Конспект практического семинара «Практическая работа воспитателя по запуску проекта (1 этап) в рамках тематической недели. Методический семинар "проблемно-диалогическое обучение – фундамент успешной личности обучающегося" Проблемный семинар конспект занят

Семинар на тему:

«Особенности работы педагога с «проблемными» детьми.

Подготовила: учитель-логопед

Сумина Е. К.

г. Лабытнанги

Цель: повышение профессионального уровня педагогов. Личностный и профессиональный рост, самореализация.

Задачи: познакомить педагогов с методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие дошкольников; распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.

Дети с ограниченными возможностями;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с педагогической или социальной запущенностью;

Дети с нарушением социальных связей и отношений или социально-дезадаптированные дети (дети-сироты);

Дети «зоны психологического риска», имеющие неглубокие непатологические, неярко выраженные, пограничные отклонения психики или личностные психологические особенности, предрасположенные к возникновению проблем в обучении.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. К «проблемным» детям логопедической группы я могу отнести 2 детей старшей группы с заключением ОНР обусловленное двуязычием, и 2 детей подготовительной группы с низким уровнем развития речи и нарушением фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы. Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

ОНР - это системное нарушение, когда нарушены все компоненты речи: лексика, грамматика, фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

В своей работе я руководствуюсь общепедагогическими и специальными принципами:

Этиопатогенетический принцип очень важен, так как для правильного построения коррекционной работы с ребенком, необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.

Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта.

Принцип дифференцированного подхода;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип учета личностных особенностей;

Принцип комплексности;

Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья.

Основные направления деятельности логопеда с «проблемными детьми»:

1.Диагностическое обследование (совместно с родителями детей с двуязычием);

2.Коррекционно-развивающая работа.

3.Аналитическое (мониторинг результатов)

4.Логопедическое консультирование родителей и педагогов.

Диагностическое обследование определяет уровень речевого развития ребенка.

Логопед выявляет состояние звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи, фонематического слуха, особенности развития психических процессов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На занятиях наряду с традиционной методикой использую нетрадиционные приёмы коррекционной работы.

Использование информационных компьютерных технологий:

Позволяет индивидуализировать коррекционный процесс;

Поддерживает процесс коррекции речи на различных этапах;

Вызывает большой интерес дошкольников к современным информационным технологиям (а следовательно это можно использовать для повышения учебной мотивации);

Высокое качество и наглядность стимулирующего материала;

Способствует формированию положительного эмоционального состояния ребёнка. 2. Использование метода наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию; использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия.

Способствует развитию зрительного восприятия, внимания и памяти, фонематического восприятия, активизации словарного запаса, развитию связной речи.

Использование логоритмических упражнений без музыкального сопровождения.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления, обогащается словарный запас.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Аналитическое направление (мониторинг результатов).

«Мониторинг» - регулярное или постоянное наблюдение за каким-либо процессом, с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению. То есть другими словами это процедура отслеживания динамики коррекционного процесса в течение всего срока (от первичного выявления ребёнка с нарушением речевого развития до возможно полной коррекции нарушений).

Цель: выявление индивидуальных речевых особенностей дошкольников, отслеживание динамики коррекции устной речи.

Результаты на данном этапе работы с «проблемными» детьми МДОУ:

Дети заинтересованы с нетерпением ждут очередного логопедического занятия, которое вызывает у них познавательный интерес, и на котором они приобретают новые знания, умения и навыки. Анализ эффективности развития речи детей при использовании новых информационных технологий, нетрадиционных методов и приемов в коррекционно-развивающей работе дает положительный результат. У детей с двуязычием стал шире словарный запас, появились обобщающие понятия. Использование наглядного моделирования позволило у детей с низким уровнем связной речи улучшить результат. Дети с нарушением фонематического восприятия определяют наличие данного звука в слове, начинают сливать звуки в слоги и читать короткие слова.

Логопедическое консультирование родителей и педагогов. Об успешности коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями. Осуществлять такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным помогают родительские собрания, на которых я, как учитель-логопед принимаю участие. В этом учебном году было 2 собрания с моим выступлением, в старшей группе на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 6 года жизни», в 1 младшей группе на тему »Развитие речи детей раннего возраста». Были проведены индивидуальные консультации со всеми родителями «проблемных» детей. В уголках для родителей мною постоянно обновляется информационный материал по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Главные участники воспитательно-образовательного процесса – педагоги дошкольной организации. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Таким образом, коррекционно-развивающую работу с «проблемными» детьми я строю совместно с педагогами МДОУ.

Семинар по теме

Технология

проблемного обучения.

Учитель биологии

Скворцова Юлия Анатольевна

КГУ СОШ № 17

г. Экибастуз

«Урок – «клеточка педагогического процесса. В нём, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин

« В обучении серьёзное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребёнка, на побуждение его к поискам истины.

Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

К.Д. Ушинский

« Суть проблемного изложения в школе в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, но при этом показывает путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях, вскрывает ходы мысли при движении по пути решения. Назначение этого метода в том, что учитель показывает образцы познания, научного решения проблем»

(Дидактика средней школы под редакцией М.Н. Скаткина, 1982г)

Сегодня те, кому предстоит осуществлять прорыв нашего государства в число развитых стран мира, сидят за школьной партой. И наша с вами задача – выпустить из стен школы здорового, воспитанного, мыслящего, ориентированного на решение проблем, готового к сотрудничеству с другими людьми, в достаточной мере вооруженного знаниями, толерантного и социально ответственного, умеющего проявлять инициативу, гибкого и мобильного, конкурентоспособного члена общества.

