Борьба за северный полюс. Территориальные претензии Японии – географические изыскания

@ Анатолий Кошкин
Среди комментариев на одну из моих статей прочитал мнение девушки-студентки: «Конечно, Курилы отдавать не надо. Думаю, они и нам пригодятся. Но, раз японцы так упорно требуют острова, у них, наверное, есть для этого какие-то основания. Они, говорят, ссылаются на то, что у Москвы, дескать, нет юридических прав для владения островами». Полагаю, разъяснение этого вопроса теперь, когда японская сторона вновь муссирует так называемый «территориальный вопрос», особенно кстати.

О том, как принадлежавшие с 1786 года Российской Империи Курильские острова переходили из рук в руки, читатель может узнать из соответствующей исторической литературы. Поэтому начнем с 1945 года.

В 8-ом пункте Потсдамской декларации союзных держав об условиях безоговорочной капитуляции милитаристской Японии записано: «Условия Каирской декларации должны быть выполнены, японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и менее крупными островами, которые мы укажем».

В период острой дискуссии внутри высшего руководства милитаристской Японии о выработке отношения к Потсдамской декларации, а именно, споров, капитулировать на ее основании или нет, этот пункт практически не обсуждался. Не желавшую сложить оружие японскую «партию войны» беспокоила не территория побежденной страны, а собственная судьба. Генералитет соглашался капитулировать лишь при условии сохранения существующего государственного строя, наказания военных преступников самими японцами, самостоятельном разоружении и недопущения оккупации Японии союзниками.

Что касается территориальных владений, то они рассматривались как предмет торга при попытках выйти из войны, избежав капитуляции. Чем-то пожертвовать, что-то выторговать. При этом особую роль в дипломатических маневрах принадлежала отторгнутым Японией от России Южному Сахалину и Курильским островам. Эти земли предполагалось уступить СССР в обмен на его отказ вступить в войну против Японии на стороне США и Великобритании. Более того, летом 1945 года до советского руководства доводилась информация о возможности «добровольной» передачи Советскому Союзу одного из основных островов Японского архипелага - Хоккайдо, на который в отличие от Южного Сахалина и Курил Москва никогда не претендовала. Это допускалось в расчете на то, что советский руководитель Иосиф Сталин вместо объявления войны выступит посредником между воюющими сторонами на переговорах о перемирии на выгодных Японии условиях.

Однако история распорядилась по-иному. В результате вступления СССР в войну и атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки для японской верхушки не осталось иного выхода, кроме безоговорочной капитуляции с принятием всех пунктов Потсдамской декларации, которые японское правительство обязалось неукоснительно соблюдать.

В 6-м пункте Акта о капитуляции Японии от 2 сентября 1945 года записано: «Настоящим мы даем обязательство, что японское правительство и его приемники будут честно выполнять условия Потсдамской декларации, отдавать те распоряжения и предпринимать те действия, которые в целях осуществления этой декларации потребует верховный командующий союзных держав или любой другой назначенный союзными державами представитель». Приняв условия Потсдамской декларации, японское правительство согласилось и с указанным в ней пунктом о будущих границах своей страны.

В утвержденном президентом США Гарри Трумэном «Общем приказе №1» командования союзных войск о капитуляции японских вооруженных сил определялось: «Включить все (подчеркнуто автором) Курильские острова в район, который должен капитулировать перед Главнокомандующим советскими вооруженными силами на Дальнем Востоке». Выполняя это положение приказа, советские войска заняли острова Курильской гряды вплоть до Хоккайдо. В связи с этим трудно согласиться с утверждением японского правительства о том, что советское командование якобы намеревалось занять Курильские острова только до острова Уруп, а острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи оккупировали лишь, «узнав об отсутствии (на них) американских войск». Изобретенная же после войны географическая новация о «не вхождении» указанных четырех островов в состав Курильской гряды (японское название - Тисима рэтто) опровергается японскими документами и картами довоенного и военного периодов.

