Что дает нам технический прогресс и чего лишает.

Мы живём в век научно-технического прогресса, развития компьютерных технологий, сотовых связей, цифрового телевидения. Техника сделала нас могущественными. Но сделала ли техника более сильным просто человека, одного человека? Вряд ли. Да, страны, государства год от года становятся более могучими. Изобретаются всё новые орудия и приспособления. Открываются новые планеты и звёзды. По всевозможной мощи такие страны, как Соединённые Штаты Америки и Россия шагнули очень далеко вперёд.

Можно ли сказать, что и духовное развитие человека идёт такими же семимильными шагами? Скорее всего, нет. Сплошь и рядом можно видеть людей, которые не хотят выйти за круг бытовых забот: нет у них духовного томленья. Сидят они в своей скорлупе и носа не высовывают. Обыватели, одним словом. Единственное желание, которое они хотят осуществить, - это желание приобрести, получить, достичь, стать… Но разве это конечное предназначение человека? Высокое предназначение человека - стремление к добру, неутолимой жажде правды. Духовная жизнь - это, по словам Александра Сергеевича Пушкина, «священный сердца жар, к высокому стремленье». Можно с уверенностью утверждать, что могущество человека заключается не в умении управлять современной техникой, не в военной мощи государства, а в силе духа людей, живущих в нём.

Маховик машины цивилизации и нравственное состояние общества… В каком соотношении они находятся на современном этапе? Каким образом влияет технический прогресс на моральные устои человечества? Именно над такими вопросами задумывались русские писатели на протяжении нескольких веков жизни общества.

Рассматривая данную важную социально-нравственную проблему, например, Леонид Максимович Леонов, русский и советский писатель, в одной из публицистических статей пишет о том, что вроде бы «прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всё скаку». Но в то же время, волнуясь о будущем человека, автор метафорически говорит: «…Дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире». Складывается впечатление, будто «человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности», - с горечью замечает автор. В конечном итоге Леонид Леонов приходит к неутешительному выводу: в погоне за очередным изобретением человек своими руками разрушает своё благополучие. «Знание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорвать с неё», - предупреждает публицист.

Действительно, научно-технический прогресс и духовное развитие общества идут с разной скоростью. И победа, по всей вероятности, вовсе не на стороне нравственности. Человечество в двадцать первом веке достигло невероятных успехов: компьютер, мобильный телефон, робот, покорённый атом! Но нет ощущения спокойствия и благополучия, будущее тревожно… Каковы будут последствия всей этой компьютеризации и роботизации? Что с нами произойдёт в будущем? Куда мы движемся? Современный человек похож на неопытного водителя, недавно получившего права и несущегося на новом автомобиле, не зная и не понимая того, что ждёт его там, за поворотом.

В русской художественной литературе также поднимается эта актуальная проблема. Так, Михаил Александрович Булгаков в повести «Собачье сердце» рисует образ профессора Преображенского, который пересадил гипофиз человека дворовому псу. Результат оказался плачевным: Шариков - это какой-то недочеловек. У него нет ни души, ни чести, ни совести.

Таким образом, необдуманные действия на пути прогресса науки и техники могут привести к гибельному финалу. И чтобы этого не произошло, чтобы наша планета досталась будущим поколениям в целости и сохранности, людям необходимо очень ответственно относиться к плодам цивилизации. Да и сама природа слишком много потратила усилий на человека, «чтобы так запросто и по-собачьи дать ему умереть».

Не надо думать, что крупные ученые умы нашего времени появились как следствие и результат научно-технического прогресса, а человеческий интеллект был слабее в иные эпохи. Задержимся на одном любопытном факте.


Ламаистская подготовка

Когда в начале 70-х годов соответствующие советские специальные службы всерьез занялись оккультизмом, интересоваться стали, в том числе, восточными религиозными школами. Обратили внимание и на ламаизм, который всегда закрыто существовал на нашей территории и, менее закрыто, в Монголии.

Контакты поначалу совсем не получались, и мы скоро поняли - почему. Ламаисты считали наших работников представителями черной силы. Той, с которой никакого сотрудничества быть не может. Но дело пошло гораздо лучше, когда к этому процессу начали подключать ученых. Им кое-что приоткрыли.

