Земля русская вся под богом. Archive for the 'Земля русская вся под Богом' Category


  • Чу! — здесь русским духом пахнет.
  • Русский бог велик. Русским богом да русским царем святорусская земля стоит.
  • Русский народ — царелюбивый.
  • Земля русская вся под богом.
  • Велика святорусская земля, а везде солнышко.
  • Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.
  • России и лету союза нету. Русь под снегом закоченела.
  • Летит гусь на святую Русь (Наполеон).
  • На Руси никто с голоду не умирывал.
  • Руси есть веселие пити, не может без него быти (Владим.I).
  • Русская кость тепло любит. Пар костей не ломит.
  • Русский гостинец — кулага с саламатой.
  • Русский человек хлеб-соль водит.
  • Русского человека что парит (баня), то и правит (лечит).
  • Русский терпелив до зачина. Русский задора ждет.
  • Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
  • Русский молодец — сте басурманам конец.
  • На пардон, на аман у русского и слова нет.
  • Русский человек — добрый человек (чувашский привет).
  • Русак умен, да задним умом. Русский назад умен.
  • Кабы у немца напереди, что у русского назади — с ним бы и ладов не было (ум).
  • Русский народ не боится креста, а боится песта.
  • Бей русского, часы сделает. Русский что увидит, то и сделает.
  • Русак не дурак: поесть захочет — скажет, присесть захочет — сядет.
  • Русский догадлив (сметлив, себе на уме).
  • На Руси не все караси — есть и ерши.
  • Русский человек любит авось.
  • Русский на авось и взрос.
  • Русский человек любит авось, небось да как-нибудь.
  • Русский крепок на трех сваях: авось, небось да как-нибудь.
  • Русский человек и гуллив и хвастлив.
  • Русский аппетит никогда (ничему) не претит.
  • Крестьянское горло — суконное бердо: все мнет.
  • В русском брюхе и долото сгниет.
  • Что русскому здорово, то немцу смерть.
  • Русский час — десять, а немецкому и конца нет.
  • Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее.
  • Он, видно, по-русски не понимает (т. е. хоть ему какую правду в глаза говори).
  • Родом не немчин, а указывать горазд.
  • Принять кого по-русски (т. е. или прямо и грубо, или хлебосольно).
  • Я тебе по-русски отрежу, напрямик.
  • Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
  • Чернолапотница прошла (прозвище наших баб в опрятной Сибири за грязный след, выносимый ими из избы на снег).
  • Живи, живи, ребята, пока Москва не проведала (старин. урал. каз.).
  • Русь навалила, нас совсем задавила (сибирск.).
  • В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.
  • Москали (т. е. русские, по присловиям малорусов): московский час; подожди с московский час (от русской поговорки: сейчас). Московская правда. От москаля хоть полы обрежь да беги. Мамо, черт лезет в хату! Дарма, дочко, абы не москаль. От черта открестишься, а от москаля и дубиной не отобьешься.
  • Русский час — с днем тридцать; деревенский месяц — с неделей десять.
  • Москаль ворона, а привязчивее черта.
  • Как москаль скажет сухо, поднимайся под самое yxol
  • Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.
  • Кто против бога и великого Новгорода?
  • Где святая София, там и Новгород.
  • Новгород судится своим судом (в древности).
  • Новгород (древний) судит один бог.
  • Древний Новгород и Псков — господа (а Новгород был даже господин, государь).
  • Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков).
  • Новгород, Новгород, а постарше старого.
  • Новгородская честь. Новгородская душа (честностъ в древней торговле).
  • Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.
  • Хоть София и пуста, да не Крутицким верста (София новгородская; духовенство новгородское не хотело подчиниться митрополитам московским, на Крутицком подворье).
  • Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода).
  • Москва всем городам мать.
  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
  • Матушка Москва белокаменная, златоглавая, хлебосольная, православная, словоохотливая.
  • Питер — кормило, Москва — корм. Питер — голова, Москва — сердце.
  • Москва создана веками, Питер миллионами.
  • Хорош город Питер, да быка повытер (дорог).
  • Москва бьет с носка, а Питер бока повытер.
  • Питер женится, Москва замуж идет.
  • Славна Москва калачами, Петербург усачами.
  • В Москве сорок сороков церквей (церкви в Москве разделены на благочиния по сорокам).
  • У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.).
  • Была правда у Петра и Павла (в застенке московском, где была пытка).
  • Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).
  • В Москву идти — голову нести (старин.).
  • Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).
  • Московская разнобоярщина (семибоярщина).
  • Не только звону, что в Москве (что в Киеве).
  • В Москве толсто (густо, часто) звонят, да тонко (жидко, редко) едят (по дороговизне для крестьян).
  • На Крестце не стрельцам сбор (т. е. не место, нейдет. В Москве были особые площади для сходки разных сословий).
  • С Масквы, с пасада, с авашнова ряда (дразнят акальщиков).
  • Москва сгорела от денежной (копеечной) свечи;
  • Москва от искры загорелась (1443 г. Москва загорелась от свечи церковной св. Николы на Песках; 1737 г. — от свечи в доме Милославского).
  • Первые города от Москвы — два девяносто верст (Владимир, Тверь, Тула, Калуга, Рязань).
  • Москва не клином сошлась, околицы нет.
  • Москва горбатая; горбатая старушка (т. е. на холмах).
  • Два брата с Арбата, а оба горбата.
  • Хлеба-соли покушать, красного звону (матушки Москвы) послушать.
  • В Москве все найдешь, кроме птичьего молока.
  • В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.
  • В Москве недорода хлебу не бывает.
  • Москва стоит на болоте, ржи в ней не молотят, а больше деревенского едят.
  • Славится Москва невестами, колоколами да калачами.
  • Москва любит запасец.
  • У спаса нет без запаса.
  • Москва людна и хлебна. Москва — царство, деревня — рай.
  • В Москве каждый день праздник (по множеству церквей).
  • Московская грязь не марается.
  • Москва, что доска: спать широко, да кругом метет.
  • В Москве деньгу беречь, себя не стеречь.
  • В Москву бресть (идти) — последню копейку (деньгу) несть.
  • Москва — кому мать, кому мачеха.
  • В Москву идтить — только деньгу добыть.
  • Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).
  • Москву не расквелишь (не разжалобишь).
  • Москва ни по чем не плачет (не тужит).
  • Москва по нашим (по чужим) бедам не плачет.
  • Живучи в Москве, пожить и в тоске.
  • Живет на Москве — в немалой тоске.
  • Ой, Москва! — она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!
  • Можайцы поросятники, можайский ветер (ненадежные).
  • Коломенцы — чернонебые. Клиновцы — лапотники.
  • Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.
  • Верейцы — сочевники (сочи — вязенки у рыбаков и хлебенное).
  • Дмитровцы — лягушечники, болотники. Рузцы — дровосеки.
  • Орешек (Шлиссельбург) и перцу горчае (старин.).
  • Луговцы — разносчики. Ладожане — щуку с яиц согнали.
  • Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев — гущеедов).
  • Новгородцы — долбежники. Упрям, как новгородец.
  • Не новгородский дворянин — не велик барин.
  • Уломский гвоздь (Новгор. губ., Черепов. уезда, село Улома, где все кузнецы, гвоздари).
  • Тихвинцы — свято место, где тихвинца нет.
  • Крещане (Крестцы) — лапотники. Кирилловцы — кашехлебы.
  • Белозерцы — белозерские снетки.
  • Кирилловский поклон девяти пяденей с хвостом (монаст.).
  • Демьянцы — горшечники; по гаршки!
  • Валдайские горы да любанские воры. Колокольники.
  • Молодец, купи баранок, да хороших каких — а поцелуй впридачу.
  • Город Боровичи — гам-город.
  • Боровичане — волнушечники, водохлебы.
  • Боровичане — луковники. Луку, луку зеленого.
  • От Волока до Утки шел трои сутки (три версты).
  • Старорусцы — лошадь съели да в Новгород писали, чтоб еще прислали.
