Загадка про динозавра для детей короткие. Они были теплокровными или холоднокровными? Объяснение нового материала

Конкурс – викторина «Динозавры» (Детские конкурсы загадки)

Если ваш ребенок обожает динозавров и знает про них практически все, эта небольшая викторина отлично подойдет для вашего праздника. Тот, кто даст больше правильных ответов, становится победителем. Вот вопросы:

Назовите имя знаменитого зоолога, который ввел термин «динозавр».
Р. Оуэн
2.) Как вы думаете, существовали ли волосатые рептилии?
Да
3.) Как переводится название группы ящеров «Завроподы»?
«Ящероноги»
4.) Древняя черепаха миолания отличается от современных черепах тем, что у нее…
Были шипы и рожки
5.) В книге «Болек и Лёлик. Приключения на воздушном шаре» один из рассказов называется…
«В пасти тираннозавра»
6.) Какая эра ознаменовалась вымиранием динозавров?
Мезозой
7.) Эта рыба существует уже 400 млн. лет.
Латимерия
8.) Благодаря найденным костям динозавров, эти сказочные существа получили достоверные доказательства «жизни».
Драконы
9.) Как назывался самый первый фильм о динозаврах?
Динозавр Герти
10.) Сколько весит самый большой из всех найденных динозавров?
Около 80 тонн.

Детям всегда интересны таинственные миры прошлого. Расширяйте кругозор вашего ребенка, рассказывая ему волшебные истории далеких времен. Познакомьте своего малыша с жизнью динозавров! Ему, несомненно, будет интересно и увлекательно такое развивающее повествование.

Расскажите ему о фактах их существования в простой форме, используя книги с динозавриками и картинки. Вы прекрасно проведете время, отправляясь в далекое прошлое, полное загадок и чудес.

О каких фактах рассказать малышу

1. Динозавры жили миллионы лет назад. Приблизительно 230 миллионов лет назад появились первые динозавры, а вымерли последние из них около 65 миллионов лет назад. Человечество существует около 2 миллионов лет, это короткий миг по сравнению с периодом существования динозавров.

2. Динозавры - это рептилии, которые в современном мире представлены крокодилами, ящерицами, змеями и черепахами.

3. Эти огромные животные жили на суше и имели сухую шкуру с чешуей. В отличие от птиц, яйца которых твердые и хрупкие, рептилии выводили яйца в оболочке из кожи.

4. Ученые исследовали около 300 видов динозавров. Среди них были и маленькие и огромные, и травоядные и хищники.

5. Останки динозавров находят часто в скалах, которые способны беречь их долго время. Окаменелые частички древних существ находят также и в песке, глине, сланцах. Целого динозавра откапывают иногда несколько месяцев или лет.

6. Динозавры обитали по всей земле. Их находят в США, Англии, Австралии и даже в Антарктиде.

7. Около 65 миллионов лет назад динозавры исчезли со всеми рептилиями, вследствие странного глобального происшествия.

8. Многие ученые предполагают, что в те времена на Землю из космоса упали большие твердые скалы, которые подняли огромные пыльные тучи, затмившие Солнце. Поэтому климат был изменен, растения умерли. Говорят, что динозавры отравились новыми растениями.

Ребенок с удовольствием послушает от вас такие замечательные факты. Расскажите ему, что и сегодня в зоопарке мы можем увидеть маленьких представителей динозавров. Экскурсия в зоопарк будет лучшим закреплением пройденного материала.

Нарисуй картинку

Нарисуй на одном листе бумаги динозавра, а на
другом его стадо.

Сложи картинки гармошкой.

Разрежь по сгибам, а полученные полоски наклей,
чередуя на один лист бумаги.

Сложи его гармошкой.

Посмотри на этот лист с одной стороны, а потом с другой.
Что ты там видишь?

Сделай анкилозавра

Вырежи из картона силуэт анкилозавра.

Возьми упаковку для яиц и приклей чашечки на одну сторону картонной фигурки.

Добавь скомканную папиросную бумагу и крышки от бутылок.

Ярко раскрась анкилозавра.

Сделай мамонта

Нарисуй контур мамонта.

Раскрась.

Для шкуры прикрепи обрезки красно-коричневой шерсти.

Запусти птерозавра

Возьми две палочки, одну в два раза длиннее другой.

Попроси взрослых сделать надрез на их концах.

Свяжи их вместе веревкой в центре и по краю, как показано на рисунке.

Положи каркас на прозрачный пластиковый пакет.

Вырежи по контуру, отступая 5 см.

Натяни полиэтилен на каркас и хорошо закрепи.

Нарисуй и вырежи из бумаги птерозавра и прикрепи его к получившемуся воздушному змею.

Прикрепи веревочку, как показано на рисунке.

Почему вымерли динозавры?...

Цветы против динозавров

Версий у ученых, как всегда, вагон и маленькая тележка. По одной из них, динозавров погубили две вещи – появление цветов и похолодание, которое произошло из-за движения материков. Цветы очень быстро вытеснили другие виды растений и крепко держались за почву, не давая ей сползать в океан. Из-за этого в море стало попадать меньше полезных веществ, и начали гибнуть водоросли. В результате сначала мелкие морские жители, а потом и морские динозавры, остались без пищи. На суше появились наши предки – млекопитающие. По сравнению с динозаврами они были просто мелочью, которую ящеры могли случайно задавить и даже не заметить. Но хищные млекопитающие стали поедать их детенышей и яйца. Все эти изменения и привели к тому, что огромные ящеры постепенно вымерли.

