Где можно вылечить диагноз сдвг. Синдром дефицита внимания

Гиперактивность детей ярко проявляется в их поведении и в бурном эмоциональном выражении. Все поступки и переживания детей с СДВГ проходят с приставкой «сверх» - они импульсивны, упрямы, рассеяны, капризны, возбуждены значительно сильней, чем это свойственно обычным детям. Постоянство подобного поведения настораживает родителей и педиатров. Выявить, что это - синдром дефицита внимания и гиперактивности или ошибки воспитания, задача сложная, для нее нет однозначного решения. Что же остается родителям? Разберем подробнее понятие синдрома дефицита внимания с учетом всех предположений.

Излишняя импульсивность, эмоциональность, непредсказуемость реакций - так можно описать характер ребенка с синдромом дефицита внимания

Чем может быть вызван СДВГ?

  • Неблагоприятные факторы, повлиявшие на протекание беременности. Курение матери, стрессовые ситуации, различные заболевания, прием лекарств – все это негативно отражается на организме плода.
  • Нарушения по линии невралгии, произошедшие при рождении или во внутриутробном развитии. Часто синдром дефицита внимания с гиперактивностью проявляется после того, как во время родов или развития плода в утробе матери наблюдается гипоксия (нехватка кислорода) или асфиксия (удушье).
  • Причиной могут стать и преждевременные или очень быстрые роды. Влияет на диагноз СДВГ и стимуляция родового процесса.
  • Социальные факторы, когда малыш растет в неблагоприятной обстановке. Частые конфликты взрослых, неправильное питание, слишком мягкие или жесткие методы воспитания, образ жизни и темперамент самого ребенка.

Сочетание сразу нескольких опасных факторов повышает риск проявления у детей СДВГ. Ребенок перенес асфиксию во время родов, его воспитание ведется в строгих рамках, он сталкивается с частыми конфликтами в семье – результатом станет ярко проявляющаяся гиперактивность малыша.

Как обнаружить признаки СДВГ?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Самостоятельно определить у ребенка СДВГ не всегда просто. Возможно, что дефицит внимания – это результат других неврологических проблем. Проявления симптомов, характерных для СДВГ:

  • Первые симптомы гиперактивности заметны еще в грудном возрасте. Для гиперактивных детей характерны бурные реакции на громкие звуки и шум, они плохо спят, отстают в развитие моторики, возбуждаются в играх и при купании.
  • Ребенку 3 года - возраст, когда наступает момент, именуемый кризисом трехлеток. Многие дети в этом возрасте склонны к капризам, упрямству, смене настроения. Малыши с гиперактивностью делают все в несколько раз ярче. Для их поведения свойственно запоздалое развитие речевых навыков, неловкие движения, перемежающиеся с суетливостью и хаотичностью. Наблюдаются частые жалобы на головные боли, усталость, наличие энуреза, .
  • Выраженная неусидчивость. Выявляется в детском саду на занятиях, требующих сосредоточенности. Кроме того, в обстановке садика малыш с трудом засыпает, не желает садиться на горшок, не хочет кушать, его невозможно успокоить.
  • Проблемы дошкольного возраста. Ребенок с гиперактивностью плохо усваивает материалы, готовящие его к школе, однако это не говорит о задержке развития ребенка, скорей о снижении концентрации внимания. Малыш не может усидеть на одном месте и не слушает воспитателя.
  • Плохая успеваемость в школе. Дети с гиперактивностью получают плохие отметки не из-за низких умственных задатков. Виной всему дисциплинарные требования. Дети не способны спокойно просидеть 45 минут урока, внимательно слушать, писать и делать задания, предложенные учителем.
  • Психические проблемы. С раннего возраста у гиперактивных деток развиваются различные фобии. Ярко проявляются такие симптомы, как плаксивость, вспыльчивость, обидчивость, раздражительность, недоверчивость, чувство тревоги, подозрительность.

Обычно такие детишки плохо учатся в школе, не могут спокойно досидеть до конца урока или выполнить домашнее задание в полном объеме

Особенно волнует родителей тот факт, что у симптомов СДВГ может быть комплексный характер - они проявляются у детей регулярно и ярко.

Как диагностируют проблему?

Врачи не ставят семилетнему ребенку неврологический диагноз даже при выраженной гиперактивности и не используют препараты. Решение связано с психологией растущего организма. Дошколята переживают два серьезных психологических кризиса, приходящихся на 3 года и 7 лет (рекомендуем прочитать: ). Так по каким же критериям врач выносит вердикт об СДВГ? Рассмотрим два списка критериев, по которым ведется диагностика заболевания.

Восемь признаков гиперактивности

  1. Движения у деток суетливы и хаотичны.
  2. Спят беспокойно: много крутятся, часто разговаривают, смеются или плачут во сне, сбрасывают одеяло, ходят по ночам.
  3. Сложно усидеть на стуле, постоянно вертятся из стороны в сторону.
  4. Состояние покоя почти отсутствует, все время бегают, прыгают, кружатся, скачут.
  5. Плохо выдерживают сидение в очереди, могут подняться и уйти.
  6. Слишком много разговаривают.
  7. Разговаривая с кем-то, не слушают собеседника, стараются перебить, отвлекаются от разговора, не отвечают на задаваемые вопросы.
  8. При просьбе подождать отвечают выраженным нетерпением.

Восемь признаков дефицита внимания

  1. Стремление хорошо выполнить данное им задание отсутствует. Любая работа (уборка, уроки) делается быстро и небрежно, часто не доводится до конца.
  2. Трудно сконцентрироваться на деталях, ребенок плохо их запоминает и не может воспроизвести.
  3. Частое погружение в свой мир, отсутствующий взгляд, сложности с коммуникацией.
  4. Плохо усваиваются условия игр, постоянно их нарушают.
  5. Сильная рассеяность, выражающаяся в потере личных вещей, которые не кладут на место, а затем не могут их найти.
  6. Личной самодисциплины нет. Приходится постоянно контролировать и организовывать.
  7. Быстрое переключение внимания с одного предмета или объекта на другой.
  8. Управляющий механизм – «дух разрушения». Ломают игрушки и другие вещи, но не признаются в содеянном.

Если вы нашли в поведении ребенка 5-6 совпадений по диагнозу СДВГ, покажите его специалистам (психотерапевту, неврологу, психологу). Врач всесторонне изучит проблему и найдет грамотное решение.

Методы лечения

Способы коррекции СДВГ у детей подбираются индивидуально. Врач, выбирая метод лечения, исходит из степени развития проблемы. Побеседовав с родителями и понаблюдав за ребенком, специалист решает, что необходимо в конкретном случае. Лечение гиперактивных детей может вестись по двум направлениям: медикаментозно, с помощью сдвг препаратов, или через психотерапевтическую коррекцию.

Медикаментозный метод

Медики в США и на Западе проводят лечение гиперактивности у детей психостимуляторами. Такие препараты улучшают концентрацию внимания и быстро дают видимые положительные изменения, однако они характеризуются и побочным действием: у детей возникают головные боли, нарушается сон, аппетит, проявляется нервозность и излишняя раздражительность, они неохотно общаются.

Российские специалисты не прибегают в лечении СДВГ к психостимуляторам, основываясь на протоколе лечения СДВГ, по которому применение таких лекарств запрещено. Заменой им служат ноотропные средства - группа психотропных препаратов, предназначенных для специфического воздействия на высшие функции мозга, которые повышают его устойчивость к влиянию негативных факторов, тем самым улучшая память и познавательную деятельность в целом. Дефицита сдвг-препаратов в продаже нет. Эффективным представителем сдвг-препаратов признаны таблетки-капсулы «Страттера». Депрессанты ребенку даются под строгим контролем врача.


Таблетки Страттера нельзя назначать самостоятельно, поскольку они напрямую воздействуют на нервную деятельность и должны приниматься только под строгим врачебным контролем

Психологические и психотерапевтические методы

Методики психологов и психотерапевтов направлены на коррекцию поведения. Разработаны , помогающие улучшить память, развить речевые навыки, мышление. Специалисты стремятся повысить у ребенка самооценку, дают ему творческие задания. Для снижения синдрома вводится моделирование коммуникативных ситуаций , способных облегчить общение гиперактивных детей с ровесниками и взрослыми. Для коррекции СДВГ используется метод релаксации, способствующий расслаблению ребенка и нормализации мозговой и нервной деятельности. Логопед занимается дефектами речи. Сложные случаи требуют сочетания медикаментозных и психологических методов исправления ситуации.