  • Псковичи — капустники, мякинники, ершееды.
  • Пронеси бог Княжий мост да Михайлов погост (Пск. губ.; мост и погост этот в топях, где некогда много было разбоев).
  • Торопчане — табатеры.
  • Торопчане — египчане (египтяне?).
  • Торопчане: поляки с пушками, а мы с клюшками (осада Серг. лавры при Самозванце).
  • Хоцу — вскоцу, не хоцу — не вскоцу (в старину невеста говорила: хочу — вскочу и, соглашаясь идти замуж, прыгала через положенный кругом пояс или в наставленную юбку).
  • Олянщина — воровщина (озеро, Псковской губ.).
  • Порховцы — толоконники.
  • Тверитяне — ряпушники. Забегай, забегай! — А что? — Не видишь, куница бежит! — Это собака с Клементьева двора. — Ну, так пускай себе.
  • Тверитяне вприглядку с сахаром чай пьют. Цуканы.
  • Проедешь Погорелец и Кушалино — ступай смело до Москвы.
  • Кушали (Твер. уезд, с. Кушалино) — бердники, частобаи.
  • Кушалинские крестьянки — тонкопряхи.
  • Осташи — ершееды, сапожники, золотошвеи; волчьи объедки.
  • Селигерцы (Тверск.) — ершееды.
  • Кимряки — сычужники (Кимры. Твер. губ., Корчев.
  • у.; от блюда: свиной сычуг с кашей).
  • Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.
  • Кимряки — летом штукатуры, зимой чеботари.
  • Города Коростеня, владения Ольгина, народ кривичи.
  • Новоторы — воры (говорят осташи, которым отвечают): и осташи хороши.
  • Воры — новоторы, и осташи — хороши, а свято то место, где тихвинца нет.
  • Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.
  • Старичане: Старица — дегтярница. Мазилку потеряли, да за Нов за ней ворочались.
  • Возьми сорок алтын! «Сороцы не сороцы, а меньше рубля не отдам».
  • Старичане — петуха встречали с хлебом-солью.
  • Пришел грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперек о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.
  • Кашинцы — водохлебы (т. е. чайники).
  • Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.
  • Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.
  • У нашего Макарьи по три деньги Натальи, а грош дай, любую выбирай.
  • Калязинцы, угличане, вологжане — толоконники.
  • Семендяевщина — булочник да колбасник, пряничник да пирожник (Твер. губ., Каляз. у.).
  • Бежечане — колокольню рожком подбили (т. е. встряхивая табак в рожке. Это присловье дается, впрочем, разным уроженцам).
  • Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили.
  • Ты чей молодеч? — Зубчевский купеч. — А где был? — В Москву по миру ходил.
  • Зубчане — волочане, приходили к нам (ржевцам) за щами; мы щей не дали, взашей прогнали.
  • * * *
  • У нас (во Владимире) много угодья: от Москвы два девяносто да из Клязьмы воду пей.
  • Владимирцы — каменщики; клюковники. По клюкву, по ягоду клюкву!
  • Наши холопы каменницы (стар. ростовцы владимирцам).
  • Собирались кулики, на болоте сидючи, — они суздальцы и володимирцы (из песни).
  • Владимир: деревянные печи, золотые ворота, железные церкви (деревян. печь была в архиерейск. доме Успенск. собора; золотые ворота известны; железная церковь была у Рождеств. монастыря).
  • Владимирцы: и наши молодцы (как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. Стерлядники.
  • Во Владимире и лапшу топором крошат (обычай этот держится только в вольных, т. е. казенных, деревнях).
  • Суздальцы — богомазы. Георгия замест Пятницы (св. Параскевии) променяли (образа не продают, а меняют).
  • В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы — сальники.
  • Муромцы — святогоны (изгнали в XIII в. епископа св. Василия). Вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.
  • Шуяне: кабы мне крепкого мыльца. Беса в солдаты отдали.
  • Шуйский плут хоть кого впряжет в хомут; в Питере бывал, на полу сыпал, и то не упал.
  • Юрьевцы — китаешники.
  • Ковровцы — офени, коробейники, проходимцы; картавые (за офенский язык).
  • Онтуфьевцы — мынки (Переясл. уезд. Они говорят «мынь» вместо «мол», «дескать»).
  • Кижила (Переясл. у.) из ума вон выжила. Кижане золотую грамоту просили.
  • Лыченцы (Переясл. у.) — телятники.
  • Ярославль городок — Москвы уголок (это говорится о многих других городах).
  • Ярославцы: красавцы, белотельцы, песенники, запевалы, чистоплюи. Пуд мыла извели, а родимого пятнышка у сестры не смыли.
  • Конфетчики, кукушкины детки (мужики мало дома живут). Спаса на воротах продали.
  • Сказывают, что в вашем Ростовском государстве Ростовское озеро сгорело.
  • У нас-ти в Ростове, чесноку-ти, луку-ти, а навоз-ти все коневий. Огородники, птичники, каплунники. Ростовский каплун.
  • Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.
  • Вот, парья (парни), наш царь: шильце в руках и щетинка в зубах; звоните в била, клепала (галичане о ростовцах).
  • Пошехонцы — слепороды: в трех соснах заплутались. За семь верст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали. С краю не ложатся, а все в середину (о пошехонцах Яросл. и галичанах Костр. рассказывают много в этом роде, о чем издана целая книжка, впрочем, подражание немецкой, о швабах).
  • Угличане: небось, небось, батька, ведь это не наше (отец с сыном пошли воровать: отец трусил, сын его ободрял).
  • Толокном Волгу замесили (или: перепрудили; говорится также о вологжанах и др.).
  • Романовцы — схорони концы. Барана в зыбке закачали (украв, спеленали и положили в зыбку, чтобы спрятать). Вот вам правая рука, даю через милое дитя, да коли я украл, то и ему бы на ноже поторчать.
  • В Романовщине (Ром. околоток, того же уезда, мелкопоместный) столько барских дворов, сколько у зайца ломов (т. е. прыжков).
  • Даниловцы — любимые ловцы, невыдавцы. Кошкодавы: кошку не купили, а на базаре задавили.
  • Всесвятская кашица, по три деньги аршин.
  • Любимцы — козу пряником кормили. Водохлебы.
  • Не учи козу, сама стянет с возу, а пречиста рука все причистит. Двенадцатый час, а матушка с миру не бывала (т. е. со сходки; мужики все в заработках, а бабы в десятских).
  • Мологжане — коноводы (т. е. управляют коноводками по Волге).
  • Рыбинцы: у девушки родимое пятнышко смывали, нарочно баню топили.
  • Сицкарь с топором, что казак с конем (на р. Сити; Яросл. Мол.).
  • Сицкаря топор одевает, топор обувает, соха кормит.
  • Сицкая кокора (сицкари — барочники, плотники).
  • Нижний — сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний, на двух реках, но на горе).
  • Стоят нижегородцы на горе, смотрят да бают: чай, примечай, куда чайки летят (нижегородцы часто говор. чай).
  • Бородка — нижегородка, а ус макарьевский.
  • Нижегороды — не уроды. Нижегородцы — водохлебы (т. е. чайники).
  • Нижегород — либо мот, либо вор, либо пьяница, либо жена гулявица.
  • Будто из Елховки, стрижены верховки (т. е. маковки).
  • Кстово — Христово: чарочка маленька, да винцо хорошо.
  • Мы бы (нижегородцы) не собрались да не встали, так вы бы поганую землю носом копали (намек на врем. к. Пожарского и Минина).
  • Татинец да Слопинец (села) ворам кормилец (старин.).
  • На Арать воровать, на Якшень продавать, в Мурашкино концы хоронить (Арать Арзамасского, Якшень и Мурашкино Киягининского уезда).
  • Васильцы (на р. Суре) — стерлядники.
  • Княгининцы — шапошники. Шапками обоз задавили.
  • Мурашкинцы — тулупники, рубезок кислый; кислая овчина.
  • Ой ты, Устя Копосовска! (Брань; Копосово — село под Нижним).
  • Кунавина слобода в три дуги меня свела (пристанище разврата на Нижегородской ярмарке).
  • Ныне пустяки-то позади Оки (о Кунавине же).
  • Лысковцы — народ честный; коли не вор, так мошенник.
  • Сыщи в Лыскове не пьяницу, не мошенника, а в Юркине не разбойника (села Макарьевского уезда).
  • Черновское (Нижегор. г., Сергач. у.) — место воровское.
  • У Макарья — по деньге Наталья, а на грош — целый воз.
  • Балахонцы — гагары. Балахонская гагара.
  • Город Балахна стоит, полы распахня (Балахна растянулась по Волге версты на три).
  • В Городце (Балах. у.) на горе по три девки во дворе.
