Какое спряжение у глагола расколоть. Причастия, образованные от глагола «колоть». Игра “Грамотный пассажир”

Во вторых, образование причастий напрямую связано со спряжением исходного слова. В-третьих, чтобы хорошо сдать экзамен по русскому языку.

Определение спряжения глагола

Чтобы определить, например, какого спряжения глагол «колоть», нужно посмотреть, на что он оканчивается. Заканчивается на -оть. Теперь заглянем в таблицу.

Значит, глагол «колоть» спряжение имеет первое.

Спрягаем

Спрягать - это измененять по лицам и числам глаголов в настоящем и будущем времени.

В единственном числе

Во множественном числе

1-е спр.

2-е спр.

1-е спр.

2-е спр.

1-е лицо (я, мы)

2-е лицо (ты, вы)

3-е лицо (он, она, оно, они)

Теперь, когда мы знаем, что глагол «колоть» спряжение имеет первое, можем просклонять его:

  • 1-е лицо - я колю, мы колем.
  • 2-е лицо - ты колешь, вы колете.
  • 3-е лицо - он колет, они колют.

Упражнения

1. Перед вами предложения, в них нужно вставить буквы вместо точек, для этого вспомните, какое спряжение у глагола «колоть».

  • Дрова кол…т не топором, а колуном.
  • Что-то в боку у меня кол…т, надо отдохнуть.
  • Мы его обязательно раскол…м.
  • Чем вы лучину кол…те?
  • Сколько ты накол…шь сегодня дров?
  • Вадик решил, что он накол…т тату во всю спину.
  • Свитер ужасно кол…тся.
  • Шипы розы кол…тся, будь осторожна.
  • Мы закол..м тебе косы наверх, и будет красиво.
  • Ты прикол…шься над нами, но потом тебе никто не поверит.
  • Осторожней, а то ветки глаза выкол…т.
  • Все руки иголкой искол…шь, пока пришьёшь подворотничок.
  • Потом брошь прикол…м к вороту, и всё будет хорошо.

2. То же самое сделайте в тексте:

Хорошо в лесу весной, когда пробужда..тся в жизнь. Та..т снег. Все больше слыш...тся весёлые голоса птиц. На полянках появля...тся проталины, разраста...тся подснежники. На кочках вид...шь прошлогодние листочки.

Многое услыш...шь весной в лесу. На вершине ели распева...т дрозд. Тоненько посвистыва...т рябчик, на болоте воз...тся журавли.

Образование причастий

От глаголов образуется часть речи, обозначающая признак предмета по действию. Они называются причастиями. Образуются такие слова от основы глаголов при помощи суффиксов, некоторые из которых зависят от спряжения.

  • от глаголов первого спряжения - -ем (-ом);
  • от глаголов второго спряжения - -им.

Прмеры образования причастий:

  • видеть - видящий, видимый;
  • сиять - сияющий.


Пример использования причастий: Вся видимая глазом панорама была засыпана сияющим светом.

Причастия, образованные от глагола «колоть»

Мы знаем, что глагол «колоть» спряжение имеет первое. Значит, суффиксы у причастий будут -ющ и -ем:

  • колющий;
  • колемый.

Но формы «колемый» не существует в русском языке.

Возможно образовать от глагола «колоть» другие формы причастий: коловший, колотый.

Такие формы причастий образуются от «колет», глагол какого спряжения - в этих случаях не имеет значения.

Тест

1. Есть такое задание среди экзаменационных, которые направлены на выявление уровня знаний выпускников орфограмм, связанных с окончаниями и суффиксами глаголов и слов, от них образованных. Ниже даны примеры, в которых использованы слова, в том числе и глагол «колоть», спряжение поможет сделать правильный выбор. Нужно вставить пропущенные буквы.

  • пил..шь доски во дворе;
  • дыш…шь через соломинку;
  • пиш…шь сочинение о лете;
  • успоко…шься до наступления экзамена;
  • расчист…вший от мусора;
  • отведа…шь за обедом;
  • обвева…мый лёгким ветерком;
  • бре…шь бороду каждый день;
  • улавлива…мый локатором;
  • ненавид…шь скуку и серость;
  • слыш…мый откуда-то издалека;
  • продвига…шься в день по десять километров;
  • возвраща…тся из командировки;
  • огиба…мый по периметру;
  • освеща…мый средствами массовой информации;
  • планиру…мый целый год;
  • кол…щий предмет;
  • скандал…шь из-за пустяков;
  • запряч…шься надолго;
  • провоз…шься целый день;
  • прицел…шься в мишень;
  • освеща…т площадку;
  • движ…мый благими идеями;
  • откол…т от целого куска;
  • свищ…т на улице;
  • подбадрива…мый друзьями;
  • приоткрыв…мые за завесой тайны.
  • реша…мые очень просто;
  • гон…шься за преступниками;
  • муч…мый угрызениями совести;
  • реша…мые на месте;
  • спряч…шься от преследователей.


