Формы и средства внеклассной работы. Формы и типы внеклассных мероприятий

Формы и виды культурно-досуговых мероприятий, способы проведения различного рода мероприятий имеют в своей структуре один общий скелет - это организационные этапы, этапы подготовки, репетиционный период, финальный этап - непосредственно реализация замысла. Культурно-массовые мероприятия обеспечивают свободное выражение и формирование мнений, приобщение к культуре, стимулирование творческого потенциала, развития духовности, саморазвития и самообразования. Они выступают как средство приобщения детей и взрослых к совместному действию согласно плану и тематике.

В современном мире, где высока доступность компьютерных технологий, где цензура не выдерживает никакой критики, где культура общества становится с каждым годом всё ниже, возникает необходимость в проведении различного рода мероприятий, нацеленных на саморазвитие, на приобщение к культуре и спорту.

Уровень образованности детей, по сравнению с прошлыми десятилетиями, становится на порядок ниже. Достаточно почитать переписку подростков в чатах и убедиться в этом. Всё своё свободное время дети проводят за компьютером, что также негативно сказывается на их физической форме.

Дети перестали читать

Формы проведения мероприятий для школьных учреждений влючают воспитательные меры, направленные на приобщение детей к чтению. Книга всегда являлась источником информации. В нравственном, интеллектуальном и эстетическом развитии детей роль ее бесспорна - чтение улучшает грамотность, повышает общий культурный уровень, открывает новые горизонты, эмоционально обогащает, раскрывает творческий потенциал и, что немаловажно, оказывает довольно сильное влияние на формирование духовной основы личности.

Но чем больше информационные, компьютерные технологии проникают в жизнь человека, тем реже дети берут в руки книгу. В первую очередь это обусловлено их нежеланием читать. Ведь намного проще включить планшет и запустить игру. Книга же заставляет трудиться.

Мероприятие для детей в библиотеке ставит перед собой цель - приобщить ребёнка к миру литературы, показать, что от чтения можно получать эстетическое наслаждение, научить ребёнка сопереживать героям произведения, доказать, что книга и только книга является единственно верным, неиссякаемым источником информации, что она может стать другом и советчиком. Посредством литературы дети учатся видеть доброе, разумное, вечное.

Организация Дня открытой книги

Все организационные и подготовительные этапы возлагаются на библиотекаря. Программа мероприятий составляется с учетом возрастной категории детей, круга интересов и современных тенденций. Первостепенная задача - определится с темой и формой события. Затем прописывается примерный сценарий мероприятия. Для достижения цели (приобщения детей к чтению и книге) существует много различных по сложности и трудоёмкости в подготовке вариантов его проведения. Это различные викторины, литературные суды, КВН, кружки любителей литературы, книжные клубы и многое другое.

Что касается формы проведения мероприятий, она может быть произвольной, но в любом случае важно учитывать следующие факторы:

  • Мероприятие не должно быть перегружено (длительность его должна соответствовать возрастной категории: для детей младшего школьного возраста - 20-30 минут с учетом их неусидчивости, для детей постарше, подростков и старшеклассников - около часа).
  • Если это викторина или конкурс и в неё вовлечены все присутствующие участники, то вопросы должны быть оптимального уровня сложности. Ввиду сильно сложных и чрезмерно лёгких вопросов или заданий, дети быстро потеряют интерес к мероприятию.
  • Событие - не самоцель, а средство воспитания.
  • Мероприятие должно быть интересным, захватывающим, вызывать у участников и посетителей сильные эмоции и переживания, стимулировать творческие способности детей.

Библиотека - фундамент культуры

Библиотека является важным социальным институтом общества, основной задачей которого является гармоничное интеллектуальное и творческое развитие подрастающего поколения. За учебный год библиотека проводит много акций, мероприятий, выставок, в течение года ученики, любители книги, активно посещают литературные кружки.

Летний лагерь

В летнее время, когда наступает период игр и развлечений, когда появляется возможность отдохнуть от учебы, снять напряжение, восполнить энергоресурсы, власти города совместно с учителями организовывают летний пришкольный лагерь.

