Н данилевский является автором работы под названием. Особенности различных культурно-исторических типов

Николай Яковлевич Данилевский

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885), русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении «Россия и Европа» (1869) выдвинул теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип.

+ + +

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (28.11.1822-7.11.1885), русский мыслитель, философ, социолог, естествоиспытатель. В 1850-е занимался рыбоводством на Волге, в Каспийском море, на Русском Севере. В 1860-е приступил к исследованию проблем цивилизации. В книге “Россия и Европа” (1869) развивает теорию “культурно-исторических типов” человечества. По его учению, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь ее различные типы, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, еврейский, греческий, римский. В современной истории Данилевский более всего уделяет внимание германским и славянским типам, последний из которых только начинает оформляться. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа. Период роста культурно-исторического типа не определен. Период же его цветения и плодоношения краток. Последний период исчерпывает раз и навсегда жизненные силы культурно-исторического типа. “Человечество”, по мнению Данилевского, это абстракция, пустое понятие, а народ - конкретная и существенная действительность. Значение культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию (...).

В последние годы жизни занимался опровержением дарвиновской теории.

Д.К.

Предваряющее примечание:

Данилевский Н. Я. Россия и франко-германская война . Дополнение к книге "Россия и Европа".

Основателем и главным представителем панславизма являлся Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.). В университете Данилевский получил естественнонаучное образование и большую часть своей научной карьеры посвятил естествознанию - исследованиям в сфере биологии и зоологии, что наложило заметный отпечаток на его правовые идеи, которые он начал развивать уже на склоне своих лет. В своем основном произведении «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому» (1871 г.) мыслитель обосновал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Но, в отличие от

Дарвина, Данилевский не считал, что такая борьба (естественный отбор) является непременным условием развития - исторической задачей народа является не уничтожение соперничающих народов, а развитие своей внутренней сущности.

Согласно определению Данилевского, самобытный культурноисторический тип образует всякое племя или семейство народов, характеризуемых отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, если оно по своим духовным задаткам способно к историческому развитию. Каждый культурноисторический тип проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Уровень их согласованности и развития говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от этнографического состояния через государственность до цивилизованного уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около полутора тысяч лет, из которых тысяча лет составляет подготовительный, этнографический период; примерно четыреста лет - становление государственности, а последние 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения. В доказательство своего тезиса Данилевский приводит примеры древних Греции и Рима, при этом пытаясь подогнать под свою схему историю других народов (Египта, Китая, Индии).

Наряду с культурно-историческими типами, к которым Данилевский относит только развитые народы, существуют также два других типа народов. Во-первых, разрушители или отрицательные деятели - такие народы, как вандалы или гунны, историческим призванием которых является разрушение других цивилизаций. Во-вторых, несамостоятельные народы, призвание которых - служить средством для культур развитых народов. В качестве примера ученый приводит малые северные народы России.

В духе своего времени, где преобладал позитивизм, Данилевский пытается ввести в изучение социальных явлений элементы естественных наук. Так, изучение исторической эволюции обществ он основывает на методах биологии: родовая и видовая классификация обществ по степени их близости, а также органическая теория развития, где предполагается, что общество проходит те же стадии жизни, что и биологические организмы - зарождения, расцвета и гибели. Поэтому мыслитель отрицал идею общечеловеческой цивилизации - как можно говорить о каком-то единстве цивилизаций Китая, инков и древних греков, которые даже не догадывались о существовании друг друга! Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя те и подвергаются определенным культурным влияниям. К примеру, современный арабский Египет не является культурно-историческим преемником Египта времен фараонов. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял десять культурноисторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и другие. Одной из позднейших на исторической сцене появляется европейская романо-германская культурная общность, которую Данилевский считает двухосновной (политика и культура). Идейным стержнем западноевропейского культурного типа, как полагал мыслитель, является культ индивидуальной силы и самостоятельности.

Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурноисторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка. Славянский тип сумел максимально гармонично развить в себе сразу все четыре начала цивилизации (религиозное, политическое, социальное и культурное), чем превзошел все другие исторические типы. По мнению Данилевского, религиозность присуща русскому национальному характеру в силу его «естественной мягкости», что соответствует христианскому идеалу смирения и противоречит насильственности, жесткости характера германского. В сфере политической деятельности Данилевский считает русский народ наиболее развитым: «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести и большую долю свободы, чем народ русский, и имеющий менее склонности злоупотреблять ею».

