Азербайджан нахчыван. Современное положение дел

Библейского праотца Послепотопного человечества, расположен в южной части города Нахичевань (Нахчыван), Азербайджан, на территории Кехня-гала (Старой крепости). Его построение относится примерно к VIII-ХII векам нашей эры.

К.А.Никитин в статье «Город Нахичевань и Нахичеванский уезд» так описывает находящуюся здесь могилу и мавзолей пророка Ноя: «Могила Ноя находится в южной части города Нахичевани, вблизи развалин древней крепости. Настоящий вид могилы был восстановлен в VIII столетии. В настоящем виде могила напоминает невысокую и не очень большую гробницу. Вначале здесь был храм, но впоследствии он был разрушен. Настоящая гробница состоит из остатков нижнего этажа бывшего храма. Требующий спуска вниз по ступенькам с округлым интерьером храм, в типе склепа, укрепленный каменным столпом посередине. По преданию, под этим столпом находятся мощи Ноя. В склепе нет образов и изображений украшений. Стены склепа побелены и заполнены именами на разных языках побывавших тут паломников и путешественников».

В.В.Сысоев в своем произведении, сообщая о гробнице Ноя, отмечает, что 2,5-ой метровые стороны склепа в форме восьмиугольной призмы. Основоположник азербайджанского реалистического художественного искусства Бехруз Кенгерли (1892-1922) в начале ХХ в. нарисовал масляной краской с натуры гробницу Ноя. На картине вместе с гробницей изображена и территория, на которой она находилась.

В Нахчыване бытуют много легенд, связанных в могилой Ноя. По преданию во время мирового потопа ковчег пророка Ноя коснулся на территории Нахчывана горы Иландаг (Змеиная гора) и бросил якорь вблизи подножия вершины Гапыджик.

Название горы Гямигая (Корабль-скала), существование вблизи эйлага Наби йурду(Приют Наби) и древнего поселения Нухдабан (Пята Ноя) дают основание предполагать о соответствии предания реальной жизни. В преданиях о пророке Ное нашли отражения сведения, касающиеся нахождения в городе Нахчыване не только его могилы, но и могилы его сестры. О нахождении в городе Нахчыване гробницы Ноя дали сведения И.Шопен, Дюбуа де Монпере, К.А.Никитин, В.В.Сысоев и другие исследователи.

Живший и занимающийся педагогической деятельностью в 80-е гг. ХIХ в. в городе Нахчыване русский просветитель К.А.Никитин с помощью местных жителей собрал и записал предания, связанные с пророком Ноем и этим древним краем, и выявил место его могилы.


Русские дореволюционные открытки с изображением гробницы Ноя.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, некоторые персидские и армянские историки относят основание гробницы к 1539 году до н. э. В настоящем виде мавзолей восстановлен по решению местных властей от 2006 года. Гробница состоит из остатков нижнего этажа бывшего храма. В склеп спускаются по лестнице. Посреди склепа стоит каменный столп. По преданию, под этим столпом находятся мощи Ноя. В Национальном Музее искусств Азербайджана сохранилась картина Бехруза Кенгерли, изображающая состояние могилы Ноя, в котором она находилась 100 лет назад.

Между прочим, само основание города Нахичевань также приписывается праотцу Ною. И даже в Энциклопеди Британика годом основания Нахичеваня указан 1500 год до н. э. Таким образом это один из древнейших городов на Земле и, если следовать Библейской хронологии истории, является первым городом, основанным людьми после Всемирного Потопа.

С этим городом связана одна из легенд о происхождении самоназвания чеченцев - нохчи. Согласно этой легенде, возникшей несомненно после принятия вайнахами ислама, их первопредок, потомок исламского пророка Мухаммеда, из Сирии (Шама) переселился в Нахичевань, где был правителем какое-то время, а потом ушёл на север, поселившись со своим семейством на территории нынешней Чечни. Такая легенда, насколько мне известно, существовала в 19 веке в тейпе Беной (к которому кстати принадлежал чеченский народный герой Байсангур Бенойский и принадлежит нынешний чеченский Хан Рамзан Кадыров).