  • Арзамасцы — гусятники, луковники; малеваны (иконописцы).
  • Арзамасцы собор кандалами сковали (связали обручами свод).
  • В Кардовили удавили, в Понятовке схоронили, в Корино по вино.
  • Семеновцы (Нижег.) — заволжская кокура. Баклушники. Ложкари, ложка бурлацкая. Теплый, валеный товар.
  • Сергачи, лукояновцы, ардатовцы — запьянские (затешские) неряхи; Запьянщина — гречишные запятки; бабы запьянские, — чупахи, бутены.
  • Кострома блудливая (веселая) сторона.
  • На Куси — выпей да закуси (Кусь, река Костр. г.).
  • Костромичи: лучше бы три раза погорела, чем раз овдовела.
  • Костромичи в кучу, а ярославцы прочь (врознь).
  • На руку нечисты; лапти растеряли, по дворам искали, было шесть — стало (нашли) семь.
  • Костромичи (от Костр. вниз по Волге, до Юрьевца) — голодраные, острокопытники, тамойки (говор. тамойко вм. там).
  • Галич Кострому обманул на острову.
  • Галичане — корову на баню втащили; город Галивонь, озеро Миронь, а люди Кривичи, Овчинники. Меховщики. Толокно в реке веслом мешали.
  • Що, парь, Галуньки (галичане).
  • Галичане — галки набатные. Галичья воевода (своевольник).
  • Чухломцы — чухломский рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.
  • Старогородцы (на р. Унже, Макар. у.) — луковники.
  • Кинешемцы и решемцы — суконники.
  • Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит (Сологда лежит между Кинешмою и Решмою, которые в старину ссорились).
  • Буевцы — домоседы, лесники. Буй городок отбей кошелек.
  • Кадуевцы — кадочники. Кадуй — бока надуй.
  • Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй да Кадуй у ворот стоял. (Татары искали Буй, чтобы разорить его, но не нашли к нему дороги).
  • Солигаличане — известняки, бревенники.
  • Судиславцы — грибовники. Кологривцы — дегтярники.
  • Село Лупино (Нерех. уез.), Арменки глупые, а Нерехта на ум наставит.
  • Не бойся по Арменской дороге воров, а бойся в Нерехте каменных домов.
  • Нерехотские бегуны (нерехотцы ходят с безменом по селам — закупать пряжу).
  • Ветлужане — санники. Санник да тележник, а выехать не на чем.
  • Варнавинцы — медовики.
  • Село Воронье — днем семидесяти господ (мелкопоместное), а ночью одного (кто пойдет на разбой).
  • К Соли иду — ничего не несу, от Соли иду — полну пазуху несу (жители села Соли, Костр. губ., по обилию в овощах снабжают ими пеших посетителей безмездно).
  • Вичуговцы — салфетчики. Парфентьевцы — кошкодавы.
  • Казань прогребли — и Орду прошли.
  • Продай, князь, мыла (дразнят татар).
  • Казанский сирота, казанский нищий (плут, прикидывающийся бедняком; от бывших мурз казанских).
  • В Тетюшах городничий лапоть плетет.
  • Свияжане — лещевники. Самарцы (саратовцы) — горчишники.
  • Симбирцы — гробокрады, качанники.
  • Виден (Симбирск), да семь ден идем.
  • Архангельцы — моржееды, кровельщики. Иванович, слезь с крыши, я к тебе приехала (жена кровельщика приехала в Петербург и звала с Зимнего дворца статую).
  • Поморы — красные голенища (нерпичьи).
  • Архангелогородцы — шанежники; шаньга кислая.
  • Город Архангельский, а народ в нем диавольский.
  • У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане — кособрюхие.
  • Холмогорцы — заугольники (смотрели на Петра I из-за углов).
  • От Холмогор до Колы — тридцать три Николы.
  • Онежане — прохорята, Прохоровы дети.
  • Прохор письмо прислал, а лободырному велел деньги собирать.
  • Во всей Онеге нет телеги. Летом воеводу на санях по городу возили, на рогах онучи сушили.
  • Пинежане — икотники (общая там болезнь: икота, кликушество).
  • Пинежане: Покупала по цетыре денезки, продавала по два гросыка; барыша куца куцей, а денег ни копиоцки.
  • Мезенцы — сажееды, чернотропы (неопрятны).
  • Шенкурцы — водохлебы (бурлаки, носят ложку на шляпе).
  • Разбей бог ладью, накорми Солозу (на летнем берегу поморья).
  • Кольская губа, что московская тюрьма (не скоро выйдешь).
  • Кто в Коле три года проживет, того на Москве не обманут.
  • Кола — крюк, а люди уда. Кольско страшилище.
  • Коляне господни — народ израильский: что ни слово, то зазубра.
  • На Коле человека убить, что кринку молока испить.
  • Где рыба ни ходит, а св. Носа не минует (Кемская).
  • Петрозаводцы: качу лавочку, качу мытный двор, качу свой торжок (о базарн. торговках).
  • Боску съели. Боска, Боска, на тебе костку (кличка собаки).
  • Каргопольцы — чудь белоглазая. Сыроеды.
  • Олончане: олонцы — добры молодцы. Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да все с творогом.
  • Любезный Олонец — белы берега.
  • Кайваны в Олонец не бывали.
  • Вытегоры — камзольники.
  • Пропили воеводы Вологду.
  • На словах — как на масле, а на деле — как на Вологде.
  • Вологодцы — теленка с подковой съели. Толоконники — Волгу толокном замесили.
  • Устюжане — рожечники, табачники. Колокольню рожком подбили. Красноязыкие. Черносеребреники. Мазы.
  • Усольцы — огуречники.
  • Худ Пермяк, да два языка знат.
  • Чусовляне (Пермск.) — чеботари.
  • Сылвинцы — векшееды (Сыльвин. завод, Красноуф. уез.).
  • Чердынцы — шепоеды, сухомятники (Плотники, Чердын. уез.). Колдуны. Чертовы знахари.
  • Вятчане — хлыновские бояре. Свистоплясы. Колдыки (гов.
  • колды).
  • Вятски — ребята хватски. Мы, вятчки, ребята хватчки: семеро одного не боимся.
  • Вятчане на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.
  • По-вятски: наугад. Вятич на авось и хлеб сеет.
  • Вятичи — толоконники, Вани.
  • Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.
  • Вятичи — вятская баталия (с морским чудищем; см. лубочн. карт.).
  • Вятичи — слепороды (устюжане пришли на помощь, а вятичи сочли их за неприятеля и стали бить. У вотяков подслеповатые глаза, у новорожденных же они очень малы).
  • Вятичи — ротозеи (новгородцы подпустили под Болванский городок (село Никулицыно) болванов на плотах, вятичи зазевались на них, а новгородцы с другой стороны взяли городок).
  • Слобожане (Вятск.) — жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).
  • Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).
  • Хлыновские воры. Хлын взял (пропало).
  • Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина.
  • Крестись — Андроны едут (Курск.).
  • Мы не люди, мы абодинцы (Курск, губ).
  • Орловцы — безменшики; проломанные головы.
  • Орел да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.
  • Брянцы — куролесы. Брянская коза (Орлов.).
  • Цыгане Мценск десять верст обходили (Орлов.).
  • Мценяне. Амченина бы те во двор (а святых вон).
  • Ельчане — сычужники. Радуга ушат воды выпила.
  • У нас в Ельце, на Сосне реце, курица вутенка вывела.
  • В Ельцу — девка по яйцу, а позадь Ельца — половина яйца.
  • Елец всем ворам отец, и Ливны всем ворам дивны.
  • Ливенцы — саламатой мост обломили (ливенцы повезли навстречу воеводе саламаты, по горшку со двора).
  • В Севске поросенка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.
  • Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползет, а щетинку в зубах несет.
  • Калужане: калужанин поужинат, а туляк ляжет и так. Щагольники; щаголь щаглуе, на осиновом на дубу, да как воскогуркнет: ткау, ткау! Козла в соложеном тесте утопили (вороны каркали на дереве, а мужик, собираясь в путь, по ним предсказал товарищам вёдро, сказав: щагол щаглуе и пр.).
  • Мосали — гуторы: загуторили воеводу. Матушка Заутра (речка), не потопи нашего города Мосальска да нашего старосту Гаврюшку!
  • Лихвинские горы (Кал.) да новосильевские воры (Тул.).
  • Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Присядь, бачка, чижи летят (туляки — птицеловы).
  • Хорош заяц — да тумак, хорош малый — да туляк.
  • Живет в Туле да ест дули.
  • Бей челом на Туле, ищи на Москве. Тула зипун сдула.
  • Ефремовцы — в кошеле кашу варили (Тул.).
  • Алексинцы — стрельцы.
  • Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тул.).
  • Крапивенцы — сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.).