Одним из приоритетов концепции развития образования является поиск и

применение более эффективных инновационных систем, форм и методов обучения. Оптимальной, способствующей развитию познавательной активности учебной деятельности является, технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных заданий, построенных на содержании программного материала.

(И.Я. Лернер)

Проблемное обучение – учить делать выбор.

Задача:

Жить успешно – правильно делать выбор, правильно и четко ставить цель.

Цель проблемного обучения:

Формирование знаний и представлений;

Формирование умений слушать, сравнивать, выделять главное, делать вывод;

Способствование воспитанию инициативы.

Задача педагога:

Оказывать помощь, направлять ход рассуждения детей, принимать любую версию, но просить обосновать, доказывать её, но не подсказывать, не смеяться над выдвинутыми идеями.

(книга: Махмутов « Организация проблемного обучения»)

Проблемное обучение можно рассматривать с разных позиций

Как новый тип обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер);

Как метод обучения (Л.М. Панчешникова);

Как подход или принцип обучения (Г.А. Понурова);

Как новую педагогическую технологию (Г.Ю. Ксенозова, Н.Г. Савина).

Но общим для этих позиций является то, что в рамках проблемного обучения учащиеся систематически включаются учителем в проблемные ситуации и решение проблем.

Основные понятия проблемного обучения показаны на рисунке

Основные понятия проблемного обучения

Основные виды проблемного обучения:

Вид проблемного

обучения

Основа вида проблемного

обучения

Форма организации

1. Теоретическое творчество

Постановка и решение теоретических учебных проблем (открытие, поиск нового правила и т.д.)

Индивидуальное, групповое, фронтальное решение проблемы

2. Практическое творчество

Постановка и решение практической учебной проблемы.

Лабораторные, практические

3. Художественное

творчество

Художественное отображение действительности на основе творческого воображения.

Урок, внеурочное занятие

Проблемное преподавание это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решения.

Деятельность учителя при проблемном обучении заключается в следующем:

    определение проблем и формулирование проблемных заданий;

    определение способа включения задания в учебный процесс;

    определение вариантов решения проблемы учащимися;

    руководство деятельностью учащихся во время рассмотрения ими проблемы;

    помощь учащимся в анализе условий и выборе планов решения;

    консультирование в процессе решения;

    помощь в нахождении способов самоконтроля;

    общее обсуждение решения проблемы или разбор ошибок.

Вовлечение детей в активную умственную деятельность способствует проблемно- диалогический метод обучения. При этом методе процесс усвоения знаний протекает не в форме изложения материала учителем и постановки им вопросов, на которые дети должны отвечать, а в форме обсуждения проблемы. Проблемно- диалогический метод обучения предоставляет детям возможность свободно обсуждать любые вопросы по изучаемому материалу. Сопричастность детей к постановке проблемы делает их личностно-значимыми, стимулирует познавательную активность, связанную с решением намеченных проблем, приобщает ребят к исследовательской деятельности. Здесь для учителя необходимо умение владеть различными способами проблемных ситуаций.

Способы создания проблемной ситуации

    индуктивный, аналитика – синтетический способ (учащиеся самостоятельно исследуют явления и факты и делают необходимые научные выводы);

    отыскивание причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление, на основе проделанных опытов, анализа изучаемого материала;

    выдвижение проблемного вопроса;

    сообщение парадоксального факта, выдвижение гипотез, предположений;

    создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого;

    побуждение учащихся к предварительному обобщению новых знаний (с текстом учебника);

    ознакомление учащихся с фактами, носящими как-будто необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

Алгоритм к применению на уроке проблемных ситуаций .

    Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения

    Сталкивает противоречие с практической деятельностью

    Излагает разные точки зрения на один и тот же вопрос.

    Предлагает классу рассмотреть явления с различных позиций.

    Побуждает обучаемых: а) делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты; б) ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения).

    Определяет проблемные задачи теоретического или практического плана.

    Направляет учащихся на постановку проблемных задач (например, с недостающими или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с ограниченным временем решения, на преодоление психической инерции).

Технология проблемного обучения осуществляется в процессе самостоятельной работы по выполнению проблемных заданий на всех этапах урока (восприятия, осмысления, закрепления, творческой деятельности, контроля)

Прежде чем предлагать задание проблемное учащимся, надо их научить :

    Выделять главное

    Видеть логические связи явлений

    Строить доказательный ответ (потому что …)

    Видеть несколько путей задания, т.е. научить мыслить, развивать творческое мышление через систему творческих заданий:

    умение переносить в новую ситуацию

    учить видеть проблему в знакомых условиях.

    учить видеть новые функции в знакомых предметах (учебник – источник – самоучитель; карта – вторая книга.)

    учить видеть структуру изучаемого объекта, (структуру учебника)

    находить альтернативные пути решения задания (несколько путей)

    комбинировать известные приемы работы в новый способ получения знаний (рассказ, выборочный рассказ, рассказ – описание)

    учиться находить оригинальный способ решения проблемы.

В обучении используются следующие виды проблемных заданий.

Виды проблемных заданий.

    Нетрадиционные вопросы или вопросы, содержащие противоречие.

    Логический анализ с книгой.

    Ученическое исследование (рассмотреть ряд фактов, сделать вывод).

    Анализ изучаемого текста, параграфа.

    Ответы с доказательствами.

    Стихосложение, пятистишье.

    Отгадывание и составление загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов по изучаемой теме.

    Работа с деформированными текстами (заведомо вводим ошибку)

    Поиск путей практического применения знаний.

