Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?

Цифры укажите в порядке возрастания.

Ситуация на российском рынке начала коре(1)ым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностра(2)ых фондов, в том числе зарегистрирова(3)ых в офшорных зонах.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Ситуация на российском рынке начала кореННым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностраННых фондов, в том числе зарегистрироваННых в офшорных зонах.

В этом предложении:

кореННым - прилагательное, образованное от существительного КОРЕНЬ с основой на Н при помощи суффикса Н;

иностраННых - прилагательное, образованное от существительного СТРАНА с основой на Н при помощи суффикса Н;

зарегистрироваННых - полное причастие с приставкой и зависимым словом + причастие на ОВАНН/ЁВАНН.

Ответ: 123.

Ответ: 123

Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи. Задание 15.

ПРАВОПИСАНИЕ -Н-/-НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ.

Традиционно является самой сложной темой для учащихся, так как обоснованное написание Н или НН возможно лишь при знании морфологических и словообразовательных законов. Материал "Справки" обобщает и систематизирует все правила темы Н и НН из школьных учебников и даёт дополнительную информацию из справочников В.В. Лопатина и Д.Э Розенталя в том объеме, что необходим для выполнения заданий ЕГЭ.

14.1 Н и НН в отыменных прилагательных (образованных от имён существительных).

14.1.1 Две НН в суффиксах

В суффиксах прилагательных пишется НН, если:

1) прилагательное образовано от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н: тумаН+ Н → тумаННый; кармаН+Н → кармаННый, картоН+Н → картоННый

старинный (от стариНа+Н), картинный (от картиНа+Н), глубинный (от глубиНа+Н), диковинный (от диковиНа+Н), недюжинный (от дюжиНа+Н), истинный (от истиНа+Н), барщинный (от барщиНа+Н), общинный (от общиНа+Н), длинный (от длиНа+Н)

Обратите внимание : слово «странный» с точки зрения современного языка не имеет в своём составе суффикса Н и не является родственным к слову «страна». Но исторически объяснить НН можно: человека из чужой страны считали инакомыслящим, чужим, посторонним.

Этимологически объяснить можно и написание слова «подлинный» : подлинной в Древней Руси называлась та правда, которую подсудимый говорил «под длинниками» - особыми длинными палками или кнутами.

2) прилагательное образовано от имени существительного путём добавлением суффикса -ЕНН-, -ОНН: клюквЕННый (клюква), революциОННый (революция), торжествЕННый (торжество).

Исключение: ветрЕНый (но: безветрЕННый).

Обратите внимание:

Встречаются слова-имена прилагательные, в которых Н является частью корня. Эти слова надо запомнить.Они не образовывались от имён существительных:

багряный, зелёный, пряный, пьяный, свиной, рдяный, румяный, юный.

14.1.2. В суффиксах прилагательных пишется Н

В суффиксах прилагательных пишется Н , если:

1) прилагательное имеет суффикс -ИН- (голубИНый, мышИНый, соловьИНый, тигрИНый ). Слов с этим суффиксом зачастую имеет значение «чей»: голубя, мыши, соловья, тигра.

2) прилагательное имеет суффиксы -АН-, -ЯН- (песчАный, кожАНый, овсЯНый, землЯНой ). Слова с этим суффиксом часто имеет значение «сделан из чего»: из песка, из кожи, из овса, из земли.

Исключения: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

14.2. Н и НН в суффиксах слов, образованных от глаголов. Полные формы.

Как известно, от глаголов могут быть образованы и причастия, и имена прилагательные (=отглагольные прилагательные). Правила написания Н и НН в этих словах различны.

14.2.1 НН в суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных

В суффиксах полных причастий и отглагольных прилагательных пишется НН, если соблюдается ХОТЯ БЫ ОДНО из условий:

1) слово образовано от глагола совершенного вида , С ПРИСТАВКОЙ ИЛИ БЕЗ, например:

от глаголов купить, выкупить (что сделать?, совершенный вид): куплЕННый, выкуплЕННый ;

от глаголов бросить, забросить (что сделать?, совершенный вид): брошЕННый-заброшЕННый .

Приставка НЕ не меняет вид причастия и не влияет на написание суффикса. Любая другая приставка делает придаёт слову совершенный вид

2) в слове есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА- даже в словах несовершенного вида (маринОВАННый, асфальтирОВАННый, автоматизирОВАННый ).

3) при слове, образованном от глагола, есть зависимое слово, то есть оно образует причастный оборот, например: морожЕННое в холодильнике, варЕННые в бульоне ).

ПРИМЕЧАНИЕ : В случаях, когда полное причастие переходит в конкретном предложении в имя прилагательное, написание не меняется. Например: ВзволноваННый этим сообщением, отец говорил громко и не сдерживал эмоций. Выделенное слово - причастие в причастном обороте, взволнованный чем? этим сообщением . Меняем предложение: Его лицо было взволноваННым , и уже нет причастия, нет оборота, ибо лицо нельзя «взволновать», и это - имя прилагательное. В таких случаях говорят о переходе причастий в прилагательные, но на написание НН данный факт никак не влияет.