Изображение Нахичеванского мавзолея на почтовой марке Азербайджана.

Замечу, предание о местонахождении могилы Ноя в Нахичевани бытует преимущественно среди армян и азербайджанцев. В других странах также показывают места погребения прародителя Ноя (Нуха) - например, в Ираке в священном шиитском городе

Нахичевань (Нахджаван у древних армян, Наксуана у классических писателей) - уездный город Эриванской губернии, на высоте около 3000 футов над уровнем моря, на предгорьях Карабахских возвышенностей, в 1 версте от правого берега реки Н.-чай и в 8 верстах от левого берега реки Аракс. По преданию, основан Ноем, гробница которого показывается местными армянами. Некоторые персидские и армянские историки относят основание его к 1539 г. до Р. Х. По распоряжению армянского царя Тиграна I (565-520 до Р. Х.) Н. была заселена пленными мидянами; в IV в. после Р. Х. город был разрушен персами, в 1064 г. им овладел сельджукский султан Альп-Арслан, в XIII в. Н. была разграблена Чингисханом и затем много раз подвергалась разорению персами и турками. В 1828 г., по туркмен-чайскому договору, Н. уступлена Персией России.

К 1896 г. в Н. было 7433 жителя (3988 мужчин и 3445 женщин): армян 2376, адербейджанских татар 4512, русских 52 человека. 1 православная церковь, 3 армяно-григорианских, мечетей, 1 мужское городское училище, 1 мусульманское городское училище, 2 армяно-григорианские церковно-приходские училища; на народное образование расходуется до 9876 руб. в год. Климат нездоровый (лихорадка). Жители занимаются садоводством и частью ремеслами. Достопримечательности Н. - развалины крепости, мечеть из тесаного камня, с барельефными украшениями, и Атабегова башня в 13 саженей высоты, в виде 10-гранной призмы, украшенная изразцами и покрытая барельефными куфическими надписями. Постройка башни относится к XIV в.

Нахичеванский уезд, Эриванской губернии - занимает юго-восточную часть последней и граничит на севере с Елисаветпольской губернией; южную границу Н. уезда, за исключением лишь небольшого участка, составляет река Аракс, отделяющая Эриванскую губернию от Персии. Н. уезд занимает 3858,8 кв. верст (по Стрельбицкому), с населением, к 1 января 1896 г., в 86878 душ обоего пола (48635 мужчин и 38243 женщины). В отношении рельефа, Н. уезд, занимая часть малого Кавказа, наиболее выдвинутою к югу и расположенную между озером Гокча и Араксом, представляет горную страну, высота коей постепенно понижается с севера на юг; только по левому берегу Аракса, почти на всем протяжении уезда, тянется более низменная и ровная полоса, имеющая в ширину от 8 до 20 верст и в длину до 50 верст. Наиболее высокие горы сосредоточены на востоке уезда, на границе с Елисаветпольской губернией, где проходит Карабахский хребет (Камбиль - 11188 футов, Дамара-даг - 11090 футов, Капуджих - 12855 футов), своими отрогами и разветвлениями наполняющий всю восточную часть уезда. Северо-западный угол Н. уезда наполнен возвышенностями Даралагеза (Кюки-даг - 10282 фута). Н. уезд расположен всецело в бассейне реки Аракса и левых его притоков. Аракс, огибающий с юга весь уезд на протяжении около 153 верст, течет весьма быстро (от 11/2 до 151/2 футов падения на 1 версту) и не имеет сколько-нибудь заметного значения для края; левые притоки его (Нахичеван-чай, Алинджа-чай, Гилян-чай и проч.), из коих самый значительный Нахичеван-чай, не более 60-70 верст в длину, летом почти пересыхают, но имеют для более низменных и жарких частей уезда весьма важное значение, ибо из них выведены каналы для орошения полей. В общем Н. уезд очень беден водой и обширные площади плодородной земли остаются невозделанными. Климат уезда. Горная часть Н. уезда отличается умеренным и здоровым климатом; равнинные местности, наоборот, характеризуются нездоровым (лихорадки), жарким и сухим в течение лета климатом. Часть населения уходит на лето в горы. Леса составляют не более 3,9% всей площади уезда и расположены исключительно в горных его местностях.

