Кони клодта история. Укротитель коней

У КРОЩЕ НИЕ НЕПОКОРНЫХ

(к истории создания скульптурных групп П.К.Клодта "Укрощение коней")

Во время прогулок по центральной части вольно или невольно внимание его посетителей привлекают величественные как по своей монументальности, так и по великолепному художественному исполнению скульптурные группы коней с вожатыми у Конного двора перед Музыкальным павильоном, украшающим северную часть этого архитектурного памятника. Группы эти - творение скульптора Петра Карловича Клодта, хорошо знакомого нам по его выдающимся творениям, наиболее известные из которых украшают Большой театр в Москве (квадрига с Аполлоном на фронтоне театра) и Аничков мост в Санкт-Петербурге. История создания скульптурных групп Клодта "Укрощение коней", которые были установлены в середине XIX века здесь в Кузьминках и на Аничковом мосту, не лишена интереса. Здесь переплелись искусство, политика, исторические события, человеческие отношения. Рассказывать сколько-нибудь подробно о Кузьминках - бывшем имении князей Голицыных (до женитьбы Михаила Михайловича Голицына на Анне Александровне Строгановой эта усадьба принадлежала баронам Строгановым) в этой статье нет смысла - ведь сама по себе история Кузьминок весьма богата событиями, здесь много выдающихся архитектурных памятников. Эта история прекрасно изложена во многих специальных публикациях, в том числе в книгах Н.В.Рутман "Прогулка в Кузьминках и Люблино" (М., 2002) и М.Коробко "Кузьминки-Люблино", выдержки из которых есть в Интернете. Я упомяну здесь коротко лишь о некоторых событиях, связанных с историей появления скульптур П.К.Клодта в Кузьминском парке. Конный двор, у которого установлены эти скульптуры, был построен на берегу Верхнего пруда еще во времена Строгановых. Но тогда он имел несколько иной вид, чем сейчас. В частности, формой он напоминал букву "П", основания ножек которой в виде двух флигелей располагались у берега пруда, а фасад с зимним манежем - с противоположной стороны, в перекладине буквы "П". Таким образом, внутренняя часть двора с летним выездным манежем хорошо просматривалась со стороны дворцовой части усадьбы, расположенной на другом берегу пруда. В 1819 году Конный двор голицынского имения был реконструирован по проекту Доменико Жилярди и А.А.Григорьева, которые соединили флигели декоративной кирпичной стеной с расположенным в центре ее Музыкальным павильоном. Именно тогда Конный двор стал практически таким, каким мы видим его теперь (за исключением скульптуры Аполлона с музами, которая в то время была установлена в нише над колоннадой павильона по замыслу авторов реконструкции, и некоторых других деталей). От павильона спускается вниз широкая лестница, по сторонам которой в то время стояли гипсовые кентавры. Только в середине XIX века вместо них установили чугунные скульптурные группы, которые были отлиты на уральских чугунолитейных заводах Голицыных по моделям, созданным П.К.Клодтом для Аничкова моста в Санкт-Петербурге. Лишь своим "чугунным " происхождением кони в Кузьминках отличаются от знаменитых петербургских бронзовых прототипов. Кстати, чугунное литье было широко использовано для декорации всей Кузьминской усадьбы. Прежде всего, наверное, нужно сказать о монументальных въездных воротах на ее территорию, на отливку которых пошло около 300 тонн чугуна. От них осталось лишь название улицы Чугунные ворота, берущей свое название от того места, где ранее находилась арка ворот. Чугунные ворота в Кузьминках - копия ворот, которые были отлиты в 1826 году на заводах Голицыных по проекту К.Росси, созданному для ворот царского дворца в Павловске, под Санкт-Петербургом. Ворота голицынской усадьбы отлиты были в 1832 году, и от Павловских ворот их отличал лишь венчавший их герб - в Павловске это герб Российской империи, в Кузьминках - герб рода Голицыных. Посмотреть фотографию Чугунных ворот и копию гравюры с рисунка австрийского художника Ж.Н.Рауха с изображением ворот можно в фотоочерке . До настоящего времени в Кузьминках сохранились другие чугунные декоративные украшения - изваяния львов на ограде господского двора, красивейшие грифоны у въезда во двор, ограждения в виде чугунных опорных столбиков, соединенных массивными цепями (ранее столбики с цепями располагались по обе стороны вдоль 800-метровой Липовой аллеи, которая шла от Чугунных ворот к княжескому дворцу). Заканчивая эту часть рассказа, помещаю здесь несколько фотографий Конного двора, Музыкального павильона и скульптурных групп "Укрощение коней", снятых в 2007 году (фото конных скульптур даны в нескольких ракурсах).