Он играет очень важную роль в оздоровлении и воспитании детей. Для детей, посещающих летний лагерь, созданы максимально комфортные условия для увлекательного и полезного времяпрепровождения. В программе - походы и экскурсии по знаковым местам города, проведение различных викторин, конкурсов, литературных игр. Детей старших классов часто привлекают в летний лагерь в качестве вожатых в младших группах, развивая в них тем самым руководящие способности. Ежедневно проводится зарядка, часто организовываются танцы и всевозможные квесты. Детям в таких лагерях зачастую предоставляется питание для восполнения энергии, затраченной в активных играх.

В споре рождается истина

Фразу «В споре рождается истина» приписывают Сократу, но в то же время говорится, что Сократ «противопоставил спору диалог». У каждого старшеклассника наступает момент, когда ему уже недостаточно информации о правилах и нормах поведения, предоставленной учителем. У человека в это время проявляются такие качества, как самооценка, критичность, социальная активность. Появляется стремление к саморазвитию, а также желание самостоятельно разобраться в сложных ситуациях. В этом возрасте у старшеклассников возникает потребность в диспутах - данная форма внеклассной работы помогает высказать ученику свою точку зрения, отстоять её.

Литературный диспут — это столкновение мнений, расхождение во взглядах, словесная борьба одного участника (спор-монолог), когда один участник ведёт спор с самим собой в присутствии слушателей (ещё такой диспут называют внутренним спором), двух или более участников (спор-диалог), когда в споре относительно конкретной темы принимают участие все присутствующие.

Задача руководителя - в определении формы проведения мероприятий, обеспечении их качества, привлечении участников к организованному диспуту. Главная цель - обучить юношей и девушек противостоять оппонентам, что положительно скажется в их взрослой жизни, когда, уже вышедшие из-под опеки родителей и учителей, они, попадая в стихийные диспуты, смогут достойно выстоять и проявить себя. Умение правильно вести себя на диспуте, отстоять свою точку зрения может помочь в будущем также при приёме на работу. Подобные дебаты проводятся среди школьников с целью выработать эмоциональную стойкость перед оппонентом, способность контролировать свои эмоции во время горячего спора.

Правильно выбранная профессия - половина успеха

Способом помочь ученику, подростку, подходящему к завершающему этапу обучения в общеобразовательной школе, хоть на малую долю определиться с направлением дальнейшего обучения и профессии является мероприятие, которое часто называют Днем открытых дверей. Подобные события стали доброй традицией и проходят во всех высших (и не только) учебных заведениях минимум один раз в год. В этот день родители вместе с учениками посещают различные вузы.

Цель мероприятия заключается в донесении важной для будущего студента, абитуриента, информации о конкретном учебном заведении, освещение его плюсов и выгод. Естественно, для учебного заведения, проводящего данное мероприятие, это залог привлечения как можно большего числа студентов, здесь имеет место коммерческая выгода. Но и для родителей, безуспешно пытающихся уговорить своё чадо посвятить себя той или иной профессии, это шанс наглядно продемонстрировать все ее положительные стороны и склонить ребенка к нужному решению.

Сложно переоценить важность такого мероприятия, как День открытых дверей. Оно имеет массу положительных моментов, причём для всех - как для организаторов, так и для посетителей. Помимо информативной части мероприятия, гостей ждут экскурсии по аудиториям, возможность пообщаться с будущими преподавателями и другими студентами, узнать от них об их успехах и многое другое. А значит, это предоставляет уникальную возможность сменить скоропостижно принятое решение или ещё раз убедиться в правильности оного. Поэтому абитуриенту непременно следует посетить выбранный вуз в день открытых дверей.

Внеклассные занятия как средство воспитания

Ещё одной важной составляющей образовательного процесса является такое воспитательное мероприятие, как внеклассное занятие, проводимое непосредственно учителем или преподавателем с целью непосредственного воспитательного воздействия на детей. Организация внеклассных мероприятий по предмету способствует более успешному обучению, а также обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие детей. Это отвечает одной из основных идей воспитательного процесса.

