Что делали дети на войне 1941 1945. Дети-герои и их подвиги во время Великой Отечественной войны

Война – это хаос и ад. Здесь нет места для детей. Однако во время Второй мировой войны (и не только) дети, к сожалению, не только видели все ее ужасы изнутри, но даже принимали в них непосредственное участие. Юные бедолаги, оставшиеся без дома и родителей, испуганные детские лица, не понимающие, чем они заслужили такой ужас…

У войны нет лица, но на этих фотографиях она оставила отпечаток на самых юных и невинных лицах


Американские медики и раненая французская девочка Женевьев Мари (Geneviève Marie) в полевом госпитале на ферме Ла Усе (La Houssaye). На фото слева - брат Женевьев Огюст Мари (Auguste Marie). Дети были ранены в ночь с 5 на 6 июня 1944 года в результате налета американских бомбардировщиков на батарею La Croix aux Bertots. Во время этого налета погибла их мать



Варшавские дети на немецком танке Pz.Kpfw IV, сожженном повстанцами на Гороховской улице 14 сентября 1944 года в ходе Варшавского восстания



Юные варшавские повстанцы у могилы бойскаута Збигнева Банаша (Zbigniew Banaś), убитого немецким снайпером во время доставки почты в больницу в районе Powiśle



Раненный польский мальчик и санитарка в госпитале роты «Кошта» (Koszta) на улице Монюшко (Moniuszki), дом 1, в восставшей Варшаве



Польский мальчик на руинах в Варшаве. Его дом был разрушен в результате немецкой бомбардировки





Лондонская девочка на развалинах своего дома, разрушенного ракетой Фау-2



Лондонский мальчик на развалинах своего дома, где погибли его родители после попадания немецкой ракеты Фау-2



Английская девочка с куклой на обломках своего дома, разрушенного немецкой бомбардировкой



Немецкий солдат угостил хлебом русского мальчика. Где-то в лесах под Волховым во время Волховского котла.Фото из альбома немецкого фотографа Георга Гундлаха «Волховская битва. Документы ужаса: 1941-1942». Авторское название - «Der kleine Junge begreift noch gar nicht, das er plotzlich ein Stuck Brot erhalten hat, - im Wolchow-Wald 1942» (Малыш еще не понял, что ему вдруг дали кусочек хлеба, волховский лес 1942)



Американский солдат у тела убитого немцами в Ставело (Stavelot) бельгийского мальчика. На заднем плане видны тела других расстрелянных мирных жителей.Из показаний бельгийского преподавателя литературы Ван-дер-Эссена на Нюрнбергском процессе: «Что касается первого факта, то есть преступлений, совершенных целыми войсковыми соединениями, то я, чтобы не злоупотреблять вниманием Трибунала, приведу просто очень характерный пример. Это событие, происшедшее в Ставело, где, приблизительно, 140 человек, из которых было 36 женщин и 22 ребенка, старшему из которых 14 лет, а младшему - 4 года, были зверским образом убиты германскими частями, принадлежащими к танковым дивизиям СС. Это были дивизия „Хоенштауфен“ и охранная дивизия СС „Адольф Гитлер“»



Мальчишки итальянского города Неаполь, один из которых потерял ногу во время боевых действий



Встреча освободителей Праги. Советский младший офицер держит на руках чешского мальчика



Встреча освободителей Праги. Советский генерал-майор держит на руках чешскую девочку



Неизвестный узник варшавского гетто держит в руках тело мертвого, опухшего от голода младенца



Греческий солдат в каске держит на руках свою дочь



Русский мальчик сидит у ствола брошенного при немецком отступлении артиллерийского орудия



Плачущий китайский ребенок на платформе разбомбленной железнодорожной станции «Юг» в Шанхае



Советский партизан-подросток Коля Любичев из партизанского соединения А.Ф. Федорова с трофейным немецким 9-мм пистолетом-пулеметом МР-38 в зимнем лесу. Николай Любичев пережил войну и дожил до преклонных лет



Советский ребенок, плачущий над телом своей погибшей матери. Кадр из советского фильма времен войны, в котором показывались преступления гитлеровцев



Советский ребенок рядом с убитой матерью. Концлагерь для гражданского населения «Озаричи». Белоруссия, местечко Озаричи Домановичского района Полесской области



Мальчик лет семи на месте прошедшего боя, у взорванного советского танка Т-34-85. Позади видны еще два таких же танка

2 «а» класса МОУ СОШ №5

Руководитель: Глузгал Л. П.

Цели работы:

  • узнать о военном детстве своих бабушек и дедушек;
  • выяснить, какими игрушками играли дети в военное время;
  • узнать о новогодних игрушках времён Великой Отечественной войны.

Источники информации:

  • воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • изучение музейных экспозиций;
  • работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

План работы

  1. Воспоминания наших бабушек и дедушек.
  2. Изучение музейных экспозиций.
  3. Ёлочные игрушки военных лет.
  4. Заключение.
  5. Используемые ресурсы.

Воспоминания наших бабушек и дедушек

Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Были ли игрушки и вообще возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны? Такие вопросы поставили мы перед собой и начали поисково-исследовательскую деятельность по теме «Игрушки военных лет».

Источниками информации для нас стали:

  • Воспоминания наших бабушек и дедушек;
  • Изучение музейных экспозиций;
  • Работа с литературными источниками и ресурсами Интернета.

В ходе исследования выяснилось, что у нескольких ребят нашего класса есть бабушки, чьё детство пришлось на военное время. Сейчас им от 70 до 80 лет. Вот их имена:

  • Потехина Вера Федоровна (бабушка Гаврилова Саши);
  • Лебедева Евгения Павловна (бабушка Лебедева Ростислава);
  • Лучникова Валентина Васильевна (бабушка Шаповаловой Даши);
  • Казакова Любовь Ивановна (бабушка Хорошаевой Дианы);
  • Цветкова Вера Ивановна (бабушка Мухиной Насти);
  • Балыкова Надежда Ивановна (прабабушка Балыковой Насти);
  • Исаева Людмила Михайловна (бабушка Блохиной Маши).

На классном часе они поделились с нами воспоминаниями о нелёгких годах своего военного детства.

«Когда шла война, мне было 8 лет» - вспоминает Потехина Вера Федоровна. «Хорошо помню, как провожали на фронт солдат. Наша семья тогда жила в глубоком тылу в г. Ташкенте, где выпускали боевые машины, самолёты, одежду, продукты для фронта. Мы, гражданские жители, были ограничены во всём, всё распределялось по карточкам, поэтому каждый ощущал на себе и холод, и голод. Взрослые трудились по 10-12 часов, поэтому все заботы о домашних делах были на нас. Но основной работой была учёба. Часто учились в холодных классах, не хватало бумаги, поэтому вместо тетрадей пользовались отходами полиграфической промышленности. Занятия проводились по военной программе. Кроме основных предметов, изучали военное дело - учились собирать и разбирать автомат, пользоваться противогазом, правильно ходить в строю. За хорошую учёбу получали награды - брезентовые ботинки. Были очень рады им, т. к. обуви не хватало. На завтрак мы получали кусочек хлеба, мясных продуктов не было, ели мясо черепах».

А как же игрушки? Оставалось ли время для игр? Да. И подтверждение этому фотография Казаковой Любови Ивановны, где она изображена маленькой 7-летней девочкой. А в руках у неё кукла, сшитая её мамой из ваты и тряпочек. Только голова куклы является купленной заготовкой.