Принципиальное значение имеет директива командующего оккупационными войсками в Японии генерала Дугласа Макартура № 677/1 от 29 января 1946 года, в которой во исполнение 8-го пункта Потсдамской декларации союзным командованием определялись острова, изымавшиеся из-под японского суверенитета. Наряду с другими территориями Япония лишалась всех островов к северу от Хоккайдо. В директиве четко указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются острова Тисима (Курильские), а также группа островов Хабомаи (Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу, Тараку) и остров Шикотан. Японское правительство не возражало, ибо это соответствовало условиям капитуляции.

Вслед за изданием директивы во исполнение Ялтинского соглашения о возвращении Южного Сахалина и передаче СССР Курильских островов 2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область с включением её в состав Хабаровского края РСФСР.

Согласие правительства Японии с решением союзных держав о выводе всех Курильских островов из состава японского государства содержится в тексте Сан-Францисского мирного договора 1951 года. Пункт с) статьи 2-й договора гласит: «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года».

Тогда японское правительство исходило из того, что Курилы (острова Тисима) перестали быть японской территорией. Это со всей определенностью проявилось при ратификации Сан-Францисского мирного договора в парламенте Японии. Заведующий договорным департаментом МИД Японии Кумао Нисимура 6 октября 1951 года сделал в палате представителей следующее заявление: «Поскольку Японии пришлось отказаться от суверенитета на острова Тисима, она утратила право голоса на окончательное решение вопроса об их принадлежности. Так как Япония по мирному договору согласилась отказаться от суверенитета над этими территориями, данный вопрос, в той мере, в какой он имеет к ней отношение, является разрешенным». Известно и заявление Нисимура в парламенте от 19 октября 1951 года о том, что «территориальные пределы архипелага Тисима, о котором говорится в договоре, включают в себя как Северные Тисима, так и Южные Тисима». Таким образом, при ратификации Сан-Францисского мирного договора высший законодательный орган японского государства констатировал факт отказа Японии от всех островов Курильской гряды.

После ратификации Сан-Францисского договора в политическом мире Японии существовал консенсус по поводу того, что в ходе мирного урегулирования с СССР территориальные претензии следует ограничить лишь близкими к Хоккайдо островами, а именно добиваться возвращения только Малой Курильской гряды Хабомаи и острова Шикотан. Это было зафиксировано в принятой единогласно парламентской резолюции всех политических партий Японии от 31 июля 1952 года. Тем самым фактически признавалась принадлежность СССР остальных Курильских островов, включая Кунашир и Итуруп.

Хотя на японо-советских переговорах об окончании состояния войны и заключении мирного договора японская делегация первоначально выдвинула претензии на все Курильские острова и южную половину Сахалина, в действительности ставилась задача вернуть в состав Японии только острова Хабомаи и Шикотан. Полномочный представитель правительства Японии на советско-японских переговорах 1955−1956 гг. Сюнъити Мацумото признал, что, когда он впервые услышал предложение советской стороны о готовности передать Японии после заключения мирного договора острова Хабомаи и Шикотан, то «сначала не поверил своим ушам», а «в душе очень обрадовался». После такой серьезной уступки сам Мацумото был уверен в окончании переговоров и скорейшем подписании мирного договора. Однако американцы грубо заблокировали такую возможность.

В последнее время в японских СМИ и научных исследованиях стал признаваться факт произвольного требования «возвращения северных территорий» - островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряды Хабомаи под давлением незаинтересованных в советско-японской нормализации США и антисоветски настроенной части японского истеблишмента. Они-то и придумали в марте 1956 года ранее не существовавший пропагандистский лозунг «борьбы за северные территории». Сделано это для того, чтобы избежать в лозунгах название Тисима (Курильские острова), от которых, как указано выше, Япония официально отказалась. Кстати, важно сознавать, что кроме требования четырех южных островов Курильской гряды, в Японии существует и расширительное толкование придуманного понятия «северные территории», а именно включение в него всей Курильской гряды, вплоть до Камчатки, а также Карафуто, то есть Сахалин.