  • Каширцы: Шапку долой! — А що? — Глянь, все бояре. (Проезжая по однодворческим деревням и видя избы с трубами, ворота с растворами, сани с козырями, мужики считали их барскими усадьбами).
  • Понес черт однодворцев на базар, да решето и опрокинул над Каширой.
  • Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.
  • Город Чернь годом старее Москвы.
  • Муравьятники (прозвище работящих жителей села Высокой Горы, Новосильск. у.).
  • Бесово, Руново — пронеси бог здорово, а Терново да Баскачь хоть кругом обскачь (Тул. губ., Кашир. уезда).
  • Рязанцы — кособрюхие, синебрюхие. Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу: проконопатить острог, рязанцы все откладывали дело — до масленицы, тут их приструнили, они и проконопатили его блинами).
  • Спасцы: Откуда ты, молодеч? — Спасский купеч. — Чем торгуешь? — Красным товаром: сальными свечами да чистым дегтем (ряз.)
  • У спасца и деготь — красный товар.
  • Егорьевцы — коновалы, головотяпы, рудометы: сам нож точит, а говорит небось.
  • Дедновцы — Макары. (Когда Петр I был в Рязанской губернии, то на вопрос его дедновцы, один за другим, назвались Макарами, потому что первому государь сказал: хорошо). Целовальники. Макары до икрянки рыбу вылавливают.
  • Где Макар побывал, семь лет рыба не ловится. (Они сымают рыбную ловлю в речках и озерах и мастера вылавливать всю рыбу).
  • Близки Гулынки, подымай дубинки (Гулынки, Рязанской губернии, Пронск. уезда, прежде были разбойники).
  • Лазаревичи-вичи, погорелицы-кричи, наволок-хохолок, Теплухина-хохлухина, Ялчина-гора, высоко-спечена.
  • Пензенцы (Пензяне) толстопятые. В Москве свою ворону узнали.
  • Сура — речка у нас важная: донышко серебряно, круты бережка позолочены.
  • Борисоглебцы — кислогнездые (они прежде были скорняками и клейщиками. Тамб.).
  • Норовчат, где колышки торчат.
  • Елатомцы — бабешники.
  • Моршанцы — сомятники.
  • Тамбовцы — молоканы. Хрептуки степные, толстоногие!
  • Темниковцы — советники; сову в озере крестили (в Совином. Загулявшись, темниковцы поймали сову и, шалючи, надели на нее гайтан и окунули ее в озеро; она полетела и села на церковный крест, где, запутавшись, удавилась; темниковцам шалость эта дорого стоила: они должны были снять сову на свой счет. Тамб.).
  • Кадомцы — целовальники, сомятники: сома в печи поймали (Мокша потопляет Кадом: когда-то и занесло сома в открытую печь).
  • Астрахань арбузами, а мы голопузами (славны).
  • Астраханцы — чилимники (чилим — водяные орехи). Икорники. Ворвань тухлая. Белужники. Разбойники. Дуванщина.
  • В Астрахани и коровы рыбу едят (соленую).
  • Красноярцы — сомятники.
  • Астраханцы кобылятину вместо былорыбицы в Новгород слали.
  • Откуда ты, Иван? — С воли, родимый (дразнят астраханские старожилы бродяг).
  • Голодаевцы — переселенцы в Астраханской губернии (по бедности их).
  • Долгопузики (воронежские переселенцы в Астрах. губернии, подпоясывающиеся низко).
  • Саратовские мещане собор свой с молотка продали.
  • Чехонь (рыба) через собор перепрыгнула (в Саратове).
  • Мудрые немцы — камышницы.
  • Хвалынцы — головорезы. Сызранцы — ухорезы.
  • Ступай на низ — пшеничное есть.
  • Коли нечем платить долгу, так ехать (идти) на Волгу (либо в бурлаки, либо на разбой).
  • Божья коровка, полетай за Волгу: там тепленько, здесь холодненько.
  • Смоляне — польская кость, да собачьим мясом обросла.
  • Смоляне: Якой губернии? — Смоленьской. — Якого уезда? — Города Дорогобужска. — Якой волости? — Демьяновой посады. — Якого села? — С Ивановой усадьбы. — Якого боярина? — Про то не ведам.
  • Смоляне — крупенники, мезговники (мезга — сосновая облонь, которую мешают в хлеб).
  • За мезгой в город ездил, в красные ряды ходил.
  • Хоть бейся об Малаховские ворота.
  • Смоляне миром блоху давили.
  • Воровская Писковщина (Смол. Губ., Сыч. у; село Писково).
  • Ленив, как клепснский мужик (Смол. губ., Сыч. уезда, село Клепени, где все нищие, по обычаю).
  • Вязьмичи — прянишники, коврижники. Мы люди неграмотные, едим пряники неписаные.
  • Глупая Вязьма, бестолковый Дорогобуж.
  • Вязьма в пряниках увязла.
  • Рославцы — дегтяри.
  • Витебцы: Волынка да гудок, собери наш домок; соха да борона разорили наши дома.
  • Литвины — земляники, землекопы, лапотники. Белошапошники, магерки (валеные шапки).
  • Разве лихо возьмет литвана, чтоб он не дзекнул.
  • Кругом вода, а в середине беда (о Себеже, Витебск.).
  • Мозырь, что пузырь: кругом веда, в середине беда.
  • В Вильне — что в мыльне.
  • Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.
  • В Вильне семь дорог для жида да три для поляка.
  • Азов был славен, Смоленск грозен, а Вильна дивна.
  • Это, видно, решета гоном гнали (сказал литвин, глядя на лапотный след по дороге).
  • Овруцкая (Ошмянская) шляхта (т. е. голыш, оборванец).
  • В Луцку все не по-людску: навколо вода, в середине беда.
  • У мужика грудь никогда не зябнет, у жида пятки, у ляха уши.
  • Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал.
  • Вышел из полону, да поселился на Дону.
  • Донцы — осетерники, балычники, станичники.
  • На Дону ни ткут, ни прядут, а хорошо ходят.
  • Крымцы — селедники, садовники. Сельди тухлые.
  • Крым — не крив, Азов — не о сте шагов.
  • Малороссы — мазепинцы, хохлы, чубы; индюшка высидела; галушкой подавился. Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.
  • Черт с хохла голову снял да приставил ему индюшечью.
  • Хохол глупее вороны, а хитрее черта.
  • Хохлацкий цеп на все стороны бьет (хохлы молотят через руку).
  • Чтоб те хохлы да повыдохли! — А чтоб те москали да их повытаскали (ответ).
  • И по воду хохол, и по мякину хохол.
  • Хохол не соврет, да и правды не скажет.
  • Он хохол (т. е. хитер и упрям).
  • Русак до читанья, хохол до спеванья (западн.).
  • Венгер из-под Лохвицы (Полт. губ., коробейники).
  • Заднепровский итальянец. Задрипанцы.
  • Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.
  • Полтава сидит на горе, как пава, а в грязи, как жаба.
  • Золотоноша кругом хороша.
  • Роменцы — табачники (полтавск.).
  • Глуховцы — папушный табачок (Черниг.).
  • Переяславцы (заозерцы) — обручники (полтавск.).
  • Красный Кут задаст капут (Харьк. губ., где некогда, по преданию, велась шайка разбойников).
  • Сибирь не мшеная. Сибирский варнак.
  • Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живут.
  • Сибирь — золотое дно (от пушного и торгового промыслов; ныне это буквально оправдывается).
  • Русь навалила, нас совсем задавила (сибирская).
  • Чернолапотница (русская, в Сибири).
  • Охотские обыватели — кочемазники.
  • За здравие бабушки Гугнихи (говорят уральцы, почитая ее праматерью своею, первой женщиной, оставшейся в войске).
  • Радимичи — волчья хвоста бегают (воевода Волчий Хвост побил радимичей).
  • Беда, что в Родне.
  • За Пьяною люди пьяны (рекою Нижег. губ., 1377 г. Русские поражены в стане татарами).
  • Пришли казаки с Дону да погнали ляхов до дому (освобождение Москвы от поляков 1612 г.).
  • С одну сторону черемиса, а с другой берегися (1524 г. войско на судах шло под Казань и побито в порогах черемисами).
  • Пропал, как Бекович (при Петре I, посланный в Хиву и погибший с отрядом).
  • Аника смотрок. Аника воин (см. лубочн. картину).
  • Шемякин суд. Шемяка кривосуд (1446 г. Шемяка ослепил Темного, завладев престолом).
  • Малюта Скуратов — злодей, мучитель.
  • Гришка Отрепьев — вор, самозванец, проклятый.
  • Стенька Разин на ковре летал и по воде плавал.
  • Ванька Каин — окаянный грабитель.
  • Мазепа — предатель.
  • Волга — плыть долго, а Дунай — широко. Видно, Дунай с Волгой не сольются.
  • Волга всем рекам мать. Волга-матушка широка и долга.
  • Волга-матушка — глубокая, раздольная, разгульная.
  • Днепр — быстрый, широкий.
  • Дон Иванович — тихий, золотой.
  • Дунай Иванович.
  • Прут, Днестр, Неман — порубежные.
  • Урал — золотое дно, серебряна покрышка.
  • Снизу доверху, сверху донизу (о реке).