Ещё примеры: Девушка была очень организоваННой и воспитаННой . Здесь оба слова - имена прилагательные. Девушку не «образовывали», да и воспитанная она всегда, это постоянные признаки. Изменим предложения: Мы спешили на встречу, организоваННую партнёрами. Мама, воспитаННая в строгости, и нас воспитывала так же строго . А теперь выделенные слова - причастия.

В таких случаях в пояснении к заданию мы пишем: прилагательное, образованное от причастия или прилагательное, перешедшее из причастия.

Исключения: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, медленный, отчаянный, священный, желанный. .

Обратите внимание на то, что из ряда исключений ушли слова считаНые (минуты), делаНое (равнодушие) . Эти слова пишутся по общему правилу.

Добавляем сюда ещё слова:

кованый, клёваный, жёваный ева/ова входят в состав корня, это не суффиксы, чтобы писать НН. Но при появлении приставок пишутся по общему правилу: изжёваННый, подковаННый, исклёваННый.

раненый пишется одна Н. Сравните: ранЕННый в бою (две Н, потому что появилось зависимое слово); изранЕННый , вид совершенный, есть приставка).

смышлёный определить вид слова сложно.

14.2. 2 Одна Н в отглагольных прилагательных

В суффиксах отглагольных прилагательных пишется Н, если:

слово образовано от глагола несовершенного вида , то есть отвечает на вопрос что с предметом делали? и при слове в предложении нет зависимых слов .

тушЕНое (его тушили) мясо,

стрижЕНые (их стригли) волосы,

варЕНый (его варили) картофель,

ломаНая (её ломали) линия,

морЁНый (его морили) дуб (тёмный в результате специальной обработки),

НО: как только у этих слов- прилагательных появляется зависимое слово, они тут же переходят в разряд причастий и пишутся с двумя Н.

тушЕННое в духовке (его тушили) мясо,

стрижЕННые недавно (их стригли) волосы,

варЕННый на пару (его варили) картофель.

РАЗЛИЧАЙТЕ: у причастий (справа) и у прилагательных (слева) разные значения! Большими буквами выделены ударные гласные.

назвАный брат, назвАная сестра - человек, не состоящий в биологическом родстве с данным человеком, но согласившийся на братские (сестринские) отношения добровольно.- нАзванный мною адрес;

посажЁный отец (исполняющий роль родителя жениха или невесты при свадебном обряде). - посАженный за стол;

придАное (имущество, даваемое невесте её семьёй для жизни в замужестве) - прИданный шикарный вид;

сУженый (так называют жениха, от слова судьба) - сУженная юбка, от слова сУзить, сделать узкой)

ПрощЁное воскресенье (религиозный праздник)- прощЁнный мною;

пИсаная красавица (эпитет, фразеологизм)- пИсанная маслом картина.

14.2.3. Написание Н и НН в сложных прилагательных

В составе сложного слова написание отглагольного прилагательного не меняется :

а) первая часть образована от глаголов несовершенного вида, значит, пишем Н : гладкокрашЕНый (красить), горячекатаНый, домоткаНый, пестроткаНый, златоткаНый (ткать); цельнокроЕНый кроить), златоковаНый (ковать), малоезжЕНый (ездить), малохожЕНый (ходить), малоношЕНый (носить), малосолЁНый (солить), мелкодроблЁНый (дробить), свежегашЁНый (гасить), свежеморожЕНый (морозить) и другие.

б) вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола совершенного вида, значит, пишем НН : гладкоо крашЕННый (о красить), свежеза морожЕННый (за морозить) и др.).

Во второй части сложных образований пишется Н, хотя есть приставка ПЕРЕ-: глажеНые-переглажеНые, латаНые-перелатаНые, ношеНый-переношеНый, стираНое-перестираНое, стреляНый-перестреляНый, штопаНое-перештопаНое.

Таким образом, выполнять задания можно по алгоритму:

14.3. Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях

И причастия, и прилагательные имеют не только полные, но и краткие формы.

Правило: В кратких причастиях всегда пишется одна Н.

Правило: В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько в полной форме.

Но, чтобы применить правила, нужно различать прилагательные и причастия.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные и причастия:

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает);

3) по наличию зависимого слова (краткие прилагательные не имеют и не могут иметь, краткие причастия имеют).

Краткие причастия Краткие прилагательные
написан (рассказ) м. род; что сделан? кем? мальчик образован (каков?) -от полной формы образованный (какой?)
написана (книга) ж.род; что сделана? кем? девочка образованна (какова?)-от полной формы образованная (какая?)
написано (сочинение) ср.род; что сделано?кем? дитя образованно (каково?) -от полной формы образованное (какое?)
работы написаны, мн. число; что сделаны? кем? дети образованны (каковы?) -от полной формы образованные (какие?)

14.4. Одна или две Н могут писаться и в наречиях.

В наречиях на -О/-Е пишется столько же Н, сколько их в исходном слове , например: спокойно с одной Н, так как в прилагательном спокойНый суфффикс Н; медленно с НН, так как в прилагательном медлЕННый НН; увлечённо с НН, так как в причастии увлечЁННый НН.