Юридическая база двусторонних отношений была создана подписанием 19 октября 1956 года, а затем ратификацией Совместной декларация СССР и Японии, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические и консульские отношения между двумя странами. В качестве жеста доброй воли тогдашнее советское правительство согласилось внести в текст декларации следующее положение: «…Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». Подписав и ратифицировав этот документ, японское правительство юридически признало принадлежность Южного Сахалина и всех Курильских островов Советскому Союзу, ибо последний мог «передать» другому государству лишь свою территорию.

Как неоднократно указывали представители МИД РФ, занятая японским правительством позиция свидетельствует о его открытом непризнании итогов Второй мировой войны и требовании их пересмотра.

Отметим, что притязания японского правительства на территории, владение которыми закреплено в Конституции Российской Федерации, подпадают под понятие «реваншизм». Как известно, в политическом лексиконе реваншизм (фр. revanchisme, от revanche - «отмщение») означает «стремление к пересмотру результатов поражений в прошлом, к возвращению потерянных в войне территорий». Попытки обвинения Российской Федерации в якобы «незаконной оккупации и удержании Курильских островов», на наш взгляд, создают ситуацию, когда российское правительство в случае продолжения подобных утверждений на официальном уровне вправе поставить данный вопрос перед международной общественностью в ООН, а также обратиться с иском в Международный суд в Гааге.

Напомним, что Япония имеет «территориальные проблемы» со всеми соседними государствами. Так, правительство Республики Корея выступает с решительными протестами против включения японских притязаний на находящиеся под управлением Сеула островов Токто в правительственные «Белые книги» по вопросам внешней политике и обороны, а также в школьные учебники. Напряженная обстановка сохраняется и в районе удерживаемых Японией островов Дяоюйдао (Сэнкаку), на которые, ссылаясь на исторические документы и факты, претендует КНР. Не приходится говорить, что нагнетание ажиотажа вокруг территориальных претензий к соседним государствам отнюдь не объединяет, а разделяет народы, сеет между ними рознь, да и чревато конфронтацией, в том числе военной.

На протяжении всего послевоенного периода отношения между Японией и Россией были осложнены проблемой северных территорий. Более детально данную проблему необходимо изучать в контексте полного размежевания Японии и России. Начало данного процесса было положено еще в первой половине ХІХ века. Именно тогда возле Курильских островов встретились японцы и русские. Русских промышленников больше всего интересовал тут промысел морских животных, японцы же, в основном, были заинтересованы в рыболовстве. Открытие Курильских островов было осуществлено русскими еще в XVIII веке, после чего они сразу же начали осваивать эти острова. Населяли эту местность айны, которые были приведены в подданство русскому царю.

Заключение первого договора о границах произошло в 1855 году. Согласно данному документу, за Россией была закреплена северная часть островов, Япония же владела их южной частью. Размежевание проходило по острову Итуруп. Остров Сахалин был объявлен нераздельным.

Заключение нового договора между Японией и Россией произошло уже в 1875 году. Там было указано, что северные Курилы передаются Японии, а вместо этого, территория всего Сахалина переходит к России. Сахалин был оккупирован во время русско-японской войны в 1904-1905 годах. Позднее, согласно мирному Портсмутскому договору Японии была отдана его южная часть. Во время Второй мировой войны Советскому Союзу удалось избежать участия в военных действиях на территории Дальнего Востока лишь благодаря подписанию Пакта о соблюдении нейтралитета, который был заключен в 1941 году.

Перед тем как СССР вступил в войну с Японией, Сталиным, во время переговоров с руководством стран, входящих в антигитлеровскою коалицию, был обусловлен целый перечень требований.

Они касались:

  • Возврата Китайско-Восточной железнодорожной инфраструктуры, которая была продана японцам в 1935 году.
  • Возвращение СССР южной части острова Сахалин.
  • Возвращения СССР Курил как компенсации.
  • Возобновление арендного права на Ляодунский полуостров вместе с городами Дальний и Порт-Артур, которые были утрачены во время русско-японской войны.

