Недоросль краткое содержание брифли. Недоросль

Так в царской России 17 века называли юношу дворянского происхождения, который не достиг совершеннолетия, а потому не может быть принят на службу.

Вконтакте

Но это слово имело и второй смысл. Недорослем называли того, кто достиг шестнадцати лет, но не проявлял желания учиться, недалекого умом, ленивого маменькиного сыночка. Основная проблема комедии состоит в осуждении традиций воспитания дворянских детей, особенно провинциальных .

О подобном молодом человеке рассказал Фонвизин в своей комедии. Митрофан был туповатым, не стремился учиться.

Кто написал это бессмертное и актуальное по нынешний день произведение? Комедия написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в конце 1781 года . Она имеет пять действий.

Краткое описание сюжета

Действие пьесы происходит в поместье помещиков Простаковых, которые отличаются дремучим невежеством и дикими нравами. В доме, конечно, с точки зрения материальной, есть все. Но нет здесь любви, доброты и правды. Дом, как пустая коробочка.

Внимание! Герои представляют различные слои российского общества XVIII столетия: служащий, дворянин, крепостной, учитель.

Основными персонажами являются Митрофанушка с матерью. Эта властная и грубая женщина управляет хозяйством, командует слугами, мужем, руководит воспитанием и образованием сына. Хотя последним его мать себя не особо обременяет, а только старается исполнять модные в то время моральные и нравственные условности.

План произведения

События происходят в имении Простаковых. Первым действием освещаются такие события:

  1. Тришка сдает свой работу: кафтан для Митрофанушки.
  2. Сон любимого сына хозяйки.
  3. Планы Скотинина о женитьбе на Софье.
  4. Послание от Стародума.
  5. Богатую наследницу матушка мечтает сделать невестой Митрофана.
  6. Приезд в деревню солдат на постой.

В следующем действии события примерно таковы :

  1. Разговор Правдина с Милоном.
  2. Встреча Милона со своей любимой Софьей.
  3. Софье стало известно о планах Скотинина насчет ее.
  4. Скотинин с Митрофанушкой ссорятся, поскольку оба желают получить в жены Софью.
  5. Как «занимается» Митрофанушка.
  6. Ссора между Простаковой и Еремеевной.

События третьего действия :

  1. Драка.
  2. Решается судьба Софьи.
  3. Простакова хвалится Стародуму своим сыном.
  4. Кутейкин и Цифиркин.
  5. Учитель Вральман.
  6. Насколько грамотен Митрофанушка.

В четвертом действии :

  1. Софья читает книгу о воспитании светских дам.
  2. На сцене снова жених. На этот раз Скотинин.
  3. Простакова заботится об отдыхе Стародума.
  4. Экзамен Митрофана.
  5. Отказ Стародума отдать Софью за Митрофана.

В последнем действии происходит :

  1. Софьи беседует с дядей о нравственных устоях.
  2. Дядя дает согласие на брак Софьи и Милона.
  3. Стародуму становится известно, что госпожа Простакова намеревалась насильно обвенчать сына и Софью, тайком от всех.
  4. Правдин оглашает документ об опеке над имением Простаковых.
  5. Стародум узнает во Вральмане своего кучера.
  6. Стародум, его племянница и Милон отъезжают.
  7. Разочарование Простаковой.

Для более подробного знакомства необходимо изучить краткий сюжет по действиям.

Действие 1

Комедию начинает сцена, в которой хозяйка отчитывает Тришку за плохо сшитый кафтан для ее сына. Тришка отвечает, что сообщал ей о неумении делать эту работу. Барыня собирается наказать портного. Скотинин вмешивается в скандал, защищая Тришку, но портного прогоняют.

У девушки никого, кроме дядюшки нет. Но тот уехал в Сибирь, не дает знать о себе. В беседе обнажается корыстная сущность Скотинина. Ему нужны свиньи в селах, принадлежащих Соне, и достаток.