Ну, а теперь можно перейти непосредственно к истории создания П.К.Клодтом сульптурных групп "Укрощение коней". *** Петр Карлович Клодт (1805-1867) родился в Санкт-Петербурге. Его отец, урожденный Карл Густав Клодт, наследник старинного баронского рода фон Юргенсбургов, в XVIII веке перебрался на жительство в Россию и основал русскую ветвь этой династии. Почти всю свою жизнь в годы царствования Екатерины II, Павла I и Александра I он отдал русской армии, участвовал во многих боевых походах и битвах, в том числе в сражении при Бородино (его портрет - в галерее видных участников войны 1812 года в Эрмитаже). Он дослужился до звания генерала, был награжден орденами Святого Владимира и Святой Анны, золотой шпагой "За храбрость". Один из его сыновей, Петр, поначалу тоже пошел по стопам отца - учился в Михайловском артиллерийском училище, окончил его и получил звание прапорщика. Но вскоре по болезни он был отчислен с военной службы. Современники отмечали, что еще в детстве и в годы учения Петр увлекался рисованием и резьбой по дереву, причем страстью его были фигурки коней, любовь к изображению которых привил ему отец. После отставки Петр Клодт уже серьезно увлекся рисованием, резьбой и лепкой. По-прежнему, основной объект его работ - фигурки лошадей, стати которых он изучал с особой тщательностью. Одна из таких фигурок, вырезанная из дерева, попала к Николаю I, заинтересовала его, и молодой резчик был приглашен на аудиенцию к императору. Следствием этой аудиенции явилась рекомендация Академии художеств зачислить молодого человека в число слушателей академии с выплатой ему пособия в годы учебы от Общества поощрения художников. Первая серьезная работа Клодта, давшая ему признание и известность - шестерка коней для колесницы Победы на Нарвских триумфальных воротах в Санкт-Петербурге. Модель колесницы была уже вылеплена В.Демут-Малиновским, а фигуры коней были подготовлены С.С.Пименовым, но царю кони не понравились, он предложил выполнить работу двум профессиональным и уже известным скульпторам, С.И.Гальбергу и Б.И.Орловскому, но те от этой работы отказались. И тогда выбор пал на практически никому не известного П.К.Клодта, и Клодт сумел удивить всех - он, никогда не работавший с глиной и гипсом, и с фигурами столь крупных размеров, создал модели четырех коней, понравившиеся членам Комиссии. Они были отлиты на петербургском Литейном дворе и установлены на аттике Нарвских ворот. И сразу же стало ясно, что четверки коней оказалось мало, она не вполне соответствовала великолепию сооружения. Клодту было предложено заменить четверку шестеркой - и вскоре, в 1834 году, работа была выполнена, а Нарвские ворота торжественно открыты. В итоге - в 1838 году П.К.Клодт получил звание академика и назначен профессором скульптуры Академии художеств. Вскоре Клодт получил заказ на скульптуры коней, которыми предполагалось украсить Адмиралтейский бульвар между Адмиралтейством и Зимним дворцом, у выхода на Дворцовую площадь. Проекты скульптур и место их размещения уже были одобрены царем. Однако, Клодту идея выбора места для скульптур не понравилась, и после неоднократных размышлений и прогулок по Петербургу он пришел к выводу, что лучшее место для них - Аничков мост на Невском. Его предложение было принято Николаем I. По-видимому, этому способствовало то, что к тому времени уже было принято решение о расширении и реконструкции моста. К концу 30-х годов модели двух скульптурных групп были готовы, но к этому времени умер лучший мастер Литейного двора Василий Петрович Екимов, и П.К.Клодту предложили возглавить Литейный двор и самому отливать бронзовые скульптуры по подготовленным им моделям (еще во время учебы в Академии художеств и вскоре после ее окончания Петр Карлович обучался литейному искусству у Екимова, преуспел в этом деле и постоянно совершенствовался в нем). Итак, П.К.Клодт сам руководил отливкой первых двух своих бронзовых скульптур из серии "Укрощение коней". Из-за ограниченности времени к моменту открытия отреставрированного Аничкова моста вторая, аналогичная пара коней была выполнена из гипса и тонирована под бронзу. Бронзовые группы были установлены на западных устоях моста, на Адмиралтейском берегу Фонтанки (там, где они стоят и теперь), гипсовые - на восточных, т.