Вулканы или астероиды?

По другой версии, динозавров погубили извержения вулканов. Ученые установили, что они начались 68 млн. лет назад на полуострове Индостан и длились очень долго. В воздух было выброшено много углекислого газа, из-за которого стало трудно дышать, а тучи вулканического пепла закрыли солнце и устроили настоящую зиму. В этой катастрофе выжили только мелкие животные, а динозавры погибли.

Многие ученые считают, что во всем виноват огромный астероид, упавший на Землю 65 млн. лет назад. До наших дней он, конечно, не дожил, но зато оставил после себя огромный кратер диаметром 15 км на полуострове Юкатан в Мексике. Удар астероида был настолько сильным, что в воздух поднялись тучи серы, пыли и копоти, которые вызвали долгую зиму. После этой «зимовки» выжила только половина всех живых существ на Земле.

А может, они живы?

А может, динозавры не вымерли сразу? Некоторые исследователи считают, что вымирание растянулось на много лет, и отдельные ящеры дожили даже до появления людей. Поэтому и появились сказки о Змее-Горыныче и прочих драконах. Да и в наше время ходят истории о всяких загадочных чудовищах. Самое известное из них – Несси из шотландского озера Лох-Несс. Его видели многие, но пока не поймали. Чего только не делали, чтобы доказать, что Несси – не выдумка! Озеро снимали с воздуха, сканировали звуковыми приборами, устанавливали на дне видеокамеры. И кое-что все-таки нашли. Например, в 1975 г. ученым удалось сфотографировать гигантский плавник, а в 2007 г. любитель-исследователь Гордон Холмс заснял на видео движение какого-то существа под водой, плывшего от одного берега к другому. Но все эти изображения очень нечеткие и доказать, что в озере действительно живет динозавр, пока никому не удалось. Зато у Несси появились «сестры» - странных существ видели в озерах Швеции и Китая. И все же в рассказы о живых динозаврах ученые пока не верят. Таким огромным животным не хватило бы пищи ни в одном озере. Они не стали бы стесняться туристов или ученых, а ели бы все, что на глаза попадется – в том числе и всяких любопытных с видеокамерами. И неизвестно еще, кто бы тогда вымер:)

Кстати

В 1980-х годах американский палеонтолог Джеймс Дженсен раскопал ящера, которого назвал суперзавром. Судя по сохранившимся костям, это чудище должно было достигать 15 м в высоту (чуть выше 5-этажки) и весить около 100 тонн!

Конспект занятия по математике в средней группе детского сада на тему «Путешествие в Динозаврию»

Программные задачи:

Образовательные:

1. Учить считать в пределах 5;
2. Закреплять навыки прямого и порядкового счета в пределах 5;
3. Формировать умение устанавливать равенство неравных групп двумя способами;
4. Закреплять умение сравнивать предметы по высоте, употребляя слова высокий, ниже, самый низкий;
5. Упражнять в умении называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник;
6. Учить ориентироваться в пространстве.

Развивающие:

1. Развивать речь, мышление, воображение, внимание, пространственное восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей познавательный интерес;
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа:

Беседы о динозаврах, сбор игрушек динозавров, рассматривание книг о динозаврах, счет в пределах 5, индивидуальная работа обратный счет, выкладывание фигур из геометрических фигур по образцу («Танграм»).

Оборудование:

Макет «Планета динозавров», наборное полотно с листочками и рыбками (по 5 шт), три игрушки динозавров разной высоты, макет ракеты (3 шт.), яйцо, в нем динозавр (1шт.), звукозапись «стук сердца», звуки и голоса динозавров, куплет из песни И.Резник «Динозаврик».

Раздаточный материал:

Двухполосные карточки, рыбки и листики (по 5 шт. на человека), геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник), «танграм» (рисунок динозавра по количеству детей), рисунок динозавра для гостей (по количеству гостей).

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель: Тай, тай, налетай, И ко мне все подбегай Всех принимаем и не обижаем. Дети подходят к воспитателю. Раздаётся сигнал «стук». (Воспроизводится звукозапись «стук сердца»). Воспитатель: Что вы думаете это такое? (Дети размышляют). Воспитатель: Ребята, по-моему этот стук раздавался из яйца. Кто бы это мог быть? Послушайте загадку.

Загадка про динозавра:

А это животное встретим едва ли, Оно на земле давно обитало. Он большой и тяжелый, Длинный ужасно, но очень веселый. Дети: Динозавр. Воспитатель: Когда же жили динозавры? Дети: В далёком прошлом. Воспитатель: Сегодня мы с вами будем продолжать учиться считать и сравнивать. А помогать нам будут динозаврики. Садись на свои места.

2. Сравнение предметов по высоте

Воспитатель предлагает детям 3 фигурки динозавриков. Воспитатель: Динозаврики поссорились и никак не могут решить кто самый высокий. Давайте поможем и расставим их по высоте, начиная с самого высокого. Ребенок у доски расставляет фигуры динозавров. Дети проверяют. Какой по счету стоит самый высокий? Самый низкий? В середине? Воспитатель: Ребята, есть животные травоядные. Это какие? Дети: Животные, которые питаются травой. Воспитатель: А есть хищники. Что это за животные? Дети: Животные, которые нападают на других животных Воспитатель: Мы то же покормим наших динозавриков, только сначала сделаем разминку.