Проведение внеклассных мероприятий способствует прокладыванию моста между теоретическими знаниями и практическим опытом, формирует профессиональные качества. Развивающее воспитательное мероприятие способствуют выявлению и развитию индивидуальных способностей, раскрытию творческих потенциалов через привлечение школьников к реализации различных проектов.

Особенностью внеклассного мероприятия является отсутствие каких-либо жестких регламентаций в выборе средств и методов. В большинстве случаев контроль результатов осуществляется эмпирически, основан на наблюдении за коллективом.

Мозговой штурм

В качестве культурно-досуговых мероприятий с древних времён проводятся различного рода интеллектуальные игры, одними из самых древних таких развлечений считаются шахматы, шашки, маджонг. Это формы проведения досуга детей, где главным инструментом является эрудиция. В таких играх, как правило, требуется отвечать на вопросы, касающиеся разнообразных сфер жизни человека, а победитель награждается каким-либо призом. Очень распространены такие игры: «Своя игра», «Интеллектуальные олимпиады», «Что? Где? Когда?» и многие другие.

Как форма воспитательного процесса такое мероприятие в состоянии превратить вполне серьёзную интеллектуальную занятость учеников в праздник, захватывающее действие, в котором с удовольствием принимают участие не только дети младших классов, но и старшеклассники.

Формы проведения мероприятий интеллектуального характера, в отличие от серьёзных предметных олимпиад, более интересны, увлекательны. Интеллектуальные игры охватывают широкий спектр жизнедеятельности человека. Целью их проведения в учебных заведениях самых разнообразных уровней является выявление способностей и стимуляция к развитию творческого потенциала учащихся. Они помогают научить детей нестандартно мыслить, принимать неожиданно верные решения в условиях ограниченного времени, позволяют детям проявить себя, применить знания и умения в конкретных ситуациях. Участие детей в интеллектуальных играх позволяет расширить кругозор, потренировать эрудицию и логическое мышление. Ведь без должной подпитки даже самый яркий талант со временем сойдёт на нет.

Спорт - это жизнь

Спортивные мероприятия и физкультурно-массовые формы проведения праздников для развития крепкого тела и здорового духа у подрастающего поколения играют немаловажную роль. Основная цель спортивных мероприятий - это популяризация спорта, так как он является залогом здоровья нации. Физические занятия отвлекают молодёжь от пагубных привычек, прививают достойные качества, способствуют формированию устойчивого психического здоровья (спорт помогает инвалидам адаптироваться к нормальной жизни с учетом их индивидуальных особенностей). Спортивные мероприятия помогают направить физическую агрессию подростков в мирное русло.

История спортивных состязаний берёт своё начало ещё с древних времён, когда родилась идея у древних римлян проводить Олимпийские игры. Такие мероприятия помогают сгенерировать энергию группы и направить ее на осуществление положительного социального действия, исключая опасность разрушения установленного порядка. Путем проведения спортивных состязаний можно удивительным образом сплотить членов одной группы и создать настоящую команду! Сейчас, помимо стандартных соревнований, таких как борьба, бег, стрельба и так далее, появляются самые невообразимые и смешные спортивные состязания, тем не менее интересные и полезные.

В рамках школьной программы по физической подготовке детей ежегодно организовывают спортивные агитбригады в форме музыкально-спортивного фестиваля, в которых принимают участие дети, пропагандирующие здоровый образ жизни.

Праздник для всех

В культурно-досуговых мероприятиях принимает участие большое количество людей, иногда население всего города. Само определение термина "культурно-массовое мероприятие" имеет довольно широкий диапазон вариантов. Оно может быть проведено в форме шумных празднеств, различных торжеств, гуляний и ярмарок. Обычно культурно-массовые мероприятия проводятся на свежем воздухе, на стадионах, городских площадях. Могут носить как политический, досуговый, так и рекламный характер.

Это возможность для жителей города отдохнуть, расслабиться, а для музыкантов и различных групп самодеятельности - показать себя. Политики посредством таких событий могут привлечь на свою сторону как можно больше электората. В подобных мероприятиях органично сочетаются духовность и физическая культура, спорт и искусство.