При кажущейся несложности этого правила существует проблема разграничения наречий, кратких причастий и кратких прилагательных. К примеру, в слове сосредоточе(Н, НН)о невозможно выбрать то или иное написание БЕЗ знания того, чем это слово является в предложении или словосочетании.

РАЗЛИЧАЙТЕ краткие прилагательные, краткие причастия и наречия.

1) по вопросу : краткие прилагательные - каков? какова? каковы? каково? каковы?, краткие причастие - что сделан? что сделана? что сделано? что сделаны? наречия: как?

2) по значению (краткое причастие имеет отношение к действию, можно заменить глаголом; краткое прилагательное даёт характеристику определяемому слову, о действии не сообщает); наречие обозначает признак действия, как оно происходит)

3) по роли в предложении: (краткие прилагательные и краткие причастия зачастую являются сказуемыми, наречие же

относится к глаголу и является обстоятельством)

14.5. Н и НН в именах существительных

1.В существительных (как и в кратких прилагательных и наречиях) пишется столько же Н, сколько в прилагательных (причастиях), от которых они образованы:

НН Н
пленник (пленный) нефтяник (нефтяной)
образованность (образованный) гостиница (гостиный)
изгнанник (изгнанный) ветреник (ветреный)
лиственница (лиственный) путаница (путаный)
воспитанник (воспитанный) пряность (пряный)
гуманность (гуманный) песчаник (песчаный)
возвышенность (возвышенный) копчёность (копчёный)
уравновешенность (уравновешенный) вкусное мороженое (мороженый)
преданность (преданный) торфяник (торфяной)

От имён прилагательных образованы и слова

родственн/ик от родственный, сторонн/ик от сторонний, единомышленн/ик от единомышленный, (злоумышленн/ик, соумышленн/ик),ставленн/ик от ставленный, утопленн/ик от утопленный, численн/ик от численный, соотечественн/ик от соотечественный) и многие другие.

2. Существительные могут также образовываться от глаголов и других имён существительных.

Пишется НН, одна Н входит в корень, а другая в суффикс. Н*
мошен/ник (от мошна, что значило сумка, кошелёк) труж/еник (от трудиться)
дружин/ник (от дружина) муч/еник (от мучить)
малин/ник (малина) пудр/еница (от пудрить)
именин/ник (именины) рож/еница (родить)
измен/ник (измена) своя́ч/е/ниц/а
племян/ник вар/еник (варить)
беспридан/ница НО: приданое (от придать)
бессон/ница уч/е/ник
осин/ник бессребр/еник
звон/ница сребре/ник

Примечание к таблице : *Слова, которые пишутся с Н и при этом не образованы от прилагательных (причастий) в русском языке единичны.Их нужно выучить наизусть.

Пишется НН и в словах путешеств/енник (от путешествовать), предшеств/енник (предшествовать)



В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

2. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

3. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Опера С.С. Прокофьева «Война и мир», написа(1)ая по роману Л.Н. Толстого, реше(2)а в духе традицио(3)ой русской оперной музыки XIX века.

4. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Валаам стал поисти(1)е живописной школой для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию .

5. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Некоторые картины художника Саврасова были небольшого размера; написа(1)ые им в течение одного-двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.

6. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.

7. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н.

Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.

8. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н.

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений .

9. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

10. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

На стра(1)ом и грозном фоне закатного неба зубчатая стена хвойного леса казалась отчётливо нарисова(2)ой, а кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки берёз словно были очерче(3)ы на небе лёгкими штрихами.

11. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н.

Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные её струи прозрачны, словно серебря(3)ые нити, и подсвече(4)ы холодным солнцем осени.

12. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н.

Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамече(1)ая любовь – две внутре(2)е связа(3)ые темы – придают пьесе А.П. Чехова грустно-поэтический характер.

13. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н

Согласно замыслу, Н.В. Гоголь собирался провести Чичикова через искушение собстве(1)ичеством, через жизне(2)ую грязь и мерзость к нравстве(3)ому возрождению.

14. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется две Н

Вдали, на крутом известковом берегу, подмытом разливами, в утре(1)ем воздухе ясно виднеется село с белой каме(2)ой церковью и ветря(3)ыми мельницами.

16. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева .

17. Укажите цифры, на месте которых пишется одна Н

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

КЛЮЧИ ЗАЧЕТ №14

1-1

2-3

3-2

4-134

5-2

6-13

7-123

8-124

9-123

10-3

11-34

12-123

13-123

14-1234

15-12

16-12

17-3

Как внешний вид, так и внутреннее обустройство и расположение всякого помещичьего дома настолько существенно зависит от личных вкусов и взглядов, а часто и от материальных средств хозяина, что совершенно невозможно свести такие дома к какому-либо общему, вполне установленному, типу.

Располагая помещичий дом на данной местности, следует обращать существенное внимание на то, чтобы он стоял по возможности красиво и чтобы главный фасад его был обращен, если можно, на восток или юго-восток, чем достигается отсутствие солнца во вторую, более жаркую, половину летнего дня.