Что надо знать родителям?

Если проблема выявлена и в ней нет сомнений, родителям следует знать, как правильно воспитывать гиперактивного ребенка. Действуйте так:

  • Повышайте у малыша самооценку. Непонятая гиперактивность ребенка толкает взрослых на постоянные замечания и одергивания. Они не просят его, а приказывают «замолчать», «сесть», «успокоиться». Маленький человечек слышит такие слова и в саду, и дома, и в школе - у него формируется ощущение собственной ущербности, в то время как он остро нуждается в поощрениях и похвале. Делайте это почаще.
  • Выстраивая взаимоотношения с сыном или дочерью, уважайте личностные качества. Отставьте в сторону ваше эмоциональное восприятие их поведения, действуйте строго, но справедливо. Наказывая малыша, согласовывайте свое решение с другими членами семьи. Понимая, что ребенку трудно сдерживать себя и он пускается во все тяжкие, не делайте этого сами. Ваши слеты с «тормозов» могут восприниматься им как норма.
  • Занимая ребенка в домашних делах, давайте ему несложные и краткосрочные задания, на которые у него хватит терпения. Обязательно поощряйте, если он их выполнил.
  • Получение информативных знаний должно быть дозированным. Отводите на чтение и подготовку уроков не больше 15 минут за одно занятие. Дайте ребенку отдохнуть, предложив ему поиграть, затем вернитесь к урокам.
  • Если малыш привык, что дома ему прощают все шалости, то он непременно столкнется с негативным отношением к его выкрутасам в школе и ли детском саду. Ваша помощь состоит в доходчивом объяснении малышу его неправильного поведения. Обсуждайте с ним конфликт, находите решение ситуации.
  • Хорошее решение – предложить ребенку вести дневник, в котором будут отражаться все его маленькие победы. Такая наглядная иллюстрация достижений станет конструктивной помощью.

Родителям очень важно говорить с ребенком на равных, объяснять свою позицию, повышать его самооценку. Таким образом можно направить лишнюю энергию в положительно русло и мягко скорректировать поведение малыша

Сложности социальной адаптации

Приходя в сад или школу, дети с СДВГ сразу попадают в список «трудных» воспитанников. Гиперактивное поведение воспринимается окружающими как неадекватное. Порой ситуация складывается так, что родители вынуждены менять школу или детский сад. Вам предстоит научить ваше чадо быть терпимым, гибким, вежливым, дружелюбным - только такие качества помогут ему в социальной адаптации.

Советы учителям и воспитателям:

  • держите гиперактивного ученика в поле зрения постоянно;
  • посадите его за первую или вторую парту;
  • старайтесь не ставить акценты на поведении такого ребенка;
  • почаще хвалите за успехи, но не делайте этого без повода;
  • вовлекайте в жизнь коллектива, обращайтесь с несложными просьбами: вытереть доску, принести классный журнал, разложить тетради по партам, полить цветы.

Обращаясь к советам доктора Комаровского, заметим, что он предлагает сложные задачи для таких детей превращать в своеобразную мозаику. Разбейте уборку комнаты на отдельные задания: убрать игрушки и отдохнуть, разложить книги и отдохнуть.

Советы родителям:

  • защищайте интересы сына или дочери, но не допускайте открытого противостояния с учителями;
  • прислушивайтесь и учитывайте мнения учителей о вашем ребенке, объективный взгляд со стороны поможет вам лучше понять его;
  • никогда не наказывайте малыша при посторонних, особенно при сверстниках и педагогах;
  • помогайте с адаптацией действиями, приглашайте его друзей в гости, принимайте вместе с ним участие в школьных праздниках и конкурсах.

Доктор Комаровский рекомендует завести для ребенка с дефицитом внимания любое домашнее животное. Забота о друге поможет ему стать более собранным и внимательным. Только при сложных формах некорректного поведения врачи прибегают к медикаментозным методам исправления недуга. Большинству детей показана психологическая коррекция, которая проводится в тесном сотрудничестве с родителями.

Возникновение осложнений с концентрацией внимания и сосредоточением, а также появление нейроповеденческого расстройства свидетельствуют о заболевании «синдром дефицита внимания» или сокращённо СДВ. Подвержены воздействию заболевания, прежде всего, дети, но не исключается проявление недуга и у взрослых. Проблемы заболевания характеризуются различными степенями выраженности, поэтому СДВ нельзя недооценивать. Заболевание влияет на качество жизни, её восприимчивость, а также взаимоотношения с другими людьми. Заболевание носит достаточно сложный характер, поэтому у больных наблюдаются проблемы с обучением, выполнением каких-либо работ и освоением теоретического материала.

Именно детки отчасти становятся заложниками этого недуга, поэтому для предотвращения такой недостаточности стоит узнать о ней как можно больше, в чём и поможет этот материал.

Описание и виды

Это заболевание представляет собой отклонения у человека, которые вызываются высоким интеллектом. Человек с таковым недомоганием имеет трудности не только с умственным развитием, но и с физическим, что уже именуется как синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Дети - это основной контингент, который подвержен проявлению этого заболевания, но в редких случаях встречаются симптомы недомогания и у взрослых. Согласно многолетним исследованиям было установлено, что возникновение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у взрослых связано исключительно с природой генов.

У детей синдром дефицита внимания и гиперактивность встречается довольно часто, причём он может быть обнаружен как после рождения, так и в более позднем возрасте ребёнка. Преимущественно встречается синдром у мальчиков, и лишь в редких случаях у девочек. Если смотреть по примеру, то практически в каждом учебном классе имеется один ребёнок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Синдром подразделяется на три вида, которые называются:

  • Гиперактивность и импульсивность. Этот вид характеризуется присущими признаками импульсивности, вспыльчивости, нервозности и повышенной активности у человека.
  • Невнимательность. Проявляется исключительно только один признак невнимательности, и исключается вероятность возникновения гиперактивности.
  • Смешанный вид. Наиболее частый вид, который проявляется даже у взрослых. Характеризуется преобладанием первых и вторых признаков у человека.

На языке биологии СДВГ - это дисфункция ЦНС, характеризующаяся формацией головного мозга. Проблемы головного мозга - являются наиболее опасными и непредсказуемыми заболеваниями.

Причины возникновения

Развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологическое влияние.

Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так.

На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить:

  • отрицательное влияние наркотических веществ;
  • влияние табачных и алкогольных изделий;
  • преждевременные или затяжные роды;
  • угрозы прерывания.

Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного. В 80% таковых случаев возникает патология в виде СДВГ.

Выделяют также и причины развития заболевания у детей, если женщина, находясь в положении, увлекается приёмом искусственных пищевых добавок, пестицидов, нейротоксинов и прочего. Также возможно провоцирование этого синдрома и у взрослых по причине увлечения биодобавками, искусственными гормонами и т. п.

До конца неизученными причинами провоцирования синдрома дефицита внимания и гиперактивности являются:

  • наличие инфекционных заболеваний у беременной;
  • хронические болезни;
  • несовместимость резус-факторов;
  • ухудшение экологии.

Из этого следует, что синдром дефицита внимания и гиперактивность есть необычное расстройство, которое возникает по причине действия одного или нескольких вышесказанных факторов. Самой основной и доказанной считается причина генетического влияния.

Симптомы заболевания

Симптомы заболевания имеют ярко выраженное проявление именно у детей, поэтому рассмотрим основные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в детском возрасте.

Чаще всего толчком для обращения в лечебные центры становятся воспитатели, учителя и педагоги, которые обнаруживают некоторые отклонения у детей. Симптомы заболевания имеют следующие признаки:

Нарушается сосредоточенность и внимание . Ребёнок не может сосредоточиться на чем-то одном, он постоянно куда-то идёт, думает о чем-то своём. Выполнение любого задания заканчивается ошибками, что вызвано расстройством внимания. Если к ребёнку обращаться, то возникает ощущение игнорирования речи, он все понимает, но не может собрать услышанную речь в одно целое. Дети с расстройством внимания совершенно не в состоянии планировать, организовывать и выполнять разнообразные задания.