Музыкально-поэтический вечер как одна из форм культурно-массового мероприятия представляет собой выступление одного или нескольких артистов, посвящённое тому или иному событию искусства или деятелю, часто подобные вечера проводят в приятной романтической обстановке, с чтением стихов великих поэтов, знаменитых деятелей, с исполнением песен на слова стихов поэта, которому посвящён памятный день.

На ярмарках производители имеют возможность показать свою продукцию, рассказать о ней, а посетители - попробовать тот или иной продукт и составить о нем первое впечатление. В это время молодые дарования всех сфер искусства показывают музыкальные и театрализованные представления, тем самым делая себе рекламу. Гостей ярмарки радуют также праздничная торговля, выставка техники, элитных пород птицы, ремесленные ряды и аттракционы, спортивные состязания.

Программа мероприятий обычно состоит из описания событий, указания времени их проведения, заблаговременно публикуется на сайте города. Также готовятся афиши и выпускаются буклеты, чтобы все желающие могли посетить торжество, приуроченное к какому-либо событию. Мероприятия, подразумевающие под собой собрание большого количества людей, регламентированы согласно закону. В период всего праздника обеспечивается усиленная охрана всех охваченных гулянием территорий.

Новогодние праздники: проведение мероприятий

Новый год и Рождество - это праздники, которые отмечают во всём мире. Их ждут все — от малышей до их бабушек и дедушек. Им приурочены мероприятия на главных площадях во всех городах, утренники во всех домах культуры и творчества, школах и детских садах, новогодние представления в высших учебных заведениях. Организаторы и участники, как правило, начинают готовиться к новогодним праздникам задолго до их наступления. Сценарий мероприятия утверждается высшим компетентным органом конкретного учреждения, который проводит то или иное мероприятие. В школах и детских садах к проведению торжества привлекают детей, готовят конкурсы и различные развлекательные сценки.

Главным атрибутом праздника, естественно, является украшенная ёлка, вокруг которой принято водить хороводы. Культурно-массовые мероприятия, связанные с новогодними празднованиями, были введены в России в конце 17 века Петром Великим. По правде говоря, идея празднования Нового года не 1 сентября, а 1 января быстро прижилась.

Указом Петра Великого был разработан примерный сценарий праздника - украшать вход в жилище сосновыми, можжевеловыми, еловыми ветками, с 1 января по 7 января жечь костры, веселиться, дарить друг другу подарки. Новогодние мероприятия пришли в Россию из Европы, и Петр I лично следил за выполнением всех правил празднования. В 1700 г. народ лицезрел не виданные ранее фейерверки. Идея перенести новогодние мероприятия на зимний период заключалась в том, что Пётр Великий стремился в Европу, в которой на тот момент был 1699 год от Рождества Христова, в России же был 7208 год от сотворения мира. Такая большая календарная разница приносила большие неудобства для политических взаимоотношений с Европой. Переход на летоисчисление от Рождества Христова решил одним разом массу проблем.

Массовые народные гуляния

Массовые гуляния в духе исконно русских традиций веселого массового праздника, таких как Масленица, Святки, Светлая и Радоницкая недели, Семицко-троицкий цикл, проводились на Руси с давних времён. Обычно они проходили под открытым небом с танцами, ряженьем, играми, хороводами, игрой на гармошках, сопелках, дуделках, с характерными обрядами поджигания костров, символическим сжиганием чучела.

Массовые мероприятия, сопровождающиеся многодневными народными гуляниями, берут начало ещё с дохристианских времён. Их прародительницей была Масленица. Этот праздник можно считать самым ярким и весёлым, ведь он приурочен ко дню весеннего солнцестояния, то есть к началу нового года. Дата празднования Масленицы не фиксированная, отмечается она ровно за неделю до начала Великого поста, поэтому торжественные народные гуляния отмечаются каждый год в разное время.

В методической литературе различают три формы внеклассной работы, базируясь на количестве участников в ней: индивидуальную, групповую и массовую. Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович и Т. Е. Сахарова считают, что в основном используются групповая и массовая формы внеклассной работы, т.к. индивидуальная как бы является их частью.

