Кто такие консулы в древнем риме кратко. Что такое консул в древнем Риме

2 Консулы-суффекты 3 Консулы времен Империи 4 Полномочия и обязанности

    4.1 Обоьвязкы консулов??во времена Республики 4.2 Гражданская сфера деятельности консулов 4.3 Военная деятельность консулов
5 Предотвращения злоупотреблений 6 Губернаторство 7 Назначение диктатора 8 Права и обязанности консулов??во времена Империи 9 Датировка

Источники

Введение

Консул (лат. consul ) - Высший выборный магистрат в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной , то есть консулов??было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Каждый консул имел право вето на решение своего коллеги.

Согласно римской традиционной историей, консулы сначала выбирались только с патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 г. до н. е. один из консулов??стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов??стал Луций Секста).

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, проводили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов??неограниченными полномочиями.

Помощниками консулов??были квесторы. В римской системе летоисчисления года обозначались именами консулов??данного года (они именовались лат. consules ordinarii ).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). После окончания срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почетный титул, а с выборной должность превратилась в ту, которая назначается.

1. История

1.1. Консулат в Римской Республике

После легендарного изгнания последнего этрусского царя Луция Тарквиния Гордого и конца Римского Царства, обязанности и полномочия царя в большей степени перешли к вновь созданного института консулов. Сначала консулов??называли преторами ("лидерами") согласно их обязанностями главнокомандующих. В 305 г. до н. е. наименование должности изменилось на "консул"; в латинском языке consulere означает "советоваться". Титул претора перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов??берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. е., но в V веке до н. е. последовательность консулов??не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли производиться высшими должностными лицами государства. Двое консулов??избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что изначально право стать консулом имели лишь патриции. Консулы избирались Центуриатные комиции, в которой преобладала аристократия. Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в куриатные комиции, которая предоставляла консулам империй согласно закону lex curiata de imperio.

Традиционно консулами становились лишь патриции, и только в 367 г. до н. е. плебеи получили право пребывания на высшем государственном посту по закону Lex Licinia Sextia, который устанавливал, что по меньшей мере один консул ежегодно должен быть плебеем. Первым плебейским консулом стал Луций Секста, которого избрали следующего года. Современные историки, однако, ставят под сомнение традиционную оценку положения плебеев времен ранней Республики, обращая внимание на то, что около трети консулов??в Секстия имели плебейские, не патрицианские имена. Возможно, что существующая хронология была несколько искажена, но очевидно, что один из первых консулов, Луций Юний Брут, происходил из плебейского семьи. Другим объяснением этого может быть гипотеза о том, что в течение социальной борьбы в V веке, должность консулов??была постепенно монополизирована патрицианской элитой.

Во время войны главным критерием отбора консулов??было военное умение и репутация, но во все времена выборы должны политическое значение. Со временем консульство стало обычной конечной точкой cursus honorum - последовательности должностей, занимаемых лицо. Когда Сулла законодательно урегулировал cursus, минимальным возрастом для избрания консулом фактически стал 41 год.

Во времена Поздней Республики, после окончания срока полномочий, бывший консул обычно некоторое время занимал должность проконсула - губернатора одной из римских провинций подчинялись Сенату. Чаще из всех провинции для проконсульства избиралась Цизальпийська Галлия.

2. Консулы-суффекты

Если консул умирал до конца своего срока (что не удивительно, когда консулы находились на передовой линии и военных действий) или был снят с должности, на его место избирался консул-суффект (лат. consul suffectus ), Исполнявший обязанности консула до следующих выборов.

Когда Октавиан Август установил принципат, он изменил политическую природу консулата, лишив его большей части военных полномочий. Хотя титул консула все еще был почетным и обязательным для некоторых должностей, много консулов??уходили в отставку в течение года, позволяя другим становиться суффектамы. В результате, около половины чиновников в ранге претора имели возможность стать консулами. Иногда консул-суффект в свою очередь также уходил в отставку, тогда назначался новый консул-суффект. Своей высшей точки эта практика достигла при правлении Коммода, когда в 190 г. на должности консулов??находилось последовательно 25 человек.