Основу для такой уверенности Данилевский находил в привычках русского человека к повиновению, в его доверчивости к власти, в отсутствии властолюбия, в его непритязательности, умеренности в пользовании свободой. Эти свойства русского характера обнаруживают, что самодержавная власть органически приспособлена под него, под его душевный уклад. В сфере социально-экономической русская цивилизация превосходила цивилизацию западную за счет существования крестьянского общинного землепользования. Для более органичного развития славянской цивилизации Данилевский считал необходимым освобождение южных славян и греков от власти турок - в то время Россия как раз участвовала в освободительных войнах с Турцией - и создание общеславянской федерации со столицей в Константинополе. Отсюда и название, которое зачастую дается концепции Данилевского - панславизм.

В сфере собственно политических идей учение Данилевского характеризуется отрицанием возможности применения христианской морали к государственным отношениям. Здесь он решительно расходится со славянофилами и следует политическим принципам Макиавелли, знаменитого итальянского мыслителя средневековья, который отстаивал идею о том, что для достижения и удержания власти пригодны все средства. Данилевский утверждал, что христианская мораль зиждется на идее бессмертия человеческой души. Но государственные организмы такой бессмертной душой не обладают и поэтому свою деятельность могут основывать исключительно на соображениях сиюминутной или долговременной выгоды, которые важны в борьбе за интересы государства.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) родился 27 ноября 1822 г. в селе Оберец Орловской губернии в дворянской семье. С 1837 по 1842 он обучался в Царскосельском лицее, затем стал вольнослушателем Петербургского университета. В 1847 г. он получил степень кандидата, а в 1849 г. - магистра ботаники. В 1849 г. за связи с петрашевцами был выслан в Вологду, где работал в канцелярии вологодского губернатора. В 1853 г. участвовал в научных экспедициях под руководством К. Бэра, перед которым стояла задача исследования озер и морей России для определения перспектив рыболовства. Данилевским в этот период был собран богатый естественнонаучный материал, использованный им позже, при написании книги «Дарвинизм. Критическое исследование» (1879-1885). Однако как естествоиспытатель он не оказал большого влияния на науку своего времени. Теоретически его больше интересовали философско-исторические и культурологические проблемы. Осенью 1865 г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, - «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому». В 1868 г. работа над книгой была закончена, и она была опубликована в журнале «Заря» за 1869-1871 гг. В 1871 г. было осуществлено первое издание «России и Европы», встреченное публикой весьма прохладно. Однако последующие его издания разошлись почти сразу, что было обусловлено изменившейся социально-политической атмосферой России 80-х гг. Книга Данилевского с ее попыткой дать ответ на возникшие в русском обществе вопросы о дальнейших судьбах России, ее взаимоотношений с европейским миром, с оригинальной концепцией всемирной истории, перевертывавшей традиционные представления, обрела популярность. Данилевский тем временем продолжал исследование вод европейской части России, а в 1879-1880 гг. был директором Никитского ботанического сада в Крыму.

В 1890 г. вышел «Сборник политических и экономических статей», которые были написаны Данилевским в разные годы и свидетельствовали о консервативно-монархической настроенности автора, о чем свидетельствуют сами названия статей: «Несколько слов по поводу конституционных вожделений нашей «либеральной прессы», «Происхождение нашего нигилизма», «Г. Соловьев о православии и католицизме». «Нигилизм не есть наше русское самобытное явление, происшедшее как результат частных зол и неустройства нашей жизни», «конституция в России совершенно и абсолютно невозможна, т.е. нет власти и могущества на земле, которые могли бы ей даровать ее» - эти и подобные им идеи были восприняты как антипрогрессистские и антизападнические, порожденные активизацией внутриполитической реакции 80-х гг. «Сборник» успеха у читающей публики не имел, и Данилевский остался в памяти современников как автор сформулированной в «России и Европе» теории культурно-исторических типов. Она вызвала спектр противоречивых откликов - от пространной аргументированной отповеди В. Соловьева до восторженного превознесения эпигонами славянофильства, - в которых Данилевский то обвинялся в «национальном обольщении», то превращался в создателя «катехизиса славянофильства». «Задача наша не в том, чтобы вырастить искреннюю «самобытную» цивилизацию из собственных национальных недр, но и не в том, чтобы перенести на себя западную цивилизацию целиком со всеми раздирающими ее противоречиями: надо брать хорошее отовсюду, откуда можно» - писал Н.К. Михайловский, пытаясь найти «золотую середину» в спорах ниспровергателей Данилевского с его защитниками. Теория существования исторических «циклов», с обоснованием которой выступил Данилевский, не была абсолютным новшеством в истории философии, подобные идеи высказывались Д. Вико, И.Г. Гердером, Р.Ю. Виппером, Г. Лампрехтом. Но никогда, пожалуй, она не оспаривалась и не защищалась с такой страстью, как в России последней трети XIX столетия, ибо здесь она перестала быть отвлеченным созданием «кабинетного затворника» и шагнула в мир политических треволнений. Этому способствовала накаленная, взрывоопасная атмосфера Российской империи, сжимаемой тисками десятилетиями не разрешаемых противоречий, отчаянно политизирующейся после многовекового крепостного сна, не желающей смириться с обнаружившейся безысходной отсталостью. В не меньшей мере эта ситуация была обусловлена и тем, что сам Данилевский вошел в мир истории, философии и публицистики как мыслитель классического типа, претендующий на освоение и обобщение исследований предшественников, а как человек, которому впервые открылась истина и который вправе защищать и отстаивать ее невзирая на общепризнанные авторитеты.