Софья приходит с посланием от дяди. Простаковы пытаются убедить девушку, что письмо не мог написать Стародум. Когда Софья пытается их убедить в обратном, прочитав письмо самостоятельно, оказывается, что участники разговора не умеют читать. Письмо поручают прочесть вошедшему гостю, Правдину. Из этого послания становится известно, что Софья богата.

В этот момент слуга сообщает о расположившихся в деревне солдатах с командиром Милоном.

Действие 2

Оказывается Милон с Правдиным друзья. Они рассказывают друг другу о целях своего приезда.

Правдин приехал сюда по поручению государя сбить спесь с матушки недоросля. Милон едет в столицу на встречу с любимой, которую не видел несколько лет, поскольку ее забрали под опеку родственники после того, как ее родители умерли.

В это время мимо них проходит Соня. Именно она есть возлюбленная Милона . Девушка жалуется, что Простаковы хотят отдать ее замуж за глупого Митрофана.

Мимо проходят Митрофан и Еремеевна. Няня убеждает воспитанника учиться.

Действие 3

Приезжает Стародум, ему Правдин рассказывает о планах Простаковых относительно Софьи.

Тут подходит племянница, она рада встрече с дядей . За этот период произошла драка между Простаковой и Скотининым.

Простакова видит Стародума и дает указание Еремеевне позвать сына с мужем. Все семейство с напускной радостью приветствует дядюшку Софии, льстиво обнимают его. Митрофанушка повторяет слова матери.

Стародум сообщает, что забирает племянницу, чтобы выдать замуж. Простакова вместе со Скотининым пытаются убедить дядю, что лучше племянницу оставить здесь. Госпожа утверждает, что у них в семье учеба не уважаема, но Митрофанушка усердно занимается. Правдин говорит что гостю нужно отдохнуть. Все уходят по своим делам.

Остаются учителя Митрофана. Они беседуют о том, что Митрофан не желает обучаться ничему.

Входит Митрофан с матерью, которая упрашивает сына хоть немного позаниматься. Но когда Цифиркин задает задачи Митрофану, мать решает их за сына, но по-своему. А как только Кутейкин приступает к обучению юноши грамоте, приходит Вральман, начинает убеждать Митрофана в ненужности такого обучения. Его поддерживает мать.

Действие 4

Стародум беседует с племянницей. Дядя поясняет ей, что знатность и должна не по делам начисляться, а по тому, кто и сколько для отечества сделал. Говорит он о семье: муж с женой обязаны понимать и поддерживать друг друга.

В этом действии происходят события, которые приводят Стародума к решению выдать Софью за Милона.

Действие 5

Логический конец пьесы: Простаковым предстоит ответить за свои поступки и злодеяния.

Краткий пересказ «Недоросля» позволяет понять основную суть произведения даже тем, кто его не читал.

«Крылатые» высказывания Простаковой

Мать Митрофана сама малограмотна, не очень стремится к культуре речи. Она отрицательно влияет на воспитание сына. А цитаты из произведния говорят о ее характере. Вот, например, так она врет Стародуму о себе: «Отроду, батюшка, ни с кем ни бранивалась. У меня такой нрав».

Сына во время занятия с учителем арифметики она поучает так: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

… «коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…»

В результате ее любимый сынок вырос эгоистом, предает свою мать, показывая пример бессердечия.

Важно! Проблема воспитания всегда была и будет. Потому нынешнему читателю интересно и полезно будет изучить комедию. Она покажет, к каким последствиям может привести недостойное воспитание, заставит задуматься родителей и их детей.

Письмо Митрофану

Что бы написали современные школьники Митрофану? Попробуем привести один из примеров.

Здравствуй, Митрофан! Пишет тебе школьница из 2017 года. Я прочла комедию «Недоросль» и сделала вывод, что ты совершенно не стремишься ничего знать, не любишь учиться. Тебе неинтересна ни одна наука. Такое отношение к учебе недопустимо! В третьем тысячелетии без образования не прожить. Если ничего не знать и ничему не учиться, потом невозможно будет найти работу. А это не даст возможности заработать средства, чтобы можно было жить.