Симптомы также выражаются в виде рассеянности, при этом ребёнку свойственно терять свои вещи, отвлекаться по любым мелочам. Появляется забывчивость, а браться за выполнение умственных дел ребёнок категорически отказывается. У родственников возникает ощущение отдалённости ребёнка от всего мира.

Гиперактивность . Проявляется совместно с синдромом, поэтому дополнительно родители могут отслеживать у ребёнка и такие симптомы:


Импульсивность . Симптомы импульсивности включают в себя следующие виды проявления:

  1. Преждевременный ответ на вопрос, который не был озвучен до конца.
  2. Неправильные и быстрые ответы на задаваемые вопросы.
  3. Отказы от выполнения любых заданий.
  4. Не слушает ответы своих сверстников, может их перебивать во время ответа.
  5. Постоянно разговаривает не по теме, возможно проявление болтливости.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперчувствительностью имеют свои особенности проявления для различных категорий детей в зависимости от возраста. Рассмотрим подробнее.

Симптоматика у детей разных возрастов

Рассмотрим, какие симптомы присущи для детей следующих возрастов:

  • дошкольного;
  • школьного;
  • подросткового.

В дошкольном возрасте от трёх до семи лет симптомы отследить достаточно сложно. СДВГ в раннем возрасте диагностируется врачом.

С трёхлетнего возраста заботливые родители могут заметить проявление гиперактивности в виде постоянного движения ребёнка. Он не может найти себе занятие, постоянно мечется с одного угла в другой, не принимается за выполнение различных умственных задач и постоянно болтает. Симптомы импульсивности обусловлены невозможностью сдерживания себя в той или иной ситуации, ребёнок постоянно перебивает родителей, перекрикивает их, обижается и даже стает раздражительным.

Игры с такими детьми приводят к разрушительным последствиям: они ломают игрушки, выплёскивая всю свою энергию; для них ничего не стоит причинить вред своим сверстникам и даже детям постарше. Больные СДВГ являются своего рода вандалами, для которых нет ничего существенного. Их мозг практически не контролирует их движений. Также присущи симптомы отставания в развитии от своих сверстников.

Достигая семилетнего возраста , когда приходит пора отправляться в школу, у детей с СДВГ проблемы всё больше возрастают. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не в состоянии преуспевать за своими сверстниками в плане умственного развития. На уроках они ведут себя несдержанно, не обращают внимания на замечания учителя, да и вовсе не слушают излагаемый материал. Они могут приниматься за выполнение задания, но уже через некоторое время активно переключаются на другое, не окончив первого.

В школьном возрасте СДВГ у детей проявляется чётче, так как это активно замечается преподавательским составом. Среди всех детей в классе больные СДВГ заметны даже невооружённым глазом, для этого достаточно провести пару уроков, и выявить наличие синдрома у деток не составит труда даже человеку без медицинского образования.

Дети не только отстают в развитии, но и всеми способами стараются подбивать своих сверстников к этому: они срывают уроки, мешают выполнять любые действия своим одноклассникам, а также в более позднем возрасте могут спорить и даже огрызаться с учителем. Для учителя в классе таковой ребёнок является настоящим испытанием, из-за которого проведение уроков становится невыносимым.

Достигая подросткового возраста , симптомы СДВГ начинают немного стихать, но на самом деле происходит некая смена признаков заболевания. Импульсивность сменяется суетливостью и возникновением чувства внутреннего беспокойства. Подростки принимаются за выполнение тех или иных задач, но все также оканчивается безуспешно, как бы они не старались.

Безответственность и несамостоятельность - все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперчувствительности у подростков. Они не в состоянии (даже в этом возрасте) выполнять уроки самостоятельно, отсутствует организованность, планирование дня и распределение времени.

Отношение со сверстниками ухудшается, так как они ведут общение не на должном уровне: грубят, не сдерживаются в высказываниях, не соблюдают субординацию с учителями, родителями и одноклассниками. Наравне с этим неудачи приводят к тому, что у подростков занижается самооценка, они становятся все менее психоустойчивыми и и все более раздражительными.

Они чувствуют к себе негативное отношение от родителей и сверстников, что обуславливает зарождение негативных и даже суицидальных мыслей. Родители постоянно ставят их в плохой пример, тем самым вызывают нелюбовь и антипатию к своим сёстрам и братьям. В семье дети с синдромом дефицита внимания и гиперчувствительностью становятся нелюбимыми, особенно если в доме подрастает не один малыш.

Симптоматика недуга у взрослых

Симптомы у взрослых по сравнению с детьми отличаются, но это не меняет конечного результата. Присуща все та же раздражительность, плюс к этому добавляются депрессивные расстройства и боязнь попробовать себя в новой сфере. У взрослых симптомы носят более скрытный характер, так как на первый взгляд признаки обусловлены спокойствием, но в то же время и неуравновешенностью.

На работе взрослые с СДВГ не отличаются сообразительностью, и поэтому работа простыми клерками является их максимумом. Нередко им сложно справляться с умственными видами работ, поэтому им не приходится выбирать.

Психические расстройства и замкнутость приводят к тому, что больной СДВГ находит обезболивающее от проблем в алкогольных, табачных, психотропных и наркотических веществах. Все это только усугубляет ситуацию и вызывает полную деградацию человека.

Диагностика

Диагностирование заболевания не подтверждается на каком-либо специальном оборудовании, а осуществляется за счёт наблюдения за поведением ребёнка, за его развитием и умственными способностями. Диагноз устанавливается квалифицированным врачом, который принимает во внимание все сведения от родителей, педагогов и сверстников.

Диагностирование СДВГ осуществляется с помощью следующих методик:

  1. Сбор информации о ребёнке по поводу обращения к врачу.
  2. Исследование дофаминового обмена.
  3. Для выявления диагноза доктор может назначить прохождение ультразвуковой допплерографии, ЭЭГ и видео-ЭЭГ.
  4. Проводится неврологический осмотр, на котором не исключено применение методики NESS.
  5. Генетическое обследование родителей для выявления причин заболевания.
  6. МРТ. Полное исследование человека покажет и прочие отклонения, которые, возможно, могли повлиять на провоцирование недуга.
  7. Не исключается проведение методов нейропсихологического тестирования для детей школьного и старших возрастов.

На основании всех этих проведённых методик предварительный диагноз СДВ и гиперчувствительность либо подтверждается, либо опровергается.

Лечение

Лечение СДВГ должно включать в себя комплексное воздействие, которое должно быть обусловлено использованием методик по корректированию поведения, психотерапии и нейропсихологической коррекции. Лечение подразумевает также воздействие не только посредством различных методик на больного, но и помощь родителей, педагогов и родственников.

Первоначально врач проводит беседу с окружающими ребёнка лицами и объясняет им особенности заболевания. Основной особенностью является то, что такое отрицательное и бесшабашное поведение ребёнка является не умышленным. Для позитивного влияния на пациента, способствующего его оздоровлению, необходимо, чтобы окружающие лица относились к нему положительно. Ведь, прежде всего, именно с этого и начинается лечение.

Перед родителями ставятся две основные задачи, которые они должны выполнять и следить за этим:

Задача №1: воспитание не должно включать в себя жалостное отношение к ребёнку и вседозволенность. Не следует жалеть его, обращаться к нему с чрезмерной любовью, это обусловит только обострение симптомов.

Задача №2: не предъявлять повышенных требований и заданий, с которыми он не сможет справиться. Это будет способствовать тому, что у него будет возрастать нервозность и падать самооценка.

Для детей с СДВГ смена настроения родителей оказывает гораздо больше негативного воздействия, нежели на нормальных деток. Лечение также должно исходить и от учителей, с которыми дети проводят большую часть своего времени. Учитель должен контролировать ситуацию и отношения детей в классе и всячески прививать любовь и добропорядочность. При проявлениях агрессии больного СДВГ не следует ругать и тем более вызывать родителей, а стоит попытаться разъяснить ему правильное отношение. Ведь стоит помнить, что все проявления его являются непреднамеренными.

К сведению! Нельзя также, чтобы ребёнок почувствовал от окружающих, что с ним обращаются как с больным. Это занизит его самооценку и приведёт только к обострению симптомов.