Само по себе воспитание детей в ламаистских школах чрезвычайно высоко поставлено. Обучение начинается с пятилетнего возраста и продолжается двадцать лет. На этом оно не кончается: дальше и дальше идут свои, уже высокопрофессиональные ступени.

Кстати, один из наших современных фокусников-экстрасенсов, обладающий (кроме скандального характера) невероятно высокой скоростью счета, способностью отыскивать предмет с завязанным глазами, находясь на дистанции от спрятавшего его человека, просто-напросто успешно проучился в детстве в четырех или пяти классах настоящей ламаистской школы. Каков же уровень вполне обученных ламаистов? Некоторое представление об этом дает следующий факт. Доктор биологических наук профессор Медилиановский беседовал с одним из лам высокого уровня на все те же темы космического устройства и метафизических сил. Этот высококлассный ученый имел на данный предмет свои собственные модельные разработки и изложил их восточному коллеге. Тот начал, проверяя, что-то писать. Что-то похожее на интегро-дифференциальное исчисление, но в другой оригинальной символике. Сочтя это всего лишь за символику, профессор некстати произнес: «О, я вижу, у вас есть и хорошее европейское образование». Некстати, потому что лама тут же дал понять ему очень вежливой, но ироничной улыбкой, что образование это ни в коем смысле не европейское.

Новое или вновь открытое старое?

Мысль о том, что столь отвлеченная наука, как математика, могла создать интегральное и дифференциальное исчисление лишь в конце XVII века, и, опять же, под влиянием материально-технических задач человечества, является результатом вульгарной материалистической философии. Человечество всегда интересовалось бесконечно малым (дифференцирование) и суммарным (интегральным), а интеллектуалов типа Ньютона и Лейбница в предшествующих им веках и тысячелетиях тоже было достаточно. К тому же, последние, «открыв» высшую математику на рубеже XVII–XVIII веков, обладали ничуть не большими знаниями, чем, например, средневековый Арабский Восток.

Сюда же можно добавить, что по многим косвенным признакам, египетские жрецы, по крайней мере за две тысячи лет до новой эры, прекрасно знали об атомном строении вещества, электронных оболочках и тому подобном. И очень возможно, знали об этом больше, чем мы сейчас.

Почему же тогда нет явных следов этих знаний? Соответствующего научного наследия в виде рукописных монографий, например, или чего-то подобного?

Почему всего этого нет в явном представленном в свое время на широкую публику виде, мы еще скажем. А пока зададимся очень важным и не менее интересным вопросом: почему вообще история человечества отличается таким неравномерным по своему материально-техническому фактору развитием?


Скачки в истории

Попробуем сначала кое-что пояснить.

К девятому веку нашей эры под эгидой Карла Великого в Европе возникает фантастических размеров Империя, превосходящая Великую Римскую. Продуктивность сельскохозяйственного сектора вполне обеспечивает жизнь людей. Достаточную для простых и роскошную для элиты. Культуре и знаниям уделяется ведущая роль. Потом Империя Карла распадется, но снова и очень быстро сложится под эгидой Рима и Ватикана. Перейдет под монарший контроль Габсбургов, но опять, сохраняя огромные размеры, будет существовать как единый сообщающийся сосуд.

Западноевропейские города с университетскими центрами, медицинской, юридической и даже банковской системой сформировались уже к середине XIII века. Однако свой материальный старт научно-технический прогресс фактически берет только через шестьсот лет. И за сто последующих человечество форсированно переходит от гужевого транспорта к высадке на Луну. От гладкоствольных примитивнейших пушек с ядрами, взрыв которых гасился пятисантиметровым слоем земли, до атомных, нейтронных и вакуумных бомб. От егерской или голубиной почты до Интернета. Подчеркиваем, всего за сто лет.

Люди шесть веков назад встали уже на высокую ступень умственной и гражданской организации, но в техническом развитии не нуждались?

Невероятная чушь.

Сама техника заставляет поставить ряд более конкретных вопросов.

Паровые двигатели, в силу своей примитивности, что, не могли возникнуть в XI–XII веке? На том же Арабском Востоке, где прочные металлоизделия были уже тогда прекрасно освоены. А возраст колонны из химически чистого железа в Индии ведь значительно старше.