Дома, обращенные главным фасадом и террасой на север, получают всегда несколько мрачный характер, но имеют в южном климате преимущество большей прохладности.

Местность должна быть сухая и здоровая, обладающая расположенным неподалеку прудом или рекою, где можно было бы устроить купальню.

Наша справка

*(саж.) Сажень - это старорусская единица измерения расстояния.
В XVII в.основной мерой была казённая сажень, равная 2,16 м, и содержащая три аршина по 16 вершков (72 см).
С 11 октября 1835 года, согласно указанию Николая I "О системе российских мер и весов", длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов, то есть ровно к 2,1336 метра.

С введением в 1924 г. в СССР метрической системы мер вышла из употребления.

1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метра

1 сажень = 1/500 версты = 3 аршина = 12 пядей = 48 вершков

Итак продолжим:

Всякая более или менее просторная и удобная квартира должна состоять из слёдующих комнат: передней, кабинета, зала, гостиной, столовой, буфетной, спальни, будуара, детских, комнат для прислуги и гостей, кухни и ватерклозета .

Все эти комнаты должны не только обладать достаточною величиной, но и располагаться наиболее удобным образом. Обыкновенно число обитателей дома сравнительно невелико, а потому на необходимый объем комнат часто совершенно не обращают внимания. Но, имея в виду, что кроме постоянных обитателей в доме могут иногда присутствовать гости, всегда следует сообразовать размер таких комнат, как кабинет, зал, гостиная и столовая, именно с этим наибольшим числом вмещаемых ими лиц.

Теоретически необходимый объем комнат в 5 куб. саж. на человека должен строго соблюдаться лишь в спальнях и детских. И остальных же комнатах, в виду случайности переполнения их людьми, этот объем может ограничиваться 2-3 даже 1,5 куб. саж. на человека. Высота комнат не должна быть менее 5 аршин.

В общем, все помещения данной квартиры должны быть расположены так, чтобы было по возможности мало проходных комнат.
Исключение представляет собою зал, а иногда и гостиная. Во всяком случае, необходимо расположить комнаты так, чтобы внутренние жилые покои сообщались между собою, минуя зал и гостиную, чтобы кухня и ватерклозет были хорошо изолированы от остальных комнат и, наконец, чтобы всегда имелись два совершенно самостоятельные выхода, - черный и парадный.

Все эти условия всего лучше достигаются разумным применением центрально расположенной передней, или же устройством центрального коридора.

Рассмотрим последовательно размеры и расположение всех комнат в отдельности.

Передняя комната

Передняя, располагаясь центрально, дает возможность вывести в нее, в небольшой квартире, двери всех прилегающих комнат и уже обязательно из кабинета, зала и кухни. При большом числе комнат передняя развивается в более или менее длинный центральный коридор с выходящими в него дверями. Этим достигается наибольшее число непроходных комнат.

Размер собственно прихожей сообразуется с тем наибольшим числом людей, которому придется оставлять в ней верхнее платье. Можно с достаточною точностью положить, что для избежания толкотни требуется от 0,12 до 0.13 кв. саж. площади пола прихожей на каждого человека.

Считая, что на 1 погонном футе, вешалки с тремя рядами крючков можно расположить платье приблизительно 4-х человек, получим необходимую длину вешалок, и, следовательно, свободных стен прихожей, около которых эти вешалки располагаются.

Если вешалки ставятся поперек, то можно считать, что они требуют для своего свободного размещения еще около 0,02 кв. сажени на человека.

Единственным недостатком центральных прихожих и коридоров является неудобство их освещения, которое может быть достигнуто лишь при помощи выходящих в прихожую стеклянных дверей или специально устроенных окон из соседних комнат.

При благоприятных климатических условиях в верхних этажах хорошую службу для освещения коридоров, и вообще внутренних комнат, могут сослужить стеклянные фонари, сооруженные на кровле.

Кабинет

Кабинет не должен быть менее 3 квадр. сажен. Всего лучше если площадь его плана равняется 6 - 9 кв. саж., при глубине комнаты не свыше 3 саж., что необходимо для достижения хорошего освещения от окон. Использование здесь широких итальянских окон вполне уместно.

Дальнейшее увеличение кабинета является скорее требовавшем роскоши, чем необходимости.

Кабинет должен быть удален от детской или столовой и сообщается дверями с передней и если можно с залом, который в таком случае может иногда играть роль приемной.

Библиотека

Если в связи с кабинетом имеется еще и библиотека, то она получает размер в зависимости от числа вмещаемых ею томов. Так например, при больших библиотеках для 2000-7000 томов можно брать около 0,0025 кв. саж. площади пола библиотеки на 1 том. При дальнейшем увеличены числа томов предыдущая цифра уменьшается почти вдвое.

Во всяком случае библиотека не должна быть менее 4 кв. саж., для того чтобы кроме книжных шкафов в ней можно было поставить посредине стол и необходимую мебель.

Зал, гостиная и будуар

Зал, гостиная и будуар, примыкающей к спальне, располагаются анфиладой, т. е. двери их должны приходиться друг против друга и ближе к наружной стене, но, однако, отстоя от нее на 0,45-0,5 саж., для того, чтобы у окон можно было поставить корзины с цветами.