В 1945 году СССР расторг пакт о нейтралитете с Японией. Во время военных операций Курильские острова и Южный Сахалин были освобождены. Уже спустя год, эти территории были включены в состав РСФСР. В 1951 году Японией были сняты претензии на Курильские острова и Южный Сахалин.

В 1956 году между Японией и Советским Союзом произошло восстание консульских и дипломатических отношений, после чего Советский Союз был готов передать Японии основную гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Ситуация, которая сложилась вокруг договора о мире с Японией в период 1960-1990 годов, являлась полностью замороженной. Одна из сторон постоянно отрицала наличие каких-либо территориальных проблем, а вторая хотела возвратить свои северные территории.

После того как Советский Союз завершил свое существование, российское руководство хотело наладить диалог с руководством Японии, однако, все попытки были безрезультатными.

После того как на пост президента был выбран Владимир Путин, в двухсторонних отношениях стран был начат новый этап и был подписан российско-японский план действий. Согласно данному плану, сторонами были определены определенные задачи:

  • Ведение совместной хозяйственной деятельности на территории островов;
  • Для разрешения любых проблем максимально активизировать переговорные процессы;
  • Ведение совместного сотрудничества в сфере морских биоресурсов;
  • Важность договора о мире должна быть разъяснена населению обеих государств;
  • Введение безвизового режима между японскими гражданами и островитянами.

По утверждению первого вице-президента Академии по геополитическим проблемам К. Сивкова, Япония полностью уверена в том, что Россия ослабла и на нее необходимо оказывать давление по таким направлениям как:

  • Непосредственное силовое одностороннее давление.
  • Давление в экономическом плане через использование «большой семерки».
  • Массированное информационное давление - «Россия - это агрессор».

Чтобы положительно решить свои территориальные вопросы, Япония ввела санкции против определенных российских организаций и некоторых частных лиц, которые имеют отношение к военным действиям на территории Луганской и Донецкой областей Украины.

Территория Южных Курильских островов имеет очень выгодное стратегическое расположение, так как они находятся в незамерзающих проливах на пути из Охотского моря к Тихому океану. Помимо этого, тут были найдены шельфовые месторождения углеводородов.

Претензии Японии к Китаю

Основным разногласием в японско-китайских отношениях являются территориальные споры за остров Окинотори. Используя искусственные коралловые рифы, японцы значительно увеличивают территорию острова, о чем даже на официальном уровне сообщают в представительстве японского Управления рыболовства. Уже в ближайшем будущем количество коралловых колоний может увеличиться вдвое, и возникнет очень много насаждений такого рода, что может помочь урегулировать спор с Китаем.

Власти КНР считают данный остров «скалами», а совсем не островом, и они не согласны признавать международное право Японии на учреждение вокруг этой суши экономическую зону в радиусе 200 миль.

Еще одно территориальное противостояние между Японией и Китаем происходит из-за архипелага, который находится в водах Восточно-Китайского моря. Спор состоит в том, что начиная с 1885 года правительство Японии утверждало, что данные острова являются необитаемыми и над ними нет никаких следов китайского контроля. Основываясь на данных фактах, в 1895 году, Япония на официальном уровне ввела в свой состав территории острова Сенкаку. По завершению Второй мировой войны Японией были потеряны все ее территории, в том числе и этот остров, который перешел под юрисдикцию Америки. В 1970 году США передали остров Японии, а через 20 лет, КНР решила заявить о своем категорическом несогласии с этим и было обнародовано заявление, что это «исконно китайская» территория. Данный спор продолжается между странами до сегодняшнего дня.