Расчеты парового механизма? Но тот же Арабский Восток оставил истории многие десятки имен людей, которые делали куда более сложные астрономические, например, расчеты.

Или тогдашним хозяйственникам был вовсе не нужен рост производительности труда, а государственным управителям не требовалась новая военная техника?

И почему только паровые двигатели, а не двигатели внутреннего сгорания? Горючие свойства нефти известны с незапамятных лет. Порох и, соответственно, взрывные реакции - тоже не изобретение нового времени.

Итак, почему научно-технический прогресс не заработал гораздо раньше?


Ложные объяснения

Историки скажут, что становление буржуазии в средних веках шло очень медленно. И прежде всего потому, что медленно развивались производительные силы аграрного сектора. То есть разорение крестьян и вытеснение их в город, где они формировали необходимую свободную рабочую силу, шло черепашьим шагом.

Эти и подобные объяснения, как легко догадаться, никакими объяснениями не являются, поскольку всего лишь заменяют одни медленные процессы другими. И вопрос - почему ускорение не произошло несколькими веками ранее - остается без ответа.

Еще один аргумент - «тормозящая» роль средневекового католицизма - тоже легко снимается. Церковь не только давала простор религиозно-философской мысли, но стояла во главе развития университетской системы. Однако же не это самое главное.

Католическая церковь во все времена была крайне заинтересована развитием научно-технической составляющей европейской цивилизации под своей эгидой, так как это позволяло овладевать новыми мировыми пространствами и, прежде всего, бороться с исламским миром, который в военном отношении всегда угрожал Европе. Церковь активно поддерживала открытия новых земель в Африке и Америке и, соответственно, любой прогресс в навигации, кораблестроении и военной технике. Именно на обширных сельхозугодьях, принадлежавших епископатам, делались попытки внедрения интенсивных методов земледелия. И так далее и тому подобное. Научно-технический прогресс - это деньги. Такую простую истину хорошо понимали не только сверхпросвещенные церковные иерархи, но и, задолго до них, простые граждане древнего Рима.

Возвращаясь же еще раз к интеллектуальному уровню людей прошлого, можем посоветовать, например, заглянуть в любую энциклопедию на фамилию Лейбниц. Каждый, не поленившийся это сделать, прочтет, что этот человек был не только великим математиком и великим философом, но выдающимся ученым в таких научных областях как: логика, физика, лингвистика, психология. Однако все перечисленное не относится к основной профессии Лейбница. «Зарплату ему платили» как юристу-международнику.

Продолжать тему великих умов прошлого можно было бы бесконечно долго, однако пора уже сделать главный вывод: переход к форсированному техническому прогрессу длительное время считался нецелесообразным.

На естественно возникающий вопрос - кем? - ответим, рассказав сначала о дочеловеческой эпохе и о возникновении самого человека.

Нау́чно-техни́ческая революция (НТР ) - коренное качественное преобразование производительных сил , качественный скачок в структуре и динамике развития производительных сил.

Научно-техническая революция в узком смысле - коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в. , на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное .

До НТР исследования учёных были на уровне вещества, далее они смогли проводить исследования на уровне атома. И когда открыли структуру атома, учёные открыли мир квантовой физики, они перешли к более глубоким знаниям в области элементарных частиц. Главное в развитии науки - это то, что развитие физики в жизни общества значительно расширило способности человека. Открытие учёных помогло человечеству по-другому взглянуть на окружающий мир, что привело к НТР .

Современная эпоха НТР наступила в -1950-е годы. Именно тогда зародились и получили развитие её главные направления: автоматизация производства , контроль и управление им на базе электроники ; создание и применение новых конструкционных материалов и др. С появлением ракетно-космической техники началось освоение людьми околоземного космического пространства .

Классификации [ | ]

  1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
  2. изобретение письменности;
  3. изобретение книгопечатания;
  4. изобретение телеграфа и телефона;
  5. изобретение компьютеров и появление Интернета.