Рождество

В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

А где-то в белых Афинах
Философы среди колонн
Спорят о первопричинах,
Обсуждают новый закон.

И толпы в театрах Рима,
Стеснившись по ступеням,
Рукоплещут неутомимо
Гладиаторам и слонам.

Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.

Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет -
С галилейскими рыбарями
Образует Новый Завет.

Никого не отдаст на муки,
В оковы не закует,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.

И могучим победным звоном
Легионов не дрогнет строй.
К мироносицам, тихим женам,
Победитель придет зарей.

Со властию непостижимой
Протянет руку, один,
И рухнет гордыня Рима,
Растает мудрость Афин.

В яслях лежит Ребенок.
Матери кроток лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.

Митрополит Владимир (Сабодана)

***
Был вечер поздний и багровый,
Звезда-предвестница взошла.
Над бездной плакал голос новый –
Младенца Дева родила.
На голос тонкий и протяжный,
Как долгий визг веретена,
Пошли в смятеньи старец важный,
И царь, и отрок, и жена.
И было знаменье и чудо:
В невозмутимой тишине
Среди толпы возник Иуда
В холодной маске, на коне.
Владыки, полные заботы,
Послали весть во все концы,
И на губах Искариота
Улыбку видели гонцы.

Александр Блок
1902

***
Ночь тиха.
По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи ≈
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.

С Рождеством, дорогие…!
Встречайте Праздник!
Любите друг друга!

“Можно выжигать веру каленым железом, можно сажать людей в тюрьмы, убивать священников, взрывать храмы. Но история нашей Родины показывает, что православие как основа нравственных устоев и быта России – как травка сквозь бетон – все равно прорастет”, – Н.Михалков.

Я, как зритель со стажем, проявляю немалый интерес к его режиссерским работам. Сразу обмолвлюсь, что его роли для меня неоднозначны по восприятию, судите сами: Паратов – «Жестокий романс», Андрей – проводник из «Вокзала для двоих»… Речь о Никите Михалкове, режиссере от Бога и многопространственной личности в кино и жизни…
Горячий, живой душевный отклик находят его режиссерские находки, тесно переплетающиеся с христианской моралью, находящие немалое место, смысл и применение в нашей повседневной жизни
21 октября у Никиты Сергеевича Михалкова – день рождения. Несколько слов в качестве поздравления о мастере российского кино.
Отрадно слышать, что Никите Сергеевичу небезразличны вопросы православной культуры и подрастающего поколения и он стоит на их страже… Так в одном из интервью о введении в школе дисциплины «Основы православной культуры» он отмечает, что: «дети, с первых дней растущие при церкви, “на сакральном, подсознательном уровне” учатся “величайшей мудрости”.

“Они слов не понимают, но это то, что слышали их предки. Не мешайте им, и через 15 лет у нас будет другая страна. Другие люди придут к урнам на выборах. Не надо насилия, нужно тихое, мерное дыхание и поступательное движение”, – считает режиссер.
Если с экранов наших кинотеатров с нами будут говорить не герои экшн и кассовых триллеров для масс, а реальные люди со своими слабостями о том, что волнует нас, что болью отзывается в каждом из нас, мир, хочется верить станет чище и шире, и каждый из нас будет стремиться стать лучше…
Кино России всегда было и будет «инаким», чем новомодные фильмы Запада… Загадочная русская душа, которую умом не понять, отражается в нашей кинолетописи, не детективных или юмористических сериалах на каждый день, а в фильмах, где устами героев говорит сама история России и культуры…
Такое кино – отражение нас самих и руководство к действию…
Я вижу, это кино от режиссёра Никиты Михалкова – режиссёра от Бога!
Поздравляем Никиту Сергеевича! Многая лета! Многих ещё работ!
Спаси Вас, Господь!