Анфиладное расположение красиво и удобно в смысле меблировки. Что касается размеров этих комнат, то о них можно сказать следующее.

Зал рассчитывается по числу танцующих пар, полагая на каждую из них 1,5-1,75 кв. саж. пола, включая сюда и мебель. В общем зал не следует делать менее 12-15 кв. саж. (для 20 пар), давая ему глубину в 4 саж.

Гостиная комната

Гостиная получает площадь плана в 6-8 кв. саж., при глубине в 2-2,5 саж., и форма ее плана существенно зависит от способа ее меблировки.

В гостиной, так же как и в кабинете, весьма уместны камины, причем расположением их в углу или у поперечной короткой стены достигается меньшее стеснение комнаты.

Столовая комната

Столовая, как комната, вмещающая в себе иногда сразу значительное число людей, должна получать несколько больший объем (не менее 3 куб. саж. на человека). Размер ее вполне достаточен в 0,4 кв. саж. на человека, при ширине не менее 2 саж.

Если же у стен располагаются какие-либо поставцы или буфеты, то ширина должна быть соответственно увеличена для свободного перемещения вокруг стола прислуги с блюдами.

В очень больших столовых (свыше 25 человек) площадь пола может быть уменьшаема до 0,3-0,2 кв. саж. на каждого человека.

В верхних этажах очень эффектные столовые получаются при освещении их сверху фонарем, что дает большую свободу в их расположении, допуская отсутствие окон. Из зала, гостиной или столовой часто делается выход на террасу, играющую большую роль в летнее время.

Терраса

Терраса должна быть расположена таким образом, чтобы, во-первых, она не находилась все время на солнце, во избежание жары. Поэтому террасу следует располагать на север или северо-восток.

Но полное отсутствие солнца не всегда желательно и потому весьма рекомендуются террасы угловые, обращенные своими двумя фасадами на север и восток.

Для избежания сквозного ветра всего лучше расположить террасу так, чтобы она примыкала боком к глухой стене, или же обе ее боковые стенки сделать в виде стеклянных рам.

Эти последние, будучи снабжены разноцветными или узорчатыми стеклами, придают террасе очень изящный вид. Терраса, служа местопребыванием ее обитателей дома в летнее время, должна быть, обращена в сад, но ни в каком случае не на службы, которые могут не только портить вид, но и загрязнять воздух.

По этой же последней причине никогда не следует располагать окна кухни, в том случае, когда она помещается в подвале, на одной стороне с террасой, во избежание неизбежного кухонного запаха и чада.

Размер террасы в ширину делается в 1,5-2 сажени, длина же определяется внешними условиями. Для того, чтобы терраса не слишком темнила комнаты, выходящие на нее окнами, высота ее не должна быть менее 1,25 саж. Пол террасы настилается, конечно, вровень с полом соответствующего этажа.

Иногда дверь с террасы вводит не прямо в зал, гостиную или столовую, а в поперечный, центральный коридор, в который уже, в свою очередь, выходят двери вышеупомянутых комнат.

Этим достигается то удобство, что в ненастную погоду лица, входящие в дом через террасу в загрязненном платье и обуви, минуют чистые комнаты.

Буфетная комната

В связи со столовой должна находиться буфетная с размером не менее 3 кв. саж., что достаточно для столовой до 25 человек. Для больших столовых буфетная получает размер по 0,1 кв. саж. на 1 человека.

Спальные комнаты

Спальня является комнатою, на устройство которой, с точки зрения гигиены, необходимо обращать серьезное внимание. Так например, объем ее не должен быть менее 5 куб. саж., а площадь плана-2 кв. саж. на человека.

Впрочем, из экономических соображений, часто объем спальни уменьшается до 3 куб. саж. на человека, но это допустимо лишь при хорошей вентиляция.

Ширина спальни достаточна в 1,5-2 саж. отдельно для мальчиков и девочек. Эти комнаты изолируются от других и в особенности от парадных покоев. Объем их тоже не должен быть, если возможно, менее 5 куб. саж. при площади пола в 2, 5-3 кв. саж. на каждого ребенка.

Рекомендуется рассчитывать каждую датскую комнату не более как на двух детей, устраивая, при большем их числе, ряд отдельных комнат. Но, разумеется, далеко не всегда имеется возможность такого, наиболее желательного устройства детских.

Прислугу всегда следует помещать отдельно, и лишь в комнатах грудных детей, где присутствие ее необходимо, приходится соответственно увеличивать кубическое и квадратное содержание помещения.

Для достижения наилучшего освещения и естественной вентиляции детские следует располагать в угловых комнатах.

Для достижения возможно большей чистоты воздуха лучше всего избегать устройства в спальне каких-либо перегородок и ширм, а в особенности из материи.

Впрочем, перегородки из материи в виде занавесок, свободно висящих на кольцах, допустимы, но при непременном условии частого выбивания накопляющейся на них пыли. В связи со спальней находятся будуар, гардеробная и иногда ванна.

