Идолище поганое. Богатырь Идолище Поганое: кто это на самом деле Одолел идолище поганое сканворд 4 буквы

В 1094 году произошли немаловажные события, по ходу которых Илья Муромец оказал неоценимую услугу своему князю.

Сюжетная схема, выявляемая путем анализа былины «Илья и Идолище» (соотносимой с указанными событиями), выглядит примерно так: Илья одолевает Идолище Поганое, оказавшись без оружия в окружении врагов (10).

Исторический прототип Идолища – хан Итларь, союзник Олега Святославича, один из главных вождей половецкого кочевого объединения, нападавшего на русские земли в 1093 году. О бедствиях того времени повествуют летописи: «Города опустели, в селах пылают церкви, дома, житницы и гумны. Жители издыхают под острием меча или трепещут, ожидая смерти. Пленники, заключенные в узы, идут наги и босы в отдаленную страну поганых, сказывая друг другу со слезами: «Я из такого-то города русского, я из такой-то веси» (11).

Святополк и Мономах заключили мир с половецкими ханами, щедро их одарив. Но этот бесславный мир не принес спокойствия русской земле. Степные орды без опасения кочевали у самых рубежей Руси, подходили к стенам пограничных городов. Ханы формально не воевали с русскими князьями, но пограничный люд стонал от насилия степняков. То тут, то там грабительские ватаги врывались в селения, угоняли скот, захватывали в рабство зазевавшихся мужиков и баб. И некому было спасать русских людей, мстить за обиды Русской земли.

Святополк Киевский, подражая Олегу Черниговскому, искал дружбы с половцами, и ради того женился на дочери хана Тугоркана, предводителя одной из сильнейших орд. И другие князья, занятые междоусобными разборками, не помышляли о борьбе со степными хищниками. Раздираемый враждой княжеский дом уже не объединял, а разделял русские земли. Общерусская государственная система пребывала в состоянии паралича.

Владимир Мономах резко выделялся среди многочисленных потомков Ярослава Мудрого. Добровольно отказавшись от борьбы за Киев и Чернигов, он неустанно призывал к примирению всех правителей русских княжеств, к объединению сил для общей защиты от внешнего врага. Он еще не выиграл ни одного крупного сражения, но уже приобрел репутацию самого ревностного защитника Руси.

Переяславское княжество, расположенное на границе с половецкими степями, было небогатым и не слишком обширным. Но политическое влияние удельного переяславского князя распространялось по всей стране; c ним связывались надежды на восстановление могущества Русской державы. Мономаху симпатизировали и своевольные бояре Великого Новгорода (12), и смиренные (но весьма влиятельные) иноки Киево-Печерской обители, и простолюдины из всех земель, уставшие от бесконечных неурядиц.

Популярность Мономаха раздражала очень многих, и на Руси, и в половецких степях. И вот однажды к стенам Переяславля заявились: хан Итларь и его брат Китан, с ними – сильный отряд конников. Они пришли не воевать, а как бы в гости к «русским друзьям», с которыми совсем недавно заключили мир.

Не принять гостей Мономах не мог: это было бы оскорбление, равнозначное объявлению войны. Он пригласил Итларя в город, но – одного, без его воинов, оберегаясь тем самым от опасности внезапного нападения. Итларь согласился оставить брата с войском за пределами городских стен, но потребовал в заложники княжеского сына, чтобы иметь гарантии личной безопасности на время пребывания в Переяславле. Мономаху пришлось согласиться, и юный княжич Святослав отправился в половецкий стан. Итларя с почетом приняли в городе, поместили в доме тысяцкого Ратибора.

Идолище Поганое – так прозвали переяславцы незваного гостя. Уверившись в собственной безопасности, Итларь держался надменно, как победитель среди побежденного народа. Требовал подношений и угощений, для себя, своей родни и воинов. И не торопился покидать город.

Это была точно рассчитанная провокация (13). Хан намеренно унижал князя на глазах его сограждан, и следовало ожидать, что скоро вся Русь начнет смеяться над Мономахом, который звал на борьбу с половцами, а потом шею согнул перед Идолищем.

Мономах должен был что-то предпринять, чтобы не опозориться окончательно.

Как сообщают летописи, бояре советовали князю разделаться с ненавистными пришельцами, и, после некоторых колебаний, Мономах согласился на такой шаг. Отборные дружинники и наемные торки напали ночью на Китана и его воинов, перебили их всех и освободили Святослава, живым и невредимым. А утром Итларь, ничего не подозревавший, вышел к завтраку и был убит стрелой, которую пустил через особое отверстие в потолке Олбег, сын воеводы Ратибора (11).