    Выдвижение предположений, гипотез, выводов и опыт и проверка на основе сравнивания, сопоставления фактов, событий.

Памятка по решению проблемных заданий

    Знакомство с проблемным заданием

А) Выслушай задание учителя.

Б) Найди противоречие.

В) Наметь путь решения предложенной П.С.

2. Работа в микрогруппе

А) Внимательно выслушай задание, вникни в суть вопроса.

Б) Приступай к выполнению задания.

В) Выполнив задание, обсуди его с товарищами по группе.

Г) Выработайте полный и точный ответ.

Д) Вынеси свою идею на доску для общего обсуждения.

Е) В ходе работы соблюдайте правила демократического общения.

3. Общее обсуждение.

А)Сравни свой вывод с выводами других ребят.

Б) Найди достоинства и недостатки каждой идеи.

В) Убери всё неверное, ошибочное, второстепенное.

Г) Прими участие в выборе и записи наиболее рациональной идеи.

Д) Зафиксируй результаты работы в тетрадях.

4. Рефлексия, выход на новые проблемы

А) Разберись в записи, проанализируй и запомни её.

Б) Выдели наиболее важное, главное.

В) Уточни все неясные вопросы.

Г) Подумай, что ты должен еще изучить по этой теме.

В ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются несколько наиболее сильных учащихся. Остальные школьники в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение.

Вместе с тем все школьники должны приобщаться к творческой мыслительной деятельности. С этой целью рекомендуется ознакомить учащихся с логикой, основными этапами решения проблемных заданий, которые показаны в таблице

Этапы решения проблемы (проблемных заданий)

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1 Осознание проблемы. Обнаружение скрытого противоречия

Первоначальное состояние замешательства, недоумения непреодолимого препятствия на пути выполнения действий

Установление причинно- следственных связей формулировка проблемы, подлежащей решению

2. Формулировка гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Выдвижение гипотезы

3.Доказательство гипотезы

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обоснование гипотезы

4.Общий вывод

Обогащение раннее сформированных причинно- следственных связей новым содержанием

Установление причинно- следственных связей, решение проблемы

Верным является утверждение, что коль нет проблемной задачи, нет и работы мысли, есть задача – есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся.

Основные типы проблемных задач

1. Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2. Задачи, способствующие развитию логического мышления.

3. Задачи на распознавание натуральных объектов.

4. Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

5. Задачи помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

6. Задачи, связанные с самонаблюдением.

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков учитель должен определить возможности темы м и ее отдельных уроков для организации проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода. Их соподчиненность можно представить следующим образом:

Проблемный урок

Проблемный урок, как и любой урок имеет свои определённые этапы.

Этапы урока

1 этап – подготовительный (накопление фонда знаний и обработка необходимых мыслительных операций);

2 этап – создание проблемной ситуации, восприятие и осмысление её учащимися, формулировка проблемы;

3 этап – анализ условий, выдвижение и обоснование гипотез;

4 этап – построение плана поиска;

5 этап – разрешение проблемы, проверка и обсуждение результатов.

Схема – анализ урока проблемного обучения.

Тема урока:

Цели урока:

1. На познание.

2. На развитие.

3. На общение.

Тип урока:

    Урок сообщения знаний

    Урок закрепления знаний

    Учетно-обобщающий урок

    Урок проверки знаний

    Комбинированный урок

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1. Ситуация успеха.

1.Подобрать содержание уч. материала.

2.Организовать деятельность учащихся через формы, способов

1. Демонстрируют ЗУНы.

2. Контроль и оценка ЗУНов ОУУн.

2. Возникновение проблемы, постановка целей, мотив (проблема, цель.)

1Повторяется содержание.

2.Организует деятельность

а) Знаю – не знаю

б) Умею – не умею

через мозговую атаку.

1.Возникает противоречие уч. материала.

2.Определяет область знания, и не знания (конкретно).

3.Формулирует цель.

3. Изучение нового материала

4 Результат урока

1.Расчленение уч. материала

2.Подбор материала к каждому шагу по уровням или вариантам (дать алгоритм, памятку, схему, таблицу).

1. Создает условия для закрепления, повторения

1. Спланировать деятельность (по решению проблемы).

1.Овладел алгоритмом деятельности.

Понятия изучил

Вид знания понял

Овладел новыми знаниями, это стало видом его деятельности

5. Рефлексия

1.Учитель должен создать условия, чтобы ребенок осознал, как открыл этот материал, ход успеха, осознание хода (зачем это нужно)

1.Чего не знали, чего не умели (индивидуально, в группе, в парах)

Таким образом, предлагаемая система внедрения проблемного обучения создает условия, позволяющие учащимся определять текущие границы личных знаний; осуществлять диагностику своих интеллектуальных возможностей; реализовывать личный творческий потенциал; повышать вероятность правильного самостоятельного выбора дальнейшего образования; самостоятельно осваивать новые виды деятельности.

Технология проблемного обучения позволяет всем нам получить новый, общественно- полезный интеллектуальный продукт – мыследеятельность наших учащихся.

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока: повторение и систематизация знаний

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

образовательная : обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная : формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению, привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая : развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого интегрированного урока, проводимого в форме проблемного семинара на тему:

Дисциплины:

«Обществознание» - преподаватель Кашинцева Л.Г.

«История» - преподаватель Сыроежкина Е.В.