Лечение медикаментами

В комплексе применяется лечение с помощью приёма медикаментов, которые формируются по индивидуальным показателям. К медикаментозным препаратам для преодоления заболевания СДВГ относятся следующие лекарства:

  1. Для стимуляции ЦНС: Метилфенидат, Декстроамфетамин, Пемолин.
  2. Трициклические антидепрессанты: Имипрамин, Амитриптилин, Тиоридазин.
  3. Вещества ноотропного ряда: Ноотропил, Церебролизин, Семакс, Фенибут.

Именно стимуляторы оказывают огромное влияние на оздоровление человека с СДВГ. Было выяснено, что лечение этими препаратами подразумевает влияние патогенетических факторов, которые имеют целенаправленное воздействие на мозговую систему.

Основным плюсом таковых препаратов является скорость влияния на оздоровление пациента, т. е. эффект выздоравливания заметен уже практически в первую неделю после употребления лекарств. Среди признаков излечения стоит выделить проявление большей внимательности, меньшей отвлекаемости, попытки довести любое дело до конца.

Нейробиолог доктор Амен — один из крупнейших специалистов по синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Он научился выявлять это расстройство не только у детей, но и у взрослых и разработал систему диагностики и лечения СДВГ, которая прибегает к традиционным лекарствам лишь в последнюю очередь. Итак, что способно улучшить состояние ребенка или ?

Ниже я буду говорить о шести различных типах СДВГ и о том, как важно знать свой тип, чтобы получить адекватную помощь. Однако существует ряд процедур, общих для всех пациентов с СДВГ, помимо предписаний врача.

  1. Принимайте мультивитамины. Они помогают в обучении и предотвращают хронические заболевания. Независимо от типа СДВГ у вас или вашего ребенка, рекомендую мультивитамины и минеральные добавки каждый день. Когда я учился в медицинской школе, профессор, который преподавал нам курс питания, говорил, что если бы люди питались сбалансированно, витаминные и минеральные добавки были бы им не нужны. Однако сбалансированный рацион — это нечто архаичное для многих наших семей, питающихся фастфудом. По своему опыту могу сказать, что семьи с СДВГ в особенности имеют проблемы с планированием и, как правило, едят вне дома. Защитите себя и своих детей, принимая мультивитамины и минеральные добавки.
  2. Дополните свой рацион жирными кислотами омега-3. Было выявлено, что страдающие СДВГ имеют недостаток омега-3 жирных кислот в крови. Особенно важны две из них — эйкозапентаеновая кислота (ЭЗПК) и докозагексаеновая кислота (ДЗГК). Обычно прием ЭЗПК очень помогает людям с СДВГ. Взрослым я рекомендую принимать 2000-4000 мг/сутки; детям 1000-2000 мг/сутки.
  3. Исключите кофеин и никотин. Они не дают заснуть и снижают эффективность других методов лечения.
  4. Регулярно занимайтесь физкультурой: хотя бы 45 минут 4 раза в неделю. Продолжительные, бодрые прогулки — как раз то, что нужно.
  5. Не больше получаса в день смотрите телевизор , играйте в видеоигры, пользуйтесь сотовым телефоном и другими электронными устройствами. Это может быть непросто, но даст заметный эффект.
  6. Относитесь к еде, как к лекарству , потому что она им и является. Большинству пациентов с СДВГ становится лучше, когда они придерживаются программы полезного для мозга питания. Работа с диетологом может дать серьезные результаты.
  7. Никогда не кричите на страдающих СДВГ. Нередко они ищут конфликта или возбуждения как средства стимуляции. Могут легко вывести вас из себя или заставить злиться. Не теряйте самообладания с ними. Если такой человек заставляет вас взорваться, его низкоэнергетическая лобная кора активизируется, и это ему неосознанно нравится. Никогда не позволяйте своему гневу стать чьим-то лекарством. Такая реакция вызывает привыкание у обеих сторон.

6 типов СДВГ

Эффективное лечение человека с СДВГ может изменить всю его жизнь. Тогда почему лекарственные препараты типа риталина помогают одним пациентам, но лишь усугубляют состояние других? Пока я не начал делать сканы ОЭКТ (однофотонной эмиссионной компьютерной томографи)и, я не знал причины этого. Из сканов я узнал, что СДВГ — это не какой-то один тип расстройства. Насчитывается по крайней мере 6 различных типов, и они требуют разного подхода к лечению.

Наши исследования свидетельствуют, что СДВГ затрагивает в первую очередь следующие области мозга:

  • Кору лобных долей — она отвечает за концентрацию, устойчивость внимания, оценку происходящего, организацию, планирование и контроль импульсов.
  • Переднюю поясную извилину — переключатель передач мозга.
  • Височные доли, связанные с памятью и опытом.
  • Базальные ганглии, которые производят и перерабатывают нейротрансмиттер дофамин, влияющий на лобную кору.
  • Лимбическую систему, связанную с эмоциональным состоянием и настроением.
  • Мозжечок, связанный с координацией движений и мыслей.

Тип 1: классический СДВГ. У пациентов наблюдаются основные симптомы СДВГ (непродолжительная устойчивость внимания, рассеянность, дезорганизация, прокрастинация и отсутствие перспективной оценки поведения), а также гиперактивность, нервозность и импульсивность. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры и мозжечка, особенно при концентрации. Этот тип, как правило, диагностируется на ранних этапах жизни.

В данном случае я использую биологически активные добавки, которые повышают уровень дофамина в мозге, такие как зеленый чай, L-тирозин и родиола розовая. Если они неэффективны, то могут понадобится стимулирующие препараты. Я также обнаружил, что может быть очень полезна диета с повышенным содержанием белка и ограничением простых углеводов.

Тип 2: невнимательный СДВГ. Пациенты демонстрируют основные симптомы СДВГ, но кроме этого у них наблюдаются упадок сил, пониженная мотивация, отстраненность и склонность зацикливаться на себе. На ОЭКТ-скане мы тоже видим снижение активности в лобной коре и мозжечке, особенно при концентрации.

Этот тип обычно диагностируют в более позднем возрасте. Он чаще встречается у девочек. Это тихие дети и взрослые, их считают ленивыми, немотивированными и не очень умными. Рекомендации для данного типа такие же, как для 1-го.

Тип 3: СДВГ с чрезмерной фиксацией. Для этих пациентов тоже характерны первичные симптомы СДВГ, но в сочетании с когнитивной негибкостью, проблемами с переключением внимания, склонностью зацикливаться на негативных мыслях и навязчивом поведении, потребностью в единообразии. Кроме того, имеется предрасположенность к беспокойству и обидчивости, и они, как правило, любят спорить и идти наперекор.

На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности в лобной коре при концентрации и повышенную активность передней поясной извилины, что приводит к зацикливанию на негативных мыслях и определенном поведении. Стимуляторы обычно лишь ухудшают состояние таких пациентов. Этот тип я часто начинаю лечить добавками, повышающими уровень и дофамина. Я рекомендую диету со сбалансированным сочетанием здоровых белков и «умных» углеводов.

Тип 4: СДВГ височных долей. Основные симптомы СДВГ у этих пациентов сочетаются со вспыльчивостью. Иногда они испытывают периоды тревоги, головные боли или боли в животе, предаются мрачным мыслям, имеют проблемы с памятью и трудности с чтением и подчас неправильно интерпретируют обращенные к ним замечания. В детстве у них нередко бывают травмы головы, или в их роду у кого-то из родственников наблюдались припадки ярости. На сканах ОЭКТ мы видим снижение активности лобной коры при концентрации и активности височных долей.

Стимуляторы обычно делают этих пациентов еще более раздражительными. Я, как правило, использую комбинацию стимулирующих добавок, чтобы помочь успокоить и стабилизировать настроение. Если у пациента есть проблемы с памятью или обучением, я назначаю ему БАДы, улучшающие память. Если необходимы лекарства, я назначаю комбинацию противосудорожных препаратов и стимуляторы, а также диету с более высоким содержанием белка.

