Что нужно чтобы сохранить свою индивидуальность. Как написать сочинение "человек и общество"

Человек – социальное создание. И потому не может жить вне общества, но не считаться с окружающими его людьми, с традициями общества, в котором он вращается, он тоже не может. Но дело в том, что ему часто приходится подчиняться законам (не всегда совершенным) своего мирка, что часто приводит к утрате индивидуальности. Он перестаёт быть особенным, самим собой. Становясь частью своего окружения, он становится таким, как все. Общество медленно, но верно убивает в нас собственное «я», подменяя его "мы". Почему же так важно сохранять свою индивидуальность? Прежде всего по-тому, что общество, в котором нет места личностям, то есть индивидуумам, обречено на вечный застой.

Ведь мир изменяют творческие, свободные личности.

В качестве первого аргумента я хотел бы привести господина из Сан-Франциско из одноименного рассказа И.А.Бунина. Перед нами человек, который, достиг высокого материального уровня, к которому стремился всю жизнь. Зачем? Чтобы иметь возможность насладиться жизнью. И в пятьдесят восемь лет он начинает «жить», причем делает это так, как все те, кого он некогда взял себе за образец. Он занимает лучшие апартаменты на знаменитом пароходе «Атлантида», посещает те города, куда стекается отборное общество, он подчиняется тому образу жизни, который ведет свет. Ест по часам, одевается, как принято, курит сигары «до малиновой красноты»- как все.

Он настолько безлик, что автор лишил его имени, хотя господин -главный герой данного рассказа. Когда он умирает, никто не замечает этого, кроме жены и дочери. Никто не пожалел о его уходе, так как этот человек не оставил после себя никакой памяти. Не принёс никому пользы. Да и как личность он умер задолго до своей физической гибели. Автор показал нам, насколько ничтожны власть и богатство перед лицом смерти.

В качестве второго примера я приведу доктора Старцева, героя рассказа "Ионыч" Чехова. Доктор Старцев совсем как господин из Сан-Франциско за десять лет жизни в городе С. безвозвратно утратил своё имя Дмитрий, и стал Ионычем. Некогда веселый, образованный, радующийся жизни человек благородной профессии превратился в бесчувственного идола, которому нет никакого дела до своих больных. Он перестал петь, не получает наслаждения от прогулок, его интересуют только деньги. А самое сокровенное и важное - чувство любви, которое он испытывал к Екатерине Ивановне, скрылось под толстой коркой алчности. Он убил в себе своё «я» и стал как многие обыватели в этом городе, капитулировав перед обществом. Он утратил себя как индивидуума. И значит не выполнил своей миссии – лечить простых людей.

Таким образом, и господин из Сан-Франциско А.И.Бунина, и Ионыч А.П.Чехова, являются наглядным примерам людей, безвозвратно потерявших себя как личность. Очень важно не терять свои идеалы и убеждения (что произошло с земским доктором Дмитрием Старцевым) и жить во имя высокой цели (которой не было у господина из Сан-Франциско) . Ведь только индивидуальность каждого из нас может обеспечивать движение вперёд в развитии общества.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В мировой и русской литературе проблема взаимоотношений человека и социума является одной из важнейших. Человек живет в обществе, и многие из его поступков или действий, так или иначе, предполагают взаимодействие с обществом. Однако эта же сфера оказывается и наиболее проблемной, ведь нередко мотивы отдельно взятой личности не совпадают с мотивами социума.

Основные правила написания работы

Как получить высокую оценку по сочинению «Человек и общество?». Первым этапом написания должна быть формулировка главной мысли - это и будет тема сочинения. Также любое рассуждение состоит из тезисов и аргументов, которые их обосновывают. Тезисы школьник может выдвигать согласно личным убеждениям, которые у него имеются по вопросам взаимодействия человека и общества. Сочинение также должно содержать введение и заключение. Стоит также помнить, что в основной части работы нужно избегать сведений, не имеющих прямого отношения к главной теме.

Развитие происходит только в обществе

Можно, к примеру, подчеркнуть, что общество может выжить без отдельно взятого индивида, но не наоборот. Например, по мнению великого русского ученого Л. С. Выготского, человек, в первую очередь, является социальным существом. Без взаимодействия со старшими членами общества он никогда не сможет развить в себе качеств, которые появились вследствие эволюции всего человечества. Подтверждение тому - дети-«маугли», которых вырастили животные. Даже во взрослом возрасте они уже не могут освоить речь, счет, способности к абстрактному мышлению, умение правильно обращаться с разнообразными орудиями и предметами, которые были разработаны вследствие исторического развития общества.