Тема: «Правовое государство: история и современность»

Тип урока:

Вид урока: проблемный семинар

Цели: повторение и систематизация знаний по теме «Правовое государство: история и современность»

Задачи:

образовательная : обобщить знания студентов по вопросу теории правового государства

воспитательная : формировать гражданскую позицию, чувство толерантности и уважения к чужому мнению, привлечь интерес к материалам периодической печати

развивающая : развитие способности логически размышлять, делать эвристические выводы

Комплекс аппаратного и методического обеспечения:

  1. Конституция Российской федерации
  2. Материалы периодической печати
  3. Сообщение на тему «История идеи правового государства»
  4. Интерактивная доска
  5. Магнитная доска
  6. Тесты

Предполагаемый результат : название условий, при которых возможно формирование правового государств.

План урока

1)Организационный этап.

2)Постановка цели и задач урока.

Постановка темы урока: «Правовое государство: история и современность»

Постановка целей урока и знакомство с формой проведения урока.

Знакомство с вопросами, вынесенными на рассмотрение:

Ход урока

Преподаватель 1. В современной российской правовой науке не существует более популярного термина чем «правовое государство». Этим и обусловлен особый интерес к данной теме не только правоведов, но и историков, философов, социологов, обществоведов. Целью нашего занятия является демонстрация междисциплинарных связей в ходе изучения института правового государства.

Преподаватель 2. На базе ранее изученного материала мы предлагаем рассмотреть проблемы формирования правого государства в России. Вопросы, которые мы вынесли на обсуждение, имеют важное значение для углубления ваших знаний и для практической деятельности. На подобных занятиях вы учитесь культуре дискуссии, толерантности, выработке активной жизненной позиции.

Преподаватель 1. Сегодня мы выносим на рассмотрение 3 вопроса, их вы видите на доске.

  1. История идеи правового государства.

Рассматривать этот вопрос мы будем на основе сообщения, которое подготовила первая подгруппа студентов.

Два последующих вопроса являются проблемными, над нами работали две другие подгруппы студентов.

  1. Можно ли назвать современную Россию правовым государством?

При подготовке этого вопроса второй подгруппе было предложено воспользоваться материалами периодической печати.

  1. Что мешает созданию правового государства в России?

Готовясь к этому вопросу студенты третьей подгруппы должны были не только назвать эти причины, но и проиллюстрировать свои ответы историческими фактами и примерами.

Итогом нашей работы станет размышление над условиями формирования правового государства в России.

Преподаватель 2. Критериями оценки вашей работы на семинаре будут выступать аргументированность, полнота и конкретность ответов, иллюстрация ответов историческими фактами и примерами, логика изложения материала, культура речи. Просим вас быть активными, уважать чужое мнение, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с мнением большинства.

Надеемся, что наша работа пройдет плодотворно и продуктивно.

Преподаватель 1. Переходим к рассмотрению первого вопроса. Студентам первой подгруппы было дано задание подготовить сообщение на тему: «История идеи правового государства». Просим всех быть очень внимательными, т.к. после сообщения мы перейдем к его обсуждению.

Студенты первой подгруппы выступают с сообщением по теме: «История идеи правового государства», после которого преподаватели предлагают другой подгруппе обсудить его по следующим вопросам:

а) как Вы понимаете тезис Платона «в государстве должно осуществляться правление законов, а не правление людей»?
В подтверждение справедливости данного тезиса приводится отрывок из «Вольности» А.С. Пушкина (Приложение А)

б) приведите примеры государств, в которых «закон не имеет силы и
находится под чьей-либо властью»;

Преподаватель 2. Трудно даже сосчитать сколько раз в истории человечества сбывалось платоновское пророчество о близкой гибели того государства, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». Приведите примеры из всемирной истории, подтверждающие справедливость этой мысли.

Студенты называют государства с тоталитарным политическим режимом.

в) соответствуют ли изречение Цицерона: «Мы можем стать свободными
только тогда, когда станем рабами закона вашим внутренним
убеждениям»?

Г) назовите признаки правового государства, прозвучавшие в сообщении.

Студенты называют признаки правового государства.

Преподаватель 1. А сейчас найдите в Конституции РФ статьи, закрепляющие принципы правового государства.

Студенты работают с текстом Конституции РФ и называют номера статей и зачитывают их положения. (Приложение Б)

Проводится проверка выполнения задания.

Все названные вами статьи Конституции, указывают на то, что Российская Федерация является правовым государством. Но так ли это на самом деле?

Преподаватель 2 Таким образом мы подошли к рассмотрению второго вопроса: «Можно ли назвать Россию фактически правовым государством?»

Для ответа на этот вопрос подгруппам нужно будет проанализировать сегодняшнее положение дел в экономической и политической сферах развития общества. И, чтобы не быть голословным, вам было предложено воспользоваться материалами периодической печати, отражавшими вашу точку зрения. Анализ следует проводить по каждому признаку правового государства.

Подводя итог второму вопросу, студенты приходят к выводу, а том, что фактически, сегодня Россия не является правовым государством.

Преподаватель1. Самое время перейти к рассмотрению третьего вопроса: «Что мешает созданию правового государства в России»? Для проведения более деятельного анализа вся история России делиться на два этапа: до Октября 1917г. и после октября 1917 года. Каждая подгруппа получает свой временной период для анализа. Свои ответы студенты подкрепляют иллюстрацией фактов и конкретных примеров.

Подводя итог выступлением, студенты приходят к следующим выводам:

Созданию правового государства мешает низкая правовая культура россиян. Право в России никогда не имело необходимого условия ценности и самоценности.

Экономическая ситуация в России (отсутствия среднего класса);

Отсутствие зрелой демократии;

Недостаточность законодательной базы;

Невозможность рассматривать судебную власть в качестве мощности силы, стоящей на страже интересов личности.