В кратком летописном рассказе отсутствуют весьма важные подробности. Разрабатывая план ночного нападения на половецкий стан, Мономах и его воеводы должны были, в первую очередь, подумать о защите Святослава в начальный момент схватки. Ведь половецкие стражи постоянно находились рядом с княжичем, а воины Мономаха должны были пробиваться к нему с боем.

Анализ былинных текстов позволяет предположить, что Илья Муромец принял на себя обязанности телохранителя. В половецкий стан он проник в облике калики перехожего. Назвался Иваном (Иванищем-калечищем), бормотал что-то о Святой земле, о граде Иерусалиме. Таких людей в половецкой степи, как и на Руси, не обижали, считая их не совсем нормальными и, в то же время, сопричастными к чему-то внеземному. Бдительные стражи допустили хромоногого странника с клюкой к Святославу: пусть развлекает скучающего княжича.

Когда воины Мономаха атаковали лагерь Китана, разъяренные половцы кинулись в шатер Святослава, но Илья закрыл собой княжеского сына. Клюка в деснице могучего воина разила врагов, как боевая палица, а на растопыренные пальцы левой руки он натянул странническую шапчонку, и этим подобием щита отразил нож, брошенный кем-то их нападавших. Схватка была недолгой: подоспела подмога, добившая тех врагов, кто не попал под сокрушительные удары Муромца.

Спаситель Святослава удостоился щедрых наград и услышал немало благодарственных слов из уст своего князя. Таких наград и почестей он никогда более не получал, за всю свою долголетнюю службу.

Убийство беззащитного гостя (даже если это был враг, принятый, как гость) считалось делом постыдным; подобное не оправдывалось никакими соображениями политики. Расправа с Итларем стала одним из самых неприятных для Мономаха эпизодов в его биографии. И летописцы мономаховой эпохи отобразили данный исторический сюжет достаточно сухо, без лишних подробностей. О подвиге воина Ильи – не упомянули. Продолжение

!!! Примечания к Главе 4 смотрите

В древнерусском фольклоре довольно колоритной фигурой являлось Идолище Поганое. Представляли его всегда в виде могучего богатыря, враждебно настроенного к русским людям. Ассоциировалась эта тёмная сила с татарщиной и нехристью. Захватывала она города, порабощала людей, запрещала звонить в колокола и подавать милость нищим. Эта могучая нечисть была некрещёной и отличалась чрезмерным обжорством.

Агрессивную погань всегда сопровождало многочисленное войско, и попавший в кабалу город вынужден был кормить и поить всю эту тёмную вражью рать. Горожане стонали от непосильной подати, но поделать ничего не могли. Никто не осмеливался бросить вызов Идолищу Поганому, так как понимал, что ждёт его в таком случае верная смерть. И всё же нашёлся один богатырь в земле русской, решивший сразиться со злобной нечистью. Звали этого богатыря Илья Муромец.

Народ придумал много вариантов жуткой схватки двух богатырей, один из которых олицетворял агрессора, а другой освободителя русской земли. В одних сказаниях Илья Муромец освобождает от погани стольный град Киев, а в других приносит свободу византийскому Царьграду. Но во всех случаях победу одерживает могучий русский витязь, а нечисть, олицетворяющая собой вражью рать, испивает до дна горькую чашу поражения.

В общих чертах эту интригующую череду событий можно изложить следующим образом: ехал как-то Илья Муромец чистым полем и повстречал странника (калика). Разговорились путники, и поведал калика печальную историю. Оказывается, захватило Царьград Идолище Поганое, и сидит оно в городе с несметной ратью. Князь царьградский в кандалы закован и посажен на цепь, а горожане платят дань захватчикам и стонут от горя.

Само Идолище выглядит жутко. Чёрное оно всё, руки огромные и по форме напоминают грабли, голова словно медный котёл, горят на ней злобным огнём красные глаза, а нос толстый и загнут крючком. Увидев такое, каждый впадает в состояние ужаса и ни о каком сопротивлении уже не думает. И поэтому бесчинствует нечисть в славном Царьграде, творит всё, что хочет, а люди терпят, так как ничего больше им не остаётся.