Претензии Японии к Антарктике

В начале ХХ века Японией были заявлены претензии на частичный суверенитет над Антарктикой. Это произошло из-за того, что во время 1910-1912 годов, японцами была совершена первая в мире экспедиция в те края. Члены этой экспедиции достигли тогда 80 параллели, там где она пересекается с 156 меридианом. Дальше продвигаться экспедиция не имела возможности, потому что ее члены не были готовы к этому. Место, в котором они останавливались, было названо Снежная долина Ямато, а земли, которые были открыты таким образом, были объявлены японскими владениями. В 1939 году Япония на официальном уровне заявила о том, что открытые ею земли в Антарктике принадлежат ей.

Согласно мирному договору, который был заключен в 1951 году в Сан-Франциско, Япония отказалась от территориальной претензии на земли в Антарктике. В данный момент ни одно мировое государство кроме Норвегии не имеет территориальных претензий на Антарктику, после того как был заключен Договор об Антарктике. Однако, неофициально, Япония все же имеет такие претензии и для этого есть даже своеобразное обоснование. В этом регионе находятся большие месторождения углеводородов, но они находятся очень глубоко. А Япония утверждает что только она сможет их добывать, так как лишь у нее есть для этого нужные технологии.

На Земле с давних времен оказывает существенное влияние не только на внутреннюю, но и внешнюю политику России. Вопрос о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, уходит корнями в Средневековье и сохраняется в наше время.

Ученые-историки делят территориальные споры на несколько значений:

  • военно-стратегические (во время войны могут стать не только перевалочным пунктом, но и подходят для размещения военной радиолокационной техники);
  • экономические (районы, богатые ресурсами и имеющие потенциал для развития туристического бизнеса);
  • политические (земли, являющиеся спорными по своей принадлежности к той или иной стране).

У России самые большие морские и сухопутные границы, которые нуждаются в полном контроле и защите.

Российская территория во все времена считалась «лакомым куском», особенно для восточных правителей. Еще с V века Россия подвергалась набегам кочевников не только для собственного обогащения, но и для завоевания новых территорий.

Япония

Некоторые южные части Курильских островов являются предметом спора между Россией и Японией, тем более, что ни мирного договора, ни договора о границе между странами не существует, так как подписать его не могут еще со времен Второй мировой войны.

США

Между странами пролегает самая большая в мире водная граница. Разграничение вод в Беринговом проливе долгое время не могло разрешиться. С 1990 года Россия и США заключили договор о разграничении территориальных вод (около 5 тысяч километров).

Азербайджан

Требует у России не только раздела дна Каспийского моря, но и некоторых сухопутных территорий. Споры возникают в связи с проживающим народом. Народ лезгины может разделиться, так как проживает по обе стороны границы.

Грузия

Работу комиссии по разделению границы осложняет раздел черноморской части, в которую входят экономическая зона с территориальными зонами и шельф.

Китай

С начала 1960–х годов начались пограничные споры между СССР и Китайской республикой. Борьба за Далматский остров длилась несколько лет. И только в 1991 году был подписан договор о делимитации. Однако китайцы до сих пор пытаются углубить свои границы в районе реки Амур и Алтайских гор. Причем спор идет о небольшом участке земли в 17 гектаров, расположенных на высоте 3 километров. Соглашение о делимитации действует на западной границе протяженностью 50 км. Несмотря на это, китайская пресса часто публикует карты, на который часть российских земель обозначена как собственность КНДР.

Казахстан

Вопрос о границе остается спорным. Но пока ни одна из сторон его не поднимала.

Эстония

Одна из российских автомобильных дорог имеет форму сапога и два раза пересекается с эстонской границей. Это неудобно для автомобилистов обеих стран. Эстонские власти для решения проблемы предложили передать «сапог» в их собственность. Но некоторые пункты составленного договора не удовлетворили Россию, и дорога остается предметом разногласий.

Украина

Азовское море и Керченский пролив считаются внутренними водами обеих стран. Однако Киев настаивает на разграничении не только водной границы, но и некоторых сухопутных территорий.

Литва

Страна граничит с Калининградской областью. Официальных претензий к России пока не было объявлено, но в СМИ ходят слухи, что литовские власти заинтересованы в аннексии российской территории.