Меня никогда не переставало интересовать, насколько образ, воплощенный на экране соответствует реальному внутреннему содержанию самого человека. Этот актёр всегда привлекал мое зрительское внимание: его роли поражали своей человечностью на фоне мужественности, ума и незаурядности образов. Хотелось верить в идеал настоящего мужчины. Я говорю сейчас о Валерии Приёмыхове – актере, режиссере и человеке…
Многие из людей его профессии несут на себе бремя актёрского амплуа, клише, своей нишы, внушенной однажды кино и уже вырваться из сетей своей «одной роли» им самим не в их власти…Это наверно участь и доля, издержки профессии…
Это порою и убивает талантливых людей: Борис Андреев, Петр Алейников, Никита Михайловский и многие, многие…
У Валерия Приёмыхова все роли неоднозначны и многослойны, но их объединяет одно: на экране он – воплощение мужской силы…
А каким он был на самом деле?
Я прочла о его пути в электронной версии журнала «Фома» «КОРОТКОЕ ЛЕТО ВАЛЕРИЯ ПРИЁМЫХОВА» .
Валерий Приёмыхов был верующим человеком.
«Валерий постоянно размышлял о смысле жизни, о смерти, о рождении, - вспоминает протоиерей Владимир Волгин – настоятель храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве - О тех вопросах, на которые должен ответить каждый мыслящий человек. С этим он и обратился ко мне. И могу сказать, что 80 процентов моих духовных детей (а почти все мои чада принадлежат к слою интеллигенции) пришли ко Христу именно в силу логики своих размышлений и поисков, так что ничего исключительного здесь нет».
Сродни мне размышления о том, что в такой профессии как актерская или любая другая сейчас публичная профессия, очень сложно не перейти скользкую грань лицедейства или творчества ради денег, идти в ногу со временем, таким мятежным со своими корыстными законами, находиться в постоянном противоречии со своими внутренними убеждениями – вступать в раздрай с самим собой… Быть в тени своей славы и оставаться самим собой, не изменяя себе оставаться в своей публичной профессии – это порою почти невозможно…
«Если бы Валера прожил подольше, он бы понял, что спасение души в нашей профессии почти невозможно, - считает актриса Екатерина Васильева. - Мысль моя проста, и Валерина жизнь - подтверждение ей: творческая среда вредна для души. Если все суета сует, то здесь вдвойне, втройне. В миру жить непросто, а творческая среда - это мир в миру, где концентрируются темные силы. Где удача, там - гордыня, тщеславие; где неудача - уныние, отчаяние. Очень много лукавства. Набор страшных грехов, которые проявляются ни не на пашне, не на заводе, а на съемочной площадке, в театре».
В последний год жизни Валерий Приемыхов работал над сценарием кинофильма «Владимир Красно Солнышко» о князе, крестившем Русь. В одном из последних интервью, опубликованном уже после его смерти, Валерий Михайлович говорит о сложности задачи - не утопить в «костюмной драме» главное - «встречу человека Владимира и Богочеловека Христа».
К сожалению, Приёмыхов много в своей жизни оставил в многоточии… незавершенным… его образ тоже…
Он был человеком, которому были свойственны все, пожалуй, человеческие слабости…
Отец Владимир вспоминает, что, когда Приемыхов тяжело заболел, то «не афишировал свою болезнь, старался о ней вообще не говорить. Он искал исцеления не только у врачей, но в Церкви. И когда летом 2000 года в Москву с греческой горы Афон привезли главу святого великомученика и целителя Пантелеимона, Валерий очень захотел приложиться к честной главе. Мы приехали на подворье Пюхтицкого монастыря, было очень много народу, но мы прошли без очереди - Валерию было тяжело стоять, он был очень слаб. После того как он приложился к честной главе великомученика и целителя Пантелеимона, болезненные симптомы прошли, и он с радостью поведал об этом».
Диагноз - рак мозга - поставили ему за год до смерти. А еще с год до этого у Приемыхова были сильнейшие головные боли, однако он был очень занят, работал над фильмом «Кто, если не мы» и не хотел прерывать съемки… Но, узнав о болезни, Валерий Михайлович боролся за свою жизнь до последнего. Его лечили в знаменитом Онкологическом центре на Каширском шоссе в Москве, он прошел серьезный и болезненный курс лучевой терапии. Болезнь вроде бы отступила. «Он угас в три дня, - вспоминает вдова. - Снова болела голова, его отвезли в реанимацию, где он держался только на лекарствах… Приехал отец Владимир, исповедал и причастил Валеру… А через день наутро он умер».

«Я никогда не видел Валеру в унынии, хотя не думаю, что эти чувства были ему незнакомы,- вспоминает священник. - Как любой человек, он испытывал переживания, но старался их не показывать, вне зависимости от тяжести скорби, которую нес в душе. К людям, с которыми сталкивала его жизнь, он шел всегда с распахнутой душой. Как духовный отец Валерия Михайловича, я считаю, что он перешел из этой жизни в другую и предстал перед Судом Божиим подготовленным и зрелым человеком. Я не присутствовал при его смерти. Но от людей, которые были рядом с ним, я слышал, что она была тихой. Это знаковое для духовной жизни явление. Черта, подведенная под ней. На мой взгляд, это была христианская кончина».

«Есть такая профессия – Родину защищать»

А ведь День защитника Отечества – это праздник матери, воспитавшей сына, как защитника чести и патриота своей Родины. Не могу не вспомнить в этот день Женю Родионова, русского пограничника Евгения Родионова, казненного под Бамутом, но не отрекшегося от Родины и веры, и его Маму – Любовь Васильевну, через подвиг сына, родившуюся заново.

В этот день хочется вспомнить тех, для кого понятия «честь», “родина” были, есть и будут всегда – не пустые звуки… а вместе с ними имена тех, кто взрастил их и эти негромкие понятия в них …

С праздником, господа Офицеры!
Ясного Неба вам!

В его произведениях, по словам С. Н. Булгакова, “ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшем смысле жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть” .

“…А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть
верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек”, – пометил Чехов в записной книжке, когда обдумывал замысел драмы “Три сестры”.

Минул день студента и как-то незаметно нахлынули воспоминания о поре студенчества, к коим приблизил ещё широко отмечачавшийся в нашей стране 150-летний юбилей Антона Павловича Чехова. Не скрою, на книжной полке у меня дома не пылятся томики любимых мною Ф.М. Достоевского, Н.В.Гоголя и А.П. Чехова. Для многих любителей словесности они (эти томики) близки и спустя годы все также востребованны, начиная со школьной скамьи и по сей день. Мы знаем Чехова как тонкого и психологичного Мастера рассказа, но никто никогда не открывал нам Антона Павловича как человека, находящегося в поисках веры. Эта страница его жизни для нас была за семью печатями, да и вправду сказать для многих его современников тоже. Свои убеждения он не афишировал, они не выставлялись напоказ.
“Нужно веровать в Бога, – писал он Миролюбову в декабре 1901 года, – а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своей совестью”. Сама жажда веры, то есть жажда Бога, “духовная жажда”, когда она сильная в человеке, есть уже начало религиозной жизни.
Конечно, у каждого из нас свой личностный путь к Богу, но я решусь утверждать, что путь скромного и тихого, но глубокого делания правды и добра в жизни других и в собственной жизни, мне представляется настоящим христианским путем…
После прочтения рассказа “На страстной неделе” (1887) митрополит Вениамин (Федченков) записал: “Этот рассказ – едва ли не одно из самых религиозных произведений Чехова, где он прямо говорит о Господе Иисусе Христе, о влиянии веры в Него на всех людей, на всю жизнь… И как это действительно верно! Такое произведение неверующий человек не мог бы написать”.
“Вера есть способность духа”, – писал Чехов.
Те страницы, что оставил Антон Павлович как свое духовное наследие нам, его потомкам гораздо красноречивей говорят о его внутренних исканиях и о его убеждениях.
Наряду с верой на становление личности и формирование позитивных качеств характера оказывает огромное влияние литература. Лелею надежду, что нынешнее поколение ни раз ещё обратится к творчеству автора “Вишневого сада” и “Чайки” в поисках самих себя и своего пути…