Из воспоминаний Лучниковой Валентины Васильевны мы узнали, что действительно «куклы были в основном тряпичные, которые делали сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что попадалось под руку. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком и связав верёвкой».

Цветкова Вера Ивановна родилась в 1947 году, но о трудностях военных лет знает от своей сестры Валентины, родившейся в 1941 году. «В деревне, где мы жили, покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, разных тряпиц. Кукол, например, шили сами из белого холста, голову набивали или опилками, или паклей (волокно от переработки льна, которое называли ещё «омялки»), лицо раскрашивали химическими карандашами. Карандаш смачивали слюной, чтобы рисунок был ярче. Волосы тоже делали из пакли, они получались жёлтого цвета. Платье шилось из цветных лоскутков. Такими куклами играли девочки. А мальчики катали «коляски», которые изготавливали из деревянных брёвнышек. Любили играть свистульками, которые делали из дерева, тонких сучков ивы. В то время по деревням ездили сборщики старой одежды и макулатуры. В обмен на сданные вещи «тряпичники» давали глиняные свистульки. Это была самая желанная игрушка для ребёнка того времени. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посудки не было. Поэтому собирали разные черепки битой посуды, играли ими, как целой посудой, берегли их, хранили, тщательно мыли».

Людмила Михайловна Исаева вспоминает, что «играли дети всегда дружно, игрушки делали сами из соломы осликов, козликов, коровок. Кукол шили из рваных тряпочек, набивали соломой, угольками рисовали лицо. Очень любили играть битой посудой. Летом делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом».

Изучая воспоминания других детей войны, найденные в Интернете, мы узнали о ещё одном способе изготовления самодельного мяча. Влажной рукой гладили коров и таким образом собирали с них шерсть, потом смачивали этот ворс в воде, скатывали, в итоге получался очень прыгучий мячик.

Изучение музейных экспозиций

Следующим этапом нашей поисково-исследовательской деятельности было изучение музейных экспозиций. Для этого мы посетили два музея нашего города: «Музей кукол» и «Музей городского быта». К сожалению, игрушки военных лет в них не представлены. Но, посетив «Музей кукол», мы узнали технологию изготовления игрушек из подручных материалов. Именно так и поступали наши бабушки. Увиденные игрушки в «Музее городского быта» - кот в сапогах и медвежонок похожи на игрушки военного времени, но относятся к более раннему периоду.

А вот на выставке игрушек военных лет в Туле можно увидеть даже фабричные игрушки. Одна из них - парусиновый мишка с бантиком. Несколько таких мишек изготовила местная артель, шившая обмундирование для фронтовиков, во время полуторамесячной обороны Тулы. В экспозиции выставки также представлены тряпичные куклы и целлулоидные пупсы, жестяная стрекоза, вырезанная в эвакуации из банки от тушёнки. Ценный экспонат выставки - ещё один мишка, с которым в 1943-м году играл маленький ребенок. Мишка сделан из той же ткани, из которой шили фронтовые гимнастерки.

А наша встреча с медвежонком военных лет произошла в г. Мышкине при посещении Мышиных палат. Один из залов палат посвящён медведю. Вот здесь-то мы и увидели плюшевого медведя, который принадлежал одному мальчику из блокадного Ленинграда.

«Сколько малышей осенью 1941 по сигналу воздушной тревоги брали своих единственных друзей-мишек в бомбоубежище и обнимали их во время налетов!» - рассказывает Сергей РОМАНОВ, историк, исследователь, реставратор и коллекционер. Собирает он самые различные игрушки, в том числе и старых плюшевых мишек.

Коллекция собирается уже около 20 лет, в ней более 3,5 тысяч игрушек.
Большую часть его коллекции занимают куклы. Здесь есть кукла «Юрий Никулин», и целлулоидный мальчик в костюме гитлерюгенда - ее привез Молотов из Германии сразу после подписания пакта о ненападении. В коллекции елочных игрушек Сергея Романова также встречаются поистине редкие вещицы. Например, матовый шар цвета самолетного крыла. По нему шагают зверюшки и человечки в буденовках. Над ними вьется надпись: «С Новым 1941 годом!»

Ёлочные игрушки военных лет

Из воспоминаний Надежды Ивановны Балыковой мы узнали, что украшение ёлки к Новому году во время войны было обязательным — этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «В дома приносили настоящую живую ёлку. Так как жили очень бедно, то украшали её тем, что было под рукой. Чаще всего это были самодельные игрушки из бумаги, ваты, дерева. Электрических гирлянд тогда не было, поэтому вместо них использовали свечи » - вспоминает Б алыкова Н. И.

Много интересного о праздновании Нового года в военное время можно узнать на выставке «Елка Победы»
в Центральном музее Великой Отечественной войны.

На фронтах ёлки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков, ваты, проволо-ки, картона и даже из стреля-ных гильз. Военная тема ста-ла главной, и даже Дед Мороз на открытках превратился в бородатого партизана, бью-щего фрицев. Многие игрушки того времени сделаны из подручных материалов: к примеру, звезда-наконечник для ёлки, сделанная из химической колбы.

Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В эти тяжёлые для страны годы на заводе «Москабель» крутили проволочные украшения. В дело шли отходы производства, но из отходов получались великолепные работы: переплетенные золотисто-красными нитями домики для птиц, аккуратные корзиночки, пятиконечные красные звезды, внутри которых помещался советский герб — «Серп и молот».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Технический колледж управления и коммерции»

Доклад

на тему «Дети войны»

Выполнила работу:

студентка группы 9Т-12

Павлова Анастасия

Проверила:

Волочаева Т.В.

Санкт-Петербург 2015

Юные погибшие герои,

Юными остались Вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла Вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины.

Благодарность вечная Вам всем,

Маленькие стойкие мужчины

Девочки, достойные поэм..

Война - страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения. Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.

«Дети и война -- нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», -- написал Твардовский в одном из своих очерков.

Дети и война - два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу…

Детям войны рано пришлось становиться взрослыми. За ними некому было присматривать, некому было выполнять их капризы. Ведь их родители или воевали, или трудились с утра до вечера, чтобы страна могла победить в войне. Или родителей уже не было... Часто в 14-15 лет дети войны уже сами начинали работать, как взрослые: на заводах, в поле, на ферме или в госпитале.

Их отцы уходили на фронт, погибали, а матери часто не знали, где добыть еду, чтобы прожить следующий день. В этом плане немного проще было сельским жителям. У них была земля, которая, хотя и давала скудный урожай, но все же могла немного прокормить. Дети выкапывали остатки картошки, бегали в лес на поиски грибов, ягод и полезных кореньев. Работать им приходилось наравне со взрослыми, потому что не хватало рабочих рук.

В городах для детей ситуация была сложнее. Еду выдавали по пайкам, порции были крошечные. Увеличенную порцию хлеба могли получать работники фабрик и заводов. Многие промышленные предприятия были эвакуированы вглубь страны, вместе с ними ехали и семьи работников. И дети шли работать. И работали иногда быстрее и качественнее, перевыполняя все установленные нормы.

Дети мечтали повторить подвиги отцов и братьев. Многие специально прибавляли себе возраст, чтобы их взяли на фронт или в военное училище, в школу юнг.