Признанный классик теории постиндустриализма Д. Белл выделяет три технологических революции:

  1. изобретение паровой машины в XVIII веке
  2. научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
  3. создание компьютеров в XX веке

Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство , повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления , так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

«Порох, компас, книгопечатание, - отмечает К. Маркс , - три великих изобретения, предваряющие буржуазное общество. Порох взрывает на воздух рыцарство, компас открывает мировой рынок и основывает колонии, а книгопечатание становится орудием протестантизма и вообще средством возрождения науки, самым мощным рычагом для создания необходимых предпосылок духовного развития». Доктор философских наук профессор Г. Н. Волков в НТР выделяет единство революции в технике - с переходом от механизации к автоматизации производственных процессов, и революции в науке - с её переориентацией на практику, целью на приложение результатов исследований к нуждам производства, в отличие от средневековой (см. Схоластика#Схоластическое воззрение на науку) .

По модели, используемой экономистом из Northwestern University (США) профессором Робертом Гордоном, первая НТР, начало которой относится к 1750 году с изобретением парового двигателя и строительством первых железных дорог, продлилась примерно до конца первой трети XIX века. Вторая НТР (1870-1900 годы), когда электричество и двигатель внутреннего сгорания были изобретены с разницей в три месяца в 1897 году. Третья НТР началась в 1960-е годы с появлением первых ЭВМ и промышленной робототехники, глобально значимой она стала в середине 90-х, когда простые пользователи массово получили доступ в интернет , её завершение относится к 2004 году .

Российский историк Л. Е. Гринин , говоря о первых двух революциях в технологическом развитии человечества, придерживается устоявшихся взглядов, выделяя аграрную и промышленную революции. Однако говоря о третьей революции, он обозначает её как кибернетическую. В его концепции кибернетическая революция состоит из двух фаз: научно-информационной фазы (развитие автоматизации, энергетики, область синтетических материалов, космос, создание средств управления, связи и информации) и завершающей фазы управляемых систем, которая по его прогнозу начнется с 2030-2040-х годов. Аграрная революция: первая фаза это переход к ручному земледелию и животноводству. Этот период начался примерно 12 - 19 тысяч лет назад, а переход к завещающему этапу аграрной революции начинается где-то 5,5 тысяч лет назад.

Также кибернетическая революция характеризуется.

Прогресс

Для чего нам нужен прогресс, все эти технологические новинки, которые переполняют рынок, устаревание одних технологий и преобразование их в новые? Сегодня в магазинах рекламируют очередной телефон с различными функциями - завтра он уже устарел, а эта фирма выпустила новый, уже с другими функциями. Необходимость этих новинок, конечно, сомнительна. Зачем нужен прогресс? Ответ прост - прогресс нужен для определённого количества людей, владельцев корпораций, для того, чтобы получать прибыль, обогащаться за счёт остального количества людей - . Ну ведь сами посудите, ну неужели человеку просто необходимы все эти вещи? Неужели человек не сможет жить без них? А что, во времена, к примеру, средневековья люди не жили, что ли?

Человечество пытается придумать себе всё более и более комфортные условия. В идеале это выглядит так: человек сидит на диване, смотрит телевизор, робот переключает канал, другой робот кормит его с ложечки и т.д. Человек превратился не иначе как в овощ, который уже не способен делать ничего своими руками. Поколение за поколением люди забывают все свои умения, и в конечном счёте уже не способны будут обеспечивать себя сами, по аналогии с инвалидами. Только инвалидами люди становятся по несчастью, а тут люди сами загонят себя в это.

Это зависимость становится всё более неизлечимой. Чем больше человек садит себя на эту иглу, тем тяжелее ему будет с неё слезть. Сначала он начал пользоваться безобидным электрическим чайником, затем микроволновкой, потом кухонным комбайном и т.д.. В итоге он по уши погряз в этой трясине потребления.

Обычно мотивируют эту тягу к такому комфорту так: "Я устаю на работе и когда прихожу домой, то просто не остаётся сил что-то делать. Хочется максимально предоставить себе комфорт." На что можно ответить так: "Где ты работаешь? В шахте руду добываешь? Или вагоны разгружаешь? Может просто поменять работу, чтобы не уставать так? Ведь получается ты работаешь для того, чтобы обеспечить себе комфорт, а если взять работу полегче, где ты не будешь так уставать, то и комфорт этот не понадобиться, ведь у тебя будут оставаться ещё силы. У одних хобби коллекционировать, у других - путешествовать по миру, у третьих ещё что-то, а у тебя получается хобби - создавать себе всё более и более комфортные условия".