В то время, когда один преподаватель обрабатывает тесты студентов, второй преподаватель знакомит студентов с признаки гражданского общества.

Подведение итогов занятия.

Студенты делают выводы по уроку:

  1. Правовое государство – это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуры.
  2. Правовое государство немыслимо без развития гражданского общества, где граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях – от местного до государственного.
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличия определенных условий.

Преподаватели подводят итог совместной работы. Оценивается выступление студентов. Отмечаются успехи и недостатки. Для дальнейшей работы по теме «Правовое государство» студентам предлагается список литературы.

Домашнее задание:

Подведение итогов

ПРИЛОЖЕНИЕ А

А.С. Пушкин. «Вольность»

Лишь там над царскою главою

Народов не легло страданье

Где крепко с вольностью святою

Законов мощных сочетанье.

Владыки! Вам венец и трок

Даёт закон - а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Статьи Конституции, указывающие на признаки правового государства

Ст. 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст. 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Ст. 4. Конститу щя Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Ст. 6 (п. 2). Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Ст. 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Ст. 19.1. Все равны перед законом и судом.

  1. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
  2. Мужчина и женшина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Ст. 17. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Ст. 22.1. Каждый имел право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Ст. 46.1. Каждому гарантируется судебная защита его проз и свобод.

  1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  2. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Тест

Укажите условия, при которых возможно формирование правового государства:

1)демократический политический режим;

2)развитая экономика;

3)слаборазвитая экономика;

4)плановая экономика;

5)тоталитарный политический режим;

Итог семинара:

  1. Правовое государство - это антипод государственного тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
  2. Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества (граждане участвуют в принятии и реализации общественно важных решений на всех уровнях - от местного до государственного).
  3. Правовое государство не достаточно декларировать. Для его создания должны быть созданы социально-культурные, юридические, политические и экономические условия.
  4. Создание правового государства должно быть сопряжено с собственной историей, особенностями общественного сознания и наличием определенных условий.

Утверждаю

Директор МБОУ «ДЮЦ»

______ _____________________

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЮЦ

Тема: «Технология проблемного обучения»

Время : 13.00-14.30 ч.

Место проведения : ДЮЦ, актовый зал

Способ проведения (методики, формы, технологии)

Время

Ответственный

1.Особенности и отличительные признаки технологии проблемного обучения

Ознакомление с теоретическим материалом,

Методисты

2. Способы формулирования проблемы, гипотезы

Имитационная игра «Мы экологи-исследователи»

3.Приемы и способы создания проблемных ситуаций

Диалог (создание проблемных ситуаций),

моделирование

(работа в группах)

4.Рефлексия

«Незаконченные предложения» (анкетирование)

Мышление начинается с проблемной ситуации.

С.Л.Рубинштейн

Ход семинара

Введение

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. К технологиям, развивающим умение учиться самостоятельно, относят технологии: проблемного обучения, проектного обучения, учебно-исследовательская, и другие.

Судя по вашим анкетам (май 2016г), 80% педагогов не знакомы или не владеют технологией проблемного обучения, 50 % педагогов хотели бы познакомиться с нею.

Основная часть

Знаете ли вы особенности технологии проблемного обучения?

ЗАДАНИЕ для 3 групп: Прочтите текст о теории проблемного обучения и осмыслите его (10 мин.)

Работа с текстом. Беседа по тексту на понимание (5 мин)

Преднамеренное создание проблемной ситуации - отправной момент проблемного обучения.

В технологии проблемного обучения все звенья важны. Важно уметь создавать проблемную ситуацию (или преподнести уже имеющуюся проблему), важно уметь правильно поставить проблему и также организовать работу по поиску оптимальных путей её решения.

У кого есть проблема в формулировке проблемы как учебной задачи? (правильное формулирование проблемы вызывает у многих трудности, поэтому сначала основательно поработаем над этим)

Имитационная игра «Мы экологи-исследователи»

Представьте, что вы, уважаемые коллеги – юные экологи. Решить проблему – значит получить новое знание. Предлагаю попробовать решить проблему, связанную с выращиванием лимона в комнатных условиях на нашем Севере. Часто происходит так, что лимонное дерево растет много лет, но на нем так и не появляются плоды.

ЗАДАНИЕ: Откройте инструкционную карту №1. Ознакомьтесь с текстом (3мин)

Мы выращиваем лимоны в комнатных условиях вот уже несколько лет. Но урожая лимона нам не удавалось добиться, несмотря на то, что учитывали требования к его выращиванию.

Это влажность в оздуха - 60-70%. Фактически влажность воздуха в помещении, где мы выращивали лимон, составляла 20%, это на 40% ниже необходимой влажности для нормального роста лимона в помещении в условиях Крайнего Севера.

Если нет оптимальных условий для выращивания лимона в зимний период при прохладной температуре, то надо повысить влажность воздуха в помещении: для этого мы проводили опрыскивание кроны лимона чистой водой комнатной температуры. Этот простейший прием позволил повысить влажность воздуха в помещении до 30-40%.

Мы использовали цифровую электронную метеостанцию, необходимую для контроля влажности воздуха в помещении. Используя данный прибор, контролируя влажность воздуха, мы смогли добиться хорошего урожая лимона в комнатных условиях. Наш урожай составил с одного куста в 2011 году – 8 лимонов (тогда, как в 2009 году – всего 3 плода, контроль влажности воздуха проводился без прибора).

Для того, чтобы сформулировать одну общую проблему, будем делать это по частям.

Задание группам: Найдите в тексте ключевые слова (проблемную ситуацию в каждом абзаце), - подчеркните словосочетания.