3. Разминка «Динозаврики»

(Кончиками пальцев касаемся частей тела, согласно тексту). У динозавра есть мурашки Очень крупные везде: На лбу, на ушах, На шее, на локтях, Есть на носах, на животах, Коленях и носках, У динозавра есть чешуйки Есть чешуечки везде На лбу, на ушах На шее, на локтях, Есть на носах на животах Коленях и носках.

4. Сравнение двух групп предметов. Игровое упражнение «Угощение»

Один ребенок раскладывает у доски на наборном полотне рыбки и листики) У каждого ребенка двухполосная карточка. Воспитатель: Мы приготовили для динозавриков угощения. Вам необходимо выложить на верхней полосе угощение для маленького динозаврика – 4 листика. На второй полосе 5 рыбок. Дети выкладывают. Воспитатель: Чего больше рыбок или листиков? Дети: Рыбок. Воспитатель: Следующее задание: уровнять количество (двумя способами). Молодцы. А теперь отдохнем.

5. Физкультурная минутка «Динозавр»

Показали мне игрушку, (прямые руки вперед) Динозаврик был смешной (ходьба на месте) Он лежать умел на брюшке (поглаживания кистями рук, живот) И кивать нам головой». (наклоны головой вперед-назад).

6. Игра «Путешествие на планету Динозаврия»

Воспитатель: А теперь мы отправимся на планету, где живут динозавры. На чем мы можем отправиться на другую планету? Дети: На ракете. (Воспитатель показывает геометрические фигуры на ленточках). Воспитатель: Назовите что эта за фигура? Дети: Круг, квадрат, треугольник. Воспитатель: А вместе их как называют? Дети: Геометрические фигуры. Воспитатель: Это не просто геометрические фигуры, а билеты. (Воспитатель раздает билеты). Воспитатель: Займите свои места в той ракете, где форма окна такая же как у вашего билета. Дети подходят под музыку (куплет из песни И.Резник «Динозаврик») к макетам ракет, с разными геометрическими формами окон. Воспитатель: Приготовиться к старту! Внимание! 1-2-3-4-5! Пуск. Завели двигатели (вращение руками). Мы подлетели к планете. Дышите глубже. Вдох носом, выдох через рот! 1 - поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох); 2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох). Произносить звук «у-х-х». Воспитатель: Рассмотрите динозавров, их среду обитания. (Дети стоят возле панно и разглядывают динозавров, в это время звучит запись голоса динозавров). Воспитатель: Нам пора возвращаться в настоящее. Займите свои места. Обратный отчет 5-4-3-2-1! Пуск!, Двигатели запустили! (вращение руками) Мы вернулись. Займите свои места.

7. Упражнение «Танграм»

Воспитатель: Вы рассмотрели динозавров и сейчас правильно их сложите из геометрических фигур по рисунку. Дети выкладывают рисунок динозавра по контору (Танграм) Воспитатель: Хорошо. Скажите, а что было бы, если динозавры попали к нам?

8. Подведение итогов

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось на нашем занятии? Хотели бы еще отправиться на другую планету? А чтобы вы не забыли о нашем путешествии, я подарю рисунок динозаврика. Вечером вы с родителями их раскрасите и завтра принесете. Мы устроим выставку. Воспитатель раздает рисунки детям и гостям.

Предварительный просмотр:

Стихи о динозаврах

Юрий Юркий

Динозавр.

Динозавр – это ящер огромный
Жил когда-то, но мы его помним.

Динозавра давно уже нет –
По костям его создан скелет.

Шея длиннее жирафовой шеи –
С деревьев листву доставать ей умеет.

Бродили мы в парке среди динозавров
Туда непременно пойдём ещё завтра.

Динозавр разместился в дом полностью чтоб,
Надо строить ему дом с большой небоскрёб.

Очень жаль, динозавр не дожил до меня –
Я завёл бы себе его вместо коня!

Очень жаль, динозавр до меня не дожил –
Он бы дом вместо пса у меня сторожил.

Динозавр высок, но опасны высоты –
Вместо мух у него мельтешат самолёты.

Динозавру работать пожарником нужно –
Он без лестниц любого спасёт потому что.

Появляется мель. Что случилось с рекой? –
Динозавры устроили здесь водопой.

А.Сметанин

Почему исчезли динозавры ?
Потому, что каши мало ели.
Мамы их просили:- Съешьте завтрак.
А они овсянки не хотели.
Стихи про динозавров.

Мамы им твердили:
- Вот вам фрукты,
Деткам так полезны витамины.
Но они чихали на продукты.
И худели их хвосты и спины.
Становились динозавры-дети
Меньше,
Меньше,
Меньше
Постепенно.
А потом их стало не заметить.
Так они пропали.
Совершенно.

Е. Аэрова

Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.