Такие люди даже не понимают, что являются зависимыми, по аналогии с наркозависимостью. Ведь у многих наркоманов или алкоголиков, если спросить: считаете ли вы себя таковыми? То что они ответят? Нет, конечно, не считаем! И это только если уже совсем последняя стадия, то могут признать. Так же и тут, считаете ли вы себя зависимыми от этого навязанного рекламодателями комфорта? "Нет, не считаем," - скажут они. Не верите? Можете спросить сами их! Если вы приведёте им веские аргументы, то они всё равно не помогут изменить их мнение. В мозгу включится защитная реакция, как бы блокировка. Потому что, чтобы понять это - нужно хорошенько подумать. Это понимание приходит со временем, но не сразу.

Итак, подведём итоги по прогрессу. Зачем человечеству нужен прогресс? Да не зачем. Он ему не нужен. Прогресс - это побочный продукт науки. Думаю, неплохо было бы, если бы он остановил свой рост - и эту энергию люди потратили на что-то более полезное. К примеру, разгребать мусор после этого прогресса, засаживать вырубленные леса, чистить реки, озёра от отходов. Восстанавливать экосистемы. Работы много.

Примитивизм (Анархо-примитивизм)

Примитивизм - это, по сути, резкая критика прогресса. Он отрицает прогресс как таковой. Призывает к упразднению технологий, деиндустриализации. Переходу от цивилизации к примитивным формам жизни.

Конечно, примитивизм может показаться крайностью, но саму суть его, думаю, стоит взять на вооружение. Не обязательно уничтожать всё то, что было изобретено ранее. Достаточно просто остановить растущий прогресс, а, стало быть, и растущее потребление. И вообще всю эту маркетинговую систему.

Ну неужели люди во времена, к примеру, Сократа жили несчастливо без тех вещей, которыми кишит рынок сейчас? Да ну, бросьте это! Так же рождались, росли, учились, влюблялись, женились, воспитывали детей и умирали в конце. Ничего сверхъестественного вам эти ваши новые вещи не дадут. Вы всё равно умрёте! Рано или поздно, как и я и все остальные. Если мы поймём, что этот растущий прогресс нам на самом деле не нужен, а нужен он только небольшому числу людей, получающему огромные бабки на нас, дураках - то, быть может, мы сумеем приостановить его. Ведь спрос рождает предложение! А спрос создаётся искусственным путём...

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества. Говорить об этом процессе начали с конца XIX - начала XX в. в связи с укреплением взаимосвязи развития крупного машинного производства с наукой и техникой. Эта взаимосвязь породила противоречия НТП. Противоречия сразу сказались как на технической, так и на социальной стороне общественного развития. Поэтому в экономической науке противоречия научно-технического прогресса принято подразделять на технические и социальные. Массовый выпуск одних и тех же изделий в течение многих лет позволяет создавать дорогостоящие автоматические системы машин. Это объясняется тем, что за длительный срок службы техники все затраты легко окупаются. Ускоренные темпы НТП требуют непрерывного совершенствования самих объектов производства, заставляя либо модернизировать, либо вовсе заменять выпускаемую продукцию. Вот здесь и проявляется противоречие развития техники - противоречие между сроком службы и сроком окупаемости, или техническое противоречие НТП. Социальные противоречия НТП связаны с человеческим фактором: с одной стороны, технические новшества должны облегчать условия труда, а с другой - они провоцируют монотонность, однообразие, поскольку основываются на автоматизированных процессах, конвейерном производстве. Разрешение этих противоречий напрямую связано с возрастанием требований к научно-техническому прогрессу. Эти требования воплощаются в социальном заказе. Социальный заказ - форма выражения стратегических интересов общества на длительную перспективу в области НТП.

48. Основные направления научно-технического прогреса.

Основные направления НТП и развития науки и техники устремлены на решение наиболее насущных задач, стоящих перед обществом, заключающиеся в повышении уровня жизни, удовлетворении растущих потребностей, обеспечения безопасности и экономического роста. Только политика повышения эффективности НТП, его более глубокого проникновения в наиболее важные сферы деятельности человека и разумное использование достижений науки и техники способна решить многие проблемы современного общества.

Основные направления НТП - научно-технического прогресса - это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечит в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.

Различают:

общегосударственные (общие),

отраслевые (частные) направления НТП.