В первом абзаце выделяем все вместе: урожая лимона нам не удавалось добиться.

Таким же образом нужно 1ой группе выделить ключевые слова во втором абзаце, 2й группе - выделить ключевые слова в третьем абзаце, в четвертом абзаце- выделяет ключевые слова 3 группа.

Работа в группах. – 2 мин.

Итак, называем ключевые слова:урожая лимона нам не удавалось добиться,

1 гр.- влажность воздуха ниже необходимой,

2 гр. - повысить влажность воздуха в помещении,

3 гр.- контролируя влажность воздуха добиться хорошего урожая лимона.

Используя ключевые слова, вы легко сможете сформулировать проблему.

Пожалуйста, теперь сформулируйте ОБЩУЮ проблему и запишите её в проблемное «облако» в инструкционной карте 1.

(Все группы по-очереди формулируют проблему).

Вот так сформулировали общую проблему обучающиеся, юные экологи: Урожая лимона нам не удавалось добиться, так как влажность воздуха ниже необходимой, поэтому надо повысить влажность воздуха в помещении и, контролируя влажность, добиться хорошего урожая лимона.

Анализ проблемы

Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема. Она состоит из 3 частей - ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ, ЖЕЛАЕМАЯ СИТУАЦИЯ и УСЛОВИЯ. Продолжим работу с инструкционной картой 1.

Задание: Впишите в прямоугольник под облаком составляющие проблемы: 2мин.

1 группа: Вам нужно описать имеющуюся ситуацию.

2 группа: Запишите желаемую ситуацию.

3 группа: Найдите в проблеме условия, при которых возможен положительный результат.

Работа в группах.2 мин.

Предоставляю слово каждой группе: пожалуйста, первая группа, ваша ситуация и делаем корректировку (далее -2я, 3гр.)

(1 группа: Описание ситуации : урожая лимона нам не удавалось добиться.

2 группа: Желаемая ситуация : добиться хорошего урожая лимона.

3 группа: Условия : повысить влажность воздуха в помещении).

Гипотеза

Когда мы подходим к формулированию гипотезы, то обычно используется формула:

«Если …, то … .» , которая описывает, как можно разрешить проблему.

Задание: Я предлагаю вам сформулировать ГИПОТЕЗУ, используя эту формулу и записать её в следующее «облако» в инструкционной карте. 3мин.

Работа в группах.

Итак, что у Вас получилось?..(ответы) А вот так может звучать гипотеза обучающихся: Если обеспечим необходимую влажность воздуха в помещении, то добьемся хорошего урожая лимона .

Сейчас мы с вами попробовали отработать один из приемов построения гипотезы через проблему. Он один из самых трудных. Не у всех сразу получается формулировать гипотезу, но этому навыку можно научиться, его нужно постоянно отрабатывать и навык придет со временем.

А сейчас дайте объяснения. С какой целью мы выделяли ключевые слова в тексте? (чтобы обозначить проблему )

Объясните, почему мы с вами выделяли составляющие проблемы? (чтобы легче было сформулировать гипотезу)

Для чего мы сформулировали гипотезу? (предположили, за счет чего мы будем решать проблему)

Не случайно вам заданы эти вопросы (использовался прием «толстых» и «тонких» вопросов технологии развития критического мышления). Данный прием активизирует мышление обучающихся, побуждает их на поиск правильного ответа и самостоятельное решение проблем.

При построении предположений, гипотез можно использовать следующие словесные конструкции:

может быть;

предположим, что…;

допустим;

возможно;

что, если….;

если…., то….;

так, как….;

использование…. позволит обеспечить…

Задание (Разминка для ума): Откройте инструкционную карту №2. Из данного набора слов выберите один наиболее подходящий вариант и сформулируйте гипотезу применительно к нашей проблеме.Сформулируйте ее и запишите. (3мин. – индивидуально или в парах)

Кто готов? Ваши варианты гипотезы. Обсуждение.

Вот вариант гипотезы: Допустим, мы обеспечим необходимую влажность воздуха в помещении, тогда добьемся хорошего урожая лимона.

Попробую теперь сформулировать вывод в форме гипотезы: Если использовать данные словесные конструкции, то легче будет выйти на правильную формулировку гипотезы.

Мы с вами плодотворно поработали и наше лимонное дерево обрело плоды!

Знакомство с приемами и способами создания проблемной ситуации

с использованием проблемно-диалогических методов

Есть традиционные способы создания проблемной ситуации:

Постановка проблемного вопроса

Проблемная задача или задание

Демонстрация опыта

Слово в сочетании с наглядностью

Способы создания проблемной ситуации (по Г.К. Селевко):
- педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;



- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;


- формулирует проблемные задачи.

А.М.Матюшкин выделяет следующие способы:

    Побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

    Побуждение к анализу фактов и явлений действительности, выявление противоречий между житейскими представлениями и научными знаниями.

    Постановка учебных проблемных заданий

    Побуждению к предварительному обобщению новых фактов.

    Организация междисциплинарных связей.

    Ознакомление с историческими фактами, столкновение с проблемами, имевшими место в процессе становления изучаемой теории.

Имитационная игра.

Предлагаю стать учениками. Вы – пришли на занятие по предмету «Естествознание»

1) - У кого есть собака?.. А у родственников?..Какие вы знаете породы собак?..

Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак (а по данным МКФ – около 400 пород).

А сколько было пород собак у древних людей?.. (скорее всего, одна )

- Что вас сейчас удивило?

- Что интересного заметили? (была 1 порода, а стало много)

- Какой возникает вопрос ? (откуда взялось столько пород собак?))