Тип 5: лимбический СДВГ. Первичные симптомы СДВГ у этих пациентов сопровождаются хронической меланхолией и негативизмом в сочетании с упадком сил, низкой самооценкой, раздражительностью, социальной изоляцией, отсутствием аппетита и сна. На ОЭКТ-сканах мы видим снижение активности лобной коры в состоянии покоя и при концентрации и увеличение активности глубокой лимбической системы. Стимуляторы здесь тоже вызывают проблемы с обратной реакцией или симптомы депрессии.

Тип 6: СДВГ «Кольцо огня». Помимо основных симптомов СДВГ для этих пациентов характерны капризность, вспышки гнева, оппозиционные черты характера, отсутствие гибкости, поспешность мышления, чрезмерная болтливость и чувствительность к звукам и свету. Я называю этот тип «Кольцо огня», поскольку на сканах мозга людей с этим типом СДВГ видно характерное кольцо.

Купить эту книгу

Комментировать статью "Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов"

Обсуждение

Мне кажется Вы абсолютно не правы, и простой логикой не можете отличить болезненное состояние от примитивной неспособности человека понимать ценность вещей. Вы взрослый, для Вас шампунь - это не просто тюбик с пузырями, это ценность, выраженная в затарченных Вами усилиях, чтобы купить эту дорогую вещь.
Многие дети, более чуткие по природе, более покладистые, особенно девочки - принимают комфортную для систему ценностей родителей быстро.
Многие парни даже в 15 лет продолжают рвать дорогостоящую одежду, менять за счет родителей колеса для роликов, требовать обновки. Это вещи одного порядка, пусть на первый взгляд и непохожие. И тут ну вообще ничего не поделать, от слова вообще.
Если Вам жалко - ну тупо прячьте. Единственное, когда сможет осознать - когда сам будет зарабатывать и жить на свои собственные.
И да, ругать в очень директивной форме - не действенно. Как фон. Можно (Но только в очень спокойной, не плаксивой, не требующей жалости форме) регулярно вести разъяснительные беседы, во что в реальной жизни обходится шампунь. Перейти к реальным санкциям - сократить карманные деньги (возместить ущерб), другие наказания. Есть просто дети и взрослые, у которых что-то было именно в сочувственно-эмоциональном воспитании упущено.
Проблема с шампунем - проблема неумения сочувствовать взрослому (в данном случае - женщине, которая "потом и кровью" заработала на дорогой шампунь. А не какими-то бесконтрольными моментами или навязчивостью.

Очень хорошо помню себя в возрасте 6-10 лет. Тоже выдумывала всякую ересь. Опустошала холодильник - делала "пирожные". На меня как раз привитый комплекс вины перед мамой даже излишне действовал - "Готовить" я быстро перестала.
Хотя оружие родителей все чаще против них применяла. Например рассказывала, какие замечательные вещи у моих друзей. А напрямую ничего не просила, даже отрицала желания. Вот тут уже комплекс вины у родителей возникал. Так тчо главное - не переборщить.

21.06.2018 07:50:26, Lion0608

Купите пену для ванны. И покажите сколько и как наливать.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой широко распространенную форму нервно-психических нарушений детского возраста, это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Внешние проявления заболевания у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, на которые обращают внимание педагоги и родители, нередко бывают сходными и обычно...

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. 3. Семинары о детях с СДВГ от мамы СДВГ ребёнка и организатора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети » Московские мамы хвалят психиатра Елисея Осина.

Обсуждение

Мне сложно судить о Вашем ребенке, но мой мелкий, например, на детской площадке постоянно бежит вперед, смотрит назад, в итоге или спотыкается и падает, или врезается лбом в столб. Ну а уж воздеть руку вперед и с воплем "Туда!" ломануться куда угодно - это его коронный номер - только и успеваю ловить. У него СДВГ точно нет, у неврологов были, сказали - все ок, просто темперамент такой, плюс возраст.

Может быть, и нет. У Вас пока сирийский хомячок. Подождите с полгода еще, минимум полгода. У многих детей из ДД нет чувства опасности и самосохранения, как и у сирийского хомячка чувства края.)))

Грыса, свинка, котенок, посаженные на стол, не упадут - есть чувство края.

По DSM IV выделяют три типа СДВГ: - Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ. - Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания. Этот тип наиболее сложен для диагностики. - Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность. Это наиболее редкая форма СДВГ. _______________ () Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться у ребёнка не менее 6 месяцев: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ 1. Часто неспособен удерживать внимание на...

ПО следам моих постов недельной давности. Я столкнулась с тем, что подробное описание моего опыта вызвало во многих опытных мамах резкое неприятие, вплоть до полного отторжения. Причины тут вижу разные:) Хочу написать своё мнение по поводу целесообразности делиться новичкам своим опытом. Вот представьте, молодая неопытная мама 5-месячного младенца. У младенца режутся зубки и он не даёт покоя своей матери ни днём, ни ночью. И вот мама с 5-месячным опытом встречает, гуляя в парке, маму с...

11.12.2014 00:32:13, stitchmag

Мне так кажется, что это сообщество и создано, что бы делиться, помогать, советовать. Лично мне Ваш опыт очень близок. Но дети у всех разные, поэтому и реакция разная. Моя девочка похожа на Вашу и в свое время я пришла к таким же мыслям, что и Вы. Удачи Вам и пишите, делитесь!

Как справиться с гиперактивным ребенком? Где набраться терпения родителям этого живого вечного двигателя, не способного даже пару минут спокойно посидеть на месте? И как реагировать на настойчивые рекомендации воспитателей или учителей проверить ребенка у невропатолога. Ведь нормальный ребенок не может быть таким неугомонным. Явно какая-то патология… Конечно, одна из главных задач родителей – следить за тем, чтобы ребенок рос здоровым и правильно развивался. Разумеется, мы прислушиваемся к...

Cиндром дефицита внимания и гиперактивности наступает в возрасте от 3 лет. О причинах плохой концентрации внимания, излишней импульсивности говорят многое. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые определила настоящие причины возникновения СГВД. Дело в том, что этот страшный диагноз может быть поставлен только определенным детям, детям со звуковым вектором. Именно эрогенная зона звуковика – уши становиться тем слабым местом, на которое крик родителей действует убийственно. Что же...

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. Как воспитывать гиперактивного ребенка? Если в семье ребенок с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), создается впечатление, что его много.

Обсуждение

Ой, сложно с этим СДВГ, все что угодно может быть, может даже и не быть СДВГ, а просто реакция на что-то, ревность и т.п. Моему тоже невролог в 5 лет это написала, к 7 было шизотипическое расстройство под вопросом. Ну, много чего за это время случилось, конечно. Может и нет его...
А совет - терпение, терпение, терпение... И гнуть свою и только свою политику. Настаивать, убеждать в нужности, проводить вместе время (не просто рядом, а заниматься делами какими-то совместными).
Психиатров тоже боятся не надо, просто идти к ним в частном порядке и выбирать, выбирать заинтересованного.

Ввести ясный, четкий и жесткий режим дня
-написать и проговорить между взрослыми семейные правила- что можно, а чего нельзя. четко, ясно и понятно. всем вести всегда себя с ребенком в соответсвии с ними и требовать от ребенка их выполнения
-взрослым быть хозяином в доме и королем положения
-найти хорошего врача психиатра, а лучше двух, которые обследуют и будут лечить вашего ребенка

Диагноз «гиперактивный ребенок» по мировой статистике ставят 39% детей дошкольного возраста, но справедлив ли этот диагноз для всех детей, на которых висит этот ярлык? Cреди симптомов гиперактивности называют повышенную двигательную активность, излишнюю импульсивность и даже недостаток внимания. Но если рассматривать эти критерии, то хотя бы под один из них может подойти каждый ребенок. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые приоткрывает тайну человеческих свойств. Так большой...

Что такое детская гиперактивность? Обычно симптомы у детей начинают возникать в возрасте 2-3 лет. Однако в большинстве случаев родители обращаются к врачу, когда ребенок начинает ходить в школу, и у него обнаруживаются проблемы с учебой, которые являются следствием гиперактивности. В поведении ребёнка это проявляется следующим образом: неусидчивость, суетливость, беспокойство; импульсивность, эмоциональная нестабильность, плаксивость; игнорирование правил и норм поведения; наличие проблем со...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку» Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в ра­боте. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуаль­ную беседу с таким ребенком, заранее огово­рив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно ма­териальное). Гиперактивного ребенка необхо­димо чаще поощрять...