2. Во всех предложениях, данных ниже, есть слово «колоть», спряжение глагола мы уже определи. Нужно поставить этот глагол в нужной форме.

  • Вся жизнь моя завтра (расколоться) на две части: до поступления в институт и после.
  • Я знаю, что моё мнение (расколоть) всех собравшихся на два враждующих лагеря.
  • Мы (наколоть) наши экспонаты на булавки и разместим на выставке.
  • Камни от жара (расколоть), и можно будет закладывать взрывчатку.
  • Всё его жизнь завтра (расколоть) на две половины: до школы и школьную.
  • Громыхнул гром - сейчас молния (расколоть) небо пополам.

3. Дайте ответ на вопрос: "Как определить у «колет» спряжение глагола?"

______________________________________________________________________

Ответы

  • пилИшь доски во дворе;
  • дышИшь через соломинку;
  • пишЕшь сочинение о лете;
  • успокоИшься до наступления экзамена;
  • расчистИвший от мусора;
  • отведаЕшь за обедом;
  • обвеваЕмый лёгким ветерком;
  • бреЕшь бороду каждый день;
  • улавливаЕмый локатором;
  • ненавидИшь скуку и серость;
  • слышИмый откуда-то издалека;
  • продвигаЕшься в день по десять километров;
  • возвращаЕтся из командировки;
  • огибаЕмый по периметру;
  • освещаЕмый средствами массовой информации;
  • планируЕмый целый год;
  • колЮщий предмет;
  • скандалИшь из-за пустяков;
  • запрячЕшься надолго;
  • провозИшься целый день;
  • прицелИшься в мишень;
  • освещаЕт площадку;
  • движИмый благими идеями;
  • отколОт от целого куска;
  • свищЕт на улице;
  • подбадриваЕмый друзьями;
  • приоткрывЕмые завесой тайны;
  • решаЕмые очень просто;
  • гонИшься за преступниками;
  • мучИмый угрызениями совести;
  • решаЕмые на месте;
  • спрячЕшься от преследователей.
  • Вся жизнь моя завтра РАСКОЛЕТСЯ на две части: до поступления в институт и после.
  • Я знаю, что моё мнение РАСКОЛЕТ всех собравшихся на два враждующих лагеря.
  • Мы НАКОЛЕМ наши экспонаты на булавки и разместим на выставке.
  • Камни от жара РАСКОЛЮТСЯ, и можно будет закладывать взрывчатку.
  • Громыхнул гром - сейчас молния РАСКОЛЕТ небо пополам.

У глагола «колет» окончание -ЕТ, значит, оно первого спряжения.

В русском языке в настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. Например:

Спрягаем глагол ИДТИ в настоящем времени:
1 лицо: я иду, мы идем.
2 лицо: ты идешь, вы идете.
3 лицо: он (она, оно) идет, они идут.

Спрягаем глагол ПРИЛЕТЕТЬ в будущем времени:
1 лицо: я прилечу, мы прилетим.
2 лицо: ты прилетишь, вы прилетите.
3 лицо: он (она, оно) прилетит, они прилетят.

Окончания глагола, с помощью которых глаголы изменяются по ЛИЦАМ и числам, называются ЛИЧНЫМИ. При этом существует всего два варианта личных окончаний глагола:

1 спряжение - окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ).
2 спряжение - окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ).

Если личные окончания глагола УДАРНЫЕ, то никаких проблем с написанием не возникает. Чтобы в этом убедиться, прочитайте вслух, подчеркивая голосом ударение, приведенные выше примеры спряжения глаголов ИДТИ и ПРИЛЕТЕТЬ.
Их спряжение определяется на слух. Только надо твердо помнить, что 1 спряжение - окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ), а 2 спряжение - окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ).

Если же личные окончания глагола БЕЗУДАРНЫЕ, то здесь возникают проблемы с правописанием.
Они кол.т дрова. КОЛЮТ или КОЛЯТ?
Она пол.т грядки. ПОЛЕТ или ПОЛИТ?
Они бор.тся за мир. БОРЮТСЯ ИЛИ БОРЯТСЯ?
Они кле.т конверты. КЛЕЮТ или КЛЕЯТ?
Они стел.т белье. СТЕЛЮТ или СТЕЛЯТ?
Они тяжело дыш.т. ДЫШАТ или ДЫШУТ?

КАК ЖЕ БЫТЬ? КАК ПОСТУПИТЬ С ГЛАГОЛАМИ, В КОТОРЫХ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ БЕЗУДАРНЫЕ?
Нужно определить спряжение глагола по следующему правилу:
Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2 спряжению относятся:
1) все глаголы на ИТЬ, кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.
2) 7 глаголов на ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
3) 4 глагола на АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать.