Население, сосредоточенное лишь в немногих местностях, занимающих не более 10% всей площади уезда, по народностям распределяется так: русские - 0,22%, курды - 0,56%, армяне - 42,21%, адербейджанские татары - 56,95%, грузины и цыгане 0,06%. 42,2% населения - армяно-григориане, 57% - мусульмане-шииты. Главное занятие - земледелие; под посевами до 36509 десятин (около 8,8% всей площади). В нагорной части уезда важное значение имеет культура пшеницы и ячменя, в низменной - хлопок, люцерна, отчасти рис, клещевина, кунжут, бахчи и проч. В 1894 г. под хлопчатником насчитывалось 1500 десятин. Садоводство местами (Ордубатский участок) развито весьма значительно; под плодовыми садами и виноградниками свыше 1250 десятин. Разводится множество (до 60) сортов винограда, абрикосы, персики, нектарины, сливы, яблоки, груши, грецкий орех и проч.; часть плодов в сушеном виде вывозится за пределы уезда. Виноделие развито слабо. Довольно значительно огородничество, в особенности бахчеводство. Растущие в изобилии каперсы заготовляются впрок. Скотоводство особого значения не имеет; в 1891 г. было лошадей 1050, ослов 4730, мулов 150, крупного рогатого скота 7550 голов, буйволов 3600, овец 46800, коз 17400, верблюдов 65. Фабрично-заводской промышленности почти не существует, кустарная состоит в выделке войлоков, ковров, грубых шерстяных тканей и т. п. Соль, гипс, железные, свинцовые, медные, серебряные руды, квасцы, мышьяк, мрамор; из них в значительных размерах разрабатывается лишь поваренная соль, в нахичеванском месторождении, в 12 верстах к северо-западу от Н. (ежегодно около 250 тыс. пудов соли). Условия выработки соли очень тяжелы; рабочие помещаются в землянках, вода привозится из города. Нахичеванские соляные копи разрабатывались еще в период каменного века, о чем свидетельствуют каменные орудия, находимые в старых выработках. В городе Ордубате (см.) 1-классное городское училище, в уезде - 3 нормальных 2-классных училища, 3 начальных сельских и 19 армяно-григорианских церковно-приходских школ. На народное образование расходуется в год до 211/2 тыс. руб. 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей. Литературу - см. Эриванская губерния и Кавказ.

По конституции Нахичеванская автономная республика считается самостоятельным государством в составе Азербайджана, от основной территории которого она отделена оккупированной территорией и

Древняя история региона

Люди проживают на территории Закавказья с давних времен, а значит, Нахичевань имеет богатую историю. Первые упоминания об этом регионе появляются у Птолемея в рассказе о городе Наксуана, известном сегодня под именем Нахичевань и являющемся столицей автономной республики.

На протяжении многих поколений жизнь региона неразрывно была связана с библейской историей о Ное и его ковчеге.

Немецкая филологическая традиция возводит название города к древнеармянскому префиксу "нах" и слову "иджеван", что переводится как "место высадки". На протяжении многих столетий местные жители демонстрировали путешественникам остатки Ноева ковчега. И хотя существование ковчега не находит материальных подтверждений, древность города считается доказанной. По археологическим данным и на основании филологических источников можно полагать, что история города Нахичевань насчитывает порядка трех с половиной тысячелетий.