3. Консулы времен Империи

Императоры часто назначали на должность консулов??самих себя, своих протеже или родственников, несмотря на возрастные требования. Например, император Гонорий стал консулом при рождении. Дион Кассий утверждает, что Калигула хотел сделать консулом своего коня Инцитат, но был убит до того, как смог воплотить свое намерение в жизнь.

Быть консулом было очень большой честью и эта должность оставалась главным символом недвижимого республиканского устройства. Возможно, для приобретения формальной легитимности, Галльская Империя, отделившейся от Римской, на протяжении своего существования (гг) имела свою пару консулов. Перечень консулов??этого государства пока неполный, составлен на основе надписей и монет.

Одной из реформ императора Константина I (правил в гг) было назначение одного из консулов??к Рима, а другой - к Константинополя. Поэтому, когда Римская Империя разделилась на две части после смерти Феодосия I (правил в гг), император каждой из частей получил право назначать одного из консулов; также один из императоров мог по многим причинам позволить своему коллеге назначить обоих консулов.

В VI веке все реже стали назначать консулов, и в правление Юстиниана I (гг) должность консула окончательно исчезла. В Западной Римской Империи последнее консулом в 534 г. стал Деций Павлин, а в Восточной - Аниций Фауст Альбин Базиля в 541 г. Датировка лет за консулами было отменено в 537 г., когда Юстиниан ввел датировки за годом правления императора и индикт.

Во времена Юстина II (правил в гг) назначение на должность консула стало частью процедуры коронации нового императора; последнее свидетельство о назначении консулом относится к 632 г., когда титул консула получил будущий император Констант II. Юридически должность консула существовала до начала IX века, когда Лев VI итоге ее отменил. С того времени греческие аналоги титулов консула и экс-консула, hypatos и apo hypaton, стали относиться к менее почетных.

Несмотря на это, в 739 г. титул римского консула был предложен Папой Римским Шарлю Мартель, однако тот отказался его принять.

4. Полномочия и обязанности

4.1. Обоьвязкы консулов??во времена Республики

После изгнания царей и установления Республики, вся власть, принадлежавшая царям, перешла к двух ведомств : консулов??и Священного царя (лат. rex sacrorum ). Последний взял на себя функцию высшей духовной власти, тогда как консулам было предоставлено гражданскую и военную власть - империй (лат. imperium ). Однако, с целью предотвращения концентрации власти в руках одного лица, империй был распределен между двумя консулами, каждый из которых имел право вето на решение своего коллеги.

Консулы представляли исполнительную власть в государстве и возглавляли республиканское правительство. Сначала консулы имели широкие полномочия в исполнительной и судебной сферах, но с развитием римской судебной системы некоторые функции перешли от консулов??в других чиновников. Так, например, в 443 г. до н. е. консулов??был лишен права на ценз, которое в свою очередь было предоставлено цензорам. Второй функцией, отобранной в консулов, стало право на судопроизводство. В 366 г. до н. е. позицию верховных судей вместо консулов??заняли преторы. С тех пор консулы имели право выступать в качестве судей только в чрезвычайном случае и согласно специальным декретом Сената.

4.2. Гражданская сфера деятельности консулов

Большую часть времени власть распределялась между гражданской и военной сферами. Пока консулы находились в померии (в пределах города Рим), они возглавляли правительство, а другие должностные лица, за исключением плебейских трибунов, им подчинялись в своих должностей. Внутренний государственный аппарат республики контролировался консулами. Они также имели право вызовов в суд и арестов, которое однако было ограничено правом обжалования консульских решений.

В пределах своих исполнительных функций консулы были ответственны за осуществление постановлений Сената и законов комиций. Иногда, в экстренных случаях, консулы имели возможность действовать самостоятельно и по своему усмотрению. Консулы также выступали в качестве официальных представителей Римского государства в международных отношениях . До того, как любой посол другого государства попадал в Сенат, он встречался с консулами, которые представляли посланника Сенату и проводили переговоры между Сенатом и другими странами.