Таких глупых людей у нас не уважают. Да и в обществе невозможно будет адаптироваться. Я бы сказала тебе: «Учись, познавай мир. Это ведь так интересно!».

Комедия Фонвизина является знаковым произведением, показавшим острые проблемы общества , современного автору. В пьесе противопоставлены образованность, воспитание, принципы морали тупому невежеству, своенравным и злобным поступками помещиков. Тонкая сатира Фонвизина, его умение показать проблемы общества, позволяет даже сейчас с удовольствием читать комедию.

Денис Фонвизин, Недоросль

Вывод

Выходит Стародум. Глянув на книгу Софьи и увидев, что её автор – Фенелон , он хвалит её за хороший выбор чтения. Стародум признаёт Фенелона высоконравственным писателем, но не жалует «нынешних мудрецов» – философов-просветителей , ибо они «искореняют сильно предрассудки, да воротят с корню добродетель».

Денис Иванович Фонвизин

Стародум и Софья заводят беседу о нравственности и морали. Стародум советует, чтобы Софья, вступая во взрослую жизнь, искала себе достойных друзей и шла прямой и честной дорогой, невзирая на злословие и зависть. Софья спрашивает: правда ли, что счастье состоит в знатности и богатстве? Стародум отвечает: степень знатности надо рассчитывать по числу дел, которые человек совершил для отечества, а богатство – по величине средств, отдаваемых зажиточным гражданином на помощь неимущим. Стародум убеждает племянницу: без добродетели не бывает прочного счастья. Человека, который заботится лишь о собственных выгодах, всегда терзает мысль, как бы не «сверзиться» с вершины довольства. Среди людских качеств важен ум, но он ценен, лишь если соединён с благонравием. Стародум излагает Софье и свои мысли насчёт обязанностей дворянина. По его мнению, дворянское звание пристало лишь тем, кто оправдывает его важными и полезными делами. Прочие же дворянами быть недостойны. В человеческой жизни очень важны и семейные добродетели. Муж и жена должны состоять в сердечной дружбе друг с другом и не предаваться порочному поведению, которое рушит семью, лишает детей отца и матери.

Софья восхищается советами Стародума, которые совпадают с её собственным душевным настроением.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление III

Подошедший камердинер подаёт Стародуму письмо, присланное ему из Москвы графом Честаном. Стародум просит, чтобы Софья сходила за его очками.

Явление IV

Оставшись один, Стародум замечает вслух, что граф в письме, вероятно, возобновляет своё прежнее предложение: выдать Софью за своего племянника Милона.

Явление V

Софья приносит очки. Стародум читает письмо Честана. Граф действительно пишет о Милоне, извещая, что тот сейчас ведёт в Москву солдатскую команду.

Явление VI

Правдин подводит к Стародуму офицера, которого тот раньше уже мельком здесь видел, и представляет его: «Милон». Удивлённый и обрадованный Стародум говорит Милону, что много слышал о достоинствах его характера из рассказов графа Честана. Милон отвечает очень скромно, однако Стародуму, известно: этот юноша уже бывал в боях и проявил себя отважным офицером. Дальнейший разговор ещё сильнее убеждает его в благородстве Милона.

Замечая симпатию собеседника, Милон просит у Стародума руки Софьи, которая подтверждает, что их любовь друг к другу взаимна. Стародум тут же восхищённо соединяет их руки, давая согласие на брак.

Явление VII

Подходит Скотинин. Ничего не зная о произошедшей только что сцене, он вновь начинает просить у Стародума руки Софьи. Стародум отказывает, говоря, что не желает отдавать племянницу за малознакомого человека. Скотинин расписывает достоинства своего рода, уверяя, что он древнее самого Адама . Все начинают смеяться, ибо, согласно Библии, до Адама бог создал «зверей земных» и, значит, род Скотинина вправду идёт от скотины.

Озадаченный Скотинин начинает подозревать, что Милон – его соперник, но рассчитывает легко взять верх над ним.