Б. Вайнер

Как на нашем огороде –
Небывалая напасть:
Динозавры всюду бродят –
Негде яблоку упасть!
Мы и так других не хуже
В отношении чудес,
Да ещё любая лужа
Вроде озера Лох-Несс:
Мухозавры там летают!
Жукозавры там живут!
Хрюкозавры отдыхают,
Лужевую воду пьют!
Уткозавры лапы моют
У крутого бережка,
Курозавры землю роют –
Добывают червяка,
Котозавры колобродят,
С крыш сигая с ветерком,
Мышезавры хороводят
Возле крынки с молоком,
А у старого базара,
Где с берёзкою бугор,
След ноги лягушкозавра
Обнаружил дед Егор;
Ох, не зря под месяц новый,
Не оставив и примет,
Там пропали две коровы
И один велосипед!

В. Пахомов

Данька любит динозавров :
Их рисует целый день.
Птерозавров, бронтозавров
Рисовать ему не лень,
Самых древних на планете,
Тех, что вымерли давно,
И рисует он, и лепит,
Посмотрев про них кино.
Что творится в нашем доме?
Динозавры там и тут:
На диване, на балконе,
Даже в Данькином альбомеДинозаврики живут.

Попросил динозавр динозавриху:
«Приготовь, дорогая, на завтрак мне
Две котлеты, омлет, мармелад
И ещё не забудь шоколад!»
Отвечала ему динизавриха:
«Очень вредны котлеты для завтрака,
Может, лучше возьмёшь ты салат,
Сочный лук и зелёный шпинат?
И ещё, дорогой, непременно бы
Пригодилась морковка отменная,
Два прекрасных капустных листка -
В них полезные есть вещества!»
И вздохнул динозавр опечаленно:
«Есть хочу я всё время отчаянно!
Так мечтаю котлетку я съесть,
Что готов в шкуру тигра залезть!»

А. Монт

У мамы-динозаврихи
В семействе прибавленье –
Малютки- динозаврики
Достойны умиленья!
Еще вчера динозаврята
Лежали в яйцах, как цыплята,
И скучно было там, хоть плачь,
Яйцо всего...с футбольный мяч!
Но вот скорлупки развалились,
Из них степенно появились:
Лобастик, Бука, Радостёнок,
А этот шустрый – Пострелёнок.
Гуськом за мамой, след во след,
Отправились глядеть на свет,
Пришли... Вот динозавров стадо,
Здесь мама всем представить рада
Детишек: «Бука, Радостёнок,
Лобастик…где же Пострелёнок?
О горе, горе, неужели
Напали хищники и съели
Сыночка, крошечку, ребёнка,
Несчастного динозаврёнка?»
И мчится стадо, мчится мать
Пропавшего искать, спасать.
От топота земля дрожит
И лес поваленный трещит...
Вдруг видят, вот он – Пострелёнок,
Хвостом играет, как котёнок:
Кружится, силится поймать,
Но хвост не может свой догнать.
От пережитого волненья
У динозавров тут колени
Ослабли вмиг и подломились –
Гиганты...в обморок свалились!...
..Уж много миллионов лет
На свете динозавров нет,
На всей большой планете!
Никто не знает – почему?
Наверное, не потому,
Что их пугали дети!
Но может так, на всякий случай,
Родителей не будем мучить –
Теряться, драться, удирать...
А будем их оберегать?

Михаил Боярский - Динозаврики

Как всегда в часы выходного дня
Просит сказку сын рассказать меня
До предела надоело это дело мне и тогда
И тогда решился я внезапно
Рассказать про динозавров
И с тех пор только лишь о них разговор


И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики

"Динозавров нет" - говорю весь день
"Знать наказаны за большую лень
Знать не часто пасти пастой чистили они по утрам
Знать зарядка им неинтересна
Знать страдали лишним весом",
Только он шепчет все равно сквозь сон

Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики

Как теперь нам быть сам не знаю я
Об одном твердить стала вся семья
Видно джина из кувшина выпустил своей рукой
И теперь готовы мы хоть завтра
Повстречаться с динозавром
Только вот, неизвестно где живет

Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики.

Динозаврики, может вы попрятались в Африке
И жуете баобабы на завтраки
Всей науке-скуке вопреки
Динозаврики, динозаврики
Динозаврики, динозаврики.

ТИРАННОЗАВР

Он был прекрасен, словно изваянье, –
величие и жуть.
И туша выдыхала обаянье –
такую не пригнуть...

Являлся, словно танк, легко и мощно,
хватал всё, что хотел,
любой дрожащий, согнутый комочек
ему покорных тел.

И было имя: завр. Или раптор.
А может, донт иль зух.
Земля ему была ужасно рада,
ссужала прах и пух.

И он имел крутой, горячий норов,
но тоже мамой был.
И были яйца в тёмных тёплых норах
и много лет и сил,

чтоб вырастить всю мелочь голопузью,
насытить, провести,
зрачок свой хищный осторожно сузив,
по скользкому пути.

На этот путь ступаем мы однажды,
идём, не трепеща.
Подспудно о подвохе знает каждый:
здесь не было пощад

Лишь мы одни пока не обмельчали,
не превратились в слой,
где б наш скелет замуровал песчаник,
рождённый в кайнозой.

ТРИЦЕРАТОПС

Это был трицератОпс,
иль, вернее, трицерАтопс,
всей равнины император,
громкий рык, тяжёлый топ.

Шкура – прочная броня,
не чета и носорогам.
Ведь недаром он, трёхрогий,
всю округу охранял.

Неудобный воротник,
шею жмёт на поворотах...
Впрочем, такова природа,
к ней он сызмальства привык.

Огороды – разносол,
где захочешь, там и скатерть.
Лишь тирекс бы не нагадил –
ух, как он на «рексов» зол!