е. на том берегу реки, от которого Невский продолжается к Московскому вокзалу. Торжественное открытие моста со скульптурами Клодта состоялось 20 ноября 1841 года при большом стечении восхищенной публики. На первой из этих работ конь встал на дыбы, он возбужден, ноздри его раздуты, он пытается вырваться, но юноша-водничий взнуздал его и укрыл попоной. На второй - конь еще остается возбужденным, но подчинился человеку, юноша ведет его рядом с собой - взнузданного, подкованного и укрытого попоной. Уже в 1842 году были отлиты еще две бронзовые копии этих скульптур для установки на восточной части моста. Однако, на мост они не попали - Николай I распорядился подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, которому скульптуры очень понравились (супруга Николая, Александра Федоровна - родная сестра Фридриха Вильгельма IV). Петр Карлович был послан в Берлин вместе со своими творениями. Скульптуры были установлены у ворот королевского дворца, а П.К.Клодт был пожалован званием кавалера прусского ордена Красного Орла III степени, был удостоен аудиенции у короля, который одарил его двумя тысячами золотых талеров и табакеркой с бриллиантами. Ну а своему коллеге Николаю I в 1845 году Фридрих в знак признательности за этот подарок передал аллегории славы, которые были установлены на колоннах в начале Конногвардейского бульвара. Возвратившись в Россию, Клодт продолжает работать над отливкой копий первых созданных им скульптурных групп, и заканчивает эту работу в 1844 году. Бронзовые копии были установлены на восточных устоях моста, но простояли они там недолго - Николай I решил сделать подарок королю Обеих Сицилий Фердинанду II Бурбону. Скульптуры были отправлены в Неаполь и установлены там у входа в дворцовый сад. Их место на Аничковом вновь заменили гипсовые копии. И вновь Клодт работает над скульптурами. Но теперь он решил изменить замысел, и для восточной части моста изваял две новые группы, символизирующие первые этапы укрощения необъезженного коня человеком. Первая из них - это начало борьбы: конь поднялся на дыбы, пытается освободиться, а юноша, упав на колено, старается удержать его. На второй - кульминация борьбы, конь почти вырвался на волю, голова его победно запрокинута, юноша повержен на землю, но все же он из последних сил удерживает узду. Эти новые скульптурные группы были отлиты и установлены на восточном берегу Фонтанки только в 1850 году. Вот так и был завершен скульптурный ансамбль из четырех групп коней с вожатыми, известных как "Укрощение коней". Украшают они Аничков мост и сейчас, в наши дни. Вот фото Аничкова моста, взятое из Интернета, а также фотографии скульптур, снятые на Аничковом летом 2007 года.
Вы, несомненно, обратили внимание на внешнюю идентичность двух бронзовых скульптурных групп, установленных на Аничковом мосту, и чугунных скульптур Кузьминского парка в Москве. Есть в одной из этих групп и некоторые незначительные отличия во второстепенных деталях (например, попона из шкуры тигра на петербургской копии). Эти отличия связаны, скорее всего, с необходимостью изготовления новых моделей для очередных отливок скульптур. Свидетельствуют они и о неустанной творческой мысли Петра Карловича при изготовлении моделей и проведении повторных отливок. *** Несколько позднее копии скульптур Клодта "Укрощение коней" были установлены в Петергофе, а также в Стрельне (под Санкт-Петербургом) у дворца графа Алексея Федоровича Орлова. Во время Великой отечественной войны дворец был в значительной мере разрушен, а скульптурные группы Клодта похищены. *** Ну, а теперь кратко о судьбе работ Клодта, подаренных в свое время Фридриху Вильгельму IV и Фердинанду II Бурбону. Неаполитанские кони в 2002 году были реставрированы и в торжественных условиях установлены перед бывшим Конным двором бывшего королевского дворца в Неаполе. Мне удалось найти в Интернете фото одной из этих неаполитанских скульптур. Удача с поиском как первой, так и второй неаполитанской скульптурной группы, пришла позднее и совершенно неожиданно. Мне повезло - в Интернете я познакомился с интересными фотоработами Дмитрия Махаева. Среди тех из них, которые были сняты в Неаполе, оказались и снимки клодтовских коней. Прочитав эту статью, Дмитрий любезно предоставил для публикации фотокопии этих снимков, и теперь мы можем не только полюбоваться каждым из них, но и в деталях рассмотреть дарственные надписи Николая I, высеченные на скульптурных пьедесталах (фотографии двух скульптурных групп сделаны в разных ракурсах).