Территория, на которой находится Нахичеванская автономная республика, находилась под властью многих государств, среди которых были Урарту, Империя Александра Великого и держава Ахеменидов. Также на этой территории существовали несколько армянских государств, таких как страна Тиграна Великого и Анийское царство. Даже монголы дошли до этих мест и оставили после себя невероятные разрушения, задокументированные европейцами, среди которых был папский посол Рубрук - монах-францисканец, который по настоянию короля Людовика lX посещал монгольскую империю.

Азербайджан: Нахичеванская автономная республика

Когда Нахичевань и окрестные земли перешли под контроль Российской империи, в регион началась активная миграция армянских семей, которые, как им казалось, возвращались на свою историческую родину после их насильного переселения в центральную часть Персии по инициативе шаха Аббаса l, завоевавшего страну в XVll веке.

Впервые о нарастающей напряженности стало известно со слов Грибоедова, который посещал Нахичевань по дороге в Персию. С тех пор Нахичеванская автономная которой сегодня состоит из азербайджанцев, пережила много сложных лет конфликтов на религиозной и этнической почве.

Современное положение дел

Нахичеванская автономная республика, национальный состав которой изменялся на протяжении нескольких столетий, пришла к концу двадцатого века с неутешительными результатами. Этническое разнообразие всегда было отличительной чертой этих краев, но в результате многочисленных конфликтов, потрясших регион с распадом Советского Союза, состав населения изменился до неузнаваемости и представители почти всех проживавших в республике национальностей покинули ее. К 2009 году более 99% населения составляли азербайджанцы и 0,3% курды, традиционно проживавшие в Закавказье.

Азербайджанские власти всячески стараются стереть память об армянском присутствии в этой республике, не останавливаясь даже перед физическим уничтожением архитектурных памятников армянской культуры. Одним из самых ярких примеров считается уничтожение армянского кладбища в Джульфе, которое было разрушено, несмотря на протесты со стороны мирового сообщества и ЮНЕСКО.

Административное деление и самоуправление

Нахичеванская автономная республика входит в состав Азербайджана на правах самоуправляемой территории, статус которой определяется конституцией Республики Азербайджан.

С точки зрения администрирования, автономная республика состоит из семи районов и одного города - столицы Нахчывань. Кроме исторических, автономия республики находит основания еще и в географической изоляции.

Нагорно-Карабахский конфликт

Нахичеванская автономная республика стала ареной борьбы между Азербайджаном и Арменией в 1992 году, когда обстреляли азербайджанских военных. Ситуация тогда была настолько острой, что Турции пришлось открыть артиллерийский огонь по армянским войскам, чтобы предотвратить захват Нахичевани армянской армией, в то же время Иран начал у границы с Нахичеванской республикой, чтобы предупредить Армению о нежелательности нового наступления.

От большой войны регион удержали российские миротворцы и желание Гейдара Алиева укрепить свою политическую власть через заключение мира с Арменией.

Экономические проблемы и перспективы развития

Из-за многочисленных этнических конфликтов закавказский регион представляет собой практически непроходимую насквозь территорию, разделенную закрытыми границами. Такое положение дел не может не сказываться и на экономической жизни стран. Нахичеванская республика переживает затянувшийся экономический кризис, вызванный энергетической и экономической блокадой со стороны Армении, которую, в свою очередь, блокируют Турция и Азербайджан.

Ситуация однако, смягчается тем, что Иран, который по праву считается одним из самых могущественных государств региона, занимает в многочисленных спорах нейтральную позицию. Это позволяет ему оказывать экономическую и гуманитарную помощь как Армении, так и Нахичеванской республике.

Нахичеванская автономная республика сумела сохранить свою автономию благодаря активной челночной торговле с соседней Турцией.

Общая информация

История древнего города, расположенного на одном из важнейших перекрестков торговых путей из Европы в Индию и Китай, очень богата. В свое время Нахичевань была столицей географически независимого государства. Сегодня же она зависит от политических настроений Баку.