Разогнаться – и привет:
береги кишки, разбойник!
...Бил достойно и убойно
рыцарь, каковых уж нет.

Палладин и тайный брат наш,
звёздной веры твёрдый страж.
Шкуры бронзовый грильяж.
Крестоносец духа ратный.

ЗАУРОЛОФЫ

Здесь ходят – тихо, говорят – легко.
Здесь ливней пьют парное молоко.
Здесь папоротникОвые стволы,
от воздуха и света веселы,
уходят в небо. Звёздочки следов.
Божественных зауролофов дом.

Смотри, как погружаются в прибой
и мощь хвостов уносят за собой,
выныривают, фыркают, сопят
пупырчатые морды ангелят.
Когда уйдёшь, им помаши рукой.
Теперь и ты – свет, галька и прибой...

БРАХЕОЗАВР


куда посапиЕнсее, чем прочие,
гигант равнин, в пять этажей, не менее,
брахеозавр космических обочин.

Ему пошёл плюмаж бы, треуголка,
хотя он мирный джунглей поселенец.
Его глаза – зеркальные осколки
туманности – кружАщейся сирени.

В нём мелочности нет, каприза для. –
Одна лишь Млечность, юная забава!
Он знает Путь один – туманный Шлях
(его душе – образчик идеала).

А ты возьми и разуверь меня
без пошлостей сплошной терминологии!
Он sapiens, и в этом нет сомнения,
куда посапиЕнсее, чем многие.

SAPIENS DINOSAVROS

Он идёт, раздвигая колонны деревьев,
окунаясь губами в зелёную пену,
Аполлон этой древней страны сокровенной,
чьи шаги, словно взрывы, колеблют Вселенную.

Этот долгом и страстью ведомый Геракл
укрощает нашествие джунглей неистовых,
пролагая тропу для невест и для драк,
в старом поиске новых незыблемых истин.

Раскачав гордым бригом гудение крон,
эти нервные, нежные нети и недра,
он достанет до звёзд, он силён и влюблён,
Робинзон галактически южного ветра.

И, срывая губами блестящую завязь
малых звёздочек, – космоса вечный колосс,
он дорос и до нас, он ещё продолжается,
сапиенс динозаврОс!

* * *
Палеонтологи, простите –
у вас не отберу я хлеба.
Я до сих пор всё пела Небо,
отнюдь не жаждая открытий

эпохи кембрия и мела,
всех -терий, -тавров, -ринхов, -донтов.
И петь об этом a capella*
мне как-то вовсе неудобно...

Но вот вонзились – и запали
в печёнку, в сердце, просто в душу
те, что так долго, сладко спали,
отвергнув и моря, и сушу,

и молят: дай наружу выйти,
дай свой язык взаймы – на стих лишь,
своей живой и нежной прыти,
пока навеки мы не стихли,

рассыпавшись и разметавшись
под глиною на скальном ложе...
...И нет речистей их, и даже
всё невозможное – возможно!


Цели урока:

Образовательные: формировать представление у учащихся о жизни динозавров
на Земле в мезозойскую эру, умение устанавливать взаимосвязи
в природе.
Развивающие: развивать воображение учащихся и наблюдательность, мышление
и познавательную активность.
Воспитательные : воспитывать интерес к изучению истории планеты Земля, её
природы.

Оборудование : иллюстрации с изображением динозавров, мультимедийный проектор, фильм «Динозавры» (Shoval Film Production, 1997).

Ход урока

1. Организация класса. Сообщение темы урока.

Тема урока : «Планета загадок. Жили-были динозавры»

Сегодня у нас необычный урок. Он основан на материале экскурсий в музей Дарвина, Палеонтологический музей и в музей Землеведения, на основе докладов учащихся нашего класса и отрывков из научных и научно-фантастических фильмов. Это должно помочь вам лучше понять эту тему.

2. Повторение пройденного.

Повторим тему «Материки-путешественники».

Назовите и покажите на карте известные вам материки нашей планеты.
Сколько их?

Их шесть. Это Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка и Южная Америка.

Учитель: - Какой, по мнению учёных, была наша планета в прошлом, 200 миллионов лет назад?
Дети: - Вся суша представляла собой один гигантский суперконтинент. Учёные называют его Пангея.
Учитель: - Что произошло потом?
Дети: - Он раскололся на несколько частей, которые стали постепенно отплывать дальше друг от друга.
Учитель: - Приблизительно, с какой скоростью они двигались?
Дети: - 1,5 – 2 см в год.
Учитель: - Что будет с Землёй в далёком будущем?
Дети: - По мнению учёных, материки опять объединятся в один, а Южная Америка превратится в громадный остров.

3. Объяснение нового материала.

По мнению учёных, Вселенная возникла 14 миллиардов лет назад, а Земля и планеты Солнечной системы – чуть более 4 миллиардов лет назад. Историю Земли и жизни на ней учёные разделили на определённые промежутки – эры, которые подразделяют на периоды.

Архейская эра (3500 млн. лет назад) – это эпоха скрытой жизни, она указывает на существование бактерий и сине-зелёных водорослей, которые появились не сразу.

Палеозойская эра (350 млн. лет) – эпоха морских беспозвоночных и рыб.

Мезозойская эра (150 млн. лет) – эра динозавров.

