Цифра «6. Дидактический материал по математике

Екатерина Смирнова

Задачи: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Материалы к игре: Много разных карточек - домиков с цифрами на крыше от 6 до 10 и карточки - окошки с цифрами от 0 до 10.

Объяснение игры:

В каждом домике живёт столько жильцов, сколько указано на крыше. Например, в домике живёт 8 жильцов. В одной квартире уже поселилось 5 жильцов. Сколько человек будет жить в другой квартире(3).

В этом домике живёт число 10. Сколько надо прибавить к 8, чтобы получилось 10(2). И т. д.

На крыше каждого домика нарисованы разные предметы по количеству «жильцов». Дети считают эти предметы и закрепляют навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10.

Игровые действия:

Например, нужно выбрать все домики с цифрой 7 на крыше. Заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия. И т. д.



С помощью данной игры у детей развиваются умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать.

Мы уже с вами разбирали, поэтому повторяться не буду, каждое новое число получаем, добавляя один, и сравниваем два множества, то есть, например, пять яблок, а рядом положить еще, столько же, сравнить, задав ребенку вопрос:

  • Сколько яблок справа?
  • Сколько слева?
  • Поровну ли яблок? (для лучшей наглядности возьмите яблоки разного цвета или разного размера)

Здесь важно, чтобы ребенок умел доказать, например, больших яблок 5 и маленьких тоже 5 значит их поровну.

Добавьте одно большое яблоко, спросите:

  • Сколько стало больших яблок? Предложите ребенку пересчитать большие яблоки.
  • Как получили число 6?
  • Что больше 6 яблок или 5 яблок?
  • Насколько больше? И т.д.

Когда ребенок хорошо усвоит счет до 6 и образование числа 6. Можно познакомить с составом числа из двух меньших чисел. Например, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3 и т.д.

Здесь можно использовать игры:

Засели домик

В домике на каждом этаже живет по 6 жильцов, об этом говорит цифра на крыше домика, на первом этаже в одной квартире живет 3 жильца, а сколько жильцов во второй квартире? И так разбираем каждый этаж, жильцов другой квартиры можно обозначать цифрами из магнитных, или просто приготовить заранее карточки.

Знакомя ребенка с составом числа приготовьте несколько домиков с разными цифрами на крыше, все зависит с составом какого числа вы хотите познакомить ребенка.

Кораблики

Вместо домиков могут быть и кораблики со спасательными кругами, где на кругах могут быть и просто два числа и в виде примера, например, 3+3 или 4 и 2. И таких игр можно придумать множество, на что только хватит вашей богатой фантазии.

Используйте разный дидактический материал , разнообразьте свои занятия с детьми, чтобы ребенку хотелось заниматься, и всегда помните, о продолжительности занятия, не перегружайте детей, учите детей, играя. А я еще не раз повторюсь, будьте ребенку равным партнером, а не строгим учителем. И у вас все обязательно получится.

Дидактический материал по математике.

Цифра «6»

Веселые стихи

Рогалик к бублику приклей,Да только есть его не смей.

Не крендель это, чтобы есть,

А просто это – цифра шесть!

В. Бакалдин

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг, –

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Г. Киплинг

Шесть подружек в парке были.Шесть деревьев посадили,

Шесть березок на аллее,

Пусть растут они скорее!

Вот и гости собрались!

На столе стоит сервиз:

Чашек шесть, тарелок шесть,

Чай попить и торт поесть.

Шесть котят есть хотят.

Дай им каши с молоком,

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

Загадки

Веселые задачки

Майским вечером к пеструшкеНа блины пришли подружки:

Три несушки, две клохтушки.

Сколько курочек в избушке?

3 кошки купили сапожкиПо паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек

И сколько у них сапожек?

* * *Все мы знаем сказку «Репка»,

Мы попробуем, ребята,

Всех героев вам назвать:

Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

Дед и бабушка при нем.

Ну, попробуйте, ребята,

Всех назвать одним числом.

Семь ребят в футбол играли,

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает,

Сколько их теперь играет?

Семь веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал,

Он товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

* * *Мама вышила ковер.

Посмотри, какой узор.

Две большие клеточки,

В каждой по три веточки,

Села Маша на кровать,

Да никак не может.

Кто же ей поможет?

Привела гусыня-мать

Шесть детей на луг гулять.

Все гусята, как клубочки.

Три сынка, а сколько дочек?