Массовая внеклассная работа органически вписывается в общешкольный план внеклассных мероприятий; она может проводиться эпизодически или периодически. К этой форме внеклассной работы относятся следующие типы мероприятий: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. В них принимают участие классы, параллели классов, звено (этапы) обучения, даже вся школа целиком.

Вечера и утренники являются основными типами массовой внеклассной работы. Они могут различаться по содержанию (подробнее об этом мы будем говорить во второй главе). Эти типы внеклассной работы помогают развить целый комплекс умений и навыков владения иностранным языком: овладение новым материалом способствует освоению новых областей знаний по иностранному языку и отработке пройденного материала. В них задействуются индивидуальные когнитивные, творческие навыки, знания в области фонетики, грамматики и лексики.

Важным средством повышения уровня овладения иностранным языком являются различные конкурсы. В практике школ получили распространение конкурсы по следующим видам работы с языком:

1) Конкурс на лучшее выразительное чтение художественного стихотворения, текста или отрывка;

2) Конкурс на лучший рассказ без подготовки по темам, включенным в программу;

3) Конкурс на лучшее описание рисунков, кадров из видео- или диафильма, на озвучивание видео-отрывка;

4) Конкурс на лучший устный перевод (конкурс переводчиков-синхронистов);

5) Конкурс на лучший письменный перевод;

6) Конкурс на лучшего собеседника.

Конкурсы могут проводиться в школьном, районном, городском, областном масштабах, а также в масштабах страны. Как правило, они проводятся в несколько этапов (туров), если это не школьный конкурс: школьный этап, районный этап, городской, областной и этап страны.

К конкурсу как к одной из популярных массовых форм внеклассной работы примыкают викторины, олимпиады, КВН, игра «Что? Где? Когда?», которые фактически являются вариантами конкурса. Эти виды работы не позволяют учащимся останавливаться на достигнутом уровне, стимулируя их любознательность и стремление повышать степень владения языком.

Викторину можно проводить на любом этапе изучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие или лингвострановедческие знания. Материал для викторины может быть облечен в различные формы: ребусов, загадок, вопросов и т.д. Викторины связаны с выявлением самых различных знаний, раскрывая межпредметные связи.

Практика проведения КВН свидетельствует о его эффективности в стимулировании интереса к иностранному языку. КВН проводится по завершении изучения темы или ряда тем по программе, предусматривающей различные соревнования.

День (или неделя) иностранного я зыка в школе проводится ежегодно в одно и то же время. В этом мероприятии участвуют практически все учащиеся школы, действуя согласно специально разработанной программе. По завершении дня или недели иностранного языка проводится отчетный вечер-концерт.

К групповой форме относятся клубы и кружки. Основной чертой этой формы является постоянное участие группы учащихся (10-15 человек), а также регулярностью занятий. При создании кружков учитываются интересы учащихся, и, конечно, возможности, склонности и вкусы учителя.

В основном кружки и клубы не отличаются друг от друга по принципам функционирования. Основным их отличием является то, что клубная форма как бы объединяет кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную структуру, являясь ее координирующим и организующим центром. Наиболее распространенными кружками являются: кружок любителей кино, кружок разговорной речи, драматический, хоровой кружок, любителей поэзии и некоторые другие. Как правило, деятельность кружков и клубов отражается в отчетных концертах или вечерах.

Индивидуальная форма работы дает возможность для развития индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Эта форма внеурочной работы дает ученикам возможность проявить творческую инициативу и активность. Как правило, ученики, участвующие в индивидуальной форме внеклассной активности, участвуют и во всех остальных формах внеклассной работы. Различают следующие виды внеклассной работы: заучивание наизусть отрывков прозы и стихов, разучивание песен, составление заметок, работа над ролью, оформление материалов для выставки, изготовление альбомов, наглядных пособий, подготовка к докладам, выступлениям в программах вечеров.

