Как определить вид предложения по цели высказывания. Уроки русского: какие бывают виды предложений по интонации
Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.
Вконтакте
Разделение на группы
Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:
Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.
В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .
Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.
Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.
Разделение на группы по эмоциональной окраске
По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Восклицательное:
- Как тебе не стыдно!
- Позор двоечникам и лентяям!
- Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!
Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.
Невосклицательное:
- Моя мама – учительница.
- В моем родном городе много интересных мест.
- Когда я вырасту, я буду механиком.
Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.
По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.
Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.
Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.
Классификация по особенностям грамматической основы
По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.
По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:
- Светает.
- Холодает.
- Пришел, увидел, победил.
А вот примеры двусоставных полных:
- Вышивальщица закончила свое рукоделие.
- Дед Мороз пришел на елку в школу.
- Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.
Классификация предложений
Классификация по количеству грамматических основ
На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.
Простые предложения
Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».
Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:
- Я уехал в дальние края.
- Мой дядя работает трактористом в колхозе.
- Кошка умеет прыгать и громко кричать.
Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:
- Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
- Мама пела песню, и дети ей подпевали.
- Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.
Виды сложных предложений
Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:
- Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
- Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
- Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
- Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).
Предложение, его грамматическая основа
Разные виды сложных предложений
Вывод
Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.
I. По цели высказывания различают типы предложений:
1) повествовательные, они заключают в себе сообщение о каких-либо фактах, явлениях, событиях, утверждаемых или отрицаемых |
Прошедших дней немеркнущим сиянием душа, как прежде, вся озарена. (А. Блок) |
2) побудительные, они выражают волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.) |
Вперёд! Без страха и сомненья на подвиг доблестный, друзья! Пусть нам звездою путеводной святая истина горит... (А. Плещеев) |
3) вопросительные, они выражают вопрос |
Какие сны тебе, Россия, Какие бури суждены? (А. Блок) |
Вопрос может быть риторическим, т. е. не требующим ответа и употребляющимся как средство выразительности |
Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? (А. Блок) |
II. По интонации различают типы предложений: |
|
1) восклицательные, произносящиеся с особым чувством |
О, как безумно за окном Ревёт, бушует буря злая! (А. Блок) |
2) невосклицательные, по интонации нейтральные: |
В такую ночь мне жаль людей, лишённых крова. (А. Блок) |
Восклицательным/невосклицательным может быть любое из предложений по цели высказывания.
Ш. В зависимости от цели высказывания, интонации и эмоциональной окрашенности может ставиться
- в конце предложения:
б) сочетание знаков: вопросительного и восклицательного, восклицательного (вопросительного) и многоточия;
- в середине предложения:
б) восклицательный или вопросительный знак в скобках - для выражения сомнения (?), особой значимости какого-либо слова (!).
И как, говорит, это вы смогли? Как это у вас хватило храбрости? Удивительно! (А. Чехов)
Знаю... читал... Хорошо пишет! Великолепные у него есть места! (А. Чехов)
Он категорически (!) возражал; Он со всем (?) соглашался.
I Определите типы предложений по цели высказывания и интонации.
1) И куда ты влечёшь меня, тёмная грозная муза, по великим дорогам необъятной отчизны моей? 2) Как мир меняется! И как я сам меняюсь! 3) И голос Пушкина был над листвою слышен, и птицы Хлебникова пели у воды. 4) Любите живопись, поэты! 5) Где найти мне слова для возвышенной песни живой? 6) Не позволяй душе лениться! Она обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н. Заболоцкий) 7) Будь милосерден. Царств не требуй. Всем благодарно дорожи. Молись - безоблачному небу и василькам в волнистой ржи. (В. Набоков)
I Объясните, каким образом цель высказывания, интонация
I и эмоциональная окрашенность предложения влияют на расстановку знаков препинания.
1) Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий? Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Есенин) 2) «Много ты понимаешь!» - оборвал её охотник. (М. Пришвин) 3) Не царь я больше вам отныне! (Ап. Майков) 4) Воспоминанья - вечные лампады, былой весны
чарующий покров. (В. Случевский) 5) На тебя заглядеться не диво. (Н. Некрасов) 6) Далёкие, как бы в вознагражденье, шлют звёзды в инее своё изображенье. (А. Фет) 7) Не ветер, вея с высоты, листов коснулся ночью лунной. (А. Толстой) 8) Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели-колосились? Нет, мы не хуже других. (Н. Некрасов) 9) Ни у домашнего, простого камелька, ни в шуме светских фраз и суеты салонной нам не забыть его, седого старика, с улыбкой едкою, с душою благосклонной. (А. Апухтин) 10) Ужель среди часов тоски и гнева прошедшее исчезнет без следа? (А. Апухтин)
§ 65
Еще по теме Типы предложений по цели высказывания и интонации:
- 6. Соотношение понятий «язык» и «речь». Предложение и высказывание в аспекте противопоставления языка и речи. Автореферентные и перформативные высказывания. Характеристика предложений по цели высказывания.