Сидит белка на тележке,

Продает друзьям орешки –

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке.

(Сколько было животных?)

* * *У куклы пять нарядных платьев,

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня для платья шерсть,

Свяжу, и платьев будет… (шесть.)

Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

«Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки,

Берегите, не теряйте».

Сколько всех, пересчитайте!

Я нашел в дупле у белки

Пять лесных орехов мелких,

Вот еще лежит один.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Ты орешки сосчитай-ка!

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

* * *Рада Аленка –

Нашла два масленка!

Да четыре в корзинке!

Сколько грибов на картинке?

К Косолапому на день рождения

Пришли друзья по приглашению:

Воробей, синичка,

Лисонька-сестричка,

Зайка здесь и белка здесь.

Можете гостей всех счесть?

Орешки белка собирала,

В дупло к себе на зиму клала,

Три орешка принесла,

За другими в лес пошла.

Мчалась со всего разбега,

Увидала два ореха,

Рядышком орешек висит одинок…

– Полезай-ка тоже ко мне

в кузовок!

Будет белке зимой что поесть.

Сколько ж орешков у белки?..

(Шесть.)

Сколько игрушекРасставил Андрюшка?

Скороговорки

Считалка

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Назначение задания. Выявить способность детей к рассмотрению ситуа­ции с разных сторон, умение переключиться с одного найденного реше­ния на поиск другого.

Организация работы. Учитель заранее рисует на доске дом (см. рису­нок) и готовит три большие карточки с изображением жильцов дома: точки, палочки и галочки. Каждому ребенку дается листок с изображени­ем такого же дома. Для работы нужен карандаш или фломастер (ручка).

Работа над заданием состоит из трех частей: первая часть - обучаю­щая, вторая часть - основная, третья - проверка выполненного задания и в случае необходимости исправление ошибок.

Инструкция к первой части. «Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. В этом доме на каждом этаже живут такие жильцы: точка (показывает карточку), палочка (пока­зывает карточку) и галочка (показывает карточку). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой ком­нате слева - точка (рисует в окне на доске точку), в средней комнате - палочка (рисует палочку). Подскажите мне, кто живет в последней комна­те. (Дети называют галочку, и учитель рисует ее в окне). Теперь нарисуйте карандашом на своем листочке, в какой комнате кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок, помогает тем, кто испытывает трудности.) Теперь будем засе­лять жильцами пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже. (Дети подсказывают: «В средней комнате галочка, в последней - палочка».) Размещение жиль­цов рисуется на доске и на листочках».

Инструкция ко второй основной части. «Мы вместе узнали, как живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы заселите сами. Послушайте внимательно, что нужно сделать: поселите на каждом из ос­тавшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести этажах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды.)

Оценка выполнения основной части задания (учитывается «заселение» только четырех нижних этажей):

1-й уровень - задание выполнено правильно: найдены четыре разных варианта размещения, не повторяющих «заселение» пятого и шестого эта­жей;

2-й уровень - найдено три-два различных варианта размещения из четырех возможных;

3-й уровень - найден один вариант размещения из четырех возможных;

4-й уровень - самостоятельных решений не найдено: повторены ре­шения обучающего этапа или работа не выполнена (этажи остались неза­селенными).

2 Решить удобным способом

После записи решения на доске детям дается задание: Найдите, чем похожи суммы в этих примерах. А получив ответ: Вторые слагаемые одинаковы – число 10, дети обводят указанные слагаемые красным мелом

Вывод можно зафиксировать наглядно, соединив дугой число 10 и то число, которое вычитается.

В этом обобщении фиксируется основа вычислительного приема для случая 30-6

Следующие задания предлагаются с целью закрепить умение выделять в круглыхдесятках один десяток, т.е. представлять круглые десятки в виде суммы, в которой одно из слагаемых равно числу 10

3 Вставить числа в окошки по данному образцу

40 = 30 + 1080 = … + 10

60 = 50 + 1050 = … + …

При подытоживании проделанной работы необходимо сказать о том, что умения заменять круглые десятки суммой со вторым слагаемым 10, находить удобный способ вычитания из такой суммы несколько единиц и знания состава числа 10 пригодятся ученикам в дальнейшем при изучении нового вычислительного приема. Все это нацеливает детей на изучение нового материала. И детям интересно решать пример вида 30 – 6 т.к. они сами при его решении устанавливаюти закономерность, используя ранее приобретенные знания.