Ровно 68 лет назад, в этот день фашистская Германия напала на Советский Союз. В воспоминание об этом событии в России сегодня отмечается день памяти и скорби.
Наши деды и прадеды подарили нам будущее, которое свято верили будет «светлым». Этот день они вспоминают со слезами, в этот день они вспоминают тех, кто был рядом и кого уже нет… Беда всегда приходит нежданно, война пришла в каждый дом, в каждую семью и забрала с собой братьев, сыновей, отцов… Кто из них вернулся обратно, домой?!
Мой дед вернулся с осколком в щеке и «осколком» горестных воспоминаний о голоде, о сражениях в сердце. Он прожил всего шестьдесят лет и умер от ранений. Они, тогда. в 45 –м ещё не знали, что защищают страну, которой потом не станет… Сейчас историки и не только, много спорят о том, а нужны ли были нам такие кровопролитные победы, гибли люди, тысячи, миллионы, нации – а это была игра политиков?!
Для них это не была игрой, они подымались на высоту с криками: «Ура! За Родину! За Сталина!» и не подозревали, что большая часть страны были врагами народа, репрессированы, гибли в тюрьмах или на поле боя в штрафбатальонах как «пушечное мясо». Они ещё этого не знали… Они верили, что это – Священная война и нужно защитить свою землицу родимую от налетевшей орды ворога. Сколько им было?! Многие уходили добровольцами, не достигнув совершеннолетнего возраста… Сколько их было?!
Они знали вкус и цвет понятия «патриотизм» не по заумным книжкам, а в бою или в тылу…
Мы – их потомки!!! Иной раз обращаешь взоры к памятникам боевой славы и волосы становятся дыбом, какие-то «Люся и Серёжа» оставили здесь свои памятные надписи – «Они здесь были». На стенах Рейхстага – это было бы уместно, а здесь?!
Не ведая, что творят, молодежь вступает в движение скинхедов. Не все. Мы – нынешнее поколение должны помнить, для того, чтобы мы встречали свои весны и провожали зимы, для того, чтобы нам бегать по росе летней травы наши деды и прадеды проливали кровь…
Светлая память тем, кто отдал жизнь за Веру на поле брани в Великую Отечественную войну!
Для многих ребят из Афгана и из Чечни наши деды и прадеды стали примером!

Не нужно бросать слов на ветер: «А кому это было нужно и зачем?!»
На эти вопросы есть молчаливый ответ по обе стороны – войны – в концлагерях Освенцима, Бухенвальда, братских могилах!
Память о тех, кого нет в живых должна, вновь и вновь рождать в душах: «Чтобы не было войны!!!»

Для той войны не было границ, не было и национальностей, рядом слышна была речь и по-русски, и по-украински, и по-казахски, и по-польски: «Чтобы не было войны!!!»

Память… Память… Память… Эхо войны…

ПРИЮТ
Приют, конечно, не семья,
Но ведь и в нём живут
Такие дети, как и я,
Которым дом – приют.Тут все, что нужно нам, всегда
От всей души дано:
Кровать, игрушки и еда,
И даже ласка, но…Конечно, с мамою – теплей,
И с папой не сравнить
Самых заботливых людей!
Но что судьбу винить?Ведь если разобраться, то
В приюте ли, в семье
У Бога не забыт никто
Живущий на Земле.

И что смотреть по сторонам,
Ища с тоской родных?..
Сам Бог и Божья Матерь нам
Здесь заменили их!
Евгений Санин

15 мая мы отмечаем Международный праздник – День семьи. Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

Почти каждый из нас рано или поздно вылетает из семейного гнезда и уносит в своей душе, всё, что вложено его родителями. Плохое или хорошее, но по жизни мы несем счастье или груз данного нам воспитания. Так или иначе ннаше воспитание претерпевает по жизни на себе много влияний: общества, в котором живем, среды, в которой общаемся, работаем… но есть то незыблемое, которое остается с нами на всю жизнь…

Это теплые и родные, близкие слова: МАМА и ПАПА… Их мы мы в порыве юношеского максимализма стремимся побыстрее покинуть, обрести самостоятельность, к ним же, когда бывает совсем невмоготу вспоминаем в первую очередь и прибегаем… Это наша семья. Печально, когда родителей уже нет, мы начинаем ценить то, что потеряли… и хочется нарушить тишину внутри себя, а уже не можется…

Так бывает и со всем, кто нам особенно дорог в жизни… Когда нам хорошо, чаще всего мы о них не думаем, а когда плохо, бежим скорее ставить свечку, хоршо если за здравие, а если нет…

Невольно всплывает притча о блудном сыне. Ведь зачастую взаимоотношения складываются у нас и с Господом, когда плохо, бегом, вопреки плохому самочувствию, непогоде, мы приползаем ко Господу, а когда хорошо, так и так хорошо…

Плачевно…

Поздравляем всех с этим праздником и искренне желаю, не терять по своей нерадивости своей семьи, ни внутренней, ни внешней с ней любви и согласия, единодушия!

Спаси всех, Господь!

« Русские люди уверовали в свою силу, в свое окончательное освобождение. Вот эту веру, это предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. На мой взгляд, в этом и заключается высшее предназначение художника»
Андрей Тарковский
В 1967 году состоялась ограниченная премьера фильма с одноименным названием, критика не восприняла фильм, у многих он вызвал смешанные чувства. Почти шестнадцать лет фильм «пролежал на полке» и только в 1987 году стал известен широкому зрителю.
Почему?
Это был необычный взгляд художника на историю и культуру Руси XIV-XV веков.
Исследователь творчества Тарковского Майя Туровская писала: « Это огромный кинематографический цикл о жизни и деяниях художника, которые в отличие от социальных утопий способны преобразить мир в гармонию».
Фильм создает впечатление черно – белых тонов истории, для многих зрителей он кажется жестоким: набеги, сплошные пожоги, голод, нашествие чумы. Автор обнажает действительность истории.
«Даже» (?!) Андрей Рублев, как истинно верующий человек не задумывается об откликах современников в отношении его работ, он творит не для толпы, а для Господа. Конечно, для многих это непонятно.

    Совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. На неё возлагают особые надежды по возрождению … Википедия

    Совокупность философских идей, образов, концепций, присутствующих во всем контексте отечественной культуры, начиная с ее возникновения до сего дня. Генезис отечественной культуры и возникшей в ее лоне протофилософской мысли уходит в глубины… … Философская энциклопедия

    История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… … Русская история

    - (Российская Федерация), самое большое по площади (17075,4 тыс. км2) и шестое по численности населения (146,3 млн. чел. на 1 января 1999 года) государство мира. Средняя плотность населения 8,6 чел. на 1 км2. Столица Москва. В России проживают… … Русская история

    Чу! здесь русским духом пахнет. Древний Новгород и Псков господа (а Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков). Новгород, Новгород, а постарше старого. Новгородская честь. Новгородская… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - — царь и великий князь всея Руси, старший сын великого князя Василия??? Иоанновича и второй супруги его Елены Васильевны, урожденной княжны Глинской, род. 25 августа 1530 г., вступил на великокняжеский престол 4 декабря 1533 г., венчан на… … Большая биографическая энциклопедия

Земля русская вся под Богом.
См. РУСЬ - РОДИНА

  • - название государственного образования восточных славян 9 в. на среднем Днепре, распространившееся на всю территорию Киевской Руси. В 12-13 вв. Русь - название древнерусских земель и княжеств. Возникают...