Консулы имели право созыва Сената и председательствовали на его собраниях. Каждый консул ежемесячно выступал в качестве председателя Сената. Они также имели право созыва любой из трех римских комиций (куриатные, Центуриатные и трибутные) и председательствовали над ними. Таким образом, консулы руководили выборами и выдвигали на голосование законопроекты. Если ни один из консулов??не присутствовал в городе, их гражданские полномочия брал на себя городской претор (лат. praetor urbanus ).

При каждой публичной появления консулов??сопровождали двенадцать ликторов, которые символизировали величество консульства и выполняли обязанности личной охраны. Каждый ликтор держал фасции - связку прутьев, в котором находилась топор. Прутья означали право наказания, а топор - смертная казнь. В черте города ликторы убирали топоры с фасций, в знак того, что ни один гражданин не может быть наказан без судебного приговора. Заходя в Центуриатные комиции (лат. Comitia Centuriata ), Ликторы имели опускать фасции, показывая, что власть консулов??происходит от римского народа (лат. populus romanus )

4.3. Военная деятельность консулов

За пределами Рима власть консулов??была намного больше в качестве главнокомандующих всех римских легионов. Именно в этой роли консулы имели неограниченную власть. Когда по декрету Сената объявлялся военное положение, консулы проводили набор рекрутов на Марсовом поле. Вступая в армии, каждый солдат имел присягу на верность консулам. Также консулы контролировали сбор военных сил, выставленных союзниками.

В черте города консул имел право наказывать и арестовывать любого гражданина, но не мог наложить смертный приговор. Однако во время военной кампании, консул мог по своему усмотрению выносить любое наказание солдату, офицеру, свободном гражданину или союзнику. Каждый из консулов??командовал армией, обычно состояла из двух легионов, с помощью военных трибунов и квестора, который отвечал за финансовую часть. В редких случаях, когда в поход выступали оба консулы, они командовали армией по очереди, ежедневно меняя друг друга. Типичная армия тех времен насчитывала примерночеловек и состояла из двух римских легионов и двух союзнических. Во времена ранней Республики противники Рима жили в центральной Италии, поэтому кампании продолжались несколько месяцев. С расширением римских границ, продолжительность военных действий увеличилось. Древний Рим был воинственной государством, и очень редко не вел войны. Поэтому когда консул приступал к исполнению консульских обязанностей, от него ожидали, что он победит врагов Рима и расширит государственные границы, а его солдаты надеялись вернуться домой с добычей. Если консул получил блестящую победу, его войска приветствовали его как императора, а сам он мог требовать право триумфа.

Каждый консул командовал армией так, как считал нужным, и имел неограниченную власть. Однако, в конце кампании, он мог преследоваться в судебном порядке за его преступления (например, ограбление провинций или хищение государственных средств)

5. Предотвращения злоупотреблений

Для предотвращения злоупотребления консульским властью каждом консулу предоставлялось право вето на решение своего коллеги. Поэтому, за исключением провинций, где один из консулов??был командующим местными войсками, консулы могли действовать лишь в согласии, или, как минимум, не против друг друга. Если против одного из консулов??предъявлялось обвинение, то его коллега мог подать апелляцию, и, если она имела успех, обвинения снималось. Во избежание нежелательных конфликтов, ежемесячно только один из консулов??выполнял свои обязанности. Имеется в виду не то, что другой консул был временно лишен власти, а лишь то, что первый из них имел возможность действовать без помех. Следующего месяца консулы менялись ролями, и так продолжалось в течение всего срока консулата.

Другим средством контроля консулов??был тот факт. что по окончании срока полномочий каждый из бывших консулов??мог быть привлечен к ответственности за свои поступки во время пребывания на этом посту.

Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.

6. Губернаторство

После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.

Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом, а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.

7. Назначение диктатора

Во время кризиса, особенно когда римские территории находились под угрозой вражеского нападения, консулы, по предложению Сената, назначали диктатора, которому предоставлялась верховная власть в государстве на период не более 6 месяцев. Течение диктатуры полномочия консулов??временно прекращались.

8. Права и обязанности консулов??во времена Империи

После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н. е. императором и установил принципат, консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.

По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.