Давайте разделим нашу статью на две части. В первой мы поговорим о том, что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) и как понять, что у вашего малыша именно СДВГ, а во второй части обсудим, что же можно делать с гиперактивным ребенком, как его воспитывать, учить и развивать. Если Вы точно знаете, что у вашего ребенка СДВГ – Вы можете переходить сразу ко второй части статьи, если нет, то советую прочитать статью целиком. Часть первая. Синдром гиперактивности и дефицита...

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. 3. Семинары о детях с СДВГ от мамы СДВГ ребёнка и организатора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети » Московские мамы хвалят психиатра Елисея Осина.

Обсуждение

У нас мальчик 4 года и совсем не разговаривает, врачи говорили ждите до трех лет, не чего сказать не могут, сейчас как я сам понял уже у него гиперактивность, на месте не сидит, не чего не понимает и т. Д, но ходит на горшок иногда нет, как с ним заниматься в плане речевого развития

06.02.2019 20:15:59, Арман

Мой сын до 2го класса тоже самое делал, но не от отсутсвия внимания а от ума как оказалось. Ему было скучно. Показатели от ниже нормы перешли выше нормы. У многих родителей у кого развитые дети таже жалоба, я не вижу никакой проблему, ей скорее всего не интересно. Ну мой правда еще и клоуном работал, мне учителя по началу намекали что он скорее всего осталый и вываливали жалобы, теперь вижу восторг в глазах. У сына в классе деть с СДВГ. Тот ребенок не успевает ничего потому что занят тем что корчит рожы, убегает из класса, за ним бегают учителя, у него серьезные нарушения в сфере социального общения и агрессия.

Я уже писала что начала давать Инессе Таурин. Капсула большая, Инесса пьет хорошо, мне кажется что положительный эффект имеется. Но я узнала что оказывается Таурин принимают в комплексе с Тианином и Карнозином. Это я узнала последовательно.Сначала прочитала что надо пить Таурин с Тианином и только потом что еще и с Карнозином, поэтому получилось так что я всё заказывала по отдельности. Жаль что не с кем проконсультироваться, какие же именно аминокислоты и в какой комбинации и в каких...

Ваш малыш не может спокойно усидеть на месте ни минуты, носится, как угорелый и иногда от него у вас просто рябит в глазах.. Возможно, ваш непоседа относится к группе гиперактивных детей. Детская гиперактивность характеризуется невнимательностью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью и возбудимостью. Такие дети постоянно в движении: теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на месте, жуют что-то, растягивают губы...

15 мая в Москве официально открылся купальный сезон. В Северо-Западном округе купание разрешено только на двух пляжах в Серебряном Бору. Здесь уже установлены кабинки для переодевания, работают кафе, туалеты, душевые кабины, прокат шезлонгов и спортинвентаря.

Немецкие ученые из Рурского университета утверждают, что медики слишком часто ставят детям диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ), пишет Московский Комсомолец. «Исследователи в рамках исследования опросили более 1000 детских и подростковых психотерапевтов и психиатров по всей Германии о том, чем они руководствуются, ставя детям диагноз СДВГ. Западные психиатры представили очередные доказательства, что такого расстройства просто не существует, а детей зря лечат...

Лечение СДВГ у детей и взрослых: 7 советов. 3. Семинары о детях с СДВГ от мамы СДВГ ребёнка и организатора форума «Наши невнимательные гиперактивные дети » Московские мамы хвалят психиатра Елисея Осина.

Обсуждение

Не понимаю, о чем полемика. Хорошая статья, впервые вижу открытым текстом написано, что ММД - это не медицинский диагноз. Мне всегда казалось, что медицинский диагноз должен основываться на тем или иным способом выявленной физиологической патологии, а ММД - это просто, посмотрели на ребенка и решили, что-то с ним не то. И никаких энцефалограм, эмэрай или еще чего, даже анализа крови не надо. Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу написали УО или олигофрению, а так, немного, в итоге получаем диагноз ММД. И если посмотреть топик внизу, то с точки зрения многих сотрудников "учереждений", да и многих врачей, у детей сирот априори что-то с головой не в проядке. Вот и получаем в массовом порядке такие диагнозы: у младенцев перенатальную гипоксию и энцефалопатию, у детей по-старше ММД ну и т.д.
Так что все правильно в статье написано и многое объясняет, о чем тут копья ломать?

01.04.2006 17:29:47, ssss

и правда, к чему было так стараться, постить сюда эту "неплохую статью". Диагнозов разных -туча, ММД и СДВГ не самый распространенный,как утверждает БлекСкор. Чего заранее метаться, решаем вопросы по мере их поступления.

30.03.2006 18:42:56, Тоже усыновитель

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) — это хроническое нарушение центральной нервной системы, которое проявляется в виде гиперактивности ребенка, его импульсивности и невнимательности. Детям с СДВГ очень трудно стоять или сидеть на одном месте, они находятся в постоянном движении, вспыльчивы, неуравновешенны, не усидчивы, не могут сосредоточиться. Признаки этого заболевания не являются отражением плохого воспитания или характера ребенка. Первые симптомы СДВГ могут манифестировать у детей в возрасте 3-6 лет, но наибольшее развитие заболевание получает в школьном возрасте, постепенно симптомы СДВГ могут нивелировать, но часть остается и у взрослых. Чаще всего это заболевание проявляется у мальчиков. При гиперактивности нарушена нейрофизиология головного мозга, у маленьких пациентов находят дефицит дофамина и норадреналина. Родители чаще всего обращаются к психологу с жалобами на то, что их ребенок гиперактивный.

Контролировать всю симптоматику СДВГ позволяет комплексное лечение этого заболевания, которое способствует уменьшению гиперактивности и социально адаптирует ребенка или взрослого человека. Методы лечения индивидуальны для каждого ребенка или взрослого, как правило, включают в себя два основных аспекта — поведенческая и лекарственная терапия.

Терапия

Психофармакотерапия назначается детям с СДВГ длительно, лечение может продолжаться годами. В детской психиатрии для лечения гиперактивности существуют международные протоколы назначения лекарственных препаратов. Применяются лекарства с доказанной эффективностью и безопасностью:

Основные препараты для лечения СДВГ:

Применение в детской психиатрической практике нейролептиков у пациентов с СДВГ является крайне нежелательным.

При психофармакотерапии важно фиксировать нежелательные побочные действия, изменять дозировки, кратности приема лекарства, вести тщательный контроль над поведением ребенка. Необходимо также периодически отменять терапию (например, когда школьные каникулы у пациента желательно устроить и «лекарственные»). В начале обучения в школе не стоит сразу же назначать лекарственную терапию, необходимо подождать, посмотреть, как пациент адаптируется к школьным нагрузкам, на сколько выражена гиперактивность у ребенка с СДВГ.

Психостимуляторы

Психостимуляторы несколько десятков лет используются в терапии СДВГ у взрослых и у детей.. Фармакодинамика этих лекарств основан на обратном захвате катехоламинов в предсинаптическом нервном окончании. В результате этого увеличивается количество дофамина и норадреналина в синаптической щели нервных окончаний.

Психостимуляторы показаны к назначению в школьном, подростковом возрасте, применяется у взрослых с СДВГ и даже у дошкольников (3-6 лет). У дошкольников они оказывают меньший терапевтический эффект и больше показывают свое побочное действие. В вопросе назначения психостимуляторов у детей есть много не решенных вопросов.

Некоторые родители считают, что психостимуляторы могут вызвать наркотическую зависимость и при употреблении психостимуляторов происходит возникновение чувства «эйфории», и чем выше доза психостимулятора, тем это ощущение ярче. Родители выступают категорически против применения психостимуляторов, потому что боятся, что их дети станут в будущем наркоманами. Не рекомендуется назначать психостимуляторы детям с психотическими и биполярными расстройствами, так как эти препараты могут спровоцировать психотическую реакцию или манию.

Психостимуляторы влияют на росто-весовые показатели ребенка, они незначительно замедляют темпы роста. Психостимуляторы влияют на сон и аппетит, а также могут вызвать или усилить тики у детей.