Будуар и гардеробная

Будуар должен сообщаться с гостиною и наиболее удобным его размером можно считать 4-6 кв. саж., но, во всяком случае, не менее 3 кв. саж.

Гардеробная определяется в зависимости от шкафов для платья и белья. Всего лучше расположить эту комнату между спальней и детской, для того чтобы изолировать эти комнаты одна от другой, не нарушая между ними непосредственного сообщения дверями. Размер гардеробной в 4 кв. саж. более чем достаточен.

Детские комнаты

Детские комнаты должны быть устраиваемы соответственно этому, их отопление. Окна следует обращать на восток или вообще туда, откуда может быть получено наилучшее освещение, но однако не на юг, во избежание излишней жары. Глубина детских не должна превосходить 2- 3 саж. При этом следует разместить двери так, чтобы оставалось, возможно, больше свободных стен для кроватей и мебели.

В связи с детскими часто устраиваются классные комнаты , рассчитываемые, полагая по 1,25 кв. сажени на каждого человека, включая сюда и учителя. Классною комнатой можно с успехом воспользоваться для изоляции детских от других, соседних, комнат квартиры.

В домах-особняках весьма рационально располагать детские со всеми относящимися к ним помещениями в верхних этажах и мезонинах, наблюдая лишь, чтобы эти комнаты имели надлежащую высоту (не менее 4 арш.) и чтобы лестницы были хорошо устроены и светлы.

Кухня

Кухня получает размер в зависимости от наибольшего числа людей, для которых будет в ней изготовляться кушанье, а также и от нагревательных приборов и приспособлений.

На рис. 1-4-м представлены фасад и планы этажей помещичьего дома с мезонином, подвалом и вышкой.

В подвальном этажи (рис. 2) помещаются следующие комнаты: с-свни, w-коридор, у-людская, ф-кладовая, х-комната для повара или кухарки, ц-кухня, ч-комната лакеев, ш-лестница на первый этаж.

В первом этаже (рис. 3): а-передняя с винтовой лестницей во второй этаж и на вышку, б-кабинета, в-зал, г-гостиная, д-столовая, е-коридор, ж-будуар, з-спальня, з"-гардеробная, г-ватерклозет, м-буфет, е"-лестница в подвальный этаж.

Наконец, во втором этаже (рис. 4) помещаются: детская (л), комната для гувернантки (м), комната для прислуги (н), комната няни (о), ватерклозет (п) и вышка (р). Столовая сообщается с верандою, а зал с террасою -Г, имеющими сходы в сад.

Опыт показывает, что кухня в 4 кв. сажени достаточна для изготовления кушанья для 25 человек. При большем числи (до 50) кухни следует давать размер в 6 кв. саж., и т. д.

При этом надо иметь в виду, что трех конфорочная плита с котлом занимает 0,3-0,35 кв. саж., а русская печь, если таковая имеется 0,3-0, 5 кв. сажени.

В смысле удобства жилого помещения, весьма важное значение имеет надлежащее расположение кухни. Для лучшего надзора и легкости перемещения блюд всего удобнее, если кухня расположена в одном этажи с жилыми комнатами.

На рис. 5-8-м представлены планы этажей, разрез и главный фасад более обширного помещичьего дома.

Размеры показаны в метрах. Дом этот рассчитан на весьма большую семью и имеет, может быть, даже излишне много различных служебных помещений. Характерною особенностью дома является центральный вестибюль с (план 1-го этажа), освещенный сверху стеклянным фонарем, что очень оригинально и красиво.

Единственный недостаток такого расположения заключается в том, что при этом кухонный чад легко распространяется по квартире. В прочем, это неудобство хорошо устраняется устройством в кухни двух дверей, разделенных промежутком около 1 сажени, вследствие чего одна дверь всегда будет затворена при открывании другой.

Обе двери притворяются, конечно, автоматически, пружинами. Получающаяся небольшая комната снабжается сильной вытяжкой и может быть утилизирована для устройства из нее хода в ватерклозет, который, располагаясь, таким образом около кухни, может быть хорошо вентилируем, если воспользоваться для этого теплотой продуктов горения кухонной печи. Самую кухню тоже следует снабдить настолько сильною вытяжкой, чтобы воздух отнюдь не проникал из кухни в квартиру, а, наоборот, вытягивался бы из нее через щели дверей.

Расположение кухни внизу, в подвале, хотя и часто практикуется, но едва ли может быть признано хорошим, в виду необходимости лестницы, делающей неудобными как надзор за кухней, так и перемещение посуды и блюд. Последнее, впрочем, может быть отчасти устранено устройством несложного подъемного приспособления.

Кроме того, при расположении кухни внизу чад проходить в квартиру еще больше, вследствие того, что всегда получается некоторая тяга его вверх через ту трубу, которая образуется в данном случае, клеткою кухонной лестницы. Поэтому при нижних кухнях, вытяжка из них должна быть еще энергичнее, а лестница обязательно сообщается с кухней двойными, автоматически закрывающимися дверями.