Задачи на применение знаний и умений также способствуютразвитию познавательных интересов. С одной стороны эти задачи позволяют ученикам оперировать знаниями, повседновно убеждаться в их полезности. С другой стороны, сам процесс оперирования умениями позволяет им делать лестные для себя заключения о продвижении.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями. Для этой цели использую опорные схемы:

На? меньше

Осталось - .

Занимательный материал

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.

В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упраждения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируется и нравственные качества личности. На своих уроках постоянно использую такие игры: ЛЕСЕНКА, МОЛЧАНКА, ДЕСАНТНИКИ, “ПРОДОЛЖАЙ, НЕ ЗЕВАЙ”,ТОЧНО ПО КУРСУ, ПОЕЗД, КОМУ ПОДАЕТСЯ МЯЧ, и многие другие.Геометрический материал

Развитию познавательных интересов способствует использование геометрического материала.

1 Вывешиваю плакат с рисунком, составленным из геометрических фигур.

Спрашиваю

Из каких фигур состоит рисунок кошки?

Какой фигурой представлено туловище?

Измерь и найди площадь этой фигуры, сумму длин ее сторон

2 Раздаю детям геометрические фигуры и даю задание – составить из данных фигур домик, елочку, кораблик и т.д.

Задания, направленные на развитие внимания

Чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, надо использовать средства, вызывающие у ученика ощущение, сознание собственного роста.

Составь план ответа, задай вопрос товарищу, проанализируй ответ и оцени его, обобщи сказанное, поищи иной способ решения задачи – эти и многие другие приемы, побуждающие ученика осмыслить свою деятельность, неуклонно ведут к формированию стойкого познавательного интереса.

Развитие познавательных способностей

В процессе учебной деятельности школьника, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Внимание – это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированости такого познавательного процесса как внимание.

В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

1 Отыскание ходов в обычных и числовых лабиринтах

2 Пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами

3 Отыскание чисел по таблицам Шульте

4 Быстрее нарисуй

5 Найди, кто спрятался

6 Найди сходство и различие

7 Прочитай рассыпанные слова

Задания, направленные на развитие восприятия и воображения.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким.

В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение.

Подбери заплатку к сапожку

Собери разбитый кувшин, вазу, чашки, тарелки

Упражнение Геометрические фигуры

Упражнение Треугольники

100-клеточная таблица с графическими изображениями

Таблица с геометрическими фигурами разной формы

Таблица с геометрическими фигурами разного размера

Таблица с геометрическими фигурами не только разной формы, но и белого и черного цвета

100-клеточная таблица, заполненная цифрами

Задания, направленные на развитие логического мышления

Логическое мышление

Интеллект человека. в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления. Поэтому уже в начальной школе необходимо научить детей анализировать, сравнивать и обобщать информацию, полученную в результате взаимодействия с объектами не только действительности, но и абстрактного мира.

Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического, так как предметом ее изучения являются отвлеченные понятия и закономерности, которыми в свою очередь занимается математическая логика.

Задачи на смекалку

Задачи шутки

Числовые фигуры

Задачи с геометрическим содержанием

Логические упражнения со словами

Математические игры и фокусы

Кроссворды и ребусы

Комбинаторные задачи

Задания, направленные на развитие памяти.

Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Многие выдающиеся личности обладали феноменальной памятью. Например, академик А.Ф.Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Но следует знать и о том, что хорошая память не всегда гарантирует ее обладателю хороший интеллект. Психолог Т.Рибо описал слабоумного мальчика, способного легко запомнить ряды чисел. И все-таки память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

У младших школьников более развита память наглядно образная, чем смысловая. Они лучше запоминают конкретные предметы, лица, факты, цвета, события.

Но в начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

Запомни двузначные числа.

Запомни математические термины.

Цепочка слов.

Рисуем по памяти узоры.

Запомни и воспроизведи рисунки

Зрительные диктанты

Слуховые диктанты

Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Список литературы

Валина В. Праздник числа – М 1993

Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –7 1991-7 1992 –7,81993-7

Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах М 1985

Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классахМ 1985

Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушкуМ 1994

Педагогика под ред. ЩукинойМ 1966

Труднев В.П.Считай, смекай, отгадывайСанкт-Петербург 1997

Корчемлюк О.М.Задания для развития памяти и внимания на уроках математикиНачальная школа 1994-8

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://bazamstu.dax.ru/