего времени.

Расскажите все, что вы о них знаете.

Запишите в третий столбик глаголы в форме прошедшего времени;

желательно поставить их в разные формы и указать морфемы.

Какую гласную надо написать перед -л-?

Почему в остальных словах вы не встретили таких затруднений?

Что мы еще знаем о глаголах прошедшего времени?

Отвечают на вопросы: что делал? Что сделал? Что делали?

Показывают, что действие произошло до момента речи.

Изменяются по числам, а в ед. ч. – по родам.

Запись комментируется.

а) смешить (что делать?) глагол несовершенного вида.

(Что делала?) смешила

б) видеть (что делать?) глагол несовершенного вида.

(Что делал?) видел.

Гласную -е- .

Гласные перед -л- находились в ударном слоге.

Как узнать, какую гласную писать перед суффиксом -л- .

4.Наблюдение


Прочитайте глаголы, записанные на доске, сравните их написание, сделайте вывод.

Слушать - слушал

Сеять - сеял

Бросит - бросил

Видеть - видел

В каких случаях написание гласной в суффиксах глаголов прошедшего времени является орфограммой?

Как определить написание этой буквы?

Дети называют в каждом слове суффиксы.

Перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени пишется тот же суффикс, который стоит перед ТЬ в неопределенной форме глагола.

Когда гласная перед -л- находится в безударном положении.

Поставить глагол в неопределенную форму. Какая буква будет перед ТЬ , та же будет и перед суффиксом -л-

5. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Назовите глаголы, оканчивающиеся на - ЯТЬ. Таких глаголов не очень много, все они записаны в орфографических словарях.

Многие вы изучите в старших классах. Сейчас запишем несколько из них и постарайтесь их запомнить.

1. Ответы детей.

2. Запись глаголов парами, с орфографическим проговариванием.

Сеять - сеял

Веять - веял

Реять - реял

Таять - таял

6. САМОСТЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Списать текст, вставляя в предложения глаголы в прошедшем времени.

Слабым детям даются карточки со словами /спрятаться, укутать, серебриться, дремать/

Наблюдение над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении.

Указать в словах текста все знакомые орфограммы и назвать глаголы в прошедшем времени, требующие проверки.

Сделать синтаксический разбор четвертого предложения.

Коллективная проверка.

Снег укутал деревья. Дуб дремал в мохнатой шапке. На ветках берез серебрился белый шарф. Молодая елочка спряталась в сугроб. Не страшны деревьям мороз и холод.

а) Чтение предложений.

б) Выделение наиболее удачного глагола, объяснение его значения.

Ответ на вопрос, какие глаголы в прошедшем времени требуют проверки.

- Молодая елочка спряталась в сугроб. /простое, повествовательное, распространенное/

7. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем еще надо поработать?

Дома сочините стихотворение по опорным словам, употребив глаголы прошедшего времени.

…………………………далеко

……………………………глубоко

…………………………..весело

…………………………..высоко.

ЦЕЛИ: 1. Образовательные:


  • Научить писать глагольные суффиксы перед суффиксом «л» в глаголах прошедшего времени;

  • Соотносить временную форму глагола с его начальной формой;

  • Применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2. Развивающие:

* Развивать умение думать, размышлять, рассуждать;

* Развивать познавательные и творческие способности;

* Умение работать в парах и индивидуально;

3. Воспитательные:

* Формировать интерес к урокам русского языка, организовывать и оценивать свою деятельность;

* Повышать культуру речи;

* Воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Экран, проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» - 4 (М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова), доска, тесты.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

«Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь».

Весна. На дворе солнышко, капель, ручейки. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое и интересное. Так же и на уроках вы получаете новые знания.

(Слайд 1)
2. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

«Уж тает снех, бигут ручьи,

В акно павеяло висною.

Засвищют скоро солови,

И лес оденется лествою»!

Какие чувства возникли при чтении стихотворения?

Написать, исправить ошибки, объяснить орфограммы. Второе предложение разобрать по членам, указать части речи.

(Слайд 2)
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

«Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто, что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит,

Всё расскажет нам ….» (глагол )

(Слайд 3)

Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Добро…

Рассказать нам об этом поможет «Толковый словарь» Владимира Ивановича Даля.

«Глагол» - слова, речь, мысль.

«Глаголь» - название буквы «Г» в славянской и русской азбуке.

(Слайд 4)
4. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА:

Послушайте стихотворение:


«Кто на лавочке сидел ,

Кто на улицу глядел .

Толя пел ,

Борис молчал ,

Николай ногой качал »…
Как называется стихотворение? Кто автор? Назовите глаголы, которые вам встретились? Что в них общего? Догадались, о чём будем говорить? Нам сегодня предстоит выяснить:


  • На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

  • Чем отличаются от других глаголов?

  • Как правильно написать глагольный суффикс у глаголов прошедшего времени?
(Слайд 5)

Работа с учебником: упражнение 104, страница 100.
Цель: формирование умения писать формы глаголов прошедшего времени.
Видеть – видел, слышать – слышал, сеять – сеял, резать – резал, падать – падал, веять – веял. Бросить – бросил, вешать – вешал, начать – начал, кончить – кончил, понять – понял, высказать – высказал, лаять – лаял, затеять – затеял, принять – принял.

Какой вывод можем сделать?

Перед суффиксом глагола прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс, входящий в основу глагола начальной формы.

(Слайд 6)

5. ФИЗМИНУТКА.

(под музыку произвольные движения).

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ.

Разгадывание ребусов, разбор слов по составу.

Зашипели Говорили Жил

(Слайды 7,8,9)

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Учебник, страница 99, упражнение 103.

Ревела буря,

Дождь шумел.

Во мраке молнии летали.

Беспрерывно гром гремел.

И ветры в дебрях бушевали.

Как же правильно написать глагольный суффикс?
8. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.

(разноуровневые задания)

Карточка № 1.

В тексте глаголы поставить в прошедшем времени. Выделить суффиксы.

Солнце скрывается ____________________ за острым хребтом. Оттуда вылетает

В зеленоватое небо стремительный веер ярко-рыжих лучей.

Он держится __________________ недолго и тихо угасает ____________, а в небе в той стороне идет _______________, полыхает ____________________ заря.

(По В. Шукшину)

Карточка № 2.

От глаголов неопределенной формы образовать глаголы

прошедшего времени, выделить суффиксы.


Неопределенная

Единственное число

Множественное число

Женский род

Средний род

Мужской

Видеть

Таять

Светить

Карточка № 3.
Выделить окончание глаголов прошедшего времени, указать род.

Река бежала -________. Ребенок бежал -_________.