По сути дела, Нахичевань – второй по величине город Азербайджана, однако колоссальные усилия, с которыми он поддерживает свой статус, незаметны. В глаза бросаются пыль, безработица, искалеченная промышленность, неразвитая инфраструктура, здесь нередки вспышки межнациональной розни.

А ведь город мог бы стать прекрасным, как прежде. Он расположен у подножия Занзегурской цепи Малого Кавказского хребта, возле реки, и древнее сердце города с узкими улицами хранит множество исторических памятников. Еще Птолемей писал о шумном очаровании роскошных садов и процветании города во II в. до н.э. Согласно легенде, именно здесь причалил ковчег ветхо-заветного Ноя. В XII-XIV вв. в Нахичевани сложилась местная архитектурная школа, сыгравшая важную роль в развитии азербайджанского зодчества. В городе сохранились крепость (X-XIV вв.), мечети и мавзолеи. Однако сегодня безликие кварталы советских и современных построек зачастую заслоняют многие из уникальных достопримечательностей.

Туристам предоставляется выбор: осмотреть множество интересных мест в самом городе или совершить поездку по его живописным окрестностям.

Когда приезжать

Избегайте крайностей: зимой бывает -30 °С, а летом +42 °С.

Не пропустите

  • Бирюзовый десятигранный мавзолей Момине-хатун XII в.
  • Потрясающее разнообразие красок в Государственном музее ковров, расположенном во дворце правивших здесь ханов.
  • Восьмиугольная гробница Юсуфа ибн Кусейира XII в. Шахматы - эта игра поможет ощутить всеобщее гостеприимство.

Следует знать

Городская больница славится успешным лечением легочных заболеваний, во время которого пациентов оставляют ночевать в местной соляной шахте.

Птолемея под названием «Наксуана» (др.-греч. Ναξουὰνα , лат. Naxuana ). Армянский историк Моисей Хоренский называл его «Иджеваном» .

Согласно толкованию иудейского историка Иосифа Флавия (I век), армянский топоним Нахджаван (Нахиджеван) означает «место первой высадки» (Ноева ковчега). Он писал, что город Нахиджеван был построен у подножия горы, к вершине которой во время библейского Всемирного потопа пристал Ноев ковчег .

История [ | ]

В составе Великой Армении [ | ]

С начала II в. до н. э. по 428 г. н. э. Нахджаван (Нахчуан) представлял собой один из гаваров наханга (провинции) Васпуракан - 8-й провинции Великой Армении .

Согласно армянскому историку Фавстосу Бузанду , в области Нахджаван царь Великой Армении Тигран Великий поселил евреев, которых он вывел из Палестины . Во время персидского нашествия на Армению в 369 году персы вывели из Нахджавана „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“ .

Средние века [ | ]

С 428 года, после ликвидации Армянского царства, территория Нахджавана входила в состав Армянского марзпанства Сасанидского Ирана , с 623 года - Византии , а в середине VII века всё Закавказье, в том числе Нахджаван, попало под власть Арабского халифата и было объединено в составе единого Армянского эмирата .

Роберт Хьюсен. Сюник и соседние территории в VII-XI вв.

В 705 году арабы заживо сожгли в церквях Нахджавана 800 представителей армянской знати, приглашённых ими якобы для заключения договора .

В IX веке население этой области было связано с движением Бабека , хотя большой роли в нём не играло .

В конце IX века Нахджаван был отвоёван у арабов вторым царем Армянского царства - Смбатом I Багратуни , который в 891-892 году отдал его на правах условного владения князю Сюника . В 902 году Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году - вновь владетелю Сюника Смбату . После этого Нахджаван оставался в составе Сюника, который со временем стал фактически независимым от Ани.

Позднее за контроль над этой территорией боролись курдская династия Шеддадидов , иранская династия Саларидов и Раввадиды .