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1 спряжению.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Применяем это правило к глаголам с безударными личными окончаниями.

Они кол.т дрова. КОЛЮТ или КОЛЯТ? КОЛОТЬ - ко 2 спр. не относится (не входит в группы на ИТЬ, 7 на ЕТЬ, 4 на АТЬ), значит, 1 спряжение (а мы помним, что глаголы 1 спряжения имеют личные окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ). Значит, они КОЛЮТ дрова.

Она пол.т грядки. ПОЛЕТ или ПОЛИТ? ПОЛОТЬ - ко 2 спр. не относится (не входит в группы на ИТЬ, 7 на ЕТЬ, 4 глагола на АТЬ) , значит, 1 спряжение (а мы помним, что глаголы 1 спряжения имеют личные окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ). Значит, она ПОЛЕТ грядки.

Они бор.тся за мир. БОРЮТСЯ ИЛИ БОРЯТСЯ? Бороться - ко 2 спр. не относится (так как не входит в группы глаголов на ИТЬ, 7 глаголов на ЕТЬ, 4 глаголов на АТЬ) , значит, 1 спряжение (а мы помним, что глаголы 1 спряжения имеют личные окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ). Значит, они БОРЮТСЯ за мир.

Они кле.т конверты. КЛЕЮТ или КЛЕЯТ? Клеить - на ИТЬ (и это не БРИТЬ, СТЕЛИТЬ). Значит, КЛЕИТЬ - глагол 2 спряжения. А глаголы 2 спряжения имеют личные окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ). Значит, они КЛЕЯТ конверты.

Они стел.т белье. СТЕЛЮТ или СТЕЛЯТ? Стелить - все глаголы на ИТЬ относятся ко 2 спр., а БРИТЬ, СТЕЛИТЬ - к первому. Значит, стелить - 1 спр., значит, они СТЕЛЮТ белье.

Они тяжело дыш.т. ДЫШАТ или ДЫШУТ? ДЫШАТЬ - входит в группу 4 глаголов на АТЬ: СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ГНАТЬ, значит, относится ко 2 спряжению. Значит, при спряжении будет иметь окончания ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ). Значит, они ДЫШАТ.

Таким образом, чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить его в неопределенную форму и посмотреть, есть ли он в списке глаголов, относящихся ко 2 спряжению. Если есть - 2 спряжение, личные окончания у него будут ИШЬ, ИТ, ИМ, ИТЕ, АТ (ЯТ). Если этого глагола нет в списке, то он 1 спряжения, и при изменении по лицам и числам (то есть спряжении) у него будут окончания ЕШЬ, ЕТ, ЕМ, ЕТЕ, УТ (ЮТ).

Правило, обведенное крестиками, нужно выучить наизусть.

Цели:

  • дидактическая – сформировать навык правописания безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме;
  • развивающая – сформировать общий приём умственных действий при написании безударных личных окончаний глаголов по неопределенной форме.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи

Игра “Грамотный пассажир”.

Учитель: Наш трамвай едет по городу Глагольску, по улице Настоящего времени, по улице Будущего времени. На остановке “Проспект Неопределенной формы” пассажиры – слова должны войти в первый вагон I спряжения или во второй вагон II спряжения.

I спряжение II спряжение

(Дети по форме 3 лица множественного числа определяют спряжение глаголов дружит, любит, читает, тонет . Глаголы строит, колет вызывают затруднение: одни дети относят глагол колет к I спряжению (колют ), другие ко II спряжению – (колят )).

– Какова задача нашего урока? (Узнать новый способ определения спряжения у глаголов).

2. Выделение общих признаков, свойств языкового явления

– Случайно ли слова – пассажиры оказались на остановке “Проспект Неопределенной формы”? (При образовании неопределенной формы от данных глаголов дети заметили одну особенность: глаголы II спряжения оканчиваются в неопределенной форме на -ИТЬ, а глаголы I спряжения не на -ИТЬ (на -АТЬ, -УТЬ, -ОТЬ)).

Вывод 1. Спряжение глагола можно узнать по неопределенной форме.

Вывод 2. Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ИТЬ, значит, он II спряжения. Если глагол в неопределенной форме оканчивается не на –ИТЬ, значит он I спряжения.

3. Словарно-орфографическая работа

Назовите слово из словаря с которым мы познакомимся на уроке. Оно должно быть составлено из букв написанных на доске слов. Согласные буквы нового слова находятся во вторых слогах глаголов I спряжения будущего времени, гласные – во вторых слогах глаголов II спряжения будущего времени. Последняя буква искомого слова не обозначает два звука и находится в глаголе настоящего времени.

