Закон перехода количества в качество: основные положения закона, особенности, примеры. Переход количества в качество в мышлении

Количество и качество. Закон перехода количественных изменений в качественные
Это (см.предыдущие записи по тегу "диамат") приводит нас к тому принципу марксистского диалектического метода, который может быть назван "законом перехода количественных изменений в качественные". Что это значит?

Всякое изменение имеет количественную сторону, то есть сторону, которая характеризуется простым увеличением или уменьшением, которое не меняет природы того, что изменяется. Но количественное изменение, увеличение или уменьшение, не может продолжаться бесконечно. В определённой точке оно всегда ведёт к качественному изменению; и в этой критической точке (или "узловой точке", как называл её Гегель) качественное изменение наступает относительно внезапно, так сказать, скачком.
Например, если нагревать воду, то она не будет бесконечно становиться горячее; при определённой критической температуре она начинает превращаться в пар, претерпевая качественное превращение из жидкости в газ. К верёвке, употребляемой для поднятия тяжестей, можно привешивать всё больший и больший груз, но верёвка не может выдержать бесконечно большой груз: в определённый момент верёвка должна оборваться. Паровой котёл может выдерживать всё большее и большее давление пара - вплоть до той точки, где он взрывается. Разновидность какого-либо растения может подвергнуться многим изменениям на протяжении ряда поколений. Такие изменения, например, могут произойти в условиях более низкой температуры. Эта разновидность остаётся неизменной, пока не наступает момент, когда внезапно происходит качественное изменение, изменение в наследственности растения. Таким же образом в результате накопления ряда количественных изменений яровая пшеница превращается в озимую пшеницу, и наоборот.
Этот закон перехода количественных изменений в качественные имеет силу также и для развития общества. Так, раньше, чем возникла система промышленного капитализма, происходил процесс накопления богатства в денежной форме в немногих частных руках (в значительной степени путём колониального грабежа) и образование неимущего пролетариата (путём огораживания и изгнания крестьян с земли). На определённой стадии этого процесса, когда было накоплено достаточно денег, чтобы составить капитал для промышленной деятельности, когда было пролетаризировано достаточное количество людей, чтобы предоставить необходимый труд, созрели условия для возникновения промышленного капитализма. В этом пункте накопление количественных изменений привело к возникновению качественной ступени в развитии общества.
Вообще качественные изменения происходят относительно внезапно, в виде скачка. Новое рождается внезапно, хотя его возможность уже содержалась в постепенном эволюционном процессе непрерывного количественного изменения, происходившего до этого.
Таким образом, мы находим, что непрерывное, постепенное количественное изменение в определённой точке ведёт к прерывному, внезапному качественному изменению. Мы уже отметили в предыдущей главе, что большинство из тех, кто рассматривал законы развития природы и общества, видели это развитие только с его непрерывной стороны. Это значит, что они рассматривали развитие лишь со стороны процесса роста, количественного изменения, и не видели его качественной стороны, именно того, что в определённой точке постепенного процесса роста внезапно появляется новое качество, происходит качественное превращение.

Внезапное появление нового качества в определённый момент постепенного процесса роста происходит при преобразовании общества. Капиталистическое общество будет преобразовано в социалистическое общество только тогда, когда господство одного класса будет заменено господством другого класса, а это является радикальным преобразованием, скачком к новому состоянию общества, революцией.
Если, с другой стороны, мы обратим внимание на качественную сторону дела, то увидим‚ что качественные изменения всегда возникают в результате накопления количественных изменений и что качественные различия основаны на количественных различиях.
Поскольку количественные изменения должны в определённом пункте привести к качественному изменению, то мы, если хотим добиться качественного изменения, должны изучать его количественную основу и знать, что́ нужно увеличить и что́ уменьшить, чтобы произвести требуемое изменение.
...........
Таким образом, мы видим, что количественные изменения в определённый момент переходят в качественные изменения и что качественные различия основываются на количественных различиях. Это всеобщая черта развития.

Закон перехода количественных изменений в качественные присущ не только развитию природы и общества. Он является также законом развития человеческого мышления, законом познания вообще.

В нашем мышлении, сознаем мы это или нет, всегда происходят качественные изменения. Самым обычным примером такого изменения может служить понимание того или иного вопроса.

В самом деле, трудный вопрос бывает нелегко понять сразу: необходимо его обдумать, привлечь на помощь дополнительные факты, сопоставить с ранее известными.

Однажды А.Эйнштейна спросили, каким образом он открыл теорию относительности. Ученый ответил: «Я постоянно думал о ней».