О берлинских копиях я узнал из публикации Елены Лопушанской "Аничков мост. "Укротители коней" и история их странствий". В частности, Е.Лопушанская в этой публикации, подготовленной в Дюссельдорфе, пишет: "Укротители коней не пострадали в войнe и незадолго до ее окончания были демонтированы с постаментов у дворца. Ныне они находятся в Кляйст-парке (Kleist-park) возле Потсдамской улицы (Potsdamer Strasse) в Западном Берлине перед бывшим зданием Контрольного совета четырех союзнических держав. Состояние скульптур очень хорошее, и после реконструкции дворца они займут свое первоначальное место". *** В своём комментарии к этой статье читатель Анастасия Ягодина напомнила, что две копии скульптур Клодта, отлитые его внуком, украшали Беговую аллею в Москве, по которой подъезжали к московскому ипподрому. И сейчас "украшают", хотя от аллеи почти ничего не осталось, а рядом проходит третье московское транспортное кольцо. В этом комментарии Анастасия привела также ссылку, по которой удалось разыскать в Интернете старую, сделанную в 1909 году, фотографию начала Беговой аллеи со скульптурами Клодта.
Действительно, в 1899-1900г.г. К.А.Клодт, внук П.К.Клодта, совместно со скульптором С.М.Волнухиным (автором московского памятника первопечатнику Ивану Фёдорову) установил здесь две скульптуры, отлитые по эскизам П.К.Клодта. На приведённой фотографии можно увидеть, что это копии тех же двух конных скульптур, которые установлены у Конного двора в Кузьминском парке. *** Имя Петра Карловича Клодта хорошо известно нашим современникам не только по скульптурам "Укрощение коней" и упомянутой ранее квадриге с Аполлоном на здании Большого театра в Москве. П.К.Клодт участвовал в украшении интерьеров Исаакиевского собора (горельеф "Христос во Славе"). Он автор памятника И.А.Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге, статуи Владимира Святого в Киеве. Последняя из его великих работ - памятник его покровителю, императору Николаю I Санкт-Петербурге. Но история этих и других работ П.К.Клодта - тема самостоятельных рассказов. *** Скончался П.К.Клодт 8(20) ноября 1867 года в своем имении на мызе Халала в Финляндии. Смерть настигла его, когда он занимался любимым делом - вырезал фигурки животных. Похороны состоялись в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. В 1936 году останки скульптора в знак признания и почитания потомками были перезахоронены в Некрополе мастеров искусств на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Тогда же было установлено новое надгробие над могилой великого скульптора. Примечание: См. также фотоочерк