Ближе к концу 19 века появляется суждение, что среди всех народностей, населяющих земной шар можно выделить основные, так называемые культурно-исторические типы. В это время выходит работа под названием «Россия и Европа» нашего соотечественника – публициста, социолога, культуролога и естествоиспытателя Николая Яковлевича (1822-1885 г.), которая впоследствии сделает его известным, но также повлияет на идейность известных славянофилов Николая Николаевича Страхова и Константина Николаевича Леонтьева .

С 1869 г. по 1871 г. работа частично публиковалась в периодическом издании «Заря». А в том же 1871 г. книга была опубликована как самостоятельное издание.

Книга сопоставляет культурные и общественные отношения славянских племен с европейскими. Формируется суждение о разнообразных культурах, народностях, и их локализации на планете, формируются основные культурно-исторические типы, которым дает определение как: формы исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы языков…, как проявление самого духа, стремящегося осуществить типы добра, истины и красоты». Это самая высокая граница заинтересованности, крайняя граница до которой тянется подчиненность отдельных интересов высшим интересам.

Выделил в своих исследованиях такие культурно-исторические типы, как: римский, греческий, египетский, индийский, иранский, еврейский, китайский, ассирийско-вавилонский или халдейский, аравийский, европейский (германо-романский) и американский. К последнему американскому принадлежали мексиканский и перуанский тип, которые были уничтожены еще до окончания времени их расцвета.

В работах выделил такие виды деятельности, как: религиозная, культурная (научная и эстетическая работа), политическая и общественно-экономическая.

Как заключает автор, еврейский тип стал основой для развития религии, римский был основным для становления и появления политики, а греческий основой для появления искусства. Германо-романский тип дал старт двум основам: поспособствовал началу и развитию культуры и экономики (например, производству и распределению товаров и т.п.).

Особо автор выделял славянский тип. Именно славянская культура огромное будущее и имеет вероятность стать четырех основным. Россия же должна быть центром Общеславянской общины. Часто эту книгу называют как «катехизис или изложение славянофильства».

Выше описанные культурно-исторические типы относятся к положительным, но выделены и отрицательные типы, например, монгольские племена, турки, племена гуннов и т.п. Отрицательными он их считал по причине того, что помогают испустить последний вздох тем культурам и народностям, которые борются со своей смертью. А вот финские племена не причислял ни к положительным, ни к отрицательным. Ведь по его мнению они не достигли своей зрелости и самостоятельности в точки зрения истории и послужили только этнографическим сырьем для других племен. Германские племена и аравитян относил как к положительным, так и к отрицательным.

Первыми, кто заявил о циклической модели динамики культуры, были Джамбаттиста Вико, Иоганн Готфрид Гердер, Роберт Виппер, Герхард Лампрехт . Однако, только отстаивал эту теорию так яро, с привлечением актуальной на тот момент политической информации. считал, что нельзя сопоставлять Запад и Восток и сравнивать их как точку прогресса и точку застоя. Ведь он считал, что в каждой части земного шара, будь то западное полушарие или восточное имеются страны, которые наиболее способны, наименее способны, а также совершенно не способны к развитию нормального человеческого общества.

Таким образом, после анализа истории становления человеческого общества он сделал заключение, что оно не должно считаться «естественной средой». А каждая народность имеет свою историю, при этом нет общей для всех народностей истории в любом промежутке времени.

Также заключил, что фундамент культуры любого описанного им типа не может передаться другой культуре. Время роста любого типа не определено, а вот время расцвета и пожимания плодов очень короткий. При этом время расцвета и пожимания плодов использует все жизненные силы каждого выделенного типа.