Выслушал это всё Илья Муромец и глубоко возмутился царящим в далёком городе произволом. Решил он пойти туда, сразиться с нечистью и освободить горожан от непосильного гнёта. Сказал он об этом страннику, а тот ответил, что в город лучше всего пробраться хитростью и не привлекать поначалу к себе внимание. А поэтому лучше всего славному витязю одеть на себя одежду калика, взять в руки посох и пешком идти в Царьград.

Переоделся русский богатырь в одежду странника, а тот одел на себя доспехи, сел на коня, пожелал Илье Муромцу победы и уехал. Так расстались они, и пошёл славный витязь в Царьград, выдавая себя за странствующего человека. Вскоре оказался он возле стен славного города и решил взять в плен одного из врагов. Как по заказу увидел он полусонного стражника, пленил его, утащил в кусты и устроил строгий допрос. Тот поведал, что Поганое живёт в княжеском дворце, занимается тем, что пьёт и ест целыми днями. Боятся его все и трепещут.

Выслушал это всё Илья Муромец, связал пленника, прошёл через городские ворота и направился прямо к княжескому дворцу. Взошёл на красные крыльцо и начал в двери колотить. Поднялся шум неимоверный. Услышало его Идолище, выглянуло в окно и увидело мужика в нищенских одеждах. Ладно бы князь шумел, а то простолюдин какой-то. Возмутило это Поганого и повелел он грозным голосом убираться прочь непрошенному гость.

А тот знай в двери колотить и как будто ничего не слышит. Разозлило такое поведение злого богатыря. Решил он жестоко наказать наглеца. Захлопнул окно, спустился вниз и распахнул входные двери. А славный Илья Муромец только этого и ждал. Хватил он своим посохом Идолище Поганое прямо по медной башке. Да так хватил, что во все стороны громкий гул пошёл.

Охнул злобный витязь, присел на корточки, а Илья Муромец схватил агрессора за ноги и начал вращать огромное тело над своей головой. Увидело это чёрное воинство, бросилось на гордого русского витязя, чтобы сразить его и освободить своего начальника. Да только ничего у этого воинства не получилось. Огромное вращающееся тело Погани поубивало всех, кто желал смерти Илье Муромцу. Когда никого из воинов в живых не осталось, русский богатырь бросил Идолище на землю и убил его.

После этого был освобождён князь царьградский, а в городе началась великая радость. Наградили горожане щедро гордого и непобедимого русского витязя. Сделали ему доспехи из серебра, дали коня доброго и меч из дамасской стали. Стали просить богатыря остаться навсегда в городе и защищать его от врагов. Пообещали за это щедрую оплату, но отказался Илья Муромец, сел на коня и поехал в родную русскую землю.

Существовали и иные народные интерпретации описанных выше событий. Ведь как говорится, голь на выдумки хитра. Но во всех случаях Илья Муромец побеждал жуткого и сильного агрессора. Он освобождал людей от кабалы и праздновал вместе с ними победу. Именно абсолютной победой добра над злом и примечателен русский фольклор .

Станислав Кузьмин

1. Ломик домушника (слово из 5 букв).

2. Праздничное … (слово из 8 букв).

3. Жуть за окном (слово из 8 букв).

4. Что характерно для мышления догматика? (слово из 6 букв).

5. Вселенский … (слово из 5 букв).

6. Виновник налета (слово из 5 букв).

7. Вся в мать (слово из 4 букв).

8. Хрустальный … (слово из 5 букв).

9. «Замена гонга» для сказочного Мойдодыра (слово из 3 букв).

10. Домашний комфорт (слово из 3 букв).

11. «Я все разглядела сквозь белую …» (слово из 4 букв).

12. Шнапс у японцев (слово из 4 букв).

13. Жезл Диониса (слово из 4 букв).

14. Искусство проката (слово из 4 букв).

15. Гитарный торс (слово из 4 букв).

17. Японская собака (слово из 3 букв).

18. Закусочный жир (слово из 4 букв).

19. Собака из хита Олега Газманова (слово из 4 букв).

20. Богиня случая древних греков (слово из 4 букв).

22. Типичный работяга (слово из 8 букв).

23. Одна из великих рек Франции (слово из 4 букв).

Ответы на сканворд.

1. Фомка 2. Застолье 3. Непогода 4. Узость 5. Потоп 6. Гангстер 7. Дочь 8. Бокал 9. Таз 10. Уют 11. Ночь 12. Сакэ 13. Тирс 14. Кино 15. Дека 16. Отпуск 17. Хин 18. Сало 19. Люси 20. Тихе 21. Энгельс 22. Труженик 23. Рона