Явление VIII

Входят господин и госпожа Простаковы с Митрофаном. Родители начинают расхваливать Митрофана перед Стародумом как завидного жениха для Софьи. Они особенно упирают на то, что их сын «обучен всем наукам».

Правдин и Стародум решают сделать краткий экзамен познаниям Митрофана. Правдин осведомляется, знаком ли недоросль с грамматикой, и, услышав, что да, спрашивает: слово «дверь» – существительное или прилагательное? Митрофан отвечает, что та дверь, которая уже висит на петлях, – «прилагательна, ибо приложена к своему месту, а вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». Стародум смеётся: «Так у тебя и слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?» – Митрофан подтверждает: «Да».

Он рассказывает, что «так же силён и в истории», ибо постоянно слушает различные истории от немца Вральмана и скотницы Хавроньи. Правдин интересуется: а как насчёт географии? Оказывается, что ни Митрофан, ни его родители даже не слышали названия такой науки. Правдин объясняет: это – описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь». Простаковой такая наука кажется несерьёзной: «Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Дворянин только скажи: повези меня туда, – они и свезут, куда изволишь. Вот мой батюшка был воеводой 15 лет. Так он даже грамоте не знал, зато после каждого просителя что-нибудь клал себе в железный сундук, да так и помер, на нём лежучи».

Скотинин вспоминает их общего дядю, Вавилу Фалалеича. Тот о грамоте и не слыхивал, но голова у него была сильная: раз он во хмелю разогнался на борзом иноходце через каменные ворота и хватил лбом об их притолоку, так что его аж пригнуло из седла к земле затылком. «Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» Стародум смеётся: «Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы».

Правдина извещают, что ему доставили какой-то пакет, и он идёт за ним. Милон уходит давать приказания солдатам.

Явление IX

Стародум говорит, что не отдаст Софью ни за Скотинина, ни за Митрофана, потому что она уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения.

Стародум уводит Софью. Скотинин и госпожа Простакова в злобе бегают по сцене, задумывая что-то недоброе.

В 1782 году увидела свет новая комедия Д.И. Фонвизина. Краткий пересказ "Недоросль" поможет разобраться в произведении. Чтобы выявить суть комедии, ознакомимся с ней подробно.

Ниже приведен краткий пересказ "Недоросль" по действиям.

Первое действие. Начало

Ну что же, приступим - краткий пересказ "Недоросль" в сокращении. Действие начинается в деревне, принадлежащей семейству Простаковых. Г-жа Простакова злится, злится на Тришку. Ведь тот сшил узковатый кафтан для ее сына. Муж Простаковой с этим также согласен, он привычен в подчинении мнению жены. С Простаковой согласен и ее брат, Тарас Скотинин.

Кафтан - это то, что необходимо Митрофану для сговора его дяди. Это связано с Софьей, являющейся им родственницей, хоть и дальней. Она уже полгода сирота: отец умер еще в ее младенчестве, а мать совсем недавно "отошла". Софью они решили принять не из-за "семейных уз", а для того, чтобы взять под контроль ее имение. Единственный из оставшихся у нее близких родственников, дядя Стародум, уже давно уехал в Сибирь, откуда от него нет известий. Поэтому в семействе Простаковых считают, что он давно уже погиб.

На Софье хочет жениться Скотинин. Опять же по расчету: он хочет завладеть ее имением, в котором водится много свиней. Эти животные - его страсть. Софья об этом даже не подозревает.

Софья - богатая наследница

Краткий пересказ "Недоросль" (Фонвизин Д.И.) продолжается. Девушка получает письмо. Оно от Стародума. А это значит, что он не погиб. Этим не довольна г-жа Простакова, планы которой были нарушены. Она так просто не сдается: решив обвинить Софью в обмане, Простакова говорит, что это, возможно, какое-нибудь любовное письмо. Правда проверить этого она не может, так как она безграмотна. И муж ее, и брат также не могут похвастаться грамотностью. Правдин приходит к ним на помощь. Постоялец с разрешения Софьи зачитывает письмо. Письмо говорит о том, что Стародум решает назначить Софью наследницей. Тогда она становится наследницей капитала, который будет приносить 10 тысяч в год. Тут же Простакову осеняет идея: ведь Софья теперь выгодная партия, поэтому ее можно попробовать женить на Митрофанушке. Но на этом краткий пересказ 1 действия "Недоросль" не заканчивается.