За выделенные концепции и аналогии не раз критиковали такие деятели как русский религиозный мыслитель Владимир Соловьев, Николай Кареев и др. Каждый выделенный согласно его теории тип проходит путь от этнографического до государственного и далее к цивилизации. За весь период течения истории один тип сменяет другой и так далее.

А «человеческое общество» или «человечество» не что иное, как отвлеченное понятие, так как кроме Бога, никто не осознает интерес к нему. Народность, племя, нация – реальная, имеющая определение действительность. При этом значимость отдельного сформированного культурно-исторического типа заключается в их различно выраженных идеях человека. Мировое преобладание любого из отдельных типов над всем миром и, соответственно, над остальными народностями смертельно для всех и для течения мировой истории.

Идеология Данилевского , описанная в его исследованиях, в чем-то опередила идеи Освальда Шпенглера и Арнольда Джозефа Тойнби .

Умер Николай Данилевский в 1885 г. в Тбилиси.

Имя русского мыслителя, естествоиспытателя, социолога и публициста Николая Яковлевича Данилевского имеет мировую известность.

Практически вся деятельность Данилевского была посвящена улучшению экономической жизни народов России. Около 30 лет он провел в экспедициях и командировках, исследовал состояние рыболовства во всех водных бассейнах европейской части России. Многие правила по части рыболовства принадлежат перу Данилевского. Большой вклад в науку был сделан Данилевским и в других ее областях. Это был ботаник и зоолог, почвовед и климатолог, геолог и географ. Известны его работы по социологии, экономике, этнопсихологии. Он сделал критический разбор большого 2-томного труда «Космос» немецкого естествоиспытателя и географа А. Гумбольдта, познакомился с этим трудом в оригинале. Оценивая достижения русской культуры, Данилевский проявил себя как филолог, искусствовед.

Родился Данилевский 10 декабря (28 ноября по ст. ст.) 1822 г. в самом центре России, ее черноземной полосе, в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии (сейчас Измайловский район Липецкой области), в имении матери – Д.И. Мишиной (1800-1853). Это был большой род мелкопоместных дворян, известный с середины XVII в. Отец Николая Яковлевича, Яков Иванович Данилевский (1789-1855), всю жизнь был военным, от унтер-офицера дошел до генерала (командовал конной бригадой легкой артиллерии с 1840 по 1855 г.).

Данилевский от природы был наделен большими способностями. Отец дал ему хорошее образование – сначала в частных пансионах (к 14 годам он уже знал 3 иностранных языка и латынь), а потом в лицее. Осенью 1836 г. поступил в Царскосельский лицей. 19 октября этого года на юбилейном вечере, посвященном 25-летию лицея, присутствовал А.С. Пушкин.

Окончив лицей в 1842 г., Данилевский получил три университетских образования: филологическое, историко-философское, юридическое. Чтобы приобрести знания по естественным наукам, он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (1843-1847), по окончании которого получил специальность ботаника и степень кандидата, подготовил магистерскую диссертацию «Флора Орловской губернии», но не защитил ее из-за ареста по «делу петрашевцев».

Данилевский являлся активным участником кружка М.В. Петрашевского, выступал на собраниях кружка с докладами о теории французского социалиста-утописта Ш. Фурье. Считал, что, применяя это учение, можно улучшить жизнь народа. Следственная комиссия признала, что в лекциях Данилевского по теории Фурье ничего революционного и противорелигиозного не было, а затронуты только экономические вопросы. Суда над Данилевским не было, следственной комиссией он был оправдан. Из-под ареста его освободили, но определили на службу в Вологду, учредив секретный надзор полиции. Только 26 августа 1856 г., в день коронации Александра II, Николай Яковлевич был освобожден из-под надзора полиции.

Годы учения в университете были связаны и с первой любовью Данилевского. На каникулах, летом 1843 г., которые Николай Яковлевич проводил в имении своих дядей – селе Оберец, сестра Елена познакомила его со своей приятельницей и соседкой по имению В.Н. Беклемишевой (урожденной Лавровой), молодой вдовой генерала А.Н. Беклемишева. Муж ее – герой войны 1812 г., отличившийся в Бородинском сражении, за что был пожалован золотой шпагой с надписью «За храбрость». Как раз перед своим арестом, после шестилетнего знакомства, Николай Яковлевич решил объясниться с Верой Николаевной и получил ее согласие выйти за него замуж. В сентябре 1852 г. она приехала в Вологду, где они обвенчались. Девять лет Николай Яковлевич ждал этого счастья, а длилось оно всего девять месяцев. Вера Николаевна умерла от холеры в Самаре, куда был переведен служить Данилевский в канцелярию генерал-губернатора переводчиком.