Латвия

После развала СССР латвийские власти выдвинули претензии на Пыталовский район, принадлежащий Псковской области. Но Россия категорически отказалась передавать свои земли Латвии. Соседи не стали обострять спор и пошли на уступки, так как вражда с Россией им не принесет желаемых результатов. Все разговоры внутри страны о попытке возвратить карельские земли были опровергнуты президентов Латвии.

Карелия

Земли несколько раз становились собственностью разных стран. После Великой Отечественной войны часть Карелии была возвращена , а часть является составом Финляндии. В последнее время российско-финская граница не дает покоя местным жителям, выступающим за возвращение российской стороны.

Все страны, имеющие когда-либо территориальные претензии, объясняли это историческими событиями. При ее знании можно без особых разногласий сохранить неделимость российских земель.

Факт того, что кто-либо из соседей попытается ввязаться в войну с Россией из-за территориального конфликта в настоящее время, маловероятен. Точной информации о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, нет, есть лишь предположения и слухи.

Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии.

Начался этот процесс в 1-й половине XIX в., когда русские и японцы встретились друг с другом в районе Курильских островов. Эти острова представляли интерес как зона промысла морских животных для русских промышленников. А для японцев, живших на острове Хоккайдо, они были зоной рыболовства.

Курильские о-ва были в XVII в. открыты и осваивались русскими. Коренное население островов (айны) было приведено в подданство русского царя.

1855 г. - заключен первый договор о границах. Северная часть Курил закреплялась за Россией, южная - за Японией. Точка размежевания – о.Итуруп. Сахалин объявлялся неразделенной территорией.

1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный договор. Весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских островов - к Японии.

В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному договору получила его южную часть.

1941 г. - подписан Пакт о нейтралитете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке в самый разгар Великой Отечественной войны.

В ходе переговоров с западными партнерами по антигитлеровской коалиции Сталин на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях обусловил вступление СССР в войну с Японией рядом требований. Он потребовал возвращения СССР южной части Сахалина и восстановления утраченного после поражения в Русско-японской войне права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним. Кроме того, в качестве компенсации были затребованы Курильские острова и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проданная Японии в 1935 г.

5 апреля 1945 г. советское правительство заявило о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией. В ходе военных операций среди прочих территорий были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

1946 г. эти территории были включены в состав Сахалинской области РСФСР. Города Порт-Артур, Дальний и КВЖД СССР получил по договору с Китаем, а затем возвратил их последнему после победы китайских коммунистов в гражданской войне.

1951 г. Сан-Франциско - мирный договор с Японией, СССР не было. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов.

1956 г. - Совместная декларация СССР и Японии (восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя государствами). СССР был готов передать Японии часть южнокурильских островов, а именно остров Шикотан и островную гряду Хабомаи. Советское руководство а заявило об отказе от положений Московской декларации 1956 г.

С 1960 г. и до начала 1990-х гг. ситуация вокруг мирного договора была заморожена. Советский Союз отрицал наличие территориальных проблем, а в Японии большинство политических сил выступали за возвращение «северных территорий» (ИТУРУП, КУНАШИР, ШИКОТАН, ХАБОМАИ), увязывая этот вопрос со всеми остальными вопросами развития отношений с СССР.

1990-е гг., уже после распада Советского Союза, российское руководство предпринимало усилия активизировать диалог с Японией, но они так и не дали ощутимого результата.

Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как президентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий с целью придания нового качества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств.