Кайнозойская эра (65 млн. лет) – время зверей, (2 млн. лет) – время человека.

Динозавры жили только в мезозойскую эру (225–65 млн. лет назад). Они достигли поразительного расцвета и быстро вымерли.

Посмотрите отрывок из фильма «Динозавры».
Одному мальчику приснился сон, как будто он встретил профессора Ричарда Оуэна в лондонском музее естественной истории. Профессор рассказывает ему о происхождении жизни на Земле.

(Просмотр фильма – 3 мин.)

Учитель: - Почему ни один человек на свете не видел настоящих динозавров?
Дети: - Прошло 65 млн. лет после исчезновения динозавров.

Некоторые люди говорят, что динозавры населяли Землю, когда она была «молодой». Это не совсем так. Если представить себе всю многомиллионную историю Земли как один день, то динозавры жили на ней меньше часа. А история человеческой цивилизации уместилась бы в полсекунды. Динозавры принадлежали к классу рептилий, или пресмыкающихся.

Учитель: - Каких вы знаете современных пресмыкающихся?
Дети: - Ящерицы, змеи, черепахи и крокодилы. Пресмыкающиеся – это класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком, или волоча брюхо по земле.
Учитель: - Чем отличались динозавры от прочих рептилий?
Дети: - Они были наземными животными и передвигались на прямых ногах.
Учитель: - Как люди узнали о существовании динозавров?
Дети: - Производили раскопки.
Учитель: - Как называется наука, которая изучает вымерших животных?
Дети: - Палеонтология.

В 1822 году впервые были найдены окаменевшие кости крупного ящера. Его зубы напоминали по форме зубы игуан – ящериц, которые встречаются в Центральной и Южной Америке. Поэтому открытое животное назвали игуанодоном (зуб игуаны). Лондонский профессор Ричард Оуэн впервые пришёл к выводу, что эти животные относятся к самостоятельному виду пресмыкающихся, и он предложил назвать их динозаврами – ужасными или ужасно большими ящерами.

А в 1854 году крупнейшие учёные Англии получили приглашение на обед, который должен был состояться в брюхе динозавра. В самом деле, банкетный стол был накрыт внутри макета только что открытого в те времена гигантского чудовища. Макет был изготовлен в натуральную величину. Игуанодон – так был назван этот ящер. Он стоял на четырёх ногах, а брюхо почти касалось земли. Прошло 155 лет. Учёные нашли тысячи скелетов динозавров, и уже сегодня никто не поставит игуанодона на четыре ноги, потому что животное передвигалось на двух ногах. И вообще динозавров от других ящеров отличала ходьба на двух ногах, со временем некоторые из них встали на 4 ноги.

Учитель: - Останки динозавров находят на всех материках.Почему? Неужели они переплывали океан?
Дети: - В этом не было необходимости. В то время материки были сдвинуты и образовывали единое целое.

Почему у динозавров такие странные названия?

От двух древних языков – латинского и греческого. Обычно названия обозначали какой-то признак данного животного: мегалозавр – большая ящерица, дейнонихус – страшный коготь, трицератопс – трёхрогая морда, стегозавр – ящерица под крышей. Известно свыше 500 различных видов динозавров.

Учёные подразделяют динозавров на следующие группы:

Тероподы – хищные двуногие динозавры вроде тираннозавра. Рис. 3
Зауроподы – гигантские травоядные динозавры вроде диплодока и брахиозавра. Рис. 4
Орнитоподы – травоядные динозавры меньших размеров передвигавшиеся на двух ногах вроде игуанодона и утконосых динозавров. Рис. 5
Цератопсы – рогатые динозавры, вроде трицератопса, травоядные. Рис. 6

Стегозавры – травоядные динозавры с огромными костными пластинами и шипами на спине и хвосте вроде стегозавра.Рис. 7

Анкилозавры – панцирные динозавры вроде нодозавра, травоядные четвероногие животные. Рис. 8

Пахицефалозавры – группа динозавров с очень массивнымчерепом вроде пахицефалозавра.Рис. 9.

4. Доклады учащихся.

Тираннозавр.

Тираннозавр – самый крупный хищник из всех, когда-либо населявших нашу планету. Впервые его останки были найдены в 1902 году в Азии и на западе Северной Америки. Тираннозавр означает «ящер-тиран». Он обитал в конце мелового периода, около 80 млн. лет назад. Этот огромный 15-ти метровый гигант весил более 8 тонн. Один его череп был длиной полтора метра. Из широко разинутой пасти торчали острые зубы, похожие на акульи. Тираннозавр передвигался на мощных задних лапах. Передние же лапы у него были короткими, слабыми и имели всего по два пальца. Огромная голова и короткое тело уравновешивались длинным и толстым хвостом. Существует мнение, что свирепые тираннозавры питались в основном падалью, т.к. они не очень быстро бегали, и не могли преследовать жертву. Своим ужасным видом они, вероятно, отпугивали других хищников от их добычи. Но в последнее время многие учёные считают, что тираннозавр был грозным охотником-убийцей. Он бегал достаточно быстро (40 км/ч), настигал свою жертву и убивал её. Но это опять же – гипотеза!