Таким образом, внеклассной работой называют воспитательные и образовательные виды деятельности, которые проводятся вне урока. Внеклассная работа играет важную роль в обучении ИЯ. Она обладает определенной спецификой, присущей предмету. Внеклассная работа выполняет примерно тот же круг задач, что и урочная. Она мотивирует познавательную деятельность учащихся, формирует их вкус, мировоззрение, расширяет кругозор.

Внеклассная работа эффективно помогает раскрыть когнитивный аспект обучения ИЯ, т.к. развивает способности, используемые при межкультурной коммуникации.

Выделяют три формы внеклассной работы: массовую, групповую и индивидуальную. Массовая форма подразделяется на следующие виды: вечера, утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, КВН, день иностранного языка, пресс-конференции. Групповая форма включает в себя деятельность кружков или клубов. Индивидуальная внеклассная работа подразумевает заучивание наизусть, составление заметок, пособий, альбомов, работу над ролью и т.д.

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование — современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

Методика организации и проведения внеклассных мероприятий

Существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящего внеклассного мероприятия, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа – объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует, прежде всего, методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом, прежде всего, проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее и диагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, программные средства, литература, информационные ресурсы, музыкальное оформление и пр. Важно вовремя приготовить столы и стулья для жюри и команд; ватман, бумагу, карандаши и ручки; доски для выполнения заданий, мелки и тряпки и т.д.

Центральное место в подготовке воспитательного мероприятия занимает отбор материала. В зависимости от характера работы для этого необходимо разное время. Так, много времени требуется, чтобы подобрать материал для диспута, вечера, смотра: оно используется педагогом и учащимися для чтения литературы, выполнения учениками различных заданий и проектов, сбора фактов, подготовки докладов, выступлений и т.п. Эта предварительная работа с учащимися порой оказывается наиболее значимой в воспитательном и образовательном отношении. Но даже если для подбора материала длительного времени не требуется (экскурсия на вычислительный центр или поход в кино), педагогу необходимо заранее ознакомиться с объектом посещения.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п.

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал, спортзал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Для организации крупных мероприятий целесообразно создавать оргкомитеты, проводить соревнование на лучшую подготовку. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

Должны быть подготовлены и вовремя вывешены объявления о проведении мероприятия, а за день до его проведения – плакаты с напоминаниями. Важно приготовить призы победителям.


3. Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично, без пауз. Многое зависит от ведущего, его подготовленности, эрудиции, способности быть хорошим организатором, проявлять находчивость и гибкость в неожиданных ситуациях, расположить к себе слушателей, установить с ними контакт. В несложившихся коллективах, независимо от возраста школьников, учителя обычно сами ведут воспитательные занятия. В процессе укрепления коллектива руководство деятельностью учащихся приобретает все более опосредованный характер (воздействие через актив, опора на самодеятельность). По мере приобретения опыта учитель может поручить им самим вести некоторые формы внеклассных занятий, сохраняя при этом контроль над ситуацией.

При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.

Особое внимание должно быть уделено проведению сложных мероприятий (длительной игры, смотра компьютерного творчества, недели информатики, месячника физматнаук). Они должны представлять собой цикл связанных единым замыслом и целью звеньев.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам общеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия.

1. Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

Типичные ошибки: дублирование начала урока, затянутость.

Рекомендации: эффективному переключению учащихся на внеучебную деятельность способствует нетрадиционный, занимательный материал в организационном моменте: использование загадки, проблемного вопроса, игрового момента, звукозаписи, переход учащихся в другое помещение и т.д.

2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

Типичная ошибка – игнорирование этого этапа из-за боязни педагога неожиданной реакции учащихся, что они могут сказать или сделать не то, что ожидает педагог. Вводную часть педагог строит не на детской активности, а на собственной, исключая обратную связь, отводя учащимся роль пассивных слушателей, не придавая значения эмоциональному настрою учащихся.

В первом случае вопросы, во втором – задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия, деление на команды). Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3. Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Типичные ошибки: активность педагога при частичной или полной пассивности учащихся, отсутствие наглядности и общая бедность использования средств и методов, преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения, создание учебной атмосферы урока, назидательность, морализаторство.