Аничков мост (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мост через Фонтанку на Невском проспекте, обрамленный четырьмя скульптурами укротителей коней, - один из самых узнаваемых мостов Санкт-Петербурга.

Общая длина моста - 54,6 м, ширина - 37,9 м. Аничков мост имеет три полосы движения, а также пешеходные тротуары.

Официальное его название «Невский мост» не прижилось. Название «Аничков» пошло от имени подполковника-инженера Михаила Аничкова, рабочий батальон которого отстроил слободу, находившуюся неподалеку. Он же принимал участие в строительстве моста. Истории же, возводящие название моста к некоей Аничке или Ане, - просто городские легенды.

Первый деревянный мост на этом месте был построен при Петре I в 1716 году и имел длину около 150 метров. Впоследствии мост множество раз менялся: расширялся, укреплялся, перестраивался в дереве и камне. Современный вид мост приобрел в середине 19 века. Три пролета, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича и облицевали гранитом. Появились чудесные чугунные перила, выполненные по эскизам немецкого архитектора Карла Шинкеля, изображающие русалок и морских коньков.

В 1841 году появились знаменитые конные скульптуры Клодта, отлитые в бронзе. Сначала на западной стороне «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной же стороне симметричные скульптуры устанавливались пять раз. Первую пару Николай I преподнес в качестве подарка прусскому королю - укротители и ныне стоят в Берлине в Клейст-парке. Вторые оказались в Неаполе - благодарность за гостеприимство королю обеих Сицилий от императрицы Александры Федоровны. Остальные «разбежались» по России. После Клодт решил не повторять скульптуры, а изготовил новые, показав четыре стадии укрощения коня.

Интересно, что две лошади, которые смотрят на Адмиралтейство, подкованы, а другие две - подков не имеют. Говорят, в 18 веке на Литейном располагались кузницы. Вот и получается, что кони идут на Литейный без подков, а обратно - подкованные.

Аничков мост относится к объектам культурного наследия РФ. За эксплуатацией моста ведется наблюдение, контролируется износ опор и покрытия, проводятся плановые реконструкции самого сооружения и скульптур. Во время ленинградской блокады укротителей снимали и закапывали в саду Аничкова дворца. А на одном из постаментов и сейчас можно увидеть след от артиллерийского снаряда.

Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими, необузданными силами природы.

Знакомство с этим замечательным скульптурным ансамблем лучше всего начинать с правой группы (если идти со стороны Адмиралтейства), следуя далее против часовой стрелки.

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он уперся в круп животного; развевающаяся драпировка подчеркивает динамику, напряженность момента. Поединок начался...

Вторая группа: наступил острый момент борьбы - конь почти одолел человека, юноша, правой рукой опершись о землю, левой ухватил повод и с риском для жизни, из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе - укротитель почти у цели: он прочно опирается на правое колено и крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Наконец, поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья и правой рукой уверенно схватил коня под уздцы. Победа на стороне юноши-атлета. Конь подчинился упорству и настойчивости человека. Эта группа завершает сюжетную линию всей скульптурной композиции.

Автор декоративных групп П. К. Клодт умел великолепно изображать животных. Еще на Академической выставке, открывшейся в 1833 году, шумным успехом пользовалась его модель скульптурной группы: конь, укрощаемый человеком. За эту работу вольнослушатель Академии художеств, в то время 28-летний офицер в отставке, был удостоен избрания в "назначенные академики", а скульптуру решено было использовать для украшения Адмиралтейской набережной: парные группы "Укротителей" предполагалось установить на берегу Невы. Однако скоро намерения изменились. В Петербурге в это время началось строительство нового моста через Фонтанку на Невском проспекте, и Клодт предложил украсить его декоративной скульптурой "Укротители коней". По первоначальному замыслу западную и восточную стороны моста должны были оформить дублирующие друг друга парные скульптурные группы, где человек изображен стоящим во весь рост.