Диплодок

Диплодок один из настоящих гигантов позднеюрского периода. Первый окаменелый скелет был найден в 1877 году в Скалистых горах (Колорадо). Диплодок достигал в длину 30 метров. Из них большая часть приходилась на шею и хвост. Кости его были полыми, поэтому весил он мало - около 10 тонн. Палеонтологи назвали этого динозавра диплодок, потому что в конце спины, в крестцовом отделе у него был второй мозг. Кстати, головной мозг диплодока весил меньше мозга котёнка. Вероятно, диплодоки вели стадный образ жизни, питаясь листьями невысоких деревьев. Не умея жевать, они заглатывали камни, которые помогали им перетирать пищу. Целыми днями бродил диплодок по болотам, нежился в тёплой воде и ел, ел без конца. Длинный хвост диплодока, заканчивавшийся тонким «хлыстом», служил прекрасным орудием защиты.

Трицератопс.

Трицератопс – появились в конце эры динозавров, примерно 70 млн. лет назад. Обитал в Северной Америке. Трицератопс был настоящим гигантом: около 10 м длиной, 3 м высотой, а весил 11 тонн. Он передвигался на четырёх могучих, похожих на колонны ногах. Трицератопс означает «трёхрогая морда». Должно быть, животное пользовалось этими длинными рогами как оружием. Шею трицератопса защищала огромная костяная оборка. Несмотря на грозную внешность, трицератопс был мирным животным. Он питался растениями. Трицератопсы вели стадный образ жизни. Даже огромные, голодные тираннозавры остерегались нападать на взрослого самца-трицератопса, а тем более на целое стадо.

Стегозавр.

Стегозавр – покрытый пластинами чешуйчатый ящер. Это «самое странное животное», по мнению британского зоолога Ричарда Оуэна. Впервые его останки были найдены в США в 1877 году. Стегозавр был четвероногим и растительноядным. Около 10 метров длиной и весил не более 2 тонн. У него была крошечная голова и мозг размером с грецкий орех. В конце хвоста имелись две пары шипов, напоминающих рога. Они помогали стегозавру защищаться от хищников. Самым удивительным в этом существе был ряд больших костных пластинок, спускавшихся вдоль спины. Возможно, они служили стегозавру для защиты от хищников. А, может быть, помогали контролировать температуру тела динозавра. Они помогали охлаждению тела, что было важно в условиях необычайно жаркого климата Земли.
(Можно предложить детям и другие темы докладов, например, «Зауролоф», «Птеродактиль», «Эуоплоцефал», «Дейнонихус» и другие).

5. Причины вымирания динозавров.

Каковы причины вымирания динозавров? Их около ста.

Самые распространённые версии:

а) Большой объект из открытого космоса, возможно комета или метеорит, врезался в Землю. Атмосфера наполнилась таким количеством пыли, газа и земных пород, что солнечные лучи не могли достигнуть поверхности Земли. Погибли растения. Вслед за ними растительноядные животные, а затем и хищники.
б) Другая теория также полагала, что солнечные лучи не достигали нашей планеты вследствие серии гигантских вулканических извержений. Вулканы выбрасывали в атмосферу тонны пыли и газа. И вновь ни травоядным, ни плотоядным не удалось спастись.

6. Были ли у динозавров потомки?

Птицы – единственные подлинные потомки динозавров. Многие элементы строения их тела и яйцо убедительно говорят о том, их предками были мелкие хищные динозавры. Причина выживания птиц заключается в том, что они могли регулировать температуру тела даже в тяжёлых климатических условиях – прежде всего благодаря своему оперению. Страус поразительно похож на страусового динозавра, калифорнийская бегающая кукушка – на мелкого хищного динозавра – компсогнатуса.

7. Возможно ли, что динозавры всё же дожили до наших дней в каком-нибудь укромном уголке Земли?

Время от времени появляются подобные слухи и легенды.

Учебник (стр. 180). Статья «Лох-Несское чудовище» (чтение).

Хотя время от времени и появляются подобные слухи и легенды, ни один серьёзный учёный не допускает мысли о том, что даже самый маленький динозавр мог бы по сей день оставаться необнаруженным, где бы то ни было. Однако прямые потомки динозавров, птицы, в самом деле, по-прежнему живут среди нас.

8. Итог урока.

Научно-фантастический фильм о динозаврах (3 минуты).

Каких динозавров вы узнали в фильме? (Трицератопс, брахиозавр, стегозавр).
- Ребята! Вам понравился наш урок? Чем? Молодцы! Спасибо за урок.

Список литературы к уроку:

  1. Иллюстрированная энциклопедия динозавров.
  2. Большая энциклопедия динозавров.
  3. Детская энциклопедия динозавров .
  4. «Динозавры». Серия «Что есть что».
  5. Учебник для 4 класса «Ознакомление с окружающим миром»

Динозавры — удивительные существа, которые хотя и вымерли давным-давно, но все так же продолжают будоражить умы людей. Ученые получили довольно много сведений на основании окаменелых останков, но многие вопросы все так же остаются без ответов. Вот 13 великих загадок динозавров, которые нам очень хотелось бы решить.


1. Кто из динозавров был первым?

Предполагается, что это ньясазавр, который был размером примерно с собаку и впервые появился около 245 миллионов лет назад.

2. Какого цвета были динозавры?

Почему-то считается, что они были зеленоватого или коричневого оттенка, однако правда в том, что динозавры могли быть любого цвета. Особенно те из них, которые имели перья.

3. Они были теплокровными или холоднокровными?