По поводу заключения мирного договора и связанных с этим территориальных проблем стороны в рамках принятого плана определили для себя следующие задачи:

1) активизировать переговоры в целях скорейшего решения еще остающихся проблем;

2) разъяснение общественности двух стран важности заключения мирного договор»;

3) дальнейшее развитие безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами;

4) сотрудничество в области промысла морских биоресурсов;

5) поиск форм совместной хоз.деятельности в районе островов

Еще по теме Территориальные претензии Японии к России: истоки, пути решения:

  1. Японо-российские отношения на современном этапе. Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения
  2. Причины, истоки напряженности на Ближнем Востоке и пути достижения мира и безопасности
  3. 1. Пути, подходы и методы решений в конфликтной ситуации

Вид на Балаклаву, TASS

Территориальные претензии к России, как к самой большой стране на планете, явление не новое и реакция России в этом вопросе — настоящий повод для гордости. По каждой «спорной» территории спокойно и вежливо, с сочувствием и с пониманием пытается объяснить, что все земли, принадлежащие России и русскому народу навсегда останутся за Россией. Но с этой очевидной позицией лидеры ряда стран не хотят считаться, то и дело поднимая шум вокруг так называемых «спорных» российских территорий.

Но самое интересное в другом — Россия территориальных претензий не предъявляет ни к одной стране в мире, и как уж сложилось исторически — так и сложилось. Ведь, если начнем предъявлять, то придётся вспомнить о могущественной Российской империи, территория которой еще в 19 веке составляла 21,8 млн км² (то есть 1/6 часть суши) - она занимала второе место в мире, после Британской империи. И это без учета территории Аляски, которая входила в её состав с 1744 по 1867 годы и занимала площадь 1 717 854 км², без учета Алеутских островов, а также части Тихоокеанского побережья США и Канады… Обо всем об этом Россия не напоминает, а могла бы…

Итак, у каких стран есть территориальные претензии к России?

Республика Корея: остров Ноктундо

Фото: smitsmitty.livejournal.com

Ноктундо принадлежал корейской династии Чосон с XV века. В 1587 году на его территории произошла битва между отрядами чжурчжэньских кочевников и местным гарнизоном под командованием Ли Сунсина, национального героя Кореи.

Во время обмеления северного рукава Туманной, русло реки время от времени менялось, в результате чего иногда Ноктундо соединялся с сушей Приморья. Несмотря на это территория острова продолжала находиться под корейской юрисдикцией.

В 1860 году, без согласия корейской стороны, Ноктундо отошёл к Российской империи в соответствии с пекинским договором между Цинским Китаем и Россией. На протяжении XX века территория острова находилась в составе Хасанского района Приморского края.

В 1990 году СССР и КНДР подписали договор об установлении линии государственной границы по фарватеру Туманной, благодаря чему территория бывшего острова была признана советской. Эту сделку не признала Южная Корея, которая продолжает считать территорию Ноктундо своей.

Япония: Курильские острова

Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении южных Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их «землями, Российскими мореплавателями приобретенные».

Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог «постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе русско-японской войны.

Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии, при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением, генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным Меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан.

Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, «Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась.

Территориальный спор лишь усугубился в условиях «Холодной войны». В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса, США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки.

Несостоявшийся компромисс был, фактически, последним прецедентом в истории, когда Курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого « Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией», узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было естественно расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор «о северных территориях» зашел в полнейший тупик.

На сегодняшний день, четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина, остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях, по итогам Второй мировой войны.

Россия готова, по-прежнему, пойти на уступки, в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин, территориями с неопределенным статусом. С ее стороны, мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова.

Коренные жители Айны

Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление, в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым, острова Кунашир, назвав это «серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях».

Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ. На сегодняшний день, японские СМИ придерживаются позиции, что территориальный вопрос, наконец-то, сдвинулся с мертвой точки, в связи с заявлением Владимира Путина, что отсутствие мирного договора с Японией является ненормальным.

Латвия: претензии на Пыталово

Наследием революции и последующего раздела Российской империи, стал длительный территориальный спор России и Латвии за Пыталовский район Псковской области. Эта территория была передана последней по условиям Рижского мирного договора между Советской Россией и Латвией от 1920 года. Согласно официальной латышской версии, при определении границы в 1920 году был применен этнографический принцип. По другим источникам, Латвия настояла на передачи ей этой области, поскольку на ней находился важный железнодорожный узел. В любом случае, Пыталово стало частью отделившейся Латвии, и вскоре было переименовано в Яунлатгале.