Переход количественных изменений в качественные происходит не только в индивидуальном плане, но совершается в науке, являющейся формой общественного сознания.

Отдельные взгляды, теории постоянно сменяются другими.

До начала ХХ в. считали, что атом неделим. Это не подтвердилось. Следовательно, теория атома претерпела качественные изменения. То же самое относится и к гуманитарным наукам.

Переход качества в количество

До сих пор мы говорили лишь о переходе количественных изменений в качественные. Однако связь между количеством и качеством не односторонняя. Ф.Энгельс указывал: «Отношение между качеством и количеством взаимно… Качество так же переходит в количество, как и количество в качество… здесь имеет место взаимодействие». Данное положение подтверждается развитием любого явления природы или общества.

Качественные различия в свою очередь порождают количественные различия. Становятся иными такие свойства элементов, как теплопроводность, температура плавления и т.д. В биологии качественно новая порода животных или растений в силу лучшей приспособляемости начинает быстро размножаться и занимать большие пространства.

Качественные изменения в обществе (повышение уровня культуры, образования) порождают такие количественные изменения, как более высокие темпы развития, рост производительности труда, увеличение сети медицинских учреждений, школ и т.д.

Закон перехода количества в качество сопряжен с диалектикой известных философов, которые открыли для общества разные концепции бытия. Связь с природой и человеком - истина, которую нужно постичь за счет преобразования количества в качественную форму жизни. Диалектика - это метод мышления и интерпретации мира, как природы, так и общества. Это способ взглянуть на вселенную, которая из аксиомы указывает, что все находится в постоянном состоянии изменений и потоков. Но не только это. Диалектика объясняет, что изменение и движение связаны с противоречием и могут иметь место только через контрастные трактовки мыслей. Поэтому вместо гладкой непрерывной линии прогресса у нас есть линия, которая прерывается внезапными периодами, когда медленные, накопленные изменения (количественное изменение) подвергаются быстрому ускорению, в котором количество трансформируется в качество. Диалектика - это логика противоречия.

Закон перехода количества в качество: философия жизни и бытия

Законы диалектики были детально разобраны Гегелем, в чьих писаниях они появляются в мистифицированной, идеалистической форме. Именно Маркс и Энгельс впервые представили научную диалектику, то есть материалистическую основу. «Благодаря мощному импульсу, данному мысли французской революции, Гегель предвосхитил общее движение науки, но поскольку это было всего лишь ожидание, он получил от Гегеля идеалистический характер».

Гегель действовал с идеологическими тенями, поскольку Маркс продемонстрировал, что движение этих идеологических теней не отражает ничего, кроме движения материальных тел. В трудах Гегеля есть много ярких примеров закона диалектики, взятых из истории и природы. Но идеализм Гегеля обязательно придавал его диалектике весьма абстрактный и произвольный характер. Для того, чтобы диалектика служила «Абсолютной идеей», Гегель был вынужден навязать схему природе и обществу в плоском противоречии с самим диалектическим методом, который требует, чтобы мы вывели законы данного явления из скрупулезно объективного исследования предмета.

Таким образом, если говорить кратко о законе перехода количества в качество, далеко не просто провести сглаживание идеалистической диалектики Гегеля, произвольно навязанной истории и обществу, как часто утверждают его критики. Сам метод Маркса был как раз противоположным.

Азбука философии как метод искусственного познания

Когда мы сначала размышляем о мире вокруг нас, мы видим огромный и удивительно сложный ряд явлений, паутину, бесконечные изменения, причины и следствия, действия и реакции. Движущей силой научного исследования является стремление получить разумное представление об этом изумительном лабиринте, понять его, чтобы победить. Мы ищем законы, которые могут отделить необходимое от конкретного, случайное от необходимого и позволить нам понять силы, порождающие явления, которые нам противостоят. Закон перехода количества в качество, по словам физика и философа Дэвида Бома, это состояние трансформации. Он считал:

В природе ничто не остается постоянным, все находится в состоянии трансформации и изменений. Однако мы обнаруживаем, что ничто не выплескивается из ничего, не имея предшествующих событий, которые существовали раньше. Точно так же ничто никогда не исчезает бесследно. Есть ощущение, что в более поздние времена оно не порождает абсолютно ничего. Эта общая характеристика мира может быть выражена в терминах принципа, который суммирует огромную область различных видов опыта и который до сих пор не противоречил ни в одном наблюдении или эксперименте.

На чем основывается диалектическая направленность?

Основным предложением диалектики является то, что все находится в постоянном процессе изменений, движения и развития. Даже когда нам кажется, что ничего не происходит, на самом деле материя всегда меняется. Молекулы, атомы и постоянно меняются, всегда в движении.