Предложение - основная синтаксическая единица, средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений.
По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
Предложение, в котором есть только одна грамматическая основа называется простым.
Гонимый бешеным бегом вагонов, воздух развевает платье и волосы людей, бьет им в лицо тёплой, душной волной, толкает, вгоняет им в уши тысячи звуков, бросает в глаза мелкую, едкую пыль, слепит, оглушает протяжным, непрерывно воющим звуком. (М. Горький)
Несмотря на то что это предложение распространенное, оно является простым, так как состоит из подлежащего и ряда однородных сказуемых. Все второстепенные члены группируются вокруг этих главных. Части такого предложения нельзя рассматривать как самостоятельные, законченные предложения.
Предложение, в котором есть две или более грамматические основы называется сложным.
Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь сероватую мглу чуть видны под горой широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. (М. Горький)
Части этого сложного предложения обладают большой самостоятельностью, но объединены в одно целое по смыслу.
В предложении "Чем глубже мы уходим в лес, тем чаще и непроходимее он становится" (В. Арсеньев) части настолько тесно связаны между собой, что самостоятельно существовать не могут. Они взаимно обусловлены и неразрывны.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
По цели высказывания предложения делятся на:
повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;
вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?
побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.
По эмоциональной окраске выделяют предложения:
восклицательные (в них содержание сопровождается выражением чувств говорящего; восклицание передаётся особой интонацией, эмоциональными частицами, междометиями, на письме - восклицательным знаком): Дети, учитесь в школе!
не восклицательные (в них говорящий излагает содержание без выражения собственных эмоций): Дети должны учиться в школе.
По структуре простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.
Односоставное предложение - предложение, грамматическая основа которого состоит из одного члена: либо только подлежащего, либо только сказуемого.
Нельзя гладить кота против шерсти. В этом предложении есть только один главный член - сказуемое нельзя гладить.
Чёрный кот. В этом предложении есть только один главный член - подлежащее кот.
Двусоставное предложение - предложение, грамматическая основа которого состоит из двух членов: и подлежащего, и сказуемого.
Наш кот подолгу смотрит в окно. В этом предложении два главных члена: подлежащее - кот, сказуемое - смотрит.
Ловить мышей - себя не уважать. В этом предложении тоже два главных члена: подлежащее - ловить, сказуемое - не уважать.
Известно, что, в зависимости от того, как произносит или какую цель преследует говоривший, предложения в русском языке способны передавать совершенно разный смысл. Например, интонация и цель высказывания в синтаксической конструкции «что это такое» могут означать:
- возмущение - «что это такое!», передающее негодование говорившего по поводу происходящего;
- вопрос - «что это такое?», требующий пояснения.
В зависимости от того, какие есть цели высказывания, предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Понятие предложения
Предложение - это синтаксическая единица, отличающаяся завершенностью. В письменном виде последняя передается с помощью точки, вопросительного или а в устной - интонацией. Обычно к концу высказывания она понижается.
Слова, входящие в предложения, связаны между собой грамматически с помощью предлогов и окончаний, а также смыслом. В каждой законченной синтаксической конструкции есть основа, представленная его главными членами или одним из них - подлежащим и сказуемым, независимо от того, каковы
- Мама читает дочке книгу. "Мама" - это подлежащее, а "читает" - сказуемое, передающее его действие.
- На улице светает. В данном предложении присутствует только сказуемое - "светает".
- Зима. Данная конструкция состоит только из подлежащего.
В зависимости от того, какими должны быть высказывания, цель их может состоять в передаче сообщения, вопроса или побуждения.
Повествовательные предложения
Это наиболее распространенный вид синтаксических конструкций, хотя следует помнить, что повествовательное предложение, сказанное с другой интонацией, может перейти в категорию побуждения или вопроса.
Эти виды синтаксических конструкций представляют собой сообщения о происходящих явлениях, фактах или событиях, как утверждаемых, так и отрицаемых. Например:
- Прошедший день оставил о себе тягостные воспоминания. В данном примере высказывания цель информации - это передача отрицательного отношения к событию.