Работа над скульптурой осложнялась тем, что в. 1838 году умер заведующий литейной мастерской при Академии художеств Екимов. Отливкой вынужден был заняться сам Клодт, проявивший себя незаурядным мастером литейного дела и даже удостоенный позже звания литейного мастера-академика. Уже в 1841 году "Художественная газета" отмечала "совершенство, до которого довел у нас П. К. Клодт литейное искусство... За короткое время он отлил много вещей, которые бы сделали честь лучшему литейщику".

В 1839 году были закончены первые две одинаковые группы, а в 1841 году - вторые; все они были установлены на Аничковом мосту к моменту его открытия 20 ноября 1841 года. Однако уже в 1842 году одна пара была снята и отправлена в Берлин в подарок прусскому королю, а вместо нее поставлены группы из алебастра, окрашенного под бронзу. В 1846 году отлитая для установки новая пара была также подарена, на этот раз неаполитанскому королю. (Обе пары коней сохранились как в Неаполе, так и в Потсдаме, под Берлином.) Только в 1850 году Клодт отлил две оригинальные новые группы (юноша поверженный и коленопреклоненный), после чего уже все четыре группы (две первоначальные и две - изготовленные по новым моделям) украсили Аничков мост.

Так возник один из прославленных в мировом искусстве скульптурных ансамблей.

При всем разнообразии групп, украшающих мост, Клодт сумел достичь удивительного единства, целостности смыслового и композиционного решения, великолепно передать динамику, порыв. Скульптура покоряет четкими пластическими формами, своеобразием применения ритма в размещении фигур: чередование стоящих и коленопреклоненных юношей, продуманное распределение коней то с наклоненными, то с поднятыми вверх головами.

В годы Отечественной войны скульптурные группы были сняты с пьедесталов и зарыты в саду Дворца пионеров имени А. А. Жданова. И только когда миновала опасность, они снова были поставлены на старые места.

Кони Аничкова моста неотделимы от ленинградского пейзажа: они органически слились с Невским проспектом, с его замечательными архитектурными сооружениями, с бурлящей жизнью этой оживленной магистрали города.

Кони Клодта так и рвутся
Чтоб по Невскому пройти
Да боятся, что споткнутся:
Мерседесы на пути...))))

А ничков мост — один из самых знаменитых и красивых мостов в мире.
От прочих мостов он отличается благодаря скульптурам. Хоть Петербург и славится разводными мостами, этот мост сейчас не разводной, но он один из самых известных и посещаемых туристами мостов Санкт -Петербурга.

Существует несколько версий почему мост получил такое необычное имя. Официальная и самая главная версия - названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову (ударение на И), чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму.
Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров.

в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году. Выглядел он так...

Почти точной копией моста Ломоносова (еще такой же Старо-Калинкин мост), который сохранился и сейчас и котором будет следующий пост. Средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями гиппокампов (фантастических морских коньков) и странных русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля.

Обратите внимание - это редкий, неизвестный ранее вид русалок. Они с задними ногами-копытцами и хвостом. С такими русалками у моряков не возникает классических вопросов... а как...

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П.К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине.

В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. Я там был, ссылка на пост ниже.

«Укротители коней» перед королевским дворцом в Неаполе. О них у меня есть отдельный пост.

В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных - Кузьминках.

Император недолюбливал Клодта. Но талант его признавал. Известна легенда о том, что Николай I сказал: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец».

А недолюбливал Клодта император вот почему. У Клодта были очень хорошие лошади и без башенный кучер-забияка. Он, шельмец, имел привычку обгонять все экипажи на улице.

Однажды, Клодт в своем экипаже обогнал экипаж самого императора. А обогнать самого царя - дело нешуточное. Можно было и в ссылку загреметь. К царю даже подъезжать близко не позволялось...