Таким образом, диалектика является, по существу, динамической интерпретацией явлений и процессов, происходящих на всех уровнях как органической, так и неорганической материи. Это не механическая концепция движения как нечто, привносимое инертной массе внешней «силой», а совершенно иное понятие материи как самодвижущейся силы. Для философов материя и движение (энергия) были одним и тем же, двумя способами выражения одной и той же идеи. Эта идея была блестяще подтверждена теорией Эйнштейна об эквивалентности массы и энергии.

Потоки в самосознании бытия

Все находится в постоянном движении, от нейтринов до суперкластеров. Сама земля постоянно движется, вращаясь вокруг Солнца один раз в год и по собственной оси один раз в день. Солнце, в свою очередь, вращается вокруг своей оси раз в 26 дней и вместе со всеми другими звездами нашей галактики путешествует один раз вокруг галактики в 230 миллионов лет. Вероятно, еще большие структуры (кластеры галактик) также имеют какое-то общее вращательное движение. Это, по-видимому, характерно для материи вплоть до атомного уровня, где атомы, которые составляют молекулы, вращаются друг относительно друга с разной скоростью. Это закон перехода количества в качество, примеры в природе которых можно предоставить в общей сложности всюду. Внутри атома электроны вращаются вокруг ядра на огромных скоростях.

  1. Электрон обладает качеством, известным как внутренний спин.
  2. Он как бы вращается вокруг своей собственной оси с фиксированной скоростью и не может быть остановлен или изменен, кроме как путем разрушения электрона как такового.
  3. Философский закон перехода количества в качество можно трактовать иначе, как скопление материального, которое образует количественную силу. То есть дать обратное понимание и действие закону.
  4. Если спин электрона увеличивается, он настолько резко изменяет его свойства, что приводит к качественному изменению, создавая совершенно другую частицу.

Величина, известная как угловой момент, - комбинированная мера массы, размера и скорости вращающейся системы, используется для измерения спина элементарных частиц. Принцип квантования спина фундаментален на субатомном уровне, но также существует в макроскопическом мире. Однако его эффект настолько бесконечно мал, что его можно считать само собой разумеющимся. Мир субатомных частиц находится в состоянии постоянного движения и ферментации, в котором ничто не совпадает с самим собой.

Частицы постоянно меняются в свои противоположности, так что невозможно даже утверждать свою идентичность в любой момент времени. Нейтроны превращаются в протоны, а протоны - в нейтроны в непрерывном обмене тождествами. Это и есть закон взаимного перехода количества в качество.

Философия по Энгельсу как закон об общем движении материальных ценностей

Энгельс определяет диалектику как «науку об общих законах движения и развитии природы, человеческого общества и мысли». Раньше он также проводил опыты на природных явлениях, однако потом решил заняться наблюдением, чтобы познать истину. Он рассказывает о законах диалектики, начиная с трех основных:

  1. Закон перехода количества в качество и обратно в исходную форму.
  2. Закон взаимопроникновения противоположностей.
  3. Закон отрицания отрицания.

На первый взгляд такое требование может показаться чрезмерно амбициозным. Действительно ли можно разработать законы, которые имеют такое общее применение? Может ли быть базовая картина, которая повторяется в работе не только общества и мысли, но и самой природы? Несмотря на все такие возражения, становится все более очевидным, что такие модели действительно существуют и постоянно появляются на всех уровнях различными способами. И есть все большее число примеров, взятых из областей, столь же разнообразных, как субатомные частицы для изучения населения, которые придают больший вес теории диалектического материализма.

Диалектическая мысль и ее роль в жизни

Существенная точка диалектической мысли заключается не в том, что она основана на идее изменения и движения, а на том, что она рассматривает движение и изменяется, как явления, основанные на противоречии. В то время как традиционная формальная логика стремится изгнать противоречие, диалектическая мысль охватывает ее. Противоречие является важной особенностью всего бытия, как говорится в законе Гегеля о переходе количества в качество на субстанционном уровне. Он лежит в основе самой материи. Это источник всех движений, изменений, жизни и развития. Диалектический закон, выражающий эту идею:

  • Это закон единства и взаимопроникновения противоположностей.
  • Третий закон диалектики, отрицание отрицания, выражает понятие развития.
  • Вместо замкнутого круга, где процессы постоянно повторяются, этот закон указывает, что движение через последовательные противоречия фактически приводит к развитию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
  • Процессы не повторяются точно таким же образом, несмотря на видимость обратного.
  • Эти, в очень схематическом плане, являются тремя наиболее фундаментальными диалектическими законами.
  • Из них возникает целый ряд дополнительных предложений, связанных с отношением между целым и частью, формой и содержанием, конечным и бесконечным, притяжением и отталкиванием.