- Сестра ждала на скамейке, пока я энергично делал зарядку после долгой пробежки. В данной конструкции передача информации происходит в двух связанных друг с другом по смыслу предложениях, сообщающих о происходящих действиях и имеющих нейтрально-положительную окраску.
Обычно высказывания, цель которых подача информации, в письменной форме оканчиваются точкой, а в устной - понижением интонации голоса.
Побудительные выражения
В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания использует автор, они могут либо побуждать к действию, либо передавать совет или рекомендацию, и в этом случае будут называться побудительными.
В подобных синтаксических конструкциях побуждение к действию осуществляется с помощью глаголов в повелительном наклонении или специальных частиц, таких как «пусть, пускай», «давай», «ну-ка» и другие.
По цели высказывания (примеры ниже) могут в конце иметь как так и точку. В зависимости от интонации они выражают:
- Мольбу - «Прошу, пусти меня».
- Просьбу - «Дай мне воды».
- Приказ - «Уйди отсюда!».
- Пожелание - «Будь здоров!».
- Совет - «Заведи себе собаку».
Произнося подобные высказывания, цель которых - подтолкнуть к действию, автор влияет на дальнейшее совершение действий и развитие событий.
Вопросительные предложения
Когда человек хочет что-либо уточнить или узнать, он задает вопрос. В зависимости от того, какие предложения по цели высказывания при этом используются и какой будет предполагаемый ответ, их разделяют на:
- Общевопросительные синтаксические конструкции, задача которых - получить отрицательный (нет), положительный (да) или нейтральный (не знаю, может быть) ответ по какой-либо информации. Например: «Ты уже обедал?», «В этом саду растет сирень?»
- Частновопросительные предложения, которые направлены определенному лицу для получения о нем дополнительной информации, характера объекта или обстоятельств действий, например: «Во сколько ты должен быть на месте?», «Когда уже потеплеет?».
В этих всегда есть вопрос, требующий конкретного ответа.
Виды вопросительных предложений
Данные виды конструкций также могут отличаться по своему характеру, например быть:
- собственно вопросительными и обязательно требовать ответа, так как при этом уточняется неизвестная автору информация: «Куда едет этот трамвай?»;
- утвердительными вопросами, требующими подтвердить данные, уже указанные в нем: «Он ведь не специально?»;
- отрицательными конструкциями, в которых выражают отрицание, уже заложенное в вопросе: «И зачем мне это было нужно?»;
- побудительные, задача которых подтолкнуть собеседника или себя к действию: «Может, посмотрим перед сном кино?»;
- риторические вопросы, не требующие обязательного ответа: «Кто же не пойдет окунуться в воду в жаркую пору?».
В зависимости от того, какие бывают цели высказывания вопросительных предложений, на письме они передаются с помощью а в устной речи - с помощью интонации. В подобных синтаксических конструкциях часто применяют слова с вопросительным значением, например «зачем», «почему», «чем», «как» и другие.
Восклицательные предложения
Этот вид синтаксических конструкций зависит от интонации, с которой произносятся высказывания. Цель - передать чувства, которые вызывают те или иные события или действия. Они делятся на:
- например «Выпал первый снег - как же красиво на улице!»;
- вопросительно-восклицательные - «Неужели ты не понял с первого раза?!»;
- побудительно-восклицательные конструкции - «Верни мне мою книгу!».
От того, какова цель высказывания и интонация, зависят знаки препинания в них.
Выделение предложений в письменной речи
Если в устной речи в подобных конструкциях интонация указывает на их цель, то на письме это точка, вопросительный или восклицательный знак.
- В повествовательных невосклицательных предложениях в конце всегда ставится точка: «Я пришла домой уставшей».
- Если высказывание повествовательное, побудительное или вопросительное, но с интонацией восклицания, то в нем ставится восклицательный знак, иногда их 3, или он может стоять после вопросительного. Например: «И пошел Иван-Царевич куда глаза глядят!», «Берегись!!!», «Ты с ума сошел?!»
- Когда побудительное предложение имеет невосклицательный характер, то в конце него ставится точка: «Иди домой».
- Если высказывание с оттенком незавершенности, то оно заканчивается многоточием: "Я вернулся из дальнего плавания, и что дальше?..", "Грусть-печаль меня заела..."