Психостимуляторы не являются панацеей от всех проблем. Родители должны понять, что они обязаны воспитывать своего ребенка, а не лекарствами воздействовать на психику ребенка.

Психостимуляторы не применяются при заболеваниях сердца и сосудов у детей и взрослых.

Антидепрессанты назначается в качестве резервной группы лекарственных препаратов, и являются хорошей заменой психостимуляторов. Антидепрессанты уменьшают выраженность симптомов СДВГ. Трициклические антидепрессанты также назначаются для терапии гиперактивности у взрослых и у детей. Механизм фармакодинамики этих препаратов основан на захвате норадреналина.

Но, применение трициклических андидепрессантов опасно в связи с кардиотоксичностью этих лекарственных средств и риском возникновения аритмий (необходимо назначать под контролем ЭКГ). Максимальный терапевтический эффект при применении трициклических антидепрессантов достигается через три — четыре недели после приема препарата. Передозировка этих препаратов может закончиться смертельным исходом, поэтому родители должны очень внимательно относиться к хранению этих лекарств. Через некоторое время после применения трициклическизх антидепрессантов развивается резистентность к ним, поэтом необходимо устраивать «лекарственные каникулы», которые должны совпадать с каникулами в школе.

У 70% больных детей отмечается улучшение симптоматики, в результате назначения трициклических антидеперессантов. Эти препараты действуют в основном на поведенческую симптоматику (уменьшают гиперактивность) и практически не действуют на когнитивную.

Все антидепрессанты обладают рядом нежелательных действий – вызывают артериальную гипотонию, сухость во рту, запоры. Среди трициклических антидепрессантов часто назначается детям и взрослым — Велбутрин. Это лекарство хорошо переносится, и редко проявляются побочные эффекты (сухость во рту и головная боль). Велбрутин обычно назначается после психостимуляторов (если к ним было привыкание или злоупотребление). Антидепрессанты лучше не назначать детям и взрослым с повышенной судорожной активностью и с тиками в том числе, эти лекарства могут спровоцировать судорожные припадки.

Эффексор, Эффексор XR- это антидепрассанты нового поколения. Механизм фармакологического действия этих препаратов основан на повышение уровня нейромедиаторов — серотонина и норэпинефрина в клетках. После курса лечения Эффексором наблюдается повышение работоспособности, улучшение настроения, улучшается внимание и память.

Ноотропы и нейромедиаторы

Ноотропные и нейрометаболические препараты широко применяются в России для лечения СДВГ. Ноотропы – оказывают положительное влияние на функции головного мозга и улучшают процессы обучения и памяти (ноотропил, глицин, фенибут, фенотропил, пантогам), не вызывая гиперактивности у детей и взрослых.

Препаратами, улучшающими, метаболизм нейромедиаторов являются Кортексин, Церебролизин, Семакс.

Для улучшения мозгового кровообращения показано назначение взрослым и детям — Кавинтона или Инстенона. Препараты, улучшающие мозговое кровообращение не усиливают гиперактивность у детей.

Регулярность приема лекарств должна периодически пересматриваться, врач может отменить некоторые препараты на непродолжительное время и оценить поведение ребенка. Случается, что проявления СДВГ настолько незначительны, что не стоит сразу прибегать к психофармотерапии. то есть для нее нужны строгие показания.

Дополнительные методы

Один из спорных методов немедикаментозной терапии СДВГ является воздействие на определенные участки головного мозга слабым постоянным электрическим током -транскраниальная микрополяризация. Этот способ терапии позволяет уменьшить гиперактивность и невнимательность.

Психотерапия является дополнительным методом для лечения гиперактивности у детей и взрослых.. При лечении СДВГ используют индивидуальную, поведенческую, групповую, семейную психотерапию, психологические тренинги, педагогическую коррекцию, освоение метакогнитивных систем (как составить свой распорядок дня, как освоить новый материал).

Что это?

Специалисты называют термином «СДВГ» неврологическое расстройство поведения, которое начинается уже в раннем детстве и проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной активностью и импульсивностью. Синдром гиперактивности - это где возбуждение всегда преобладает над торможением.


Причины

Ученые педагоги и медики предполагают, что появление симптомов СДВГ зависит от влияния разных факторов. Так, биологические факторы делятся на пренатальный и постнатальный период.

Причинами возникновения органических поражений могут быть:

  • употребление в большом количестве в период беременности алкоголя и курения;
  • токсикозы и иммунная несовместимость;
  • преждевременные, затяжные роды, угроза выкидыша и попытка прервать беременность;
  • последствие наркоза и кесарево сечения;
  • обвитие пуповиной или неправильное предлежание плода;
  • стрессы и психологические травмы мамы во время беременности, нежелание иметь ребенка;
  • любые заболевания ребенка в период младенчества, сопровождающиеся высокой температурой, тоже могут влиять на формирования и развитие головного мозга;
  • неблагоприятное психосоциальное окружение и наследственная предрасположенность;
  • эмоциональные расстройства, повышенная тревожность, травмы.

Есть еще и социальные причины - это особенности воспитания в семье или педагогическая запущенность - воспитание по типу «кумир семьи».


На появление СДВГ влияет много социальных факторов, как самого ребенка, так и матери будущего малыша

Признаки

Как же определить родителям, есть ли гиперактивность у их ребенка. Думаю, на начальном этапе определения это сделать очень просто. Достаточно отметить те симптомы, которые присутствуют у вашего ребёнка на протяжении определенного времени.

Признаки невнимательности:

  • не любит шумные помещения;
  • ему трудно концентрировать внимание;
  • он отвлекается от выполнения задания, реагирует на внешние стимулы;
  • с большим удовольствием хватается за дело, но часто переходит от одного незавершённого действия к другому;
  • плохо слышит и не воспринимает инструкции;
  • испытывает трудности в самоорганизации, часто теряет свои вещи в садике или дома.


Гиперактивные дети отличаются особой невнимательностью

Признаки гиперактивности:

  • залезает на стол, тумбы, шкафы, на улице на деревья, заборы;
  • чаще бегает, крутится и вертится на месте;
  • во время занятий ходит по комнате;
  • наблюдаются беспокойные движения рук и ног, как бы подергивание;
  • если что-нибудь делает, то с шумом и криком;
  • ему постоянно нужно, что то делать (играть, мастерить и рисовать) не умеет отдыхать.


СДВГ также проявляется чрезмерной активностью у детей


Гиперактивность сказывается на неумении сдерживать эмоции

О синдроме СДВГ можно говорить только тогда, когда у вашего ребенка на протяжении очень долгого времени присутствуют почти все вышеперечисленные симптомы.

Умственная деятельность детей с синдромом СДВГ отличается цикличностью. Ребёнок может хорошо активно работать в течение 5-10 минут, затем наступает период, когда мозг отдыхает, накапливает энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается, не слышит никого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов снова к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее внимание», отсутствие сосредоточения без дополнительной двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании».

Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети при помощи двигательной активности активизируют центры равновесия. Например, отклоняются на стуле назад так, что пола не касаются задние ножки. Если их голова будет неподвижна, у них снизится активность.

Как отличить СДВГ от избалованности?

Прежде всего, давайте вспомним, что все дети рождаются с уже заложенным матушкой природой темпераментом. И как он будет проявляться, зависит и от развития малыша, и от воспитания родителей.

Темперамент напрямую зависит от нервных процессов, таких как возбуждение и торможение. На данный момент существует четыре типа темперамента – это сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Главное, что родителям стоит знать, - чистых темпераментов не бывает, просто один из них преобладает в большей степени, чем другие.

Если ваш ребенок бывает подвижен, когда вы разговариваете со знакомыми на улице, или он закатывает истерики в магазине, а вы в это время заняты выбором продуктов, то это нормальный, здоровый, активный ребенок.

А вот о гиперактивности можно говорить только тогда, когда ребенок постоянно бегает, его невозможно отвлечь, в садике и дома поведение одинаковое. То есть иногда симптомы темперамента действительно могут перекликаться с симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.