Как усваивает поведение человек

В сочинении «Человек и общество» учащийся может подчеркнуть, что развитие ребенка подчиняется не только биологическим законам, действующим в животном мире, но и воздействию общественно-исторических закономерностей. Биологическое развитие происходит благодаря влиянию наследственных механизмов, а также путем приобретения индивидуального опыта. Человек же, говорит ученый, не имеет врожденных форм поведения. Развитие его происходит путем подражания взрослым.

Школа: первый опыт общения

Сочинение «Человек и общество» - это хороший способ для самого ученика поразмышлять на тему того, какую роль в его жизни играет социум. Ведь учебное заведение - это не просто место, куда школьники приходят получать знания. Именно здесь и начинается первое серьезное взаимодействие личности и общества. Игра и общение являются элементами для успешного развития личности. Ведь счастливый человек - это тот, кто умеет взаимодействовать с окружающим миром, выстраивать комфортные отношения.

Инакомыслие

В сочинении на тему «Человек и общество» можно затронуть и проблемы инакомыслия. Ведь нередко общество не принимает тех, кто осмеливается мыслить иначе, чем большинство. У каждого человека есть свои понятия о том, как нужно жить, свои верования и идеи. И никто не вправе отнимать их у человека. Однако отличия между верованиями отдельно взятого индивида и общества - это лишь мини-модель, по которой функционируют многие законы природы. И поэтому с инакомыслием нельзя не считаться. В действительности в любом обществе всегда имеются как минимум две противоборствующие силы. Например, в политическом устройстве многих стран имеются левые, правые и центристские партии. В Америке борьба традиционно ведется между демократами и республиканцами, а в Англии - между лейбористами и консерваторами. Такое же противостояние наблюдается и в природе - ген живого существа мутирует или же остается в прежнем состоянии.

В сочинении «Человек и общество» аргумент по данному вопросу может звучать так: общество должно терпимо относиться к инакомыслию отдельно взятого человека, так как оно заложено в природе. Каждый представитель социума должен относиться с толерантностью ко мнению своего оппонента, к его праву мыслить иначе. Один человек предпочитает есть только овощи, в то время как все окружающие привыкли к наличию мяса в рационе. Это вовсе не повод для того, чтобы каким-то образом общество дискриминировало этого человека.

Мнение человека и позиция общества

Как правило, этап обучения, когда школьникам задается на дом написать сочинение «Человек и общество», - 11 класс. В это время школьников уже никак нельзя назвать малышами - они превращаются в молодых людей с собственными мнениями по разным вопросам. В процессе работы над этим сочинением учащиеся имеют возможность описать те проблемы этой области, которые в наибольшей степени близки им. Ведь нередко взаимодействие индивида и общества может носить как позитивный, так и негативный характер. В романе братьев Стругацких «Гадкие лебеди» есть строчки: «Волчица учит своих волчат: «Кусайте, как я»… зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я». Но человек учит детеныша: «Думай, как я», а это уже преступление».

Если попытки мыслить самостоятельно не увенчались успехом

Самостоятельное мышление отдельно взятого индивида нередко воспринимается обществом как настоящее предательство. Например, молодой человек может говорить о том, что он не верит в высшие силы, не хочет получать диплом о высшем образовании, или, к примеру, хочет создать собственную политическую партию. Нередко он может натолкнуться на негативную реакцию общества - высмеивание, отрицание, унижение, скандалы, шантаж. Иногда молодым людям приходится настолько яростно воевать за свои идеалы, что они попросту забывают об их содержании. Даже дожив до преклонного возраста, они продолжают попытки себя отстоять, не помня о смысле своих идей.

Многогранность проблемы

Да, нередко общество подавляет индивида. Однако человек не может жить отдельно от других людей - ему непременно нужны товарищи и друзья, те, кто поддержат в трудную минуту. Пример сочинения «Человек и общество», который описывается в данной статье, содержит несколько разных взглядов на возможные пути взаимодействия индивида и социума. Школьник может выбрать те мысли, которые будут ближе его собственному мировоззрению. Проблема эта многогранна, и нельзя сказать однозначно, может ли человек выжить без общества, а общество - без отдельно взятой личности.