Исходные слова:

Соедините последовательно найденные буквы, и вы узнаете новое слово из словаря. Какое это слово? (Это слово ПРЕМИРОВАТЬ). Что обозначает слово премировать ? (Премировать – награждать за какие-либо заслуги). Найдите слово премировать в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове премировать три непроверяемые безударные гласные: е, и, о. На конце пишется –ть, так как это неопределенная форма глагола.). Составьте три предложения, в каждое из которых входило бы слово премировать . Вместе с ним введите слово, являющееся видовым понятием по отношению к одному из использованных при нахождении нового слова существительных.

За выдающиеся успехи в области искусства художника премировали автомобилем.
В газете сообщили о том, что премировали космонавтов.
Правительственными наградами премируют в Москве.

Напишите предложение, в котором глагол премировать находится в наст оящем или будущем времени.

4. Моделирование правила написания безударных личных окончаний глаголов

5. Правило написания безударных личных окончаний глаголов:

чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, нужно знать его спряжение. Для этого ставим глагол в неопределенную форму. Если неопределенная форма глагола оканчивается на -ИТЬ, значит, глагол II спряжения и в окончании следует писать гласную И . Если неопределенная форма глагола оканчиватся не на -ИТЬ, значит, глагол I спряжения и в окончании следует писать гласную Е.

6. Общий приём умственных действий при написании безударных личных окончаний глаголов

1) нахожу глагол с безударным личным окончанием;
2) ставлю его в неопределенную форму;
3) смотрю, на что она оканчивается;
4) определяю спряжение глагола: если неопределенная форма оканчивается на –ить , это глагол II спряжения – пишу и ; если неопределенная форма оканчивается не на –ить , это глагол I спряжения - пишу е.

7. Физкультминутка

Если услышите глагол который оканчивается на –ить , хлопаете два раза. Если назову глагол, который оканчивается на любые другие буквы, топаете. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов, оканчивающихся на –ить , будет названо.

Клеить, думать, спасать, строить, успеть, купить, полоть, тянуть, спешить, сеять, рыть, зеленеть, встречать, помогать.

8. Интериоризация общего приёма умственных действий при написании безударных личных окончаний глагола.

Упражнение 1

Кол…т – колоть (I спряжение) – колет.

Кол…т – глагол с безударным личным окончанием, ставлю в неопределенную форму: колоть – оканчивается не на –ить, значит, это глагол I спряжения – в безударном окончании колет пишу е, окончание –ет.

Упражнение 2

Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (через 1–2 минуты первые слова словосочетаний закрываются). Напишите в столбик превые слова словосочетаний и соответствующую им неопределенную форму глагола. Укажите спряжение глаголов. Какой глагол является лишним?

Упражнение 3

Прочитайте. Разделите фразеологические обороты на две равные группы по трём признакам одновременно. Напишите. Укажите спряжение глаголов. Спряжение каких глаголов можно определить без использования неопределенной формы?

Втирает очки, бьет баклуши, берет на пушку, валяете дурака, водит за нос, заговаривает зубы, гоняете лодыря, обводит вокруг пальца, лежите на печи, замывает глаза, пускает пыль в глаза, считаете ворон, плюете в потолок, сидите сложа руки, морочит голову, собак гоняете, играет в прятки, мух считаете.

(Фразеологические обороты группируются по их значению, лицу и числу глагола).

9. Самоконтроль и самооценка

Продолжите ряды до четырех – пяти слов, подбирая их по четырем признакам одновременно. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов.

жалеешь, катаешь…
н…блюдают, н…ступают…
р…зрушат, р…стратят…

В случае затруднения могут быть использованы слова для справок:

шатаешь, раскусят, надувают, рассудят, навязывают, называют, сажаешь, рассердят, таскаешь.

Прочитайте. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения лишних слов обоснуйте.

Мыслим, душевный, обижает, зацементирует, закопает, наломает, запретит, замелькает.

Справка:

душевный – лишнее слово, так как это имя прилагательное, а остальные глаголы;
мыслим – лишнее слово, так как это глагол множественного числа, а остальные – единственного;
обижает – лишнее слово, так как это глагол настоящего времени, а остальные – будущего;
наломает – лишнее слово, так как оно с приставкой на-, а остальные с приставкой за -;
закопает – лишнее слово, так как имеет в корне гласную о , а в корнях остальных слов её нет;
запретит – лишнее слово, так как это глагол II спряжения, а остальные – I спряжения;
зацементирует – лишнее слово, так как имеет в корне две непроверяемые безударные гласные е , а слово замелькает – одну проверяемую безударную гласную.

10. Оцените свои умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

Список использованной литературы

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс/ Г.А.Бакулина. – М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004
  2. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004
  3. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку. 3–4 классы. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2002
  4. Фролова Л.А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002
  5. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний. – М.: Дрофа, 2007