Но утраченные территории были возвращены спустя двадцать лет, в 1940 году, после включения Латвии в состав СССР в качестве Латвийской ССР. А в 1944 году, Пыталово и окрестности стали частью РСФСР, после освобождения от нацисткой оккупации. После распада СССР, Латвия отказалась признать эти территориальные изменения, назвав свое включение в Союз Социалистических республик, оккупацией, а Пыталово – незаконно аннексированной территорией, настаивая на возвращении границ 1920 года. Район с говорящим названием «Пыталово» надолго стал источником раздражения в отношениях Москвы и Риги.

Он сорвал подписание российско-латвийского пограничного договора, когда Латвия неожиданно включила в проект одностороннюю, «разъяснительную» декларацию с претензиями на эти территории. По мнению латвийских политиков, нахождение Пыталово в собственности России нарушало латвийскую конституцию, согласно которой, границу (естественно, соответствующую границе 1920 года) нельзя менять без согласия граждан на референдуме. В ответ на это Владимир Путин произнес свою знаменитую фразу: «От мёртвого осла уши им, а не Пыталовский район».

Латвия могла бы еще долго настаивать на своей несомненной собственности на «пять километров» Псковской области, если бы не ее желание вступить в Евросоюз, одним из основных требований которого являются четко определенные границы. В 2007 году президент Вике-Фрейберга отказалась от своих территориальных притязаний, высказав надежду, что это: «поможет разморозить реально замороженные отношения с восточным соседом».

Финляндия: карельский вопрос

В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии все растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. О предстоящей публичной дискуссии, посвященной гипотетическим путям возврата Карелии, которая может состояться в самое ближайшее время, сообщили «Вести Карелии». По их словам, среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti.

За свою историю Карелия была и шведским герцогством, и Корельским уездом, и Олонецким наместничеством. Эта земля не раз становилась спорной.

Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончанию гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям, Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 1956 году Карело-Финская ССР была преобразована в автономию в составе РСФСР.

Несмотря на то, что Финляндия официально не поднимает вопроса о пересмотре границ, в стране, по данным последних опросов, 38% респондентов выступают за возвращение Западной Карелии. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia, Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии, Саули Ниинисте, во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году, опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.

Китай: спор о 17 гектарах

На сегодняшний день, Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Россия не исключение. Совсем недавно, в 2005 году российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом, в территориальных претензиях Китая к России, не была поставлена точка.

В 2012 году, при проверке государственной границы между странами, Китай заявил о необходимости сместить ее вглубь России, выдвинув претензию на «исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров, и не оборудованной, на данный момент, пропускными пунктами. В итоге, китайская сторона не смогла предоставить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся, в одночасье, в спорные территории.

Украина: Крым
Вид на Балаклаву, TASS

Крымский полуостров, на котором расположены Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошёл в состав России 18 марта 2014 года по результатам состоявшегося на его территории референдума, на котором подавляющее большинство крымчан проголосовали за воссоединение с Россией.

При выходе из состава Украины Крым использовал те же основания, что и она в 1991 году при выходе из состава СССР, а именно:

  • Право народов на самоопределение
  • Угроза безопасности из-за государственного переворота
  • Продолжение многовековых исторических традиций

Украина, в состав которой Крым входил до этого, в момент проведения референдума уже утратила ранее существовавшую государственность, поскольку переворот, в ходе которого действующий президент был низложен парламентом с явными нарушениями конституционных процедур, автоматически поставил вне конституции всю власть в стране и юридически уничтожил государство как таковое.

Результаты референдума открыто не признаются Украиной и Западом, остальной мир в массе своей просто обходит вопрос стороной. Тема в любом случае ещё на какое-то время останется открытой, помимо прочего и потому, что в 1954 году Крым был передан Украине с другими границами - с тех пор северная часть Арабатской косы с селом Стрелковое остаются до сих пор в Херсонской области. В целом же вопрос тесно связан с дальнейшей судьбой Новороссии.