Зафиксировано много случаев, когда дети уходили в партизаны, особенно часто это происходило на окупированных территориях. Они мстили за убитых близких, мстили жестоко и беспощадно.Збыли случаи, когда дети вели боевые действия в регулярной армии против нацистов. Многие дети пытались бежать из своих домов на войну, но большинство из них были захвачены военной полицией и возвращены в свои дома. Часто солдаты находили детей в разоренных и сожженных деревнях Советского Союза. Осиротевших детей помещали в специально созданные во время войны детские дома, но иногда мальчишек включали в активные боевые подразделения, где они получали оружие и специальную форму. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 - 11 лет, и остались со своим полком на всех фронтах, от России до Германии, до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

Дети в тылу

В 1941-1942 годы численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Если в 1940 году доля подростков на них составляло 6%, то в 1942 - 18%, а в наркомате тяжелой промышленности 24-49,4%. Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения. Работать на себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

В декабре 1941 года школьники г. Горького взяли обязательства без отрыва от учёбы помогать предприятиям лёгкой промышленности в быстрейшем выполнении заказов фронта. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, подшлемники, участвовали в пошиве обмундирования.

В 1942 году в цехе завода "Серп и молот" влилось более 3 тыс. неопытных, молодых рабочих. Среди них около 100 человек было бывших школьников. Они быстро осваивали профессию сталевара, перевыполняли плановые задания, и вскоре о молодёжном цехе узнала вся страна.

В первые годы войны на Магнитогорский металлургический комбинат пришло несколько тысяч выпускников ремесленных училищ. Их возраст не превышал 15-17 лет, но с первых дней они стали обслуживать крупнейшие агрегаты, работали у доменных и мартеновских печей, на 7 прокатных станах, трудились они наравне с кадровыми рабочими, участвовали в соц - соревновании, показывали образцы трудового героизма. За три года войны они выплавили 1 млн. т. стали, 570 тыс. т. чугуна, выпустили 580 тыс. т. проката. Только на Кузнецком металлургическом комбинате, где особенно много работало молодёжи, за годы войны было произведено такое количество снарядной стали, которой хватило бы для изготовления 100 млн. снарядов и танковой стали для 50 тыс. тяжёлых танков.

В те дни на заводе можно было видеть многих юношей и девушек, пришедших из московских школ. В телогрейках и стёганых ватных брюках, в больших не по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли они на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Н а колхозном фронте

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам.

Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

Более 20 млн. ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 млн. трудодней. Многие из них в первые же дни войны активно включались в работу на полях и фермах.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушкиклубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания. Например, в 1942 году в 26 областях из собранных колосков было намолочено 8 млн.

683 тыс. пудов зерна. В годы войны трудовое крестьянство страны показали свою сплочённость и стремилось дать фронту и тылу всё, что только могло, чтобы помочь отстоять Родину, великие завоевания колхозного строя.

Взнос пионеров и школьников

Защита Советской Родины от фашистского нашествие потребовала от каждого гражданина СССР найти своё место в общем строю борьбы на фронте и в тылу. В Директиве от 29 июня 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП призывали всех советских людей “организовать всестороннюю помощь действующей армии … обеспечить снабжение армии всем необходимым…”.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно-Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги они приобретали танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их войнам действующей армии. Патриотическое движение пионеров и школьников за сбор средств для строительства танков и танковых колонн охватили все школы страны. К весне 1943 года молодёжь и школьники собрали на вооружение для действующей армии около 542 млн. рублей.

Таким образом, в многочисленных формах пожертвований, в самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба народов нашей страны.

Пионеры и школьники - с воинами

С воинами - фронтовиками постоянно были связаны пионеры и школьники. Во своей работе они старались походить на взрослых, прекрасно понимали стоящие задачи, понимали, что только общими усилиями тыла и фронта можно победить немецко - фашистски захватчиков, которые прервали мирную жизнь, лишили не только взрослых, но и детей радости и счастья, они сознавали: для того что бы вернуть прерванную радость, необходимо разгромить врага, а для этого нужно давать действующей армии всё, в чём только она нуждается. И они находили различные, посильные для них способы и средства помощи армии.

Когда же в стране развернулось движение по заготовке подарков для воинов - фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Например, в июле 1941 года около 100 тыс. различных подарков были отправлены воинам - фронтовикам от школьников Ленинграда. В 1942 году пионеры и школьники Егорьевского района Московской области для воинов - фронтовиков изготовили 18 тыс. конвертов, 2 тыс. носовых платков и 2 тыс. любовно вышитых кисетов для табака.

Когда же развернулось движение за сбор теплых вещей, пионеры и школьники так же активно приняли участие. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви.

Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам - фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Многие пионеры и школьники деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, сдавали в “фонд раненому воину”.

Только на фронт

С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Вчерашние школьники, студенты, молодёжь осаждали военкоматы, они требовали - не просили! - убеждали, а когда это не помогало, то с искренним чувством шли на подлог - завышали (года) на год, а то и на два свой возраст.

Война - дело мужчин, но юные граждане сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и они, подлинные патриоты, не могли остаться в стороне от разыгравшейся на их глазах трагедии.

Они шли буквально на всё, чтобы стать в строй защитников Родины. Кое-кому это удавалось. И происходило это не только в тех районах, к которым доползли кровавые языки военного пламени. На фронт убегали мальчики и девочки из далёких тыловых городов и деревень. Их стремление было продиктовано (искренним) только одним нескрываемым желанием - вместе с армией громить ненавистный фашизм. Юные граждане писали: “Направьте нас туда, где нужны наши руки, наши знания”.

Огромную ненависть и священное желание мести вызвали у советских людей известия о зверствах и бесчинствах гитлеровцев на нашей земле. Уже первые дни войны показали, что гитлеровские захватчики стремятся любой ценой осуществить людоедские планы фашистского командования. Вводя “новый порядок”, они силой насаждали режим террора и насилия.

Многие примеры свидетельствуют о высоком патриотизме советского народа, преданности его социалистической Родине, о самопожертвовании во имя свободы и независимости своей Отчизны.

ребёнок война фронт школьник

Дети - герои Великой Отечественной войны

Вася Коробко

Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.

Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.

Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.

Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Вывод

Печальных примеров тяжелой участи детей в военное время можно приводить еще много. Нельзя не вспомнить о детских концентрационных лагерях, устроенных фашистами. В них маленькие пленники подвергались нечеловеческим пыткам, «нацистские врачи» ставили на них чудовищные опыты, дети умирали мучительной смертью. Трудно подсчитать, сколько маленьких несчастных узников было замучено в таких концлагерях по всей Европе. Дети, пережившие войну, никогда уже её не забудут. По ночам они по-прежнему слышат грохочущие разрывы бомб, испуганные крики, пулеметные очереди. Они рано взрослели. Взрослели от голода, взрывов, совершаемого на их глазах кровопролития. Родителей убивали на их глазах. Но они не забывали. Они не падали духом и становились сильнее, их поддерживали окружающие, помогали им. Они смогли пережить несчастья и вместе со всей страной строить новую жизнь после войны.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Причины Великой Отечественной войны. Периоды Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии в начальный период войны. Решающие сражения войны. Роль партизанского движения. СССР в системе международных послевоенных отношений.