В деревне Простаковых появляются солдаты, а с ними офицер во главе. Офицера зовут Милон. Это пугает г-жу Простакову. Муж ее успокаивает, сказав, что офицер не допустит беспорядка в стане солдат.

Второе действие

Продолжим краткий пересказ рассказа "Недоросль", где во втором действии офицер Милон повстречал своего давнего и хорошего друга Правдина. От него Милон узнает о том, что он является членом наместнического правления. И тут он находится с одной важной целью: возможностью выявления «злонравных невежд», обитающих по различным деревням да поместьям. Ему необходимо определить тех помещиков, которые жестоко и несправедливо обращаются со своими дворовыми людьми и слугами. В семействе Простаковых он и обнаружил вот таких, нерадивых помещиков.

В свою очередь, Милон рассказывает своему приятелю о том, что у него есть избранница, которую он не видел уже полгода и которую он горячо любит. И вот совершенно недавно он узнал, что его любовь увезли к себе дальние родственники. В это самое время он видит свою любовь.

Претенденты на роль жениха

Софья и Милон рады тому, что встретились. Софья поведала Милону о том, что ее собираются насильно выдать за сына Простаковых, Митрофана. Милона это известие заставляет ревновать, но лишь до тех пор, пока он не узнает больше о своем "конкуренте".

Краткий пересказ "Недоросль", действие 2, продолжается тем, что Скотинин, вмешавшись без церемоний в разговор, также предъявляет претензии на "руку и сердце" Софьи. Правдин ему сообщает, что он не единственный претендент на Софью. Узнав, что его племянник составляет ему конкуренцию, он приходит в ярость.

Митрофанушка, когда идет на занятия, попадается Скотинину, и тот хочет «выяснить с ним отношения». Он почти что с кулаками бросается на племянника, но того вовремя защищает Еремеевна, прикрывая собой. Ей удается прогнать Скотинина.

Митрофанушка - "горе"-ученик

Краткий пересказ "Недоросль" продолжается тем, что к Митрофанушке являются его учителя: Пафнутьич, по фамилии Цыфиркин, и Сидорыч, по фамилии Кутейкин. Цыфиркин (сержант в отставке) преподает арифметику. Кутейкин же учит Митрофанушку грамоте, с помощью Псалтыря, а также Часослова. Сам Кутейкин - дьячок.

Митрофан не хочет учится. Матери он говорит, что после устроенной дядюшкой «таски» ничего ему не идет в голову. Еремеевна кратко рассказывает о случившемся столкновении, которое произошло между Скотининым и Митрофаном. Простакова же, пытаясь утешить сына, говорит о скорой его женитьбе. Она тут же велит накормить обедом учителей.

Простакова осталась недовольна тем, как за Митрофана заступилась Еремеевна. И она высказала это Еремеевне. От этого она плачет, а ее успокаивают "учителя".

Третье действие

Продолжим краткий пересказ. 3 действие "Недоросль" начинается с того, что приезжает Стародум. Прежде чем увидеться с хозяевами, он решает побеседовать со своим старым знакомцем Правдиным. Стародум предается воспоминаниям, как еще при Петре 1 его отец служил. Он считает эти времена "золотыми". Стародум приезжает в это имение с целью освобождения своей племянницы от "этих невежд". Поэтому он так скоро и покинул свою службу. Также он рассказывает о несправедливости, когда не выслуга, а знатность играют роль. Его в связи с этим «обошли чином». Когда же Стародум вышел в отставку, то переехал ко двору в Петербург, но быстро понял, что это не его.