Вологда, село Никольское – это существенная часть жизненного пути Данилевского. Находясь на службе у генерал-губернатора, Николай Яковлевич своими разносторонними, глубокими знаниями обратил на себя внимание губернского предводителя дворянства Павла Александровича Межакова, который стал приглашать его к себе в гости в имение Никольское. Там был роскошный парк с прудами и гротами, с редкими породами деревьев и кустарников, где в дальнейшем и Николай Яковлевич приложил свою руку (присылал растения и семена). В усадьбе был дом-дворец, состоящий из 41 комнаты, построенный в 80-е гг. XVIII столетия в духе Ринальди. В картинной галерее, пристроенной к дому, находились полотна выдающихся художников мира, коллекция английских гравюр. В поместье был домашний театр и оркестр, состоящий из 30 человек. В те же годы в селе Никольском построили каменную церковь. Была в доме богатейшая библиотека, более трех тысяч экземпляров книг и рукописей, – одно из лучших собраний книг в Вологодской губернии.

В Вологде Николай Яковлевич женился второй раз, через девять лет после смерти Веры Николаевны, на Ольге Александровне Межаковой (1838-1909), дочери своего друга А.П. Межакова. В селе Никольском в 1862 г. родилась первая дочь Вера и в 1871 г. – сын Николай.

В 1863 г. Данилевский с семьей переезжает в Крым, в 1865 г. в Мисхоре у них родился сын Григорий (прожил семь лет). В 1867 г. они покупают недорого продававшееся имение Мшатка. В 1868 г. у Данилевских родилась дочь Варя. В 1874 г. – сын Сергей, в 1877 г. – сын Иван.

В Крыму Николай Яковлевич написал главные свои труды «Россия и Европа» и «Дарвинизм. Критическое исследование». Книга «Россия и Европа» была опубликованная в 1869 г. в Петербурге в журнале «Заря», а в 1871 г. вышла отдельным изданием.

По воспоминаниям современников, Данилевский – атлет, богатырь духа и тела, с могучим голосом – представлял редкий тип русской натуры, идейной и самобытной. Говорил он всегда хорошо, сильно и воодушевленно. Феноменальной личностью он был и в нравственном отношении. При громадной эрудиции вообще он выделялся логичностью мышления, будучи сильным в диалектике. В спорах с другими всегда брал верх, иначе и быть не могло: его светлый ум, обогащенный реальными знаниями, имел свойство быстро схватывать и обнимать предметы со всех сторон.

Всю жизнь, начиная с 1857 г. и после окончания экспедиции по исследованию рыболовства в Каспийском море (под началом знаменитого натуралиста К. Бэра), Данилевский прослужил в Министерстве гражданских имуществ. По служебной деятельности Николай Яковлевич был тайным советником, то есть имел чин генерал-лейтенанта.

Умер Данилевский 19 ноября (7 ноября по ст. ст.) 1885 г. во время последней своей командировки на озеро Гохча (Севан). Тело Николая Яковлевича перевезли во Мшатку, и 16 ноября оно было предано земле. Будущий генерал-фельдмаршал граф Д.А. Милютин, сосед по имению, присутствовавший на похоронах, в своем дневнике записал в этот день: «Вдова, предполагая проживать и впредь в своем безмятежном затишье, к которому так был привязан покойный Николай Яковлевич, пожелала и тело его удержать при себе во Мшатке. Оно было погребено сегодня с обычным обрядом, в саду, посреди площадки, окруженной кипарисами, где покойный намеревался построить небольшую беседку для своих ученых занятий...»

Могилы Николая Яковлевича и его жены Ольги Александровны, внучатой племянницы святителя Игнатия (Брянчанинова), в 30-е гг. XX столетия были залиты бетоном. В 1996 г. могилы восстановили. В мае 1997 г. рядом с могилой Данилевского в присутствии большого стечения народа был заложен камень в фундамент будущей часовни Николая Чудотворца.

За последние десять лет вышло более ста публикаций в газетах, журналах и сборниках статей о Данилевском, защищено более десятка диссертаций, изданы три книги «Самобытные идеи Н.Я. Данилевского» А.Н. Аринина и В.М. Михеева (1996), «Философия истории Н.Я. Данилевского» С.И. Бажова (1997) и «Споры о судьбах России: Н.Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» Б.П. Балуева (1999, 2001). Открытая крымскими астрономами малая планета названа Мшатка в честь места в Крыму, где Данилевский прожил большую часть своей жизни.