В 1064 году Нахджаван (Нахичеван) был завоёван сельджукским султаном Алп-Арсланом . В XII столетии Нахичеван был одной из столиц государства Ильдегизидов .

С начала XIII века в Нахичеване правили армянские князья из родов Орбелянов и Прошьянов, которые, как видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили своё значение и после тюркского завоевания .

В XIII-XIV вв. Нахичеван подвергся нашествиям монголов и Тамерлана . Гийом де Рубрук , посетивший город после монгольского нашествия, пишет, что он «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленькие, а остальные разрушили сарацины » .

В XV в. Нахичеван входил в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу , в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов . Примерно в 1500 году в Персидской Армении к северу от реки Аракс поселяется тюркское кочевое племя кангарлу (кенгерли), насчитывавшее 4-5 тыс. человек .

Оттеснение армянского населения тюрками [ | ]

Уже в сельджукскую эпоху на всём Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура . В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века принявший ислам Газан-хан подвергает гонениям армянское население, особенно в Нахичеване и соседних областях . Процесс изгнания армян из Нахичевана усилился с конца XVI - начала XVII вв., в период османо-персидских войн, когда значительное большинство армянского населения Нахичеванской области либо погибло, либо было угнано в Персию . Аракел Даврижеци, современник „Великого сургуна “ ), организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, писал : „…он превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению. Ибо при переселении он изгнал в Персию [жителей] не одного или двух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, вплоть до берегов Гегамских…“ . Одновременно, в XVI-XVII веках, Закавказье не только стихийно, но и целенаправленно заселялось курдами и туркменскими кочевыми племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору .

Число армян, переселённых в тот период из одной лишь Джульфы , составило до 20 тыс. человек . Аббас был настолько непреклонен в своей решимости оставить Джульфу безлюдной, что на следующий год послал армию, чтобы изгнать около тысячи вернувшихся жителей города, а в 1616/17 годах вновь изгнал около тысячи семей из разрушенного города и окрестностей .

Тем не менее турецкий путешественник Эвлия Челеби , посетивший Нахичеванский край в 1648 году , называл Нахичеван «гордостью среди городов иранской земли» и писал, что «город украшают 10 000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 бань, около 1 000 лавок» .

XVIII-XIX века [ | ]

В 1720-х гг. некоторые территории (район Ордубад -Агулис) Нахичеванского края были заняты Давид Беком и Мхитаром Спарапетом - предводителями армянского национально-освободительного движения в Сюнике (Зангезуре).

В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода кенгерли провозгласил Нахичеванское ханство , которое находилось в формальной зависимости от Ирана.

В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичеванское ханство, признав его «в совершенной власти» Персии , однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичеван был занят войсками генерала Паскевича , встреченными населением с полной покорностью , и на основании подписанного в 1828 году Туркманчайского договора Нахичеванское и Эриванское ханства были переданы шахом «в совершенную собственность» России .

Ханы Нахичеванские остались фактическими правителями Нахичеванского края. Келбали Хан Нахичеванский был в своё время ослеплён Ага-Мохаммед ханом Каджаром , что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров, в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему был пожалован чин полковника русской службы, и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек - наибом Ордубадского округа .

В составе России [ | ]

Армянская область

В 1829-1832 годах численность местного населения присоединённых территорий составляла :

После Октябрьской революции [ | ]

4 июня 1918 года Турция подписала с Арменией Договор о мире и дружбе . Турция признала независимость Армении в пределах той территории, которую к этому времени контролировало её правительство, - она ограничивалась Эриванским и Эчмиадзинским уездами . Среди прочих территорий к Турции отошёл Нахичеванский уезд .

Примечания [ | ]

  1. Flavius Josephus, William Whiston, Paul L. Maier. The new complete works of Josephus. - Revised and expanded edition. - Kregel Academic, 1999. - P. 56. - 1143 p. - ISBN 0825429242 , ISBN 9780825429248 .