Кухни вверху, над квартирой, устраиваются весьма редко, так как хотя таким образом и устраняется неудобство проникновения чада, но зато сообщение с различными службами (погребом, подвалами и т. п.) крайне затруднительно. В смысле внешней отделки, кухня должна быть снабжена такими стенами, полом и мебелью, которые можно было бы легко мыть и чистить.

Стены, конечно, самое лучшее обделывать изразцами, по крайней мере в вид панели, до высоты 0,75-0,85 саж. или же красить светлой масляной краской. В крайнем случае, краска может быть и клеевою, но тогда уже стены придется довольно часто перекрашивать. Пол может быть сделан из лещадок, асфальтовый или же деревянный, некрашеный, для того, чтобы его можно было скоблить и мыть.

В связи с кухней располагаются кладовая (2 кв. саж.), людская и черный ход.

Людская, или комнаты для прислуги

Людская, или комнаты для прислуги, рассчитываются, полагая 2-3 кв. саж. на каждого человека. Очень удачный размер этих комнат получается при площади плана 2 X 3 кв. саж. Около людских весьма полезно устроить небольшую комнату для глажения и отделки белья с размером около 3 кв. саж. В этой комнате делается очаг для утюгов, дымоходом которого можно воспользоваться для вытяжки испорченного воздуха.

В деревенской практике, в особенности в старину, кухня и людская часто устраивались в отдельном флигеле, сообщавшемся, иногда, с домом крытою галереей. Но при всех несомненных достоинствах такого расположения, оно в настоящее время является едва ли особенно желательным, благодаря трудности надзора за всем тем, что делается в людских и кухнях. Кроме того, устройство отдельного служебного флигеля требует затраты места, которое иначе могло бы быть утилизировано для какой-либо иной сельскохозяйственной надобности.

Ватерклозеты

Ватерклозеты следует располагать, во-первых, таким образом, чтобы они были легко доступны из всех жилых комнат, но, однако, не через кухню. Затем они ставятся один над другим, чтобы избежать длинных горизонтальных колен фановых труб (не больше 1,5 саж.), и устраиваются вблизи печей для достижения лучшей вытяжки испорченного воздуха, при возбуждении тяги теплотою продуктов горения.

Шум, происходящей от движения воды в трубах ватерклозета, не должен беспокоить окружающих, а сами трубы проводятся так, чтобы вода в них не могла замерзать в зимнее, холодное время.

Кроме того, ватерклозет должен быть освещение, хотя бы из соседней комнаты, при помощи высоко расположенного окна, снабженного рамой с простыми или матовыми стеклами.

Наименьшим размером ватерклозета в одно очко следует считать 0,35-0,4 кв. сажени, предполагая, что перед сиденьем должно оставаться пространство не менее 0,5 сажени при такой же ширине.

Таковы соображения относительно размеров и расположения комнат в жилых семейных домах. Разумеется, более или менее удачная комбинация всех вышеуказанных условий всецело зависит от опытности и частных, соответствующих всякому данному случаю, соображения строителя.

Поэтому, не пытаясь дать какого-либо строго определенного правила для проектирования жилых строений, мы приведем лишь два примера наиболее удачных планов и фасадов помещичьих домов, из которых первый вполне приспособлен к условиям русской жизни, а второй представляет собою довольно типичный образец немецкого сельского строительства.

Литература. Klasen, Grundrissvorbilder von Gebauden aller Art, I Abtheil. 1896.-Aster,Fami-lienhauser fur Stadt und Land. 1898.-Abel, Das elegante Wohnhaus. 189O.-Wanderley, Die land-lichen Wirthschaftsgebaude, Bd. III.

он служил лишь широким коридором, соединявшим между собой две главные части римского жилища - атриум и перистиль. Впрочем, в случае надобности, можно было превратить tablinum в настоящую комнату при помощи переносных перегородок, дверей и занавесей. Ввиду этого устраивались другие ходы из атриума в перистиль; в Помпеях находят один или же два таких коридора по левую и правую сторону от tablinum"а, это так называемые fauces, через которые, по-видимому, и ходили постоянно.

Вся внутренняя жизнь семьи сосредотачивалась теперь в перистиле. Это было обширное открытое пространство, окруженное со всех сторон портиками с колоннадой. Посредине помещался садик (viridarium) с корзинами цветов, с редкими кустами, с бассейнами, в которых держали дорогую рыбу. Занавеси или шторы, протянутые между колоннами, защищали эти галереи от солнца и делали их приятным местом для прогулок.

Вокруг колоннады было расположено множество комнат. Во-первых, столовые: у богатого римлянина в эту эпоху их было несколько, различных размеров; пиры устраивались то в той, то в другой, смотря по числу приглашенных гостей; были даже пиршественные залы, приспособленные к различным временам года: летние залы часто не имели потолка и были украшены ползучими растениями, из которых образовывался зеленый навес. Все эти помещения носили греческое название triclinium ввиду того, что вокруг стола было три скамьи для возлежания, расположенные в виде буквы П. Затем шли спальни для дневного и ночного отдыха. По старому обычаю, они были небольших размеров и часто не имели другого отверстия, кроме двери; иногда дверь заменялась в них портьерой. Перед спальней часто устраивалась маленькая передняя, где постоянно находился раб, назначенный специально ходить за своим господином, вроде нашего камердинера. Кровати помещались в алькове или углублении в стене.