Рекомендации: воспитательный эффект в реализации функций внеклассной работы выше, если учащиеся максимально активны. В активизации учащихся на внеклассном занятии первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от урока.


Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, игру, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя. Давая время на выполнение задания, следует выделять несколько минут на обсуждение команде и спрашивать представителя команды, которого выберут учащиеся. Только в этом случае у учащихся есть общая цель деятельности, разные функции и мотивы для сотрудничества.

Методы формирования сознания должны способствовать формированию у учащихся убеждений, действенных этических понятий. В этих целях эффективно метод рассказа видоизменить в сообщение, доклад ученика, чаще использовать дискуссию. Во внеклассных массовых формах воспитательной работы следует обучать учащихся правилам ведения дискуссии.

4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

Типичные ошибки: эта часть игнорируется вообще или сводится к вопросам типа: «Понравилось?», «Что узнали нового?»

Рекомендации: конкретные задания тестового характера в привлекательной для учащихся форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и др. для определения первичных результатов. Разнообразные рекомендации учащимся по применению приобретенного опыта в жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме, обсуждение ситуаций, в которых учащиеся могут применить полученные на занятиях умения, информацию. Советы учащимся по применению полученного опыта: что они могут рассказать своим близким, о чем спросить по данной теме; куда можно сходить, на что нужно обратить внимание, во что можно поиграть, что можно сделать самостоятельно и т.д. В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Подведение итогов проведенного воспитательного мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль учителя и методиста, которые должны сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции – организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ – также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, следует прежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями:

1) наличие цели;

2) актуальность и современность темы;

3) его направленность;

4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся;

5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.

Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях. К оценке проведенных воспитательных мероприятий следует привлекать и школьников, использовать в этих целях школьное радио, стенные газеты, выставки. Результаты таких форм работы, как соревнования, смотры, конкурсы, месячники и т.п., требуют широкого обсуждения в коллективе.

КГКОУ СКШИ 8 вида 13

Выступление

на школьном МО:

«Инновационные формы проведения классных часов»


Учитель

Екатеринчук Людмила

Леонидовна

2013 год

Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.

«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».

Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.

Участвуя в формировании первичного детского кол­лектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.

Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Несмотря на то, что для него отводится определенное время в школьном расписании, классный час не является по своей сути уроком. И общение на нем вполне можно отнести к внеурочному.

Проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более дли­тельного общения. Различают классный час организационный и тематический.

Отличается тем, что по­священ определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Он познавателен. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.

Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от: 1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками; 2) возраста школьников; 3) существующих условий и доступных средств; 4) опытности преподавателя.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты , (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными - о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции - оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выс­лушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно рабо­тать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различ­ным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания раз­личных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно и классный час достигал целей, поставленных руководителем.

Структура тематического классного часа.

Классный час состоит из трех основных частей:

Вступление

Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.

Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.

Основная часть

Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей. Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы. В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.

Заключительная часть

Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).

Воспитательные цели классного часа

Имеют различные воспитательные цели.

Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Вторая цель классного часа - дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.

Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.

Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.

На организационном часе подводятся итоги прошедшего мероприятия, обсуждение следующего, а так же обсуждаются итоги выполнения детьми поручений.

Классный час выполняет функции :

    просветительскую

    ориентирующую

    направляющую

    формирующую.

Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.

Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.

А что же такое инновация?

Иннова́ция - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

В нашей коррекционной школе инновационными формами проведения классного часа является большая часть из выше перечисленного, т.к. у нас обучаются дети умственно отсталые. Мы постепенно, применяем их в своей работе.

В последнее время новые технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Новые потребности повлияли на человеческие ценности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Школьная среда не стала исключением.

Применяя ИКТ, я как, классный руководитель могу готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, внеклассного мероприятия. Информационные технологии позволяют мне разнообразить формы работы с учащимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих учащихся, и именно этот ресурс я использую для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Итак, классный час - это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельно­сти, способствующей формированию у них системы отношений к ок­ружающему миру.