Это и есть проблема (учебная задача), над которой предлагается поработать все занятие. (А далее – по структуре – выдвижение гипотез и их проверка через работу с текстом, видео, др.).

Этот прием создания ПС у Е.Л. Мельниковой называется «Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений». Он был преподнесен вам с помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога. – данные реплики (вопросы) всегда используются при этом приеме. По типу ПС – это ситуация, возникающая с удивлением.

2) Следующая ПС –

- Как вы думаете, много ли растений в пустыне? (Очень мало, почти нет - Шаг 1.)
- Посмотрите фото цветущей пустыни (Шаг 2. Обучающиеся испытывают удивление.)

- Как вы думали сначала?.. А как на самом деле?.. Так какая сегодня будет тема?.. (Растения пустыни )

Этот прием создания ПС называется «Предъявление противоречия между житейским представлением учащихся и научным фактом» (по Мельниковой ЕЛ):

- задается вопрос или задание «на ошибку»;

- затем предъявляется научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью , который опровергает первое: Как вы думали сначала?.. А как на самом деле?.. Какая тема?..

(Есть подобный способ по Матюшкину А.М.- «Побуждение к анализу фактов и явлений действительности», выявление противоречий между житейскими представлениями и научными знаниями)

По типу ПС – это ситуация, возникающая с удивлением.

3). Следующая ситуация: вы ученики 2 кл., у вас новая тема. Вы сразу получаете задание: создать коллекцию семян по способу их распространения в природе, т.е. дается невыполнимое задание - - Вы смогли выполнить задание?.. (нет )

В чем затруднение?.. (не знаем способы распр.семян в природе )

Какая сегодня тема?.. (Способы распространения семян в природе).

Этот прием называется «Предъявление противоречия между необходимостью и невозможностью выполнить задание».

Что нужно для того, чтобы сделать коллекцию?.. (сначала изучить теорию по теме)

Изучив текст, вы узнаете много способов распространения семян и создадите коллекцию.

По типу ПС – это ситуация, возникающая с затруднением.

4/ Продолжите фразу»: «Клепсидра – это…» (Инд.задание).Напишите свои варианты ответов. Зачитайте свои варианты ответов. Как думаете, какой ответ верный?..

Раздается текст 2. Прочитайте. Кто был прав?..

Это прием ПС с затруднением можно использовать при знакомстве с новыми понятиями практически на любом теоретическом занятии.

5/ Мотивирующие приемы.

К учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию, которую надо придумать. Но можно использовать специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность» (значимость)

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, - любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой.

Можно использовать в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок».

Свяжите сказку с предметом окружающего мира. (Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Насколько они опасны Колобку?)

Свяжите эту сказку с математикой и придумайте задачу (рецепт теста для Колобка)

6/ Моделирование (проблемная ситуация с удивлением):

Возле моего дома растет елка. Она очень высокая и на ней много шишек. Как-то я обратила внимание, что шишки иногда закрыты, иногда открыты (ДЕМОНСТРАЦИЯ)

Помогите разобраться,какие погодные условия влияют на изменение состояния шишек?

Выскажите несколько предположений (дать карту №3)

Как можно опытным путем проверить ваши предположения?

Как можно смоделировать различные погодные условия в кабинете, комнате?

Задание: в группах разработайте учебное занятие, используя данную ситуацию с удивлением (15мин).

Выступления от групп. - 5мин.

    Рефлексия семинара.

Просим Вас заполнить анкету.

Приложения

ТЕКСТ для группы 1

Идея о важном значении проблемного обучения высказывалась еще педагогами-классиками. Эту идею выдвигал немецкий педагог А. Дистерверг. Из общественных деятелей педагогической науки ее четко формулировал К.Д. Ушинский, считавший, что в обучении серьезное внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. «Самостоятельность головы учащегося, - подчеркивал великий педагог, - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

Поиски истоков теории проблемного обучения закономерно приведут нас к американскому философу, одному из ведущих представителей философии прагматизма Джону Дьюи (1859-1952). Его философские воззрения нас в данной работе никоим образом не интересуют, но хорошо известно, что помимо прочего Дьюи разработал и свою теорию и методику обучения, в которой впервые обнаруживаются идеи (впоследствии дополненные и отчасти переработанные), заложившие базу теории проблемного обучения.

Так в 1894 году Дьюи основал в Чикаго опытную школу, в которой основу работы составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического созревания. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

В нашей стране фундаментальные работы, посвященные теории и практике проблемного обучения, появились в конце 1960-х - начале 1970-х гг. В разработке принципиальных положений этого метода активное участие принимали Т. В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и другие.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Говоря научным языком, концепция проблемного обучения связана с интенсификацией обучения традиционного, предполагающей поиск резервов умственного развития учащихся и прежде всего - творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности.

Решение научных проблем (научное творчество) – теоретическое исследование, т.е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;

Решение практических проблем (практическое творчество) – поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида лежит постановка и решение практических учебных проблем;

Создание художественных решений (художественное творчество) – художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.п.

Особенности методики. Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, выдвижения учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации – сугубо индивидуальное явление: это «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Ни слишком легкая, ни слишком трудная познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

Технологическая схема цикла проблемного обучения (постановка и разрешение проблемной ситуации):

1 этап – постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью различных вербальных и технических средств.

2 этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса – начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.

3 этап – поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Учитель оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).

4 этап – «Ага-реакция», возникновение идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.

5 этап – реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.

6 этап – отслеживание (контроль) отдаленных результатов обучения.

ТЕКСТ для группы 2.

Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Известный американский психолог К. Роджерс на одной из своих лекций для учителей школ сказал о том, что никакие их усилия не имеют смысла, поскольку знанием становится только та часть информации, которая принята ребенком.

Как можно добиться проявления внутренней активности учащихся? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь учащимся овладеть способами самостоятельной работы? Нужны новые технологии, позволяющие сделать процесс обучения гуманистически ориентированным. Чтобы успешно осуществлять такое обучение, учителям необходимо выработать систему новых установок. В частности, К. Роджерс особо выделяет: открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, педагогический оптимизм, видение педагогом внутреннего мира ученика. Ученик для учителя должен быть не объектом, которым он управляет, а полноправным субъектом учения. Это значит, что педагог организует учебную деятельность не традиционно, а как процесс решения проблем разного уровня. Важным становится самостоятельный поиск ученика, а это зависит от того, насколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем.

На разрешение данной задачи и претендует проблемное обучение. В качестве его психологической основы обычно называют сформулированный С. Л. Рубинштейном тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Если говорить вкратце, то схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих постановку учителем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказания ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу данной теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации за счет этого их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Творческое отношение учащегося к своему делу, безусловно, способствует успешности процесса обучения. «При использовании эвристики, видимо, срабатывает стремление каждого человека к посильной активности, возможность проявить своё «я», развить умение мыслить. Процесс познания является одним из видов деятельности, и при правильной его организации он уже сам по себе вызывает познавательный интерес, стремление к овладению новыми знаниями».

Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить учащихся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; формирует у учащихся интерес к научному знанию; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах.

Объяснительно-иллюстративное обучение Проблемное обучение

Определение темы и основных вопросов изложения.

Сообщение знаний учителем объяснительно-иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

Рецептивное усвоение знаний. Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение. Поэтому по реакции проблемные ситуации делятся на 2 типа: с удивлением и с затруднением.

Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с "удивлением”

Между двумя (или более) положениями Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом Прием 3.

Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности

II. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

Прием 6.Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

ТЕКСТ для группы 3.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. …Сочетание традиционного изложения материала с включением в него проблемных ситуаций называется проблемным обучением.

Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, по интересности содержания, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по другим методическим особенностям.

Проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации. Т.Л. Кудрявцев отмечает: «Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения».

Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

Сталкивает противоречия практической деятельности;

Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);

Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

Формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «Психологической инерции» и др.).

Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности (СУД), но и разные уровня мышления:

1.Уровень обычной несамостоятельной активности – это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.

2. Уровень полусамостоятельной активности - характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.

3.Уровень самостоятельной активности – предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.

4. Уровень творческой активности – характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место художественное творчество.

Систематическое использование элементов проблемного метода обучения позволяет выработать у учащихся привычку дискутировать, рассуждать, анализировать, спорить, доказывать, они втягиваются в процесс общения. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. А это значит, входя во взрослую жизнь, ребенок будет уже более защищен от стрессов. И это ещё один, дополнительный плюс применения методики проблемного обучения.

Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения.

Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает применение проблемного обучения и его некоторая трудоемкость. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.

К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.

ТЕКСТ №2

Клепси́дра (др.-греч. κλεψύδρα от κλέπτω - красть, скрывать + ὕδωρ - вода), гидроло́гиум (от др.-греч. ὕδωρ - вода + др.-греч. λoγoς - слово, учение) - водяные часы; известный со времён ассиро-вавилонян и древнего Египта прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с истекающей струёй воды. Был в употреблении до XVII века.

У римлян были в большом ходу водяные часы самого простого устройства, так, например, ими определялась длина речей ораторов в суде. Первые водяные часы устроил в Риме Сципион Назика (157 г. до н. э.). Водяные часы Помпея славились украшениями из золота и каменьев. В начале VI века славились механизмы Боэция, которые он устраивал для Теодориха и (по просьбе последнего) для бургундского короля Гундобада. Знамениты были ещё водяные часы Оронция Финеуса и Кирхера, основанные на принципе сифона.

В современном мире клепсидра широко применяется во Франции в телеигре Форт Боярд во время прохождения игроками испытаний и представляет собой поворотный механизм с подкрашенной синим цветом водой.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №1




Текст 1

Мы выращиваем лимоны в комнатных условиях вот уже несколько лет. Но урожая лимона нам не удавалось добиться, несмотря на то, что учитывали требования к его выращиванию.

Это влажность воздуха - 60-70%. Фактически влажность воздуха в помещении, где мы выращивали лимон, составляла 20%, это на 40% ниже необходимой влажности для нормального роста лимона в помещении в условиях Крайнего Севера.

Если нет оптимальных условий для выращивания лимона в зимний период при прохладной температуре, то надо повысить влажность воздуха в помещении: для этого мы проводили опрыскивание кроны лимона чистой водой комнатной температуры. Этот простейший прием позволил повысить влажность воздуха в помещении до 30-40%.

Мы использовали цифровую электронную метеостанцию, необходимую для контроля влажности воздуха в помещении. Используя данный прибор, контролируя влажность воздуха, мы смогли добиться хорошего урожая лимона в комнатных условиях. Наш урожай составил с одного куста в 2011 году – 8 лимонов (тогда, как в 2009 году – всего 3 плода, контроль влажности воздуха проводился без прибора).

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №2

Допустим…

Может быть…

Предположим…


Так как…

Возможно…

Что, если …


Использование… позволит обеспечить…

Если…, то …


Из данного набора слов выберите наиболее подходящий вариант и попробуйте сформулировать гипотезу применительно к проблеме:

Возможный вариант гипотезы