9. Датировка

Каждый год назывался по имени консулов, правивших в этом году (подобно года царствования в монархии), хотя существовало практичнее датировка "от основания города" (т. е. от даты основания Рима). Например, 59 г. до н. е. назывался "консулатом Цезаря и Бибула", ведь консулов??этого года звали и Марк Кальпурний Бибул - хотя фактически вся власть принадлежала Цезарю, именно поэтому иногда этот год шутливо называют "консулатом Юлия и Цезаря".

В латинском языке для обозначения даты обычно использовалась такая конструкция как абсолютный аблатив. Как пример - "M. Messalla et M. Pupio Pisone consulibus", что литературным языком можно перевести как когда консулами были "Марк Мессалла и Марк пупе Пизон" (Caesar"s De Bello Gallico)

См.. также

    Список магистратов-эпонимом Римской республики Список консулов??Римской империи Cursus honorum

Источники

    Полибий. Всеобщая история Светоний. Життя дванадцяти цезарів Oxford Classical Dictionary, 3rd ed., Hornblower, S. and Spawforth, A. edd. TJ Cornell - The beginnings of rome Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press, p. 527, ISBN 4652-6

1. Специфика работы консула

2. Консул (Древний Рим)

Консул - это должностное лицо, к которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.

Консул - это высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Специфика работы консула

Главы консульских учреждений делятся на 4 класса:

генеральный консул

вице-консул

консульский агент

Соответственно этому консульское учреждение может являться генеральным консульством, консульством, вице-консульством (редко) или консульским агентством (еще реже). В штате консульского учреждения помимо главы обычно состоят консульские должностные лица, которые могут именоваться консулами-советниками, консулами, вице-консулами, атташе.

Порядок открытия консульских учреждений, содержание и порядок выполнения консульских функций, назначение консульских должностных лиц, объем преимуществ, привилегий и иммунитетов консульских учреждений и штатных консульских должностных лиц регулируются Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года (вступила в силу 19 марта 1967 года).

Основными консульскими функциями являются:

защита прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), а также оказание им помощи и содействия;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;

распространение официальной информации о внешней и внутренней политике представляемого государства;

выдача виз иностранным гражданам;

выдача паспортов гражданам представляемого государства;

осуществление нотариальных действий;

регистрация актов гражданского состояния;

рассмотрение вопросов гражданства; соответствующие функции в отношении морских судов представляемого государства;

осуществление правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

ведение учёта граждан представляемого государства, находящихся в пределах консульского округа.

Нештатный (почётный) консул - лицо, не состоящее на дипломатической службе представляемого государства, но выполняющее некоторые консульские функции. Как правило, это представители деловых кругов государства пребывания. Обычно почётные консулы не могут выдавать документы строгой отчётности (паспорта, визы и т. д.), но могут выступать с ходатайствами перед властями государства пребывания (гражданами которой они обычно и являются). Не получая за исполнение консульских функций от представляемого государства заработной платы, они могут обращать в свою пользу часть консульских сборов. Известны случаи недобросовестного использования прерогатив почётного консула (некоторые слаборазвитые страны фактически продают консульские патенты).

Консул (Древний Рим)

Консул (лат. consul) - высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Коллегия двух консулов была учреждена, согласно античной традиции, после изгнания царя Тарквиния Гордого.

Согласно римской традиционной истории, консулы сначала выбирались только из патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н. э. один из консулов стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов стал Луций Секстий). Однако современные историки ставят это под сомнение, указывая, что около 30% консулов, правивших до Луция, носили не патрицианские, а плебейские имена.

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - преторам.

Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула являлись тога с широкой пурпурной каймой, курульное кресло (лат. Sella curulis), инкрустированное слоновой костью, и сопровождение 12 ликторов с фасциями, в которые за городской чертой вкладывались топоры.

В римской системе летосчисления годы обозначались именами консулов данного года (они именовались лат. CONSULES ORDINARII).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет.

По окончании срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почётный титул, а из выборной должность превратилась в назначаемую.