Примеры из литературы

В сочинении по литературе «Человек и общество» учащийся может проиллюстрировать эту тему примерами из различных произведений. Например, в бессмертном романе «Война и мир» Л. Н. Толстой раскрывает проблему двойственности высшего общества в начале XIX века. Читатель имеет возможность наблюдать за внешней красотой членов общества, за их нравственными устоями, пришедшими из Европы. Однако здесь же писатель подчеркивает и неестественность - наигранные улыбки, равнодушные лица. С другой стороны, Толстой представляет читателю отдельных членов общества - благородных и чутких. Это Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Не менее остро проблема взаимодействия человека и социума поставлена в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный персонаж романа - это настоящий гений, который смог написать шедевр. Однако после того, как Мастер написал книгу, он не получает признания - наоборот, подвергается гонениям. Полные ярости рецензии он получает от псевдописателей из МАССОЛИТа. В итоге общество заставляет Мастера уничтожить свое произведение. Он перестает быть частью этого скверного общества и находит умиротворение в любви к Маргарите.

В сочинении можно упомянуть и о безрадостном мире, описанном А. И. Солженицыным в его романе «Один день Ивана Денисовича». У людей больше нет имен - есть только порядковый лагерный номер. Жизнь отдельного человека утратила свою ценность, а повадки жителей лагеря становятся все в большей степени похожими на звериные - все, о чем они размышляют, - это удовлетворение насущных потребностей. Но Иван Денисович не желает превращаться из человека в животное, оставаясь способным на проявление сочувствия к ближнему. Его противоположностью являются надзиратели лагеря, которые превратили заключенных в настоящих рабов. Нарушая человеческие законы, они сами себя исключают из общества.

Роль личности в истории

В истории было немало великих людей, благодаря которым происходил научно-технический прогресс, политические преобразования. Иногда роль одного человека в судьбах миллионов людей трудно переоценить. Например, благодаря действиям по координации усилий разных стран, которые предпринимал Уинстон Черчилль, была завершена Вторая мировая война. Благодаря Александру Флемингу, открывшему пенициллин, человечество теперь не безоружно перед инфекционными заболеваниями. Такой может быть роль человека в обществе. Сочинение школьника может содержать и другие примеры из истории, когда действия одного человека оказывались спасительными для его народа или даже всего мира.


Каждый человек, являясь уникальной личностью, в тоже время является частью общества, и, значит, должен принимать существующие в нём нормы и правила.

Процесс социальной адаптации проходит каждый. Обычно это родители передают нам то, что когда-то сами усвоили. Происходит это чаще всего неосознанно: они просто своим примером показывают, как нужно себя вести.

Конечно, устанавливать рамки и границы необходимо. Тем самым обеспечивается порядок в обществе. Однако в современном мире наша судьба не так предопределена, как это было у предков. Наше поколение более свободно и имеет право выбора.

По мнению психологов, чем стабильнее жизнь, тем меньше вероятность возникновения психических расстройств. Раздражительность, страхи и напряжённость, расстройство сна – вот чем расплачивается человек за свою свободу.

Почему так происходит? Всё дело в том, что когда у человека много возможностей, он начинает тревожиться, сможет ли он правильно воспользоваться этими возможностями.

Мы постоянно сравниваем свою жизнь с жизнью других людей. И если у других лучше, то появляется желание всё бросить и начать заново, но мешает страх потерять то, что уже имеешь.

Мы постоянно находимся под общественным влиянием, проверяем себя на соответствие, оцениваем свою жизнь. Вы замечали иногда, как ведёте внутренний диалог, что-то доказывая другим людям? Вы спорите с невидимым оппонентом, убеждаете его в чём-то.
А так делают очень многие, почти все. Однако чтобы ощутить свободу и полноту жизни, нужно научиться быть самим собой . Поймите, что вы не обязаны быть как все. Будьте яркой индивидуальность. Хотя соблюдать определённые рамки и законы надо.

Прислушивайтесь к себе и своим желаниям. Проследите за собой и ответьте на вопрос: “Как часто вы принимаете решения несамостоятельно?” Вот ситуация. Вы купили новую одежду. Почему? Она вам понравилась и вам в ней комфортно.

Или же просто услышали комплимент от продавщицы. Платье, туфли – это ещё не беда. А может, вы также выбирали место учёбы, работы, круг общения, занятие, образ жизни… Это уже серьёзнее.

Конечно, если вы поняли, что поступали не по своей воле, это не значит, что нужно всё бросить. Просто такие мысли помогут вам постепенно менять свою жизнь к лучшему.