Насколько можно судить по найденным костям, большинство динозавров были теплокровными животными. Но окончательного ответа на этот вопрос пока не нашли.

4. Были ли они хорошими родителями?

Многие современные пресмыкающиеся, такие как морские черепахи, откладывают яйца и оставляют их на произвол судьбы, но с другой стороны птицы и аллигаторы довольно долгое время заботятся о своих детенышах. Как поступали динозавры в точности неизвестно, хотя по некоторым окаменелостям можно судить, что определенные виды, например майязавры, по крайней мере некоторое время проводили рядом с гнездами.

5. Могли ли динозавры быть милыми?

Как ни странно это звучит, но да, это вполне возможно. Несмотря на то, что само название динозавр означает «ужасный ящер», некоторые виды могли выглядеть очень даже симпатичными. Не верите? Тогда посмотрите на скелет кошки — выглядит не очень мило и даже жутковато, правда? А ведь у нас сейчас есть лишь останки динозавров и никто не знает, как они на самом деле выглядели.

6. Насколько быстрыми были динозавры?

Ученые пытаются рассчитать примерную скорость передвижения динозавров, исходя из сохранившихся следов. По их подсчетам динозавры двигались относительно медленно, намного медленнее, чем нам показывают в кино. Но все это лишь догадки.

7. Как они научились летать?

Мы знаем, что некоторые из динозавров были пернатыми, но откуда у них появились перья? Для современных ученых это тайна, которую они пока не в состоянии осилить.

8, Возможно ли клонировать динозавров?

Технология клонирования, показанная в «Парке юрского периода», не является выдумкой, но проблема в том, что период распада ДНК составляет около 520 лет. Так что даже если бы ученые нашли остатки крови и ткани динозавра, сохранившиеся в янтаре, создать из этого клонов все равно бы не получилось.

9. Могли бы выжить динозавры в современном мире?

Учитывая, что они существовали сотни миллионов лет назад, есть высокая вероятность, что они оказались бы просто неприспособленными к современным бактериям, а травоядные динозавры умерли бы еще быстрее от наших растений.

10. Динозавры ели людей?

Во-первых, динозавры и люди жили в совершенно разные периоды земной истории, их разделяет более 65 миллионов лет. Во-вторых, нам известно, что современные хищники, такие как львы и акулы, довольно редко нападают на человека. Поэтому вполне возможно, что динозавры могли бы относительно мирно сосуществовать с людьми, предпочитая еду, которая не бросает в них камнями и копьями.

11. Отчего они вымерли?

На этот счет есть много теорий. Одни ученые утверждают, что всему виной огромный астероид, упавший на Землю, другие говорят о постепенном изменении климата, к которому динозавры оказались не готовы. Также есть теория, что из-за долгого процесса роста детеныши динозавров часто сами становились жертвами других хищников.

12. Какие виды динозавров были самыми большими?

Относительно недавно были обнаружены останки динозавра, названного Puertasaurus, который предположительно достигал весил от 35 до 40 метров в длину и весил от 80 до 100 тонн.

13. Все ли динозавры вылуплялись из яиц?

Анализируя найденные ископаемые, ученые пришли к выводу, что некоторые из динозавров, в частности плезиозавры, вероятно могли быть живородящими.

Г игантские монстры,

По лесу гуляли,

Верхушки деревьев,

Головою цепляли!

Ответ: Динозавры

Данька любит динозавров:
Их рисует целый день.
Птерозавров, бронтозавров
Рисовать ему не лень,
Самых древних на планете,
Тех, что вымерли давно,
И рисует он, и лепит,
Посмотрев про них кино.
Что творится в нашем доме?
Динозавры там и тут:
На диване, на балконе,
Даже в Данькином альбоме
Динозаврики живут.

В. Пахомов

Это – ящер, а не птица,
Мог ногами он гордиться,
Бегать быстро он умел
И беззубый клюв имел.

2. Археоптерикс

7. Тираннозавр

Очень страшный, крупный хищник,
Как ножи его зубищщи.
Вымер он давным-давно,
Встретить можно лишь в кино.

Мы собрали рюкзаки
И одели сапоги,
Чтоб не просто погулять -
Динозавра отыскать.
Где же нам его найти?
Может, в Африку пойти?
- Нет, - сказал нам бегемот, -
Динозавр здесь не живёт.
Нет его в полярных льдах,
Нет на дальних островах,
Не видали его звери
Ни в саваннах, ни в горах.
А в пустыне лишь верблюд, -
Динозавра нет и тут.
Наконец его нашли
Мы, когда в музей пришли.

Е. Аэрова

Очень много лет назад
Жил на свете динозавр.
Злым задирой динозавра
Звали звери за глаза.

Динозавр ночью спал,
Днём в болоте мох щипал,
И дороги динозавр
Никому не уступал.

Никого не уважал,
Всех зверюшек обижал.
Кто навстречу попадётся,
Всех расплющить угрожал.

Но однажды, как-то раз,
Забредя по брюхо в грязь,
Динозаврище в грязище
Крепко-накрепко увяз.

Стал он всех просить помочь
Из грязи его волочь,
Но напуганные звери
Разбегались в страхе прочь.

Так и вымер динозавр
Очень много лет назад,
Сам себя свирепым нравом
Так жестоко наказав.

Поскорей пойди в музей,
На беднягу поглазей,
И подумай, что с тобою
Может статься без друзей.

Алексей Ерошин