Император узнал Клодта и шутливо погрозил ему пальцем. Клодт побранил хорошенько кучера и приказал даже не ездить мимо дворца.

Но он не учел самолюбие кучера царского, и тот передал кучеру Клодта, мол держись, я не был готов, в следующий раз посмотрим, чья возьмет... словом, был брошен вызов на состязание.

И ведь случай как назло вскоре представился. Ехзал Клодт по Сенатской площади, а у Морской улицы толпа, Раздается "ура!". Значит - царь.

Клодт кричит кучеру и тычет его палкой в спину, чтобы остановить, - ничего не помогает! И вот, кучер царя, увидав своего соперника, нажал на лошадей, и кучер Клодта не слушая хозяина ударил вожжами... и началась скачка, к ужасу сопровождавшей царя охраны и полиции, не знавшей, что и подумать.

Самое удивительное, что и на этот раз лошади Клодта победили. А император, вроде бы показал ему в окно кулак.

История кончилась бы для Клодта плохо, но его выручили из беды те же кони, только медные. Он в это время окончил и уже отлил лошадей для Аничкова моста.

Царь приехал, посмотрел и пришел в полный восторг.
- Это они? - спросил царь, тонко намекая на живых клодтовских лошадей, его обогнавших. Действительно, Клодт лепил именно с них.
- За этих, - сказал царь, указав на медных, - прощаю...))))

Но все равно император постоянно дарил за границу этих полюбившихся ему лошадей. И каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями.

Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня.

Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Конь покорен...

Статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, а статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Ранее в Кузнечном переулке располагались (как ни странно) кузнецы))) и там подковывали почти всех лошадей в городе. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Кузнечного переулка.

Сравните сами))) специально сфотографировал)))

Есть еще одна интересная знаменитая легенда. В России все, что касается половых органов, почему-то быстро обретает известность...)))
Будто бы Клодту изменила жена и он исхитрился изобразить между ног у одного коня внешний облик своего обидчика. У Клодта вообще занятная история женитьбы достойная отдельного поста. Никак не хотели за него отдавать приглянувшуюся ему девушку. Ее родители считали его нищебродом. Мол только коней ваять и умеет...

По другой версии это сам Наполеон Бонапарт.

Черты лица любовника жены Клодта ушли в аналы коня истории, а вот силуэт лица Наполеона и правда угадывается.

Барона и его лошадей прославили даже в народных частушках:

Барон фон Клодт представлен ко кресту
За то, что на Аничковом мосту
На удивление всей Европы
Он выставил 4 голых ж-пы.

В народе ходила легенда, что умер Клодт из-за расстройства, т.к. как обнаружилось, что у двух коней на мосту отсутствуют языки во рту.

И не зря - мост пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней специально не стали реставрировать след от осколков фашисткого артиллерийского снаряда.

Вид на Фонтанку.

Вид на Фонтанку в другую сторону моста))) тогда...

И сейчас... обратите внимания, раньше мост называли не АничКОВ, а АничКИН или АничКОВСКИЙ. На открытках выше в подписях это видно.

Пара анекдотов про мост и Клодта))))

Милиционер поймал пьяного рабочего, который писал с моста в Фонтанку. Подвел его к скульптурам и говорит.... видишь, что тут написано! тут культурное место! даже на камне высечено... отливал барон Клодт! А рабочий ему... за что боролись!? Барону значит отлить можно, а рабочему нельзя?

Аничков мост ранее назывался "Мостом 18 яиц"... людей, лошадей... и постового городового который там всегда находился)))) Теперь его называют мостом 16 яиц - нет больше городовых и скульптуры теперь никто не охраняет))) впрочем вру. Не называют его так... шутка.

И напоследок...))) Во время борьбы с алкоголизмом в Питере говорили, что в Питере не пьют только 4 человека - те, что на Аничковом мосту))) мол им некогда, они коней держат.

Инфа и ряд картин и гравюр (С) интернет, Википедия и другие места интернета.