    презентация , добавлен 07.09.2012

    Превращение Оренбургской области в промышленную и сельскохозяйственную базу страны в годы Великой Отечественной войны. Помощь Красной Армии, сбор личных средств в фонд вооружения, долг милосердия. Герои Оренбуржья, их мужество и отвага в борьбе с врагами.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. Нападение Германии на Советский Союз. Участие «старых» и «новых» полководцев в Великой Отечественной войне.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Большой патриотический подъем и стремление каждого внести вклад в дело скорейшего разгрома врага. Труженики рубцовского тыла. Сбор средств на покупку вооружения для Красной Армии. Рубцовские комсомольцы. На фронтах Великой Отечественной.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2006

    Роль, значение и техническая реконструкция железнодорожного, морского и авиационного транспорта накануне и в годы Великой Отечественной войны. Эвакуационные перевозки и вклад железнодорожников в победу. Таллиннские операции торгового балтийского флота.

    реферат , добавлен 10.02.2012

    Разработка ядерного оружия во время Великой Отечественной Войны. План военной перестройки в авиации. Развития медицины во время войны. Строительство оборонительных сооружений, помощь в оказании помощи раненым и сбор лекарственных растений детьми.

    презентация , добавлен 15.02.2015

    Начало Великой Отечественной войны. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и Сталинградом. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Наступление Красной армии в 1944 – 1945 г.г. Окончание Второй Мировой войны. Итоги войны.

    реферат , добавлен 08.06.2004

    Описание трагического начала Великой Отечественной войны, приграничные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Определение направлений продвижения немецкой армии вглубь территории СССР. Причины поражения Красной Армии. Поражение немцев в битве за Москву.

    контрольная работа , добавлен 07.07.2014

    Знакомство с участниками Великой Отечественной войны. Общая характеристика биографии А. Красиковой. А. Штильвассера как артиллерист-командир орудий: рассмотрение причин госпитализации, анализ наград. Особенности начала Великой Отечественной войны.

    реферат , добавлен 11.04.2015

    Дети-герои Великой Отечественной войны, их вклад в Победу: участие в боевых действиях регулярной армии против нацистов, в диверсиях и в разведке на оккупированных территориях по заданию партизанских отрядов. Признание мужества и подвига юных героев.

В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. «Дети Великой Отечественной войны» - так называют сегодняшних 59-76-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

«Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты…
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи...»

Д. Кедрин

Восьмого сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом.


15 июля 1943 года Толя Фролов на пепелище своего дома. Село Ульяново Орловской области

Из воспоминаний Валентины Ивановны Потарайко: «Мне было 5 –6 лет. Из блокадного Ленинграда нас эвакуировали в Пермскую область. Везли через Ладогу, где мы попали под бомбежку. Много детей тогда погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса. На Урал нас везли в товарных поездах вместе со скотом. На какой-то небольшой станции фашисты разбомбили поезд, загорелись вагоны. Все вокруг смешалось: метались из стороны в сторону люди, плакали дети, ржали лошади, мычали коровы, визжали свиньи. Мою старшую сестру Нину осколком ранило в лицо. Из ушей и раздробленной челюсти хлестала кровь. Средней сестре Тамаре пули попали в ногу, мать была смертельно ранена. На всю жизнь я запомнила эту картину. С убитых снимали теплую одежду и обувь, а потом их сваливали в общую могилу. Я кричала: „Дядя, не надо мою маму!“ Сестер увели, чтобы оказать им медицинскую помощь, а я сидела возле матери, которую положили на опилки. Дул сильный ветер, опилки засыпали ее раны, мама стонала, а я вычищала ей раны и просила: „Мама, не умирай!“ Но она умерла. Я осталась одна».


Эвакуация. Ленинградцы во время посадки на пароход 1942 г.

Война отучила этих детей плакать. Вспоминает Валентина Ивановна: «Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя». Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их «сортировали» на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить «великой Германии», ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.


Дети в бомбоубежище во время налета авиации противника (год не установлен)

Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.


В хирургическом отделении Городской детской больницы имени доктора Раухфуса, Новый год 1941/42 г.

Вспоминает Николай Пантелеевич Крыжков: «Наш детдом в Сталино эвакуировали, когда немцы уже стояли на подступах к городу. Мне было 11 лет. Из Сталино детдомовцы помогали гнать скот. По дороге у нас забирали лошадей, коров для армии и постепенно все разбрелись кто куда. Зиму я скитался по степям, промышлял на железной дороге, так добрался до Сталинграда. Осенью 1942 года меня приютили солдаты 1095-го артиллерийского полка, накормили, отмыли, обогрели. Командир части несколько раз отправлял меня, но я снова возвращался. И тогда комбат Виктор Веприк приказал зачислить меня в штат и поставить на довольствие. Так и остался я до конца войны сыном полка 150-й Севастопольской орденов Суворова и Кутузова пушечно-артиллерийской бригады 2-й гвардейской армии, прошел от Сталинграда до Восточной Пруссии, участвовал в боях на Саур-Могиле, ходил в разведку и корректировал огонь в Севастополе, Кенигсберге, Пилау. В Белоруссии под Шауляем был ранен осколками снаряда и направлен в парковый взвод. Пришел туда – немецкий автомат через плечо, два диска к нему в вещмешке лежат, в рукавичках – гранаты, под рубашкой „Парабеллум“ спрятан. Вот такое было у меня вооружение».


Гвардии рядовой Иван Фролович Камышев, 14 лет. Уральский добровольческий танковый корпус

Николай Пантелеевич удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени, медалей «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга», благодарности командира за взятие Севастополя. В наградном листе отмечено, что Коля Крыжков выполнял обязанности разведчика-артиллериста, выявлял цели противника, приходил из разведки невредимым и с ценными сведениями, которые помогали выполнять боевые задания. А ведь в 1945 году ему исполнилось лишь 14 лет. До войны Николай Пантелеевич закончил всего 3 класса, и снова пошел в вечернюю школу уже в 25-летнем возрасте. Был заместителем начальника группы «Поиск», собирал материалы для «Книги Памяти». Сейчас хотел бы поехать в Москву на встречу с ветеранами 2-й гвардейской армии, но проездные дают только по территории Украины.


В тылу - завод №63

Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. «Нас постоянно перебрасывали из одного детдома в другой, – рассказывает Валентина Ивановна, - Володинский, Усольский, Касибский Два года – 1946-1947 гг. я не знала вкуса хлеба. Во время этого ужасного голода норма была такой: завтрак и ужин – по 100 граммов хлеба, обед – 200. Но и эти краюхи всегда отбирали ребята посильнее. Я ела только кашу и суп, заправленный ложкой рыбьего жира. Детдомовцы часами стояли в магазинах и ждали, когда продавец даст им горсточку хлебных крошек, которые оставались после нарезки».


Дети во время традиционного праздника, посвященного окончанию учебного года. 22 июня 1941 г. Место съемки: Молотов

Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.


Дети у грядок на набережной в Ленинграде, 1942 г.