Драка

Стародум наконец увидел свою племянницу, пообещав увезти ее из простаковских владений. Беседа эта прерывается в связи с внезапным появлением «дерущихся» Скотинина и Простаковой. Милон же пытается их разнять. Стародума это весьма и весьма развлекает, ему забавно смотреть на эту сцену.

Г-жа Простакова в какой-то степени неприятно раздражена тем, что незнакомец веселится, но как только она понимает, кто перед ней, то она изменяется моментально: она сразу же начинает лебезить, в тоне и манере разговора проявляется раболепие. Она хочет склонить Стародума к тому, чтобы он принял решение о женитьбе ее сына на Софье.

Решается судьба Софьи

Стародум, решив не ходить вокруг да около, говорит о своем решении: он хочет отвезти Софью в Москву. Там он собирается выдать замуж ее за хорошего молодого человека, у которого много достоинств. Для многих эта новость была удивительной и даже обескураживающей. Софья больше других была этим известием поражена. Стародум также говорит, что выбор жениха - это то, что зависит исключительно от Софьи. Это многим возвращает частичку надежды.

Недоросль Митрофанушка

Г-жа Простакова решает поведать Стародуму о том, насколько образованный ее Митрофанушка. В этом она во многом обязана Вральману - немцу, находящемуся у нее на службе уже 5 лет. При этом получает он больше, чем другие учителя у Простаковой. Триста рублей в год - это его заработок, тогда как у остальных - всего лишь десять рублей. Вральман учит Митрофанушку французскому и другим наукам.

Мать тоже мешает, часто на уроках прерывая Цыфиркина, который задает Митрофану задачи. Она считает арифметику пустой наукой. По ее мнению: «Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтём и без Пафнутьича хорошохонько». В итоге Цыфиркина сменяет Кутейкин. Но тут уже вмешивается Вральман, когда Митрофанушка начинает бессмысленно повторять строки из Часослова. Он говорит, что можно обойтись и без грамоты. По его мнению, Митрофанушке необходимо лишь знать о том, как жить на свете. Поэтому он отпускает Митрофанушку порезвиться. Это очень не понравилось Цыфиркину и Кутейкину, которые хотят побить Вральмана. Но тому удается вовремя сбежать от неминуемой расправы.

Краткий пересказ "Недоросль", 4 действие

Краткий пересказ "Недоросль" (Фонвизин Д.И.): Софья читает книгу автора Фенелона, в которой написано о воспитании светских девиц. Стародум решает побеседовать с ней о добродетели, о ее проявлениях. Получив от графа Честана письмо, Стародум узнает, что тот видит своего племянника мужем Софьи. Стародуб размышляет о Милоне, которого считает достойной партией Софье. Софья же признается в своей любви к Милону. Познакомившись с Милоном, Стародум понимает, что это достойный молодой человек. Он рад, что его племянница сделала такой выбор. О лучшем он и мечтать не мог. Он благословляет данный брак.

На сцене опять женихи

Появляется Скотинин, который просит о том, чтобы Стародум благословил его и Софью. При разговоре он показывает себя глупым человеком. Стародум высмеивает его.

Г-жа Простакова интересуется, не мешают ли отдыху Стародума. Чтобы не побеспокоили гостя, она заставляет весь дом ходить на цыпочках. Она просит Стародума проэкзаменовать Митрофанушку. Митрофан показывает свое незнание. Мать же, пытаясь защитить сына, говорит о том, что он и так проживет, без наук.

На вопрос Митрофана о женитьбе, Стародуб говорит, что не бывать этому. Ведь Софья уже «сговорена за другого». Простакова же в злобе бегая по комнате, строит различные планы, как бы не дать Софье уехать.

Пятое действие, последнее

Краткий пересказ комедии "Недоросль" подходит к концу. Правдин и Стародум беседуют. Пытаются решить, как поступить с Простаковой, как бы ее злой нрав изменить. Есть решение: взять под опеку имение Простаковых с целью недопущения подобного в дальнейшем. Дальше они рассуждают о царе, о его добродетели, а впоследствии и о благонравии его подданных - дворянах.