Источники

ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия

dic.academic.ru Словари и энциклопедии на Академике

(consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей (509 г. до Р. Х.). Первоначальное их название praetores (предводители) указывает на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его "заботящиеся" о родине, гражданах, государстве или "опрашивающие" народ и сенат, а в новое время Нибур - "вместе находящиеся", Моммзен - "вместе танцующие", Герцог - "вместе идущие", Зольтау - "вместе заседающие", т. е. товарищи (collegae). Консулы избирались сначала исключительно из патрициев ; с 366 г. (после Лициниева закона) один из консулов мог быть и плебей , но только в 342 г. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. оба консула были из плебейских родов. Выбор консулов производился в центуриатных комициях, под председательством консулов или диктатора, а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex. Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. - 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената . Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами imperium и potestas. Военная власть консулов заключала в себе следующие права: 1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum), перешедшее позже к комициям, и центурионов. 2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после Суллы консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула. Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право: 1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение; 2) созывал народ в комиции по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi). Власть консулов была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула: 1) провокацией к народу, 2) учреждением квесторов (509), контролировавших расходы госуд. казначейства; 3) учреждением народных трибунов (494), имевших право интерцессии; 4) цензурой (443), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312) - и право составления списка сенаторов; 5) претурой (367), к которой перешла гражданская юрисдикция; 6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis). Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так наз. "Senatusconsultum ultimum": videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat, т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии. Знаками отличия консулов были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta), курульное кресло и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул, старший годами. В древнейшие времена у консула, стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консулов. Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias) или соглашение (comparare inter se provincias). В случае увольнения или смерти одного консула, другой выбирал нового коллегу (consul suffectus). Лица, бывшие консулами, назывались consulares; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год. Уже в последние времена республики пало значение и власть консулов. В императорское время, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus). О временных магистратах, заменявших консулов в 451-449 и 444-366 гг., см.

в Древнем Риме должностное лицо, обладавшее высшей гражданской и военной властью. Избиралось два консула сроком на один год. В эпоху империи консулы теряют реальную власть, звание консула становится почетным титулом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНСУЛ

Республиканскими заместителями царей, изгнанных в 510 г. до Р. X., были два консула (pari potentia), которые первоначально назывались praetores (praeire), но после законодательства децемвиров стало преобладать название consules. Избирали (сrеаrе) их на один год в центуриатских комициях и до 336 г. до Р. X. только из среды патрициев. По их именам, подобно тому как в Афинах по имени первого архонта (??????? ?????????), назывались годы (обыкновенно с пропуском союза et). С 154 г. до Р. X. они вступали в свою должность постоянно с 1 января. Им, как избранным блюстителям государства, tutores reipublicae, должны были повиноваться все магистраты, за исключением народных трибунов; во время же диктатуры прекращалась их должностная деятельность. На их решения можно было апеллировать к народу, по закону lex de provocatione (см. Provocatio, Воззвание). Впрочем, по сложении с них звания, их можно было привлекать к ответственности за их действия по должности. В городе они не имели Imperium; эта неограниченная верховная власть предоставлялась им только во время похода на основании особого решения куриатских комиций и заключала в себе ius vitae necisque. В Риме они имели право созывать сенат и народное собрание (comitia centuriata) и председательствовать на обоих собраниях (ius cum populo et patribus agendi). Созывать comita tributa, кажется, было также предоставлено и со времени lex Valeria Horatia, в 448 г. до Р. X. (Liv. 3, 71. 72), потому что вследствие этого закона и патриции были поставлены в необходимость защищать в этих собраниях свои интересы подачею голосов. Высшая судебная власть была снята с К. в 366 г. до Р. X. и передана в ведомство вновь учрежденной должности преторов, подобно тому как раньше уже, в 443 г. до Р. X., вследствие учреждения особой цензуры (см. Censor, Цензор) с них была сложена обязанность производить ценз и заведовать финансами. Чрезвычайные почетные дела, вроде освящения храма, провозглашения диктатора, часто возбуждали спор между обоими товарищами по должности; в таком случае, если соглашение не состоялось, обыкновенно дело решалось жребием. Во время внутренней или внешней опасности сенат «крайним постановлением» (senatus consultum extremum, Caes. b. c. 1, 5): videant consules ne quid respublica detrimenti capiat - поручал им назначить (dicere) диктатора; когда же должность диктатора вышла из употребления, тогда этим поручением консульская власть возвышалась фактически до диктаторской, причем К. получали также domi imperium atque iudicium summum (Sall. Cat. 29. Cic. Мil. 26). Впрочем, подобное полномочие не защитило, однако, Цицерона от привлечения к личной ответственности. Двойственное число (par potestas) считалось для консульства делом существенным; поэтому в случае смерти одного консула другой должен был тотчас же назначить выборы нового товарища (comitia ad subrogandum или sufficiendum consulem); вновь избранный назывался consul suffectus и пользовался равною властью с consul Ordinarius. Отсрочка и упущение этих выборов всегда сильно беспокоили народ, поэтому такие случаи встречались очень редко, хотя в самом начале Республики Публий Валерий управлял одно время sine collega. B 499 г. до Р. X. выборы не были произведены вследствие краткости времени, оставшегося до срока должности, а в 67 г. до Р. X. вследствие религиозного соображения, т. к. только что выбранный consul suffectus умер до вступления в должность. Совершенно незаконно оставался без товарища после Цинны в 83 г. до Р. X. Карбон; Помпея же назначили в 51 г. до Р. X. консулом sine collega только для того, чтобы избежать имени и безответственности диктатора. Во время похода каждый К. командовал двумя легионами и принадлежавшими к ним союзными войсками (exercitus consularis), в главном же начальстве они чередовались каждый день. Если они сражались в разных местах, то тогда разделяли между собою местность (provincia от provincere, быть первым, сильнейшим). Если один только из К. выступал в поход, то он назывался consul armatus, в противоположность оставшемуся в Риме товарищу своему (consul togatus). Во время пребывания их в городе знаки, присвоенные их званию, insignia, были: у каждого по 12 lictores, со связками прутьев (fasces; топоры присоединялись только во время похода); у заведующего делами консула (cuisus fasces erant, p?nes quem fasces erant; в заведовании делами они чередовались каждый месяц) 12 lictores шли длинным рядом впереди, у другого же они шли сзади, а в прежние времена последний имел только одного служителя, accensus (см. Accensi, Акцензы), который шел перед ним. Вопрос о том, кому получить какую провинцию, решался обоими консулами по взаимному соглашению (comparare, parare inter se provincias), в случае же несогласия решал жребий (sortiri provincias). Сенат, однако, неоднократно старался оставить право назначения за собой и распределять провинции extra sortem, extra ordinem. Жалобы консулов, считавших себя обиженными, возбуждались перед трибунами и народом и обыкновенно имели успех. С расширением территории Римского государства двух консулов оказалось недостаточно для ведения войн; поэтому было увеличено число преторов и провинции были разделены на prov. consulares и praetoriae: разделение же это зависело каждый раз от сената, а т. к. при этом назначении часто играли большую роль личные отношения, то законом К. Гракха lex Sempronia de provinciis consularibus в 122 г. до Р. X. было постановлено, чтобы определение о том, какие провинции будут назначены консульскими, происходило перед выборами самих К. В последнем столетии Республики Суллою были сделаны большие изменения в круге деятельности К. Они должны были оставаться весь год в Риме и, таким образом, лишились главного источника власти, военного Imperium. Прямым последствием такого ограничения консульской власти явилась невозможность для К. успешно защищать интересы государства от честолюбия отдельных личностей. Вследствие влияния отдельных выдающихся людей консульство во время междоусобных войн совершенно утратило свое значение. Сулла, будучи диктатором, сохранил, однако, консульство; но это была только тень прежней высшей власти. Цезарь управлял в качестве К. в 59 г. до Р. X., но не в силу значения этой должности, а благодаря главным образом могуществу триумвирата; товарищ его, Бибул, не имел никакого значения. Помпеи, не будучи К., на самом деле был гораздо могущественнее выборных К. Все консульства Цезаря во время его диктатуры были только простою формальностью, и мнимая республиканская добросовестность, выразившаяся в назначении выбора К. (consul suffectus) на полдня, служила только для обмана народа. Еще раз после смерти Цезаря в 43 г. до Р. X. в лице Гирция и Панзы возникло консульство как законная распорядительная власть в государстве, но новый триумвират снова лишил его значения. Консульство оставалось и во времена императоров, но мало-помалу превратилось в пустой титул и давалось лишь на несколько месяцев, чтобы иметь возможность награждать большее число приверженцев дарованием этой формально все еще высшей государственной должности; под конец начали давать только insignia consularia без должности; отсюда различие между consulatu functi и consulares honorarii. Действительную пользу бывшие К., viri consulares, извлекали еще из того, что две богатейшие сенатские провинции, Азия и Африка, обыкновенно каждый год отдавались в управление двум старшим consulares. Настоящим консулам оставалось теперь только отправление правосудия в известных пределах, заведование играми в цирке и празднествами, приготовляемыми для императора и, кроме того, председательство в сенате. ср. : Brambach, de consulatus mutata inde a Caesaris temporibus ratione (1864).