Вспоминает о войне преподователь МУК-21 Командровский В.Г. Война началась для меня и моих родителей уже 21 июня 1941 года, так как отец был пограничник, в субботу с нами попрощался и уехал на границу, а жили мы в пограничном городке. Мама и я (мне 9 лет) успели сесть в эшелон. В пути примерно с месяц до Москвы было все: и бомбежки, и мертвые, и на глазах убиваемые люди, … Эвакуированы были на Урал, где были свои лишения из-за неустроенности и голодовки. Правда, в школе кормили детей каким-то подобием обеда. После Победы в школах тоже подкармливали: давали кусочек черного хлеба 5см*5см, смазанный повидлом. Как мама сводила концы с концами, непонятно. Вы знаете, что такое «затируха»? В кипящую воду бросается сколько-то жменек муки, перемешивается, еда готова. Изо дня в день, но не всегда 3 раза. Но с голоду я не опухал. Не сравнить с детьми, которых привозили из осажденного Ленинграда. Из поездов выносили и умерших в пути от истощения… И родители у меня были живы, в детдоме я не был. Хотя в интернате с октября 44-го до Победы был. Что папа жив, мы узнали лишь в декабре 41-го. Из газеты, где были напечатаны списки награжденных боевыми орденами и медалями. Были и другие лишения во время войны и в первые годы после. Долгое время мне и многим моим сотоварищам хотелось просто наесться хлеба. Но все это не те лишения и ужасы, что перенесли многие дети, потерявшие родителей, бывшие в оккупации или угнанные в фашистскую неволю.


Юные защитники Ленинграда на Дворцовой площади, 1945 г.

Мои родственники из Донбасса были угнаны в Германию – мальчик 12 лет и девочка, точнее девушка 16 лет. Мальчик так и сгинул в Неметчине, ничего неизвестно о нем. А девочка (Собина) – это целая история. Дело в том, что Собина, рабыня по-существу, чем-то не угодила немке-хозяйке и та ее отправила в лагерь Майданек на уничтожение. Но так как девушка была немного образована по медицине, то ее оставили при лагерной больнице. Ее будущий муж, Тадеуш был участником польского Сопротивления, за ним охотилось гестапо. Взяли в заложники его отца и брата и предупредили мать, что их повесят, если Тадеуш не сдастся. Но Тадеуш со многими другими поляками попал в облаву, и его отправили в Майданек на уничтожение. А отца и брата при народе, согнанном на центральную площадь Кракова, в том числе и при матери, повесили. После этого мать тронулась рассудком. В лагере Тадеуш через короткое время оказался в груде очереди на сожжение. Об этом он уже плохо соображал, т.к. весил около 48 кг при росте за 180 см и обычном весе под 100. В лагере действовало подполье, Тадеуша переправили в больницу. Там Собина его выходила, они полюбили друг друга, после освобождения поженились. Были они в гостях у нас, и мы были у них по приглашению. Хотелось бы отметить вот что. Дети остаются во многом детьми даже в тяжелейших условиях.


Убитый мальчик Витя Черевичкин с голубем в руках (год съемки не установлен). Место съемки: Ростов-на-Дону

У них своя психология, без прогноза на будущее. Одержимость игрой, приключением, любопытством, легкостью вступления в эти области. В этом плане дети, особенно мальчишки, пацаны, чокнутые. Подавай им романтику. А война, вот она с ее возможностями отличиться, проявить геройство, подчас пустое бахвальство, проявить себя как личность, хотя и неосознанно, подсознательно. Сейчас тоже много для этого соблазнов, среда и средства СМИ весьма этому способствуют. Дети же не понимают, что от баловства до преступления, до ужаса, горя и прочих несчастий один шаг, порой чуть-чуть… Итак, все пацаны чокнутые. Каждый по-своему и, в то же время, как-то все одинаково.


Замученные дети 1942 г. Место съемки: Сталинград

Вместе с отцом

Шли последние недели обороны Севастополя в июне 1942 года. В те дни в осажденный город пробивались только одиночные боевые корабли. Последними из них были эсминец «Безупречный» и лидер «Ташкент». Командовал «Безупречным» капитан 3 ранга П. Буряк. Вместе с ним на корабле юнгой плавал и его сын Володя, еще не достигший призывного возраста. По боевому расписанию он был одним из номеров расчета зенитного пулемета, расположенного на крыле ходового мостика.

25 июня эсминец принимал груз у причала Новороссийского порта. Накануне у Володи поднялась температура, и корабельный врач прописал ему постельный режим. А так как Володя не входил в штат экипажа корабля, а в Новороссийске жила его мать, врач отправил его лечиться домой. Утром Володя вспомнил, что забыл сказать напарнику по расчету, куда положил одну из запасных деталей пулемета, которая могла понадобиться в бою. Вскочив с постели, он побежал на корабль.

Моряки эсминца понимали, что этот поход мог быть последним, так как пробиваться в Севастополь с каждым днем становилось все труднее. Некоторые из них оставляли на берегу письма и памятные вещи с просьбой переслать их родным, если эсминец из похода не вернется. Услышав об этом, Володя решил остаться на корабле. Когда перед выходом прозвучал сигнал сниматься со швартовов и отец поднялся на ходовой мостик, он увидел Володю.
– Почему ты здесь? Быстро беги домой, мать волнуется, – строго сказал он сыну.
– Отец, – ответил Володя, – некоторые матросы говорят, что корабль не вернется из похода. Если я уйду, то все поверят в это…

Никто не знает, что подумал в тот момент отец, но он подошел к сыну, обнял его, потрепал по волосам, а потом, легонько оттолкнув, занял свое место у машинного телеграфа и приказал отдавать швартовы. Володя, как всегда, встал у своего пулемета… Рано утром 26 июня «Безупречный» атаковали вражеские самолеты. Одна атака сменялась другой. Зенитчики эсминца сбили два самолета, но одна из бомб попала в корабль. Эсминец снизил скорость. Новая атака… Володя не отходит от пулемета. Огненные трассы тянутся то к одному, то к другому вражескому стервятнику. Не снимает рук с машинных телеграфов отец. Корабль то несется вперед, рассекая грудью лазурную поверхность моря, то, сотрясая корму грохотом винтов, останавливается. Еще одна бомба попала в корабль, несколько других взорвались рядом с бортом. «Безупречный» потерял ход.

Его корма начала медленно уходить под воду. По приказу командира корабль покидали сначала пехотинцы, затем члены экипажа. Люди прыгали в воду и старались быстрее отплыть от тонувшего корабля. Над ними с ревом носились вражеские самолеты. А с кренящегося корабля по самолетам били пушки и пулеметы, стремясь прикрыть людей от атак с воздуха. До последней секунды бил пулемет и с крыла ходового мостика, а у телеграфов уже замолчавших машин неподвижно стоял командир. Капитан 3 ранга П. Буряк и его сын Володя погибли, не покинув своего боевого поста…

Прошло два года. Моряки Днепровской флотилии вместе с войсками фронта вели бои на берегах Днепра, Десны, небольшой речушки Пины, недалеко от устья которой расположен город Пинск. В состав бронекатеров флотилии входил и БКА-92, на котором юнгой плавал четырнадцатилетний Олег Ольховский. Его отец, старший лейтенант П. Ольховский, служил механиком отряда катеров.

В ночь на 12 июля 1944 года группа бронекатеров скрытно поднялась вверх по реке, пересекла линию фронта и, неожиданно появившись в районе Пинского порта, высадила десант моряков. Десантники с боем начали продвигаться к городу, а катера поддерживали их артиллерийским и пулеметным огнем. Враг подтянул к берегу артиллерию. Все чаще снаряды стали рваться рядом с бронекатерами. От попадания одного из них на БКА-92 вспыхнул пожар. Тяжело был ранен командир бронекатера лейтенант И. Чернозубов. Командование катером принял старший лейтенант П. Ольховский. Через несколько минут осколком очередного разорвавшегося рядом с катером снаряда был убит рулевой. П. Ольховский сам встал за штурвал и начал выводить катер из зоны обстрела вражеских орудий. Снова раздался грохот взрыва. На этот раз снаряд попал в артиллерийскую башню. Через несколько секунд был смертельно ранен в грудь П. Ольховский.