    Политология. Словарь.

  • - ежедневная политическая, общественная и литературная газета, выходящая в Москве с 18 марта 1906 г. Ред. С. К. Глинка-Янчевский; изд. А. С. Суворин...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - междометие Обозначает напутствие. Обособляется или оформляется как отдельное предложение...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - Обычно считается, что автор этих слов - новгородский князь Александр Невский. Но, судя по летописям, он этих слов никогда и нигде не произносил...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. БОГАТСТВО -...
  • - БОГ, бо́га, мн. бо́ги, -о́в, зват. бо́же,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - под Б"огом: вс"е под Б"огом х"...
  • - Р"усская земл"...

    Русский орфографический словарь

  • - с Б"...

    Русский орфографический словарь

  • - Устар. Никто не гарантирован от чего-либо опасного, непредвиденного; всё может произойти, случиться с каждым. Ну вот, Иван Иваныч, твоего отца и благодетеля не стало. Всем горе, а тебе, чай, вдвойне. Что ж? Все под Богом...
  • Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Разг. Предосуд. Уходи, не мешай. Выражение желания избавиться от кого-либо. - А Павел Кузьмин узнал, что я в тягости, насмерть перепугался… Ну, я подумала-подумала: да иди ты с Богом...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Устар. Прост. 1...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Русский Бог велик...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Устар. 1. Счастливо, в добрый час! . ФСПЯ, 41; ДП, 39; БТС, 86; Мокиенко 1986, 132. 2. Смягчённое приказание сделать что-л. Ф 1, 31...

    Большой словарь русских поговорок

  • - счастливо, прощай, прощайте, ни пуха ни пера, в добрый час, желаю...

    Словарь синонимов

"Земля русская вся под Богом." в книгах

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, ТЫ УЖЕ ЗА ХОЛМОМ

Из книги Моя карта мира автора Воронель Нина Абрамовна

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, ТЫ УЖЕ ЗА ХОЛМОМ В Екатеринбург, в девичестве Свердловск, мы прилетели на рассвете июньского дня2002 года. Летели мы из Москвы, о которой после двадцати лет разлуки ничего нового рассказать я не могу, кроме того, что там все говорят по-русски,

Откуда пошла Русская земля?

Из книги Михаил Ломоносов автора Баландин Рудольф Константинович

Откуда пошла Русская земля? Миллер вряд ли кривил душой, заявляя свой идеал историка: «Он должен казаться без отечества, без веры, без государя». Казаться - но не быть. Любые хроникеры и летописцы прямо или косвенно зависели от своих государей, окружения, верований,

«СВЕТЛО СВЕТЛАЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ»

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

«СВЕТЛО СВЕТЛАЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ» Из глубины веков в прапамяти русского человека хранилось подтверждаемое опытом истории ощущение опасности, которая грозила самому его бытию с востока, из степи. Хазары, печенеги, половцы, а потом «язык незнаемый», страшный - Золотая

«…богата талантами русская земля»

Из книги Мои Великие старики автора Медведев Феликс Николаевич

«…богата талантами русская земля» – Сергей Владимирович, вы общались и общаетесь с выдающимися личностями нашего времени. О ком бы вы хотели сейчас сказать несколько слов?– Да, было много встреч, было много и расставаний. Когда я оглядываюсь назад или же окрест себя

Красно украшенная земля русская

Из книги автора

Красно украшенная земля русская «О светло светлая и красно украшенная земля Русская!» – восклицает автор древнего памятника нашей письменности «Слова о погибели Русской земли». И далее перечисляет «многие красоты», удивляющие на Руси, – озера и реки, горы и дубравы,

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В СЕРЕДИНЕ XI ВЕКА

Из книги Русская история. 800 редчайших иллюстраций автора

РУССКАЯ ЗЕМЛЯ В СЕРЕДИНЕ XI ВЕКА Население и пределы. Описавши деятельность первых киевских князей, сведем ее результаты, бросим беглый взгляд на состояние Руси около половины XI в. Своим мечом первые киевские князья очертили довольно широкий круг земель, политическим

Русская земля в половине XV в

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Русская земля в половине XV в Весь почти север нашей равнины с северозападным ее углом к Финскому заливу составлял область вольного Новгорода Великого, к которой на юго-западе, со стороны Ливонии, примыкала маленькая область другого вольного города, Пскова. Вся Западная

КАВКАЗСКАЯ РУСЬ Где кровь русская пролилась, там и земля Русская

Из книги Русские корни. Мы держим Небо [Три бестселлера одним томом] автора Прозоров Лев Рудольфович

КАВКАЗСКАЯ РУСЬ Где кровь русская пролилась, там и земля Русская Кавказский вопрос всегда был одним из главных козырей в пропагандистском арсенале врагов России - вот уже два столетия Запад обвиняет нашу страну в «колониализме», «имперской экспансии» и «завоевании

Где ты, исконно русская земля?

Из книги Московия. Легенды и мифы. Новый взгляд на историю государства автора Бычков Алексей Александрович

Где ты, исконно русская земля? Л. В. Алексеев в книге «Полоцкая земля» (1966) пишет: «Современные данные археологии и топонимики показывают, что в эпоху раннего железа Восточную Европу населяло три крупных группы племен. Первая, ираноязычная, занимала Крымский полуостров,

Понятие «Русская земля»

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Понятие «Русская земля» Обретение Киевом в конце 30-х - начале 40-х гг. X в. политической самостоятельности немедленно отразилось на содержании термина Русская земля. Теперь наряду с узким значением племенной области среднеднепровской руси она получила более широкое

ДА УСТРОИТСЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!

Из книги 1000 лет русского предпринимательства Из истории купеческих родов автора Платонов Олег Анатольевич

ДА УСТРОИТСЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ!

Плачь, русская земля!

Из книги Литературная Газета 6305 (№ 4 2011) автора Литературная Газета

Плачь, русская земля! Первая полоса Плачь, русская земля! Они оба учились в городе на Неве. Николай Александрович – в Главном педагогическом институте Петербурга, Андрей Александрович – в Ленинградском государственном университете имени А.А. Жданова. Оба уклонялись от

Из книги Газета Завтра 209 (48 1997) автора Завтра Газета

ЗДЕСЬ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ Игорь Шафаревич, Дмитрий БалашовИгорь ШАФАРЕВИЧ: Недавно Ельцин подтвердил свою приверженность неделимости Молдавии. Почему Россия - федерация - не может ожидать того же от Молдавии? Я помню, как вместе с группой из газеты “День” с Александром

О Русская земля! Ты уже за холмом!

Из книги Литературная Газета 6438 (№ 45 2013) автора Литературная Газета

О Русская земля! Ты уже за холмом! Для успешного выполнения заданий ЕГЭ по литературе требуются навыки сопо­ставительного анализа, умения видеть связи, переклички между произведениями, созданными разными авторами и в разное время. Подобные умения и навыки необходимы и

О, русская земля!

Из книги Время горящей спички (сборник) автора Крупин Владимир Николаевич

О, русская земля! Церковь закрыли в двадцать седьмом, Школу в две тысячи пятом. Светлана Сырнева В деревне Ивановка, а таких у нас были тысячи, жили старик и старуха. Жизнь прошла долгая, много всего пережили. Муж - участник войны, боевой старшина. Вернулся - грудь в