Чтобы поставить правильно знаки препинания, следует определить, к какому типу по цели высказывания относится предложение и какова его интонация.
Предложением называется единица речи, которая представляет собой сочетание связанных между собой слов, имеющая определенное значение и интонацию. В конце предложения может стоять точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие. Давайте рассмотрим, какие бывают предложения, исходя из разных классификаций.
По цели высказывания
Вот какие бывают предложения по цели высказывания:
- Повествовательные. Сообщают о происходящих процессах и явлениях. Их предназначение – передать собеседнику определенную информацию. Пример: «Это потребует немалой суммы, но, думаю, расходы окупятся».
- Вопросительные. Формулируют вопрос для того, чтобы получить от собеседника определенную информацию. Пример: «Чего же тут непонятного?».
- Побудительные. Служат для побуждения к определенным действиям. Ими выражают приказы, требования. Пример: «Посмотри, что он мне подарил несколько лет назад!».
По интонации
Перейдем к следующей характеристике предложений. Теперь определимся, какие бывают предложения по интонации.
- Восклицательные. Их сопровождает особая усиленная эмоциональность, слово, выражающее определенную эмоцию, выделяется повышением тона. Пример: «Просто от всего этого у меня голова кругом идет!».
- Невосклицательные. Не несут особой эмоциональной окраски. Пример: «Люди, на беду свою, плохо понимают друг друга».
Сложные и простые предложения
- Простым предложением называется синтаксическая единица, у которой между подлежащим и сказуемым существует только одна синтаксическая связь. Пример: «Он пришел». в просто предложении - одна грамматическая основа.
- Сложные предложения представляют собой несколько простых предложений, которые объединены общим смыслом или при помощи союзов. Пример: «Медяки есть, а поискать, так и серебряная денежка сыщется». В сложном предложении - две и более грамматические основы.
Двусоставные и односоставные предложения
В свою очередь, простые предложения подразделяются на:
- Двусоставные. Простые предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое. Пример: «Солнце светит».
- Односоставные. Простые предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое. Например: "Стемнело".
Виды односоставных предложений
Рассмотрим, какие бывают односоставные предложения в русском языке:
- Неопределенно-личные. Примеры: «Меня пригласили в гости»; «Все сделали правильно».
- Обобщенно-личные. Примеры: «В этом краю удачи не найдешь»; «Пойдешь направо – коня потеряешь».
- Безличные. Примеры: «Вечереет»; «Ему нездоровится».
- Определенно-личные. Примеры: «Лежу и читаю»; «Вот глядит на это и думает».
- Инфинитивные. Пример: «Вперед! Нам нельзя отступать!».
- Назывные. Примеры: "Любовь."; "Война."; "Надежда."; "Миг.".
- Неполные предложения. В них отсутствует один или несколько главных, либо второстепенных членов, но контекст ясно на них указывает. Пример: «Вы знали? Кого? Ее».
Сложные предложения
Рассмотрим, какие бывают предложения из разряда сложных.
- Сложносочиненные предложения составлены из простых самостоятельных предложений при помощи союзов, которые называются сочинительными: но, а, да, или, либо, и, зато, однако. Существуют также сложные сочинительные союзы: то...то, то ли... то ли, не то...не то. Пример: "Ветер унес тучи, и показалась луна"; "То дочка выглянет в окно, то сын посмотрит на часы".
- Сложноподчиненные предложения состоят из простых предложений, причем одна из частей такого предложения в грамматическом отношении зависима от другой. Части связывают союзные слова и подчинительные предлоги: где, чтобы, что, куда, почему, который, чей. К подчинительным союзам относятся: вместо того, чтобы, несмотря на то что. Союзное слово или подчиненный союз всегда присутствуют только в придаточном предложении. Пример: "Я знаю, что они коллеги"; "Она не хочет, чтобы мы опоздали".
- Бессоюзные предложения. Их части – бессоюзные предложения, обычно самостоятельны, но не всегда имеют равные смысловые права, союзные слова и союзы в таких предложениях отсутствуют. Примеры: "Шел дождь, по крыше стучали капли"; "Услышал стук, открыл дверь".
Распространенные и нераспространенные
В зависимости от присутствия в предложениях второстепенных членов, выделяют:
- Нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения отсутствуют. Пример: «Лето прошло».
- Распространенные предложения. В предложении присутствуют второстепенные члены. Пример: «Это лето прошло незаметно».
Теперь вы знаете, какие бывают виды предложений в русском языке, и больше никогда не будете их путать.