Это мы попытаемся решить. Начнем с количества и качества. Закон диалектики перехода количества в качество и его преобразования имеет чрезвычайно широкий диапазон применений - от самых маленьких частиц вещества на субатомном уровне до самых известных явлений, известных человеку. Это можно увидеть во всех видах проявлений и на многих уровнях. Но этот очень важный закон еще не получил признания, которого он заслуживает.

Древняя философия - на инстинктивном уровне использована в природе

Трансформация количества в качество уже была известна мегаранским грекам, которые использовали ее для демонстрации определенных парадоксов, иногда в виде шуток. Например: «Солома, которая сломала спину верблюда», «Многие руки делают легкую работу», «Постоянное капание изнашивает камень» (вода точит камень) и т. д.

Во многих законах философии переход количества в качество проник в народное сознание, как остроумно заметил Троцкий:

Каждый человек в какой-то мере диалектик, в большинстве случаев, бессознательно. Домохозяйка знает, что определенное количество соляных ароматов для супа приятно, но эта добавленная соль делает суп непривлекательным. Следовательно, неграмотная крестьянка ведет себя в приготовлении супа по Гегелевскому закону превращения количества в качество. Подобные примеры из повседневной жизни можно было бы приводить без конца.

Поэтому можно смело говорить о том, что в мире все происходит наподобие самосознания, естественным путем. Если кто-то устает, организм, как элемент получения количественной усталости, собирается отдохнуть. На следующий биологический день качество работы будет лучше, иначе количество даст обратный эффект качественным делам. То же самое будет при обратном раскладе - природа здесь задействована как механизм влияния извне.

Инстинкты или диалектика выживания?

Даже животные приходят к своим практическим выводам не только на основе Аристотелевского силлогизма, но и на основе Гегелевской диалектики. Таким образом, лиса осознает, что четвероногие и птицы питательны и вкусны. При обнаружении зайца, кролика или курицы, лиса думает: "Это особое существо принадлежит вкусному и питательному типу". У нас здесь полный силлогизм, хотя лиса никогда не читала Аристотеля. Однако, когда одна и та же лиса встречает первое животное, которое превышает ее по размеру, например, волка, она быстро приходит к выводу, что количество переходит в качество, и идет в бегство. Ясно, что лапы лисы оснащены «гегелевскими тенденциями», даже если последние не полностью сознательные.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что закон перехода количества в качество - это внутренние отношения природы с живым существом, которые были преобразованы в язык сознания, и тогда человек был способен обобщить эти формы сознания и превратить их в логические (диалектическими) категории, тем самым создавая возможность более глубоко проникнуть в мир флоры и фауны.

Край хаоса Пера Бака - самоорганизация критичности

Несмотря на кажущийся тривиальный характер этих примеров, они раскрывают глубокую правду о том, как работает мир. Возьмем пример кучи кукурузы. Некоторые из последних исследований, связанных с теорией хаоса, сосредоточены на критической точке, где ряд небольших вариаций приводит к массовому изменению состояния (в современной терминологии это называется «краем хаоса».) Работа физика-датчанина Пера Бака и других о «самоорганизованной критичности» использовала именно пример песчаной кучи, чтобы проиллюстрировать глубокие процессы, которые происходят на многих уровнях природы и соответствуют точно закону перехода количества в качество. Иногда эти материи просто незаметны, и человек не замечает простого в количественном изменении.

Примеры закона перехода количества в качество - что является крайним звеном?

Одним из примеров этого является груда песка - точная аналогия с кучей зерна мегаваров. Мы бросаем песчинки по одной на плоскую поверхность. Эксперимент проводился много раз, как с реальным песком, так и в компьютерном моделировании, чтобы понять закон перехода количества в качество. Некоторое время они просто накапливаются друг на друге, пока не сделают маленькую пирамиду. Как только это будет достигнуто, любые дополнительные зерна будут либо находить место на куче, либо разбалансировать одну сторону горки настолько, что некоторые другие зерна упадут вниз.

В зависимости от того, как другие зерна сбалансированы, горка может быть очень маленькой или разрушительной, забирая с собой большое количество зерен. Когда куча достигает этой критической точки, даже одно зерно может сильно повлиять на все вокруг. Этот, казалось бы, тривиальный пример обеспечивает отличную «модель крайнего хаоса» с широким спектром примеров от землетрясений до эволюции; от биржевых кризисов до войн. Пример закона перехода количества в качество продемонстрирован на куче песка. Она растет, но при этом излишки песка скользят по бокам. Когда весь лишний песок падает, результирующая песочная куча называется «самоорганизующейся». Она «организует себя» в соответствии со своими собственными законами, пока не достигнет состояния критичности, где песчинки становятся крайне уязвимы на вершине.