Его сын, находившийся до этого в машинном отделении, по непонятному поведению катера почувствовал неладное и пробрался в рубку. Здесь он и увидел лежавшего на палубе отца. Тот был уже мертв… Из развороченной артиллерийским снарядом башни шел легкий дымок. Молчал зенитный пулемет – убитый пулеметчик лежал рядом. Никого не было видно и в турели. Вероятно, фашисты решили, что на катере не осталось живых, и прекратили по нему огонь.

И вдруг ожил турельный спаренный пулемет. Это Олег Ольховский длинными очередями расстреливал выскакивавших на берег гитлеровцев. Враг вновь начал обстреливать катер из артиллерийских орудий и пулеметов, опять запели над его палубой осколки. Один за другим вонзались снаряды и пули в катер. В нескольких местах вспыхнуло пламя. Тушить его было некому. Качаясь на волнах, поднимаемых взрывами, БКА-92 медленно приближался к берегу, занятому фашистами. А пулемет стрелял и стрелял… Стрелял до тех пор, пока один из снарядов не попал в турель…… Как памятник юному герою, как воспоминание о том бое, по днепровским плесам плавает теплоход «Олег Ольховский». Хочется верить, что когда-нибудь и в море мы встретим морское судно, на борту которого прочтем «Володя Буряк».

В ходе боев дети-герои Великой Отечественной войны не щадили собственные жизни и шли с таким же мужеством и отвагой, как взрослые мужчины. Их участь не ограничивается подвигами на поле боя – они работали в тылу, пропагандировали коммунизм на оккупированных территориях, помогали снабжению войск и многое другое.

Есть мнение, что победа над немцами – это заслуга взрослых мужчин и женщин, но это не совсем так. Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над режимом Третьего рейха и их имена также не должны быть забыты.

Юные пионеры-герои Великой Отечественной войны действовали также храбро, ведь понимали, что на кону не только их собственные жизни, но и судьба всего государства.

В статье пойдет речь о детях-героях Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), точнее о семи мальчиках-храбрецах, которые получили право называться героями СССР.

Рассказы детей-героев Великой Отечественной войны 1941-1945 – это ценный источник данных для историков, даже если дети не брали участие в кровопролитных битвах с оружием в руках. Ниже, кроме того, можно будет ознакомиться с фото пионеров-героев Великой Отечественной войны 1941 –1945, узнать об их храбрых поступках в ходе боевых действий.

Все рассказы о детях-героях Великой Отечественной войны содержат только проверенную информацию, их ФИО и ФИО их близких не менялись. Однако некоторые данные могут не соответствовать правде (к примеру, точные даты смерти, рождения), так как в ходе конфликта документальные подтверждения были утеряны.

Вероятно, самым наиболее ребенком-героем Великой Отечественной является Валентин Александрович Котик. Будущий храбрец и патриот родился 11 февраля 1930 года в небольшом поселении под названием Хмелевка, что в Шепетовском районе Хмельницкой области и учился в средней русскоязычной школе №4 того же городка. Будучи одиннадцатилетним мальчишкой, который обязан был лишь учиться в шестом классе и познавать жизнь, он с первых часов противостояния решил для себя, что будет сражаться с захватчиками.

Когда пришла осень 1941 года Котик вместе со своими близкими товарищами тщательно организовал засаду полицаям города Шепетовка. В ходе хорошо продуманной операции мальчишке удалось ликвидировать главу полицаев, бросив под его автомобиль боевую гранату.

Приблизительно в начале 1942 года меленький диверсант присоединился к отряду советских партизан, которые сражались во время войны в глубоком тылу врага. Изначально молодого Валю не посылали в бой – назначили работать связистом – довольно важная должность. Однако молодой боец настаивал на своем участии в схватках против немецко-фашистских оккупантов, захватчиков и убийц.

В августе 1943 года молодой патриот был принят, проявив необыкновенную инициативу, в крупный и активно действующую подпольную группу имени Устима Кармелюка под управлением лейтенанта Ивана Музалева. На протяжении 1943 года он регулярно принимал участие в схватках, в ходе которых не раз получал пулю, но даже вопреки этому снова возвращался на передовую, не жалея жизни. Валя не стеснялся никакой работы, а потому также часто ходил на разведывательные задания в своей подпольной организации.

Один известный подвиг молодой боец совершил в октябре 1943 года. Совершенно случайно Котик обнаружил хорошо припрятанный телефонный кабель, который находился неглубоко под землей и был крайне важен для немцев. Этот телефонный кабель обеспечивал связь между ставкой верховного главнокомандующего (Адольфа Гитлера) и оккупированной Варшавой. Это сыграло важную роль в освобождении польской столицы, так как у штаба фашистов не было связи с верховным командованием. В этом же году Котик помог подорвать вражеский склад с патронами для оружия, а также разрушил шесть железнодорожных эшелона с необходимым немцам снаряжением, и в которых угоняли киевлян, минировав их и без угрызений совести взорвав.

В конце октября этого же года маленький патриот СРСР Валя Котик совершил еще один подвиг. Будучи в составе партизанского угруппирования, Валя стоял в дозоре и заметил, как вражеские солдаты окружают его группу. Котик не растерялся и первым делом убил вражеского офицера, который командовал карательной операцией, а после поднял тревогу. Благодаря столь смелому поступку этого храброго пионера партизаны успели отреагировать на окружение и смогли отбиться от врага, избежав огромных потерь в своих рядах.

К сожалению, в бою за город Изяслав в середине февраля следующего года Валя был смертельно ранен от выстрела с немецкой винтовки. Пионер-герой скончался от полученной раны следующим утром в возрасте каких-то 14 лет.

Молодой воин был навечно упокоен в своем родном городе. Несмотря на значимость подвигов Вали Котика, его заслуги были замечены только спустя тринадцать лет, когда мальчику присвоено звание «Героя Советского Союза», но уже посмертно. Кроме того, Валя также был награжден «Орденом Ленина», «Красного знамени» и «Отечественной войны». Памятники поставили не только в родном селе героя, но и по всей территории СССР. В честь него называли улицы, детские дома и так далее.

Петр Сергеевич Клыпа – один из тех, кого с легкостью можно назвать довольно противоречивой личностью, который будучи героем Брестской крепости и обладая «Орденом Отечественной войны», также был известен, как преступник.

Родился будущий защитник Брестской крепости в конце сентября 1926 года в российском городе Брянск. Детство мальчишка провел практически без отца. Тот был железнодорожником и рано погиб – мальчишку воспитывала только мать.

В 1939 году Петра взял к себе в армию его старший брат – Николай Клыпа, который на тот момент уже долсужился до звания лейтенанта КА, и под его командованием находился музыкальный взвод 333-го полка 6-й стрелковой дивизии. Молодой боец стал воспитанником этого взвода.