В экономике принято различать основные направления НТП и формы их проявления.

К ним относятся следующие направления:

электрификация народного хозяйства;

комплексная механизация и автоматизация производства;

химизация производства;

внедрение новейших технологий.

49. Экономическая и социальная эффективность научно-технического прогресса.

НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

Для него характерны следующие признаки:

разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин,

работающих в автоматическом режиме;

создание и развитие качественно новых технологий производства;

открытие и использование новых видов и источников энергии;

создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;

широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков

с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов,

гибких производственных систем;

внедрение новых форм организации труда и производства.

На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП: Наблюдается усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей. Прогрессивные технологии сейчас - основное звено НТП и по масштабам внедрения, и по результатам.

Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.

На современном этапе НТП приобретает все более комплексный, системный характер. Это выражается, прежде всего в том, что НТП охватывает сейчас все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.

Важной закономерностью НТП выступает усиление его ресурсосберегающей направленности. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.

Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.

Происходит все большая направленность развития науки и техники на сохранение окружающей среды - экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.

Для обеспечения эффективного функционирования экономики необходимо проводить единую государственную научно-техническую политику. Для этого следует выбирать приоритетные направления развития науки и техники на каждом этапе планирования.

Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация производства и химизация производства.

Электрификация - это процесс широкого внедрения электроэнергии в общественное производство и быт. Она является основой для механизации и автоматизации, а также химизации производства.

Комплексная механизация и автоматизация производства - это процесс замены ручного труда системой машин, аппаратов, приборов на всех участках производства. Этот процесс сопровождается переходом от низких к более высоким формам, то есть от ручного труда к частичной, малой и комплексной механизации и далее к высшей форме механизации - автоматизации.

Химизация производства - процесс производства и применения химических материалов, а также внедрение химических методов и процессов в технологию.

Приоритетными направлениями НТП на современном этапе являются: биотехнология, электронизация народного хозяйства, комплексная автоматизация, ускоренное развитие атомной энергетики, создание и внедрение новых материалов, освоение принципиально новых технологий.

НТП позволяет решить такие задачи: во-первых, именно НТП является главным средством повышения производительности труда, снижение затрат на производство, увеличение выпуска продукции и повышения ее качества. Во-вторых, в результате НТП создаются новые эффективные машины, материалы, технологические процессы, которые улучшают условия труда и снижают трудоемкость изготовления продукции. В третьих, НТП оказывает сильное воздействие на организацию производства, стимулирует рост концентрации производства, ускоряет развитие его специализации и кооперирования. В четвертых, прогресс науки и техники обеспечивает решение социально-экономических задач (занятость населения, облегчение труда и т.д.), служит более полному удовлетворению потребностей как общества в целом, так и каждого человека. Эффективность НТП

Результатом внедрения достижений НТП является повышение эффективности функционирования народного хозяйства.

Под эффективностью НТП понимается соотношение эффекта и затрат, вызвавших этот эффект. Под эффектом понимается положительный результат, который получается в результате внедрения достижений НТП.

Эффект может быть:

экономический (снижение себестоимости продукции, рост прибыли, рост производительности труда и так далее);

политический (обеспечение экономической независимости, укрепление обороноспособности);

социальный (улучшение условий труда, повышение материального и культурного уровня граждан и так далее);

экологический (уменьшение загрязнения окружающей среды).

При определении экономической эффективности при внедрении достижений НТП различают единовременные и текущие затраты. Единовременные затраты - это капитальные вложения на создание новой техники. Текущие затраты - это издержки, которые осуществляются в течение всего срока эксплуатации новой техники.

Различают абсолютную и сравнительную экономическую эффективность. Абсолютная экономическая эффективность определяется, как отношение экономического эффекта ко всей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. По народному хозяйству в целом абсолютная экономическая эффективность (Ээ.эф.н/х) определяется так:

Ээ.эф.н/х = DД/К

где DД - годовой прирост национального дохода, руб.; К - капитальные вложения, вызвавшие этот прирост, руб.

Сравнительная экономическая эффективность.

Расчеты сравнительной экономической эффективности используются при выборе вариантов капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, технологических процессов, конструкции и так далее. Сравнение различных вариантов решений хозяйственных и технических задач осуществляется с помощью системы основных и дополнительных показателей.