1) Закон перехода количества в качество и качества в количество. Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества. Характеристики (категории) закона: качество, количество, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью - количества. Качество - внутренняя специфическая определённость вещи. Качество - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Качество - целостная характеристика вещи, свойства - множественная характеристика. Вещь обладает одним качеством и многими свойствами. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы противоположностей. Противоположность - форма различия, когда отдельные вещи начинают взаимоотрицать друг друга. Борьба - активный характер противоречия. Единство - отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

Переход количества в качество

Основа закона - взаимосвязь двух свойств - качества и количества .

Для описания, любое явление можно "расщепить" на качественную и количественную определенности .

Качество выделяет вещь от других, а количество связывает .

Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета.

При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка .

  • непрерывность в развитии - стадия медленных количественных накоплений, она не затрагивает качества и выступает как процесс увеличения или уменьшения существующего.
  • скачок - стадия коренных качественных изменений предмета, момент или период превращения старого качества в новое. Эти изменения протекают сравнительно быстро даже тогда, когда принимают форму постепенного перехода.

Выделяют следующие виды скачков :

  • по масштабу качественных изменений: внутрисистемные (частные) и межсистемные (коренные);
  • по направленности происходящих изменений: прогрессивные (ведущие к возникновению более высокого качества) и регрессивные (ведущие к снижению уровня структурной организации объекта);
  • по характеру обусловливающих противоречий: спонтанные (разрешение внутренних противоречий) и индуцированные (в результате воздействия внешних факторов).

В термодинамике неравновесных процессов (И.Пригожин , Бельгия) центральным является представление о бифуркациях. Скачки происходят в точках бифуркаций - критических состояниях системы, при которых система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределенность: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Примером неустойчивого состояния, ведущего к бифуркации, является положение в стране во время революции. Так как направление скачка определяется флуктуациями, будущее в принципе не предсказуемо, в то же время любой человек, вообще говоря, может определить ход истории. Скачки в точках бифуркации приводят как к прогрессу, так и к регрессу.

В теории катастроф (Р.Том, Франция; В. И. Арнольд, Россия), внимание сосредоточено на таком важном аспекте, как возможность возникновения скачков (катастроф) в качестве внезапного ответа на небольшие, плавные изменения внешних условий. Она применялась к исследованию сокращений сердца, в оптике, эмбриологии, лингвистике, экспериментальной психологии, экономике, гидродинамике, геологии и теории элементарных частиц. На основе теории катастроф проводится исследование устойчивости кораблей, моделирование деятельности мозга и психических расстройств, восстаний заключённых в тюрьмах, поведения биржевых игроков, влияния алкоголя на водителей транспортных средств.

Два описанных направления вместе с другими (Г.Хакен, Германия; С. П. Курдюмов и Е. Н. Князева, Россия) принято рассматривать как новое междисциплинарное научное направление, называемое синергетикой . Предложены различные схемы взаимоотношений между диалектикой и синергетикой, в том числе представления о синергетике как составной части диалектики или о перерастании диалектики в синергетику.

Примеры

  • Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия
  • Таблица Менделеева : добавление 1 электрона для химического элемента приводит к качественному изменению химических и физических свойств

Примеры меры и скачка

Примечания

См. также

  • Гераклит Эфесский : «Из Единого все происходит и из всего - Единое»

Ссылки

  • Еще немного о законе перехода количества в качество, В.В. Митрофанов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях:

    Один из осн. законов материалистич. диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм развития.… … Философская энциклопедия

    Переход процесс перемещения из одного положения либо состояния к другому; а также место, пригодное или предназначенное для такого перемещения: Содержание 1 В строительстве 2 Перемещение 3 В физике … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Качество. Качество философская категория, выражающая совокупность существенных признаков, особенностей и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему… … Википедия

    КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО - традиционные философские категории из числа десяти предикаментов, список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество, или какое, по Аристотелю, может рассматриваться в четырех разных смыслах: 1) устойчивые или преходящие… … Современный философский словарь - КАЧЕСТВО, а, ср. 1. Совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определённость (спец.). Категории качества и количества. Переход в новое к. 2. То или иное свойство, признак … Толковый словарь Ожегова

    Один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела. Этот закон вскрывает наиболее общий механизм …

    Философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое… … Большая советская энциклопедия