После захвата войсками Красной Армии территории Польши, он вместе с 6-й стрелковой дивизией был направлен район города Брест-Литовск. Казармы его полка размещались близко к знаменитой Брестской крепости. 22 июня Петр Клыпа проснулся в казармах уже во время того, как немцы начали бомбить крепость и окружающие ее казармы. Бойцы 333-го стрелкового полка вопреки панике смогли дать организованный отпор первой атаке немецкой пехоты, и молодой Петр также активно участвовал в этом бою.

С первого дня он вместе со своим другом Колей Новиковым стал ходить в разведку по полуразрушенной и окруженной крепости и выполнять поручения своих командиров. 23 июня во время очередной разведки молодым бойцам удалось обнаружить целый склад боеприпасов, которые не были разрушены взрывами – эти боеприпасы сильно помогли защитникам крепости. Еще много дней советские солдаты отбивали атаки противника, используя эту находку.

Когда командиром 333-пока стал старший лейтенант Александр Потапов, он назначил молодого и энергичного Петра своим связным. Он сделал много полезного. Однажды он принес в санчасть большой запас бинтов и лекарств, которые были крайне нужны раненым. Каждый день Петр также приносил бойцам воду, которой катастрофически не хватало защитникам крепости.

К концу месяца положение бойцов Красной Армии в крепости стало катастрофически тяжелым. Чтобы уберечь жизни невинных людей, солдаты отправили детей, стариков и женщин в плен немцам, давая им шанс на выживание. Молодому разведчику также предлагали сдаться, но тот отказался, решив и дальше участвовать в боях против немцев.

В первых числах июля патроны, вода и еда у защитников крепости практически закончились. Тогда всеми силами было решено идти на прорыв. Он закончился полным провалом для бойцов Красной Армии – немцы убили большинство бойцов, а остальную половину взяли в плен. Лишь единицам удалось уцелеть и пробиться сквозь окружение. Одним из них был Петр Клыпа.

Однако через пару дней изнурительной погони его и других спасшихся фашисты схватили и взяли в плен. До 1945 года Петр работал в Германии батраком у довольно состоятельного немецкого фермера. Его освободили войска Соединенных Штатов Америки, после чего он вернулся в ряды Красной Армии. После демобилизации Петя пошел в бандиты и грабители. На его руках даже было убийство. Значительную часть своей жизни он отсидел в тюрьме, после чего вернулся к нормальной жизни и завел семью и двух детей. Умер Петр Клыпа в 1983 году в возрасте 57 лет. Его скорая смерть была вызвана серьезной болезнью – раком.

Среди детей-героев Великой Отечественной войны (ВОВ) отдельного внимания заслуживает юный боец-партизан ВилорЧекмак. Мальчишка родился в конце декабря 1925 года в славном городе моряков Симферополе. Вилор имел греческие корни. Его отец – герой многих конфликтов при участии СССР, погиб во время защиты столицы СССР в 1941 году.

Вилор отлично учился в школе, испытывал необыкновенную любовь и имел художественный талант – он прекрасно рисовал. Когда вырастет, мечтал рисовать дорогие картины, но события кровавого июня 1941 года раз и навсегда перечеркнули его мечты.

В августе 1941 года Вилор больше не мог отсиживаться, когда остальные проливали кровь за него. И тогда, взяв свою любимую овчарку, пошел в партизанский отряд. Мальчишка был настоящим защитником Отечества. Мать отговаривала его идти в подпольное группирование, так как у парня был врожденный порок сердца, но он все равно решил спасать родину. Как и многие остальные мальчишки его возраста Вилор стал служить в разведчике.

В рядах партизанского отряда он прослужил всего пару месяцев, но перед своей гибелью совершил настоящий подвиг. 10 ноября 1941 года он находился на посту, прикрывая своих собратьев. Немцы начали окружать партизанский отряд и Вилор первым заметил их приближение. Парень рискнул всем и произвел выстрел из ракетницы, чтобы предупредить своих собратьев о враге, но этим же поступком он привлек к себе внимание целого отряда нацистов. Понимая, что ему уже не уйти, он решил прикрыть отступление своих братьев по оружию, а потому открыл огонь по немцам. Парнишка дрался до последнего выстрела, но и потом не сдался. Он, как настоящий герой кинулся на врага со взрывчаткой, подорвал себя и немцев.

За свои достижения он получил медаль «За боевые заслуги» и медаль «За Оборону Севастополя».

Медаль «За Оборону Севастополя».

Среди известных детей-героев Великой Отечественной войны также стоит выделить Каманина Аркадия Наколаевича, который родился в начале ноября 1928 года в семье известного советского военачальника и генерала ВВС Красной Армии Николая Каманина. Примечательно, что его отец был одним из первых граждан СССР, который получил самое высокое в государстве звание Героя Советского Союза.

Свое детство Аркадий провел на Дальнем Востоке, но после переехал в Москву, где жил непродолжительное время. Будучи сыном военного летчика, Аркадий в детства мог летать на самолетах. Летом молодой герой всегда работал на аэродроме, а также недолго работал на заводе по производству самолетов различного предназначения на должности механика. Когда началась боевые действия против Третьего рейха мальчишка переехал в город Ташкент, куда направили его отца.

В 1943 году Аркадий Каманин стал одним из самых молодых военных летчиков в истории, и самый молодым летчиком Великой Отечественной. Вместе с отцом он отправился на Карельский фронт. Он был зачислен в 5-й Гвардейский штурмовой авиакорпус. Сначала он работал механиком – далеко не самая престижная работа на борту самолета. Но уже совсем скоро его назначили штурманом-наблюдателем и бортмехаником на самолете для налаживания связи между отдельными частями под названием У-2. Этот самолет имел парное управление, и Аркаша не раз сам управлял самолетом. Уже в июле 1943 года молодой патриот летал без чьей-либо помощи — полностью самостоятельно.

В 14 лет Аркадий официально стал летчиком и был зачислен в 423-ю Отдельную эскадрилью связи. С июня 1943 года герой сражался с врагами государства в составе 1-го Украинского фронта. С осени победоносного 1944 года он вошел в состав 2-го Украинского фронта.

Аркадий в большей степени принимал участие в заданиях по налаживанию связи. Он не раз летал за линию фронта, чтобы помочь партизанам наладить связь. В свои 15 лет парень был удостоен награды «Орден Красной Звезды». Эту награду он получил за оказание помощи советскому пилоту самолета-штурмовика Ил-2, который потерпел крушение на так называемой нейтральной полосе. Если бы невмешательство молодого патриота, полито бы погиб. Затем Аркадий получил еще один орден Красной Звезды, а после и орден «Красного Знамени». Благодаря его успешным действиям в небе Красная Армия смогла установить красный флаг в оккупированных Будапеште и Вене.

После победы над врагом Аркадий пошел продолжать обучение в средней школе, где быстро догонял программу. Однако парня погубил менингит, от которого он умер в возрасте 18 лет.

Леня Голиков – немало известный убийца-оккупантов, партизан и пионер, который за свои подвиги и необыкновенную преданность Отечеству, а также самоотдачу заслужил звание Героя Советского Союза, а также Медаль «Партизану Отечественной войны 1 степени». Кроме того, родина наградила его «Орденом Ленина».

Родился Леня Голиков в небольшой деревне Парфинского района, что в Новгородской области. Ее родители были обычными рабочими, а мальчика могла ждать такая же спокойная судьба. На момент начала боевых действия Леня закончил семь классов и уже работал на местном заводе по производству фанеры. Активно в боевых действиях начал участвовать только в 1942 году, когда враги государства уже захватили Украину и пошли на Россию.