    It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan…

  2. Josephus, Antiquities of the Jews, Chapter 3, прим. 6:"This Αποβατηριον , or Place of Descent, is the proper rendering of the Armenian name of this very city. It is called in Ptolemy Naxuana, and by Moses Chorenensis, the Armenian historian, Idsheuan; but at the place itself Nachidsheuan, which signifies The first place of descent, and is a lasting monument of the preservation of Noah in the ark, upon the top of that mountain, at whose foot it was built, as the first city or town after the flood. «
  3. Иосиф Флавий, „Иудейские древности“, кн. I , гл. I
  4. Фасмер Макс . Этимологический словарь русского языка. - С-П. „Терра“, 1996. - Т.3, Стр. 50
  5. B. Crouse. Noah"s Ark: Its Final Berth // Archaeology and Biblical Research. - Summer, 1992. - Т. 5 , № 3 . Архивировано 12 марта 2008 года.

    According to the Armenian language scholar, Heinrich Hubschmann, the city of Nakhichavan, which does mean „Place of First Descent“ in Armenian, was not known by that name in antiquity. Rather, he says the present-day name evolved to „Nakhichavan“ from „Naxcavan“. The prefix „Naxc“ was a name and „avan“ is Armenian for „town“» // See the work of Heinrich Hubschmann in "Armeniaca, « Strassburger Festschrift zur XLVI Versammlung Deutscher Philologen und Schulmanner (Strassburg: Verlag von Karl Tauberner, 1901), Section V. cited in Lloyd R. Bailey, Noah (Columbia, SC: University of South Carolina Press, 1989) p. 190ff.

  6. Поспелов Е. М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Свыше 5 000 единиц / Отв. ред. Р. А. Агеева. - М. : «Русские словари», 1998. - С. 160. - 372 с. - ISBN 5-89216-029-7 .
  7. «Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова . - СПб. , 1877.
  8. Анания Ширакаци. Армянская география : „8. Васпуракан … имеет 36 областей: 1. Рештуник, 2. Тосб, 3. Будуник, 4. Арчишаковит, 5. Аговит, 6. Кугановит, 7. Арберани, 8. Дарни, 9. Бужуник, 10. Арнойотн, 11. Андзевацик, 12. Атрпатуник, 13. Еритуник, 14. Мардастан , 15. Артаз, 16. Аке, 17. Великий Албак, 18. Андзахадзор, 19. Торнаван, 20. Чуашрот, 21. Крчуник, 22. Мецнуник, 23. Палуник, 24. Гукан, 25. Агуандрот, 26. Патспаруник, 27. Арташезьян, 28. Артаваньян, 29. Бакан, 30. Гапитьян, 31. Газрикан, 32. Танкриан, 33. Варажнуник, 34. обильный вином Гохтн , 35. Нахчуан с городом того же имени , и 36. Маранд.
  9. Фавстос Бузанд. История, IV, LV : „Все это множество евреев, которое увели в плен из армянской страны, великий армянский царь Тигран привел из Палестинской страны в древние времена, когда он взял в плен и привел в Армению первосвященника евреев Гиркана. Великий царь Тигран всех этих евреев в своё время поселил в городах Армении. А в это время (персы) разрушили эти города, пленили их жителей, с ними вместе всю армянскую страну и гавары. Из всех этих гаваров, краев, ущелий и стран, вывели они пленных, пригнали всех в город Нахчаван, который был средоточием их войск. Этот город они тоже взяли и разрушили, и оттуда вывели две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев и увели вместе с другими пленными.
  10. Encyclopaedia of Islam. - Leiden: BRILL, 1986. - Т. 1. - С. 642-643. :

    In Arab mediaeval times the most important towns of Armenia proper were: Dabil (Dwin) which was the residence of the centre of the Armenians, Nakhdawan (Nashawa) which, like Erivan, has played a pre-eminent role in Armenian history, and Alexandropol (the ancient Gumri), an important frontier fortress until 1878 and thereafter a town given over to the silk industry; in the government of Elizavetpol, Elizavetpol (the ancient Gandja), Shusha situated in the region of Kara-Bagh and formerly the capital of a separate khanate, and the frontier town of Ordubadh (Urdabadh) on the Araxes