В домах богачей вокруг перистиля были еще особые залы для бесед - exedra, библиотеки, картинные галереи и ванные.

Exedra представляла собой большую прекрасную комнату, иногда открытую (для лета), иногда с потолком или сводом (для зимы).

В библиотеках в стенах устраивались ящики, над которыми обыкновенно был пюпитр, прикрепленный к стене или даже вделанный в нее. Каждый такой ящик разделялся на несколько отделений посредством вертикальных и горизонтальных перегородок. Все эти отделения были переномерованы, и в них помещались пергаментные свитки, соответствующие нашим книгам. Все деревянные части делались из самых драгоценных пород дерева; кроме того, украшению залы способствовали статуи и бюсты Муз, Аполлона, Минервы и знаменитых писателей. В 1752 году в Геркулануме была открыта библиотека одного частного лица. В ней полки доходили до высоты двух метров над полом; на трех полках помещалось 1 756 рукописей.

Задание 1 № 6890

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Поскольку растительный планктон - основа пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов - существует в верхнем слое воды, то достаточно загрязнить лишь часть верхнего слоя, чтобы вся жизнь в океане погибла.

2) Жизнь морских животных и глубоководных организмов в океане во многом зависит от растительного планктона, который находится в верхнем слое воды.

3) Загрязнение только части глубинного слоя океана не может привести к гибели всей жизни в океане.

4) Поскольку глубоководные организмы зависят от животных, живущих на поверхности океана, жизнь сосредоточена только в верхних его слоях.

5) Основой пищевой цепи морских животных и глубоководных организмов является растительный планктон, располагающийся только в верхнем слое воды, поэтому если загрязнить хотя бы часть верхнего слоя, то вся жизнь в океане погибнет.

Задание 2 № 6871

Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста?

Прежде всего

Кроме того,

Как видим,

Задание 3 № 8060

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СВЕТ , -а (-у), муж.

1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды (перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).

2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете.

3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.


4. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и до свету (перед рассветом).Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).

5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный!

Задание 4 № 4586

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

слИвовый

вклЮченный

обогналА

Задание 5 № 5441

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Летом в ЛЕСИСТОЙ чащобе появляются полчища комаров.

Статья оказалась полезной и ИНФОРМАТИВНОЙ.

КОНСЕРВАЦИЯ старинной постройки должна предотвратить её дальнейшее разрушение.

Вскоре обнаружились его ЖУЛЬНИЧЕСКИЕ операции с недвижимостью.

Данный метод оказался весьма ДЕЙСТВЕННЫМ.

Задание 6 № 6720

В одном из вьделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

гарантия ВОЗВРАТА

все ДИРЕКТОРА заводов

НАИБОЛЕЕ УМЕСТНЫЙ подарок

ведро ВИШНЕЙ

букет ГЕОРГИНОВ

Задание 7 № 10286

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 1) По окончании института многие выпускники поехали работать в сибирские сёла. 2) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы М. А. Булгакова: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». 3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль. 4) Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот. 5) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание. 6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают о светлом будущем, лишённом печали. 7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. 8) Кто, как не твой отец, научил многих из нас не сдаваться жизненным трудностям? 9) Люди, обдумывающие своё будущее, иногда не очень ответственно подходят к выбору профессии.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Задание 8 № 5492

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

н... визна

к... нтингент

опр... вдать

упл... тнение

неук... снительно

Задание 9 № 1839

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дписать, с..гласие;

ра..положиться, бе..деятельный;

пр..образовать, пр..усадебный;

под..грать, сверх..нтересный;

от..брать, нез..интересованный.

Задание 10 № 929

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

причудл..вый

оцен..вать

глянц..вый

выносл..вый

расстёг..ваться

Задание 11 № 585

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

провер..т

внемл..щий

стел..щийся

Задание 12 № 3589

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё (не)успокоившееся море накатывало на берег.

Жаль, (не)кому рассказать!

Уже светило далеко (не)яркое январское солнце.

(Не)широкий, а узкий пруд сделали в саду.

Герасим (не)обращал внимания на эти крики.

Задание 13 № 284

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СКОРЕ мы вышли на поляну, (И)ТАК обрадовались долгожданному отдыху, что тут же поспешили снять рюкзаки.

(ПО)ТОМУ, как говорил собеседник, было понятно, что он ТО(ЖЕ) волнуется.

На дворе от надвигающейся (ОТО)ВСЮДУ растительности стало КАК(БУДТО) теснее.

Иногда бродишь (В)СЛЕПУЮ по дому и тратишь (ПО)ПУСТУ время.

(ВО)ВРЕМЯ отпуска отец (ПО)МНОГУ работал.

Задание 14 № 12356

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Комнаты были устрое(1)ы с замечательной роскошью: стены обиты пёстрыми бухарскими коврами, потолки расписа(2)ы масля(3)ыми красками, на полах – настоящие персидские ковры.

Задание 15 № 60

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Задание 16 № 12563

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).