Милон удачно отбивает Софью у Еремеевны и дворовых людей, принадлежащих Простаковой. Они хотели с помощью силы затащить Софью в карету, которая должна была отвезти ее в церковь, для венчания с Митрофанушкой.

Правдин считает, что этот поступок Простаковой дает повод пожаловаться на нее правительству. Это было бы серьезным наказанием для Простаковой. Та умаляет их пощадить ее. Милон и Стародум решают, что она - низкая особа, но жаловаться они не будут. Теперь они понимают, что ее уже не изменить. Да и Простакова тут же это доказывает: поняв, что она прощена, она решает устроить расправу над своими людьми. А все из-за того, что не смогли удержать Софью. Правдин быстро сбивает агрессивно настроенную Простакову тем, что достает бумагу об опеке над ее поместьем.

Скотинин быстро отступает, благоразумно решив, что может сам попасть "под раздачу". Правдин также отказывает Простаковой и в отсрочке, которая, по его мнению, семейству не нужна.

Развязка

Завершается наш очень краткий пересказ "Недоросль" тем, что Стародум узнает во Вральмане своего кучера, которого по его просьбе и берет обратно на службу. Кутейкин требует за свою работу денег, Цыфиркин же отказывается от своей заработной платы, так как, по его мнению, он этого не заслужил. Ведь он не смог обучить Митрофанушку. За такой благородный жест Правдин и Милон награждают Цыфиркина, Кутейкина же стыдят.

Софья, Стародум и Милон прощаются с Правдиным. Простакова же в горе бросается к своей последней надежде, сыну, но тот лишь пытается от нее отвязаться. Простакова от этого еще больше страдает. Софья даже хочет утешить Простакову, она жалеет ее. Простаков думает, что такого недоросля можно исправить только на службе, там ему будет самое подходящее место. Стародум же указывает Правдину на Простакову и говорит, что вот они, "плоды злонравия, достойные своих родителей". Так заканчивается краткий пересказ произведения "Недоросль".

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

В имение Простаковых приезжает Стародум . Первым встречать его выходит знакомый с ним Правдин. В диалоге с Правдиным Стародум кратко рассказывает историю своей жизни. Отец, служивший Петру Великому, воспитал его по обычаям петровского века , когда «придворные были воины». Он учил Стародума быть правдивым и честно служить отечеству, иметь прямую душу, без которой «просвещённейшая умница – жалкая тварь».

Денис Иванович Фонвизин

В молодости Стародум поступил в военную службу, участвовал в боевой кампании, был ранен, но вышел в отставку, когда узнал, что один его знакомец, знатный, но трусливый граф, почтён более высоким чином, хотя скрывался от сражений. Оставив армию, Стародум приехал в Петербург и случайно попал ко двору, но не ужился и там, ибо «на этой большой дороге прямо почти никто не ездит, а все выворачивают крюком, а если встретятся на пути, то разойтиться не могут, один другого сваливает». При дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся». Стародум поспешил «убраться оттуда без хлопот», не то его всё равно бы выжили. «Я рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней. Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да принес домой неповрежденно мою душу, мою честь, мои правилы».

Честным трудом нажив богатство в Сибири, Стародум недавно услышал, что грубые родственники притесняют его племянницу Софью, и приехал помочь ей. Но он не торопится действовать сразу и наобум, а хочет сначала всё разузнать, осмотреться. «У меня правило: в первом движении ничего не начинать».

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление II

Появляется Софья и радостно бросается к Стародуму. Тот обнимает племянницу и говорит, что приехал ей на выручку: «Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось из рук вырвать добычь от порока».

Стародум рассказывает Софье о своей жизни в Сибири, земле, «где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Он говорит, что нажил там столько, «чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». Стародум, впрочем, не раб своего богатства. О деньгах он отзывается с пренебрежением: «Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Явление III