  11. Всемирная история. М., 1956, т. 3, стр. 137
  12. М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  13. Мовсес Каганкатваци , История страны Алуанк , гл. XVI"Оттуда он, пройдя по Армении, разгромил ромейские и армянские войска. А тех, кого не смог изловить, заманил в ловушку великими клятвами, коварством и обманом собрал у себя всех главных армянских [нахараров] - восемьсот мужей, угнал их в город Нахчаван, запер их в церкви и сжег живьем. Четыреста других мужей [из армянских нахараров] он сжег в Храме, а остальных предал мечу. "
  14. Lynn Jones. Between Islam and Byzantium: Aght"amar and the visual construction of medieval Armenian rulership. - Ashgate Publishing, 2007. - P. 65. - 144 p. - ISBN 0754638529 , ISBN 9780754638520 . :

    The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik" loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik".

  15. Ованес Драсханакертци. История Армении. Гл. 43 и прим.
  16. Naḵjavān - статья из Encyclopædia Iranica . C. Edmund Bosworth:

    Meskawayh (II, pp 148-49, tr. V, p. 157) records how a former commander of the Sajids, Daysam b. Ebrāhim, backed by a largely Kurdish body of troops, contended for supremacy in Azerbaijan during the years 327-45/938-57 and from a base at Ardabil expanded into Armenia and captured Naḵjavān and Dvin or Dābel. Subsequently, control of Naḵjavān was contested by the Shaddadids, who were apparently of Kurdish stock and whose main branch became based on Ganja and Dvin, by the Mosaferids, and by the Rawwadids, who were probably Kurdicized Arabs.

  17. Naḵjavān - статья из Encyclopædia Iranica . C. Edmund Bosworth:

    The Saljuqs appeared in northwestern Iran and then Arrān, first in the time of Ṭoḡrel Beg and then in greater strength under Alp Arslān, who began the systematic conquest of Armenia, but it was under the Ildegizid Atabegs of northwestern Iran (see ATĀBAKĀN-e ĀḎARBĀYJĀN) that Naḵjavān especially flourished in the later 6th/12th century.

  18. Encyclopaedia Iranica. K. A. Luther. Atabakan-e Adarbayjan
  19. Steven Runciman . The Emperor Romanus Lecapenus and his reign: a study of tenth-century Byzantium. - Cambridge University Press, 1988. - С. 160-161. :

    There were main branches of the family; of the elder the head at the time of Sembat’s martyrdom was the Grand Ischkan Sembat whose possessions lay on the west of Siounia, including Vaiotzor and Sisagan (which he apparently acquired from his cousins of the younger branch) and extending down to Nakhidchevan.

  20. Нахичеван
  21. Гийом де Рубрук. Путешествие в восточные страны , гл. 51
  22. Kangarlu - статья из Encyclopædia Iranica . P. Oberling:

    Many Kangarlu settled north of the river Aras, probably in around 1500, when the Ostājlu moved into Azerbaijan. At the beginning of the 19th century, J. M. Jouannin described these Kangarlu as «a small tribe established in Persian Armenia, on the shores of the Aras, and numbering up to four or five thousand individuals» (Dupré, II, p. 459).

  23. История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века. М., „Восточная литература“, 2002. ISBN 5-02-017711-3 : „В описаниях современников сельджукское нашествие предстаёт как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским.
  24. Armenia and Iran - статья из Encyclopædia Iranica . G. Bournoutian:

    Northern Armenia and eastern Georgia were ruined and plundered, and when Ḡāzān Khan accepted Islam (1295), strong persecutions were initiated against the Armenians, carried out pointedly in Naḵǰavān and nearby areas .