В середине августа второго года противостояния, будучи в тот момент молодым, но уже довольно опытным разведчиком 4-й Ленинградской подпольной бригады, бросил под вражеский автомобиль боевую гранату. В той машине сидел немецкий генерал-майор от инженерных войск – Рихард фон Виртц. Ранее полагалось, что Леня решительно ликвидировал немецкого военачальника, но тот смог чудом выжить, хоть и получив серьезные ранения. В 1945 году американские войска взяли этого генерала в плен. Однако, в тот день Голикову удалось похитить документы генерала, в которых содержалась информация о новых вражеских минах, которые могли бы нанести существенный вред Красной Армии. За это достижение он был представлен к высочайшему в стране званию «Героя Советского Союза».

В период с 1942 по 1943 годы Лене Голикову удалось убить почти 80 немецких солдат, подорвал 12 шоссейных мостов и еще 2 железнодорожных. Уничтожил пару важных для нацистов продовольственных склада и взорвал 10 автомобилей с боеприпасами для немецкой армии.

24 января 1943 года отряд Лени попал в битву с преимущественными силами противника. Леня Голиков погиб в битве под небольшим поселением под названием Острая Лука, что в Псковской области от пули врага. Вмести с ним погибли и его братья по оружию. Как и многие другие, званием «Героя Советского Союза» был награжден уже посмертно.

Одним из героев детей Великой Отечественной войны был также парнишка по имени Владимир Дубинин, который активно действовал против врага на территории Крыма.

Родился будущий партизан в Керчи 29 августа 1927 года. Мальчик с детства был крайне храбрым и упертым, а потому с первых дней боевых действий против рейха хотел защищать родину. Именно благодаря своей настойчивости он попал в партизанский отряд, который действовал недалеко от Керчи.

Володя, как член партизанского отряда, вел разведывательные действия вместе со своими близкими товарищами и братьями по оружию. Мальчишка доставлял крайне важную информацию и сведения о местонахождении частей противника, численности бойцов Вермахта, что помогало партизанам готовить свои боевые наступательные операции. В декабре 1941 года во время очередной разведки Володя Дубинин предоставил исчерпывающие сведения о враге, что дало возможность партизанам полностью разбить отряд нацистов-карателей. Не боялся Володя и участвовать в боях – сначала он просто подносил боеприпасы под шквальным огнем, а после встал на место тяжело раненного бойца.

Володя имел хитрость водить врагов за нос – он «помогал» нацистам найти партизан, но на самом деле заводил их в засаду. Парнишка с успехом выполнял все задания партизанского отряда. После успешного освобождения города Керчи в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции 1941-1942 гг. молодой партизан присоединился к отряду саперов. 4 января 1942 года во время разминирования одной из мин Володя погиб вместе с советским сапером от взрыва мины. За свои заслуги герой-пионер получил посмертно награду орден «Красного Знамени».

Саша Бородулин родился в день известного праздника, а именно 8 марта 1926 года в городе-герое под названием Ленинград. Его семейство было довольно небогатым. Также у Саши было две родные сестры, одна старше героя, а вторая – младше. В Ленинграде мальчишка прожил недолго – его семья переехала в Республику Карелию, а после снова вернулась в Ленинградскую область – в небольшом поселок Новинка, который находился в 70 километрах от Ленинграда. В этом поселке герой пошел в школу. Там же его выбрали председателем пионерской дружины, о чем парнишка долго мечтал.

Саше было пятнадцать лет, когда начались боевые действия. Герой закончил 7 класс и стал членом комсомола. В начале осени 1941 года парнишка пошел по собственному желанию в партизанский отряд. Сначала он вел исключительно разведывательные действия для партизанского подразделения, но скоро взял в руки оружие.

В конце осени 1941 года он проявил себя в бою за железнодорожную станцию Чаща в рядах партизанского отряда под командованием известного партизанского лидера Ивана Болознева. За свою храбрость зимой 1941 года Александр удостоился еще одного очень почетного в стране ордена «Красного Знамени».

На протяжении следующих месяцев Ваня не раз проявлял храбрость, ходил в разведку и сражался на поле боя. 7 июля 1942 года молодой герой и партизан погиб. Это случилось недалеко от поселка Оредеж, что в Ленинградской области. Саша остался прикрывать отход своих товарищей. Он пожертвовал своей жизнью, что позволить уйти своим братьям по оружию. Уже после своей смерти молодой партизан был дважды награжден тем же орденом «Красного Знамени».

Вышеперечисленные имена – это далеко-далеко не все герои Великой Отечественной войны. Дети совершили множество подвигов, которые не должны быть забыты.

Не меньше других детей-героев Великой Отечественной войны совершил парнишка по имени Марат Казей. Несмотря на то, что его семья была в немилости у правительства, Марат все равно оставался патриотом. В начале войны Марат с мамой Анной прятали у себя партизан. Даже, когда начались аресты местного населения с целью найти тех, кто укрывает партизан, его семья не выдавала своих немцам.

После он и сам пошел в ряды партизанского отряда. Марат активно рвался в бой. Свой первый подвиг он совершил в январе 1943 года. Когда шла очередная перестрелка его легко ранили, но он все равно поднял своих товарищей и повел их в бой. Будучи в окружении, отряд под его началом прорвался сквозь кольцо и смог избежать гибели. За этот подвиг парень получил медаль «За отвагу». Позже ему также дали медаль «Партизану Отечественной войны» 2 степени.

Погиб Марат вместе со своим командиром во время боя в мае 1944 года. Когда закончились патроны, герой бросил одну гранату во врагов, а второй подорвал себя, чтобы не попасть во вражеский плен.

Однако не только фото и фамилии мальчиков пионеров-героев Великой Отечественной войны украшают ныне улицы крупных городов и учебников. Среди них также были и молодые девушки. Стоит упомянуть о яркой, но печально оборвавшейся жизни советской партизанки Зины Портновой.

После того, как летом сорок первого года началась война, тринадцатилетняя девушка оказалась на оккупированной территории и была вынуждена работать в столовой для немецких офицеров. Уже тогда она работала на подполье и по приказу партизан отравила около целой сотни нацистских офицеров. Фашистский гарнизон в городе начал ловить девушку, но ей удалось убежать, после чего она присоединилась к отряду партизан.

В конце лета 1943 года во время очередного задания, в котором она участвовала в качестве разведчицы, немцы схватили юную партизанку. Одна из местных жительниц подтвердила, что это именно Зина тогда отравила офицеров. Девушку начали жестоко пытать с целью узнать информацию о партизанском отряде. Однако девушка не сказала ни слова. Однажды ей удалось вырваться, она схватила пистолет и убила еще трех немцев. Она пыталась убежать, но ее взяли в плен повторно. После ее еще очень долго пытали, практически лишив девушку всякого желания жить. Зина все равно не сказала ни слова, после чего ее расстреляли утром 10 января 1944 года.

За свои заслуги семнадцатилетняя девушка получила звание Героя СРСР посмертно.

Эти рассказы, истории о детях-героях Великой Отечественной войны никогда не должны быть забыты, а наоборот – всегда находится в памяти потомков. О них стоит вспомнить хотя бы раз в году – в день Великой Победы.