Обязанности и полномочия царя в основном перешли к вновь созданному институту консулов . Это была высшая выборная магистратура в эпоху республики в Древнем Риме. Первоначальное их название (praetores — предводители) указывало на военную, a judices (судьи) - на судебную деятельность этих магистратов. В 305 г. до н. э. наименование должности изменилось на консул ; в латинском языке consulere означает «советоваться». Титул перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. э., но в V веке до н. э. последовательность консулов не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли выполняться только высшими должностными лицами государства.

Консул

509 г. до н. э. – 705 г.

Консулы (consules или сокращенно coss.) - так назывались у римлян два должностных лица, к которым перешла высшая власть в государстве после изгнания царей в 509 г. до н. э. Этимология и значение преобладавшего впоследствии термина consules спорны. Древние переводили его «заботящиеся» о родине, гражданах, государстве или «опрашивающие» народ и сенат, а в новое время Нибур - «вместе находящиеся», Моммзен - «вместе танцующие», Герцог - «вместе идущие», Зольтау - «вместе заседающие», т. е. товарищи (collegae).

Двое консулов избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что сначала право стать консулом имели только патриции. С 366 г. до н. э. (после Лициниева закона ) один из консулов мог быть и плебей, но только в 342 г. до н. э. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. до н. э. оба консула были из плебейских родов.

Консулов избирали центуриатные комиции (в которой преобладала аристократия) под председательством консула или диктатора , а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex .

Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны с 222 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. до н. э. — 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената.

Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в , которая предоставляла консулам соответствии с законом .

Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами и potestas .

Военная власть консулов заключала в себе следующие права:

1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum ), перешедшее позже к комициям, и центурионов.

2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула.

Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право:

1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi ). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение;

2) созывал народ в по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi ).

Власть консула была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула :

1) провокацией к народу,

2) учреждением квесторов (509 г. до н. э.), контролировавших расходы государственного казначейства;

3) учреждением народных трибунов (494 г. до н. э.), имевших право интерцессии;

4) цензурой (443 г. до н. э.), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312 гг. до н. э.) - и право составления списка сенаторов;

5) претурой (367 г. до н. э.), к которой перешла гражданская юрисдикция;

6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis ).

В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 г. до н. э. перешло к младшим коллегам консулов - . Помощниками консулов были квесторы .

Co времени Гракхов , при особенно критических положениях государства, консулы получали от сената особой формулой (так называемый «Senatusconsultum ultimum» : videant consules, ne quid respublica detrimenti capiat , т. е. консулы должны заботиться, чтобы государство не потерпело какого-либо ущерба) полномочие, дававшее им почти диктаторские права и не допускавшее ни провокации, ни интерцессии.

Знаками отличия консула были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta ), курульное кресло, инкрустированное слоновой костью, и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces ). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул , старший годами. В древнейшие времена у консула , стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консула . Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias ) или соглашение (comparare inter se provincias ). В случае увольнения или смерти одного консула , другой выбирал нового коллегу (consul suffectus ).

Лица, бывшие консулами , назывались consulares ; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г. до н. э.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год.

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет, а Октавиан в 19 лет.

В последние времена республики пало значение и власть консулов . В эпоху империи, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой - на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке - до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus ). Временные магистраты, заменявших консулов в 451 — 449 и 444 — 366 гг. — децемвиры (decemviri legibus scribundis ) и трибуны (tribuni militares consulari potestate ).