СДВГ у детей распознается, как высокая двигательная активность, быстрая возбудимость и чрезмерная эмоциональность

Своим опытом о воспитании детей с СДВГ делятся родители в следующем видео.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  1. смешанный - это сочетание гиперактивности с нарушением внимания - встречается наиболее часто особенно у мальчиков;
  2. невнимательный - преобладает дефицит внимания, чаще встречается у девочек с бурной фантазией;
  3. гиперактивный - доминирует гиперактивность. Может быть последствием как индивидуальных особенностей темперамента детей, так и некоторыми нарушениями ЦНС.


Симптомы у детей разного возраста

Симптомы гиперактивности могут появляться еще до рождения ребенка. Такие дети могут быть очень активными в утробе матери. Чрезмерно подвижный ребенок - явление очень опасное, ведь его активность может спровоцировать обвитие пуповиной, а это чревато гипоксией.


У малышей до 1 года

  1. Очень активная двигательная реакция на разные действия.
  2. Чрезмерная крикливость и гипервозбудимость.
  3. Возможна задержка речевого развития.
  4. Нарушение сна (редко находятся в состоянии расслабления).
  5. Высокая чувствительность к яркому свету либо шуму.
  6. Следует помнить, что капризность малыша в таком возрасте может быть вызвана от неправильного питания, растущих зубов, колик.


У малышей 2-3-х лет

  • Неусидчивость.
  • Нарушения мелкой моторики.
  • Хаотичные движения малыша, а также их избыточность.
  • В этом возрасте признаки СДВГ активизируются.


У дошкольников

  1. Они неспособны сосредоточенно заниматься делом (дослушать сказку, доиграть в игру).
  2. На занятиях путает задания, быстро забывает заданный вопрос.
  3. Тяжело уложить спать.
  4. Непослушание и капризы.
  5. Малыши в 3 года очень упрямы, своенравны, так как этот возраст сопровождается кризисом. Но при СДВГ такие характерные черты усиливаются.


У школьников

  • Отсутствует сохранность внимания на уроках.
  • Отвечает быстро, не задумываясь, перебивает взрослых.
  • Испытывает неуверенность в себе, низкую самооценку.
  • Страхи и тревожность.
  • Неуравновешенность и непредсказуемость, перемены в настроении;
  • Энурез, жалобы на боль в голове.
  • Появляются тики.
  • Не способен длительное время спокойно долго ждать.


К каким специалистам обращаться за помощью?

Чтобы подтвердить такой диагноз, родители должны, прежде всего, обратиться к неврологу. Именно он, собрав весь анамнез, после проведенных обследований и анализов может подтвердить наличие СДВГ.

Детский психолог проводит психологическую диагностику при помощи различных опросников и методик обследования психических функций (памяти, внимания, мышления), а также эмоционального состояния ребенка. Дети данного типа часто бывают перевозбудимы и напряжены.

Если посмотреть их рисунки, то можно увидеть поверхностные образы, отсутствие цветовых решений или наличие резких мазков и нажимов. При воспитании такого малыша следует придерживаться единого стиля воспитания.

Для уточнения диагноза гиперактивному ребенку назначаются дополнительные анализы, так как за подобным синдромом могут скрываться и различные заболевания.


Для установки или опровержения диагноза СДВГ следует обратиться к специалисту

Коррекция и лечение

Реабилитация ребенка с СДВГ включает в себя как индивидуальное сопровождение, так и психолого-педагогическую и медикаментозную коррекцию.

Детский психолог и невролог на первом этапе проводят консультации, индивидуальные обследования, используются БОС-технологии, где ребенка учат правильно дышать.

В коррекции СДВГ должна взаимодействовать вся социальная и родственная среда гиперактивного ребенка: родители, воспитатели и педагоги.


Для лечения СДВГ у детей используются психологические приемы

Медикаментозное лечение является дополнительным, а иногда и основным методом коррекции СДВГ. В медицине детям выписывают ноотропные средства (кортексин, энцефабол), они благотворно влияют на активность головного мозга и эффективны в случаях невнимательности. Если же, наоборот, преобладает гиперактивные симптомы, то тогда применяют препараты, которые содержат гаммааминомаслянную кислоту, пантогам, фенибут, они отвечают за торможение процессов в головном мозге. Необходимо помнить, что все вышеперечисленные лекарства можно принимать только по назначению врача невролога.


Какие-либо медицинские препараты даются ребенку только по назначению врача

Родителям важно следить за питанием ребенка.

  • Обязательным является прием 1000 мг кальция, который необходим для развития растущего организма.
  • Потребность в магнии составляет от 180 мг до 400 мг в сутки. Он содержится в гречке, пшенице, арахисе, картофеле и шпинате.
  • Омега 3 - особый вид жирных кислот, который обеспечивает прохождение импульсов к клеткам сердца, головного мозга, поэтому он тоже важен при лечении СДВГ.

Главное - чтобы в питание малыша еще присутствовали такие витамины, как «холин» и «лецитин» - это защитники и строители нервной системы. Продукты, в которых содержится эти вещества очень полезны (яйца, печень, молоко, рыба).

Очень хороший эффект наблюдается после использование кинезиотерапии - это дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные упражнения. Полезны будут и своевременные курсы массажа (ШОП) шейного отдела позвоночника, начиная с раннего возраста.

Полезна будет и песочная терапия, работа с глиной, крупой и водой, но эти игры должны проводиться под строгим контролем взрослых. Особенно если ребенок маленький. Сейчас на прилавках детских магазинов можно встретить готовые наборы для таких игр, например «Кинестетический песок», стол для игр с водой и песком. Наилучший результат может быть достигнут, если родители своевременно начнут лечение и коррекцию еще в раннем возрасте, когда симптомы еще только начинают появляться.

Полезные приобретения очень хорошо повлияют на психику ребенка


  • Научитесь соблюдать распорядок дня, для ребенка с СДВГ это очень важно, выполняйте все режимные моменты в одно и тоже время.
  • Создавайте ребенку комфортные условия, где он сможет во благо себе проявлять свою активность. Запишите в спортивные секции, кружки и плаванье. Оберегайте от переутомления, старайтесь, чтобы он высыпался.
  • Запрещая одно, взамен всегда предлагайте альтернативу. Например, дома нельзя играть с мячом, а на улице можно, предложите вместе поиграть.
  • Если есть возможность, родители могут посещать поведенческие программы, которые проводятся в центрах. Там их научат правильно взаимодействовать с детьми, поделятся секретами воспитания и развития таких детей. Также такие занятия проводятся и с детьми, как индивидуально, так и в групповой форме.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию, картинки с изображением действий.
  • Дети очень любят поглаживания, делайте друг другу массаж, рисуйте на спине руками.
  • Слушайте музыку. Давно доказано, что классическая музыка помогает детям сосредоточиться и сконцентрироваться.
  • В. Бетховен "Концерт для фортепиано с оркестром № 5-6" контролирует все части мозга вашего ребенка одновременно, стимулирует речевые навыки, моторность.
  • А. Моцарт: "Симфония № 40 соль минор" тренирует мышцы в ухе, звук активизирует моторные и слуховые функции.
  • Родители в домашнем окружении могут сами корректировать детей при помощи игр, направленных на тренировку одной функции.


Научитесь создать для ребенка с СДВГ комфортные условия


Полезные игры

Игры на внимательность

"Лови - не лови". Эта аналог на всеми любимой игры "Съедобное - несъедобное". То есть один игрок ведущий бросает мяч и произносит слово, например относящееся к животным, а второй участник его ловит или отбрасывает.

Можно еще поиграть «Найди отличие»; «Запрещенное движение»; «Слушай команду».


Игры для снятия эмоционального напряжения

  • "Прикоснись". При помощи игры вы учите ребенка расслабляться, снимать тревожность и развиваете его тактильную чувствительность. Используйте для этого разные предметы и материалы лоскутки ткани, меха, флакончики из стекла и дерева, вата, бумага. Разложите и на столе перед ребенком или сложите в мешочек. Когда он их внимательно рассмотрит, предложите ему с закрытыми глазами попробовать догадаться, какой предмет он взял или к нему прикасается. Интересны также игры «Ласковые лапки»; «Разговор руками».
  • "Торт". Предложите малышу испечь любимое пирожное, поиграйте с его воображением. Пусть ребенок будет тестом, изображайте приготовления теста используя элементы массажа, поглаживание, постукивание. Спрашивайте, какое приготовить, что добавить. Эта веселая игра расслабляет и снимает напряжение.