Не будьте слишком требовательны к себе. У каждого человека есть свои слабости, и каждый совершает промахи и ошибки. Конечно, требовательность к себе – полезное качество. Но всё должно быть в меру. Иногда нужно проявить снисходительность к себе, простить свои слабости.

Радуйтесь каждому дню. В современном ритме жизни мы не замечаем повседневные радости, не ощущаем удовольствия от каждого прожитого дня. Обычно наша жизнь больше напоминает выполнение задач и сдачу нормативов.

Научитесь забывать о проблемах, избавьтесь от давления окружающих. Когда вы найдёте равновесие, стремление соответствовать общественным законам и желанием оставаться собой, тогда вы заживёте своей жизнью. Это возможно.

Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: proza.ru

Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

Комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество - учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
ЧЕЛОВЕК - 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
ОБЩЕСТВО - 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.

Синонимы
Человек: личность, индивидуум.
Общество: социум, среда, окружение.

Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек - существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.

Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.

В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький , рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их - он не хочет делать этого» . Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет », - но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен» , - говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон» .

Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек - существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему - в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.

Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» . «Что сделаю я для людей?!» - восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
Данко - пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

Афоризмы и высказывания известных людей

  • Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
  • Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  • Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  • Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
  • Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  • Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
  • Общество - как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
  • Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
  • Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  • Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
  • Может ли человек изменить общество?
  • Может ли человек существовать вне общества?
  • Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
  • Что происходит с человеком, оторванным от общества?
  • Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
  • Почему важно сохранять индивидуальность?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  • Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
  • К чему ведет нарушение общественных норм?
  • Какого человека можно назвать опасным для общества?
  • Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  • К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  • Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Добрый день дорогие читатели Антистресса. Иногда бывает сложно противостоять одному человеку. А что же тогда делать, когда вокруг вас собралась толпа с определенным настроем, которой вы не в силах противиться? Этим вопросом активно занимаются ученые, психологи, социологи, нейрофизиологи и ряд других профессионалов. Неорганизованная толпа может стать причиной бедствия и непредсказуемых последствий. Как вести себя в таких условиях? Как избежать негативного опыта? Об этом мы и поговорим с вами в этой статье.

Под неорганизованной толпой можно подразумевать скопление людей, которое попав в определенные условия, несет определенное настроение, которое не всегда соответствует здравому смыслу, а скорее, подсознательным импульсам. К ним можно отнести: страх, агрессию, радость и другие. Толпа подчиняется иррациональности и эмоциональности. Настрой толпы формируется в условиях заражения: один человек подвергает своему настроению других, и эффект толпы уже проявляется в ближайшие минуты. Этот эффект является подобным инфекционному заражению. Тем самым, не все люди, которые находятся в столпотворении, желают поддерживать эмоцию толпы, но иного выхода у них нет.

Чем опасны подобные общественные массы? Во-первых, утерей ответственности. Находясь среди множества людей, человек автоматически получает статус анонимности, что позволяет ему принимать различные действия, не боясь наказуемости. Во-вторых, это хаотический характер толпы, когда ценности и правила отступают на второй план, что может послужить причиной противоправного поведения. В-третьих, в такой толпе человек теряет индивидуальность, поэтому может действовать абсолютно бессознательно, просто подчиняясь настроению большинства. К таким столпотворениям относят митинги, толпы, возникающие в случае непредвиденных обстоятельств и даже аудитория концертных выступлений.


Обезопасьте себя от толпы

  1. Не действуйте импульсивно. Оградитесь на минуту от толпы и подумайте, действительно ли вам нужно предпринимать то или иное действие. Если вы чувствуете, что вы желаете покинуть толпу, медленно и осторожно выйдите из нее, не привлекая к себе внимания. Выходите под углом в сторону.
  2. Если вы чувствуете, что склонны к манипуляции, отрешитесь от ситуации и подумайте о возможных последствиях ваших действий: принесут ли они пользу в будущем?
  3. В случае паники в толпе, будьте предельно осторожны. Толпа – стихийная и может навредить вашему здоровью. Снимите с себя все вещи, которые могу зацепиться за других участников (шарф, замки, бантики, шнурки).
  4. Не заявляйте о намерениях, лозунгах и желаниях, отменных от программы толпы.

Таким образом, толпа – это довольно опасное явление, которое может нанести ущерб вашему здоровью . Толпа неконтролируемая, неосознанная, легко поддается манипуляции и панике. Исчезает индивидуальность, толпой руководит единственный коллективный разум, который дисквалифицирует